1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Хотя в основном разговор пойдёт о Руси, начать надо с Византии. Поскольку она оставалась духовной метрополией всего восточного славянства минимум до кон. 17 в.

    Здесь сразу обнаружиться полная непригодность западноевропейского деления на раннее средневековье, средневековье и новое время.
    Ритмы в которых жила Византия были совсем иными и скорее циклическими. Она всегда была городским обществом с развитым бюрократическими государством. Роль новаций была минимальна. достаточно сказать, что одежда в общем и целом не менялась на протяжении её существования. Бороды на протяжении 6-8 вв. могли носить или не носить, потом носили как правило. Процессы изменений протекали плавно , без чёткий граней. Предмет богословствования-философствования оставался неизменным. искуство ходило по замкнутому кругу между античным "жизнеподобным" и "спиритуальным" направлениями.

    в целом ритм был такой:
    1. военный подъём, экспансия, античное "возрождение" - 2.отступление, спиритуализация искусства - 3. военные реформы, стабилизация- 4.крах
     
    Glenn, Sielicki и La Mecha нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Первый условно византийский цикл (6-9 в.) прямое продолжение позднеримского (кон. 2- 5 в). Тренд остаётся тем же - постепенное свёртывание античного наследия и выстраивание новой "синей" модели бюрократической империи и "симфонии".
    Его можно обозначить как Ранневизантийский.
     
    Последнее редактирование: 17 июл 2017
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    первая стадия - экспансия при Юстиниане - 533-569 - наряду со "спиритуальными" в светском искусстве сильный антикизирующие тенденции
    m2kDB-JFUi4.jpg muzei_mozaiki6.jpg

    с востока заимствуются шёлк, стремена. новации в архитектуре - купольная базилика
    [​IMG]
    (параллельно существуют и другие формы, базилика, крест, ротонда, крестово-купольный храм), кодекс Юстиана и т.д.

    вторая стадия - с 569 начало отступления и обороны по всем фронтам. параллельно происходит "ориентализация" - от спиритуализации искусства
    Meister_der_Demetrius-Kirche_in_Saloniki_002.jpg
    к иконоборчеству, переход с латыни на греческий, доминат окончательно превращается в царство. но в 7 в. ещё проскальзывают (в прикладном исксстве) античные мотивы, изобретается греческий огонь. ведётся активная богословская полемика и процветает схоластика.

    третья стадия - с сер. 7 в. начинается военно-административная реформа - фемный строй (с объединением военной и административной власти и сословием воинов-земледельцев - стратиотов. в нач. 8 в. граница стабилизируется. В культуре с 8 в. застой (большие храмы - купольные базилики больше не возводятся). Но богословская мысль сохраняет определённую активность (главный автор - Дамаскин, правда, не византиец).

    4 стадия - В нач. - сер. 9 в. ситуация снова ухудшается - начинают наступление болгары . Единственность императорской власти оспаривается - в 800 провозглашается империя на Западе, в 918 в Болгарии - что для византиецентричного мира было катастрофой. Но пишут в пер. пол. 9 в. : богословы Феодор Студит, Никифор, составляются всемирные хроники Синкелла и Амартола.
     
    Последнее редактирование: 16 июл 2017
    Glenn, Sielicki и La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ранневизантийский период обращён на восток. Там существовали великие церкви в 7 в. раскинувшие свои епархии до Китая , Южной Индии и Абиссинии. там велись главные теологические споры между тремя ветвями восточного христианства. Оттуда грозили главные опасности (Сасанидский Иран, Халифат).
    В 7-8 вв. исламский фактор становится главным. Православные сирийцы перебираются в византийские владения и становятся на время главной интеллектуальной силой в империи. Во вт. пол. 8 в., напротив, многие из них переходят в ислам и становятся главным фактором интеллектуальной революции в Халифате. В результате происходит размежевание по этническому принципу: копты и армяне - монофизиты, сирийцы - несториане и монофизиты, православные (никейцы) - греки - включая греков Ближнего Востока. Эта эллинизация никейского православия была особенно заметна в 9 веке, когда латинский Запад принимает филиокве (осуждённое в Византии в 879 г.)
     
