03. Практика Прощения

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 8 июл 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Книга про эту практику выложена здесь: http://dhammasukha.ru/forgiveness-guide/

    Вот короткое изложение (из переписки):

    Практику прощения мы начинаем с того, что принимаем/прощаем себя.

    Представь себе, что ты видишь кого-то, к кому испытываешь симпатию, и этот кто-то страдает из-за того, что винит себя в чём-то, что сделал, в том числе и по отношению к тебе. Вот его это всё угрызает. И ты хочешь его или её обнять, успокоить, погладить по голове. Какие слова ты бы нашла чтобы успокоить этого человека? Поймай это чувство и эти слова. Они будут ключевыми в практике.

    Чтобы простить себя, нужно посмотреть на себя, на свою личность как бы немного со стороны, как на того человека, и «обнять» его/себя, погладить мысленно по голове, сказать эти добрые слова. Что-то вроде – «я не виню себя», «я прощаю себя», «всё это в прошлом», «отпускаю…», «принимаю себя…»

    Начинаем мы с того, что прощаем себя за непонимание. Это все наши недомыслия, глупости, которые мы совершаем и т.д. Надо взглянуть на всё это по-доброму, как мы глядим на недомыслия и глупости, совершаемые ребёнком.

    Вот ты садишься в медитацию и мысленно произносишь – «я прощаю себя за непонимание» или «я принимаю себя со всем своим непониманием». Далее ты сидишь в этом чувстве принятия, пока оно не начнёт угасать, и тогда ты опять произносишь эту фразу. И так далее. Главное тут – это чувство. Чувство нежности, прощения и принятия, направленного к себе, к своей личности.

    Так ты сидишь. Если возникают отвлечения – именно если ты обнаружила, что думаешь о чём-то постороннем – ты применяешь 6R. Отпускаешь, разжимаешься, улыбаешься, возвращаешься к прощению.

    Однако, есть одно но. Если появляется в памяти какой-то человек – без твоих усилий – просто всплыл-вспомнился перед мысленным взором, то это уже не отвлечение, а следующий объект для работы.

    Как только этот человек появился, ты начинаешь практиковать практику прощения по отношению к нему. Точно так же как ты это делала с собой. На каком-то этапе может появиться ощущение, что ты действительно смотришь в глаза этому человеку, что он сидит/стоит перед тобой и ты говоришь ему эти слова и излучаешь чувство прощения/принятия.

    Наступит момент, – со всеми по-разному, но обычно на это уходит от 1-2 дней до нескольких недель, - когда ты вдруг почувствуешь, что действительно приняла, простила этого человека и не испытываешь к нему или к ней никакого негатива. Это будет огромное облегчение. Вплоть до слёз. Тогда – в этот момент или может быть чуть позже – ты увидишь, что и этот человек улыбается тебе в ответ и тоже принимает/прощает тебя. Тогда с этим человеком покончено. J Ты возвращаешься к принятию/прощению себя и пребываешь в этом пока не всплывёт другой человек.

    Если никакой человек не всплывает, значит просто сидишь в принятии себя положенное время (не менее 30 мин).

    Можно чередовать сидение с ходьбой. Ходить в обычном темпе, вперёд-назад. Длина хода метров 6-12. Смотреть вниз, метра на два перед собой. Во всём остальном всё то же самое.
     
    Последнее редактирование: 7 июл 2018
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Прощение в соответствующей медитации не является:
    1. Попыткой забыть.
    2. Попыткой оправдать (в том числе самооправдаться).
    3. Попыткой примириться.
    4. Попыткой изменить чьё-либо отношение.
    5. Попыткой найти способ не меняться и не чувствовать угрызений совести при этом.

    Есть несколько характерных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся во время практики Прощения:
    1. Некто причинил или причинял нам боль.
    2. Мы причинили или причиняли кому-то боль.
    3. Мы совершали или совершаем нечто глупое или непростительное.
    4. Некто совершил или совершает нечто глупое или непростительное.

    Во всех случаях практика Прощения направлена не более и не менее чем на то, чтобы выработать более трезвый, менее личностный взгляд на события.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Принятие это прежде всего такой взгляд на себя и других, при котором мы не сердимся (а также не боимся и т.д.). Это - главный критерий. Не сердиться на себя за то, что кажется нам недостатками, не означает прекращение попыток измениться. Изменения возможны (а может быть - единственно возможны) без гнева, через доброжелательное отношение, через любящее внимание. Несмотря на собственные огрехи, мы сохраняем спокойную невозмутимость, продолжая спокойные любящие усилия для изменений. В изменениях важно продолжение усилий, но не менее важно не-насилие, отсутствие гнева, терпение. И если уж на то пошло, изменение собственных реакций, избавление от гнева - это ли не изменение?

