Юань Дальше Марко мысленно возвращается к тому пункту о которого повернул к северу и продолжает путешествие на восток - в Китай.
Ну и наконец пребывает в Шанду - летнюю столицу - 275 км. к северу от Пекина (описания жертвоприношений идолам и людоедство оставим на совести автора ) )
Империя Юань - Улус великого хана - была самым значительным владением монголов. По переписи 1290 г. население Китая составило 59 млн. чел. Спустя 20 лет, видимо было в районе 86 млн. Доходная часть бюджета в 1307 г. равнялась (в пересчёте) 8581, 3 тонны серебра (4,6 млн. дин) столицей был город Даду- Пекин Империя Юань была, как и её предшественницы, бюрократической империей. высшими органами власти был императорский секретариат - чжун шу шэн , тайный военный совет -шу минь юань и цензорская палата (по кадрам и надзору над чиновниками). секретариату подчинялось 6 ведомств и промысловые палаты. в провинциях военная и гражданская власть были разделены. Отличие от китайской традиции было в том, что экзамены были не регулярны и далеко не исключительны для занятия постов. Большее значение имело деление всех подданных на 4 категории. высшую составляли монголы. вторую - сэму - выходцы из западных улусов, третью - северные и западные китайцы, низшую - южные китайцы покорённой империи Сун. Они не были равны перед законом и карьерных возможностях. Северные китайцы могли рассчитывать обычно на должности заместителей. При этом южные китайцы платили значительно более лёгкие налоги, чем северные, но подчинялись более строгим режимным требованиям - комендантский час, запрет на оружие и т.п. Монголы составляли военно-административное сословие, в городах были гарнизоны из монголов и сэму. На юге низшей адм. единицей были пятидесятидворки, во главе которых обычно стояли монголы. Им был поручен налоговый учёт, местное хозяйство, велено открывать школы и создавать благотворительные амбары и много чего ещё. Национальные меньшинства и мусульманские общины обладали определённой автономией. Земли домена были выведены из под контроля провинциальных властей. В официальных целях использовалось специально созданное монгольское алфавитное письмо. Но в других сферах, и даже в текущем делопроизводстве оно распространения не получило. Земли делились на частные (на юге их было большинство), государственные и удельные - с последних половина налога шла определённой аристократической семье, к этой категории относились и китайские владения западных улусных ханов. вмешиваться в управление владельцам уделом теоретически запрещалось (но не всегда соблюдалось на практике) . Государственные земли (в том числе чиновные поместья) сдавались в аренду мелким арендаторам. Широко распространилось рабство. Это были домашние рабы и многочисленные категории государственных крепостных - в том числе крепостных ремесленников из государственных мастерских. Проводилась политика свободы вероисповеданий и государственного покровительства им. Но официальной религией был буддизм ваджраяны в его тибетском варианте. Была введена государственная монополия на морскую торговлю, но вообще торговля и купечество поощрялись как никогда. В остальном сохранились основные атрибуты китайской жизни - конфуцианская академия, бумажные деньги и т.п. В это время продолжают появляться разные технологические новации (орошение полей по трубам, усовершенствование водоподъёмных устройств, ткацких станков, появляются большие частные мастерские с десятками занятых работников. Происходит активное усвоение мусульманской науки (обсерватория в Пекине, палаты западных (т.е. мусульманских) медицины и астрономии и т.д. Два региона имели особый статус. Это Корея и Тибет. Корея сохраняла собственного короля и двор. Правда под полным монгольским контролем. короли женились на монголаках и имели вторые монгольские имена, много лет жили при юаньском дворе. Знать тоже в немалой степени была монгольской. Тибет был приписан к духовному управлению. Правителем его был Сакья-лама, живший в Даду. Он же был главой имперской церкви.
По каким признакам, почему существовало такое деление? Например, почему в отношении южных китайцев действовали такие правила?
Северный Китай был завоёван раньше - ещё при Угедее. Южный только в 1279 г. Т.е. там была значительная опасность восстаний. Сэму же не имели никаких связей в Китае. Для китайцев монголы всё равно оставались варварами и иноземной властью, поэтому рассчитывать на их лояльность можно было только очень ограничено.
