Да, этой цивилизации я как раз подхожу. Индия В этот регион имеет смысл включать не только Индостан , но и всю ЮВА , а также Тибет. Здесь не так легко выделить периферию и центр. Дело в том, что первобытные и полупервобытные общества вклинивались между государствами и городами даже в центральных районах Индостана. Например огромный племенной район Гондвана к югу от Бенгалии. Но в целом, конечно, "плотность" цивилизации снижалась в направлении Индонезии и к северу от Гималаев. В этом регионе существовало не две , а четыре империи: Камбуджадеша (Камбоджа-Лаос-Таиланд), Шривиджайя (Малакский п-ов, Суматра, запад Явы), Хойсала (земля дравидов) и Сеунадеша (западный Декан). И кроме них большое количество средних и малых государств. На всех этих территориях как один из языков был известен санскрит - но он не был столь универсален в регионе как в других китайский, арабский или латынь. Но культурные и культовые практики повсюду была взаимопонятны. Господствующей религией был индуизм (хотя это понятие описывает весьма сложный комплекс верований) . Другой - явно проигрывающей конкурентную борьбу - буддизм. Единственной его нерушимой цитаделью был Бирма. Он держался в Шривиджайе, проигрывал в Камбодже, теплился в Чампе и доживал последние дни в Индостане, отступая в Тибет. Индуизм предполагал существование замкнутой касты брахманов и варну кшатриев - далеко не столь замкнутую, но фиктивно стремящейся возвести свои корни к одной из древних" "истинных" кшатрийских династий - Солнечной, Лунной или реже к Огненной. Поддержка брахманов должна была быть свидетельством этой кшатрийской "истинности". в остальном кастовый строй мог быть развит в очень разной степени - чем ближе к северному Индостану тем сильнее, в буддийских странах почти не ощущаясь. Но обзор начнём мы со стороны Китая - т.е по отношению к Индии с периферии.
рассказывает о Шривиджайе так: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIII/1220-1240/Zhao_Zhugua/text1.htm Из этого рассказа ясно предстаёт облик государства совсем не -китайского типа. Это таласократия - основной источник доходов которой торговля экзотическими товарами и контроль международных путей между Индией и Китаем. Это не единая держава , а центр осуществляющий военный контроль над 15 зависимыми государствами (в числе которых Цейлон - видимо его юго-западная часть, где сохранялось буддийское царство , основная часть острова была захвачена индийским царством Калинга). Вывозились из этих стран г.о. слоновая кость, благовония и прянности. http://www.synologia.ru/a/Чжао Жугуа «Чжу фань чжи» Это государство во главе со священным царём - живым богом, с которым связано множество табу. (известно, что вассалы "пили клятву" - т.е. выпивали напиток, который в случае нарушения присяги должен был стать ядом), в военном деле упор тоже делался на магию. Хотя армия похоже была профессиональной. В этом довольно архаичном государстве была однако и высокая культура, связанная с буддизмом махаяны (а может быть и ваджраяны). В описываемое время империя уже начала распадаться. так к 1230 на Малакском полуострове выделилась сильная Тамбралинга, видимо стремившаяся заменить суматранский центр империи).
Такой тип города-государства на торговых путях, с авторитарной властью именуется нагара. Это богатые космополитические центра больше связанные с международными коммуникациями , чем с окружающим ландшафтом. Таких независимых городов было много на юге Индии, и отчасти и по другим побережьям. Были и некоторые неподвластные Шривиджайе в Нусантаре (Индонезии). Там жили и колонии мусульманских купцов, а в Южной Индии и большая христианская община.
Другой тип государственности - это ирригационные царства - с экономикой построенной на интенсивном рисоводстве. с государсвтенной собственностью на землю и бюрократическом управлении. Во главе такого государства тоже стоял священный царь -живой бог. Идеальным образцом типом такого государства была Камбуджадеша.
Камбуджадеша чем-то напоминала Древний Египет. Только ирригационная система была б.ч. искусственной и очень сложной, связанной с системой искусственных водохранилищ. Но зато позволяла собирать 3 урожая в год. Это конечно не Нил с его естественным удобрением почв, рано или поздно почвы истощились бы, и зависимость от дождей сохранялась. но пока этого ещё не произошло примерно 6-миллионное население страны процветало. Общины практически исчезли. статус крестьян ("сервов" или "вилланов") почти сравнялся. Управлялась страна квалифицированной наследной бюрократией или образованными чиновниками-монахами. население было обязано многочисленными повинностями, главной была трудовая. Огромные владения имели храмы. Пик эта система пережила при Джаявармане 7 (ум. ок. 1220). При Индравармане 2-м уже ощущались признаки кризиса - практически прекратилось строительство и вместо расширения империя начала сужаться (получила независимость Чампа). В основе возможно лежали религиозные разногласия - Джаяварман был сторонником буддизма махаяны, а при его сыне, видимо началась индуистская (шиваитская) реакция (пика, впрочем она достигнет только при следующем правлении).
