История русской усадьбы

Тема в разделе "Ландшафт", создана пользователем takedo, 14 мар 2018.

  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Никак нет. Поленово строилось именно как жилая усадьба, мастерская, резиденция. А музей только в том смысле, что владелец был коллекционером.
     
  2. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Спасибо, посмотрю повнимательнее.
     
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Преимущество музеев-усадеб в основном в их относительной сохранности. Хорошо изученной усадьбой модерна является например Тарасково на Оке. Но сейчас , хотя дом восстанавливается, усадебно-парковое целое утрачено.
     
  4. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    На переломе эпох. Усадьба Поленово

    Ещё одним пионером строительства усадеб в стиле модерн был Василий Дмитриевич Поленов. Он построил свою усадьбу в 1892 году, даже раньше великого князя Бориса Владимировича. Примечательно, что как и его друг и соратник по Товариществу передвижников Илья Ефимович Репин, Поленов вовсе не собирался строить свой дом в этом стиле.

    224.Василий Дмитриевич Поленов.jpg
    Василий Дмитриевич Поленов

    Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927) – выдающийся мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, член Товарищества передвижных художественных выставок с 1879 года, родился в Петербурге, в семье известного археолога, библиографа, историка, дипломата и тайного советника Дмитрия Васильевича Поленова. Мать, Мария Алексеевна, писала детские книги, как и отец, занималась живописью. Интересы Поленова в области живописи определились благодаря знакомству со студентом Академии художеств П. П. Чистяковым, занимавшимся исторической, жанровой и портретной живописью. Чистяков, будущий известный художник, преподавал Василию и его сестре рисунок и основы живописи с 1856 по 1861 год.
    В 1867 году Поленов окончил ученический курс Академии художеств, а в 1874 отправился в Нормандию по приглашению Репина, находившегося там в качестве пенсионера академии. Ещё в детстве Поленов ездил с родителями в Олонецкий край, природа которого произвела на него сильное впечатление, и теперь в Норвегии он с новой силой ощутил красоту северной природы.
    Свою усадьбу Борок площадью 14,1 га, которая называется теперь Поленово, Василий Дмитриевич построил на высоком холме над Оки в Тульской губернии, очарованный местными пейзажами. Кроме главного дома в ней много других построек: мастерская художника («Аббатство»), столярная мастерская («Фахверк»), лодочный сарай («Адмиралтейство»), детский домик, каретный сарай, конюшня, погребица, сенной сарай, коровник, курятник, банька («Домик Прокофьева») и другие, общим числом – семнадцать. Поленов мечтал, что усадьба станет «гнездом художников», а со временем превратится в общедоступный музей.

    225.План.jpg

    В 1887 году Поленов писал: "Мечтаю о домике а берегу Оки об том; как мы его устроим; как мы там заживем; сделаем большую комнату; где будет музей; картинная галерея; библиотека: Рядом будет столярная мастерская; адмиралтейство, рыболовство и терраса; а над этим будет моя живописна мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся". Так оно и случилось. Главный дом был построен на вершине холма, с которого к Оке спускался редкий молодой лесок и открывался прекрасный вид на заокские просторы. Архитектура была страстью художника. Ещё в юности, учась в Академии художеств, он посещал лекции по строительному искусству и начертательной геометрии, поэтому он с увлечением сам занялся проектом дома. В 1892 году на холме вырос трёхэтажный дом из дерева, в 1897-м оштукатурен, и выглядит он весьма своеобразно.

    226.Главный дом (1892 г.).jpg
    Главный дом (1892 г.)

    228.Главный дом (1910-е гг).jpg
    Главный дом (1910-е гг.)


