История русской усадьбы

Тема в разделе "Ландшафт", создана пользователем takedo, 14 мар 2018.

  1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Некоторые из посетителей сайта знакомы с моими публикациями по истории японских усадеб в разделе "Японский сад". Но, как известно, всё познаётся в сравнении. Как шло развитие усадеб в России?
     
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Как всё начиналось

    Примерно до XVII века, когда на Руси стало появляться собственно декоративное садоводство, полновластными хозяевами садов были плодовые деревья, издревле почитавшиеся славянами. В основном, это были яблоня, вишня, слива, груша, и чем севернее, тем большую роль в жизни людей играла яблоня. Митрополит Киевский и всея Руси Климент Смолятич, живший в начале XII века, подразделял сады на «огороды с садом» и «огороды с капустой». Именно плодовое дерево, прежде всего, почиталось как средоточие плодоносящих сил, дающих жизнь как в практическом, обыденном ("древо жизни"), так и в сакральном смысле («мировое древо», воплощение мироздания). «Дерево – двойник человека, разделяющий его судьбу; дерево – вместилище его души; дерево – тотем; дерево – местопребывание духа; дерево – фетиш…» [Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М., 1983, С. 157].
    В христианской традиции сад стал ассоциироваться с Эдемом, а воплощением рая являлся, прежде всего, монастырский сад. Рай был, разумеется, гармоничен во всём, и гармония эта выражалась в регулярности (регулярной планировке), геометрической правильности Небесного Града. На планировку монастырей, безусловно, оказало влияние описание Града Небесного а Апокалипсисе, где сказано, что он «расположен четырёхугольником», что не могло не сказаться и на планировке садов.

    1.Богоматерь вертоград заключённый. Икона.jpg

    Вертоград заключённый

    Впрочем, следует заметить, что регулярность и строгая геометричность была свойственна не только садам христианских монастырей, но и древним садам Западного мира вообще.

    2.Египет.jpg
    Египет

    3.Иран.jpg

    Иран

    4.Древний Рим.jpg

    Древний рим

    Что касается деревьев, высаживавшихся в монастырских сада, то при их выборе тоже старались ориентироваться на Священное писание, где сказано, что в Эдеме росло «всякое дерево». Тем не менее, имелись наиболее почитаемые растения. В апокрифе «откровение Варуха» об этом говорится: «Когда Бог сотворил Адама, он повелел архангелу Михаилу собрать двести три тысячи ангелов, чтобы посадить в раю деревья. Михаил посадил тогда маслину, Гавриил – яблоню, Рафаил – айву, Напаил – орех, Саразаил – калину…» [цит. По В. Д. Чёрный. Русские средневековые сады. М., 2010]. Из всех этих деревьев именно яблоня, наиболее распространённое на Руси плодовое дерево, «древо жизни», «мировое древо» ассоциировалась у русичей с райским деревом, деревом познания добра и зла, и именно оно на долгие века стало несомненным хозяином садов.
    Только в XVI - XVII веках яблоне пришлось делить пальму первенства с кедром, примером чему может служить ярославский Толгский монастырь.

    5.Толгский монастырь.План.jpg

    Этот монастырь был основан в 1314 году на месте обретения иконы Пресвятой Богородицы, названной «Толгской» по названию речки Толги, протекавшей рядом. В XV веке в монастыре произошёл крупный пожар, уничтоживший все постройки и саму деревянную церковь. Однако икона чудесным образом уцелела. Она была найдена в лесу у монастыря совершенно невредимой. После этого события в монастыре, восстановлением которого занялись монахи, был вырыт, возможно, в противопожарных целях, длинный и узкий пруд в форме подковы, внутри которой и расположились кедры. Примечательно, что это были уже не просто линейные посадки. В округлой части «подковы» была устроена площадка, окружённая двенадцатью кедрами по числу апостолов, а остальные кедры были высажены в виде небольшой рощицы, может быть, символизирующей лес, в котором дважды была обретена икона Богородицы – в XIV веке и после пожара. Один из кедров был посажен на священном месте, где икона явилась впервые. Снаружи пруд тоже был окружён деревьями, среди которых росли и плодовые. Были там и цветники.

    6.Толгский монастырь.Цветник.jpg

    В конце XVII века сад окружили кирпичной стеной, повторяющей по форме и размерам стену самого монастыря, и оба они имели прямоугольную форму, форму Града Небесного. Таким образом, сад Толгского монастыря не только явился одним из первых садов, отмеченных декоративностью, но и был полон сакрального смысла, чему в немалой степени способствовало и само присутствие в нём кедра. Ведь согласно церковному преданию, крест Спасителя состоял из трёх видов древесины: кипариса, сосны (певг) и кедра. Кроме того, иконы, которые в первый период после принятия христианства привозились из Византии, были написаны на пальмовых досках или досках из ливанского кедра. Пальмы на Руси не росли, а вот ливанский кедр был с успехом заменён сосной кедровой, которая стала уподобляться кедру. По своему значению для Церкви кедр нисколько не уступал плодовым деревьям, в частности, яблоне. Только если яблоня связывалась больше с Ветхим заветом, то кедр – с Новым, а присутствие их в одном саду отсылало к Библии, в основе которой и лежат эти два завета.
     
