не знаю, может и сейчас у кого то существуют ) не знаю. могу выделить вручную ) да это был пик населённости который вновь был достигнут нескоро, ок. 90 млн. человек.
Вообще, если мы попробуем обозначить главное отличие от 1231 ), то это что вместо мира цивилизаций , в 1309 мы встретим глобальный мир. Вся Ойкумена оказывается связана цепью маршрутов (укладывающихся к концепцию "один пояс, один путь") - великим шёлковым путём через Евразию - с ветвями через Анатолию и через Крым, и великим морским поясом от Южного Китая до Басры, Занзибара и Египта. Этот мир имеет чёткий центр - Пекин (Даду, Ханбалык), где правит каан. Под его рукой три полностью самостоятельных хана-императора. Вокруг империи спарринг-партнёры - Япония, Ява, Дели, Египет, Византия. И главный контрагент - Европа (Христианский мир)- с сопоставимой с Монгольской империи численностью населения. Посмотреть вложение 75280
Масштабы охвата потрясающие. Монгольская империя, наверно, создавала тогда у всех ощущение властителя вселенной - нехристианской вселенной. ) Что не позволило монголам продвинуться дальше на запад?
Не иначе, как божья воля ) В период пика экспансии очень вовремя умерли три каана - как раз в те моменты когда завоевание Европы реально рассматривалось. а после 1260 г. Монгольская сверхдержава вступила в период внутренних смут из которого вышла только к началу 14 в., когда дальнейшая экспансия уже была снята с повестки дня. Дели, Египет, Япония и Ява (да ещё Вьетнам, который впрочем не отказывался от формального вассалитета) это те страны которые реально разибили монголов и остановили их наступление. В Европе же у них не было ни одного значимого поражения. но конечно, монголы , видимо реально оценивали масштабы такого завоевания - стран с населением почти как в Китае, но ощетинившихся тысячами и тысячами замков.
Хотя , конечно, называть людей которые правили в описываемое время Империей, монголами, можно только с некоторой долей условности. Правильнее из называть глобальная элита )
Ну во первых потому что она была действительно глобальна, а во вторых по происхождению вполне интернациональна. Чисто монгольской была только правящая династия.
Новая система организации империи оформилась в 1304 году, когда все улусные ханы приняли решение о вечном мире и признании власти каана. Власть эта заключалась прежде всего у инвеституре (например её получил в 1304 новый ильхан Олджейту). Но главными скрепами были совместные владения, взаимные поставки и свобода торговли. Судя по всему каждая из 4-х правящих линий Чингисидов имела владения и доходы в каждом из 4-х улусов. Т.е. например хан Улуса Джучи (Золотой Орды) имел удел в Китае и кроме того получал оттуда регулярные поставки шёлка и других ценных товаров. Другая линия Джучидов - Ордуиды (владетели Восточного Казахстана) одновременно имели удел в Афганистане (Бамиан и Газну) и тоже доходы из Китая. А доходы порта в Судаке распределялись опять же между 4-мя ханами. Улус Джучи регулярно отправлял в Китай на постоянную службу значительные военные контингенты из кипчаков (половцев), канглы (печенегов), аланов (асов, ясов) и русских - где из формировались национальные гвардейские корпуса. Нынешний каан Хайшань (Хайсан, Кулуг-хан) вообще сделал их командиров своей главной опорой.
Там тогда были еще живы свидетельства расцвета буддизма, может, даже что-то еще жило, монастыри какие-то, нет? Или уже был упадок?
некоторые биографии Болад - монгол, с юности отдан в обучение к китайским учителям, выучил язык. Служил в свите, потом гвардии Хубилая (ставшего спустя время кааном). была на командных должностях . в 1285 отправлен послом в Иран к ильхану. Принял предложение остаться и стал одним из великих эмиров Хулагидского улуса. Был главным консультантом Рашид-ад-дина, которому было поручено написать историю монголов и всемирную историю. ум. 1318 г. (в возрасте 73 лет) Вторым послом в этом посольстве был Иса Переводчик. христианин, ведавший при пекинском дворе палатой западной медицины и западной астрономии (которой в частности была поручена бесплатная медицинская помощь пекинским беднякам) . Он вернулся из посольства ко двору каана. В дальнейшем он получил высокий титул "гун". По одной из версий он был сирийцем из Палестины, по другой отождествляется с пизанцем Изолом, с давних пор служившего монголам. Этот Изол был направлен послом на запад с призывом поддержать монгольский поход 1300 г в Сирию (ильхан обещал передать христианам Иерусалим). Но кроме нескольких авантюристов с Кипра наступление никто не поддержал. Иса умер в Пекине в весьма преклонном возрасте в 1308 г. Его семье были пожалованы большие богатства , включая 15 кг. золота и 28 кг. серебра. Маркос. уйгур, несторианин, родился в Китае. стал монахом. в 1278 отправился в паломничество в Иерусалим вместе со своим учителем Раббан Саумой. монахи добрались до Закавказья, были приняты ильханом. Маркос был посвящён и митрополиты, а затем с согласия ильхана был избран несторианским католикосом-патриархом под именем Мар Ябалаха . (сторонник унии, умер в 1317). Что касается Раббан Саумы, то его ильхан в 1287 г. отправил послом на Запад. Там он встречался с папой и основными монархами, вернулся в Иран, оставил интересные записки. В ответ на посольства папа решил отправить посланника непосредственно в Пекин, выбрав францисканца Иоанна Монтекорвино давно проповедовавшего в Иране. Тот с согласия ильхана отправился отправился в Китай морем, через Ормуз и Индийский океан в 1291, пожил в Индии, и в 1294 прибыл в Пекин. Там он основал два католических храма, изучил китайский и монгольский. в 1307 посвящён папой в архиепископы Пекина. ум. в 1328. основной его паствой стали аланы.
К 1271-91 гг. относится пребывание на Востоке Марко Поло (ум. 1324) Он, напротив, ехал из Иерусалима в Китай (прибыл в 1275). Конечно от 1309 г. это отстоит довольно далеко, но не столько чтобы мы не могли воспользоватся его наблюдениями. Благо, как любознательного купца, его интересует гораздо большее, чем монаха, путешествующего исключительно по христианским святыням.