В других странах нео-классицизм развивается б.ч. с 1910 г. и довольно быстро расстаётся с "историческими" формами. Только в России (точнее в СССР) время в определённый момент пошло обратно. После конструктивизма и ар деко был поворот снова к эклектике, а потом (особенно после 47 г.) в ход пошёл и "исторический классицизм" (параллельно том как в живописи утверждались приёмы вт. пол. 19 в.) 1937 постройки 1951-55 гг.
Борис Щербаков 1935 1938 1947 1950 1952 Василий Яковлев Соколов-Скаля (Иван Грозный берет ливонский город. 1942)
Я не знаю, Ондатр, ждали вы или нет, что я тут появлюсь. ) Это Заволжье, в трёх минутах ходьбы от моего дома. У нас вся старая часть города такая (только слегка изувеченная за последние десятилетия). Вот здесь мой городок.
Но такие домики как у вас активно строили ещё и в нач 60-х. В них особых архитектурных излишеств партия не усматривала.
Я помню ещё из детства рядом с домами пышные садики с красивыми скамейками, вся площадь Ленина была обрамлена пышной зеленью (сейчас там нет деревьев, только чахлый газон на их месте, я мысленно с желчью называю это "зелёнкой", которая, видимо, должна "хорошо простреливаться", других причин для массовых вырубки и выкорчёвывания деревьев я угадать не могу). Видимо, идеологам этой архитектуры представлялось, как энергетики, отработав на ГЭС рабочий день, потом отдыхают, прогуливаясь по этим скверам, сидят на лавочках, играют в шахматы, беседуют. Строили ведь город будущего, на пустом месте, на болоте. У кого-то в мозгу была подобная Андреевской модель светлого будущего, её в архитектуре и планировке города и воплощали. Все эти овалы, кривые, плавные повороты, неожиданные углы. В парке - специальные узкие дорожки для прогулок среди роскошной зелени, геометрически выверенные (теперь только оставшиеся бордюры напоминают о них, народные тропы вытоптаны иначе, да и дыры в ограде парка так и пришлось превращать в калитки - сколько их ни заваривали, народ выламывал прутья и шёл так, как ему нужно было - и асфальтировать настоящие, широкие пути народные). Магазины с колоннами и лепниной, стадион в этими гипсовыми болванами-спортсменами и трибунами, больше похожими на мексиканскую пирамиду, опять же с портиками наверху, Дом культуры - дворец для народа, с высоченными потолками и окнами, красивым паркетом (дома-то были два с небольшим метра и щелястые досчатые полы)... Было в этом что-то напоминающее де Кирико. Гм, которого, конечно, тогда никто не знал и которого никому ничто не напоминало. Вообще это стоило бы отделить в специальную ветку, если для этой ветки не представляет интереса. Можно ко мне в Заповедник. Тут ведь самое интересное - как все эти светлые мечты из 50-60-х годов прошлого века о будущем были переварены и усвоены народом.
Как скажете. Но вообще Заволжье как архитектурный ансамбль в тему вполне укладывается. Застройка 1947-50 г. Ансамбль , как я понимаю, замышлялся вполне в стиле исторического классицизма. Включая городскую планировку.
Вообще это феномен "консервативной утопии". Когда не только заимствуется идея идеального города, возникшая в эпоху возрождения-классицизма, но и его стилистическое воплощение ) Видимо, как традиции и "скрепы" )
У нас здесь обычно вспоминают Санкт-Петербург, когда говорят об архитектуре центра Заволжья. И архитектор, кажется, был ленинградцем, хотя я - никудышный краевед, не знаю ничего и очень мало интересуюсь историей края. Впрочем, знаю, что старое Заволжье - памятник архитектуры. Если хотите, как-нибудь пройдусь по городу, пощёлкаю все эти почти руины. Может быть, для материалов про сталинскую эклектику пригодится.