    227.Главный дом (начало 1970-х).jpg
    Главный дом (начало 1970-х)


    Сам Поленов называл его стиль как «скандинавским». Не совсем понятно, что кроется за этим названием кроме любви к Скандинавии, но в архитектуре здания явственно проступают черты модерна: асимметричные части фасадов, разновеликие окна с различным рисунком переплётов, разнотипные скаты крыш, балкончики, веранды, слитые в гармоничном стилистическом единстве. Недаром Поленов был сторонником идей Уильяма Морриса, создателя движения «искусств и ремёсел», провозглашавшего идею сближения искусства и ремесла и ставшего предтечей модерна. Пожалуй, это была первая подобная постройка в России.
    На первом этаже дома располагались жилые комнаты, рассматривавшиеся одновременно и как музейные помещения, поскольку были наполнены произведениями искусства. Поленов перевёз в Борок древнегреческую и древнеегипетскую коллекцию отца, пополненную им самим. Такая трактовка жилого пространства также была продиктована идеей слияния быта с искусством. Весь интерьер дома, вплоть до дверных замков, был выполнен по эскизам Поленова. Широкие окна первого этажа и мастерской художника, находившейся на втором этаже, распахивались прямо в сад, который словно входил в помещения своими красками, запахами, шелестом листвы, пением птиц.

    229.Библиотека.jpg
    Библиотека

    230.Вид из мастерской на втором этже.jpg
    Вид из мастерской на втором этаже

    231.Вид из окна с западной стороны дома.JPG
    Вид из окна с западной стороны дома

    Ещё одна постройка, представляющая интерес с точки зрения архитектуры – мастерская художника, построенная в 1904 году в стиле средневекового монастыря, за что и получила название «Аббатство». Тогда же Поленов, по проекту которого была построена мастерская, писал Ивану Владимировичу Цветаеву: «<…> Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится». (http://www.polenovo.ru/ru/abbatstvo/ ) . В том же году по проекту Поленова была построена и чудесная церковь Святой Троицы, представляющая собой сочетание романской и древнерусской архитектуры.

    232.Аббатство.jpg
    Аббатство

    233.Аббатство 2.jpg
    Аббатство

    234.Аббатство 3.jpg
    Аббатство

    235.Церковь.JPG
    Церковь

    В отличие от построек, сад усадьбы в композиционном плане традиционен – партерные посадки перед строениями и пейзажный сад вокруг. Дорожки, не образующие никакого рисунка, проложены исключительно из соображений удобства. Правда, в цветниках высаживались не сортовые растения, а те, что были созвучны с местной флорой: маки, тюльпаны, примулы, ноготки, васильки, вербена, ирисы, флоксы, левкои, мальвы. Большая круглая клумба перед главным домом выглядела не как клумба, а как цветущая лужайка.

    236.Перед главным домом.jpg
    Перед главным домом

    237.Перед Аббатством.jpg
    Перед Аббатством
     
    Последнее редактирование: 26 апр 2018
    La Mecha, Елена, list и ещё 1-му нравится это.
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Это не удивительно, так как этот стиль в архитектуре именно в эти годы и зарождался ) Единственные прото-образцы относились именно Движению искусств и ремёсел и неороманике.
     
    La Mecha и list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    На переломе эпох. Усадьба Поленово. Продолжение

    Пейзажный сад стараниями Василия Дмитриевича превращён в то «живое задумчивое существо», о котором писал журнал «Столица и усадьбы» за 1915 год: «Знаете ли вы эти широкие сады, где деревья, ни разу не тронутые ножницами, растут в свою волю и все вместе. С полянками, дорожками, обрывом над речкой и одинокими скамейками. Изгородью, отделяющей этот приют дриад от промыслового фруктового сада. Все слилось в одно живое задумчивое существо…» (Цит. по «Светлана Воронина. Сады Серебряного века. Конспект лекций»).
    Одна из первых посадок, сделанных Поленовым, была въездная аллея из сосен, напоминавших ему о родном севере. Правее главных ворот вдоль ограды растут лиственницы и ели. Такой изгородью из местного известняка была обнесена вся усадьба. По пути к главному дому и Аббатству аллея минует впечатляющие курятник и коровник.

    238.Главные ворота.JPG
    Главные ворота

    239.Сосновая аллея.jpg
    Сосновая аллея

    240.Курятник.jpg
    Курятниак

    241.Коровник.jpg
    Коровник

    По правую сторону Аббатства, к которому выходит аллея, за Детским домиком – берёзовая роща, а далее, у границы усадьбы, аллея из елей.

