трафик Поездка в Дивеево и Муром

Тема в разделе "Путешествия и прогулки", создана пользователем Иоанн, 26 авг 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    418
    Симпатии:
    440
    Доброго времени суток всем!

    Хочу рассказать о поездке в Дивеево и Муром, которая состоялась с 14 по 17 августа этого, 2017 года.
    Мы ездили с друзьями на машине, втроем, с тремя ночевками - двумя в Арзамасе и одной в Муроме.
    Второй день был полностью посвящен Серафимо-Дивеевскому монастырю и Серафимовым камням.

    Не могу сказать, что поездка эта вышла спонтанной. Дивеево - одно из таких мест, где собираешься рано или поздно побывать. Но все время откладываешь.
    Находится Дивеево в стороне от больших дорог, на юге Нижегородской области, прямого транспорта из Воронежа нет, ехать через Москву долго. Паломнические поездки сопряжены с трудностями и общением с довольно фанатичными людьми…
    Поэтому в этом году я напросился в компанию к другу, который ездит в Дивеево на машине почти каждый год.

    Путь был рассчитан, чтобы охватить не только Дивеево, но и интересные места по дороге. Один день на обратном пути отвели на посещение Мурома.

    Наша первая остановка была в деревне Волосово Владимирской области, где находится женский монастырь, святой источник.

    [​IMG]

    Вокруг очень красивая природа. Луга не распаханы. Пока мы ехали от монастыря к источнику, встретилось стадо коров, чувствовавших себя тут раздольно.

    Среди разнотравья устроили небольшой завтрак, а может быть - обед.

    [​IMG]

    Дальше - по Владимирской дороге, объезжая Владимир и Нижний Новгород - на Арзамас.

    В Арзамас прибыли поздно вечером.

    Интересно упомянуть следующее обстоятельство. За день до нашего приезда в Арзамас приезжал патриарх Кирилл. Причем, мне хотелось поехать именно 13 августа, хотя об этом патриаршьем визите я узнал уже позже.
    По ряду причин мы выехали все же 14-го и с патриархом разминулись, тем не менее такое совпадение показалось мне интересным.

    Патриарх открывал в Арзамасе памятник Сергию Старгородскому.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Однако эти фотки были сделано только два дня спустя.

    Пока же нам предстояло переночевать и отдохнуть с дороги, чтобы утром, со свежими силами отправиться по святым местам.

    Различные трудности, как материального, так и психологического характера вставали на пути в Дивеево.

    Вся первая половина августа у меня была полна неприятностей.

    Когда мы, наконец, дотащились до Арзамаса, выяснилось, что в квартире, которую мы сняли через букинг.ком, нет горячей воды. Искать другую не было ни сил, ни времени, поэтому решили остаться здесь. Воду грели в кастрюльке на газовой плите, мылись из тазика. :) :)


    Из Арзамаса – в Дивеево

    Утром, как только выехали в Дивеево, начался проливной дождь. Стена воды закрывала видимость, ехать приходилось медленно. По асфальту бежали потоки воды.

    Наши планы отправиться к Серафимовым камням (10 км по проселочным дорогам) оказались под угрозой.

    Тем не менее, была надежда, в Дивеево дождя не будет. Мой друг, бывавший здесь раньше, уже сталкивался с подобными погодными феноменами.

    И действительно, как только мы подъехали к монастырю, дождь ослабел.

    Это было маленьким чудом.

    [​IMG]

    На фото видны женщины в дождевиках и многочисленные лужи. Дождь шел совсем незадолго до нашего приезда.

    Храм на фотографии – это Троицкий собор. Здесь лежат мощи св. Серафима. Храм был построен уже после ухода Серафима из нашего мира (1833).

    Землю для постройки св. Серафим купил на свои деньги. Ему хотелось видеть здесь большой каменный храм – но строительство началось только в 1864, и было закончено в 1874 году.