    Возможно, иногда в практике Прощения имеет смысл использовать формулировку "я не сержусь на себя за..."
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Меня тут спрашивают - как же прощать "непрощаемое"? Вот люди делают порой ужасные вещи, как такое можно простить? Вот как. Мы все - наполовину животные. Да, иногда люди - сущие ангелы. Но при определённых обстоятельствах наша человеческая или ангельская природа отключается или попросту не развивается с детства. И тогда мы ведём себя как агрессивные (или какие угодно) животные. Это просто данность. И вот вопрос - мы обижаемся на животное за то, что оно ведёт себя как животное? Оно же животное! Как ему себя ещё вести?

    Мы имеем некие ожидания относительно людей, мы почему-то считаем, что они должны вести себя так, как мы считаем правильным. Но реальность такова, что они ведут себя именно так, как ведут. И мы начинаем сопротивляться реальности. Что значит - принять реальность? Это значит просто принять как данность, что люди ведут себя так, как ведут. Дождь падает с неба, птички капают на голову, а люди иногда поступают ужасно. Это может быть беда, катастрофа, но это не повод для ненависти, обиды и прочего. Более того, это как правило повод для сочувствия, потому что человек, который ведёт себя не как человек, причиняет страдание прежде всего самому себе.

    Следующий момент: большую лепту в наше неприятие реальности вносит ошибочное убеждение, что есть такая константа, постоянная величина под названием "я". И вот, мы сталкиваемся с ситуацией, когда "один и тот же человек" в момент А ведёт себя как человек, а в момент Б коварно ведёт себя как ... ээ ... нездоровая обезьяна. Так вот, ошибка здесь именно в том самом пункте что это всё - один и тот же человек. Нет никакого одного и того же человека. Человек это непрерывная смена состояний. Это - поток. Поэтому в момент А и в момент Б имеют место разные явления, обозначаемые одним названием - "человек". Иными словами, это - разные люди, связанные между собой разве что причинно-следственными связями. Поэтому и негодовать на "коварные" перемены в поведении людей не стоит. Это - ошибочный подход.

    И абсолютно то же самое касается нас самих. Да, мы тоже время от времени ведём себя как животные. Опция "человек" отключается и включается опция "животное". Шит хеппенс. Добро пожаловать в реальность. Мы можем начать сопротивляться этой реальности: корить себя, досадовать. Наказывать себя. А можем принять эту реальность. Принять реальность в данном случае не значит сказать себе: "да, я животное", и сложить лапки. Это - не реальность, потому что мы - не животные. Мы иногда ведём себя как животные, не более того.

    Поэтому принять реальность здесь означает, что мы говорим себе: "да, я иногда веду себя как животное. это бывает. такова человеческая природа. однако также правда и то, что я могу попытаться уменьшить подобные проявления. они деструктивны, а у меня есть инструментарий чтобы на это повлиять. этот инструментарий - разум." И тогда мы начинаем изучать, как и когда случаются эти инциденты и что можно сделать чтобы такого не происходило или во всяком случае - как можно уменьшить негативные последствия этого поведения. Мы подходим к своему поведению как бы отстранённо. Вот есть животное, которое иногда ведёт себя нежелательным образом. Как можно уменьшить или избежать подобное его поведение? Здесь не на что сетовать, некого корить. Насилие над этим животным не поможет, поскольку приведёт лишь к тому, что оно, животное, начнёт искать свободы. И оно её найдёт. И мстя его будет ужасна. Нужно создать такие условия, чтобы от нашего животного было как можно меньше вреда. Терпеливо, спокойно, с сочувствием наблюдать за ним, вести его. Это часть нашей природы, которая выполняет свою полезную функцию. Выходит оно за рамки только если применять к нему насилие, либо если не чувствует за собой присмотра.

    Представим себе коня. Мы без него как без ног, мы срослись с ним. Вот мы едем куда-то, но наш конь отвлекается на разное вокруг: то его привлекли вкусные цветочки в стороне от дороги, то он шарахнулся от страшной коряги, то заметил чудесную самку. Как мы ведём себя с ним? Мы можем злиться и стегать его кнутом, пытаясь отучить его смотреть на цветочки, коряги и самок. Тут два варианта. Либо, если конь норовистый, он в конце концов взбунтуется и озвереет, либо, если он по натуре существо покорное, он просто сломается и в итоге станет ни на что не годен. Другой вариант - если мы бросим поводья и позволим ему резвиться. Тогда мы никогда никуда не доедем. Более того, конь таким образом может погубить себя и наделать бед.

