Что такое нирвана. Понятие о нирване вводится в третьей Благородной Истине. Вот как это звучит в оригинале: Е.А.Торчинов в "Религиях мира: опыт запредельного" пишет: В четвёртой печати буддизма говорится: "Нирвана есть покой". Имеется в виду успокоение вечно волнующихся из-за постоянной фрустрации-дуккхи дхарм. При этом буддийское учение различает различные виды нирваны. Далай Лама XIV, "Гарвардские лекции": Тхеравада и Махаяна разнятся в понимании нирваны: для Тхеравады нирвана является контраспектом сансары, т.е. нирвана и сансара принципиально несовместимы. Однако в Махаяне, с лёгкой руки Нагарджуны, нирвана тождественна сансаре. Вот что говорит об этом Е.А.Торчинов во "Введении в буддологию":
Возник вопрос: как соотносятся нирвана в буддизме с нирваной в интегральной йоге Шри Ауробиндо (от которой он оттолкнулся) и возможно ли провести какое-либо соотношение? Если нет - почему.
Методологически очень верный ход. ) Определения я не встречала, а есть описание. Позволю себе привести довольно большой фрагмент, с тем чтобы избежать неясностей: (из книги Сапрема "Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания") курсив автора
А можешь заодно привести описание более продвинутых опытов, чем Нирвана? ) Я просто с его трудами практически не знаком.
космическое сознание: Но это ещё не то. сверхсознательное: супраментальное сознание: я ещё не дочитала ) и вообще это выходит за рамки темы ветки )
Ну и, как я понимаю, Максим намного подробнее осветил эти состояния в ветке "Восхождение в сферу разума". И вот в связи с этим меня и интересует соотношение "конечной" буддийской нирваны с "серединной" нирваной Ауробиндо.
А окончательная градация стадий нирваны существует? Чтобы покинуть мир без страданий Будда, насколько я помню, сошел с 8-ой стадии на 4-ю. Где находился тогда Шри Ауробиндо? Или об этом можно судить, лишь повторив опыт обоих?
Нирвана в индуизме совсем другое чем нирвана в буддизме. Это понятие заимствовано из индуизма и, как мы видим, индусы пошли дальше.
Честно говоря, опыт Ауробиндо больше напоминает психоделику. Ярко разукрашенный опыт дхьян. Причем не описаны даже самые высшие дхьяны. Но не буду настаивать. С наследием Ауробиндо почти не знаком.
Просто возможно эти опыты нельзя соотносить. Скорее всего, действительно опыт нирваны Ауробиндо ближе к какой-то из дхьян буддизма, чем к нирване. Но дхьяной как таковой он не является, т.к. лежит в другом культурно-бытийном поле. Тем более что он говорит, что опыт переживания нирваны полезен, но не обязателен для выхода в Высшую половину. Так вот нирвана ли это? С т.з. индуизма да, но это не буддийская нирвана, как я понимаю. Так вот что это за феномен, выпускающий сознание в Сверхсознательное? Или лежащий на границе с ним. Что говорит в пользу того, что это нирвана: факт выхода из сансарического бытия-мышления. (Полный ли это выход или "с остатком", к слову?) Характерно, что в тибетском буддизме есть практики, раскрывающие нечто подобное супраментальному сознанию. Там о нирване речи нет вообще, т.е. всё в рамках доступного. Собственно, противоречие только в том, есть ли жизнь после нирваны или нет. ) По Ш.А. жизнь только начинается, по буддизму, надо полагать, это не нирвана. Но что тогда - тот опыт, который кардинально меняет вИдение - ? Возможно, в буддизме он "рассеян" по дхьянам? Подождём, что скажет Максим.
В традиционной буддийской практике дхьяны проскакиваются, скажем так, мельком, а в случае Ауробиндо, похоже, он каждую дхьяну проходил тщательно, со вкусом и с максимальными психоделическими эффектами, придавая им некое особое значение (чего в буддизме нет). Причём, повторюсь, кажется оставался в рамках четырёх материальных дхьян. Четвёртой он явно не достиг, поскольку в этом случае у него открылись бы сверхспособности, о чём сведений вроде бы нет. Сансарическое бытие-мышление в любом случае в этом процессе претерпевает фундаментальные трансформации.
Супраментальное видение это сверхспособность. Речь не о переживаниях в медитации. Это реальное видение. Его рабочий режим и вся жизнь проходили в условиях сверхспособности. Думаю, лучше отделить беседу от заглавного поста. Что-нибудь вроде "Нирвана в буддизме и интегральной йоге". Спасибо.
Ну значит четвёртой он таки, возможно, достиг. ) Что, впрочем, не меняет основного предположения. Каждая из дхьян, будучи достигнута достаточно акцентированно, может быть принята за просветление, за нирвану, и т.д. Буддийская нирвана это не какая-либо из дхьян, и "возникает" она при определённых условиях, которые задаются учением Будды. Говоря очень общо, буддийская нирвана есть результат рассмотрения реальности под определённым углом или в определённых ключевых точках, о которых и говорил Будда. Именно в этом оригинальность его учения.
Грубо говоря: буддист, достигший нирваны медитативным путём, продолжает жить (если не умрёт)? Живёт он с новым видением реальности?
Думаю, то же, но немного в другом бытийном контексте, пережил и Ауробиндо. Просто космос интегральной йоги дихотомичен, он делится на верхнюю и нижнюю половину, на подсознательное и сверхсознательное. При этом данная дихотомическая "внешне" структура рассматривается адуально. Всё во всём. Деление есть, но его нет, т.к. всё исходит из Единого и являет собой нераздельное Целое, которое дробится только на уровнях неведения (сансарических планах). Тогда как буддийский космос не делится на половины - имею в виду в плане практик! - и подобных рассмотрений там нет. Он не ставит такую цель. Его цель - освободить сознание. Отличие в этом. Отсюда разные пути решений дальнейшей работы после достижения нирваны. Они не отрицают друг друга, их нельзя свести в одно поле, но скорее они одно и то же в разных "аспектах Истины". Ни одно не идёт дальше другого, т.к. они расположены в разных континуумах. Если пытаться сводить их, мы неизменно будем заходить в логические, умозрительные тупики.
никак не соотносится. Нирвана у Шри Ауробиндо может соотносится с безобразными дхъянами как состоянием (но не стоянкой). Т.е с тем что в дзен называет "горы перестают быть горами , в воды водами" В тюрьме он переживает сатори.
нужно вспомнить, когда у Ауробиндо был опыт "нирваны". это было до сатори в тюрьме и тем более до супраментальных переживаний. он назвал этим словом переживание пустоты-шуньи. не более. что касается супраментального опыта, то он несомненно "рупалочный" (видимо, 2-я дхъяна как стоянка)
Спасибо. И дабы закрыть вопрос по нирванам вообще, отвлечённо от опыта Ауробиндо: можно ли приравнивать нирвану буддизма и нирвану индуизма по "качеству"? Т.е. достигший нирваны йогин и достигший нирваны буддист - это разные состояния сознания, это разные конечные точки по сути (не форме)?
в индуизме вообще-то как правило используется слово мокша те описания мокши, которые у нас есть, указывают скорее на высшие дхъяны (как стоянку)