    Последнее редактирование: 17 июл 2017
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Средневизантийский период (сер. 9- нач. 13)

    Начало его можно отсчитывать с события отмечаемого как Торжество православия - 842 г. - окончательное восстановление иконопочитания.
    Весь ранневизантийский период проходит под знаком христологических споров. Побеждала то одна, то другая партия. Борьба затрагивала всё общество и влияла на политику. И одновременно оживляла интеллектуальную жизнь.
    С "торжеством православия" всё это кипение затухает. Византия среднего периода осознаёт себя как цитадель истинной веры - нерушимой и неизменной.

    Почти сразу вслед за этим (примерно с 860) начинается культурный подъём, известный как Македонское возрождение. Он знаменуется большим интересом к античному (древнегреческому) наследию. Византия осознаёт себя преемницей эллинской цивилизации. Византийских интеллектуалов-эллинистов иногда называют гуманистами, но никакой новой антропологической программы, отличной от православия, они не выдвигали. Но издаются многочисленные энциклопедии по разным областям знания, Лев Математик - один из малочисленных византийских учёных внесших вклад в точные науки и технику, создаётся высшая школа в Константинополе (с 1045 фактически первый европейский университет). Искусство снова поворачивает к "реализму".
    И подъём этот продолжается до кон. 10 в.
    В архитектуре особое внимание начинает уделяться внешнему декору вместо аскетичной монументальности предшествующего периода.

    Параллельно (с некоторым запаздыванием) происходит и внешнеполитический подъём - новый период экспансии (920-1042)
    004v.jpeg

    9c08a33174bd.jpg 00037.jpg

    130110c00.jpg

    attach11в.jpeg
     
    Последнее редактирование: 17 июл 2017
    Sielicki и La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    в кон. 10 в. (и особенно в 12 в.) искусство снова становится более "спиритуальным",

    dionisiou214.jpg

    0012.jpg

    058.jpg

    но интеллектуальная активность, в т.ч. "эллинистов" продолжалась, пока их главный представитель Иоанн Итал - реально начавший делать далеко идущие выводы из античной философии - в 1082 не был предан анафеме. Философствовать отныне разрешалось только в сугубо ортодоксальном ключе.

    в военно-политической сфере 1042- и до кон. 11 в. это период поражений и отступления.


    третий такт - стабилизация - занимает большую часть 12 века. это период, начиная с первого крестового похода. убедившись в высокой боеспособности западной рыцарской конницы, византийцы создают аналогичное войско . на смену крестьянам -стратиотам приходят помещики-прониары. государственный аппарат тоже упрощается и частично перестраивается по западному образцу. в интеллектуальной жизни признаки застоя.

    четвёртый такт - катастрофа - это 1185-1204 гг. - нашествие норманнов, независимость Сербии и Болгарии и наконец взятие Константинополя крестоносцами.
     
    Sielicki и La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Это период когда лицо Византии с востока всё больше обращается на запад (через север)
    Для сирийско-египетского христианства 9-12 вв. время застоя и начинающегося упадка - оно явно проигрывало расцветшей мусульманской культуре, всё больше людей переходило в ислам, арабский вытеснял древние языки, которые в это время сосредоточились на сохранении своей грамматики, а не на создании новых памятников. последний относительный взлёт сирийское христианство пережило в 13 в. - при монголах.
    Запад относительно Византии уже не был страной варваров, хотя общей уровень культуры у греков был выше. Несмотря на взаимные анафемы контакты были довольно активны и далеко не всегда враждебны. Буферной территорией была Южная Италия - через которую Запад знакомился с греческой культурой. Византийский двор в свою очередь проявляет некоторый интерес к западному рыцарству и его обычаям.
    Но основные события эпохи связаны с христианизацией славян - начиная с Болгарии в 865 г. Миссия Кирилла-Мефодия и их учеников главным следствием имела создании в Болгарии значительной школы переводов с греческого на искусственный церковно-славянский (т.с. "славянский вообще"). Пиком этой активности стало крещение Руси. В нач. 11 в. после того как Болгария была византийцами завоёвана, именно Русь и Грузия стали независимыми, но православными котрагентами Византии. (12 и отчасти 13 в. - это пик грузинской культуры)
     
    Последнее редактирование: 17 июл 2017
    Glenn и La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Поздневизантийский период. 13 - сер. 15 вв.

