К периодизации западной культуры

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 25 июн 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Но в более ярко выраженной меркантильной форме: "мы ищем золота и христиан" )
     
    La Mecha нравится это.
  2. Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    418
    Симпатии:
    440
    Нет, ветку я открывать не буду, да и неинтересно мне это. Я могу и про Воронеж писать.

    Хотя, по моему глубокому убеждению, все равно вы с периодизацией без привлечения метаистории не разберетесь. Разве что ограничиваться одной констатацией фактов.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Из соображений гуманности и дипломатии, я очень надеюсь, что никто не станет настаивать на том, чтобы я высказал то, что думаю о метаистории и её объяснительной ценности )
     
    La Mecha и Яник нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Из Франса 8-)

     
    Последнее редактирование: 2 июл 2017
  5. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Умберто Эко. Из книги "Искусство и красота в средневековой эстетике":

     
    Последнее редактирование: 2 июл 2017
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700

    НОВОЕ ВРЕМЯ


    Эпоха примерно с сер. 15 до кон. 19 в. Динамика её беспрецедентна. За это время Запад превращается в абсолютного мирового гегемона по всем параметрам.
    Средневековье было подобно свободно растущему дереву, что выросло, то выросло, что искривилось, то искривилось. Или зданию, растущему исключительно по закону сиюминутных нужд и обрастающему флигелями, пристройка, надстройками, беспорядочно перестраиваемому в связи с увеличениями семейства, где все комнаты оказывается на разных уровнях и нет ни одного прямого коридора, или ступеньки одинаковой высоты. Но здание это было обжитое, привычное и даже уютное, несмотря на сквозняки и подгнившие балки.
    Новое время - это попытки придать ему планомерность и регулярность. Если брать основные характеристики эпохи, то они близко совпадают с ценностями оранжевого мема. :) А именно:
    Деньги. Они немало значили и раньше, но только в эту эпоху они становятся высшей ценностью и универсальным мерилом. От политических проектов до художественной литературы деньги (или чаще их недостаток) чуть ли не основная тема. Недаром конкистадорам пришлось объяснить индейцам, что все испанцы больны опасной болезнью лекарством от которой является только золото )
    Время. Время перестало быть циклично-неопределённым, а стало очень конкретным и определённым (своего рода эквивалентом денег). Появилось понятие об исторических эпохах и дистанциях, изменениях, появились проектность и планирование.
    Рационализм. Это эпоха рождения рациональных структур. Существующее больше не было оправдано фактом своего продолжительного существования. Напротив, оно должно было теперь сдавать регулярный экзамен на разумность и эффективность. Но последние, впрочем, нередко понимались как геометрическая правильность и однообразие.
    Критический ум. Теперь подвергал всё сомнению и исследованию. Знание должно быть проверяемым. Принимаемое на веру, священное, общепринятое могли удерживать свой статус очень долго, но ничто не было застраховано от того, что рано или поздно и оно не будет подвергнуто сомнению.
    Индивидуализм. Человек в принципе стоит столько он стоит, независимо от того к какой группе он принадлежит.
    Античность. Античная эпоха на весь этот период стали хранилищем образцов и архетипов, предметом, восхищения, тщательного изучения, культурный медитаций.
    Мимесис. И искусство, вдохновляемое первоначально античными образцами, затем все больше стремиться подражать природе, создавать иллюзорные формы, хотя и подчинённые требованию соответствия, принимаемому как прекрасное.

    Истоки


    У истоков Нового времени стоят два автора, живших ещё в кон. 14 в.
    Это Джон Уиклиф и Колюччо Салютати. Они были очень разные и сходились только в одном - неприятии и признании бессмыслицей монашества.
    Английский профессор Уиклиф, по сути, сформулировал в своих трудах критическую программу будущей Реформации.
    Канцлер Флорентийской республики Салютати доказывал, что истину можно найти не в бесполезных схоластических штудиях, а изучая античные источники. Он писал, что земная жизнь отдана Богом людям и они сами должны построить её по законам добра и справедливости
    Но самое главное, он сформулировал "гуманистическую" учебную программу - новый образовательный стандарт вместо средневековых семи свободных искусств.
    Программа семи искусств была окончательно сформулирована на закате античности, в варварских королевствах - в работах Марциана (предп. кон. 5 в.), Кассиодора и Боэция (нач. 6 в.) и окончательно канонизирована Исидором Севильским (7 в.) Она включала тривиум - грамматику, риторику и диалектику, и квадриум - арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
    Новая программа, которая де факто легла в основу всего классического образования Нового времени, именовалась "студия хуманитатис" и включала филологию, поэтику, историю, педагогику, риторику и этику.