города и храмы, выстроенные Джаяварманом, конечно поражают воображение. Столица Ангкор-Тхом имела площадь в 900 га. окружённую стеной. ворота а вообще в зоне столичной агломерации могло жить до миллиона человек. в центре города находился храмовый комплекс Байон , законченный в 1219 все города империи было соединены прекрасными дорогами с сотней постоялых дворов. было возведено и 102 больницы. в нескольких километрах от столицы был грандиозный буддийский монастырь-университет -Та Прохм, где обитало 12640 человек , а принадлежало ему 80 000 подданных. разгром их начался возможно уже при Идравармане. поскольку учёные монахи-чиновники были слишком серьёзной конкуренцией традиционной элите.
Бирма и Ява тоже были ирригационными обществами, но но столь классичными как Камбоджа. Там (как и в Индии) большую роль играли самостоятельные крестьянские общины. Бирманское царство Паган было центром буддизма тхеравады (хотя на окраинах присутствовала и ваджраяна). Управление было бюрократическим, но структура государства довольно странной - центром считались полувождестские образования - где было этническое ядро бирманцев, а реальная столица Паган имела статус провинции. Тут давно не велось ни экспансии, ни строительства - большая часть земли принадлежала монастырям.
На Яве основной религией был шиваизм, но присутствовал и буддизм. В нач. 13 в. и там были кризисные явления. В какой-то момент царь Кертаджайя объявил себя Шивой. К такому радикальному варианту обожествления правителя многие из духовенства оказались не готовы. И бежали к князю Тумапеля, начавшему войну и захватившему царство. Этот князь был легендарный Кен Ангрок (т.е. Ниспровергатель) - сирота из простонародья, бывший разбойник, он поступил на службу к князю, коварно организовал его убийство и женился на вдове, овладев престолом княжества, а потом и царства. Он тоже считался сыном Брахмы и воплощением Шивы. И чуть ли не первый решил объединить буддизм и шиваизм в едином культе Шива-Будды. В 1227 его убийство не менее коварно организовал пасынок - сын бывшего князя Тумапеля - затем овладевший престолом. Этот царь уже не расставался с охраной (впрочем позднее убили и его)
Для строя Южной Индии ещё более характерны сильные общины. Объединения этих общин были настоящими маленькими республиками, с собственными землями, доходами, налогами, храмами, судами. В такой союз могли входить многие десятки деревень и десятки тысяч дворов иногда центром был небольшой город. Они были юридическими лицами, могли судится с сановниками и храмами. Но кажется никогда не отрицали права царя на взыскание традиционно установленного немаленького налога. Этот налог -рента в свою очередь передавался в лен зависимым правителям и далее вниз. Теоретически существовала иерархия в 9 ступеней правителей во главе с чакравартином. Реально возглавляли её императоры (махараджадхираджа ) Хойсалы и Сеунадеши (династия Ядавов). Но существовали ещё купеческие корпорации с огромными капиталами и собственными войсками. Храмы, постепенно собирающие всё больше земель и богатств. Касты, живущие строго по своим правилам и обычаям. Даже не совсем понятно, зачем в этой системе была царская бюрократия - все вопросы прекрасно решались и без неё. Возможно для управления городами-резиденциями.
Образ жизни индийский той эпохи в большинстве случаев это жизнь деревенская. Т.е. городов было довольно много, но они или обслуживали как нагары внешнюю торговлю или были резиденциями и обслуживали пышный двор правителя или великие храмы. Всё это были центры куда стекалась изымаемая из деревни (б.ч.) натуральная рента. Но отдавая её в основном деревня была предоставлена сама себе и жизнь там мало отличалась от городской. Землёй владели представители высоких земледельческих каст или брахманы (получившие её в дар). Но кроме того община содержала целый штат персонала из низких каст - общинных слуг, ремесленников, брадобреев, пастухов, прачек, кого угодно, включая брахмана астролога. все они получали фиксированное содержание от общины и другой платы за услуги не получали. В остальном мире всё текло по заведённому порядку: брахманы комментировали и изучали веды и шастры, правители воевали и свергали друга друга с престола, купцы торговали, аскеты предавались аскезе. Любой авторитетный текст считался написанным многие тысячи лет назад. истории не существовало. времени тоже. развитие остановилось. Разнообразие вносило только активное движение бхактов - почитавших Кришну или Лингам Шивы (и те и другие в довольно эротических образах) (философское обоснование - Нимбарка, Мадхва) Образ жизни и уровень потребления диктовался кастовыми обычаями. Питание было вегетарианским (г.о. рис с приправами и молоко), исключая касту раджапутов и дикие племена. Положение каждого человека и его биография полностью были определены с момента рождения. астролог составлял сразу гороскоп, что бы не было сомнения даже в нюансах. супругов подбирали родители сразу же, в год- в два или даже до рождения. Единственно человек мог выбрать секту или мистическую школу. Ну а цари, естественно, зависели от удачи.