    Особенность этого периода в том, что собственно единой империи больше не существовало. Существовал ряд греческих, славянских, франкских (латинских) государств, некоторые из которых возглавлялись императорами. Основной преемницей традиционно считается Никейская империя, которой в 1261 г. удалось отбить у франков Константинополь.
    Ключевыми факторами этого последнего этапа были натиск турок и отношения с Западом (в частности постоянно обсуждавшиеся вопросы унии).

    армия уже в 14 в. начинает в основном формироваться из наёмников - поскольку земель для поместий не осталось. появляется артиллерия. формируется нечто вроде удельной системы.

    в военно -политическом аспекте периодом экспансии Никеи был 1225-1303 , 1303-1400 период отступления и обороны, 1400 кратковременный период стабилизации, завершившийся катастрофой 1453-61 гг. и гибелью Византии и всех её обломков.
     
    Последнее редактирование: 17 июл 2017
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В культурном плане первый этап именуется Палеологовское возрождение. Де факто в искусстве он начался в Сербии (где укрылось немало мастеров) ещё в 1220-х гг

    Милешево 1228
    1228 милешево32561_5.jpg

    1228 милешевоAnnunciation_Mileševa_Monastery.JPG

    1228 милешевоFresco_of_Stefan_Vladislav,_Mileševa.jpg

    1228 милешево.jpg 1228 милешево0_1ce7ad_6195c736_L.jpg

    1228 милешево3436.jpg 1228 милешево800px-Meister_von_Mileseva_001.jpg

    К 1259 можно уже смело говорить о предренессансном искусстве

    CX4J0253-0.jpg

    CX4J0881 Unknowm martyr 4, bust.jpg

    sop-cx4j0590-4.JPG

    охвачена процессом была и Болгария и возрождённая Византия

    0040виз.jpg Hristos_Pantokrator._Vizantiya_13v_57h43_Vatoped_m-r_Afonвиз.jpg

    Chorachurchfresco.jpg

    1. 3виз.jpg

    0141виз.jpg
     
    Sielicki и La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Но в сер. 14 в. (особенно откровенно в 15 в.)начинают набирать силу и архаизаторские тенденции

    014визант.jpg

    027византия.jpg 0016Греция.jpg

    0136визант.jpg Raspyatie_Saloniki_15v._Temple_Gallery.jpg
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Это было связано с событиями церковной жизни.

    Палелоговское возрождение одновременно знаменовалось расцветом мистической жизни (исихазм) и возрождением эллинизма - уже прямо переходящего в гуманизм с его культом античной культуры и приоритетом античной мысли перед христианской.
    Обе тенденции в сер. 14 в. приходят к прямому столкновению -паламитская дискуссия о возможности прямого богопостижения, закончившаяся победой мистиков-паламитов и осуждением эллиниста Варлаама и его сторонников. Варлаам уезжает в Италию и переходит в католичество (он был учителем греческого у Петрарки - как бы передав ему эстафету гуманизма). Но согласие в Византии не возникло. В следующие десятилетия паламизм продолжает торжествовать - что связано с новой спиритуализацией искусства, но эллинизм полностью вытеснить не в состоянии.

    0_ff2a6_3a3e481a_orig.jpg 0_ffbc9_ef8c8235_XL.jpg

    Одновременно византийская культура в какой-то степени избавляется от традиционного высокомерия - начинают переводится и комментироваться арабские работы по математике и астрономии - что позволяет в какой-то мере наверстать упущенное, в сер. 14 в. эллинисты с удивлением открывают для себя западную схоластику - и прежде всего Фому Аквинского. Хотя им увлекались и некоторые паламиты (Николай Кавасила), в основном византийские томисты и эллинисты это одни и те же лица. В большинстве они склонялись к унии и нередко эмигрировали на Запад.

