Исторический опыт

Тема в разделе "История и языкознание", создана пользователем plot, 8 янв 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Тезисы, естественно, не мои. Одного знакомого.

    1. Термин «исторический опыт» фиксирует единство онтологического и эпистемологического аспектов истории (истории событийной и истории нарративной, истории как события/совокупности событий и истории как нарратива/повествования). Историческим опытом может быть только РАССКАЗАННАЯ (пересказанная) и рассказываемая история, но исторический опыт не сводим к «рассказу о прошлом». Исторический опыт предполагает возможность и необходимость исторического нарратива, но не сводится к нарративной репрезентации прошлого.

    2. Исторический опыт не предполагает разделения мира на «субъект» и «объект» (это различение вводится на уровне «научного» историописания, но оно не является изначальным и первичным). У исторического опыта нет «субъекта» и «объекта», у него может быть только НОСИТЕЛЬ, «субстрат». Носителем исторического опыта может выступать любая историческая (социокультурная) целостность (исторический человек, народ, социальная группа, культура).

    3. На личностном уровне исторический опыт есть экзистенциально значимое переживание, органически включённое в структуру человеческого бытия. Содержанием этого переживание является прошлое, предстающее в качестве парадоксального единства близости и чуждости. Исторический опыт, открывающий прошлое в его близости (это НАШЕ прошлое) и одновременно в его чуждости (это прошлое ИНОЕ, непохожее на наше настоящее), является первичным феноменом, несводимым к чему-либо иному. Исторический опыт – это опыт РАЗЛИЧИЯ, но это также и опыт ОБРЕТЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ (опыт идентификации, приобщения-к). Историческое прошлое близко нам в своей чуждости и чуждо в самой своей близости. Исторический опыт – единственное, что может поставить под вопрос нашу идентичность, но исторический опыт – это также единственное, что позволяет нам эту идентичность обрести.

    4. Исторический опыт есть опыт герменевтический. Прошлое, которое открывается в историческом опыте, может быть описано и осмыслено в категориях философской герменевтики. Историческое прошлое мы понимаем и интерпретируем. Причём «понимание» и «интерпретация» не являются дополнительными и факультативными процедурами, они изначально «встроены» в наш исторический опыт (переживание прошлого). Прошлое с самого начала открывается нам как понятное или непонятное, а понятным/непонятным оно может быть потому, что является УЖЕ ПРОИНТЕРПРЕТИРОВАННЫМ (уже рассказанным кем-то и как-то). Понимание и интерпретация включены в структуру герменевтического круга. Мы понимаем благодаря тому, что интерпретируем и мы можем интерпретировать благодаря тому, что уже понимаем.

    5. Исторический опыт есть опыт мнемонический, он может быть описан в таких терминах, как «память», «забвение», «воспоминание», «травма», «идентичность». Антитеза «переживание – память» не имеет силы применительно к историческому прошлому. Прошлое, открываемое в историческом опыте, есть одновременно прошлое, которое мы помним и удерживаем в памяти, и прошлое, которое мы забыли.

    6. Исторический опыт не может быть сведён к опыту какой-либо деятельности или даже к «жизненному опыту» в целом. Прагматизация опыта прошлого (превращение исторического опыта в ресурс нашей деятельности, в совокупность накопленные знания и навыков) возможна, но не предопределена.

    7. В структуре исторического опыта можно выделить как минимум три аспекта: когнитивный, эстетический и практический (политический). Когнитивный аспект исторического опыта делает возможным историческое познание и историческую эпистемологию. Эстетический аспект лежит в основании художественных форм репрезентации исторического прошлого. Практический аспект позволяет рассматривать феномен исторического опыта в социально-политическом и идеологическом контексте. Прояснение соотношения между этими тремя аспектами исторического опыта составляет основную задачу и основное содержание неклассической философии истории.


    «Исторический опыт», «историческое сознание», «историческая память», «историческое понимание» – всё это различные термины для обозначения одного и того же исходного феномена – историчности, первичной (но при этом всегда опосредованной) соотнесённости человека со своим прошлым. Конкретное содержание и проблематика той или иной версии неклассической философии истории в значительной степени определяется тем, какой из указанных терминов признаётся в качестве базового и исходного.
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну поспорить особо не с чем, но и что здесь можно почерпнуть, тоже не очень понятно )
    разве что будет развит вот этот тезис:

    )
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Glenn и list нравится это.
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Фёдор, наш, Синельников человек безусловно компетентный. Если он размышляет о цивилизациях , то размышляет конкретно.
    Как вы видели , ветке про цивилизационные теории я размышлял примерно на ту же тему.
    Подход Фёдора , на мой взгляд, неудовлетворителен тем, что для изучения квантовой реальности он упорно стремится использовать классическую атомистическую теорию.
     
  5. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Из интервью с физиком Михаилом Заречным:
     

Поделиться этой страницей