    Её мы тоже можем для начала разделить на три по полтораста лет ) . Это будут: ренессанс (сер. 15- 16), барокко (17- сер. 18) и стилицизм (термин мой ) ) - сер. 18-19 вв.
     
    Последнее редактирование модератором: 14 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  7. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Не мое время. )

    И проч..
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ренессанс

    Рубеж между готикой и ренессансом, Средневековьем и Новым временем очень условен. По сути, он размазан по всему 15 веку. Но можем вслед за многими исследователями условно принять этим рубежом 1453 год - год падения Византии и появления печатной Библии Гуттенберга.

    Основные процессы эпохи разворачивались постепенно:
    1. Борьба за реформу Церкви:
    первый этап - 1414- 1445 - преодоление Великой схизмы, неудачная попытка сделать вселенский собор постоянно действующим органом стоящим во главе Церкви над папой, борьба с ересью Уиклифа - Гуса (тоже малоудачная);
    второй этап - Реформация - начинается фактически с провала реформы Церкви на пятом Латеранском соборе (1512-17) и выдвижением сторонников радикальных реформ (Лютер, Цвингли). Результатом стало отпадение от католичества половины Европы;
    третий - реформа католической церкви на Тридентском соборе 1545-63 и начало кальвинистского этапа Реформации (1541).

    2. Новый подъём наук и техники
    начинается слабыми вспышками в 1440-х гг. Наиболее значительные события происходят в области мореплавания: 1418 в Португалии принц Энрике Мореплаватель создаёт обсерваторию и навигационную школу - начало последовательных экспедиций вдоль западного побережья Африки - вплоть о достижения Мыса Доброй Надежды в 1488 г.
    1440-е появление каравелл.
    1450-е-70 работы немецких астрономов Пурбаха и Мюллера - их результатом стали Эфемериды (астрономический справочник) Региомонтана 1473, создавший основу для трансокеанской навигации.

    С 1480- гг научный подъём становится уже очевидной реальностью - великие географические открытия, система Коперника, и т.д.

    3. Попытки становления абсолютной монархии (с 1480- х гг. в Кастилии, Англии, Франции), постоянные наёмные армии, артиллерия, бюрократия (королевские советы и секретари и т.д.), попытки обходится без сословных собраний (пока малоудачные).

    4. Переворот в искусствах
     
    Последнее редактирование модератором: 14 июл 2017
  9. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    :)
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Период "первой волны" (1410-е-1470-е) может рассматриваться и как последний период предшествующий эпохи ("осень средневековья") и как Раннее Возрождение, это зависит от выбора системы координат , да и просто от географии.
    Живопись Европы за пределами Италии (с центром в Бургундии) по совершенству исполнения, владению новыми иллюзионистскими приёмами (перспектива, тщательно выписанные детали, пейзаж) не уступала итальянский (а местами и превосходила), но все остальные составные культуры оставались готическими. Что касается Италии, где сдвиг шёл по всем культурным фронтам, то довольно долго единственным центром новаций была Флоренция.
    потом я дам его обоснование )