    Третий путь - срединный. Мы признаём, что у коня такая природа. Он конь и просто ведёт себя как конь. Это нужно просто учесть. Такова реальность. Что мы делаем? Возможно стоит, скажем, надеть на его глаза шоры, а когда он возбуждается - успокаивать его и отвлекать. Успокаивать и отвлекать. Конь должен быть не угнетён, не забит и тем более не убит. И он не должен быть возбуждён и метаться и бродить там и сям. Он должен быть спокоен и внутренне расслаблен. Это оптимальное состояние чтобы делать дело. Иногда можно дать ему погулять на воле, но лишь тогда и настолько, когда и насколько это уместно, не вредит делу, нам и другим людям.

    Практика прощения/принятия культивирует именно такой взгляд: спокойный, принимающий, разумный, мягкий, сочувственный.
    А это - беседа Бханте Вималарамси о Практике Прощения
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Практика Прощения как таковая Буддой дана не была и соответственно её описание отсутствует в суттах. Можно сказать, что эта практика - изобретение Бханте Вималарамси. Почему же он пришёл к осознанию её необходимости?

    Как я понимаю, всё дело в христианской базе Западной цивилизации. Будь ты хоть трижды атеист, если ты западный человек (в т.ч. и российский), ты вырос в культуре, сформировавшейся на базе христианского дискурса. А это неизбежно означает, что одним из центральных понятий в твоём миропонимании, пусть и не явно, являются понятия греха, вины и, соответственно, обвинения.

    Христианский дискурс подразумевает, что есть некие высшие требования к поведению и некий образец, которому человек должен соответствовать. Если человек нарушает эти правила, он почти неизбежно чувствует вину, даже если подавляет её и не признаётся в ней самому себе. И кроме того, он чувствует фрустрацию. Кроме того, если сам дискурс обвинения включен, такой человек очень легко перекидывается в позицию обвиняющего, постоянно сравнивая поведение других с внутренними образцами и требованиями и включая обиду и неприязнь, если соответствия им не наблюдается.

    При этом все эти образцы и требования уже не обязательно именно христианские. Мы просто приучаем своих детей тяжело воспринимать собственные неудачи и недостатки (зачастую кажущиеся), обижаться на каждом шагу, смотреть на других взглядом прокурора и так далее. Приучаем, потому что сами так делаем.

    В итоге весь этот груз накапливается и с годами всё больше пригибает нас к земле. Это уничтожает лёгкость восприятия жизни, увеличивает сумму страдания. В плане медитации это делает появление отвлечений-препятствий качественно более частым, а их силу - качественно более мощной. Бханте со всем этим столкнулся и стал искать причину, придя в результате к практике, которая в принципе ломает паттерн "грех-вина", очищая наше сознание от груза прошлого.

    Почему такая практика не появилась раньше? Нам, как западным людям, это трудно представить, но традиционная Восточная культура в принципе не основана на понятии греха и вины. Заповеди в восточных религиях имели больше, так сказать, прагматический характер: если ты хочешь получить такой-то результат, делай то-то. В христианстве же заповеди священны, они спущены сверху, Верховным Прокурором. В результате люди в Индии, на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, в значительной мере свободны от данной проблематики и перед Буддой во время его проповеди такой проблемы как чего-то специального - не стояло.

    Именно поэтому необходимость в Практике Прощения возникла именно тогда, когда буддизм вообще и практика медитации в частности пришла на Запад.

    Из книги Дага Крафта, ученика Бханте Вималарамси, "Карта, составленная Буддой":
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Что такое принятие или, более полно - любящее принятие, о котором говорится в практике Прощения?

    Любящее принятие это мировосприятие, являющееся сочетанием двух аспектов:

    1. Не-личностность. Представьте себе учёного, наблюдающего развитие некоего процесса. Он просто фиксирует происходящее и заносит наблюдения в журнал, стремясь при этом как можно меньше добавлять "от себя" в записи. Только точные, максимально объективные наблюдения. Вот такой взгляд максимально близок к не-личностному. Мы воспринимаем происходящее с нами и перед нами в жизни, стараясь воздерживаться от личностных оценок типа "мне это нравится - не нравится", "это моё - это не моё", "это я - это не я", "он хороший - он плохой", "он прав - он не прав" и т.д. События происходят, мы их фиксируем и идём дальше. Мы не сопротивляемся происходящему - всё, что бы ни случилось - это просто объект для наблюдения. Когда событие прошло - мы тут же переходим к следующему, отпуская прошедшее. Мы не ожидаем чего-либо от будущего, сознательно будучи готовыми наблюдать всё, что бы ни произошло, с равным вниманием и внутренним равновесием, беспристрастно. Плюс к этому - если всё же оценки и ожидания появляются - а они будут появляться, ведь эта привычка в нас глубоко укоренена, - это тоже лишь объект для наблюдения. Мы фиксируем появление оценки, ожидания, эмоции - и идём дальше, не задерживаясь на них.

