Известия русских дипломатов в 1762-63 из Персии "В зиму 1762 года Керим-хан воевал с Тавризским ханом Фатх Али, которого осадил в крепости Румийе и, «окружа крепость валом, возведенным выше крепостных стен, готовился к штурму». У Керим-хана было 20 000 войска, у Фатх Али-хана — только 6000. Измена в лагере Керим-хана чуть не стоила ему жизни. Ибрагим-хан — один из командиров Керим-хана — и еще десять ханов сговорились «учинить ему измену» и написали письмо Фатх Али-хану, «предаваясь на его сторону», «обещаясь при сражении с Керим-ханом чинить от себя всякую оплошность», чтобы был разбит Керим-хан. Гонец, возвращавшийся из крепости, был задержан, тайная измена ханова открыта. Керим-хан сам: отправился в ставки изменников, каждого порознь разбудил и велел немедленно идти в свою ставку для «нужнейшего секретного генерального совета». Ханы, «не ведая о своем оказавшемся умышлении и погибели, думая то вправду, один по единому приходящие, в ставке его караульными передавлены девять человек». Два хана-заговорщика, «неведомо как уведомясь», тайно бежали к Фатх Али-хану. 20 декабря 1762 года Румийе была взята Керим-ханом. Попавший в его руки Фатх Али-хан был ослеплен" "Керим-хан, его брат Ших Али-хан и другие лица были «в поле для гуляния на лошадях, где они между собой имели скачку. Причем Ших Али-хан, не почитая его (Керим-хана. — Л. С.), убегал неоднократно вперед, Керим-хан, на сие озлобясь, сказал ему: разве он (Ших Алихан.— Л. С.) хочет быть шахом? А Ших Али-хан, напротив, на то ответствовал грубо о своем нежелании, а припомнил о его векиля того происке. А как повозвратились в квартиры, так Керим-хан, напившись пьян, в ночное время, никому было неведомо, призвал его Ших Алихана к себе и, взяв сам, выколол ему глаза. Узнав об этом, жена и дети, прибежав в покои векиля, учинили ввеликой вопль, крик и ему немалое ругательство, поносительными словами о таком ево безчеловечьи; токмо он выгнал их от себя, а наутро проспавшись и очувствуясь, плакал, причитая, что он теперь пропал. Он корил ханов, что его от сего зла не отвратили, а напоследок, озлобясь за сие на них, человек их до 20 передавил». 14 Керим-хан послал в Рящ курьера, требуя прибытия Незер-хана. 3 мая 176-3 года он прибыл в Румийе. «Керим-хан давал ему свою саблю на отсечение себе головы». Незер-хан ему нареканий не чинил, но рекомендовал подумать о своей безопасности. Смятение продолжалось несколько дней." "По возвращении в Астрахань Алтышев сообщил ряд интересных сведений о внутреннем положении Персии. К этому времени власть Керим-хана распространилась почти на всю страну, кроме Хорасана, в котором укрепился внук Надир-шаха Шухрух и Астрабада, который «ни у кого не во владении». Керим-хану принадлежали «Испагань, Тевриз, Кашан, Кизбин (Казвин), Кирман, Гилянская и Мизондронская (Мазандеранская) провинции со всеми принадлежащими к ним местами». Из этого перечня следует исключить Кашан, так как «брат Керим-хана — [70] Зеки-хан, который, награбив в Испагани денежной казны 400 000, взбунтовался, с 25 000 войском стоит в Кашане». Керим-хан с ним военных действий не ведет, «а других никого противников ему, Керим-хану, не слышно». «О восстановлении в Персии шаха ни от кого согласия нет»,— сообщал переводчик. «Против России никаких противных замыслов не предвидится», — подчеркивал Алтышев." Переводчик, проделавший на лошадях путь от Зинзили до Тавриза к обратно, «видел по деревням от разорения людей в крайней бедности и нищете». В г. Тавризе, где недавно было девять больших слобод, «в коих состояло от одной до пяти тысяч домов», Алтышев не насчитал и девятисот домов.