    242.Еловая аллея.jpg
    Еловая аллея

    За Аббатством склон холма порос смешанным лесом, в котором прячется лодочный сарай, названный Адмиралтейством, и банька, названная «Домик Прокофьева», потому что в 1930-е годы Сергей Сергеевич Прокофьев писал здесь музыку к балету «Ромео и Джульетта». В этом лесу, как и в по всей усадьбе, кроме местных деревьев, таких, как клён остролистный, берёза, дуб, осина, сосна, были высажены клён ясенелистный, туя, кедр, пихта.

    243.Адмиралтейство.jpg
    Адмиралтейство

    244.Домик Прокофьева.jpg
    Домик Прокофьева

    От главного дома к реке была прорублена просека, отделяющая лиственный лес от бора, давшего название усадьбе – Борок. Через эту просеку открывается вид на Оку из окон главного дома.

    245.Вид на Оку.jpg
    Вид на Оку

    В наши дни усадьба Поленово восстановлена почти полностью. «Клумбы», засеваются травой, и только по их периметру высаживаются цветы. Пейзажный сад, созданный Поленовым, вырос и почти превратился в лесопарк, но это не делает его хуже.
     
    Последнее редактирование: 26 апр 2018
    La Mecha, Елена и list нравится это.
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Бор был целиком посажен Поленовым )
     
  8. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Какой лесок тогда имеется в виду вот здесь: "А вот «Борóк» - высокий холм над Окой, привлек их внимание чудесным видом, который открывался на Оку и противоположный берег. («Борóк» - потому, что у подножия холма поднималась редкий молодой лесок)"?
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Бор это именно сосновый лес, Борок - молодой бор посаженный Поленовым. Название дал он сам. естественный лес там смешанный.
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    а вид который его привлёк это явно Уборова гора
    s-pol423.jpg
     
    La Mecha, list и plot нравится это.
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Название тоже дал он )
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    неорусская церковь построена им в соседнем селении Бехово
     
    La Mecha нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Подозреваю, что название "Борок" дал, всё же, не он: "Недалеко от него, у впадения в Оку речки Скнижки высился живописный песчаный холм "Борок", где и построил художник новую усадьбу". http://proselki.ru/topics/polenovo/polenovo.topic.htm . Есть ли где-либо прямое указание на то, что название дано Поленовым?
     
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Несомненно, что название усадьбе дал Поленов ) Что бугру, гарантировать не могу )
     
  15. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    На переломе эпох. Усадьба Храповицкого, Муромцево

    Усадьба графа Владимира Семёновича Храповицкого, полковника Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка, - истинная жемчужина стиля эклектики конца XIX – начала XX веков. Существует легенда, что однажды, будучи во Франции, Храповицкий выразил своё восхищение французским друзьям по поводу замков Франции, на что те не без гордости ответили, что да, в России такого не увидишь. Тут же между ними было заключено пари, что им придётся взять свои слова обратно. Через несколько лет друзья нанесли визит в усадьбу Храповицкого, чтобы посмотреть на замок, и не смогли сдержать своего восторженного удивления. Храповицкий же любезно поправил их, сказав, что это не замок, а конюшня, замок дальше.