    2. Благожелательность. Всё, что или всех, кого бы мы ни встретили на своём пути - мы воспринимаем с благожелательностью. Сначала это нужно сознательно генерировать - сознательно мысленно желать каждому существу счастья, радости и внутреннего покоя. Действие каждого существа мы сознательно воспринимаем в свете понимания и сострадания. Постепенно это перейдёт во внутреннее качество - как бы постоянное ровное излучение любви к каждому существу и ко всему миру. Этот переход невозможен без сочетания благожелательности с не-личностностью.

    Принятие, повторюсь, это сочетание этих двух аспектов. При этом в качестве наблюдаемых и принимаемых явлений и существ выступает в том числе и наша собственная личность, наша собственная психика. Более того, практика культивирования принятия начинается с принятия самого себя во всех своих проявлениях.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    У большинства из нас был негативный опыт, оставивший в психике более или менее глубокие искажающие следы. Для большинства из нас есть люди и ситуации, автоматически вызывающие негативную реакцию - неприязнь, ненависть, отторжение, страх, сожаление. Все эти реакции оказываются препятствиями на пути взращивания здоровых состояний сознания (wholesome states). То есть, скажем ещё более определённо: пока у нас есть такие занозы в сознании, пробуждение или просветление НЕВОЗМОЖНО, мы так и будем продолжать причинять страдание самим себе и окружающим. И избавление от этих заноз идёт прежде собственно пробуждения, а не после него и не в ходе него. Это не результат пробуждения, а необходимая предпосылка для него.

    Так вот Практика Прощения это по сути средство устранения этих заноз, одна за другой. В ходе неё занозы эти обнаруживаются сами собой и мы их вынимаем. Это не что иное как переобучение ума, приучение его к иным реакциям на людей, на самого себя, на ситуации, с тем, чтобы благое состояние не прерывалось ни при каких обстоятельствах. Чтобы никто и ничто не могли стать поводом для того, чтобы метта, любящая доброта, прервалась в нас.
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Олег
    главное тут не стараться слишком сильно
    Европейцы и россияне в том числе заточены на усилие
    А между тем здесь нужен тот самый срединный путь о котором говорил Будда
    практика должна быть в охотку
    она не должна превращаться в каторгу, в некую серьёзную работу

    Александр
    Желание есть, почистить "авгиевы конюшни", давно искал подобное. Единственно, что нашел похожее, это практика перепросмотра, когда то лет 20 назад одно время практиковал по одной проблеме, она разрешилаь. Затем стал практиковать карма - кагью, но там ничего подобного не было к сожалению.

    Олег
    перепросмотр я практиковал когда-то
    по ощущениям, практика прощения несравнимо эффективнее
    возможно потому, что в перепросмотре нет любви
    Эти занозы нейтрализуются именно через чувство, через брахма вихары

    Александр
    Да, Кастанеда создал весьма привлекательную систему, но меня всегда смущал его подход без сострадания

    Олег
    и практика прощения это путь к первой джхане, т.е. она выводит на самую суть медитации
    да, [Кастанеда это] очень специфический путь

    Александр
    Я много чего пробовал. Как то был в отпуске в Хабаровске, делать было нечего, попробовал трансцедентальную медитацию махариши. Неожиданно зацепило, очень быстро добрался до глубочайших уровней. Даже проявились интересные способности ума на время -умение думать несколькими умами одновременно. каким то образом управлять настроением людей. Но меня это все никак не изменило.Мои такраканы остались со мной и я постепенно оставил эту практику.

    Олег
    это важное замечание. Про тараканы. ) На самом деле работа с этими тараканами это и есть суть учения Будды.
    и ещё важный момент: практиковать нужно не только сидя на подушке. Практика прощения-принятия продолжается постоянно.

    Александр
    Да, это очень важный момент, мне это понравилось. Ведь практика важна не для самой практики, а чтобы в жизни менять что то и самому меняться. Менять подход к общению с людьми. Побывав за границей, поговорив с эмигрантами, я понял, что у нас в россии много агрессии в общении, я бы сказал, агрессивные реакции преобладают часто, берут верх над разумностью. Но когда меняешь эти первоначальные неосознаваемые агрессивные реакции на проявление сострадания, случаются удивительные вещи в общении с людьми. И мир становится немного лучше.

