1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    3.1
    по времени это т.н. пушкинская эпоха

    Принципы регулярства, реализуемые весь предшествующий период в николаевской России начали переходить уже в зарегулированность до абсурда. Победы перешли в период самодовольства - Россия была державой номер 1. Но европейские ориентиры ещё оставались - просто Россия видала себя лидером консервативной Европы. Для европейски ориентированных молодых дворян впервые родное государство предстало как тормоз на пути к прогрессу - появились те самые "лишние люди" )

    В литературе намечался подъём - собственно именно тогда и оформился "литературный русский" (начало которому положили Карамзин и Батюшков, а завершил дело Пушкин). Здесь царил романтизм.
    В архитектуре господствовал поздний классицизм - ампир (в качестве редкостей новый вариант псевдоготики). ведущий архитектор - Росси
    В живописи и быту ампир, романтизм и бидермайер. Пожалуй, именно последний наиболее яркая примета времени.
    Интеллектуальные моды:
    консерватизм де Местра (роялиста-мартиниста) , в частности с учением о внеконфессиональном христианстве и вообще учение о внутреннем христианстве, потивопоставляемого свободомыслию и конфессионализму - пик его приходится на 1816-24 - министерство Голицына и Библейское общество - осуществившее перевод на русский Нового и части Ветхого завета.
    байронизм - 1810-е-30е
    шеллигианство 1810-е-30е

    вообще же начался большой всплеск православной религиозности - массовый приток паломников, богатые пожертвования, основание новых женских общин, часть которых стала монастырями . В 1821 для старцев учеников Паисия открыт скит в Оптиной пустыне, в 1825 выходит из затвора и выступает в роли старца Серафим Саровский. Параллельно начинаются новые гонения на староверов и политика уничтожения униатства в западных губерниях
    (главная фигура эпохи - митрополит московский (1821-67) Филарет (Дроздов) - ключевой член Библейского общества и в молодости масон.


    1200px-Spb_06-2012_MichaelPalace.jpg

    1822.jpg 1834.jpg

    20-30t.jpg

    1818 b.jpg

    1820-t.jpg

    1820-t v.jpg

    1838.jpg

    1839.jpg

    1825.jpg

    1822-23g.jpg

    1836.jpg 1837-40.jpg

    1830y.jpg 1833-35.jpg
     
    Последнее редактирование: 30 июл 2017
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    3.2.ок. 1837-60 гг.

    Это завершающий период цикла. и в нём уже появляются ростки нового, хотя современниками он воспринимался как застой.
    Или наоборот как нерушимое величие (по крайней мере, до Крымской войны) . Российская элита считала, что она завершила период ученичества.
    Более того новый взгляд был в том, что дальнейшие заимствования опасны и даже губительны. потому что Запад пошёл по неверному пути (особенно с 1848) - это путь вольнодумства, индивидуализма, ненужных свобод, классового расслоения. Напротив, Россия это очаг стабильности, наследница Византии и т.д.

    Особое и высшее предназначение России, её уникальные принципы : самодержавие, православие и народность - провозгласил уже в 1833 новый министр просвещения Уваров.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Этот "национализм" и воззвание к традиции в немалой степени был связан с романтизмом. И сама "официальная народность" была довольно маскарадна.

    9864.jpg
    (придворное "русское" платье)


    новый официальный "русско-византийский" стиль
    1843-53.jpg 1849-51.jpg
    к сер. 1840- он повсеместно вытеснил ампир и стал главным стилем церковных построек. в гражданской архитектуре же воцарился историзм и эклектика.


    Более глубоким (и романтическим) поворотом к истокам стало славянофильство. Но у него с властями отношения были сложными.Романтическое обращение к корням быстро обнаружило, что корни эти не западные . И православие романтически было противопоставлено не только Просвещению, но и самой послепетровской вестернизированной империи. (Церковь, естественно, это не благословляла)
    Волнодумцы же увлекались Гегелем, Сен-Симоном, Фурье, а с 40-х-50-х всё больше материализмом Бюхнера или Фейербаха.
     
    La Mecha нравится это.
  4. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Лайк персонажу с картины.:) )
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    И действительно, как бы в ответ на обвинения Чаадаева русской культуры в бесплодности, в это время уже не только Пушкин, а Лермонтов, Гоголь, Тютчев. Тургенев, Гончаров, Достоевский, Островский...и романтики и реалисты. в музыке после безрыбья - Глинка, наука на мировом уровне.
    Т.е. по Гегелю, Россия достигла того уровня когда начала мыслить саму себя ) Именно тогда из страны деятелей, она стала страной думателей ) И из петли сформулированных тогда идей и проблем не может выбраться и доныне.
     