    Святой предсказывал, что его мощи будут лежать именно в этом соборе. Монахини удивлялись «разве саровские отдадут вас?» Пророчество сбылось через полтора столетия. В начале, после канонизации в 1903 мощи св. Серафима действительно были в Сарове. Но в 1990, после вторичного обретения в Ленинграде в Казанском Соборе, их перевезли в Дивеево. Город Саров был тогда закрытым ядерным центром, каким остается до настоящего времени.

    251568.p.jpg

    Уместно упомянуть, что отношение Даниила Андреева к св. Серафиму Саровскому особенно.

    В 1933 году Даниил испытал ощущение Божественного света во время чтения акафиста св. Серафиму – в маленьком храме, посвященном святому Власию.

    …Едва я открыл входную дверь, прямо в душу мне хлынула тёплая волна нисходящего хорового напева. Мною овладело состояние, о котором мне чрезвычайно трудно говорить, да ещё в таком протокольном стиле. Непреодолимая сила заставила меня стать на колени, хотя участвовать в коленопреклонениях я раньше не любил: душевная незрелость побуждала меня раньше подозревать, что в этом движении заключено нечто рабское. Но теперь коленопреклонения оказалось недостаточно. И когда мои руки легли на ветхий, тысячами ног истоптанный коврик, распахнулась какая-то тайная дверь души, и слёзы ни с чем не сравнимого блаженного восторга хлынули неудержимо. И, по правде сказать, мне не очень важно, как знатоки всякого рода экстазов и восхищении назовут и в какой разряд отнесут происшедшее вслед за этим. Содержанием же этих минут был подъём в Небесную Россию, переживание Синклита её просветлённых, нездешняя теплота духовных потоков, льющихся из того средоточия, которое справедливо и точно именовать Небесным Кремлем. Великий дух, когда-то прошедший по нашей земле в облике Серафима Саровского, а теперь — один из ярчайших светильников Русского Синклита, приблизился и склонился ко мне, укрыв меня, словно эпитрахилью, шатром струящихся лучей света и ласкового тепла.

    Позже, в годы тюремного заточения Серафим Саровский не раз являлся Андрееву в видениях и снах, Даниил называл его одним из «друзей сердца».

    К совершенно потрясающим переживаниям их реальной близости я почти не смею прикоснуться пером. Не смею назвать и имена их, но близость каждого из них окрашивалась в неповторимо индивидуальный тон чувств. Встречи случались и днём, в людной тюремной камере, и мне приходилось ложиться на койку, лицом к стене, чтобы скрыть поток слёз захватывающего счастья. Близость одного из великих братьев вызывала усиленное биение сердца и трепет торжественного благоговения. Другого всё моё существо приветствовало тёплой, нежной любовью, как драгоценного друга, видящего насквозь мою душу и любящего её и несущего мне прощение и утешение. Приближение третьего вызывало потребность склонить перед ним колена, как перед могучим, несравненно выше меня взошедшим, и близость его сопровождалась строгим чувством и необычайной обостренностью внимания. Наконец, приближение четвёртого вызывало ощущение ликующей радости — мировой радости — и слёзы восторга.

    Имена друзей сердца Даниила теперь известны из черновиков – нетрудно угадать эти имена и из других мест в «Розе мира». Рискну предположить, что вторым другом, упоминаемым в отрывке, был именно св. Серафим.

    72337.jpg

    Надо сказать, что все, имеющее отношение к св. Серафиму, полно мистики. Легенды неотделимы от исторической реальности, есть разночтения даже в его житиях. И это несмотря на то, что Серафим был современником Александра I и Пушкина.

    Св. Серафим был фигурой, неудобной для официальной церкви, управляемой Синодом. Вопрос о его канонизации откладывался несколько раз, несмотря на всенародное почитание. Говорили, что он симпатизировал старообрядцем и чуть ли даже сам не был старообрядцем.

    Необъяснима с рациональной точки зрения и его канавка. Несколько лет уже седой старец Серафим копал канавку в Дивеевской обители.

