Так на самом деле называется знаменитая книга Шпенглера.) Эта книга вышла в 1918 году. Сбылись ли пророчества? Как ни странно, да ) Хотя я здесь много писал о прогрессе. Но именно эти процессы с позиций Шпенглера есть несомненный регресс. Вообще одна из магистральных линий западной мысли последние двести лет, это похороны западной цивилизации. И абсолютно обоснованные . Нас этот вопрос может интересовать ещё и потому , что все доморощенные могильщики Запада занимаются ничем иным как профанацией именно этих западных идей.
Отсчёт мы можем начать с конца 18 века. В 1776-89 выходит том за томом монументальный труд Эдуарда Гиббона "История упадка и разрушения Римской империи". Никаких отсылок к современности там не было. Но эпопея, ставшая в 19 веке одной из самых знаменитых и читаемых исторических работ , произвела сильное впечатление и волей -неволей современники стали искать аналогии. Сам Гиббон склонялся к тому, что одной из основных причин было распространение христианства. как мироотрицающей идеологии. В 1798 г. вышли "Очерки о истории народонаселения" Мальтуса - первое научное обоснование неизбежности грядущего кризиса в силу перенаселения (население растёт в геометрической прогрессии, а средства существования в арифметической). И опять же впечатление произвела именно идея неизбежности конца цивилизации. Затем развивается романтизм - весьма критично оценивший современное состояние общества. как утратившего жизненные силы. Всё это происходило на фоне революционных/наполеоновских войн (1792-1815) - самых кровавых из бывших доселе в истории Европы (4,2 миллиона погибших только солдат). Для одних признаком гибели мира стала сама революция , для других её поражение.
и того и другого ) разговоры это уже симптом ) Для мыслителей 19 века основным показателем было состояние культуры. Как последний великий период воспринималась т.н. Классическая эпоха (кон. 18 - нач. 19 в.) - эпоха немецкой классической философии, венской классической музыки и т.д. Но сам классицизм (в архитектуре, живописи, ДПИ) был уже явно вторичным стилем, началом т.с. "эры стилицизма" - воспроизведения уже существовавших ранее стилей. В Риме ему соответствовала адриановская эпоха сер. 2 в.н.э. В Новое время осознание упадка, вторичности искусства возникло в сер. 19 в. в эпоху эклектики. Масштабный кризис и гражданская война в Риме кон. 2 в. и приход к власти "солдатских императоров", находит соответствие в эпохе наполеоновских войн. распространение христианства как новой идеологии в Риме - распространение гуманных идей Просвещения, замена республиканских институтов стремительно расширяющейся бюрократией - симпотом и позднего Рима и Новой Европы (максимально в 4 и 20 веках). так что аналогии значительны. Но с одной маленькой разницей. В Западной Европы вместо дезурбанизации и сокращения населения, последовали рост населения и городов, мощный экономический подъём и новй виток экспансии. Причина в том, что именно в это время произошёл качественный скачок в производстве , связанный с промышленной революцией и параллельно революция запустила процесс обновления общественных институтов - процесс модернизации. масштабный выброс населения в Америку снизил прирост , оказавшийся ниже роста производства. Т.о. мы видим Два противоположных процесса - первый- намеченный. подобный римскому, второй принципиально новый. Осмыслением их занялись активно в кон. 19 в.
Мы видим целую плеяду выдающихся мыслителей и писателей от Ницше до Гессе и Олдоса Хаксли (к ними прибавим и Данилевского с Соловьёвым), которые именно в период высшего могущества Запада говорили о его конце. И причину лучше всего обозначил именно Шпенглер. Он разделил понятия культура и цивилизация. Когда умирает культура (с её устремлениями к духу, к идеалу, поискам эстетического и личного совершенства), наступает эра цивилизации (с её техницизмом, институтами, стремлением к комфорту и империализмом). Так было в Риме, когда умерла античная культура, зато появились дороги и водопровод, так стало и с Западной (Фаустовской) цивилизацией.
Возможна ли золотая середина между культурой и цивилизацией? Или это неизбежно выльется в компромисс, делающий ущербным одно и другое? Наблюдалось ли приближение к этому где-нибудь и когда-нибудь в мире?