    Последнее редактирование: 16 мар 2018
    La Mecha, plot, Елена и ещё 1-му нравится это.
  3. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Может быть, у Вас есть информация об истории яблоневого сада возле Свенского Свято-Успенского монастыря (Брянской области)?

    [​IMG]

    [​IMG]

    Простите, если вторгаюсь в повествование.
     
  4. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Боюсь, что ничего нового для Вас сообщить не могу. Из общедоступных источников известно, что он разбит на местеСвенской ярмарки, переведенной в 1864 году в Брянск. Тогда рядом с каменными выездными воротами разбили плодопитомник для разведения груш, яблонь, кедров, каштанов, винограда и вишен. (https://www.tury.ru/sight/id/22006 ).
    В Контакте есть группа, посвящённая этому монастырю, где также задавался этот вопрос. Вот ответ: "Кем и когда был посажен яблоневый сад возле Свенского монастыря? Этот вопрос я задала краеведческому альманаху "Брянский Вестник" - совершенно замечательному, на мой взгляд. И вот что мне ответил администратор паблика Кирилл:
    "...К сожалению, нет такой информации, точнее не встречалась. Предполагаем, что сад очень древний (более 100 лет), ибо на дореволюционных фотографиях он уже есть, и потом, М. Знаменский (Знаменский М. Свенский монастырь // Старые годы. – 1915. – июль-август. С. 82 – 93. ) пишет в 1915 году про сад, однако не указано, из каких деревьев этот сад. А вот брянский краевед Тиханов, в своем очерке 1891 г., пишет, что возле монастыря имелся сад сливовых деревьев. То, что деревья нынешнего яблоневого сада - это посадка второй половины XX века - у меня не вызывает сомнения".
    (https://vk.com/wall-46505873?own=1 )
    Впрочем, может быть Вы состоите в этой группе, тогда в моём ответе нет ничего нового для Вас, увы.
     
    La Mecha и list нравится это.
  5. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Спасибо. Да, эта информация мне известна.

    Очень интересно послушать Ваше дальнейшее повествование.
     
    Последнее редактирование: 16 мар 2018
  6. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607

    Райский сад


    Начиная с XVII века декоративности посадок, только наметившейся в Толгском монастыре, стали уделять всё большее внимание. Конечно, и раньше люди любовались весенним цветением яблонь, слив и вишен, но это было «побочным эффектом». Основное значение придавалось хозяйственной ценности растений, теперь же при создании сада всё больше внимания стало уделяться и эстетическому аспекту. Примером тому может служить проект реконструкции сада XVII века митрополита Киево-Печерской лавры (Н. Д. Успенская и др. Формирование зеленых насаждений при памятниках Древней Руси. Киев, 1991). Поскольку это реконструкция, она, надо полагать, соответствует посадкам XVII века.

    7.Проект митрополичьего сада.jpg

    Наибольшую площадь в саду по-прежнему занимают линейные посадки плодовых деревьев, среди которых преобладают яблони и груши, но имеются также абрикосовые деревья, вишни, сливы. Из кустарников – кизил мужской, идущий двумя длинными рядами вдоль западной и восточной границ сада, чёрная и красная смородина, образующая живые изгороди вдоль одной из поперечных дорожек. Плодовые деревья разделены на участки двумя продольными и двумя поперечными дорожками шириной 3,5 м.
    Однако создателя сада заботят не только его хозяйственные достоинства. В северной части сада справа и слева высажены небольшие рощицы грецкого ореха, который даёт вкусные плоды, неплохо цветёт, а осенью окрашивается в красивые золотистые тона. Отдельное дерево грецкого ореха растёт в южной правой части сада, образуя композицию с ясенем и кизилом. Но самое замечательное, что рядом с композицией на пересечении дорожек устроены две клумбы, а за живыми изгородями из чёрной смородины – симметричные относительно дорожки цветники и кусты крыжовника. Цветочная рабатка идёт вдоль дорожки по правому участку с грецким орехом, а вдоль дорожки у левого участка с орехом высажена калина.
    Конкретного описания растений, высаженных в цветниках, не сохранилось. Однако впечатление об их ассортименте можно составить по воспоминаниям архидьякона Антиохийской православной церкви Павла Алеппского, посетившего монастырь. Это были, как правило, лилии, мальвы, колокольчики, фиалки, медуницы, ландыши, васильки, ноготки, гвоздики (Н. Д. Успенская и др. Формирование зеленых насаждений при памятниках Древней Руси. Киев, 1991).
    В конце XVII – начале XVIII веков, с воцарением Петра I, «прорубившего окно в Европу», в российских садах начали происходить крупные перемены, связанные с проникновением эстетики европейского ренессанса. Применительно к садам она выражалась, прежде всего, в регулярности их планировки. Регулярность и прежде преобладала в российских садах, но будучи связана, в основном, с плодовыми деревьями, носила скорей утилитарный характер. Теперь же этот принцип был доведён до уровня высокого искусства. Наглядным образцом стиля, названного впоследствии «французским», может служить партерная часть сада Крутицкого подворья второй половины XVII века в Москве (графическая реконструкция).

