1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    период 2.2 с точки зрения политики надо начинать в 1929 (коллективизация), с точки зрения экономики в 1930 - начало индустриализации (перехода к третьему техноукладу) и переход ко всеобщему начальному образованию. 1931-33 начинаются попытки полного подчинения культурной сферы. реально это удалось в 1934 г. - с которого и можно начинать отсчёт эпохи соцреализма. 1937-38 уничтожение как "правых" , так и "левых" потенциальных оппонентов и одновременно начало поворота от радикальной левизны в массовой культуре к традиционализму (первая кремлёвская ёлка состоялась в новогоднюю ночь на 37 год) . Года до 40 инерция литературной традиции периода 2.1 ещё сохранялась.
    Конец период не раньше 1955 г., а во многом и до 60/61.

    Это эпоха своеобразного синтеза левого радикализма с крайне реакционными и консервативными трендами.
    Россия /СССР вновь осознаёт себя исключительной и мессианской страной (и теперь многие на Западе готовы были с этим согласиться). Но религией было уже не православие (уничтожаемое как конкурент) а квази-религиозный большевизм - со своей квази-теократией, мифологией, мучениками, мессианством, хилиазмом и немалым потенциалом - увлекшим миллионы идеей героического созидания нового прекрасного мира. Несомненно он держался за счёт мощного аскетического импульса - общежития, самоотвержения, самопожертвования, отрицания эгоизма/индивидуализма. Каждый этап развития превращался в подвиг (чему весьма способствовала традиционно архискверная , хотя и жестокая, организация дела). И действительно свершения были убедительны (несмотря на чудовищные жертвы и издержки): индустриализация, война, послевоенное восстановление, космическая программа... Программа 30-х была радикально модернизаторской по задумке, но это движение, завершившееся фейковой сталинской конституцией, в итоге создало страну скорее в духе Московского царства, с государственным крепостничеством, идеократией и культурой всецело ориентированной на образцы 19 века (и даже не его конца). Развитие советского варианта массовой культуры действительно сдвинуло массы на новый образовательный и ц-мемовый уровень , но ценой уничтожения, упрощения культуры элитарной (частично вместе с её носителями).
    особо показателен период после 1945 - с тотальным вычищением всего ещё живого в культуре, самоубийственными акциями в науке (генетика-кибернетика), подавлением еврейской интеллигенции (которая с 20-х и была становым хребтом уцелевшей культуры), самоупоением и самолюбованием национальной русской исключтельностью - совершенно в николаевском духе. Да и сами культурные образцы были именно из той эпохи. Таким образом круг замкнулся.
     
    Последнее редактирование: 5 авг 2017
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    нач. 30-х

    1934 бродск.jpg

    1935 дейнека.jpg 1934 рянгина.jpg

    1937 одинцов.jpg

    1934 дейнека.jpg


    от 30-х- к 50-м

    1934 сычков.jpg

    1937 лебедевf.jpg

    1937 веселовский.jpg
    ("Кухня колхозника")

    1935 сычков.jpg

    1945 ytvtycrbнеменский.jpg


    1945 серебряков.jpg

    1947 мелихов.jpg 1950 лактионов.jpg 1950.jpg



    что интересно но поворот в это время наблюдался даже у эмигрантов (Серебрякова)

    1940 серебрякова.jpg
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  4. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Культура ж как ни странно процветала.
    Всё-таки человек этой эпохи не был идиотом.
    *
    И вот странно, советский поворот был так радикален, что аналогии в истории страны даже и не припоминаются.

     
  5. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Культ личностей не помешал модернистскому прорыву в восточно уже не-христианских странах.
    Пассионарность людей существовала как бы сама по себе.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Можно вспомнить несколько художников , идущих своим путём - они скорее продолжали линию ар нуво и ар деко - это Биляницкий, Остроумова, Ромадин, Корин, Пластов, Пименов, Дейнека, Нисский.
    Военных авторов - Шолохова, Твардовского, Симонова , пьесы Шварца, написанного в лагере Соловьёвым "Очарованного принца". Но в целом период 40-сер. 50-х гг. период в истории культуры был катастрофой. Реальным разрывом традиции. При всей её внешней сохранности и даже консерватизме.
     
    Последнее редактирование: 5 авг 2017
  7. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Тут бы я выделил только Шварца.
    Великолепный автор на все времена, тем более, что и в жизни это был великолепный человек.
    И чуть-чуть Симонова.
    Шолохов и Твардовский -- топоры.
    *
    Лис бы не только нобелевку отнял у Шолохова, а отдал бы более достойным авторам.
     