1768. в 1768 году Гедаят-хан откровенно говорил консулу Боголюбову: Керим-хан «и подлинно теперь здесь никому не страшен, распустя на волю свои войски и имея толко в [75] Ширязе и в других крепостях до четырех тысяч в свое охранение. Устав сам и обременен своей старостью, сидит три года уже без выездно в построенной им тамо крепости, обезоруживая у крепостных ворот приставленными караулами всех в Ширяз въезжающих». 35 От мятежей Керим-хан удерживал своих ханов только тем, что содержал в Ширазе и Казвине их жен и близких родственников в качестве заложников-аманатов, Он хранил у себя «множество собранного скупостью в деньгах серебра и золота в скудость народную для ветренных сыновей своих. Ни в какие дела с должной верховном правителю твердостью не вмешивался, дав неограниченную власть ханам над народом»
Завоевание Кашгарии Цин Восточной окраиной исламского мира была Кашгария. Там с давних времён боролись за власть две ветви шейхов (ходжей) тариката Накшбанди - черногорцы и белогорцы. в 1755 белогорцы - братья -ходжи Хан-ходжа и Бурхан-ад-дин одержали окончательную победу и истребили черногорцев. В этот период Цин завоёвывает Ойратское ханство , вассалом которого числилась Кашгария. в 1756 ходжи казнили родственников последнего ойратского хана Амурсаны, но не выполнили требование о выдаче их Цин. в 1757 в Кашгарию был направлен цинский посол Амэйдо с отрядом и требованием дани. он был убит в Кучаре при неясных обстоятельствах. в 1758 цинские войска двинулись в Кашгарию. Ходжи сумели бежать из осажднноо Кучара и организовать сопротивление. после длительной осады Кучар был взят. но атака на Яркенд отбита. 1759 получи подрепления цинские войска завершили покорение страны, ходжи бежали на Памир, а затем в Бадахшан, где были убиты. Бадахшанский эмир признал себя вассалом Цин и выслал отрубленную голову одного из ходжей в Пекин. перед этим они успели послать гонца в казахскому Аблай-султану с просьбой о помощи, но не получили её. Аблай признал власть Цин (Ещё в 1756 хан среднего жуза казахов Абулмамбет присягнул Цин, Аблай был вторым человеком и в этом жузе и правил независимо.) в 1760 уйгуры Кашгарии подняли восстание, но оно было подавлено. оппозацию Цин возглавил князь Коканда и Ташкента Ирдана-бей. Он укрыл у себя наследника Ходжей и связался с Ахмад-шахом Дуррани , предложив тому возглавить антицинскую коалицию. Какие действия предпринял афганский падишах, вопрос спорный. Есть известия о том, что он послал отряд к Ташкенту. Но сам он в 1763 с основным войском отправился в Индию. но во всяком случае, экспансия Цин в регионе на этом остановилась.
Напиши, пожалуйста, каким образом султан был еще и римским императором (или румским)? Можно ли найти исторические параллели с политическим устройством Зап. Европы и если да, то какого периода? Или их развитие не может сравниваться?
ну ведь он завоевал Византию , а византийский император вообще-то титуловался римским (слово Византия изобрели немецкие профессора) ну вообще это период перехода к феодальной раздробленности ) сама же османская система 18 в. очень близка российской 17 века (Россия в своё время с Турции картинки и рисовала)
Здесь http://www.lechaim.ru/ARHIV/180/ahiezer.htm "После завоевания Крыма Россией (1783 год) впервые было узаконено различие в статусе между евреями-раббанитами и евреями-караимами. Последние предприняли немало усилий для того, чтобы избежать суровых законов российского правительства, ограничивавших права евреев. В 1795 году к Екатерине II отправилась делегация караимов Крыма, которая добилась для своих единоверцев права на владение недвижимостью и освобождение от наложенной на евреев империи двойной подати. В течение последующих лет российские монархи продолжали благоволить к караимам. До конца XVIII века крепость Джуфт-Кале являлась крупнейшим административным, культурным и религиозным центром крымских караимов. В 1731 году караимы крепости основали первую в Крыму типографию. И поныне здесь находятся два караимских храма, жилые и хозяйственные постройки, развалины школы, монетного двора, мастерских. Рядом с Джуфт-Кале, в живописной долине, названной по аналогии с иерусалимской Иосафатовой, расположено древнейшее кладбище караимов. Тысячи надгробий являются свидетелями многовекового проживания караимов в крепости. Высокой честью у караимов считалось быть захороненным в этом всенародном некрополе. Выдающимся людям, умершим вдали от родины, на территории кладбища устанавливались памятники-кенотафы. Особым почитанием пользуются растущие на кладбище вековые дубы. Панический страх перед их уничтожением отразился в народном названии этих библейских указателей родовых захоронений – Балта тиймез ("топор не тронет"). Иосафатова долина близ Джуфт-Кале
Помимо мусульманских "великих держав" , было два региона с господством княжеского мелкодержавия. Первой областью таких независимых княжеств был Кавказ, вторым- Аравия.