    Олег
    +
    В России в этом плане настоящая беда. Общество глубоко травмировано.

    Александр
    Ну чтож, выбора нет, придется, начать этот путь с изменения себя, а там, глядишь, и другие подтянутся :)
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Последнее замечание тоже очень важное, причём по нескольким причинам:

    1. В практике прощения (а также и в метта-бхаване) мы не пытаемся как-либо повлиять на другого человека. Это не какая-то магия, позволяющая расположить к себе людей. Нет, мы меняем именно своё отношение, работу своего сознания. Изменения во внешних обстоятельствах, если и происходят, то являются следствием наших внутренних изменений.

    2. Практика прощения, улыбка, метта-бхавана - всё это в том числе является разновидностью Даны, дарения. Мы дарим нечто окружающим, улыбкой, добрым словом. Это совершенно безвозмездный, кармически абсолютно положительный дар. Это одна из наилучших вещей, которые мы вообще можем сделать в этой жизни.
     
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Так вот, да - другие действительно подтягиваются. Практикуя прощение-принятие, 6R и метта-бхавану, вы увидите, что вокруг вас становится больше радости, меньше страдания. Это действует удивительным образом.

    Не буду рассказывать разные очевидные вещи о том, как меняется отношение в микросоциуме, а расскажу вот о чём: когда я начал практиковать улыбку*, я с удивлением обнаружил, что на улице, среди встречных мне людей, появилось удивительно много улыбающихся лиц. Это в России, в мегаполисе! Не знаю в чём тут дело: то ли раньше фильтр восприятия у меня стоял такой, что я просто не замечал этих спокойных улыбающихся лиц, то ли их действительно стало больше, но эти изменения действительно произошли.
    ______________________
    *в рамках 6R, но нужно понимать, что если мы практикуем 6R, то улыбка становится фоновым состоянием
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Частично ответ на этот вопрос есть в ранее приведённой цитате из книги Дага Крафта:
    Так вот, противоположностью эго-позиции является вИдение анатты, не-личностности процессов в собственной психике, в том, что происходит вокруг. Эго - это, так сказать, "существо войны": оно рождается из позиции "это - я, моё, а это - другие, чужое". В ходе практики прощения эта граница демонтируется. Этот барьер, отделяющий "меня" от "другого" - снижается, мы становимся ближе к другим людям. Это неизбежно делает нашу позицию менее личностной.

    Есть и ещё один очень важный момент: я не случайно использую помимо слова "прощение" слово "принятие". Дело в том, что в русском языке слово "прощение" имеет юридическую коннотацию. Есть вот такой "йа", а есть вот такой "ты". Ты виноват передо мной, но "йа" тебя прощаю. Это совершенно неправильный подход в плане практики прощения. В оригинале практика называется "Forgiveness Meditation". Слово "forgiveness" в английском имеет немного другую коннотацию. Когда-то я написал об этом так:
    Так вот, я в своё время действительно почувствовал, что употребление выражения "я прощаю тебя за..." имеет некую не слишком хорошую коннотацию и употреблял другие выражения, в зависимости от ситуации:

    • отпускаю
    • забываю
    • принимаю
    • не виню
    • желаю тебе счастья
    • аннулирую
    В разных ситуациях больше подходило одно из этих выражений.
    Иногда просто произносил эти фразы по-английски.
     
  12. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    На моём языке можно сказать: это мир более высокой частоты.
    Когда я начала заниматься йогой, со мной было то же самое: я ехала домой в те же 10 вечера, в той же маршрутке, через те же районы, но вместо усталых, замученных и обречённых попутчиков на грани нервного срыва со мной стали ездить спокойные, дружелюбные и радостные люди. Повышение частоты. Практика Принятия и Метта вообще позволяют поселиться в этом мире и не выпадать из него.

    Извините, я не поняла, можно ли здесь отвечать и комментировать.
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А вот моя запись сразу после окончания основного периода практики:

    Результаты практики глубоки и многосторонни. Общее ощущение - сознание стало принципиально лёгким, не-личностным, легче и спокойнее, чем когда бы то ни было. Это проявляется и в практике медитации и в повседневной жизни.

    Интересно: в груди у меня имел место застарелый блок, как бы затор в движении "энергии ци", так вот он в ходе практики исчез.

    В ходе практики было много открытий психологического плана. Это реально мощная психотерапевтическая практика.