    Влияние византийской культуры в Италии в это время было значительно. Фактически итальянская живопись 13 в. - это прямое продолжение византийской (причём палеологовское возрождение стало там сказываться только концу века - фактически положив начало проторенессансу). В 14-15 в. византийские эмигранты сыграли важную роль в развитии гуманизма, познакомив западных коллег с греческими первоисточниками - ещё в 1360 школа греческого была открыта во Флоренции.
    Что касается христианского Востока, то уже в 14 веке он вступает в глубокий кризис. Сирийская и коптская культурная жизнь практически прекращается, тоже происходит в Болгарии после его покорения турками, едва теплиться она в Грузии.
    Гибель Византии означала , что к 1461 г. весь восточно-христианский мир утратил независимость и был разделён между мусульманами и латинянами, хотя места ми и сохранились обломки местной государственности (Грузия, Русь, влашские княжества).
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2017
    Sielicki и La Mecha нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Относительно 14 века можно говорить о единой славяно-православной культуре - круг чтения, язык культуры (церковно-славянский) был един. Относительно всех переводов с греческого на славянский не удаётся установить сделаны они на Руси или в Болгарии. В "Списке русских городов дальних и ближних" перечисляются и болгарские города.
    Единственно , Русь всегда имела более низкий статус, чем Сербия, Болгария, Грузия. там не было ни царства, ни патриархата. митрополит назначался или утверждался в Константинополе. Но в 1441 Москва наотрез отказалась принимать Флорентийскую унию и с 1448 ставила митрополитов самостоятельно , выйдя из подчинения Константинополю. Отвергнутый митрополит-униат Исидор перебрался в Киев. И в 1458 патриархия официально учредила отдельную от московской киевскую митрополию. В неё вошли православные епархии ВКЛ и Польши.
     
    Sielicki нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Поствизантийский период. сер. 15- кон. 18 в.

    Если говорить о раннем средневековье применительно к византийскому миру, то оно началось в сер. 15 в. )
    После поголовного отъезда интеллектуальной элиты на Запад и демонтажа турками системы образования.
    Мы видим консервацию архаичных форм в искусстве, интеллектуальную и духовную жизнь слабо теплящуюся в монастырях, Церковь как основную форму самоорганизации и сохранения идентичности православного населения. Сохранил значение Афон, при патриаршем дворе действует высшая школа (остальные небольшие школы - монастырские, несколько светских только с сер. 16 в.).
    Латиняне готовы поддержать гаснущие очаги христианства, но как правило на условиях унии.
    Но за редким исключение это означало только раскол восточоных церквей на униатскую и антиуниатскую части.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    И вот в этих условиях начинается усиление Московии. В кон. 15 в. она избавляется от зависимости от Большой Орды, захватывает Новгород, Вступает в сношения с западными странами.
    Не случайно на неё обращаются взоры как восточных христиан , так и папского престола. Именно последний устроил брак Ивана 3 с Софьей Палеолог и начал внушать мысль о принятии Москвой византийского наследия. Замысел был - опереться на новое государство в борьбе с турками и при возможности вовлечь его в унию. Но он не сработал.
    Однако идея о том, что Москва есть Третий Рим в какой то степени укоренилась. Не в смысле наследования Византии, а в том, смысле что Московия последнее на земле православное государство и единственный светоч.
    В сер. 16 в. Московия (Россия) стала царством. в кон. 16 - патриархией и местом постоянного паломничесвта греческих иерархов "за милостыней".
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2017
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    на этом фоне началось быстрое расхождение живых языков со старыми литературными. разговорный греческий уже требовал переводов с древнегреческого. церковнославянский стал практически непонятен пастве.
    Что касается Московии, то именно в области интеллектуальной это была очень глухая провинция византийского мира, ориентированная, как правило, на самые консервативные образцы.
    Делались конечно попытки как-то оживить ситуацию - так с кон. 15 в. то там, то здесь делались попытки книгопечатания на славянских языках. В кон. 16 - нач. 17 в. существовала официально не утверждённая академия в Остроге (Волынь).
    Но реально ситуация начала меняться только в 17 веке.
    Ставроникита-Aroche.jpg

