Осень Средневековья. Хронология. 1261 восстановление Византии. Работы по восстановлению запустевшего Константинополя, начало палеологовского возрождения (с элементами проторенессанса) (1259?) (Византия, Болгария, Сербия) 1265 возникновение английского парламента (начало перехода к сословной монархии в западных странах. Хотя, строго говоря, первым сословным парламентом были кастильские кортесы (1188) 1280-е полное торжество готики (захватившей и Италию, дольше всего державшуюся за романский стиль) 1288 первые башенные часы (в Вестминстере) , первые фрески Джотто в Ассизи (проторенессанс) 1308 испанцы используют огнестрельное оружие (первыми из христиан) 1306-21 Божественная комедия Данте 1311-12 Вьеннский собор утверждает приговор тамплиерам и осуждает доктрину «христианской бедности» Петрарка 1304-74 , ученик Варлаама Калабрийского, отец проторенессансного гуманизма Пер. пол. 14 в. – золотой век европейской мистики: Моисей Леонский 1240-1305 (создатель средневековой каббалы) Мейстер Экхарт 1260-1328 Генрих Сузо 1295-1366 Иоганн Таулер 1300-61 Иоганн Рюйсбрук 1293-1381 Григорий Палама 1296-1357 (сам исихазм оформился как практика уже в кон. 13 в.) 1337-1351 в Византии исихастские споры – Варлаам Калабрийский выступает порив исихазма, который защищает Палама. Завершаются в 1351 полным торжеством паламитов. Возникает скрытая гуманистическая прозападная оппозиция паламитам (базой её становятся переводы на греческий Фомы Аквинского) Создательницы экзальтированной мистики Страстей Христовых и Девы Марии. Оказавшей значительное влияние на католическую духовность: Бригита Шведская 1303-73 Екатерина Сиенская1347-80 примерно с 1370 "интернациональная готика" ("прекрасный" или "мягкий" стиль) В целом 14 век стал временем уже не расширения, а сворачивания «Христианского мира». притом что культура и экономика были на подъёме. Это было время трёх кризисов: Начало глобального похолодания (т.н.малый ледниковый период) с нач. 14 в. Чёрная смерть 1347 и последующие эпидемии – вызвало депопуляцию и моральный надлом в Европе. Кризис пост-клюнийской Церкви с 1303 г , упадок нравов и обмирщение. Пиком деградации становится т.н. Великая схизма 1378-1415 – одновременное правление и взаимные проклятия нескольких пап (без каких-либо идейных разногласий) В 1355 турки-османы захватили первый плацдарм на европейском берегу. 1396 в битве при Никополе турки нанесли сокрушительное поражение армии крестоносцев и стали хозяевами Балкан. В 15 в. начинают пробиваться ростки уже новой европейской цивилизации С 1401 начало флорентийского Возрождения (Ренессанса) 1414-18 Констанский собор восстанавливает единство католической церкви – начало борьбы на новую реформу Церкви. (одним из проявлений становится прото-реформционное движение гуситов) С 1420-х нидерландское возрождение 1439 флорентийская уния католической и православной церквей (расторгнута константинопольским собором 1450 г.) 1445 португальские мореплаватели достигли Сенегала. Первое печатное издание Гуттенберга 1447 на папский престол вступает гуманист Николай 5 – Ренессанс выходит за пределы Флоренции 1453 падение Константинополя, взятого османами. Гибель Византии. 1461 падение Трапезунда – последнего обломка империи ромеев. Во Франции вышла первая печатная газета «Скандальная хроника». Португальцы достигли берегов Сьерра-Леоне. ► 13th-century Christian saints ( 136 P) ► 14th-century Christian saints (82 P) ► 15th-century Christian saints ( 64 P) ► 16th-century Christian saints ( 106 P) ► 17th-century Christian saints (112 P) ► 18th-century Christian saints (59 P)
