Возраст у описываемых цивилизаций был разным. Христианский мир вступал в процесс премодернизации, а исламский , достигнув уровня премодерна, уже утрачивал его. Не переходя на новую ступень , а циклически вращая колесо снова в сторону варваризации.
Если христианский мир в 13 веке делился на католический и православный, то исламский на два халифата: Аббасидов на востоке и Альмохадов на западе (в Магрибе). Были и определённые идеологические различия. Альмохады делали упор на буквальное прочтение Корана и против любых дополнений. Но не признавали исключительности арабского языка.(Арабский играл роль латыни. Но восточнее Багдада языком высокой культуры был фарси (таджикский), а разговорными таджикский и тюркский, западнее Каира в ходу был кроме арабского берберский). Халиф за пределами своих непосредственных владений имел символическую власть - он поминался в молитве (хутба), давал почётные прозвания и т.п. Ниже шли султаны (примерно соответствующие королям), атабеки - герцогами, эмиры - графам и прочим баронам. Хотя в этом мире господствовали сунниты, но проживали и были обычно терпимы и шииты, христиане, иудеи. В этом мире почти не было самоуправляющихся городов, но большую роль играли племена (г.о.кочевые) - именно их наличие во многом и определяло политический и хозяйственный ландшафт. Строго говоря именно выходцы из этих племён и осуществляли политическую власть за пределами Багдада. на востоке это были тюрки, на западе берберы, в центре (Сирия-Египет) правила курдская династия.
Власть. Власть мусульманского правителя мыслилась по определению ограниченной только исламом и шариатом (причём последним в реальности не всегда). Идеальная модель предполагала халифа, который назначает наместников (м.б. наследных). А судебная власть принадлежит кади - независимым от светской власти судьям из духовных лиц - знатоков права. Именно правоведение, а не богословие считалось главной исламской дисциплиной. В реальности на неё накладывалась совсем другая модель - власть династий, с уделами для младших членов, и наличие светских судей - вали. Проблема наследования была слабо разработана, и сакральностью обладал пост , а не занимающее его лицо. Поэтому не столь редки были перевороты и смены династий. Духовная власть, олицетворяемая халифом, ниже не имела централизованной организации - это была совокупность духовных институтов разной степени авторитетности. Но почтение к учёным правоведам было очень велико.
землевладение в мусульманским мире крестьяне обычно не были крепостными, но были феодально зависимыми. прежде всего от государства,которое по исламскому право было основным землевладельцем. фактически же господствовали три основных формы землевладения: мульк - это частные земли, свободно отчуждаемые и облагаемые налогом. кроме собственности правителей этих земель было не так много икта - самая распространённая форма - соответствует поместью - временному пожалованию за службу, с тенденцией превращения в феодальный лен. вообще жаловался налог или часть налога с этой территории, но в Иране к 13 в. икта де факто превратились в полноценные феоды. В Египте ещё нет (тут они жаловались и отбирались по воле правителя). Наконец вакф - это необлагаемые и неотчуждаемые земли пожертвованные на что-то богоугодное и благотворительное. за счёт этих целевых вакфов содержались святые города, медресе, больницы, мавзолеи, приюты, бесплатные столовые, учёные, сироты, вдовы и инвалиды, паломники и т.п. этих земель было довольно много.
большинство мусульманских государств относилось к категории настоящих, с развитым бюрократическим аппаратом. понятие знатности существовало, но теоретически не играло большой роли. вертикальные лифты работали. но главным условием карьеры было скорее вхождение в клиентелу могущественного лица, прежде всего правителя, рабы которого имели гораздо большие карьерные возможности, чем допустим горожане. но для племён происхождение и родство значили всё. духовенство и родичи пророка и его сподвижников это была отдельная категория, здесь огромное значение имела исламская учёность (правоведение, хадисоведение). Таких знатоков выписывали за огромные деньги и даже при массовой резне их жизнь и состояние было вне опасности.
города в исламском мире не выделялись административно, но в экономике и культуре имели большой вес. полноценная жизнью считалась именно жизнь горожанина. там было много меньше корпораций , чем в Европе, но вообще городская жизнь была старой и развитой. существовала обязательная инфраструктура - с караван-сараями, базарами, мечетями, медресе, садами, банями, цирюльнями, библиотеками. люди базара это была особая категория людей. купцы объединялись в торговые дома. развит был кредит (причём шариат признавал только беспроцентный). Весьма развиты были ремёсла, но цехов не было. В городах жила и армия, и бюрократия, и духовенство, и учёные, и правители со своими дворами.
Примерная оценка населения городов (на нач. 13 в.) Багдад 200 000 Каир 170 000 Мерв 150 000 Кайсери, Конья, Марага по 120 000 Рей, Нахичеван по 100 000 Фустат , Пальма де Майорка по 90 000 Тебриз 57 000 Эдесса 50 000 большими считались города по 25 000 чел (в Европе по 5000)
опираясь на указания источников в сочетании с определением площади застройки и средней для этого типа поселения плотности населения. Например для Руси средняя плотность в городе 125 человек на гектар. В ближневосточных городах это 240-280 человек на га. В городах Египта-Йемена выше - там была многоэтажная застройка - до 14 этажей.