    0022афон.jpg 00039мкедония.jpg

    082афон.jpg 012-025серб.jpg
     
    Sielicki нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Более "натуралистическое" направление, впрочем тоже не исчезает. Теперь оно связано с Венецианской Романией (хотя последняя тоже всё время сокращалась под натиском турок) и несёт некоторые западные черты . Эти острова были местом встречи византийской и ренессансной итальянской культур.

    5_ The CrucifixionГеоргиос Клонтзас.jpg

    800px-Lapidation_de_saint_Etienne_Filotheos_Skoufos.JPG


    Georgios_Klontzas_-_Scenes_of_Christ's_Passion_-_Walters_37628_-_OpenГеоргиос Клонтзас.jpg

    Parousie_detail_-Georgios-Klontzas.jpg

    017Георгиос Клонтзас.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    17-18 вв. можно назвать эпохой духовного (или религиозного) просвещения. Центром культуры по-прежнему остаётся Церковь но предпринимаются масштабные усилия по подготовке грамотного и учёного духовенства и повышению образовательного уровня мирян. Надо сказать, что значительную роль в этих процессах играли иезуиты. А все основные просветители получили образование в западных университетах ) г.о. в Падуанском). В основе образования по-прежнему лежали семь свободных искусств, а высшее образование во многом базировалась на принципах иезуитской нео-схоластики. Т.е. ориентировалось на самое консервативное из культурных течений Запада. Но так или иначе заметны были и ренессансно-барочные мотивы.
    В результате сложилась своебразная переходная культура - с точки зрения европейского мейнстрима глубоко вторичная, а с точки зрения ортодоксии сильно попахивающая "латинством". Но роль её в возрождении восточно-христианских культур была решающей.
    На Руси она прежде всего развилась на Украине. Отец её - митрополит Пётр Могила, из молдавских аристократов, учился в западных университетах.
    С присоединением Восточной Украины (Малороссии) к России эта греко-украинская культура проникает и туда и ложится в основу никоновской реформы (что, соответственно, приводит к Расколу). (В Грузии аналогичные реформы проводятся в 1740-х гг.)
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Новая эпоха наступает с началом распространения идей европейского Просвещения (1760-70-е). Просвещение (Катардзис, монахи-вольтерьянцы и т.д.), романтизм, национальное возрождение, и связанное с ними православное возрождение это уже время когда православный Восток становится окончательно периферией Запада.

    хотя первые признаки появляются уже в нач. века (Антраксис, Кантемир)
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2017
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Русь

    В отношении Руси/России традиционная западная периодизация применима в большей степени. Хотя по времени датировки и не совпадают.
    Византийская традиция присутствует в её культуре в некотором роде как константа, в то время как социально-политическая составляющая достаточно динамична. В отличие от балканских государств, которые периодически непосредственно вовлекались в византийскую политическую систему , вплоть до потери независимости, Русь была удалена и строй её успешнее может быть соотнесён с западно-славянскими и скандинавскими соседями - такой же дальней периферией, но Западного мира. Поэтому за основу периодизации удобней взять социально-политические, экономико-экологические циклы. Но и в соответствующих им культурных периодах имели место определённые новации.