  8. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Твардовский даже пусть и не думает.
    Рядом жил действительно гений.
    Заболоцкий.
    *
    Тут бы, Максим, стоило сказать о параллельной культуре.
    Какое отношение имеет "телёнок" Ильфа и Петрова к "Цементу" Фёдора Гладкова?
     
    Последнее редактирование: 5 авг 2017
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    То , что и то и другое написано до 35 года ) и оба изданы. А параллельная культура это Доктор Живаго.)
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Наука в 40-50-х всё ещё оставалась на очень высоком уровне. Приоритет к космосе и атомной энергетики тому свидетельство.

    Но всё же, как кажется каждое следующее поколение учёных по сле 40 года было уже менее результативно.
     
  11. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Только что.
    *

    Да. Одно из самых сильных произведений. Согласен.
    Тут бы Лис лично нобелевку выдал.
    *
     
  12. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Что это? Вроде и соцреализм, а вроде какое-то смещение взгляда.
    Ни Джойс, ни Беккет рядом не валялись.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Нет, это не соцреализм ) Это несомненно модернистская проза.
     
  14. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Лис бы отнёс это движение к социдиотизму.
    То что делал Андрей Платонов с языком можно смело называть Гауди в русском искусстве. Ни до ни после пока Лис не видит аналогий.

    Мой любимый автор Гончаров с его "обломовым" тут рядом не стоял.
    А Гончаров -- гений языка!


    Да -- это прорыв! Согласен.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    период 2.3

    Наступает в культуре в 1955-56 г.г. (а архитектуре массово, впрочем, после 1960), в политике в 1956 (переход к модернизации-2).
    Примерно в 1965 г. СССР вступает в 4-й технологический уклад.
    Завершение эпохи в 1989 г.

    значение этого периода велико. как 1910-е задали культурный тренд до 60-х, так 60-е были актуальны до самого недавнего времени.

    Общая характеристика: модернизм в архитектуре, сложная система официальной- полуофициальной - неофициальной культуры (последняя включая культуру третьей волны эмиграции). Значительная часть созданного в эти годы становится сколько-нибудь широким достоянием только с началом гласности в 87 г.
    Основной характер культуры эпохи - ретроспективный. Если кон. 30-нач. 50-х это был разрыв непрерывности, то 60-е это попытка восстановления разрыва - возвращения "репрессированной" культуры. Возрождается "русский импрессионизм" (Ленинградская школа), линия ОСТа (близкая ар деко-новой вещественности) - суровый стиль, авангард. Интерес к краеведению, памятникам, культуре серебряного века, царской России,иконе. В подполье - западничество и славянофильство, язычество и оккультизм, православие и монархизм. Почвенничество деревенщиков и реализм "лейтенантской прозы".
    Возвращаясь к истокам культура воспроизводит- возрождает и все идейные противоречия минувших эпох - но опять же до 87 года в полуподполье.
    Литература, кино достаточно богаты - старые истины вновь звучат как откровения.
    С 1970 г. в подполье начинается становление постмодернистского искусства (Ерофеев, Саша Соколов, Битов, московский концептуализм, соц-арт)

    266204.jpg
     
    Последнее редактирование: 8 авг 2017
    La Mecha нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1957 ничсский.jpg

    1957 шавыкин.jpg

    1958 мыльниковg.jpg

    1958 чеканюк.jpg


    1960 домашников.jpg


    1960 пименов.jpg


    1961 моисеенко.jpg


    1961 сожаров.jpg


    1964 коржев.jpg


    1965 рабин.jpg


    1970 андронов.jpg


    1972 россия.jpg

    1974 попков.jpg 1981 енстерова.jpg


    1984 коржев.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Как было написано выше, развитие Руси шло более динамично, чем на Западе, за счёт того, что ей удавалось "перепрыгивать" через целые полуторовековые периоды. В раннее средневековье она миновала период варваризации ( за отсутствием античного прошлого), в свою средневековую эпоху она перескочила стадию высокого средневековья ( и это конечно уже заметно обеднило культуру). СССР был попыткой такого же скачка в Новое время - надеждой перепрыгнуть через Модерн. Но она не удалась.
     
    La Mecha и Glenn нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Период 3.

