Вот Пьетро Лоренцетти. Не знаю, велики ли отличия, в конце концов, от представленного тобой манускрипта... ) Только что цвет лиц другой, и всякие книжные кунштюки на миниатюре есть. Так ведь это икона, а не книжная миниатюра?
да, Лоренцетти это готическое искусство. Джотто не имел прямых продолжателей. но его открытия были так или иначе использованы готическими художниками. так и появилась "интернациональная готика" вот все эти картинки одного тридцатилетия
вот это миниатюра итальянская в готическом стиле а вот это того же времени итальянская в византийском стиле
В Италии мы вступаем в пределы Священной Римской империи. И оказываемся в другом мире. Это уже не мир сословных государств Дальнего Запада. Это мир княжеств и коммун, где центральная власть если не исчезла окончательно, то свелась к минимуму. Три сословия здесь создали для себя свои собственные многочисленные государства ) (хотя, разумеется, все три присутствовали в каждом из них). В Италии доминировали коммуны, но были и отдельные княжества -сеньории. В Германии основной единицей было княжество. Но было и множество коммун - великие имперские города, автономные города в княжествах, союзы городов. Вообще начало 14 века было золотым веком самоуправляющихся городов. Церковные княжества были в основном в Германии, но в Италии было крупнейшее из них - Папская область.
Король здесь избирался курфюрстами (аналог франузских пэров) и не имел домена, кроме собственного родового. Чтобы стать императором он должен был добраться до Рима. Фактически ему отводилась роль арбитра, полицейского и душеприказчика. Он мог останавливаться в имперских городах, где имел дворцы, но править он ими не правил. У него были свои прямые вассалы-рыцари, но жили они далеко и рассеяно и возможности мобилизовать их были слабыми. Главное что давало положение Римского/Германского короля это возможность решать судьбу выморочных владений итаким образом заметно увеличивать земли собственного рода. Да и брачные союзы с королевской семьёй были весьма престижны. Габсбурги таким путём приобрели Австрию и Штирию. Король Альбрехт Габсбург никогда не ездил в Италию, согласился принять примат папы и больше занимался своими владениями - проблем там было много. Из под контроля вышло три горных кантона создавших Швейцарский союз. У Брата он забрал Австрию, обеща наделить другими землями, но дал только титул герцога Швабии. И обиженный племянник в 1308 устроил засаду королевской кавалькаде и размозжил дяде череп (после чего скрылся в неизвестном направлении). Престол империи жаждал занять Филипп Красивый, для этого он потратил много денег и усилий. Но даже послушный папа тут его не поддержал - это было бы восстановлением империи Карла Великого. Курфюрсты избрали компромиссного кандидата - графа Генриха Люксебургского - всю жизнь прожившего при французском дворе (и владевшего во Франции парой мелких графств).
Итак, Генрих Люксембургский " около 40 лет от роду, красноречивый и незаурядный, роста среднего, немного косящий, храбрый рыцарь, осторожный и верный" стал королём Римским. Он сразу признал независимость трёх горных кантонов от Габсбургов, разрешил князьям восстановить таможни на Рейне, ликвидированные Аьбрехтом и собрался совершить поход в Италию, куда нога Римского короля не ступала с 1254 года.
Но прежде всего надо было разобраться с чешскими делами. Чешское королевство было богатейшим и сильнейшим княжеством империи и в кон. 13- -нач. 14 в. региональной державой , контролирующей Польшу и Венгрию. Но в 1306 послединий её король из рода Пржемыславичей - Вацлав -погиб в Польше. К этому времени Чехия была уже сословным государством. Сейм избрал на престол Генриха Хорутанского - графа-соправителя Тироля, Каринтии и Крайны - старшего зятя Вацлава. Но тот оказался слишком блеклым и нерешительным правителем, и к тому же, нуждаясь в деньгах, стал продавать коронные драгоценности. В итоге Чехия восстала и низложила этого короля. Ещё до начала восстания чешские бароны (паны) предложили корону сыну Генриха Люксембурга - Иоганну (тоже воспитанному во Франции). Римский король не хотел отпускать сына, но в конце концов дал согласие. И 14-летний Иоганн женился на 19 летней дочери покойного Вацлава Элишке. А затем с войском вступил в Прагу, и был коронован (1310).
Генриха в Италию сопровождал архиепископ Трирский, а затем примкнувшие герцог астрийский и граф савойский (через владения которого король и перешёл Альпы). Всего в Турине собралось 2000 воинов.оттуда они выступили в Милан где Генрих короновался королём Италии (для этого пришлось изготовить железную корону, потому что старую не нашли). не надо думать, что за те полвека, которые здесь не ступала нога императора, страсти в Италии улеглись. напротив всё это время болрьба гвельфов и гибеллинов (идущая со времён вражды императора Фридриха 2 с папами) не прекращалась. дни города были гвельфскими , другие гибеллинскими, а в третьих шла постоянная война между родами- сторонниками этих партий. История Ромео и Джульетты как раз из этой оперы (там помянут сеньор Вероны Бартоломео дела Скалла, в 14 веке таких было два - один из них правил как раз в 1301-4 гг). Гвельфы делились на белых и чёрных (последние были бескомпромиссны). Данте был белым, за что его изгнали из Флоренции. Он тоже прибыл в Турин приветствовать короля, на которого возлагал большие надежды. Генриху удалось добится присяги от большинства ломбардских городов. Он отказался поддерживать какую-либо партию и велел вернуть изгнанников, подавил восстание в Милане и двинулся в Рим. Но логика вещей толкала его в объятия гибеллинов. Главной его опорой стали генуэзцы и пизанцы, а гвельфские Брешию и Кремону ему пришлось штурмовать. Похоронив жену, Генрих с боями пробивается через Тоскану в Рим. В Риме война шла уже давно - между родами Колонна и Орсини, никто не контролировал город целиком. И Генриху тоже не удалось пробиться к собору св. Петра. Кардиналы приехали к нему в Латеран и там короновали императорской короной. И дальше начинается обычная история. Ломбардия восстаёт, Флоренцию взять не удалось, а на помощь гвельфам выступил король неаполитанский. В походе на Неаполь император и скончался в 1313 году.