Магриб. Гибель халифата. Вообще 12-13 вв. это время умирания этого региона, исчезают сотни городов, пересыхают каналы, примитивизируется хозяйство. городская жизнь стягивается к побережью. В остальной части хозяевами становятся берберские и бедуинские племена. Самой развитой частью был Андалус. Но и он страдал - власть Альмохадов была для него иноземной и варварской, хуже были только кастильцы. В Андалусе же сохранялось больше всего христианского и иудейского населения. Здесь были популярны рационалистические идеи сравнительно недавно умерших ибн Рушда и Маймонида, в том числе теория двойственной истины - философия для элиты, религия для толпы. А религия Альмохадов была для образованного человека очень тягостной. Как раз в описываемые годы наступил последний кризис. в 1228 Андалус восстал (началось движения впрочем ещё несколькими годами раньше). Его хозяином оказался Юсуф ибн Худ - правитель Мурсии, сумевший затем подчинить всю страну - в 1231 он берёт Гибралтар, завершая изгнание Альмохадов. Успех сопутствовал ему поскольку в Марокко началась междоусобица - в 1229 сражались за престол халифа Идрис и его племянник Яхья (которого поддерживали альмохадские шейхи столицы) и основные войска были выведены из Андалуса.. Идрис обратился к королю Кастилии и тот за обещанную плату послал ему 12 000 воинов. С христианским войском Идрис берёт Марракеш и объявляет об отказе от альмохадской религиозной доктрины ибн Тумарта. Более ого он заявляет что махди (мессия) это Иисус (Иса) и строит в Марракеше христианскую церковь. Губернатор Туниса объявляет о независимости и затем покоряет восточный Алжир и Триполи. На севере пришлось воевать с Ибн Худом осадившим Сеуту. Ибн Худа одновременно атаковали испанцы, решив , что миг настал - в 1231 из Кастилии был совершён грабительский рейд далеко вглубь Андалуса, причём ибн Худ был разбит испанцами в битве при Хересе, и проив него начал мятеж ещё один претендент на власть над Андалусом (основавший в 1232 Гранадский эмират). а кроль Арагона в это время высадился на Балеарнах и взял Пальму (крупнейший город региона). в 1233 Идрис умер, Яхья вступил на престол и разрушил церковь в Марракеше., но появилиь и другие претенденты и война продолжилась. Фактически эти события означали развал западного халифата.
Здесь политика вращалась между миром цивилизованных и привыкших к комфорту и свободомыслию городов - точнее их зажиточного населения - угасающего премодерного общества, и миром племён и бедняков считающих правильным мир суровый, аскетичный и однозначный (отдалённо ситуация напоминает борьбу Киото и Камакуры в Японии). Халифат Альмохадов был порождением второго. Но его терпели только пока он был грозной мощью сдерживающей варваров (латинян), империей объединяющая регион с населением порядка 11 млн. человек. Разрушение же халифата освобождало города, но оставляла их один на один с наступлением латинян.
Айюбиды Другой комплекс земель, с населением в районе 12-13 миллионов человек находился в руках (курдской по происхождению) династии Айюбидов. Центром его был султанат Египет, а столицей Каир. Удельные ветви династии правили в различных областях Сирии: Дамаске, Халебе, Хаме, Хомсе, Баальбеке, Курдистане. До 1229 отдельная ветвь была в Йемене, но затем он был передан как вассальное владение Рассулидам - губернаторам Мекки. Здесь дела с экономикой обстояли много лучше. В Каире насчитывалось 265 ремесленных специальностей (для сравнения, в принадлежащем Грузии крупном городе Ани только 38). Значительная торговля велась с Индией и со средиземноморскими городами. Именно через Египет ввозились в Европу все столь любимый ею прянности Правивший в Египте султан ал-Камиль отличался рыцарственностью. Например он направил голодающим крестоносцам обозы с продовольствием и отказался захватить императора Фридриха во время переговоров (как ему предлагали тамплиеры): "Кто бы мог сомневаться, что такой доброты, дружбы и милосердия исходят от Господа? Чьи родители, сыновья и дочери, братья и сестры, умерли в агонии на наших руках, чьи земли мы забрали, которых мы изгнали голыми из своих домов, возродил нас, когда мы умирали от голода, и относился с добротой, даже когда мы были в их власти". Оливерий Схоластик
вывозились из Египта льняные ткани, в том числе драгоценные из льняных и золотых нитей, оружие, стекло, парфюмерию. в Индию везли сырьё для бронзовых изделий. Ввозилась древесина, рабы (в том числе для пополнения гвардии), меха, красители, благовония, слоновую кость и т.п.
на северных окраинах айюбидских владений был ряд небольших горных княжеств - вассальных им или Руму и довольно значительное вассальное владение в Мосуле во главе с Бадр-ад-дином Лулу - бывшим рабом-армянином. эти правители обычно носили титул атабек в Турции находился уже известный нам Румский султанат. Население его могло приближаться к 4-5 млн. человек. немалую часть его составляли христиане - греки и и армяне, а также тюркские плеина получавшие земли в коллективный икта. Там правил султан Кей-Кубад при котором султанат достиг рассцвета, а победа над Джелал-ад-дином дала ему большой авторитет. Экономика достигла довольно высокого уровня товарности. Привелигированным торговым партнёром была Венеция. караван-сарай
Ну и наконец главный центр исламского мира - Багдад. Там правил халиф Аль-Мустансир. Благодаря развитой экономике Ирака он располагал весьма значительными денежными средствами и отличался щедростью. При нём были основаны новая большая больница, и медресе-университет Мустансирия и прочие благотворительные учреждения.