    Начинается с буржуазной революции 1989-1993 гг и перехода к модернизации-3
    Описывать ещё не истекший период сложно (недаром в Китае династийную хронику писали только после падения династии), г.о. потому что многие произведения, которые позднее признаются важнейшими для эпохи, современниками по разным причинам просто остаются незамеченными.
    Поэтому даже не ясно выделять ли нынешнее состояние как 3.2 или уже 3.3, но во всяком случае очевидно, что это уже не 3.1 - культура 90-х )

    В целом для эпохи характерно преобладание постмодернизма (в частности постмодернизм и нео-модернизм в архитектуре) в сочетании со многими направлениями реализма, модернизма и всё усиливающимся новым салонным академизмом и эклектикой.
    90-е гг. стали временем жёсткого разделения культуры надвое - первое , г.о. постмодернистское , обретшее новые возможности, связанное с новыми успешными арт-проектами, второе - связанное с советской официальной и полуофициальной культурой, потерявшее заказчиков, ушедшее в жёсткую оппозицию. Неприятие вызывали многие черты современности - пролетаризация значительной части интеллигенции, вульгаризация массовой культуры, варваризация общества, утрата "синей" частью общества ценностных ориентиров.
    Довольно быстро раскол оформляется в традиционный раскол западников с почвенниками.
    В нулевые появляются ростки "новой искренности" и т.п "пост-пост" направлений.
    Постепенно власти переориентируются на более "почвенические" образцы, и оба направления к 2012 г. меняются местами - теперь западническое уходит в оппозицию, а госудасрвт усиливает цензуру и упирает на "скрепы" (впрочем наиболее радикальная часть почвенников остаётся в оппозиции).

    Нынешний период вновь (в очередной раз) приближается к николаевской/позднесталинской версии - противопоставление себя Западу, самоупоение (на этот раз в связи с аннексией Крыма), самодержавие, православие, народность и т.п.

    Ярко выраженная особенность эпохи и в том, что перехода к пятому технологическому укладу (в соответсвии с прежним ритмом отставания) фактически не произошло.
     
    Последнее редактирование: 9 авг 2017
    La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    s800.jpg
     
    Glenn нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  21. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Ждала, когда доберётесь, держала кораблик:

    [​IMG]

    Единственный в мире храм-корабль (храм Троицы Живоначальной) был построен в Новой Москве на территории СНТ "Плесково" в 2015 году. Автор этой диковинки - архитектор Виктор Владимирович Захаров, житель этого посёлка, который построил его возле своего дома.

    Источник: http://individual-tour.livejournal.com/2183457.html - по ссылке много хороших детальных фотографий.

    [​IMG]

    А это сам дом архитектора:

    [​IMG]

    Можете ли охарактеризовать?
     
    La Mecha, Glenn и Ондатр нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну сам замысел храма вполне в духе постмодернизма, и игра корабль и "корабль" и отсылка к живописи Горбатова и , вроде бы традиционализм.
     
    list нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Тысячу лет центром восточно-христианской культуры была Византия, затем пол тысячелетия на эту роль небезуспешно претендовала Россия.
    В настоящий момент мы видим утрату ей это лидирующей позиции. Ни российская культура, ни российская полития не в состоянии оказывать сколько-нибудь заметное влияние на страны традиционно входившие восточно-христианский мир (происходящее скорее можно охарактеризовать как арьергардные бои). И назревает вопрос , а можно ли ещё говорить о нём как об отдельной локальной цивилизации?
     
    list нравится это.
  24. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    Серьёзный вопрос!
    Имхо восточное христианство уже нельзя сравнивать с католицизмом и протестантизмом на равных. И даже, как соизмеримую величину. Т.е. они уже не соизмеримы. Как-то православие держится за счет номинального кол-ва прихожан.
    Пародоксально, но в советский период при гонениях, как конфессия, православие имело большее значение. А сейчас это что-то вроде советских профсоюзов (кто помнит).
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    тут уже дело даже не в религии. Запад это уже не католичество и не протестантизм. Да и Россия это уже не православие. Но православие в особенно ортодоксальной или черносотенной форме это прежде всего отвержение Запада, любого, католического, атеистического... И на Западе есть консерваторы, и ультраконсерваторы, но для восточно-христианского мира это всегда антизападничество, утверждение своей особости и исключительности. Для этого даже не обязательно опираться на православие. Достаточно Прилепина с Шаргуновым )
     
    Последнее редактирование: 9 авг 2017

Поделиться этой страницей