    74.Муромцево, конюшни.jpg
    Конюшня

    75 В. С. Храповицкий.jpg
    Владимир Семёнович Храповицкий

    В. С. Храповицкий (1858 – 1920) родился в Санкт-Петербурге /75/. Камергер, последний предводитель дворянства Владимирской губернии, крупный лесопромышленник, ценитель искусства, обладавший богатой коллекцией, он получил имение в селе Муромцево в наследство, ценой размолвки с семьёй, в 1884 году. Его отец, тайный советник и гражданский губернатор Санкт-Петербурга (1829 – 1835), оставил ему огромное имение около 40 га, запущенное, но обладавшее ценным достоянием – обширными лесными угодьями, что сулило немалые доходы. Приняв это во внимание, Владимир Семёнович принялся за переустройство усадьбы. Для обеспечения сохранности леса Храповицкий в 1888 году создаёт специальную охрану из более 30 стражников, два лесничества и две автономные лесные конторы, стремится правильно вести лесохозяйственные работы, внедряя тщательность исполнения, плановость и мероприятия по искусственному лесоразведению. В 1903 году Министерство земледелия и государственных имуществ России удостоило его золотой медали и премии «за разведение леса на 1746 десятинах запущенных пашен в имении Муромцево Судогодского уезда» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Храповицкий,_Владимир_Семёнович ). Переустройством же самой усадьбы занялись приглашённые Храповицким крупнейшие специалисты своего дела – архитектор Пётр Бойцов, мастера садов Эдуард Регель, Карл Энке, Георг Куфальдт, лесоводы Карл Тюрмер и Павел Герле.
    Пётр Самойлович Бойцов – архитектор, убеждённый сторонник эклектики, прекрасный стилизатор. Москвичам он известен по Центральному дому литераторов, доходному дому на Спиридоновке и другим зданиям, киевлянам - по Городскому музею древностей и искусств, нижегородцам – по Нижегородскому государственному историко-архитектурному музею-заповеднику.
    Эдуард Людвигович Регель – ботаник, учёный садовод, директор Санкт-Петербургского Императорского ботанического сада (1875 – 1892). По его проекту был разбит, в частности, Адмиралтейский сад в Петербурге.
    Карл Энке – главный садовник шереметьевского имения Кусково.
    Георг Куфальдт – немецкий ландшафтный архитектор, с 1876 по 1914 годы работавший в России.
    Карл Францевич Тюрнер – известный лесовод, ставший управляющим лесным хозяйством в Муромцево.

    76.Муромцево, план.jpg

    Уже в июне 1884 года началось строительство дворца. Его левая, двухэтажная часть, была возведена по проекту Бойцова во «французском стиле». Позднее в 1906 году, дворец был дополнен мощным четырёхэтажным корпусом, напоминающем суровые башни английских замков с круглым донжоном, прекрасно сочетающимся с постройкой Бойцова, почитателя эклектики. Автор нового корпуса ныне неизвестен.

    77.Муромцево, дворец (фото 1970г.).jpg
    Дворец

    За дворцом Карл Энке разбил восьмилучевой «французский сад», заключённый в квадрат и смещённый относительно главной оси дворца. Сам же дворец расположился в центре цветка, «нарисованного» округлыми лепестками дорожек, любимый сюжет Регеля. От дворца каскады фонтанов спускались к большому пруду с купальней, красивым лодочным сараем, единственным уцелевшем строением усадьбы, и ажурной ротондой на противоположном берегу. Летом вдоль каскадов высаживались в грунт пальмы и другие растения из оранжерей.

    78.Муромцево, каскады.jpg
    Каскады

    79.Муромцево, купальня.jpg
    Купальня

    80.Муромцево, лодочный сарай.jpg
    Лодочный сарай

    Красивый лодочный сарай и прекрасный конный двор не завершает перечень хозяйственных построек усадьбы, возведённых в степень искусства. Построек было много, и все они были построены в едином стиле, образуя законченный архитектурный ансамбль. Но наибольшее впечатление производят конюшни, скотный двор и каретный двор, расположенные с трёх сторон широкой площадки. Невольно вспоминается Н .А. Львов (см. заметку «Самобытные и натуральные»), с которого начался процесс эстетизации хозяйственных усадебных построек. В конюшнях, которые нетрудно спутать с иным дворцом, содержалось до 30 породистых скакунов. Можно понять трепетное отношение к ним Храповицкого – гусара полка Его величества. Скотный двор, расположенный по правую сторону площадки, мало чем уступал конюшням. Там содержалось около трёхсот голов крупного рогатого скота и огромное количество птицы, в том числе, и весьма экзотической: китайские и тулузские гуси, утки-мандаринки, царские утки, золотистые фазаны, бронзовые индейки, палевые кохинхины, падуанские шамоа, гуданы, лафлеты и доркинги. За разведение китайских гусей Храповицкие получили серебряную медаль министерства земледелия. Каретный двор того же вида, что и скотный, находился по другую сторону площадки, напротив скотного двора, образуя с ними единый ансамбль.