    Зачем? Никакого материального смысла в ней не было. Когда-то вокруг крепостей рыли рвы, но времена осад и штурмов давно прошли, да и глубина канавки была не такая, чтобы защитить от осады.

    Скорее, она воспринимается как магический барьер, охраняющий от сил зла.

    Серафим завещал сестрам ходить вдоль канавки с молитвою «Богородица Дево, радуйся», читать молитву по четкам.
    Этот ритуал, напоминающий крестный ход, тоже по-видимому, носил защитный характер.

    Большевики канавку недолюбливали. Во многих местах ее срыли, проложили через нее мосты, дороги, а в одном месте даже канализацию.

    Однако с восстановлением монастыря в 90-е была постепенно восстановлена и канавка.
    Сегодня путь вдоль нее выложен плиткой, по бокам стоит кованая ограда.
    Считается, что путь этот лучше всего проделать босиком…

    [​IMG]

    С канавки открываются впечатляющие виды на храмы и монастырский сад

    [​IMG]

    [​IMG]

    Монахини поддерживают эту красоту, каждый клочок земли возделан с любовью.

    Храмы же парят над нею – словно в небе.

    [​IMG]
    Соборы Серафимо-Дивеевского монастыря - Преображенский (слева) Троицкий (вдали посередине), Благовещенский (справа)

    [​IMG]

    Богадельня с домовой церковью во имя иконы Всех скорбящих Радости

    После завершения маршрута на канавке по традиции дают сухарики – освященные в чугунке святого Серафима. Ими уставший паломник может подкрепиться.

    Теперь в нашей программе оставались святые источники.

    [​IMG]

    Мои попутчики, люди закаленные и целеустремленные (а может, упертые - в хорошем смысле) выкупались в трех источниках.

    Я же ограничился омыванием лица и рук. День был, мягко говоря, прохладным, да и к холодной воде у меня никогда не было теплых чувств.
     
    Последнее редактирование: 26 авг 2017
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    418
    Симпатии:
    440
    Серафимовы камни и Царский скит

    Пожалуй, именно поездка на Серафимовы камни была центральной частью нашего путешествия.

    Камни эти находятся километрах в 20 к юго-востоку от Дивеево, близ Сарова, в глухих лесах, то есть примерно там, где жил в своем лесном уединении св. Серафим.

    [​IMG]

    С утра, как уже говорилось, шел сильный дождь, поэтому лесную дорогу размыло, и выглядела она примерно так:

    [​IMG]

    По этой дороге предстояло проехать около 2 километров до малых камней, и еще 5-6 до дальнего камня.

    Последнее, впрочем, было задачей максимум, но друг мой был настроен решительно, и с этой задачей справился.

    Машина с разгона забиралась в лужи, в стороны летела жидкая грязь, нас атаковали комары, вечерело, но мы продолжали упорно двигаться дальше.

    Наградой стало посещение большого камня, до которого добираются далеко не все паломники:

    [​IMG]


    Камень действительно большой.

    Рекомендуется на нем лежать и ходить босиком. Считается, что он заряжает энергией.

    В общем, это место признается местом сильны далеко не только у христиан… Самые разные люди приезжают сюда за исцелением и озарением.

    Мне же в первую очередь, было просто интересно.

    Ощущение присутствие св. Серафима или какого-то его следа было более сильным на малых (или ближних камнях)

    [​IMG]

    Здесь несколько камней, самый большой из которых лишь немного выступает из земли.

    [​IMG]

    Паломники поставили тут памятные кресты и часовню.

    На камне видны следы вековой работы воды.

    Устные предания устойчиво связывают это место со святым Серафимом. Возможно, даже, что на самом камне стояла его келия.

    Именно сюда, по преданию, приезжал Александр I, чтобы посоветоваться с батюшкой Серафимом о возможном уходе с престола – перед своей поездкой в Таганрог.

    Александр 1 и Серафим Саровский.jpeg

    В интернете удалось найти и такую картину. Она датирована 1903 годом


    Во всяком случае, не случайно в двух километрах от этого места возник Царский скит.