    Не могу не порекомендовать эту практику практически каждому человеку. Единственное вначале практики требуется терпение и, кроме того, тут скорее всего понадобится наставник:. Ум какое-то время не может привыкнуть к этому новому режиму, и вообще необходимо сначала в принципе понять суть практики. И чем больше было проблем в прошлом (тяжёлых переживаний и ситуаций), тем труднее будет преодолеть этот барьер. Но оно того стоит, стоит и стоит.
    Нужно. )
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В целом я каждый раз подыскивал наиболее подходящее выражение под правильное чувство, а не наоборот. А правильное чувство такое -
     
  15. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Эго и рождает подобное беспокойство и подобную позицию разделения, оценки, осуждения и т.п. Оно боится разрушения, трансформации, поэтому защищается, выдавая всевозможные вопросы, сомнения и отговорки. С практикой сам вопрос исчезнет. Установка "я - другие" растворится. В Метте всё иначе, там другие законы бытия. Здесь нужно просто довериться процессу. И наставнику. Оставьте эту проблему (про ваше эго) ему. )
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Так или иначе, а вопрос мне кажется очень правильным и практически полезным. ) А эго... тут дело вот в чём. Свободен от позиции разделения, от позиции "я, мне, моё" лишь тот, кто стал буддой. Однако, он бы и не задавал этот вопрос. ) Поэтому да, мы полны беспокойства, сомнений, мы размышляем так и этак - и ЭТО НОРМАЛЬНО. Иначе нас бы тут не было. Поэтому будем всё же задавать вопросы, больше и чаще.
     
  17. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Конечно, нормально.
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Например: человек решил "не пущать голос эго" (интересно - кто кого не пущает) и задавить вопрос в зародыше. В результате он бы, возможно, упустил важный момент о сути практики. Так что нет, лучше не надо доверяться мне, а спрашивать и спрашивать. Доверие пусть рождается естественным путём.
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    И, соответственно, к другим. Без доброго чувства к себе невозможно доброе чувство к другим. Невольно вспоминается Иисус: "возлюби ближнего как самого себя". Именно поэтому в практике прощения (и в метта-бхаване) базовый объект - мы сами.
     
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Итак, практическая часть.

    Стадия 1. Принятие/прощение себя.

    Прежде всего необходимо научиться принимать самого себя, относиться к себе с нежностью и состраданием, доброжелательно. Это не всегда сразу получается. По двум причинам: во-первых, не всегда удаётся взглянуть на себя как бы со стороны и во-вторых, в силу жизненных обстоятельств у нас может быть крайне заниженная самооценка. Так вот, прежде всего необходимо научиться пребывать в принятии себя. У кого-то это получается сразу, а у других на это может уйти неделя, месяц, сколько угодно. Но пока мы не утвердимся в этой стадии, пока мы не научимся относительно легко пребывать в этом состоянии, переходить к следующей стадии не нужно.

    Во-первых, можно поискать подходящую фразу. Возможно, "я прощаю себя" просто не подходит. Попробуйте "принимаю" или что-то в этом роде.

    Во-вторых, если чувства нет, не нужно его выдавливать из себя. Можно просто мысленно произносить фразу и прислушиваться, как она отзывается в вашем сердце. Что она может значить. Внимательно произносим фразу и прислушиваемся к себе.

    В-третьих, можно идти от обратного. Ведь наверняка есть какое-то существо или человек, к которому вы испытываете нежность, сострадание, доброжелательность? Попробуйте взглянуть на себя так же. Вспомните свою жизнь, с самого детства и посмотрите на себя, на эту девочку или этого мальчика с нежностью и жалостью. Подберите фразу, выражающую эти чувства - нежность, сострадание, принятие таким какой ты есть, доброжелательность.

    Далее работа идёт таким образом: повторяете эту фразу --> пребываете в чувстве --> когда чувство увядает, опять повторяете фразу. Либо если чувства нет - то после повторения фразы прислушиваетесь к себе.

    Повторение фразы должно быть внимательным и искренним, не механическим.

    Есть ещё один момент. Мы начинаем с принятия себя со всем нашим непониманием. Или с прощения себя за непонимание. Это все те глупости и ошибки, которые мы совершали по незнанию, непониманию. Наше неумение, наши заблуждения, наша незрелость. В каждом нашем болезненном действии присутствует непонимание. Зачастую мы слишком строги к себе по этому поводу. Вот когда мы смотрим на себя со стороны, мы акцентируемся на этом непонимании. Вспоминаем все те проявления непонимания, которые были у нас в детстве и как бы выражаем доброе снисхождение к ним. И фраза, соответственно, содержит посыл прощения/принятия своего непонимания.