    8.Крутицкое подворье.JPG

    Если в саду митрополита декоративные композиции были лишь небольшим вкраплением в плодовом саду, то в Крутицком подворье они становятся хозяевами сада. И посадочный материал – это уже не просто яблони, ноготки и колокольчики, но редкие породы, призванные удивить и восхитить посетителей. Отдохновению души и тела способствовали беседки и другие малые архитектурные формы, которые, судя по плану, там имелись.
    Ещё более выразителен в этом отношении загородный двор Троицко-Сергиевой лавры Корбуха (Коробаха), устроенный в середине XVIII века для приёма и пребывания в нём знатных гостей, во время их приездов на богомолье.

    9.Корбуха.jpg

    Вот как, не слишком одобрительно, отзывался об этом месте архиепископ Московский и Коломенский Филарет: «Здесь был дом изящного зодчества, который устроением своим показывает, что он назначен был не для постоянного жительства, а только для летних увеселительных посещений. Здесь был сад, в котором растительная природа сильно много страдала от искусства, ухищрявшегося дать ей образы, ей не сродные… Урочище сие было украшено для царских посещений…» (цит. по http://skitskie-prudy.ru/sample-page/история/ ).
    Сетования архиепископа по поводу уничтоженной природы понятны. Всё-таки эта земля принадлежала лавре, а тут изящное зодчество, увеселения… С другой стороны, нельзя же царственных особ селить в кельях. Надо создать для них более-менее привычную обстановку. И обстановка эта была создана вполне в духе времени. Приводить в порядок этот участок начали ещё в 1742 году, при архимандрите Кирилле, но свой законченный вид (ныне полностью уничтоженный) он приобрёл только через двадцать лет. Там был построен летний дворец в поздне-барочном стиле с цветниками у фасада, а на широком подъездном пространстве перед ним был разбит другой цветник с обелиском по центру. Весь ансамбль был окружён оградой с выстроившимися вдоль неё подобно почётному караулу деревьями. Со стороны главных ворот по углам ограды стояли два изящных барочных павильона.

    10.Корбуха 2.jpg

    Снаружи, слева от ограды, между ней и берегом большого пруда был устроен партерный сад, а справа от ансамбля – регулярные посадки плодовых, высаженных внутри высоких боскетов. Плодовым было там темновато, зато это было стильно.
    Архитектурно-садовый ансамбль Корбуха можно рассматривать как переходное звено между монастырским комплексом, которым он формально являлся, поскольку принадлежал Троице-Сергиевой лавре, и светским, которым являлся фактически. На этом пути происходит секуляризация сада, при которой характер его основных компонентов изменяется от утилитарного и ритуального к символическому и декоративному.
     
    La Mecha и list нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Усадьбы знати XVII –XVIII веков

    Декоративные сады, или «красные» сады, «увеселительные» сады существовали на Руси и до XVII века, но их было мало, а информации о них сохранилось ещё меньше. О садах, создаваемых не только для хозяйственных целей, упоминается в сочинении Павла Йовия «Книга о московском посольстве к Иоанну Руфу, архиепископу Константинопольскому», изданном в 1525 году, где говорится, что в Москве «почти все дома имеют при себе отдельные сады как для разведения овощей, так и для удовольствия» (Россия в первой половине XVI в. взгляд из Европы. М., 1997).
    В середине XVII века царской вотчиной становится село Преображенское, где по этому поводу строится загородный дворец и высаживаются сады. В «Переписи дворцовых садов 1701 года» имеется список растений одного из так называемых «малых садов» площадью примерно 17 х 17 метров. Список включает в себя «два ореха грецких, куст кипарису, три куста винограду, 13 яблонь, 2 груши, одна слива, 17 кустов серебороннику белого, два куста божья дерева, 15 кустов байбарису, 15 кустов смородины красной, 10 кустов смородины чёрной, 8 кустов пиони морховатой, 18 кустов пиони семянной, 10 корун жёлтых цветов, 50 тюльпанов, два куста цветов венцов, 5 лилей белых, 20 кустов нарчицы белой, 20 кустов лилей жёлтых, 3 куста рож алых, 13 кустов мымрису, 15 кустов орлику, 50 кустов гвоздики душистой, 30 кустов гвоздики репейчатой, 5 кустов филорож, грядка мяты, 100 кустов касатису, 150 кустов калуферу, 10 кустов девичей красоты, 5 кустов руты, 8 фиялок лазоревых, 4 фиялки жёлтых, 4 грядки клубники, 3 куста пижмы, 5 кустов иссопу.» (цит. по В.Д. Чёрный. Русские средневековые сады. М, 2010). В переводе названий на современный язык: сереборонник белый – роза альба, коруна жёлтая – рябчик императорский, венец, возможно, чубушник, нарочица – нарцисс, рожа алая – штокроза розовая, мымрис – миррис душистый, орлик – аквилегия, касатис – ирис, калуфер – пиретрум бальзамический.
    В конце XVII века в отечественной культуре произошли крупные изменения, связанные с воцарением Петра I, которые не могли не затронуть садового искусства. «Открытие страны», вернее, открытие страной Европы, повлекло активное проникновение в средневековый российский быт западноевропейской эстетики и, в частности, эстетики садов, где властвовал стиль барокко с его «геометрическим дизайном». ««Геометрический» характер приобретает и живая природа, растения подстригаются, деревья и кустарники образуют шпалеры, зеленые стены боскетов. Весь регулярный сад, по сути дела, превращается в прямое продолжение самого дворца, многие элементы сада даже получают наименования внутренних помещений, предметов художественного убранства интерьеров: интимные замкнутые площадки внутри боскетов — «кабинеты» (более крупные из них — «залы»), вытянутые плоскости газонов — зеленые «ковры», цветники со сложным фигурным узором — «вышивки» («бродери»). Очень часто Прогулочные аллеи ограничиваются по обеим сторонам и даже сверху решетчатыми трельяжами, укрываются ветвями деревьев и превращаются в зеленые «коридоры» (получившие в России название огибных дорог).» (http://landscape.totalarch.com/russian_gardens/baroque ). Стиль барокко легко вписался в садовую культуру России, привычной к регулярной организации садового пространства. Приглашённые в страну специалисты по садам из Голландии, Италии, Франции, Германии могли здесь в полной мере раскрыть свои способности. Разумеется, им приходилось при этом приспосабливаться к российской специфике, как в смысле ландшафтов, на которых разбивались сады, так и в смысле используемого растительного материала. В аллеях, шпалерах и боскетах стали высаживаться ели, можжевельник, береза, рябина, черемуха, плодовые деревья и кустарники, а в партерах — брусника и даже зеленый лук. (Там же).
    «Окном в Европу» воспользовались, разумеется, не только в монастырях и царских резиденциях. Наглядный пример тому – усадьба Бестужевых-Рюминых на Каменном острове в Петербурге, завершённая в 1756 году.