    По преданию решающее значение имели предпринятые в нач. 15 в. археологические изыскания в Риме предпринятые Брунеллески и Донателло - измерения и чертежи римских построек, изучение скульптур - перспективные чертежи и изыскания в области перспективы.
    В 1420-е можно говорить у же о том, что Ренессанс во Флоренции утвердился и в живописи (Мазаччо), и в скульптуре (Гиберти, Донателло), и в архитектуре (Брунеллески), и в политической теории (Бруни, Пальмиери). Была сформулирована сама идея Возрождения - как возобновления Античности после периода средневековой варваризации. Но конечно к искусству это относилось уже во вторую очередь. Прежде всего гуманистов интересовало исправление по древним образцам латыни. Стандартом правильного языка был признан Цицерон.
    Вскоре гуманисты заняли должности учёных секретарей при многих дворах, и прежде всего в папской курии (это вызывало проблемы, поскольку написанные ими безупречные тексты в дальних германских монастырях просто не понимали и приходилось писать переводы на "средневековый" )
    Разумеется черпали гуманисты из собранных и изученных ими античных текстов не только грамматику, но и идеи.
    В выходе ренессансной идеологии за пределы Флоренции важная роль принадлежит эпикурейцу Лоренцо Валла - секретарю неаполитанского короля (1435-48). Валла отец научной критики текстов - в 1444 именно он доказал поддельность Константинова дара.
    Попытки привлечь Валлу и других гуманистов к суду инквизиции обычно заканчивались провалом из-за их высоких покровителей. Наоборот в 1448 Валла был приглашён в Рим на должность апостолического секретаря.
    Новая живопись распространяется а пределы Флоренции в это же время (сер. 15 в.), прежде всего благодаря Андреа Мантенье (но и другим художникам из круга Скварчоне). Гуманисты пользовались особым покровительством пап Евгения 4 (1431-47). Николая 5 и особенно папы-гуманиста Пия 2 (1458-64)
     
    Последнее редактирование: 3 июл 2017
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Флоренция

    virgin-mary-annunciate-1433.jpg

    oculus-depicting-the-nativity-1443.jpg

    madonna-of-mercy-with-kneeling-friars.jpg

    noli-me-tangere-1442.jpg

    madonna-and-child-with-saints.jpg

    0_7092e_7f256ae0_XXL.jpg s_it1085.jpg s_it1086.jpg

    1280px-Rotonda_del_brunelleschi_12.JPG 1280px-Palazzo_busini-bardi_11.JPG

    Бургундия

    adoration-of-shepherds-1420.jpg!HD.jpg

    the-annunciation-1440-1.jpg the-madonna-in-the-church-1439.jpg!HD.jpg

    dream-of-pope-sergius.jpg

    июнь.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  12. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Высокое Возрождение

    Традиционные даты нередко 1500-1527. Но рискну опустить начальную дату до 1480-х гг (когда Леонардо уже написал Мадонну Литта и Мадонну в гроте).
    Тогда мы действительно получим самый яркий и творческий период ренессанса : подъём в науках, технический рывок (довольно кратковременный), великие открытия и великие завоевания - от Колумба до Кортеса в Америке, от Диаша до Альбукерке в Индийском океане, путешествие Магеллана, новая политическая повестка дня - реформа Империи на рациональных основаниях, резкое усиление королевской власти в Англии, Кастилии и Франции. начало Итальянских войн - ставших началом культурной экспансии итальянцев по всей Европе, Ренессанс проникает в Испанию, Германию и другие северные страны.

    Дата 1527 как окончание эпохи традиционно связывается с падением Рима, взятого наёмниками императора Карла 5, перед этим, в 1526 пала, Венгрия , покорённая турками.
    Но в какой то мере подходит и дата 1517 - начало Реформации (и первые маньеристские тенденции в искусстве)

    Одна из новаций эпохи - активное проникновение в искусство античных "языческих" мотивов.
     
    Последнее редактирование: 3 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Последнее редактирование: 3 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Эпоха маньеризма