    82.Муромцево, скотный двор.jpg
    Скотный двор

    Была в усадьбе и церковь в псевдорусском стиле с росписями, выполненными учениками школы В. М. Васнецова, и театр, внутри представлявший копию Мариинского. Церковь сохранилась, но уже без фресок. С 1995 года в ней проводятся богослужения.

    83.Муромцево, церковь.jpg

    84.Муромцево, театр.jpg

    85.Муромцево, театр 2.jpg

    Огромный сад, среди которого стояли все эти постройки, является примером успешного сочетания регулярного и пейзажного стилей с элементами модерна. В нём нашлось место и дендрарию, и оранжереям, цветникам, большому плодовому саду, площадкам для игр. Пейзажный сад с полянами и прудами был создан Куфальдтом в 1910 году. По вечерам его украшенные скульптурами аллеи освещались электричеством.

    86.Муромцево, аллея сада.jpg
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 26 апр 2018
    Glenn, list, Елена и 2 другим нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    На переломе эпох. Усадьба Храповицкого, Муромцево. Продолжение

    Уделяя много времени заботе об усадьбе, Храповицкий и его жена Елизавета Ивановна, урождённая Головина, не забывали и о благотворительности. Для обучения крестьянских детей Храповицкий строит и содержит на свои средства начальные (четырёхклассные) школы в деревнях Галанино, Ликино и Андреевское, две музыкальные школы, столярную мастерскую, оказывает нуждающимся материальную помощь для лечения и поступления в учебные заведения. В начале 1913 года в Ликино открывается больница со стационаром и врач которой еженедельно посещает фельдшерский пункт в Муромцево. (Там же).
    Сейчас красоты имения канули в лету. Сад превратился в лес, вплотную подступающий к руинам дворца. Каскад и круглый бассейн засыпаны и заросли травой, к ним всё ближе подходят дачные участки. Пруд жив, но ротонда на его берегу почти развалилась. От регулярного сада не осталось ничего. Театр разрушен полностью.

    87.Муромцево, бывший сад.jpg
    Бывший сад

    88.Муромцево, место круглого бассейна в конце каскада.jpg
    Место круглого бассейна в конце каскада

    89.Муромцево, ротонда.jpg
    Ротонда

    После революции 1917 года Храповицкий, желая сохранить материальные ценности имения и избежать участи сотен русских усадеб, подвергшихся разграблению и уничтожению в годы лихолетья, произвёл полную опись имущества и добровольно передал его государству. Уезжая, он написал очерк о своём имении, которое завершил словами: «Вот таковым было мое поместье в сельце Муромцево, которое я и мои сподвижники – Тюрмер, Воронов, Герле, крестьяне и жители Муромцева и окрестных деревень всячески благоустраивали и облагораживали в надежде, что оно украсит собой уезд, а стало быть, и всю Россию, и тем самым послужит ее славе и процветанию во благо будущего Отечества.
    Я смею надеяться, что это удалось мне, а потомки сохранят и умножат начатое русским дворянином Владимиром Храповицким. И уходя, я хочу сказать вам, как, пожалуй, одни лишь русские говорят, расставаясь:
    - ПРОЩАЙТЕ!». (https://ru.wikipedia.org/wiki/Усадьба_Храповицкого_в_Муромцеве ). Однако он ошибся.
    В 1918 году имение было национализировано, и через два года из него были вывезены ценности и произведения искусства, разошедшиеся по разным музеям и гос. учреждениям Владимира, Гусь-хрустального, Судогды. После этого началось разграбление всего оставшегося и разрушение усадьбы «благодарными потомками», продолжающееся до сих пор.
    По словам, гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светланы Мельниковой, Министерство культуры одобрило инициативу передачи территории усадьбы Храповицкого в Муромцеве в оперативное пользование музею. Из-за застройки территории усадьбы, размер участка под музей значительно сократится. В музее-заповеднике считают, что целесообразно «осваивать» территорию по частям, так как от былой роскоши остались лишь руины. (http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/sudogda/m/53-1-0-1333 ).

