Рубеж католической и православной Европы не был тогда непроницаемым. В Киеве был доминиканский монастырь, в Новгороде торговые дворы для немцев из Любека и готландцев, смоленский князь подписывает торговый договор с Ригой, в Галиче княжит венгерский королевич. Но граница всё же была ощутима и многие цивилизационные новации с Запада её не пересекали - ни стили, ни куртуазность, ни рыцарская культура, ни система образования. Литература преобладала "антифеминистическая". системы образования не было, но практика частного преподавания была распространена широко, и в Новгороде, по крайней мере, уровень грамотности населения был высоким. высоко ценилось искусство церковного пения, книжность заключалась в умении толковать священные книги, ну и вообще в знакомстве с наличной переводной литературой. Епископов обычно выбирало вече, митрополит присылался из Никеи, монастыри обычно были в городах (больших) и их ближних пригородах - игумены это была как бы бояре епископа. Монету не чеканили - пользовались иностранной или серебряными слитками или беличьими и лисьими шкурами. Налоговая система была довольно разветвлённой. Население было размещено очень неравномерно - по опольям и поймам. К 13 в., собственно, все удобные для пашни земли были уже освоены и появились признаки перенаселения. Климат на востоке Европы в 13 в. был явно не столь оптимальным как на западе - участились разные природные катаклизмы. Второй год подряд был неурожай и голод. в сочетании с литовскими набегами это создавало довольно тревожную обстановку. Венгры в Галиче, шведы в 1228 совершили набег на Ладогу.И свежа ещё в памяти была катастрофа на Калке 1223 года.
правда недолго - 1228-33, потом доминиканцев изгнали. в 1232 папа предлагает Юрию Владимирскому принять католичество: «...так как мы были извещены епископом прусским, что ты, христианский государь, но придерживаешься греческих и русских обрядов и культа, как их придерживаются и другие в царстве твоем, и что ты возжелал оказать почтение и повиновение апостольскому престолу и нам, мы, искренне желая спасения твоей души и всякого тебе успеха, благополучия и чести, молим и увещеваем в господе твою светлость. .., чтобы ты благочестиво принял и соблюдал культ и обряды латинских христиан, подчинив себя и все твое царство, из любви к Христу, сладостной власти римской церкви…» Но безуспешно. Доминиканцев изгнали и из Залесской земли, но у же в 1235 в Галицкой земле появляются францисканцы.
В Новгороде был эпицентр - страшная зима 1230-31 гг. счёт умерших в городе шёл на тысячи. Но «прибегоша Немци из заморья с житом и мукою, и створиша много добра; а уже бяше при конци город сии».
ну видимо для сохранения канонической территории ) судя по летописи именно с этой ) Новгород был их главным торговым партнёром на востоке. а для немцев из Любека и Гамбурга территорией где они только осваивались при наличии сильных конкурентов из Висбю.
Ну Руси дыхание западной экспансии очень даже ощущали. в 1234 новгородские полки вступают в Эстонию и наносят серьёзное поражение меченосцам
вывозились с Руси рабы, меха, мёд, воск и льняные ткани, также пользовались спросом ювелирные изделия из серебра. Не знаю насколько подробно надо описывать конкретные земли )
войны всё время шли междуусобные и набеги на соседние языческие племена. В описываемое время например Залесье воевало с мордвой (мордва сама правда в это время переживала пик воинственности) "это — язычники и настолько жестокие люди, что у них тот человек, кто не убил многих людей, ни за что не считается; и когда кто-либо идет по дороге, то перед ним несут головы всех убитых им людей, и чем больше голов перед кем несут, тем выше он ценится. А из голов человеческих они делают чаши и особенно охотно пьют из них. Тому, кто не убил человека, не позволяют жениться." да
Былины тут были вместо саг (а Новгород чем то сильно напоминает исландию ) ) А время сложения былинного эпоса похоже это самое.(а отнюдь не времена Владимира Святого) Илья Муромец погиб в 1188 г. Добрыня Златый Пояс участвовал в усобицах 1213-16 гг. Александр (Алёша) Попович вместе с ним и погиб на Калке в 1223 В той битве погибли все 70 киевских богатырей. о чём и была сложена былина "как перевелись богатыри..."
а вот это самый "куртуазный" из былинных сюжетов (правда герой былины Чурила - сын сурожанина, т.е. из Крыма.
Советский фильм был "Василий Буслаев" Примерно 2-я половина 70-х Довольно строго по этой саге. С охренительной гордостью и шовинизмом. Этот Василий Буслаев самый отмороженный бандит. Хоть по меркам ХХ, хоть 13 вв. Но авторы к/ф страшно гордились, что наш бандит круче. Самое смешное, там его соблазняла византийская императрица, но он ею пренебрег, т.е. не захотел стать императором, а вернулся в родной Новгород, императрицу оскорбив. Это типа, как если бы сейчас какому-нибудь вору в законе из Тбилиси Меланья Трамп предложила выйти за нее замуж, предварительно убив Дональда, а он плюнул бы ей в рожу и сказал: я родиной не торгую. (можно перенести в другую ветку )
(видимо 1236-38 гг.) "Слово о погибели земли Русской О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ливишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великми, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская! Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все покорил бог народу христианскому поганые страны: великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем. Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял. А в те годы — беда христианам от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя Владимирского."