    11.Усадьба Бестужевых-Рюминых 3.jpg

    Изображения дворца не сохранилось, как и имени архитектора, но сохранилось описание дворца: «Дворец был возведен из дерева, на высоких каменных полуэтажах. Центр здания выделен прямоугольной двухъярусной колоннадой. Фасады украшали лепные цветочные гирлянды, руст по углам, картуши в виде гербов с графской короной. Расположенный на невысокой каменной террасе дворец пологими спусками был связан с садом, занимавшим площадь более 4-х гектаров. Территория сада была разделена на шесть прямоугольных квадратов, сгруппированных попарно по сторонам главной аллеи. Ближайшие к дворцу были оформлены орнаментами, выложенными из битого кирпича, песка, угля, с цветочным бордюром. В центре находились увитые диким виноградом беседки. По краям дорожек, ведущих к ним, и по границам квадратов, были высажены голландские липы шарообразной формы. Следующие две пары квадратов представляли собой боскеты - участки, огражденные высокими (более двух метров) зелеными стенами-шпалерами. Специальная стрижка придавала им правильную, почти архитектурную форму. Внутри боскетов был питомник плодовых и декоративных растений. Главная аллея имела вид зеленого проспекта, окаймленного боскетами. Боскеты же окружали сад по периметру.» (http://www.citywalls.ru/house14575.html?s=v911eu64jf000bbg7hdga0n9d5 ).
    Весь комплекс предназначался, в основном, для приёма высокопоставленных гостей и проведения ассамблей. Как видно, при всём следовании моде плодовые тоже не забывались, и вряд ли они сажались только в декоративных целях.
    Однако при всей вписанности геометрического дизайна барокко в традиции регулярных русских садов продержался он в России не так уж долго. Уже во второй половине XVIII века он стал активно вытесняться пейзажным стилем, основным принципом которого было следование природе. Прямые линии, резкие углы, искусственные формы растительности уступают место пологим склонам холмов, извилистым дорожкам, тихим прудам и журчащим ручьям, бегущим среди камней, заимствованным пейзажам, расширяющим пространство сада. Перемены произошли, разумеется, не сразу. Был переходный период, когда в саду присутствовали оба стиля. Часто это приводило к диссонансу, но в лучших образцах всё выглядело весьма гармонично. Чрезвычайно интересен в этом отношении архитектурно-садовый ансамбль Собственной дачи Екатерины II в Ораниенбауме, созданный по проекту Антонио Ринальди, «сумасшедшего проекта, как называл его лейб-медик Екатерины II.

    12.Генеральный_план_Собственной_дачи - 2.jpg
    1 – Китайский дворец; 2 – Фрейлинский дом; 3 - Кофейный домик; 4 – беседка с галереей; 5 – оранжерея; 6 – павильон Катальной горки; 7 – Каменное зало; 8 – П-образный пруд; 9 – Тройная липовая аллея; 10 – карусель; 11 - храм). (По сравнению с оригинальной гравюрой изображение развёрнуто по направлению сторон света и к нему добавлена нумерация объектов)

    Через весь сад с севера на юг, от павильона Катальной горки до оранжерее, проходит ось, делящая сад на две неравные масть: меньшую восточную – с преобладанием регулярных, симметричных композиций, и большую западную – выполненную с акцентом на пейзажный стиль. Эта разница в размерах площадей довольно символична, поскольку со временем регулярные композиции будут занимать в садах всё меньшее место, сохраняясь только у архитектурных комплексов и наиболее значимых строений. Скат Катальной горки, проходивший вдоль линии раздела сада, был длинным и высоким, так что почти на всём её протяжении из восточной части не было видно западной, и наоборот. Однако длилось это не долго, всего пять лет. Денег на содержание ската, серьёзного технического сооружения, не хватало, он ветшал, и в 1801 году был разобран. Павильон же сохранился до наших дней.