    Период начиная с 1517/27 гг. и примерно до 1584/90 (завершение реформы Церкви при папе Сиксте 5 и появление первых признаков барокко).
    Именно маньеризм стал общеевропейским художественным языком (хотя определённые различия между севером и югом сохранились), а язык античных мифологических образов стал основным языком культуры - отныне Запад мыслил себя двухосновным - языческая античность и библейский мир больше не противостояли.
    Весь этот период продолжала активно развиваться ренессансная полу-магическая наука. Но экономика, после предшествующего периода бурного роста, развивалась достаточно противоречиво.
    Общее же положение дел можно охарактеризовать как глубокий кризис, на фоне которого кризис конца средневековья выглядит цветочками.
    Именно на 16 в. приходится охота не ведьм, расцвет пыточного правосудия, раскол Церкви и религиозные войны (что привело к большому оживлению религиозных настроений вкупе с фанатизмом), полный упадок гигиены (по сравнению со средневековьем), революция цен провоцировала рост дороговизны и обострила наметившуюся ещё в сер. 15 в. тенденцию массового обнищания - толпы нищих и криминальных бродяг постоянный фон эпохи, редкостная коллекция кровавых тиранов у власти, пик активности инквизиции, эпидемия сифилиса (протекавшего в несравненно более активной и опасной форме, чем ныне), натиск турок, Средиземное море в руках мусульманских пиратов, вторжение московитов в Прибалтику и т.д. (многие из этих тенденций начали набирать силу ещё в Высокое возрождение).
    Если итальянские гуманисты кон. 15 в. ещё лучились оптимизмом, то авторы 16 в. саркастически взирали на свихнувшихся людей давно свихнувшегося мира и уповали только на безумие мудрости. Человек, вставший во главу ренессансной культуры, впрочем, действительно разворачивался во всей красе - с пиками и творчестве, и в злодействе. Но уж чего-чего, а пассионарности у них было не отнять )
     
    Последнее редактирование: 4 июл 2017
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Последнее редактирование: 4 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  17. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Любопытный автор. )
    Игорь Исаев "Мифологемы закона":

     
    Последнее редактирование модератором: 4 июл 2017
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Те не менее, можно сказать, что натиск внешних врагов (в отличие от позднеримского кризиса) система отразила: 1565 Мальта, 1571 Лепанто остановили морскую экспансию турок, 1579 Полоцк - сухопутную русских.
     
    La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Основное значение эпохи ренессанса было в смене культурных кодов - обращение к Античности было обращением к премодерному (в смысле последней стадии предшествующей Модерну) обществу. таким образом сам процесс изменений можно считать т.с. "премодернизацией" европейского традиционного общества. Хотя сама трансформация структур и институтов пока была не столь значительна. Попытки радикального усиления власти монархов завязли в религиозных войнах. Католическая Церковь завершила к кон. века свою реформу (частью которой была и календарная грегорианская реформа), но ценой потери половины Европы - к кон. 1580- уже стало ясно, что ни католики, ни протестанты решающую победу одержать не в состоянии.
    Многовековая работа легистов должна была в конце-концов привести к разделению понятий собственности и суверенитета, но сама сущность феодальной собственности затронута почти не была - она оставалась собственностью-властью , землёй разделённой между сувереном, землевладельцем и работником.
    Сама сложная ленная система сложившаяся в 11 в. , конечно, упростилась - уже кон. 13 в. знать была не многоуровневой ,а делилась на крупных сеньоров (лордов, грандов, баронов) и мелких - их вассалов. Дальше шла медленная работа по разделению сеньоров, имеющих владетельные права и не имеющих, и переход всех мелких феодалов в прямую зависимость от владетельных суверенов. Но окончательно точку в этом вопросе поставил только Вестфальский мир 1648 г.

    Старая модель рыцарского общества уходила в историю не спеша - так огнестрельное оружие 14 в. привело только к тому, что доспехи стали цельными и массивными. Но уже кон. 14 в. показал, что наёмники эффективнее рыцарского ополчения и оно медленно стало сходить со сцены.
    В 1444 состоялся фактически последний крестовый поход, в нач. 16 в. артиллерия покончила с неуязвимостью рыцарей в доспехах. В 1524 погиб последний идеальный рыцарь - Баярд. 1559 на турнире погиб король Франции Генрих 2 - после этого турниры вышли из моды и стали запрещаться, в это же время окончательно потеряло значение и феодальное ополчение (но в не Восточной Европе). Рыцарские романы продолжали писать весь 16 век (последние два вроде бы вышли в 1602), но на них уже с начала века писались пародии. "Дон Кихот" (1605) фактически поставил точку в истории этого жанра.
     