Итак, мы видим, что кризсная ситуация в 14 в. продолжала разворачиваться наподобии той, которая погубила Рим - похолодание, эпидемии, депопуляция.... Но это опять не привело к деградации системы, дезурбанизации и т.д. Следствием стало только сворачивание экспансии. а отступление под натиском мусульман шло на Балканах - направлении для центров Западной цивилизации не критическом. Но вот для окраинного региона - Восточной Европы - кризис проявился по полной программе, со всеми составляющими, включая нашествие варваров. И в наибольшей степени он ударил по Руси. По сути Восток Европы оказался в 13-14 в. в той же ситуации как и Запад в 9-10 , только плюс ещё резкое ухудшение климата. Для Руси кризисная ситуация оказалась более затянутой. Потому что для остальных стран региона угроза татарских набегов в целом исчезла в 1340-х гг., когда в результате раздела галицкого наслесдства был поставлен мощный буфер со Степью
1237-40 монгольский поход на Русь 1240-е-50-е все русские земли (кроме м.б. Полоцкой) становятся вассалами монголов (Золотой Орды) 1272 умер Ярослав Александрович (возможно, последний носивший титул великого князя Киевского) 1292 пресеклась Ипатьевская летопись - главный источник по истории Южной и Юго-Западной Руси. летописание на юге надолго прекращается. 1299 митрополит Максим со всем причтом покидает Киев и переселяется во Владимир (Залесский) бывший центр Киевской Руси - Русская земля (Киев- Чернигов- Переяславль Русский) - надолго становится полупустынной местностью. Сергий Радонежский (1314/22 - 1392) - основатель "троицкого ордена" - "век святых" на севере Руси, массовое монашеское движение и колонизация. 1359 "Замятня" в Орде - распад ордынского государства кон. 14- нач. 15 в. "московское возрождение" - культурный подъём, который иногда называют проторенессансным, но это совершенно не так - напротив он был связан с консервативной спиритуальной византийской традицией. принципиально антиренесансной.
Бокаччо: Святой Рох (защитник от чумы). И здесь общий обзор http://www.wikiwand.com/ru/Чёрная_смерть http://www.wikiwand.com/ru/Чёрная_с...0.B8.D1.8F.D1.85_XIV_.D0.B2.D0.B5.D0.BA.D0.B0
Последние варвары. Литва. Практически тоже самое относится и к литовцам. Это была совокупность малых племенных округов входивших в два номинальных объединения - жемайтов и аукшайтов и несколько не входивших. Данщики поляков и русских сюда добирались , видимо, не часто, в основном доставалось ятвягам. Но в кон. 12 в. в бою с литовцами погиб один из полоцких князей (где и когда неизвестно) и вскоре литовские набеги стали тревожить Русь. Это было связано с формированием крупных вождеств и профессиональных дружин. В пер. пол. 13 в. литовские "викинги"/латрункули "бороздили" леса почти на всём пространстве Руси. Объектами набегов становились: 1200 Новород, 1210,1213 - Псков, 1215, 1216 - Полоцк, 1217 Новгород. В 1219 двадцать литовских князей, из которых пять были старшими, подписали мир с Волынью, обещая прекратить на неё набеги. следующими жертвами стали: 1220 Чернигов, 1223 Торопец (в Смоленской земле), 1224 Торопец и Руса, 1225 Торопец и Торжок, 1226 Торопец, Торжок, Полоцк, Смоленск. 1229 Торопец и Полоцк, 1234 Руса, 1238 Псков, 1239 смоленск (причём, кажется литовцы его взяли), 1242, 1243, 1247 Волынь, 1245 Торжок, Бежецк, Витебск, окрестности Киева, 1247 Псков и Пинск (Туровско-Пинская волость), 1248 Зубцов, Пинск, Москва (в битве с литвой на Протве погиб великий князь Владимирский Михаил), 1256 Киев, 1258 Торжок и Смоленск, 1260 Волынь, 1263 Брянск
Поэтому, когда в 1236 г. меченосцы отправились на крещение/завоевание Жемайтии, в Пскове и Новгороде этому были очень рады и послали крестоносцам помощь. Но , как уже было сказано, поход закончился страшным поражением. К 1240 г. в Литве (Жемайтии и Аукшайтии) был уже верховный князь – Миндовг/после ухода монголов из Руси он двинулся на юг и овладел опустевшими территориями Чёрной Руси (Гродно, Новогрудок) и делает Новогрудок своей столицей. Миндовг совершает походы и в Прибалтике , подчиняя куршей и часть Пруссии (1244), но удержать их под натиском крестоносцев не смог. Параллельно он захватывает владения прочих литовских князей, чем создаёт против себя