    Возникает он в правление Александра 2, в 1864 году.

    Селятся в скиту преимущественно бывшие дворяне из окружения императора, а также слуги царского двора, решившие уйти в монастырь.

    Скит выглядел величественно, здесь были каменные постройки и крепостная стена с зубцами, похожая на кремлевскую.

    img-20160621-wa0013.jpg

    Одна из немногочисленных старых фотографий царского скита (1891 г).

    Достоверно известно, что сюда приезжал император Александр II, Александр III – и неоднократно Николай II со своей семьей.

    Неудивительно, что большевики постарались полностью уничтожить это место, стереть самую память о нем. Не осталось ничего от «кремлевской» стены и храмов.

    Чудом уцелело здание крестильни…

    P0016661-3кадр.JPG

    Сохранился и памятник природы – Богородичная аллея

    [​IMG]

    [​IMG]

    Аллея из двух рядов сосен ведет к скиту. Когда монахиня принимала постриг, она сажала сосну. Особы дворянского рода сажали ель.

    Эти сосны и ели, посаженные в 19 веке, растут до сих пор. Аллея красиво выглядит, сосны задумчиво шумят, храня память о былых временах…

    Наш же Вояж на этот день был закончен, предстояло вернуться в Арзамас и помыть машину. :)

    P0016678.JPG

    Мысли о российской глубинке, об уединенных полузаброшенных деревнях занимали меня на обратной дороге.

    Мы проезжали множество полуразвалившихся домов с надписью «Продаю». И это в каких-то 3-5 километрах от святыни…

    Впрочем, жизнь продолжается и здесь.

    И если вы когда-нибудь отправитесь на Серафимовы камни, имейте в виду – в домике слева от крестильни продают очень вкусные пирожки собственной выпечки! :) :) :)
     
    Последнее редактирование: 26 авг 2017
    Glenn, La Mecha и list нравится это.
  3. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Иван, очень красивая аллея.
     
    Иоанн нравится это.
  4. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ох, Иван, ты прав. Последнее время я просто их боюсь. Серьезно. (Столкнешься с какими-нибудь чеканутыми, и куда деваться?) )
    Из экскурсионных маршрутов стараюсь выбирать более светского характера.
     
  5. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Да.
     
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Интересны четки Святого Серафима.

    Это т.н. лестовка - лестница к небу.
    :)
    "
    Лестовка по своему назначению совпадает с четками, служа также для счета молитв и поклонов. Сохранению лестовки мы обязаны старообрядцам и единоверам, в обиходе которых старинная русская лестовка осталась до сего времени.

    По церковному преданию, прототипом лестовки послужила вервица — веревочная петля с навязанными на ней узлами, служившая для счета числа Иисусовых молитв. Введены четки в обиход еще святым Василием Великим (по другим источникам — Пахомием Великим и даже Антонием Великим), но в любом случае — очень давно, в первые века христианства. Приспособление это было сделано для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых.

    Лествица представляет из себя плетеную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Хотя вначале, видимо, делались и лествицы, концы которых не соединяли и они представляли из себя просто полоску кожи со ступеньками. Образец такой лестовки мы можем видеть на старинной иконе св. прав. Иулиании Лазаревской, мощи которой находятся в древнерусском городе Муроме. Но замкнутый круг — образ вечной и непрестанной молитвы — более подходит для этого символического предмета. Лестовка знаменует собой лестницу духовного восхождения от земли на небо. Постоянно поднимаясь вверх по ступеням лестницы, человек научался пребывать умом рядом с Богом, иметь память Божию, поэтому каждый русский имел свою лестницу на небо.