замок делла Скалла (Скалигеров). кон. 13 в. Данте Алигьери Зрение влюблённого Черты твои не днём ли постижимы, Поскольку духи глаз на свет дневной Любуются, молясь тебе одной, Как образу своей высокой схимы? Не ночью ли (пока совсем одни мы) И, полно говорящей тишиной, Лицо твоё мерцает предо мной И наши души вновь неразличимы? Любимая, когда на свете этом Не быть тебе ни бледным силуэтом, Ни отраженьем глаз в ручье лесном, То как на тёмном склоне жизни нашей Надежда зашуршит листвой опавшей И Смерть заплещет радужным крылом? День любви Дворцы её, не зная ничего, Так презирают этот скромный дом, Но милая мечтает лишь о нём. Лишь здесь любви творится волшебство: Пока, противясь действию его, Бегут часы, сбиваясь в тёмный ком, Часы любви в пространстве огневом Поют, и всё лучится оттого. Нисходит память к тонким уголкам Любимых губ и, пламенем сквозным Подхвачены, признанья дышат им. И мы то отдохнуть даём губам, Беседуя о прошлом, то молчим, Внимая позабытым голосам. Поцелуй Старенье, близость гибельной земли, Нашествие превратности лихой Растлят ли плоть мне, скаредной рукой Души наряд венчальный схватят ли? Любимой губы звучно расцвели В моих губах: гармонией такой Орфей венчанный встретил дорогой Незрелый облик, спеющий вдали. Я, как ребёнок, ею был вскормлён, Как муж, её ласкал я — и потом, Как дух, вливался в дух её ручьём, Я богом был, когда наш громкий стон Взбивал нам кровь, слияньем окрылён Огня с огнём, желанья с божеством. Весенняя дань юности Так свеж ручей, но ты милее втрое: С твоих густых волос я снял покров, И вижу робкий блеск лесных цветов, Запутанных в их золотистом рое. На грани года, в чуждом ей настрое, Колеблется Весна: на тихий зов Не тянется терновник из снегов, Беседки полнит веянье сырое. Но солнце будит луг в апреле раннем. Закрой глаза, ты слышишь, здесь и там Весна проходит лёгким трепетаньем, Как поцелуй, по векам и губам, И целый час Любовь клянётся нам, Что в сердце снег хранить мы перестанем. Джованни Пизано
все эти миниатюры из Кодекса Манессе - созданного в описываемый период (ок. 1300) собрания поэзии миннезингеров.
Немецкие города, конечно, сильно уступали итальянским. Но и здесь 3600 городов. Крупными считались имевшие больше 3000 жителей. больше 20 000 было только в 4-х городах: Кёльне, Страсбурге, Любеке и Нюрнберге. Видов ремёсел было ок.50 В Италии крупнейшие города имели более 50 000 жителей. Венеция, Генуя, были крупнейшими центрами торговли, Флоренция, Милан - ремесленного производства и финансов (во Флоренции производилось до 10% европейских шерстяных тканей, существовали крупные мастерские с десятками рабочих). В Германии крупнейшими ремесленными центрами были Нюрнберг (металлические изделия) и Кёльн (сукна). Северная балтийская торговля не была столь масштабна и доходна как средиземноморская, но и она процветала - здесь торговали "тяжёлыми" товарами - зерном, лесом, рудой и т.п. Главной силой здесь был союз городов именуемый Ганза. Лидером его был Любек. Ганза имела в странах контрагентах общие конторы - в Лондоне, Брюгге, Новгороде и единый флот - ок. тысячи торговых судов. появилась и особая форма бюргерской поэзии по образцу дворянской - мейстерзинг. В Италии к 14в личная зависимость крестьян в основном исчезает. В Германии её не было в наиболее отсталых районах .
Строй Империи это полное развитие феодальной модели и её альтернативы в лице союзов автономных городов. Италия уже напоминала Грецию полисного периода (только без рабства). Что интересно настоящие (бюрократические) государства - Византия, Неаполь в этой среде оказались в в экономически проигрышном положении. высокий уровень налогообложения подрывал конкурентоспособность, а местные торговля и финансы переходили в руки "транснационального" (точнее северо-итальянского) купечества. В итоге здесь наблюдался процесс вторичной феодализации ( в Византии даже появились уделы).
ереси и инквизиция Дольчино создал не просто группу нищих монахов, а настоящее разбойничье гнездо, его люди жестоко расправлялись со всеми монахами и священниками. Против него был организован крестовый поход, а затем устроена жесточайшая расправа. В 1310 в Париже было сожжено 54 тамплиера, в 1313 высшее руководство ордена. в 1321 сожжён последний катар. Главными подозреваемыми в ереси теперь стали скорее вольные мистики. Но инквизиция достигнув своего пика пошла на спад. Она стала слишком могущественна и стала вызывать опасения. Вьеннский собор 1312 г. ограничил её полномочия . заставив согласовывать свои действия с епископами.
Мейстер Экхарт (1309 год, видимо, встретил в Праге, куда направлен как полномочный представитель генерала доминиканского ордена для реформирования чешских монастырей)
В 1310 г. в Париже была сожжена Маргарита Порет. а ещё раньше - в 1306 - её книга Зерцало простых душ https://enigma2000.livejournal.com/260276.html