    90.Муромцево, руины дворца.jpg
    Руины дворца

    91.Муромцево, руины конюшен.jpg
    Руины конюшен

    92.Муромцево, руины каретного двора.jpg
    Руины каретного двора

    93.Муромцево, Скотный двор.jpg
    Скотный двор
     
    Последнее редактирование: 26 апр 2018
    Елена, Ондатр и La Mecha нравится это.
  17. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Письмо Владимира Храповицкого.

    https://casa-madera.livejournal.com/2003.html
     
    list и Ондатр нравится это.
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    псевдорусском (т.е. стилистически тоже относящейся к историзму/эклектике). нео-русский это вариант модерна.

    приятная новость. ещё недавно там планировался частный коммерческий отель.
     
    Последнее редактирование: 18 апр 2018
  19. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Да, псевдорусский вернее, спасибо.
     
  20. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    На переломе эпох. Усадьба барона фон Дервиза, Кирицы

    Сергей Павлович барон фон Дервиз (1863 – 1943), предприниматель и меценат, один из учредителей Русского торгово-промышленного банка, предводитель дворянства Спасского уезда (1900—1907) родился в Санкт-Петербурге, в семье действительного статского советника Павла Григорьевича барона фон Дервиза, также предпринимателя и мецената, занимавшегося строительством железных дорог.

    94.С.П. фон Девиз.jpg

    Детство он провёл в Ницце и Лугано, на виллах отца. Павел Григорьевич скончался в 1881 году от сердечного приступа на вокзале, встречая гроб с дочерью Варей, погибшей в возрасте 16 лет в результате падения с лошади. Вернувшись в Россию после смерти отца, Сергей поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет, проучившись там три года, два года на юридическом факультете, и один – на историко-филологическом. По достижении совершеннолетия фон Дервиз оказался владельцем огромного состояния, доставшегося от отца, и стал с такой скоростью сводить его на нет, что над ним была возобновлена опека. Правда продлилась она всего год и была отменена Александром III.
    В 1888 году С. П. Дервиз занял место председателя правления Рязано-Козловской железной дороги и через два года поселился в Санкт-Петербурге, на Английской набережной, д. № 34, а ещё через два года сдал экстерном экзамены на юридическом факультете Московского университета.
    Ко времени своего отъезда из России в 1908 году, С. П. Дервиз владел двумя домами в Санкт-Петербурге, одним – в Москве, на Садово-Черногрязской улице, д. № 6, именьями Сторожилово Пронского уеза, Кирицы Спасского уезда, Карповка Сапожковского уезда, а также именьями в Киевской и Оренбугской губерниях.
    Ещё отец С. П. Дервиза начал собирать коллекцию живописи, в которую входили произведения И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, К. Е. Маковского и других русских, а также западноевропейских художников. С. П. Дервиз пополнил её, заказывая картины членам Общества поощрения художников, почётным членом которого являлся. Часть коллекции фарфора Дервизов вошла в собрание музея-усадьбы Кусково.
    Для строительства усадьбы в Кирицах фон Дервиз пригласил ещё не слишком известного Фёдора Осиповича Шехтеля. Это была первая крупная работа будущего знаменитого архитектора. В основе роскошного дворца усадьбы положен псевдоготический стиль, но с примесью элементов классического, мавританского стилей, раннего барокко, что производит явное впечатление эклектики. Хотя со стороны двора дворец выглядел гораздо скромнее. В том же духе выполнены и другие постройки усадьбы, образующие единый архитектурный ансамбль.

    95.Дворец.jpg
    Дворец

    96.Дворец со стороны двора.jpg
    Дворец со стороны двора

    Сразу от парадной лестниц дворца начинается склон с комплексом парковых сооружений, включающих в себя подпорные стенки, лестницы, пандус, беседку, грот, бассейн с фонтаном. Интересно, что этот небольшой комплекс как бы повторяет контуры дворцового фасада с его асимметрией, создаваемой флигелями дворца, беседкой и пандусом - комплекса. В свою очередь, контуры комплекса повторяются рисунком дорожек ландшафтной композиции, к которой спускается его лестница, что хорошо видно из плана.

