Никак нет. Поленово строилось именно как жилая усадьба, мастерская, резиденция. А музей только в том смысле, что владелец был коллекционером.
Преимущество музеев-усадеб в основном в их относительной сохранности. Хорошо изученной усадьбой модерна является например Тарасково на Оке. Но сейчас , хотя дом восстанавливается, усадебно-парковое целое утрачено.
На переломе эпох. Усадьба Поленово Ещё одним пионером строительства усадеб в стиле модерн был Василий Дмитриевич Поленов. Он построил свою усадьбу в 1892 году, даже раньше великого князя Бориса Владимировича. Примечательно, что как и его друг и соратник по Товариществу передвижников Илья Ефимович Репин, Поленов вовсе не собирался строить свой дом в этом стиле. Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927) – выдающийся мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, член Товарищества передвижных художественных выставок с 1879 года, родился в Петербурге, в семье известного археолога, библиографа, историка, дипломата и тайного советника Дмитрия Васильевича Поленова. Мать, Мария Алексеевна, писала детские книги, как и отец, занималась живописью. Интересы Поленова в области живописи определились благодаря знакомству со студентом Академии художеств П. П. Чистяковым, занимавшимся исторической, жанровой и портретной живописью. Чистяков, будущий известный художник, преподавал Василию и его сестре рисунок и основы живописи с 1856 по 1861 год. В 1867 году Поленов окончил ученический курс Академии художеств, а в 1874 отправился в Нормандию по приглашению Репина, находившегося там в качестве пенсионера академии. Ещё в детстве Поленов ездил с родителями в Олонецкий край, природа которого произвела на него сильное впечатление, и теперь в Норвегии он с новой силой ощутил красоту северной природы. Свою усадьбу Борок площадью 14,1 га, которая называется теперь Поленово, Василий Дмитриевич построил на высоком холме над Оки в Тульской губернии, очарованный местными пейзажами. Кроме главного дома в ней много других построек: мастерская художника («Аббатство»), столярная мастерская («Фахверк»), лодочный сарай («Адмиралтейство»), детский домик, каретный сарай, конюшня, погребица, сенной сарай, коровник, курятник, банька («Домик Прокофьева») и другие, общим числом – семнадцать. Поленов мечтал, что усадьба станет «гнездом художников», а со временем превратится в общедоступный музей. В 1887 году Поленов писал: "Мечтаю о домике а берегу Оки об том; как мы его устроим; как мы там заживем; сделаем большую комнату; где будет музей; картинная галерея; библиотека: Рядом будет столярная мастерская; адмиралтейство, рыболовство и терраса; а над этим будет моя живописна мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся". Так оно и случилось. Главный дом был построен на вершине холма, с которого к Оке спускался редкий молодой лесок и открывался прекрасный вид на заокские просторы. Архитектура была страстью художника. Ещё в юности, учась в Академии художеств, он посещал лекции по строительному искусству и начертательной геометрии, поэтому он с увлечением сам занялся проектом дома. В 1892 году на холме вырос трёхэтажный дом из дерева, в 1897-м оштукатурен, и выглядит он весьма своеобразно. Главный дом (1892 г.) Главный дом (1910-е гг.) Главный дом (начало 1970-х) Сам Поленов называл его стиль как «скандинавским». Не совсем понятно, что кроется за этим названием кроме любви к Скандинавии, но в архитектуре здания явственно проступают черты модерна: асимметричные части фасадов, разновеликие окна с различным рисунком переплётов, разнотипные скаты крыш, балкончики, веранды, слитые в гармоничном стилистическом единстве. Недаром Поленов был сторонником идей Уильяма Морриса, создателя движения «искусств и ремёсел», провозглашавшего идею сближения искусства и ремесла и ставшего предтечей модерна. Пожалуй, это была первая подобная постройка в России. На первом этаже дома располагались жилые комнаты, рассматривавшиеся одновременно и как музейные помещения, поскольку были наполнены произведениями искусства. Поленов перевёз в Борок древнегреческую и древнеегипетскую коллекцию отца, пополненную им самим. Такая трактовка жилого пространства также была продиктована идеей слияния быта с искусством. Весь интерьер дома, вплоть до дверных замков, был выполнен по эскизам Поленова. Широкие окна первого этажа и мастерской художника, находившейся на втором этаже, распахивались прямо в сад, который словно входил в помещения своими красками, запахами, шелестом листвы, пением птиц. Библиотека Вид из мастерской на втором этаже Вид из окна с западной стороны дома Ещё одна постройка, представляющая интерес с точки зрения архитектуры – мастерская художника, построенная в 1904 году в стиле средневекового монастыря, за что и получила название «Аббатство». Тогда же Поленов, по проекту которого была построена мастерская, писал Ивану Владимировичу Цветаеву: «<…> Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится». (http://www.polenovo.ru/ru/abbatstvo/ ) . В том же году по проекту Поленова была построена и чудесная церковь Святой Троицы, представляющая собой сочетание романской и древнерусской архитектуры. Аббатство Аббатство Аббатство Церковь В отличие от построек, сад усадьбы в композиционном плане традиционен – партерные посадки перед строениями и пейзажный сад вокруг. Дорожки, не образующие никакого рисунка, проложены исключительно из соображений удобства. Правда, в цветниках высаживались не сортовые растения, а те, что были созвучны с местной флорой: маки, тюльпаны, примулы, ноготки, васильки, вербена, ирисы, флоксы, левкои, мальвы. Большая круглая клумба перед главным домом выглядела не как клумба, а как цветущая лужайка. Перед главным домом Перед Аббатством
Это не удивительно, так как этот стиль в архитектуре именно в эти годы и зарождался ) Единственные прото-образцы относились именно Движению искусств и ремёсел и неороманике.