    Последнее редактирование: 29 июл 2017
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Здесь http://ruskline.ru/analitika/2010/11/06/vencenosnaya_hranitelnica_blagochestiya

     
    Glenn нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Живопись периода, в принципе, не отличалась от сказанного про "пушкинский" период


    1839-40.jpg

    1840.jpg

    1840-50t.jpg

    1842.jpg


    1857.jpg

    1842d.jpg

    1840t-50-t.jpg
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    С точки зрения истории идей и литературы, музыки, архитектуры 40-е это действительно уже начало нового. также как борьба западников и славянофилов, к которой в 50-е добавилась борьба либералов, консерваторов и радикалов. хотя с точки зрения политической это всё ещё прежний этап.
    с точки зрения технологии тоже скорее можно говорить о начале нового - символически начиная с первой железной дороги (1837). де факто к 40-м Россия вступает в первый технологический уклад - когда текстильная фабрика начинает вытеснять мануфактуру.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Православный Восток

    К нач. 18 века Православный Восток был разделён между тремя державами: Россией, Австрией и Турцией. в дальнейшем границы их неоднократно менялись.

    Австрийская часть была самой небольшой - Военная граница, потом Буковина и др. небольшие общины (в 18 в. в результате демографических сдвигов православные влахи стали составлять большинство населения и в Трансильвании). Но как центр новых идей она была важна.
    В турецкой тоже - вт. пол. 18 в. время распространения идей западного Просвещения и национального возрождения. Православие конечно играло роль этнического идентификатора, но с точки зрения новой интеллигенции основным становилось понятие нации - и здесь пути славян, румын и греков расходились.
    Главным центром событий становится наиболее "продвинутая" Греция - в кон. 18 в. здесь массово переводят на греческий современную западную литературу. Появляются тайные общества, идея независимости, ведутся споры о будущих путях и здесь византийский проект натыкается на "древне-греческий". Ведутся споры о языке - к этому времени древний греческий и ново-греческий (димотика) стали уже фактически взаимонепонимаемыми, в результате компромисса между ними создаётся искусственный литературный греческий (кафаревуса).
    Затем в 19 в.следует восстание, разгром общины фанариотов в Стамбуле - до этого бывшей культурным лидеров греков, независимость. За всем этим жадно наблюдают славяне. Но роль именно православия в этих событиях была не велика. В новой Греции рождаются братства - ставшие центрами новой автономной от Церкви религиозной жизни, а культура развивается в русле Просвещения.
    Русское славянофильство было обращено в первую очередь к балканским славянам, для интеграции их с Россией.
    Перед этим оказались в составе России Грузия и отчасти Армения для которых это стало концом средневековья.
    Одной из главных идей славянофилов было резкое отторжение католичества, как основы западного мышления. Это было отчасти связано с усилением франко-католической активности на Ближнем Востоке. В 1845 в ответ на призыв папы к воссоединению восточные патриархи снова объявили католиков еретиками. В России это было воспринято с восторгом - как знак начавшегося возрождения восточного православия. В тоже время программы православных духовных учебных заведений стали критиковаться как насквозь проникнутые латинским схоластическим духом.
     
    Последнее редактирование: 30 июл 2017
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    То есть?
    Словно нарочно, ты разместил эти три дивные картины?
     
  11. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Времена А.С. Пушкина...

    Еще немного Ореста Адамовича Кипренского

    Kiprensky_Orest_Adamovich_Neapolitan_Girl_with_Fruit__art_gallerys_prints_arts_b.jpg

    e8f59bfe937703298b8a307af04d64b95cf251117468488.jpg

    3f7f09a403312271f436977f6a1cb8a5.jpg



    1456928334_247ba0c380a91e071bab8dd796de5736.jpg
     
  12. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    И Карл Павлович Брюллов.

    brul0114_catpage.jpg

    Portret-sestyor-SHishmaryovyih-1839g-s.jpg
    Радость моего детства - портрет сестер Шишмаревых (картина впервые увидена в журнале "Работница") :) )
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    То есть в предшествующий период они были прежде всего православными и культура у них была если не общая, то единая.
    А теперь их интеллигенция стала мыслить в категориях наций, с критериями прежде всего языка, а не веры. Поэтому для славян греческие церковные иерархи стали также чужды как турецкие власти.
    Хотя в Румынии до кон.. 17 в. языком государства, церкви и культуры был церковно-славянский (румыноязычная литература появилась только сер. 17 в.), а потом с кон.17-нач 18 в. до нач. 19 в. ими правили господари из семей фанариотов и языком церкви соответственно был греческий.
    Но в 1859-64 в условиях национального возрождения церковь стала автокефальной и (с кон. 18 в.) румынской.
     
    Последнее редактирование: 30 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Второй цикл. Кризисный. сер. 19- нач. 21 века.

    Основное содержание цикла это становление в России индустриального общества, модернизация, социальные вопросы - проблема преодоления бедности, и ... поиски особых путей в догонялках с Западом. Судя по результатам, поиски были не особо успешными. Т.е. если до кон. 18 в. Русь/Россия постоянно сокращала разрыв, то сер. 19 в. он начинает очень медленно , но неуклонно увеличиваться. Примерно лет по 10 каждые полвека, но к нач. 21-го он вырос со ста лет где-то до 150. Впрочем речь не идёт ни о технике, ни об искусстве где отставание было далеко не столь значительно - собственно на короткий период в нач. 20 в. оно практически сошло на нет.
     