    97.Усадьба Кирицы, план.jpg
    1 - главный дом; 2 - хозяйственный флигель; 3 - конюшня с каретным сараем; 4 - конный завод; 5 - постройка при конном заводе; 6 - место оранжереи; 7 - место теплицы; 8 - место парника; 9 - хозяйственные постройки и дома служащих; 10 – колодец; 11 – беседка; 12 - комплекс парковых сооружений (лестницы, пандус, подпорные стенки, бассейн с фонтаном, верхний грот); 13 - нижний грот; 14 – бассейны; 15 – въездные ворота; 16 - ограда усадьбы; 17 - арочный мост; 18 - место подвесного чугунного моста; 19 - хозяйственный двор; 20 - нижний парк (пейзажный); 21 - верхний парк (регулярный); 22 - липовые аллеи; 23 - аллея из голубых елей; 24 - сосновая аллея

    99.Беседка.jpg
    Беседка

    Видимо из-за того, что парадный фасад дворца обращён в сторону склона, въезд в усадьбу устроен с боковой дороги, откуда дорожка ведёт мимо конюшни и хозяйственного флигеля во двор особняка. Прямо напротив ворот, через дорогу – конный завод. Ни изображений, ни описаний верхнего сада не сохранилось.

    102.Въездные ворота.jpg
    Въездные ворота

    103.Хозяйственный флигель.jpg
    Хозяйственный флигель

    104.Конный завод.jpg
    Конный завод

    После событий 1905 – 1907 годов С. П. фон Дервиз распродал свою недвижимость и покинул с семьёй Россию. После ущерба, нанесённого имению в 1905 году, фон Дервиз установил там охрану, а после его отъезда владельцем имения до 1917 года стал князь К.А. Горчаков. От разгрома усадьбу спасло только то, что сразу после революции её занимали различные государственные учреждения. В 1918 году в ней было размещено сельскохозяйственное училище, в 1934 году в усадьбе открылся дом отдыха, а затем - санаторий для детей с внелёгочными формами туберкулёза. Странное совпадение – именно от этой болезни умерли брат и сестра Сергея Павловича. В настоящее время на территории бывшей усадьбы располагаются два санатория – детский «Кирицы» и взрослый «Лесной».
     

    Вложения:

    La Mecha и list нравится это.
  21. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Все собираюсь посетить...
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    туда не пускают. экскурсии стоят на площадке за оградой.
     
  23. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Туристическое агентство обещало даже немного показать территорию... )
     
  24. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    На переломе эпох. Усадьба Уваровых, Поречье

    Граф Сергей Семёнович Уваров (1786 – 1855) родился в Москве, в семье командира Гренадерского лейб-гвардии полка Семёна Фёдоровича Уварова и Дарьи Ивановны Головиной.

    105.С.С. Уваров.jpg
    Сергей Семёнович Уваров

    Начальное образование С.С. Уваров получил в доме своего дяди, князя А. Б. Куракина. Начав службу в 1801 году в коллегии иностранных дел, к 1818 году он стал президентом Императорской академии наук, а в 1833 году, оставаясь посту президента Академии, был назначен Министром народного просвещения. В молодости он входил в литературное общество «Арзамас» (1815 – 1818), боровшееся с архаическими литературными вкусами и придерживавшееся либеральных взглядов. Однако ко времени вступления на пост Министра народного просвещения взгляды его переменились. В докладе императору по поводу вступлении в должность Уваров писал: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность.»
    С юности увлёкшись классической античностью и археологией, он опубликовал в 1817 году работу «Essay on the Eleusinian Mysteries», а в 1820 – «О греческой антропологии», принёсшие ему европейскую известность.
    Помимо этой деятельности, связанной с культурой и образованием, в начале двадцатых годов Уваров являлся директором департамента мануфактур и внутренней торговли.
    В семью Уваровых именье Поречье Московской губернии перешло в качестве наследства дочери графа А. К. Разумовского Екатериной Алексеевне, которая в 1818 году сочеталась браком с графом Сергеем Семёновичем Уваровым.