Ближе к северу начинались владения раджапутских кланов. Они были организованы в иерархическую систему. мелкие кланы подчинялись крупным, но обычно клан был столь разветвлён, что родственниками были не только раджа, сановники, вассалы. воины, владельцы деревень, но зачастую и все землевладельцы в этой деревне. и место каждого диктовалось степенью родства и старшинства. Война и почитание брахманов были смыслом жизни раджапутов.
Было ли такое ощущение времени, отсутствия "истории", как бы воспроизведение того, что существует"издавна", характерно вообще для этой эпохи, для разных стран - или это специфика Востока, индийского или околоиндийского мира? Удивительная монотонность, замедленность жизни. А вообще есть в этом восприятии поразительное спокойствие, как в изречениях Екклезиаста. И еще вот : "когда -то времени было много"... Может быть, в этом скрыта ностальгия по прошлому. )
того времени которое с часами на башнях действительно ещё нигде не было (кроме Дамаска где были башенные гидравлические). было циклическое время от праздника к празднику, было деление суток на несколько "страж". Но история несомненно была. Её отслеживали хронисты, летописцы, в Европе и ЮВА, историки в странах ислама и в Китае . Но только не в Индии. Её там не было )
Нет, не совсем так. Вот так: " Время - опасная штука. Время терзало тушу вечности, заглатывая ее день за днем. И он знал, что когда-нибудь вечности не останется, только голодное время. А раньше ее было много, он еще помнил. Ее везла каждая повозка, влекомая неспешно ступающими волами, ее замешивали в раствор, слагая стены и башни, она звучала в каждой пастушьей песне..." )
Все равно. Другое течение времени, никакой спешки, никакой суматохи - вчера, почти то же, что завтра. В этом есть нечто притягательное. Но может, только для таких традиционалистов, как я. )
Только при отсутствии "истории" можно возводить такие здания... навечно. "Время боится пирамид"... о том же. И Будды с этой кроткой и величественной улыбкой - они тоже на века - на кальпы так замерли.
как раз такие здания и были её единственными сторожами - при основании закладывались надписи с датировками и именами правителей ) Впрочем в Индию история всё же вломилась ) В лице мусульманских завоевателей, овладевших долинами Инда и Ганга. И они же добивают индийский буддизм. Путешествие Чаг-Лоцзавы 1229-41 http://forum.arimoya.info/threads/Причины-упадка-буддизма-в-Индии.2849/#post-94386
Тибет этого времени, это небольшие монастырские княжества долины Брахмапутры и средних размеров царство в Западном Тибете. Индия всё ещё была для Тибета духовной метрополией , куда не взирая на смертельные угрозы, отправлялись за новыми знаниями. Но новая реальность внесённая мусульманскими завоеваниями внесла свои коррективы. (Хотя в целом видно, что в 1230-е буддизм ещё в Индии не исчез) Магадха (12 в.) Посмотреть вложение 75059 Кашмир Тибет
Делийский султанат В самом начале 13 века север Индостана была захвачен армиями Мухаммада Гури. Наследниками стали его гулямы- воины рабы. Полководцы из их числа поделили владения султана и продолжили завоевание. Это были тюрки. В 1231 г. на престоле в Дели сидел избранный гулямами и сам бывший гулям Ильтутмыш.Он покорил прочие мусульманские владения и совершал победоносные походы на раджапутов. В 1228 Ильтутмыш получил инвеституру из Багдада и стал законным султаном -васалом халифа. Государственным языком был фарси, религией суннитский ислам , высшие посты занимали тюрки и таджики, они же получили завоёванные земли в икта. Это были такие "конкистадоры", покорившие языческие царства - походы сопровождались разрушением храмов. Статуи богов были закопаны у входы в делийскую мечеть, чтобы правоверные могли попирать их ногами, а сама мечеть была построена из материалов 27-и разобранных святилищ. Но конечно ни обратить всё покорённое население в ислам, ни истребить его завоеватели были не в состоянии, поэтому обычно довольствовались получением дани и подушной подати. В страну устремились факихи, суфийские учителя, наёмники - многие из которых бежали от монголов (но при итронизации Угедея в 1229 присутствовал какой-то индийский царь - видимо кто-то пострадавший от Ильтутмыша.) мечеть Дели с минаретом Кутб Минар - самым высоким в мире и гробницей Ильтутмыша (построенной ещё при его жизни)