Юаньское правление было последним периодом процветания буддизма в Китае. в 1290 г. в стране было 42318 буддийских монастырей и храмов и 213 148 монахов и монахинь. Но , видимо, количество стало преобладать над качеством. Хотя встречались ещё и харизматичные чаньские учителя и немало высокообразованных священнослужителей. Ну и конечно готовится почва для взлёта буддизма в Тибете, который начнётся в следующем поколении.
Интересно какие имена носили принцы юаньской династии: Камала, Ананда, Раджапика, Дхармапала, Судхипала...
Имена из буддийских сутт. Выражение почтения канону и учению? Предшественник ботанического сада, по сути ) Или подобное уже бывало в мировой практике? Повсеместное почитание звездочётов-астрологов (как и колдунов-предсказателей), столь устойчивый ориентир на них в построении мест обитания и проведения ритуалов, видимо, связано ещё и с развитостью астрологии как научной дисциплины? Астрологи и колдуны не конфликтовали между собой?
А, нет, европейцы сильно опередили, правда только по травам: "Прообразом ботанических садов явились сады лекарственных растений при монастырях (в Западной Европе с 4 века)". Ну и потом, великий хан ведь не для изучения их собирал, а для красоты )
да Нет, тут главным было не виды деревьев, а исключительность конкретных дерев. А сад-огород с душистыми , полезными и лекарственными растениями это начало сада ещё в доисторические времена. нет не конфликтовали. у каждого вида предсказателей была своя методология , которые соотносились как сейчас близкие научные дисциплины ) кстати, вот это искусство пересадки старых деревьев, с перевозом их на большое расстояние, это, как кажется, утраченное искусство (в России нач. 19 века им ещё владели)
В 1309 г. царствовал Кулуг-каан (Хайшань) В 1307 умер не оставив живых сыновей каан Темур. Кулуг был правителем Монголии и командующим армией на западном рубеже и имел большой боевой опыт. Должность его соответствовала статусу наследника. Но были и другие претенденты. В столице была партия овдовевшей императрицы Бурхан , которая организовала заговор для возведения на престол дяди Кулуга - Ананды - мусульманина и любовника императрицы. Но верные люди сообщили в Монголию о происходящем. Заговор железной рукой подавил брат Кулуга - Буянту (Аюрбарвада) - Ананда и императрица были казнены. Кулуг приближался с армией , но сомневался не хочет ли Буянту занть престол сам. В конце концов братьев примирила их мать - Таджи Кулуг стал кааном, а Буянту - наследником и главой правительства - он был воспитанником конфуцианцев и считался обрацом благородного мужа. Два брата-печенега, сыгравшие ключевую роль в воцарении Кулуга, стали правым и левым министрами.
Кулуг царствовал четыре года. Правитель он был неважный. Но щедрый. На коронации он раздал 3,5 млн. дин. В последний год своего правления ещё 3 миллиона дин. Были ещё ежегодные раздачи знати. При этом был поднят откупной налог на соль и на богачей . Началась (пока неофициально) продажа должностей. Проблемой была инфляция - пришлось официально признать падение курса ассигнации к серебру в 2,5 раза, в итоге пришлось выпустить медную монету . В результате доходы казны сократились с 4,6 млн. дин до 4-х. Впрочем, в конце правления Кулуга в сокровищницах ещё хранилось 11 млн. дин. Бюджет 1311 г. (когда происходила смена власти) оказался максимально провальным - доходы 4 млн. дин, расходы 20 млн. дин. Казна опустела. Кадровая политика тоже была неразумной - повышения и чины давались без разбора. Попытка сократить гос. аппарат, привела к его увеличению. Зато была организованы переводы на монгольский сутр и конфуцианского трактата о сыновьей почтительности. С заговором Ананды каан увидел опасность сплочённых и изолированных мусульманских общин по всей стране и отменил в них шариатский суд (суд кади). И надо сказать что в наступающее десятилетие Китай был единственным улусом где мусульманский переворот не удался.
Законы Юань были изданы в виде сборника (но не кодекса) при предшествующем императоре Темуре. В целом они был более либеральными , чем сунские. Смертная казнь применялась в исключительных случаях и должна была утверждаться императором.