    В целом здесь можно выделить эпоху варварского королевства, раннего средневековья, средневековья, нового времени. на каждый в среднем по 300 лет. Т.е. процессы шли даже динамичней, чем на Западе, но зато с большими пробелами )
     
    Последнее редактирование: 21 июл 2017
  21. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    То есть? А какие новации?
    А с какими пробелами?
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну процессе повествования расскажу )
     
    La Mecha нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Как то я уже писал, что история Руси/России может быть периодизирована через социально-экологические циклы. Каждому циклу соответствует определённая модель расселения. И чередуются "стабильные" и "кризисные" циклы. "Кризисные" это те при которых модель расселения меняется, что сопровождается массовым исчезновением населённых пунктов и последующим возникновением новых.
    Так период 9 -сер. 10 стабильный - это время торговых поселений - сеть которых завязана в конечном итоге на внешние рынки.
    Сер. 10-11 в. кризисный цикл - экономика переориентирована на внутренние источники доходов, старые центры исчезают или "переносятся", новые связаны уже не с коммуникациями , а с распахиваемыми опольями .
    12 сер. 13 - стабильный
    сер. 13-14 вв. - кризисный - кризис комплексный - военно-политический и экологический. дезурбанизация, уход населения в леса, на водоразделы, переход от села к деревне. от пашенного к подсечному земледелию
    15 - сер. 16 стабильный
    сер. 16 - 17 кризисный (пик кризиса кон. 16- нач. 17) - запустение нечерноземья, особенно севера - уход населения в Поволжье и на юг. Процесс искусственно тормозится введением крепостного права. развивается община с передельным коллективным землевладением.
    18 - сер. 19 - стабильный
    сер. 19- нач. 21 кризисный - начало связно с аграрным перенаселением, затем происходит исход населения в города , "исчезновение деревень" (процесс временно тормозится, опять же искусственно, сталинскими ограничениями и коллективизацией)

    каждые два такта и составляют эпоху:

     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700

    Периодизацию западной культуры я начал с кон. 6 в. - как начала раннего средневековья. Хотя к этому времени королевства германцев на развалинах Римской империи существовали уже полтора века. Причина в том, что отдельного культурного бытия они ещё не начали. Это была встреча "варварской" культуры и культуры постантичной, христианской. Они входили в контакт почти не смешиваясь.
    Таким варварским королевством была Русь. Разница в том, что она почти не имела территорий с античной историей (кроме Тмутаракани). Но такие королевства были и на Западе.
    Культура первого цикла - 9- сер. 10 в. это чисто "варварская" культура - степная, славянская, германская.
    второго - это принятие из прагматических соображений культуры постантичной - в данном случае средне-византийской. Она принималась в готовом виде, в качестве элитарной, почти не затрагивая общественных институтов. Старая не исчезла, она как бы отошла на периферию, не образуя симбиоза.
    Школы, храмы, иконы, духовенство, литература, монастырский устав всё это приходило в готовом виде. При том, что первые храмы Киевской Руси по ряду параметров сразу отличались от византийских прототипов - причём эти изменения внесли сами строившие их византийские зодчие: громадные размеры, дополнительные нефы, громадные хоры, обводные галереи.
    И только потом начался синтез.
    Поэтому Русь 11 в. имеет смысл сравнивать с франкским 6 века, кроме того что постантичная культура здесь была не аборигенной, а чисто привозной.

    Вот эти обстоятельства сыграли заметную роль в том какая именно форма культуры была воспринята. Крещение Руси практически совпало с окончанием Македонского возрождения в искусстве и переходом его к "спиритуальной" "канонической" фазе.
    В то же время само принятие было значительно облегчено уже существовавшими славянскими переводами сделанными в Болгарии.
     
    Последнее редактирование: 21 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Между первым и вторым тактом есть и другие существенные различия.
    В первом главным действующим лицом является "русь" - интернациональная военно-торговая группа связанная с торгово-ремесленными поселениями (частью неукреплёнными) и протипоставляемая "славянам".
    На втором - "дружина". Обитающая в градах и осуществляющая военно-административные функции. Г.о. говорящая по славянски, хотя и включающие пришлые варяжские отряды.
    В первом случае можно говорить о множестве предводителей руси, живущих войной, торговлей и обирающих славян в полюдье, с властью чисто харизматичной.
    Во втором о существовании единой княжеской династии и относительно институционализированной власти - формирующееся раннее государство с назначением сыновей в региональные центры. Вся новая христианская культура полностью принадлежит к сфере княжеской власти.
     
    Sielicki нравится это.

Поделиться этой страницей