    Всем известно, что по лестовке молился Светильник Земли Русской — преп. Серафим Саровский. На многих иконах в руке батюшки Серафима видна именно лестовка. Все старцы Саровской пустыни пользовались ею для выполнения монашеского правила. На старинных иконах преподобного Сергия Радонежский,портрете матушки Александры, первоначальницы Дивеевской, Ильи Муромца, Еразма Киево-Печерского, Марка Молчальника Саровского, праведной Иулиании, Анны Кашинской. На прижизненных фотографиях Серафима Звездинского и Серафима Вырицкого, мы также видим лестовку - символ духовного восхождения от земли на небо..."
    Здесь http://lestovka-diveevo.ru/about
     
  7. Замечательный репортаж!
    И автор мне очень понравился.
    Скажите, а после того как Вы полежали на камне был эффект?
     
  8. Ещё очень понравилось про тазик с горячей водой...

    Подумалось что правильнее было бы миллиарды не на храмищи, а на улучшение жизни людей потратить...

    То в СССР священников убивили и в тюрьмах гноили, а сегодня мода поменял
    ась.
    И сам Путин в церкви свечку держит.

    Не противно?
     
  9. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    418
    Симпатии:
    440
    Спасибо за отклики!

    Юля, интересно пишешь про лестовку.

    И кстати, одна из причин, по которой старообрядцы считают св. Серафима своим. :)
    По этим же причинам официальная церковь в 19 веке не очень хотела его канонизировать.

    Я так понимаю, что на приведенной выше иконе именно лестовка:

    ?

    Рассмотрел и свою икону, которую я купил в Дивеево и привез домой.
    То же самое, хоть и не так выделяется на золотистом фоне одежды.

    Да, мне тоже очень понравилась! Прошел ее всю.
    Удалось сделать несколько удачных фоток.

    Спасибо!

    на камне я лежал совсем немножко, потому что он был прохладный, и погода была не жаркая. Я скорее позировал, чем действительно вступил с ним в контакт.
    Думаю, чтобы почувствовать эффект, нужно было улечься на спину и помедитировать.

    А из тех мест, где реально что-то почувствовал, хочется отметить канавку и мощи святого Серафима.
     
    Последнее редактирование: 4 сен 2017
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    418
    Симпатии:
    440
    Дело в том, что в России есть такая традиция - отключать летом на две недели горячую воду.

    Это не связано ни с финансами, ни даже с состоянием коммуникаций. У нас новый дом, новая котельная при доме. Воду отключают на две недели все равно. :)
    и нам повезло именно на две эти недели отключения воды в Арзамасе угодить.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    418
    Симпатии:
    440
    Итак, продолжу репортаж

    * * *
    Обратный наш путь лежал через Муром…
    Пока мы ехали туда, в голове почему-то вертелась песенка Высоцкого:

    В заповедных и дремучих,
    Страшных Mуромских лесах
    Всяка нечисть бродит тучей
    И в проезжих сеет страх...


    Наверное, не случайно Владимир Семенович поселил нечисть под Муром. Леса здесь были когда-то по-настоящему глухие.
    И хотя нечисти уж нет — вдоль дорого стоят поклонные кресты, множество деревень встречает красивыми белыми церквями, леса сохранились по-прежнему.
    С буреломом, зарослями, мхами и лишайниками на тенистых полянах.
    В одном из таких лесов этих мы сделали остановку. Сфотографировать не успел. Попутчики мои задавали суровый темп — и на зеленые стоянки отводилось лишь столько времени, чтобы поесть.
    Тем не менее, стоянки были, и я душевно походил босиком по мху в «заповедных и дремучих», хотя уже и совсем не страшных муромских лесах.
    Как поется в той же песне:

    …Прекратилось навек безобразие,
    Ходит в лес человек безбоязненно.
    И не страшно — ничуть!

    :)

    И поехали мы дальше.

    Муром


    Когда въезжаешь в город, дух захватывает от величественного строения — вантового моста через Оку. Его построили совсем недавно, в 2009 году. Длина моста 1,5 километра.

    html_muromskyi_bridge2.jpg
    Муромский вантовый мост (фото из интернета)

    Вместе с эстакадой он пересекает широченную Окскую долину — весной в паводок Ока разливается километра на три.
    Эту русскую реку я давно люблю.
    Что касается самого города, то наверное самым известным персонажем, связанным с ним, является Илья Муромец.