Теймураз - царь Картли. В 1760 прибыл в Петербург просить помощи России. скончался там 8 января 1762 г. владения унаследовал его сын Ираклий, уже бывший к тому времени царём Кахети
Почему они избрали ближневосточную модель, а не европейскую? Потому что с ними контакты были теснее? По какому поводу? По-прежнему досаждал исламский мир, несмотря на отмену работорговли годом раньше? Просьбу, надо полагать, не удовлетворили? Как вообще прошла встреча?
Работорговлю запретили только в Имерети. Главное беспокойство доставляли регулярные набеги горцев из Дагестана ("лезгин "). Но вообще положение всех этих закавказских княжеств было подвешенным. Независимыми они стали после убийства Надир-шаха и статус их был таким же призрачным как у прочих иранских ханств. Не удовлетворили. Царя любезно приняли и наградили орденом Андрея Первозванного. выбирали в 16 веке. тогда Османская империя превосходила по могуществу любую европейскую державу, а реально из западных была хорошо знакома московитам только польско-литовская. Кстати, в это время архиепископом во Владимире сидел его двоюродный брат католикос Антон, которого Теймураз выгнал из Грузии. И в России же проживал претендент царевич Александр (бывший, как говорили, одно время любовником Елизаветы Петровны).
Аравия В Аравии племенной строй реально лежал в основе всех социальных отношений. И если для других районах речь больше идёт о племенах-вождествах или племенах-аристократических кланах, то в Аравии это были настоящие кочевые племена. возглавляемые шейхом, власть которого держалась на одном авторитете. Вождём или князем (эмиром) такой шейх становился только захватив власть в оазисах и обзаведясь гвардией из чёрных невольников-абдов. 18 век - период бедуинской экспансии - кочевники продвинулись до самого Дамаска, прогоняяя крестьян. Племена из глубин Аравии овладели побережьем Персидского залива и Хузестаном, основав там множество эмиратов (все нынешние эмираты возникли тогда). Относительно крупных государств было два - это теократические имаматы - зейдитов в Йемене и ибадитов в Омане. В Омане к власти в сер. 18 в. пришла новая династия , возглавившая борьбу за изгнание захватчиков Надир-шаха. Традиционно Оману принадлежали колонии на Восточном побережье Африки, часть их удалось вернуть. В Центральной Аравии начал усиливаться эмират Дирийя, принявший духовное руководство шейха ибн абд-аль Ваххаба. Учение ваххабитов отличалось ультра-ортодоксальностью и требовало уничтожения всех новшеств - прежде всего культа святых. Всех не-ваххабитов шейх рассматривал как не-мусульман. Он составил подробные инструкции на все случаи жизни - в том числе как надо зевать, чихать, шутить и т.д. В общине был принят демонстративный демократизм и широкая благотворительность. Ощущение, что ислам оброс ракушками и нуждается в очищении было распространено широко , поэтому движение начатое на задворках исламского мира получило широкий отклик.