серьёзную оппозицию. Эти князья уходят к крестоносцам или на Волынь для продолжения борьбы и крестятся. Самым известным из них был Товтивил. В 1251 г. Миндовг решил пресечь опасное развитие событий и сам объявляет о принятии литвой христианства. В 1253 он получил от папы королевскую корону, Литва была признана папским леном, в 1255 сюда был назначен епископ подчинённый напрямую папе. Тевтонскому ордены же были уступлены Жемайтия (ф. ещё в 1251) и прусские волости (Скаловия, Надровия, Судовия 1255). Чёрная Русь была передана в лен сыну Галицкого князя. Товтивил в это время был избран на полоцкий стол. Развитие ситуации в этом направлении однако продолжалось недолго. Жемайтия реально Ордены не подчинилась, ей было дано на раздумье два года для принятия крещения, в 1259 срок истёк и последовал отказ, означающий войну. Фактическим лидером жемайтов был племянник миндовга Тренята. Одновременно Литва была атакована монголами (причём галицко-волынские князья были вынуждены предоставить им вспомогательный контингент). Монголы в 1259 разгромили литовцев и, пополнив ими войска, ушли на Польшу. Крестоносцы же в Жемайтии в 1260 потерпели сокрушительное поражение в битве при Дурбе. В результате вся картина резко изменилась. Миндовг отрёкся от христианство и начал войну с Орденом, одновременно идя на соглашение с русским креатурами Орды. Прибалтика восстала против тевтонцев (пруссы, курши ), литовцы в 1262 отправились в набег на Польшу. Затем следует серия переворотов, в результате чего во главе Литвы в 1269 оказывается князь из другой династии – Тройден, твёрдый язычник, не идущий на компромиссы ни с Орденом, ни с Ордой.
В этот период (до кон. 13 в.) Литва с трудом удерживает основные территории (Аукшайтия, Жемайтия, Чёрная Русь) по натиском тевтонцев, русских и татар, совершает набеги на Польшу и ведёт борьбу с немцами за другие прибалтийские земли. Удержать последние не удалось, но происходит масштабная миграция язычников-балтов разных племён в Литву, где их расселяют в Чёрной Руси. Постепенно эта область превратилась в одну из самых густонаселённых в регионе. Недовольные централизаторскими действиями литовские князья, напротив, эмигрируют на Русь. Так , например , князь Довмонт был избран на псковский стол, крестился и всю жизнь воевал с немцами и литовцами (одно время захватив и Полоцк).
К нач. 14 в. в Литве появляется единая правящая династия ("Гедеминовичи") и зачатки ранней государственности . С этого времени литовцы от набегов переходят к захвату русских земель. Часто это оформлялось избрание литовского князя на местный стол и утверждением его Ордой. Но все вместе эти князья были одной семьёй, возглавляемой великим князем. Было распространено соправительство братьев, уделы, сеньорат. В целом система сильно напоминала Киевскую Русь кон. 10-11 вв. И пределы в итоге были почти те же: В 1307 был отбит у немцев Полоцк (который местный князь завещал рижскому архиепископу) вероятно уже в 1336 литовский князь сел во Владимире Волынском (где началась многолетняя война за Галицко-Волынское наследство) в 1362 литовским стал Киев в кон. 14 в. были присоединена Черниговская земля, в нач. 15 в. - Смоленская (Рязанская стала вассалом) некоторые князья приняли православие. государственным языком был русский, царила веротерпимость.
В 1386 литовский великий князь (господарь) Ягайло был избран на польский трон. Условием было крещение Литвы в католичество и присоединение её к Польше. Ягайло ответил согласием. В католичество, естественно, переходил язычники ,а не православные. В 1390-е гг. были изгнаны или перемещены большинство удельных князей. Но воспользовался плодами централизации не Ягайло, а его двоюродный брат Витовт, который не дал инкорпорировать Литву в Польшу и сам стал господарём ( правда, коронацию его литовским королём полякам удалось сорвать). Именно при Витовте Литва достигает вершины могущества.