    Действительно, в Муроме стоит большой памятник ему, а предприимчивые местные жители продают магниты и другие сувениры.
    Однако исторический прототип легендарного богатыря жил не в Муроме, а в Киеве. Большинство историков сходятся в том, что им был Илья Печерский, инок Киево-печерской лавре, живший в 12 веке. В лавре и ныне лежат его мощи.

    480px-Saint_Ilya_Muromets.jpg
    На иконах св. Илью Печерского подписывают как Илью Муромца.

    Зато в Муроме жили не менее известные Петр и Феврония.
    И их мощи находятся здесь, на муромской земле, в свято-Троицком женском монастыре:

    [​IMG]
    Монастырь красивый, уютный, тихий.

    [​IMG]
    сестры монастыря ухаживают за растениями.
    И судя по тому, насколько упитанным оказался живущий здесь кот, не только за растениями :) :

    [​IMG]
    Неподалеку стоит памятник св. Петру и Февронии

    [​IMG]

    Город запомнился большим количеством старинных домов. Застройка в центре невысокая — 2-3 этажа. В нескольких кварталах от центра и вовсе чувствуешь себя за городом.
    Цветут мальвы, прыгают кузнечики.
    И стоят вот такие двухэтажные дома 19 века

    [​IMG]

    Современные дома стараются не отставать:
    [​IMG]

    На берегу Оки есть несколько красивых храмов, особенно церковь Николы Набережного
    [​IMG]

    Кстати сказать, в этой церкви лежат мощи упоминавшейся здесь Юлиании Лазаревской.
    А прямо из-под алтаря церкви бьет родник.

    Есть и парк на высоком берегу Оки. Правда, от парка и от обзорной площадки ожидали несколько большего.
    Но с нее открывался вид на заброшенную паромную переправу и автостоянку, поэтому ни одной фотографии я не сделал.
    Зато удалось забраться хотя бы до колена в прохладную Окскую воду

    [​IMG]
    Пляж прямо в городе. Не сказать, что вода особо чистая, но многие купаются.
    На обратном пути прогулялись по центру.

    [​IMG]
    Здание водонапорной башни

    Тут обнаружилось еще несколько красивых зданий и зона отдыха вот с такими цветистыми инсталляциями.
    [​IMG]
    Правда, с недорогим общепитом в Муроме пока плохо. Видимо, город ориентирован на обеспеченных московских туристов. Так что на ужин я варил себе рожки с сыром :)
    В целом же очень приятный провинциальный городок в средней полосе России.

    * * *
    Последний день поездки ушел на обратную дорогу.
    Ехали через Касимов, по Рязанской области.
    В городе сделали небольшую остановку. Касимов, как и Муром, стоит на левом берегу Оки. В центре есть большой красивый Собор:

    [​IMG]

    С высокого берега открывается вид на Окские просторы
    [​IMG]
    Поездка же наша подходила к концу, и мы возвращались по Егорьевской дороге.
    Удалось еще искупаться на озерах, где мы сделали небольшую стоянку на обед.
     
    La Mecha нравится это.
  12. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Да, это она. Но я такие пока не умею делать.
    )
     
    Иоанн нравится это.
  13. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Как раз мимо моего дома ехали, Иван. :)
     
  14. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    [​IMG]
    Кажется, это беременная кошка. :)
     
  15. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    418
    Симпатии:
    440
    Не, немножко не доехали. ) Меня потом повезли во Фрязево, где я сел на электричку, чтобы не заезжать в Москву, а попутчики вернулись обратно, у них под Ступино дача.

    :) не знаю, я близко не рассматривал! :) мне показалось, для кошки крупный уж очень! )
     
  16. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Голова больно маленькая - у котов голова больше. :)
     
  17. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    418
    Симпатии:
    440
    :D
     
    La Mecha нравится это.
  18. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ну правда, можешь сам поглядеть и сравнить - кошки поизящнее , а коты - брутальнее. :)
     

Поделиться этой страницей