Дело в том, что у Шпенглера это стадии развития общества (цивилизации в смысле цивилизационной теории). Т.е. равновесие наверно там где происходит переход от одного к другому )
Причина по которой возникла эта вспышка пессимизма - это становление "массового общества". Что было воспринято как разрушение естественной иерархии, смена вертикали горизонталью. Для Ницше нет ничего омерзительнее массового человека, интересы которого вдруг оказались целью общества. Демократия, а также национализм, либерализм и социализм - порождения Просвещения, для него есть легитимация убожества, ресентимента и мелких мещанских интересов . (Для Ницше такой идеологией убогих - декадансом -было и христианство, сыгравшее аналогичную роль в Риме). Современный человек 19 века - мелкий эгоист с мелким образованием, мелкими целями. мелкими страстями - стал любимым предметом издевательств и у Достоевского, и у Ибсена, и у Киплинга и для многих других. Что все эти великие устремления и великие страсти, великие порывы и великие жертвы были для того чтобы мистер Смит получал свою газету и ходил на выборы? !
Значит, это можно спросить так: могут ли быть исключения в процессе развития культур, как его видит Шпенглер, при которых заката, или зимы, не возникнет? и при каких условиях? Если культура - это живой организм, может ли он изменить свою природу, существуя не то чтобы "вечно", но хотя бы с перспективой не к гибели, но к трансформации, перерождению? Как Вы думаете?
Я вообще вижу процесс несколько иначе, чем Шпенглер ) Подробнее я изложил свои взгляды в ветке Цивилизационная теория. Соответственно я вижу проект Просвещение не как стадию развития западной цивилизации , а как новую цивилизацию, постепенно вызревавшей в рамках западной и христианской, но затем вышедшей за её пределы.
Если Ницше провидел массовое общество, то Хаксли (1932) уже Общество потребления. И для него оно есть отрицание не только Культуры, но и ценностей христианства, не только Воли к власти, но и ценности страдания, готовности к страданию, как основе христианского сознания. (чтобы оценить , что эта основа не только "достоевского" православия, стоит перечитать Многообразие религиозного опыта Джемса) Т.о. для всех этих мыслителей Закат, не означает материальный и социальный упадок. скорее наоборот - решение всех животрепещущих проблем, за счёт Культуры, Свободы и Духа. Вот, собственно отсюда, происходит та самая идея о бездуховном Западе и духовной России (Данилевский, а вслед за ним и Шпенглер считали Россию отдельной новой цивилизацией). Т.е. духовность в данном случае означает готовность к жертвам и лишениям во имя высшей цели, высших ценностей, нематериального блага. Т.е. говоря языком Гумилёва - пассионарность.
А признаков было всё больше... ) Упадок Рима связывался с падением нравом, сексуальной распущенностью. Увлечением мистицизмом, влиянием востока и пронкновением востоных учений Начало 20 в. этому соответствовало . Изменился художественный стиль. Поздний Рим это нарочитая брутальность, геометричность и примитивизм. Начало 20 в. дало рождение авангарда с её примитивистскими экспериментами. С Диоклетиана отбрасываются последние признаки республиканских институтов, с Константина торжествует идеократия. На Западе идеократические тоталитарные режимы приходят после первой мировой.
События пер. пол. 20 в. ясно демонстрируют вступление индустриальной цивилизации Запада в системный кризис: это великая депрессия 29 г. и две мировые войны (на поле боя в первой погибло 9,5 млн. чел, во второй - 27 млн. чел). Уже в ходе второй мировой начинается демонтаж прямого политического господства западных стран над миром. Полевропы было захвачено советскими "варварами". Но...снова происходит технологическая революция (НТР) и радикальное обновление политических институтов в процессе "постмодернизации" и снова вместо упадка мощный экономический рывок вперёд.
Но мы наверное вряд ли это можем рассматривать как счастливую случайность, спасшую Окцидент от упадка, а скорее как внутреннюю потенцию, которая ждала часа? Которой, видимо, не было у Рима...
Так в чем все-таки секрет Запада в сравнении с Римом, чисто повезло быть выше на вертикально-типологической шкале (спиральная динамика), что помогло открыться новым резервам, или более выгодная цивилизационная специфика в горизонтально-типологической плоскости ("соционика")? Или, вообще, рано радоваться?
Ну, ц-мемовый расклад в Риме выглядит довольно прилично. С базовым сине-оранжевым, значительным красным и присутствием зелёного. Другое дело , что по мере "заката" он явно смещается в красную сторону, а зелёное ядро христианства к моменту его торжества в 4 в. было уже почти скрыто синими завесами (в 3 в. вероятно тоже).
Действительно, если мы попытаемся охарактеризовать новую универсальную парадигму, которая зародилась на Западе (универсальной парадигмой зародившейся в Риме было христианство с широком гностическим хвостом), то в основе её будет лежать экспериментальное математизированное естествознание, которое зародилось не ранее самого конца 16 века. Именно оно стало теоретической базой Проекта Просвещение, а уже с кон. 18 в. /нач. 19 в. развивается теоретическая политическая надстройка (националистический, либеральный и социалистический проекты).