Именно при Витовте завершается становление ранней государственности, формируются местные органы власти, создаётся канцелярия. В 15 в. начинается формироваться и сословная структура общества, появляется крупное землевладение (обычно бенефеций ). Несколько человек в год из ВКЛ принимаются в иностранные университеты. приглашаются колонисты из Германии ( в т.ч. еврейские) В 1468 был принят свод законов - Судебник Казимира. Летописание начинается со свода 1446, но древняя литовская история (до сер. 14 в.) уже была забыта, в 1520-е её сочиняют заново ) (Хроника Жемайтская и Литовская и т.д.)
Проблемой для Литвы (ВКЛ) стала легитимация не в качестве варварского королевства. а как части цивилизованного мира. Во первых был вопрос - куда именно надо интегрироваться в западно-католическую или в русско-православную цивилизацию, потому что в это время раскол между ними был значителен. В пользу православной говорило то, что к ней принадлежало большинство подданных ВКЛ. Но культурный уровень и международный престиж были конечно на стороне католической. Опять же серьёзной проблемой стал вопрос о церковном подчинении, в течение дух веков ВКЛ добивалась для себя отдельной митрополии (поскольку общерусский митрополит обычно жил в Москве, которая ВКЛ не подчинялась). Временами это удавалось, но окончательной санкции на разделение митрополии Константинополь так и не давал. Это произошло только в 1458 г. когда митрополита в Киев назначил константинопольский патриарх в эмиграции. Но было уже поздно. Со времён Ягайло выбор был сделан в пользу католичества. Витовт, впрочем, был полностью лоялен и к православию, и вообще стремился сделать свою страну полностью веротерпимой (кроме язычества). Сам он несколько раз менял веру. Шляхетские гербы, магдебургии (городское самоуправление на магдебургском праве), монашеские ордены всё это был поворот к Западу. Но на западе окончательной санкции на признание Литвы цивилизованным миром не давали. Слишком она отличалась, а уровень терпимости в тогдашней Европе был нулевым. В 16 в. приобщение к европейской культуры выразилось в полонизации элиты и институтов. Но окончательным актом стала только объединение с Польшей в 1569 г. в единое государство - Речь Посполитую. Династия Гедеминовичей, впрочем, получила признание раньше. (Ещё Витовт избирался гуситами чешским королём.) с 1386 по 1572 она правила в Польше 1440-44 и 1490-1526 в Венгрии 1471-1526 в Чехии неоднократно в Пскове. Гедеминовичи вошли и в высшую аристократию Московии.
Горцы Кон. 13 в. ознаменовался активизацией населения горных районов (в это время, зачастую ещё полупервобытного.) Вполне вероятно, что похолодание климата наверху стало ощущаться уже тогда (в 1280-е-90-е гг.) Именно в это время швейцарские горцы восстали против феодальных сеньоров -Габсбургов (1291) и потом нанесли им решающее поражение в 1315 (так возникла Швейцария) Валахи начинают из горных карпатских долин спускаться на дунайскую низменность (об этом уже говорилось в рассказе о Кумании) А с гор северной Албании вниз к морю начинаются спускаться албанцы.
Валахи Валахи (потомки до славянского романоязычного населения Балкан, сильно одичавшие в эпоху войн и нашествий) жили как на южном берегу Дуная в Болгарии (где слились со славянами), так и в Карпатах, под властью Венгрии, но управляемые собственными вождями - кнезами, главные из которых титуловались воеводами. Исповедание у них было православное. В 1340-х г. (в ходе раздела Галицко-Волынского наследства) Венгрия захватила область Понизье , имевшую редкое русинское население. В 1352 г. сюда был направлен Драгош - воевода Марамуреша - самой высокогорной части Карпат с влашским населением. Драгош, его сын и внук основали здесь венгерскую марку и видимо организовали переселение влахов с высокогорий. Но в 1359 г. новый воевода Марамуреша - Богдан, восстав против короля, переселился на новые заели и захватил там власть. Так было основано независимое Молдавское княжество. Независимым оно правда было недолго, становясь вассалом то Польши, то Венгрии . Но влашской колонизации способствовало. особенно после того как ок. 1387 захватило на юге земли почти до Дуная, а в 1392 г. большой ордынский город Белгород-Днестровский. В 1370 Молдавия приняла католичество, но быстро от не го отказалась (папа не дал князю согласия на развод), в нач. 15 в. после долгих мытарств была учреждена отдельная православная митрополия. По примеру соседей Молдавия быстро переходит к раннегосударственному устройству и феодальным порядкам. Государственным языком был русский (русинский), к кон. 15 в. русины составляли ок. 40 % населения. Влашская колонизация по Карпатам продолжалась и дальше на запад с Словакию и в 16 в. достигла гор Моравии.
