К периодизации западной культуры

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 25 июн 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Естественно, агонию старого мира можно рассматривать и как родовые схватки нового. Новая эпоха уже с нач. 20 в. ломилась в дверь
    Феномен массового общества это уже преддверие будущего. Основные его признаки: всеобщее образование, всеобщая воинская повинность и всеобщее избирательное право. Но с ним также связано и рождение новой - массовой культуры - прежде всего кино. И выход на политическую арену новых сил - социалистов прежде всего и первые попытки социальных реформ. и невиданный массовый характер войн - затрагивающих всех напрямую, и тоталитарные популистские режимы . и жёсткое столкновение между радикализованными до предела тремя разошедшимися ветвями пост-просвещения - либерализмом (теперь социал-либерализмом), социализмом (в виде коммунизма) и национализмом (в виде фашизма). Причём две последние идеологии сочетали футуризм с реакционностью (отвержением либеральной идеи равенства по соц-стратовым или расистским признакам)
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    О науке. Наука эпохи стилицизма это прямое продолжение классической науки эпохи барокко. С одним существенным отличием. Наука 17-18 вв. - наука метафизическая - исходившая из вечности, неизменности и однородности. Гуманитарные науки естественно фиксировали изменения, но соотносили их с вечным идеалом (чаще всего античным) - отступлением от него, приближением к нему.
    Наука и философия 19 в. ввела понятие эволюции и прогресса . Главной наукой стала история (история Земли, история видов, история культуры...)
    В кон. 18 Гердер стал историком культуры, а Кондорсе (в 1793-94) разработал теорию прогресса. Подробно описывал развитие всего и вся к идеалу Гегель. Но окончательно эволюционный принцип восторжествовал в сер. 19 в. у Спенсера и Дарвина.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
    1885-86 начало разработки технологий, легших в основу 4-го уклада - первый мотоцикл, первый автомобиль.
    1888-92 первые веяния нового искусства - Энсор, Мунк
    Открытия в науке пошатнувшие прежнюю парадигму: 1887 эксперимент Майкельсона-Морли, открыты : 1895 Рентгена лучи. 1896 радиоактивность, 1898 распад атома, 1899 "Толкование сновидений" Фрейда
    1893-97 первые радиопередачи , 1895 первые фильмы братьев Люмьер, 1903 самолёт братьев Райт.

    возникновение нового (авангардного) стиля 1905-9, 1900-1905 рождение не-классической науки.
    Примерно с 1917-22 новый стиль получает заметное распространение.
    с 1921 лингвистический поворот в философии
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2017
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Конфликт возник между этой всеобщей вовлечённостью и нерушимым принципиальным неравенством. История пер. пол. 20 в. это штурм буржуазной крепости. Когда она пала и возникло новое общество. Авангардное искусство тоже возникло как искусство левое и антибуржуазное - развиваясь от противного - отвержения всех "буржуазных ценностей" мира неравенства - от мимесиса и традиции в искусстве до религии и традиционной семьи.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Новейшее время, если понимать под ним Западный мир после 1945 г., это действительно новая эпоха, подобная по масштабам отличий Средневековью и Новому времени. Конечно нет гарантий , что процесс культурного развития будет идти теми же ритмами, что и раньше. Но , тем не менее, можем считать, что мы живём в "авангардном" (названия пока нет) - первом цикле этой эпохи и уже прожили два его такта из трёх.
    Поэтому описывать в качестве Новейшего времени пока можно только их.