    13.Павильон Катальной горки.jpg

    14.Катальная горка.jpg

    Покрашенный по замыслу Ринальди в нежно-голубой цвет, напоминающий о настоящих снежных горах масленичных гуляний, он, как и сад, стал отражением переходной эпохи, сочетая в себе черты как барокко, связанного с регулярными садами, так и раннего классицизма, ассоциирующегося с садами пейзажными. Примечательно, что именно от него начинается линия раздела сада Собственной дачи на регулярный и пейзажный стили.
    На первый взгляд кажется, что в восточной части разбит обычный партерный сад. Но на самом деле всё не так просто. Дело в том, что два значимых дворца, находящиеся на этом прямоугольном участке, Каменное зало на севере и Китайский дворец на юге расположены не на одной оси, что недопустимо в регулярном барочном саду. При этом нарушается симметричность расположения и самих композиций. От Каменного зала к Китайскому дворцу ведёт Тройная липовая аллея, но при подходе к Китайскому дворцу она делала прямоугольный зигзаг, спрямлённый в настоящее время. Всё это свидетельствует о постепенном отходе от принципов регулярной планировки. К сожалению, партерная часть восточного участка не сохранилась.
    Каменное зало, построенное в 1751 году, первоначально представляло собой каменное здание с двумя деревянными флигелями. В нём проводились различные празднества, маскарады, концерты, и называлось этот дворец тогда Новым или Концертным дворцом, а после ликвидации флигелей в 1824 году – Каменным залом. После этого здание подвергалось перестройкам, но в 1967 году ему был возвращён первоначальный облик в стиле барокко.

    15.Каменное зало.jpg

    Ни Каменное зало, ни Китайский дворец не становятся доминантами, властвующими над парком, как это было бы при организации пространства в стиле барокко, а гармонично сливаются со своим окружением. Китайский дворец, названный так благодаря своим интерьерам, изначально был одноэтажным, скрывающимся за высокими деревьями, образуя вместе с прудом и сопутствующими павильонами камерный мирок. Ансамбль Китайского дворца с прудом и сопутствующими постройками, выполненный в регулярном стиле, был окружён высокими стенами стриженых шпалер, но за ними подступали свободно растущие деревья природного парка. Северный фасад Китайского дворца сохранился до нашего времени.

    16.Китайский дворец.jpg

    17.Китайский дворец. Северный фасад.jpg
    Северный фасад

    Западная часть Собственной дачи не менее своеобразна, чем восточная. Интересно, что она находится на западе, стороне, откуда начал проникать в Россию новый, пейзажный стиль, преобладающий в этой части сада. Тем не менее, как в восточной части, где преобладал регулярный стиль, имелась зона пейзажного сада, так и в пейзажном саду западной части есть регулярная зона. Регулярные зоны обеих частей, располагаясь на севере, постепенно переходят в пейзажные на юге, объединяя тем самым обе части и определяя пространственное решение всего сада.
    Доминантой регулярной зоны западной части стала карусель, построенная в центре четырёхчастного боскета, севернее которого находились две прямоугольные цветочные композиции. Левее регулярной зоны проходил, словно подчёркивая её, идеально прямой узкий бассейн, обсаженный деревьями. Своим южным концом он заходил в пейзажный сад, вливаясь в большой, неправильной формы пруд с островами. На центральном острове имелась двухэтажная «китайская» беседка со спуском к воде, и к ней вела спиральная насыпь, обсаженная деревьями. Этот остров был прекрасным местом отдохновения, с которого открывался вид на тихую бухту, образованную изгибом спирали. На Собственной даче вообще часто встречаются китайские мотивы: горбатые мосты, беседки в восточном духе.
    С правой же стороны боскета на регулярную территорию заходил пейзажный сад. До самого северного берега пруда, на уровне которого, кстати, кончается и скат Катальной горки, разделяющий Собственный сад на две части, сад изрезан множеством тропинок, образующих своего рода лабиринт. Случайно или нет, но их рисунок в середине сада напоминает четырёхлепестковый цветок.
    На одной оси с боскетом карусели, словно напоминая о стилистическом двуединстве сада, устроен ещё один лабиринт – водный, перекликающийся с тропинками лесистой части сада.