На переломе эпох. Усадьба Поленово. Продолжение Пейзажный сад стараниями Василия Дмитриевича превращён в то «живое задумчивое существо», о котором писал журнал «Столица и усадьбы» за 1915 год: «Знаете ли вы эти широкие сады, где деревья, ни разу не тронутые ножницами, растут в свою волю и все вместе. С полянками, дорожками, обрывом над речкой и одинокими скамейками. Изгородью, отделяющей этот приют дриад от промыслового фруктового сада. Все слилось в одно живое задумчивое существо…» (Цит. по «Светлана Воронина. Сады Серебряного века. Конспект лекций»). Одна из первых посадок, сделанных Поленовым, была въездная аллея из сосен, напоминавших ему о родном севере. Правее главных ворот вдоль ограды растут лиственницы и ели. Такой изгородью из местного известняка была обнесена вся усадьба. По пути к главному дому и Аббатству аллея минует впечатляющие курятник и коровник. Главные ворота Сосновая аллея Курятниак Коровник По правую сторону Аббатства, к которому выходит аллея, за Детским домиком – берёзовая роща, а далее, у границы усадьбы, аллея из елей. Еловая аллея За Аббатством склон холма порос смешанным лесом, в котором прячется лодочный сарай, названный Адмиралтейством, и банька, названная «Домик Прокофьева», потому что в 1930-е годы Сергей Сергеевич Прокофьев писал здесь музыку к балету «Ромео и Джульетта». В этом лесу, как и в по всей усадьбе, кроме местных деревьев, таких, как клён остролистный, берёза, дуб, осина, сосна, были высажены клён ясенелистный, туя, кедр, пихта. Адмиралтейство Домик Прокофьева От главного дома к реке была прорублена просека, отделяющая лиственный лес от бора, давшего название усадьбе – Борок. Через эту просеку открывается вид на Оку из окон главного дома. Вид на Оку В наши дни усадьба Поленово восстановлена почти полностью. «Клумбы», засеваются травой, и только по их периметру высаживаются цветы. Пейзажный сад, созданный Поленовым, вырос и почти превратился в лесопарк, но это не делает его хуже.
Какой лесок тогда имеется в виду вот здесь: "А вот «Борóк» - высокий холм над Окой, привлек их внимание чудесным видом, который открывался на Оку и противоположный берег. («Борóк» - потому, что у подножия холма поднималась редкий молодой лесок)"?
Бор это именно сосновый лес, Борок - молодой бор посаженный Поленовым. Название дал он сам. естественный лес там смешанный.
Подозреваю, что название "Борок" дал, всё же, не он: "Недалеко от него, у впадения в Оку речки Скнижки высился живописный песчаный холм "Борок", где и построил художник новую усадьбу". http://proselki.ru/topics/polenovo/polenovo.topic.htm . Есть ли где-либо прямое указание на то, что название дано Поленовым?