    Радикальное отличие его от предшествующих эр в том, что это сытый мир. Наверно впервые в мировой истории - где никому не грозит смерть от голода и почти никому от холода - мир легко доступной еды и одежды. Это общество потребления - в котором значимо для экономики то, что каждый выступает не только в роли производителя, но и в роли потребителя . Иерархия этого общества это иерархия потребления и потребление его добродетель (в отличие от предшествующих эпох направленных на жёсткое ранжирование потребления в зависимости от статуса).
    Идеалы Просвещения - свобода, равенство и братство - нашли в нём своё воплощение, хотя в форме. которую едва ли представляли себе просветители.
    Свобода - в демократическом устройстве, отмене многочисленных культурных табу, политических свободах.
    Равенство - в разрушении сословной пирамиды, теоретическом равенстве возможностей (при победе сильнейшего) и прав.
    Братство в принципе социальной солидарности - с точки зрения классического капитализма западное общество со вт. пол. 20 в. социалистическое - с государственным контролем над экономикой, мощной системой перераспределения.
    Власть и собственность в этой системе обезличены - президенты, премьеры, депутаты это взаимозаменяемые функционеры. У банков и корпораций нет единых хозяев - есть акционеры, инвесторы, бенифициары - владельцы нескольких процентов - компании владеющие долями других компаний.
    Лидерство Запада в мире - это уже не власть колонизатора - она базируется на вовлечённости всего мира в общие правила игры, в которых Запад как сильнейший игрок, как правило выигрывает ). Но участвуют почти все, и даже извлекают дивиденды. Так же как в гонке потребителей на самом Западе.
    Эта экономика, к удивлению классических рыночников классических социалистов, вполне эффективна. С 1950 по 2003 экономика Западной Европы выросла в 5,6 раза, а ВВП на душу в 4,35 раз.
    Но никто уже не может отгородится ни от кого. Буржуазия не может запереться на своём элитарном острове, первый мир не может отгородится от третьего. Экологические проблемы в Африке аукнуться в Америке и т.д.

    Почему в этом обществе востребован авангардный стиль -прежде всего потому, что он цивилизационно и социально нейтрален. Это уже не стиль Европы, он не отягощён никаким наследием и никакой информацией. Принятие его это просто принятие правил игры современности.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Эпоха модернизма

    Первый из них начинается в районе 1945 г. и завершается в 80- гг. Основные культурные достижения , впрочем, приходятся на более ранний период становления.
    Когда Шпенглер писал о Закате Запада он имел в виду вовсе не его погибель. А ситуацию когда творческий период культуры пройден и она сменяется цивилизацией - преимущественным развитием техники. он был не так уж не прав.
    В модернизме изначально было два полюса - первый был связан с крайней интроверсией - переходу к чистой субъективности - потоку сознания, подсознанию, паталогии. Второй , напротив, отличался крайним активизмом и был планом пересоздания мира. В значительной степени он продолжал развивать механистический идеал. решению проблем мира - прежде всего проблемы нищеты и неравенства он видел в предельном упрощении и редукции бытия в т.ч. искусства. Оба направления были внеприродны, точнее даже антиприродны и антиисторичны. Они в принципе порывали с подражанием, природе, традицией, образцами, идеалами, стандартами красоты, исходя из обратного. Ценностью обладает только новое и ранее не бывшее.
    Модернизм футуристичен - он устремлён в будущее и отрицает любые ценности прошлого и настоящего, видит цель в победе над природой и старой культурой. Это наложило отпечаток и на эпоху модернизма (которая, впрочем , была куда более умерена.


    Признаки в культуре: авангард в искусстве (живописи, скульптуре, архитектуре), модернизм и нео-реализм в литературе, параллельное развитие популярной культуры в противовес непопулярности и по сути элитарности моедрнистского искусства. в философии : логический позитивизм, аналитическая философия, феноменология, экзистенциализм, философия диалога, структурализм. атональная музыка - экспрессионизм др. "академический авангард".