    18.Водный лабиринт.jpg

    Это был водоём с 16 островами, между которыми оставались узкие протоки, которые и образовывали лабиринт. Острова были соединены друг с другом 17-ю деревянными подъёмными мостиками, заменёнными в XIX веке на каменные. На пяти островах стояли небольшие украшенные резьбой беседки. С юга лабиринт замыкался ещё одной беседкой с дугообразной галереей, напоминающей беседку у пруда Китайского дворца и также находящейся но одной оси с каруселью.
    Довольно необычно выглядят изломанные под прямым углом дорожки в южной стороне Собственной дачи, соединяющие её восточную и западную части. Может быть, это объясняется стремлением ещё раз подчеркнуть взаимосвязь западной части сада с восточной, которой много пересекающихся под прямым углом дорожек.
     
    plot, La Mecha и list нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Вперёд – к природе

    Барочный стиль в русских садах с его вычурностью и искусственностью удивительно быстро начал сходить со сцены, оставшись в результате на вторых ролях. Начав своё победное шествие с наступлением XVIII века, в 60 – 70 годы он стал активно вытесняться новым стилем, пришедшим из Европы, точнее, из Англии – природным, который, в свою очередь, пришёл в Англию из Китая. Конечно, первые эксперименты с пейзажным стилем принадлежали английскому архитектору, садоводу Уильяму Кенту (1684 – 1748) и садоводу Чарльзу Бриджмену (1690 – 1738), вдохновлённым работами Лоррена и Пуссена, но начало истинного расцвета этого направления в садовом искусстве связано с именами Уильяма Чеймберса (1723 – 1796), Жана-Дени Аттире (1702 – 1768) и Роберта Форчуна (1812 – 1880).
    Шотландский архитектор Уильям Чеймберс посетил Китай, где изучал китайскую архитектуру и способы организации садового пространства, применив полученные знания по возвращении на родину. Он пишет диссертацию по садово-парковой архитектуре Востока, а в 1768 году становится членом Королевской академии художеств. Монах-иезуит Жан-Дени Аттире в тот же период публикует ««Обстоятельное описание императорских садов в окрестностях Пекина», а английский ботаник, садовник и писатель Роберт Форчун, трижды ездивший в Китай и проживший там, в общей сложности, 15 лет, не только пишет сочинения о своих поездках, но и присылает на родину семена китайских растений для использования их в садах.
    «Китайские сады отличались ярко выраженным живописным подходом к композиции, которая строилась как серия постепенно открывающихся видов. Смена впечатлений обеспечивалась чередованием «холмов», «ущелий», «скал», «долин» и пр., которые должны вызывать в человеке разнообразные эмоции: радость, меланхолию, спокойное удовлетворение, сосредоточенность и т. д. Планировка парка исключала прямую линию и симметрию, все дороги трассировались по плавно изгибающимся кривым. Пространство сада насыщалось многочисленными постройками, которые органично сливались с пейзажем: арочные мостики над водоемами, ярко раскрашенные киоски, протяженные галереи для прогулок, искусственные каменные горки. Центром композиции обычно являлось озеро с заливами, полуостровами, мысами, которые создавали сильно изрезанную береговую линию со множеством неожиданно возникающих, многоплановых картин-пейзажей.»
    (http://landscape.totalarch.com/russian_gardens/classicism ).

    19.Китайский сад.jpg


    Сначала новый стили, исповедовавший следование природе, назывался «англо-китайским», но потом про Китай забыли, и стиль стал называться просто «английским». Четыре принципа построения пейзажного сада были сформулированы известным ландшафтным архитектором Хамфри Рептоном:
    1. Свободная планировка.
    2. Использование естественных ландшафтов – подчёркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта.
    3. При создании пейзажных композиций придавать им иллюзию естественности.
    4. Все элементы сада подчинять целостности.

    20.Хамфри Рептон.Обследование с теодолитом.jpg
    Хамфри Рептон. Обследование с теодолитом

    21.Пейзажный сад.jpg
    Пейзажный сад

    Такой подход является не следствием постепенного эволюционного развития предыдущего стиля, а его прямой альтернативой, отвергая всё, что не встречается в живой природе – прямые линии, строгая симметрия, боскеты, шпалеры, геометрически расчерченные партеры. Если упадок барочного стиля связан с определёнными социальными процессами, происходившими в Европе того времени, то формирование пейзажного стиля, несомненно, связано с эстетикой Китайских садов.
    Появление природного стиля в России замечательным образом совпало с выходом в 1762 году указа Петра III «О вольности дворянства», освобождавшего дворян от обязательной службы и отдававшего поместья вместе с крестьянами в их полное распоряжение. Более того, в 1785 году Екатерина II расширила список дворянских льгот. Немудрено, что многие дворяне не преминули воспользоваться этим и отправились обихаживать свои родовые поместья, до которых у них до сих пор не доходили руки. Вскоре усадьба стала основным местом обитания помещиков-дворян и показателем их престижа. Все старались перещеголять соседей богатством хозяйства, красотой особняка и сада. Часто усадьбы предполагали приём высокопоставленных гостей, и их обустройство должно было обеспечивать проведение приёмов, носящих развлекательный характер. В этих садах можно было встретить самые неожиданные вещи, ограничиваемые только фантазией хозяина, как Катальная горка или карусель на Собственной даче Екатерины II. За каждым поворотом тщательно продуманных прогулочных маршрутов перед гостями открываются новые виды, вовлекая их в своеобразную игру образов и впечатлений – то меланхолических, то весёлых, то романтических или сентиментальных. Раскинувшиеся на обширных пространствах, эти сады радуют взор своим великолепием, красочностью и разнообразием пейзажей.