    Через какое-то время вы вдруг почувствуете горячее чувство к этому вот человеку - к себе. Это такая эмоциональная волна, которая потом смягчается. Правда она возникает только если с самого начала был затор в том чтобы чувствовать принятие себя. У многих получается почувствовать это нежность и принятие к себе сразу и это тогда намного мягче.

    После этого можно переходить к следующей стадии.
     
    Последнее редактирование: 12 июл 2016
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Стадия 2. Прощение/принятие других

    Когда мы сидим, пребывая в принятии себя, перед нами начнут возникать образы или мысли о других людях из нашей жизни. Когда такое происходит, мы переходим ко второй стадии, на которой мы "работаем" с другим человеком. Мы работаем с ним до конца текущего сеанса медитации, на следующем сеансе кратко освежаем чувство принятия к себе и сразу переходим опять к этому человеку и так работаем с ним до конца. Какого конца - об этом позже.

    Прежде всего нужно сказать, что "работаем" мы с одним человеком за раз. То есть если возникает целый поток образов, мы берём один, работаем с ним до упора, а остальных временно отставляем. Ни на кого больше не отвлекаемся. Когда "упор" достигнут, мы опять начинаем практиковать принятие себя до тех пор пока не появится ещё чей-то образ.

    Итак, как мы работаем с другим человеком. Мы памятуем об этом человеке, а в идеале - представляем его перед собой, и периодически мысленно произносим формулу принятия/прощения. Её надо подбирать каждый раз индивидуально. Главная трудность - подобрать эквивалент к английскому слову "forgive". Англофонам очень повезло с этим словом. Они каждый раз просто используют его. У нас оно переводится обычно как "прощать", но в данном случае перевод не совсем адекватный. Вот здесь я об этом написал: http://forum.arimoya.info/threads/Практика-Прощения.4727/#post-106056

    Сначала основной акцент в нашей работе - это непонимание. То есть мы "прощаем" человека за его непонимание. Принимаем его со всем его непониманием, как есть и т.д. То есть мы произносим фразу типа: "Я принимаю тебя со всем твоим непониманием."

    В конце концов этот человек будет видеться нам как живой. Не как фотография.

    Итак, повторюсь ещё раз. Мы начинаем с непонимания. Работа с собой при этом означает произнесение формулы "Я принимаю/прощаю себя за непонимание". Или что-то в этом роде. Мы произнесли формулу и сидим в этом чувстве пока оно не начинает увядать. Затем мы повторяем формулу и обновляем это чувство.

    Когда появляется человек, мы начинаем ориентировать это чувство на него или неё. Мы точно так же произносим мысленно формулу - "Я принимаю/прощаю тебя за непонимание" (опять же формулировка может быть разной, но речь должна идти о непонимании), как бы говорим эту фразу ему или ей. И опять - пребываем в этом чувстве к этому человеку пока оно не начнёт увядать. Затем повторяем формулу.

    Можно произносить несколько фраз или как-то совмещать. Например -

    - отпускаю непонимание между нами
    Или
    - отпускаю твоё непонимание, всё хорошо. И прошу твоего прощения за своё непонимание.

    Что-то такое. Фразы здесь это очень гибкий элемент практики, нужно подбирать что подходит больше.

    Нужно просто подумать, что бы вы сказали этому человеку чтобы не держать на него тяжёлых чувств и чтобы он не держал их на вас. но при этом необходимо строго воздерживаться от того, чтобы вести с этим человеком мысленные беседы или пускаться в какие-либо рассуждения о нём.

    В итоге в какой-то момент произойдёт момент, сочетающий в себе три аспекта:

    1. Вы испытываете совершенно искреннее беспримесное чувство прощения/принятия по отношению к этому человеку. То есть произносите эти фразы прощения/принятия полностью искренне, без каких бы то ни было задних мыслей.

    2. Вы видите или чувствуете что он или она вас прощает, не держит тяжёлых чувств. Это может быть поклон, улыбка, какие-то слова, он или она может вас обнять, пожать руку и т.д. Это произойдёт спонтанно, вы просто увидите, что он или она делает это безо всякого сопротивления.