    106. Поречье, план.jpg

    Усадьба расположена на холме, спускающемся к реке Иноче. Пространство перед главным корпусом усадьбы организовано в регулярном стиле. Главный дом с боковыми флигелями, соединёнными с ним галереями, образуют курдонер, замкнутый оградой с чугунными воротами. К главному дому ведёт длинная прямая аллея, пересекающаяся под прямым углом с другой такой же аллеей и проходящая дальше к воротам через цветочный партер, ограниченный справа и слева ещё двумя короткими аллеями. Аллея, идущая по центральной оси, другим концом спускалась к реке, а подъездной была поперечная аллея. Но на этом регулярность заканчивается. Вся остальная территория усадьбы занята пейзажным парком с большим прудом и извилистыми дорожками. Пруд находился между церковью и домом, там где на плане изображена продолговатая поляна.
    Преобразования в усадьбе начались в 1830 году, когда по проекту известного архитектора Доменико Жилярди там был возведён двухэтажный особняк в классическом стиле с восьмиколонным портиком ионического ордера со световым фонарём над центральным залом, где был устроен «Порецкий музеум». В нём хранились коллекции антики, живописи, скульптуры, бронзы.
    В 1855 году Сергей Семёнович Уваров скончался, и владение усадьбой перешло к его сыну, Алексею Сергеевичу, известному археологу, учёному, одного из основателей Исторического музея в Москве. Его стараниями «Порецкий музеум» пополнился новой археологической коллекцией и собранием рукописных книг. Места стало не хватать, и
    в 1870 году главный дом был надстроен третьим этажом, превратившим его в эклектичную постройку. Эклектичность усугублялась новым крыльцом и южным фасадом в духе античной Италии с поддерживающими балконы атлантами, кентаврами, украшавшими портик с балконом над парковым входом и двумя кариатидами.

    107.Главный дом до перестойки.jpg
    Главный дом до перестройки

    108.Поречье, реставрация.jpg
    Реставрация

    Кардинальные изменения претерпел и английский парк, заложенный в 1814 году садоводом Раше. Для его переустройства в 1853 году был приглашён Карл Францевич Тюрмер. Его стараниями был создан, фактически, один из первых в России рукотворных лесов из более 90 видов местных и экзотических деревьев и кустарников. Для разведения этих экзотических растений в 1870 году к уже имевшейся оранжерее была пристроена огромная новая, рассчитанная на несколько тысяч растений. В самом лесопарке и в оранжереях Тюрмер проводил работы по интродукции, акклиматизации и селекции декоративных растений. Как писал в 1882 году журнал «Сельское хозяйство и лесоводство», «среди лесохозяев и лесничих громкою и справедливою известностью, благодаря тому, что представляет собою единственный в Московской губернии и весьма редкий в России вообще пример рационального лесного хозяйства» (цит. по http://www.uvarovka.ru/history.html?id=21 ).
    После смерти Алексея Сергеевича Уварова в 1884 году хозяином имения стал его сын Фёдор Алексеевич, с которым Тюрмер «не сошёлся характерами», и в 1892 году был вынужден оставить службу в Поречье. В том же году он был приглашён в усадьбу графа Храповицкого Муромцево, где занял должность старшего управляющего лесным хозяйством (см. заметку «Усадьба Храповицкого, Муромцево»).
    В 1917 году графине Прасковье Сергеевне Уваровой, жене Алексея Сергеевича, удалось вывезти все музейные ценности, хранившиеся в усадьбе, и передать их в дар Московскому историческому музею. Туда же была передана в 1918 году и библиотека, насчитывавшая около ста тысяч томов.
    В восточном флигеле усадьбы был организован сырозавод, а в 1922 году в усадьбе был открыт детдом. Благодаря подвижнической работе графских садовников, оставшихся жить в усадьбе, до октября 1941 года сохранялся парк и редчайшая коллекция оранжерейных растений. Во время войны село было оккупировано гитлеровскими войсками, но в январе 1942 года освобождено, и в усадьбе открылась школа.
    В 1960 году усадьба Поречье была объявлена памятником культуры XIX века республиканского значения, а в 1968 году передана для восстановления и использования под дом отдыха Министерству электронной промышленности СССР. Здесь был открыт дом отдыха и пионерский лагерь. Ныне усадьбу занимает закрытый ведомственный санаторий.
     
    La Mecha нравится это.
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну по логике повествования наверно тут теперь должно быть скорее Высокое Шереметевых )
     

Поделиться этой страницей