    22.Павловск.jpg
    Павловск

    23.Гатчина.jpg
    Гатчина

    24.Царское село.jpg
    Царское село
     
    La Mecha и list нравится это.
  9. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Есть ли примеры усадеб в этом замечательном природном стиле на территории Центральной России?
     
  10. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Можно ли отнести к этому стилю родовое имение Глинки в Новоспасском?

    "Особое место в облике Новоспасского занимает огромный парк, покрывающий всю территорию усадьбы. До сих пор неизвестно, кто являлся его создателем.

    SDC14989_.jpg

    SDC14990_.jpg

    SDC14991_.jpg

    SDC15009_.jpg

    Усадьба имеет очень сложный рельеф местности. Несмотря на это, парковому художнику удалось с блеском использовать все особенности этого рельефа. Основу парка составляют липы, вязы, клёны, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередуются с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» — здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.

    SDC15014_.jpg

    Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых — девять дубов, посаженных самим М. И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы»".

    SDC15035_.jpg

    SDC15019_.jpg

    SDC15024_.jpg

    SDC15015_.jpg

    SDC15016_.jpg

    SDC15025_.jpg

    SDC15027_.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  11. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Естественной границей парка служила река Десна.

    SDC17305_.jpg

    SDC17304_.jpg

    На небольшом островке посреди реки, получившем название «островок Муз», стояли беседки для отдыха. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов.

    SDC15026_.jpg

    SDC15031_.jpg

    SDC15032_.jpg

    SDC15033_.jpg

    SDC15034_.jpg

    В обустройстве сада активно участвовал Иван Николаевич Глинка. Он специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов".

    "Из каменных сооружений первой в усадьбе была церковь, которая и в плане и в композиционном решении повторяла тип храма в селе Аполье, построенного на тридцать с лишним лет раньше. Сравнивая эти две постройки, можно легко обнаружить временную разницу, хотя обе они выдержаны в стиле барокко. В 80-е годы XVIII века, когда строилась церковь в Новоспасском, стиль барокко завершал период своего расцвета в русской провинции.

    SDC14955_.jpg

    SDC14962_.jpg

    Декоративное решение фасадов становится намного скромнее, и нет уже той динамики форм, какая была в архитектуре Смоленщины в середине века. Полукруглые фронтоны стали гораздо меньших размеров, окна и вход имеют только ленточные обрамления." (текст из Википедии)
     
    La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Да, конечно можно. Пейзажный стиль становится преобладающим в русских усадьбах. Регулярные партеры, как правило, устраиваются только перед парадными фасадами особняков.
     
    La Mecha нравится это.
  13. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Один из первых пейзажных парков на территории Центральной России в имении Бобринских Богородицке был сооружен при активном участии Андрея Тимофеевича Болотова, не только замечательного русского дизайнера-ландшафтника, но и ученого, философа и писателя-драматурга. А.Т. Болотову принадлежат также труды по агрономии, помологии (разведению плодовых и ягодных растений) и многочисленные труды по ботанике, сделанные в соответствии с линнеевской системой.
    Дворяниново и Богородицк - два удивительных творения архитектора И.Е. Старова и "ландшафтника" А.Т. Болотова.

    5918_4.jpg

    5918_6.jpg

    5918_7.jpg

    План усадьбы Бобринских
    map_1.jpg
     
    list нравится это.
  14. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Парк с прудами в усадьбе Богородицкое, спроектированный А.Т. Болотовым.

    В_летний_день.jpg
     
    list нравится это.
  15. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Не могу не упомянуть и то, что впечатлило и впечатляет до сих пор.
    А находится сравнительно близко.

    Усадьба Быково с остатками некогда великолепного пейзажного парка, строенная на протяжении 18 века - швейцарским архитектором Бернаром де Симоном, Василием Баженовым и Матвеем Казаковым.

    4E6StCwOI.jpg

    4FKitCwOI.jpg

    4FKmtCwOI.jpg

    Церковь Владимирской Божьей Матери (материал - подмосковный известняк)

    4FKutCwOI.jpg

    "...В советские времена интерьеры церкви сильно пострадали. В 1937 году она была закрыта и разорена.
    Со шпилей сорвали кресты, сняли колокола. Ценнейшая церковная утварь и древние книги были безжалостно уничтожены. В здании храма была организована швейная мастерская.
    Немного позже ее переоборудовали в склад кинофикации. Только в 1989 году храм вернули Церкви. Начались реставрационные работы и богослужения.

    Усадьба имеет на одном из островов пруда неплохо сохранившуюся белоснежную беседку – храм Цереры (работа В. Баженова). Она очень гармонична и пропорциональна. Три пилона располагаются по кругу, колонны поддерживают карниз и округлый купол. К сожалению, утрачен изящный мостик на остров, поэтому к беседке можно добраться только на лодке.

    27.jpg

    Уникальный комплекс, усадьба Быково, фото которой вы видите в этой статье, после национализации был передан детскому дому, в котором содержались сироты красноармейцев. Постепенно отсюда стали исчезать ценные вещи – уникальные картины, ковры, хрустальные люстры, мебель ручной работы. Затем был сломан орган...
    Исчезла роскошная розовая аллея, уничтожена оранжерея, захламлен святой источник, куда в былые времена шли верующие со всей округи за целебной водой.