Албанцы Албанцы это ещё более древний реликт - уцелевшие в горах Северной Албании потомки нероманизированных фракийско-иллирийских аборигенов Балкан. Хотя область это давних времён находилась в самом центре цивилизации, там полностью сохранился родовой строй - с кланами, кровной местью и т.д. Переселяющиеся кланы быстро переходили к вождествам во главе со знатными семействами, а захватывая города вожди становились феодальными сеньорами. Расселение шло в долины, на побережье, в Южную Албанию, в Македонию, в Эпир и Акарнанию,в 15 в. даже в Апулию. Ещё позднее (веке в 17) и в Косово. Албанские отряды стали неприменными участниками всех местных смут. Основными силами в регионе была Сербия (в пер. пол. 14 в на пике могущества) и Эпир (обломок Византии управляемый итальянскими династами). В 1357 албанцы победили Эпир и создали на части его территории два княжества (1374 объединённые в деспотат Арта). Затем стала распадаться и Сербия. в 1368 клан Топия захватил важный порт Дуррес (Диррахий), в 1380 уже вся территория нынешней Албании была поделена между князьями и племенами. Но в нач. 15 наступление прервалось - эпироты в 1416 овладели Артой, а остальные княжества были покорены турками. в 1443 албанцы восстали под руководством Скандербега (Искандер-бега) , воспитывавшегося в Турции. До самой его смерти в 1468 продолжалось сопротивление, турецкие армии терпели поражеине за поражением, но попытки Скандербега объединить албанские кланы натолкнулись на не менее отчаянное сопротивление. Лига реально просуществовала только с 1444 по 1450 гг. После 1468 турки завершили завоевание албанцев. В сер. 15 в. был составлен свод законом для албанцев - Канун, где было зафиксировано родовое право. В дальнейшем албанцы б.ч. приняли ислам и заняли очень видное положение в Османской империи, как знаменитые бойцы. Из них выдвинулось много известных администраторов.
В 15 в.Европа подверглась ещё одному любопытному нашествию: это был приход цыган. Новые варвары никого не завоёвывали и не грабили, но распространялись с исключительной быстротой. Двигались они с Южных Балкан. В 1411 первая группа достигла Чехии. В 1417 г. двинулась главная компания во главе с королём и тремя воеводами. У них была хорошо спланированная легенда - о том, что они де кающиеся грешники из Малого Египта, на которых папа наложил епитимью скитанием. Поскольку вся команда промышляла исключительно попрошайничеством, воровством и гаданием, понятно, что им приходилось периодически менять своё местоположение. Ещё в начале пути цыганам удалось добыть какие-то грамоты, главной из которых была папская. Король двинулся вЮжную Германию, воевода Пануел в Северную, воевода Михаил через Савойю и Южную Францию в Испанию, а воевода Андрей в Италию. Так что вся европа была в кратчайшие сроки "захвачена" В Молдавии и Трансильвании цыгане появились в 1417, в Германии в 1418, Франции 1419, в Италии в 1422, в Испании в 1425, в Англии в 1430 в Дании в 1433.
Ну во всяком случае, то что пришли они из Византии (где появились уже в 11/13 вв и в 13 в. приняли христианство) несомненно отразилось в самоназвании "рома" ) В 14 в. цыгане уже жили в Сербии, Хорватии, Валахии и Греции (и там они были мастеровыми)
Из Индии они ) И вышли оттуда никак не раньше 5 века (м.б. и в 10) И в Европе чётко сохранили характер касты
чегой-то ты нам темнишь с цыганами... Где они самозародились всё таки? А кто карты игральные изобрел?)