    All_Saints_Church,_Douglas.jpg

    1280px-Église_Saint-Raphaël,_Jonquière02.JPG


    animals-in-a-landscape-1914.jpg

    bride-of-the-wind-1914.jpg!HD.jpg

    collective-invention-1934(1).jpg

    composition-no-15-1925.jpg


    fruit-on-a-tablecloth-with-a-fruitdish-1925.jpg!HD.jpg

    juggler-1926.jpg

    ju-jitsu-1913.jpg


    la-rosa-del-mare-1935.jpg!HD.jpg

    o-lavrador-de-caf-1939.jpg


    unique-forms-of-continuity-in-space-1913.jpg!HD.jpg

    the-mellow-pad-1951.jpg

    spiral-axis-1949.jpg

    no-5-no-22.jpg!HD.jpg
    Признаки эпохи: ялтинско-постдамская система, холодная война, деколонизация, сплочение Запада перед лицом советской угрозы, кейнсианство, социальное государство со значительным контролем над экономикой, последний демографический бум и поколение бумеров - жёсткий разрыв в ценностях отцов и детей.
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2017
    Glenn нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Преимущественное развитие транспорта, космос, расцвет фантастики, торжество сциентизма, "грязный подъём" ( т.е. рост с тяжёлыми экологическими последствиями), атомная энергия.
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2017
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Эпоха Постмодерна. (пятый техноуклад, цивилизационный стандарт постмодернизация 1)

    Истоки: первые признаки в культуре 1941-43 (Борхес, Гессе (Игра в бисер) ). 1941 - первая ЭВМ (Цузе)
    Становление стиля - 1949-1957
    Становится заметным направлением - с 1971-72 г.

    Господство пятого техноуклада с 1983, гегемония постмодернизма в культуре - с 80-х гг. окончательное формирование нового политического стандарта примерно с 1993.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    распад восточного блока, однополярный мир и "конец истории" , переход от конфликта систем к конфликту цивилизаций, нео-либеральная экономика, глобализация (ТНК и перенос производств в третий мир) , уменьшение социальных расходов (для снижения налогов и борьбы с паразитизмом), естественная убыль населения (преодолевается притоком мигрантов).

    Развитие связи (мобильники, интернет, гаджеты, социальные сети), экологическое движение и экологическая политика, "общество риска" - в любой новации видится прежде всего опасность. недоверие к экспертному сообществу, "возвращение Бога", декларируется равноправие научного и ненаучного знания,
    критика индивидуализма и отчуждения как главной характеристики предшествующей эпохи.


    возвращение табу - но новых - в виде политкоректности до ресентимента, феминизм, акцент на правах меньшинств, основная ценность коммуникация и консенсус.
    Признание ценности среды (исторической и природной), новая эклетика - ироническое цитирование предшествующих стилей, борьба с иерархией и угнетением из области политики и экономики переходит г.о. в область языка - критический анализ всех предшествующих (и в первую очередь модернистского) дискурсов - на предмет выявления и разрушения в них иерархических структур
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2017
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В качестве символической политической даты наверно можно взять 1989 - окончание Холодной войны.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Культура: поставлены под сомнение базовая ценности модернизма : новизна, оригинальность (не тиражируемость), авторство. "Всё уже сказано", цитата и коллаж как принцип, контекст важнее текста. "Элитарная культура" черпает материалы для своих игр в массовой. Интерактивность.
    Основные векторы: постмодернизм и нео-модернизм. Инсталяция, перформанс, пост-стили, фотореализм и др. игры с фотографией. Электронная музыка, минимализм, рок, поп, рэп. Популярная музыка как база для образования субкультур. Постмодернистская литература, магический реализм, абсурдизм.
    Философия: постструктурализм, нео-марксизм, нео-фрейдизм, нео-сциентизм, феминистическая идеология, пост-колониальные исследования.
    Отказ от ориентации на истину, равноправие взглядов, постправда.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    1280px-KlimzowiecKlasztor.JPG

    1280px-LublinHolyFamily90.JPG

    SyracuseLacrime.jpg

    ball-game.jpg

    avalanche-1996.jpg

    depression-bread-line-1999.jpg made-in-japan-1964.jpg

    michelangelo-s-david-1987.jpg

    peces-coloridos-y-bichos-de-comfer-1994.jpg

    high-voltage-painting-1965.jpg naufragio-2003.jpg

    still-life-with-peppers-1981.jpg
    Прекрасный-перформанс-Ludovico-Einaudi-01.jpg
     