    Постепенно арендаторы дворца стали меняться все чаще, а потери от этого становились все ощутимее. В конце концов исчезла конюшня, был разобран Эрмитаж. После войны новые изменения коснулись Быково.

    Усадьба была передана четвертому управлению Минздрава, и здесь начал работать тубдиспансер. Рядом с дворцом построили спальные корпуса, а точнее бараки. В настоящее время усадьба находится в полном запустении, хотя некоторые чиновники говорят о вялотекущей реставрации.
    Если отношение властей к этому уникальному комплексу не изменится, то совсем скоро от былого великолепия и роскоши не останется и следа".

    Источник: http://fb.ru/article/149203/byikovo...s-foto-i-karta-kak-dobratsya-v-usadbu-byikovo
     
    list и takedo нравится это.
  16. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Напоминает Дивы дивногорские )

    В этом смысле, наверно, усадьба в Спасском-Лутовиново с её обилием цветников, спроектированных частей парка, стриженых лужаек и кустарников, высаженных геометричных аллей уже менее "натурально-пейзажна"? Может быть, она относится к какому-то особому стилю?
     
    Последнее редактирование: 23 мар 2018
    La Mecha нравится это.
  17. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Она прекрасна, мы там были. Было бы интересно узнать, что о ней скажут takedo и Ондатр. )
     
    list нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Да, он менее натурально-пейзажен, в нём присутствуют элементы, пейзажному стилю не свойственные. Чего стоит одна регулярная композиция из пересекающихся аллей среди пейзажных посадок, изображающая римскую цифру XIX, время окончания строительства усадьбы. Тем не менее, в целом это английский (пейзажный) парк. Дело в том, что пейзажные парки бывают разные. Это может быть просто участок леса с проложенными в нём дорожками, то, что мы называем лесопарком. Может быть парк, преобразованный из естественного участка леса путём удаления одних растений и посадки других для создания красивых пейзажей. Может быть и полностью посаженный заново сад, как можно более приближающийся к облику естественного. В последнем случае в силу вступают авторские пристрастия, и понятие "как можно более" толкуется довольно расширительно. Таким и является парк в этой усадьбе. Что касается цветов как таковых, то они есть и в лесу, а клумбы и цветники расположены локально, у строений усадьбы, что нормально для пейзажного сада.
     
    list нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Собственно говоря, характеристика парка этой усадьбы уже дана, и я с ней согласен http://spasskoye-lutovinovo.ru/o-muzee/park/ .

    Спасское-Лутовиново.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  20. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Возможно потому, что всякого рода искусственность почти невыносима русскому глазу. )
     
    takedo нравится это.
  21. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    В таком случае как должен быть устроен парк, чтобы можно было назвать его регулярным? Или, может быть, приведёте примеры-описания усадеб не пейзажных этого времени?
     
  22. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Базисные принципы построения классического пейзажного сада упомянуты в посте "Вперёд - к природе". Вот они:
    Четыре принципа построения пейзажного сада были сформулированы известным ландшафтным архитектором Хамфри Рептоном:
    1. Свободная планировка.
    2. Использование естественных ландшафтов – подчёркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта.
    3. При создании пейзажных композиций придавать им иллюзию естественности.
    4. Все элементы сада подчинять целостности.

    В 19 веке хозяева усадеб стали больше руководствоваться своими пристрастиями, чем принципами, но всё равно сад создавался на основе какого-то одного стиля с теми или иными возможными отклонениями.
     
    La Mecha нравится это.
  23. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Да, спасибо. Спрашивала я как раз о других - не пейзажных. Ведь в указанный набор критериев может укладываться, в общем-то, любая планировка, помимо строго расчерченной по-европейски от и до. Всё, что мы, по большому счёту, видим сейчас из России 18-19-го веков - это пейзажные усадьбы. Есть ли исключения? Существовали ли тогда какие-то другие виды садов и усадеб? Если барочный стиль не прижился и отходил, оставаясь присутствовать вкраплениями, а пейзажный был доминирующим - было ли нечто третье? Вероятно, что-то новое стилистически в ландшафте появилось только в двадцатом веке?

    И ещё вопрос - насколько широка была география таких усадеб? Т.е. в целом как глубоко веяния екатерининской моды проникли в провинцию (и как далеко от центра в разных направлениях света; отличались ли чем-то характерным самые северные усадьбы от наиболее южных, например, или восточных)?

    Не знаю, насколько сильно я увожу Вас в сторону от запланированной драматургии описания... Возможно, я просто опережаю события своими вопросами?
     
  24. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Да нет, с вопросами всё в порядке. Я специально стараюсь давать по возможности короткие ответы, чтобы не уходить в сторону :) .
    В первой части поста Вы совершенно правы. Новое стилистически в ландшафте появилось только в двадцатом веке.
    Насчёт широты распространения екатерининской моды по стране ответить затрудняюсь. Может быть, более компетентные товарищи помогут.
     
  25. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Хорошо, тогда не будем уходить. )
     

Поделиться этой страницей