    Glenn нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Хронологические рамки первого такта довольно размыты .
    Начало по внешнеполитическим критериям можно отнести к 1856 - когда поражение в Крымской войне завершило период реакционного самодовольства.
    С точки зрения внутренней политики это 1861 , культурные процессы начались ещё в кон. 1830-х, исключая пожалуй живопись для которой важный рубеж тоже нач. 60-х - появление реализма.
    "Золотой век" литературы в общем то длился до смерти Льва Толстого в 1910 г. , так же как период эклектики и прежде всего господства псевдорусского и нео-византийского стилей, наследовавшие тоновскому русско-византийскому с 60-х. "Серебряный век" и модерн как бы накладывается на него, как рококо на барокко. Всё это время российская культура декларировала свою особость и отличие от Запада, мечтала о великой миссии России,и именно этот период был временем вызывающим у Запада интерес.

    Выделяя период 1.1. (золотой век), в общем то понятно о чём идёт речь, хотя границы весьма нечётки. Это эпоха Толстого-Достоевского- Лескова; Стасова и продвигаемых им направлений: "могучей кучки", передвижников, ропетовщины и архелогизма в архитектуре. Чайковского.Расцвета в науке (Менделеев, Сеченов, Бутлеров, Ключевский и т.д). Расцвета в учёном богословии (практически не пересекающимся со светской культурой), Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова Иоанна Кронштадтского. Народничества, позитивизма, прудонизма, либерализма, почвеничества .
    Всё это в той или в иной степени совпадает с правлением Александра 2 (хотя и выходя за его пределы)
     
    Последнее редактирование: 30 июл 2017
  16. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    Это что? Могу конечно у гугла спросить, но м.б. тебе не сложно. :sorry:
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  18. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    фенкс
     
  19. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ну, читая ту же Анну Тютчеву, становятся понятны настроения в обществе, вот только по какой причине они возобладали?
    Крымская кампания не сделала выигрыша, как я понимаю.

    Что послужило причиной таких настроений?
    Все же?

    Где же больше всего возникал разрыв?
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    в социальной структуре и политической культуре


    Ну тут сложный комплекс.
    Прежде всего, как ни парадоксально, это было следование последнему западному тренду ) 19 век это век национализмов, в вторя его половина - по преимуществу. Истоки лежали в романтизме, но в описываемое время культ нации , её исключительности и древнего величия на Западе просто зашкаливал.
    Россия в это время переживала несомненный культурный всплеск , но комплексовала по поводу своего прошлого, проигранной войны и т.д. Западное восприятие себя в качестве восточной деспотической и полуварварской страны её жестоко ранило.
    Осмысляя же своё место в мире и истории, она желала занять там место как минимум равноправное, а на всякий случай и исключительное . Для этого она должна была противопоставлять себя не просто соседу , а всей Европе в целом (ведь корни то были не западные).
    И она примеряла на себя разные роли : спасительницы Европы от монголов, просветительницы Востока, наследницы Византии, лидера мирового славянства - противостоящего мировому германству, хранительнице истинного христианства - что требовало уже не просто декларирования, а теоретического обоснования и оно было дано, отдельной цивилизации (культурно-исторического типа) - притом такой , которая идёт на смену западной и станет первой всемирной.
    Вторая причина в том, что русским на Западе многое резко не нравилось. Прежде всего западный индивидуализм, прагматизм, юридизм, отсутствие душевного тепла и т.д. Короче засилье оранжевого мема. Сам тип русского человека, как он описывал себя, был гораздо ближе к западному позднесредневековому. Но русские мыслители видели в этом противостояние православного католическо-протестантскому, всемирно-душевного - бездушному, они создали свой идеал - крестьянской общины, Православной Церкви, соборности - не существующий в реальности, но прозреваемый. И противопоставляли его реально наблюдаемой западной действительности - с пролетариатом, эксплуатацией и т.д.
    Для одних превосходство России виделось в самодержавии - как Богом данной власти, в противовес "многомятежному человеческому хотению", другие в в коллективизме передельной общины - готовом зачатке социалистического общества, третьи в православии.
    Но в общем и целом это было противопоставление зелёного мема (не отличаемого от фиолетового) или синего - оранжевому (пардон за термины :respect: )
     
    Последнее редактирование: 31 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    салонная. (Харламов)

    харламов 3.jpg харламов 6.jpg
    харламов 1.jpg харламов 4.jpg
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Это эпоха т.н. "великих реформ". Частично они завершали преобразования просвещённого абсолютизма - отмена крепостного права, частично ориентировались на современные западные страны - т.е. на более высокие стадии модернизации -это прежде всего военная и судебная реформа.
    Была теоретическая возможность мирного перехода к стадии модернизация-1 ("конституция Лорис-Меликова"), но реализоваться этому сценарию было не суждено.
    1.2. "серебряный век"

    исходя из внутриполитической ситуации, начало следующего периода - 1881 г. -переход от реформ к реакции.
    1880-е это одновременно переход России ко второму технологическому укладу.
    в культуре изменения происходили гораздо более неспешно.
     
  24. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Чем это было вызвано?
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    цареубийством :dunno:
     

Поделиться этой страницей