    Glenn нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Эпоха метамодернизма

    Она ещё не наступила ) Поэтому все суждения могут быть только в предположительном ключе.
    Исходя из логики процесса, первые признаки должны относится к 1980- м. гг. но пока эпоха полностью не утвердится вычленить их конкретно невозможно.
    Первым импульсом нового технологического уклада возможно можно считать первый работы в области 3D печати - Чарльз Халл (1986-88), первый беспилотный автомобиль 1984.
    периодом возникновения нового стиля возможно были 1988/1990-96 гг. (3d стрит арт, 3d шутеры (92), Питер Дойг, Хельсинский контемпорари, Новая искренность - "Бесконечная шутка" Уоллеса (95), Догма 95 в кино, Интегральный подход Уилбера (96), параметрическая архитектура - Калатрава )
    Период с 2010 г. может считаться временем широкого распространения - когда появился манифест, развернулось метамодернистское движение (2010), инстаграм (2010) компьютерные игры были признаны видом искусства (2011).
    Вообще основная среда новой популярной культуры - блогосфера.

    Очевидно новая эпоха станет третьим тактом авангардной эры, т.е. не будет отличаться принципиальной новизной, и в технологии не приходится говорить о новой революции (скорее о продолжении эры НТР). Но она станет переходом к действительно новому миру .
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2017
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Жилой дом21.jpg
    жилой дом

    риека закон 2013.jpg

    swamped-1990.jpg

    baked-1990.jpg

    jetty-1994.jpg

    Kaye Donachie15.jpg

    mountain-view.jpg






    Your-Rainbow-Panorama-by-Olafur-Eliasson.jpg 20090921_tony_cragg.jpg Roger Lane 9dbf91c19ebe56dc61df9275b7e2f452.jpg

    042f808f7f07a9a1271c12c35d88f19d.jpg Ran Ortner.jpg Grzegorz Ptak _garden_by_grzegorz_ptak_by_grzegorzptakart-d7byyzr.jpg Gerhard Richter34a2b01244a243c25ff9692e4d6ba921.jpg

    Beyond West r_mtn1ctQlYC1rxoym0o1_1280.jpg
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Естественно, вся хронология этой ветки это общецивилизационные контрольные цифры. Для каждого государства , взятого в отдельности, датировка этих периодов будет заметно смещаться. Также как будут варьировать и их особенности.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Строго говоря, это действительно уже не западная цивилизация. Единственно возможная для неё форма существования - глобальная. И основное противоречие нашей эпохи это именно то, что глобальная культура оказывается завязана на локальном Западе (при том что даже в её возникновении- становлении значительную роль играли русские, японцы, латиноамериканцы - но люди , а не страны.)
     
  18. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    То есть?
    И почему?
    Глобальная в масштабах чего?

    И каким образом это может быть, когда сейчас, например, маятник качнулся в противоположную сторону?
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Т.е. всемирная. Эпоха началась с учреждения ООН )
    Модернизм это первый стиль распространившийся во всех странах мира без исключения и господствующий в большинстве из них.
    Экономическая система глобальна - она общемировая (кроме разве КНДР)
    проблему стоящие перед людьми - глобальны и т.д.

    Маятник никуда не качнулся, усилились националистические настроения. Но даже они глобальны - евроскептики сидят в европарламенте, правые националисты собираются в интернационал, а антиглобалисты интернационально путешествуют по всему миру (с шенгенскими визами).
    Главнае враги нового мира - радикальные исламисты, тоже интернациональны и вербуют сторонников через интернет
     
    Яник нравится это.
  20. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Твой ответ меня не удовлетворил. )
    Просто я вижу иначе - очень многоразличный мир, и будущее его - в многополярности и разнообразии.
    Глобальными могут быть экономические и экологические проблемы, а люди, как это всегда и было. )
     

Поделиться этой страницей