    Последнее редактирование: 4 июл 2017
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Барокко

    условно 17-сер. 18 в.
    Период стабилизации нового Западного мира и переход к созиданию новой реальности при активном участии государств.
    Основные черты:

    Религия:
    Наверно 17 век был пиком мирской религиозности. Христианство понималась как преображающее индивидуальную жизнь, сознательное и одновременно рациональное учение, народные формы религии нередко вызывали брезгливость. Споры о грехе, искуплении, свободе воли захватили не только протестантский мир, но и католический (доминиканцы против иезуитов, янсенисты против иезуитов, квиетизм). Пиетизм и нонконформизм против протестантских ортодоксий, развите деизма и т.д. Количество литературы на морально-этические темы превосходит воображение.
    противостояние католиков и протестантов предельно острое в нач. 17 в. принимает более умеренные формы во второй (хотя конфронтация непримирима) и сглаживается в пер. пол. 18 в. в связи с общим снижением религиозности элиты (признаком может служить принятие протестантским странами в 1700 - григорианского календаря).
     
    La Mecha нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Наука:
    Кон. 16- нач. 17 в. - рождение новой науки - науки в современном понимании слова - экспериментального математизированного интесубъективного естествознания и научного сообщества (Галилей).
    вт. пол. 17 в.(с 1660) - эпоха становления институционализированных научных обществ - создание классической парадигмы (Ньютон)
    18 в. - наука становится важнейшей составляющей культуры.
    параллельно равиватеся рационалистическая философия - человек жёстко выделяется из мира природы, субъект отделяется от объекта, спорят сторонники врождённого знания и сенсуалисты.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Политика:
    оформление в ряде стран абсолютизма. подавление сопротивления традиционных центробежных сил - прежде всего, независимой аристократии.
    идея суверенной нации и национального интереса - Вестфальская система 1648 - чётко устанавливает, что нации ,а не монархи являются субъектами международных отношений.
    полиция - задачей правительств является благоустройство, понимаемое как освобождение общества от всего деструктивного: грязи, болезней, преступности, безумия, аффектированного поведения, нищеты (путём изоляции их носителей)
    меркантилизм - государство долно активно участвовать в экономической жизни, через пошлины, монополии , создание и устранение препятствий экономической свободе, поощрения экспорта и промышленности, создание колоний и т.д. Начинается эра торговых компаний и торгового колониализма.

    Протестантские страны явно начинают обгонять католические. Англия и Голландия идут особым путём - путём модернизации - и становятся постепенно европейскими лидерами.
     
  23. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396

    Дж. Г. Берман. Из книги "Западная традиция права. Эпоха формирования" (США):

     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Искусство эпохи барокко изначально развивалось в нескольких руслах. "Радикальное барокко" (в основе эстетике которого лежали контраст и возбуждение), классицизм и реализм сосуществовали с самого начала развития стиля. Классическое и барочное (в узком смысле - т.е. пышное и усложнённое) направления представлены не только в живописи, но и в архитектуре и литературе эпохи.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Раннее барокко. 1590- 1648/60

    Эта эпоха ещё прямо продолжает 16 век сего кризисами, потрясениями, охотой на ведьм и религиозными войнами. Средоточием противостояния католического и протестантского лагерей в это время была Тридцатилетняя война (1618-48) опустошившая и обескровившая Германию. На спаде были Испания и Италия. Но зато в золотой век вступила добившаяся де факто независимости Голландия. Франция и Англия - Луи 13 и первых Стюартов - строят абсолютизм в прямом и точном смысле слова- т.е. пытаются обходится без представительных органов с порой на бюрократию и наёмную армию. Во Франции это удалось, в Англии закончилось революцией и падением монархии (1649) - с этого момента история двух стран являет собой расходящиеся альтернативные пути.
    Вестфальский мир 1648 стал важнейшим этапом в развитии международного права (вестфальская система господствовала до нач. 19 в.) и если не принёс мир народам, то несомненно завершил самую острую фазу европейского раскола. Однако потрясения за пределами Германии ещё продолжались (во Франии Фронда - последнее вступление против абсолютизма (1648-53), а Англии революционный период до реставрации 1660, главная мясорубка до 1660 происходила в эти годы в Польше.
    Новая наука находилась в стадии становления и вела полуподпольное существование.
    Новое искусство набирало силу и начинает лидировать примерно с 1620--30- х гг. вытесняя маньеристское (но кон. 16 на пер. треть 17 в. ещё относится творчество ряда авторов, традиционно считающихся ренессансными - Шекспира, Лопе де Вега, Сервантеса)
     
    Последнее редактирование: 9 июл 2017

Поделиться этой страницей