    3. Вы ощущаете облегчение. Это такой очень чёткий, пожалуй самый чёткий знак, что с этим человеком вы закончили. Облегчение может быть очень мощным, как гора с плеч, если ваши отношения были тяжёлыми. Вы можете заплакать. Но если отношения были не сильно нагружены, чувство может быть лёгким.
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Стадия 3. Другие темы прощения/принятия

    Наступит момент, когда вы почувствуете, что тема с непониманием исчерпана. Это вполне чёткое ощущение как бы пустоты, чистоты. Ничто больше в вас не цепляется за фразу, никто не всплывает. Можно так посидеть пару дней, и если ничего не произойдёт, переходим к третьей стадии - работе с другими темами. Порядок здесь не принципиален, но в целом он, помимо непонимания, примерно такой:
    1. Причинение боли себе и другим
    2. Забывчивость
    3. Совершение ошибок
    4. Нарушение заповеди
    5. Излишнее думание
    6. Излишнее анализирование
    7. Излишние разговоры
    8. Недоедание
    9. Переедание
    Обычно этого хватает. Итак, мы переходим к следующему пункту, допустим причинение боли. Наша фраза принятия/прощения себя становится примерно такой: "я прощаю себя за причинение боли другим" или "я отпускаю то прошлое, в котором я причинял боль другим. это прошлое". Смысл здесь не в том, что мы оправдываем себя, а том, что это всё в прошлом и сейчас надо жить без этого груза, по-новому. Простить себя, перестать винить. Все мы совершаем такие вещи, причиняем другим боль. Нужно перестать винить себя, перестать носить на себе эту печать и постараться впредь изменить модель своего поведения. Причинять боль другим это плохо, но если мы носим в себе чувство вины за это, то мысленно постоянно возвращаемся к этой модели поведения и она продолжает в нас жить, как это ни парадоксально.

    Итак, мы проходим весь процесс уже с этой темой. Обычно это намного быстрее, чем было с непониманием.

    Затем мы переходим к следующей теме.

    И так далее. Пункты про недоедание/переедание можно включить в случае необходимости. Думание/анализирование - тоже. Возможно включение других пунктов, таких как эмоциональность (некоторым людям трудно принять свою эмоциональность) или ещё что-то.
     
  23. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Практика заканчивается (в формальном плане) когда все темы пройдены и вы чувствуете, что всё, больше не за что зацепиться.

    В целом алгоритм практики такой:

    1. Прощаем за непонимание себя. Появляется человек №1.
    2. Прощаем за непонимание человека №1 до конца.
    3. Прощаем за непонимание себя. Появляется человек №2.
    4. Прощаем за непонимание человека №2 до конца.
    ...
    4+n. Прощаем за непонимание себя. Никто не появляется. Чувствуем, что закончили с этим.
    5+n. Прощаем себя за причинённую боль. Появляется человек Х.
    6+n. Прощаем человека Х за причинённую боль или просим прощения за боль, которую причинили ему/ей. До конца.
    7+n. Прощаем себя за причинённую боль. Появляется человек Y.
    ...
    7+m. Прощаем себя за... Никто не появляется. Чувствуем, что закончили (это обычно весьма явственное чувство).
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Стадия Х. Неформальная практика

    Всё это время, и после основной формальной практики мы применяем практику прощения в повседневной жизни. Если мы что-то не принимаем - человека, событие, ситуацию - вплоть до того что ударили молотком палец и это вас разозлило - мы сознательно практикуем принятие. Мысленно произносим фразу принятия - "я принимаю ..." (или какая фраза покажется подходящей). И чувствуем хотя бы проблеск принятия. Это делает нас значительно более терпеливыми, спокойными и равностными. Естественно, в повседневной жизни текущей темы придерживаться не нужно.

    Кроме того, возможно в будущем возникнут ещё ситуации, когда нужно будет ещё раз "проработать" какого-то человека или ситуацию - и тогда мы на какое-то время возвращаемся к практике прощения. Это нормально.
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Во время медитации - любой - если что-то случается вокруг - мы это принимаем. Это тоже часть практики принятия. Принять что-либо означает вот что. Если нечто происходит сейчас, это - реальность. Не принимать это означает сопротивляться реальности. Принимая, мы перестаём сопротивляться. Мы как бы говорим: "это - реальность. да будет так." мы начинаем дружить с реальностью, что бы ни происходило.

    Поэтому медитация в этом случае оказывается независимой от окружающих условий. Мы можем сидеть на природе, можем сидеть среди людей (если они это воспринимают без негатива), нам все эти происходящие вокруг события не только не мешают, но и помогают ещё больше погрузиться в медитацию, в равностность. Да, практикуя принятие, мы на самом деле культивируем одну из брахма-вихар, которая зовётся упеккха, равностность. Равностность означает. что мы принимаем все явления спокойно, без отторжения и жажды, как часть реальности. У всего, у всех явлений один вкус - вкус реальности. Когда мы начинаем ощущать этот один вкус, в нас зарождается упеккха.
     

Поделиться этой страницей