Армяне Ту роль которую часто приписывают евреям в действительности на Ближнем Востоке играли армяне. Они были воистину вездесущи и нигде не составляли большинства (на территории нынешней Армении их было процентов 20 населения). Больше всего их было в восточных районах Анатолии, где были армянские крестьяне. О католикосе Эчмиадзина писали: "Сей Патриарх великую имеет силу во всех тех местах, и почти вся нация повинуется его повелениям. Он почти самовластен. О монастыре том могу сказать, что нет в свете его богатее, разве монастарь Св. Иоанна Лорета в папском владении состоящий, и собственные папские сокровища с сим армянским монастырем могут сравняться. В нем находится великое множество монахов и архиереев, ибо при каждой должности монастырской начальником должен быть один из архиереев и от мала до велика все богаты. Сокровище монастыря сего неизвестно где хранится, но, кажется, содержат его в подземных местах для безопасности." По всему миру же были разбросаны очень богатые армянские торговые общины. В Иране был знаменитый армянский город Новая Джульфа , долго державший всю внешнюю торговлю страны. Но из-за смут торговые пути из Индии в Турцию пошли морем. Много армян перебралось в Индию (и далее в Бирму). В Мадрасе возникает ок. 1770 г. кружок армянских просветителей и учреждается типография. Новым армянским центром становится русский берег Терека. Были богатейшие купцы - посредники между Россий и Востоком. Например, выдвинулся знаменитый впоследствии Лазарев, который помог России приобрести легендарный алмаз с трона Великого Могола, увезённый Надир-шахом (алмаз"Орлов"). Сильная и старинная армянская самоуправляющаяся община (унитская) была в Польше . Т.о. именно армяне в 18 веке были универсальными посредниками между Европой, Ближним Востоком и Индией.
Этот кружок в частности выработал конституцию будущего армянского государства. Т.е. там был собственный "сионистский проект" . Почему же в историческом соревновании торговых диаспор выиграли евреи? Думаю, только потому, что армяне были связаны с закатывающимся ближневосточным миром, в то время как евреи оказались вблизи нового локомотива мировой цивилизации. И все армянские проекты делали ставку на Россию, как на будущего покровителя армянского государства. В некотором смысле эти планы осуществились. Армения существует.
В то время когда в Европе бушевала Семилетняя война развернулась великая Битва за Индию. Действующие участники: Могольский двор и его вассалы-субардары: наваб Ауда наваб Бенгалии ( 20 млн. подданных) наваб Карнатика низам Хайдерабада (20 млн. подданных) Падишах Афганистана - Ахмад -шах Дуррани рохиллы - афганские наёмники осевшие в Индии, признавали власть Ахмад-шаха Маратхская конфедерация. индусская.во главе номинальный император и реальный правитель - пешва. номинальные вассалы - 5 главных маратхских владетельных домов. Английся ост-индская компания Французская ост-индская компания
Французская и Английская компания начали войну не дожидаясь европейской (единственно не штурмуя фактории, а действуя как бы как наёмники). Каждая стремилась посадить своего кандидата в Карнатик. Поскольку Карнатик считался вассалом Хайдерабада, он был втянут в конфликт. В итоге французы организовали заговор в результате которого низам был убит, а на престол сел французский ставленник. Но его пришлось защищать, потому что на престол претендовал ещё его брат. Маратхи со своей стоорны непристанно вторгались в Хайдерабад , временами как бы поддерживая одного из кандидатов. Периодически в боевых дествиях участвовали Танджур и Майсур. В Карнатике французам так и не удалось победить, хотя новый низам делал для них всё и даже назначил навабом Карнатика франузского губернатора. Но губернатора отозвал король. Потом началась семилетняя война и прибыл новый французский командующий Лалли. Он тут же вошёл в конфликт с командующим в Хайдерабаде - Бюсси. (Лалли был ирландец, ненавидел англичан.. индийцев называл неграми, и считал что со всеми ними не исключая раджей нужно обращаться как с рабами на плантациях, он был горяч, жесток и был психованным волюнтаристом. Бюсси прослужил в Индии 23 года, знал восточные языки, разбирался в тончайших интригах и был хладнокровен как удав.). В итоге Лалли вызвав Бюсси разрушил всю выстроенную им систему контроля над Хайдерабадом, Бюсси не горел желание помогать. Они писали друг на друга доносы, Бюсси поал в плен, а англичане победили, взяли французскую столицу Пондишери и сожгли её. Это только деканская компания. При этом индийские участники событий предавали друг друга, наносили удар в спину, интриговали и нарушали договора через неделю после подписания. "Игра престолов" - детский сад.
Великий Могол в этих событиях тоже косвенно участвовал, потому что легитимация любого правителя Хайдерабада и Карнатика осуществлялась только фирманом (указом) падишаха. Поэтому все стороны постоянно интриговали при могольском дворе для получения нужного документа.