На переломе эпох. Усадьба Храповицкого, Муромцево Усадьба графа Владимира Семёновича Храповицкого, полковника Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка, - истинная жемчужина стиля эклектики конца XIX – начала XX веков. Существует легенда, что однажды, будучи во Франции, Храповицкий выразил своё восхищение французским друзьям по поводу замков Франции, на что те не без гордости ответили, что да, в России такого не увидишь. Тут же между ними было заключено пари, что им придётся взять свои слова обратно. Через несколько лет друзья нанесли визит в усадьбу Храповицкого, чтобы посмотреть на замок, и не смогли сдержать своего восторженного удивления. Храповицкий же любезно поправил их, сказав, что это не замок, а конюшня, замок дальше. Конюшня Владимир Семёнович Храповицкий В. С. Храповицкий (1858 – 1920) родился в Санкт-Петербурге /75/. Камергер, последний предводитель дворянства Владимирской губернии, крупный лесопромышленник, ценитель искусства, обладавший богатой коллекцией, он получил имение в селе Муромцево в наследство, ценой размолвки с семьёй, в 1884 году. Его отец, тайный советник и гражданский губернатор Санкт-Петербурга (1829 – 1835), оставил ему огромное имение около 40 га, запущенное, но обладавшее ценным достоянием – обширными лесными угодьями, что сулило немалые доходы. Приняв это во внимание, Владимир Семёнович принялся за переустройство усадьбы. Для обеспечения сохранности леса Храповицкий в 1888 году создаёт специальную охрану из более 30 стражников, два лесничества и две автономные лесные конторы, стремится правильно вести лесохозяйственные работы, внедряя тщательность исполнения, плановость и мероприятия по искусственному лесоразведению. В 1903 году Министерство земледелия и государственных имуществ России удостоило его золотой медали и премии «за разведение леса на 1746 десятинах запущенных пашен в имении Муромцево Судогодского уезда» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Храповицкий,_Владимир_Семёнович ). Переустройством же самой усадьбы занялись приглашённые Храповицким крупнейшие специалисты своего дела – архитектор Пётр Бойцов, мастера садов Эдуард Регель, Карл Энке, Георг Куфальдт, лесоводы Карл Тюрмер и Павел Герле. Пётр Самойлович Бойцов – архитектор, убеждённый сторонник эклектики, прекрасный стилизатор. Москвичам он известен по Центральному дому литераторов, доходному дому на Спиридоновке и другим зданиям, киевлянам - по Городскому музею древностей и искусств, нижегородцам – по Нижегородскому государственному историко-архитектурному музею-заповеднику. Эдуард Людвигович Регель – ботаник, учёный садовод, директор Санкт-Петербургского Императорского ботанического сада (1875 – 1892). По его проекту был разбит, в частности, Адмиралтейский сад в Петербурге. Карл Энке – главный садовник шереметьевского имения Кусково. Георг Куфальдт – немецкий ландшафтный архитектор, с 1876 по 1914 годы работавший в России. Карл Францевич Тюрнер – известный лесовод, ставший управляющим лесным хозяйством в Муромцево. Уже в июне 1884 года началось строительство дворца. Его левая, двухэтажная часть, была возведена по проекту Бойцова во «французском стиле». Позднее в 1906 году, дворец был дополнен мощным четырёхэтажным корпусом, напоминающем суровые башни английских замков с круглым донжоном, прекрасно сочетающимся с постройкой Бойцова, почитателя эклектики. Автор нового корпуса ныне неизвестен. Дворец За дворцом Карл Энке разбил восьмилучевой «французский сад», заключённый в квадрат и смещённый относительно главной оси дворца. Сам же дворец расположился в центре цветка, «нарисованного» округлыми лепестками дорожек, любимый сюжет Регеля. От дворца каскады фонтанов спускались к большому пруду с купальней, красивым лодочным сараем, единственным уцелевшем строением усадьбы, и ажурной ротондой на противоположном берегу. Летом вдоль каскадов высаживались в грунт пальмы и другие растения из оранжерей. Каскады Купальня Лодочный сарай Красивый лодочный сарай и прекрасный конный двор не завершает перечень хозяйственных построек усадьбы, возведённых в степень искусства. Построек было много, и все они были построены в едином стиле, образуя законченный архитектурный ансамбль. Но наибольшее впечатление производят конюшни, скотный двор и каретный двор, расположенные с трёх сторон широкой площадки. Невольно вспоминается Н .А. Львов (см. заметку «Самобытные и натуральные»), с которого начался процесс эстетизации хозяйственных усадебных построек. В конюшнях, которые нетрудно спутать с иным дворцом, содержалось до 30 породистых скакунов. Можно понять трепетное отношение к ним Храповицкого – гусара полка Его величества. Скотный двор, расположенный по правую сторону площадки, мало чем уступал конюшням. Там содержалось около трёхсот голов крупного рогатого скота и огромное количество птицы, в том числе, и весьма экзотической: китайские и тулузские гуси, утки-мандаринки, царские утки, золотистые фазаны, бронзовые индейки, палевые кохинхины, падуанские шамоа, гуданы, лафлеты и доркинги. За разведение китайских гусей Храповицкие получили серебряную медаль министерства земледелия. Каретный двор того же вида, что и скотный, находился по другую сторону площадки, напротив скотного двора, образуя с ними единый ансамбль. Скотный двор Была в усадьбе и церковь в псевдорусском стиле с росписями, выполненными учениками школы В. М. Васнецова, и театр, внутри представлявший копию Мариинского. Церковь сохранилась, но уже без фресок. С 1995 года в ней проводятся богослужения. Огромный сад, среди которого стояли все эти постройки, является примером успешного сочетания регулярного и пейзажного стилей с элементами модерна. В нём нашлось место и дендрарию, и оранжереям, цветникам, большому плодовому саду, площадкам для игр. Пейзажный сад с полянами и прудами был создан Куфальдтом в 1910 году. По вечерам его украшенные скульптурами аллеи освещались электричеством.
На переломе эпох. Усадьба Храповицкого, Муромцево. Продолжение Уделяя много времени заботе об усадьбе, Храповицкий и его жена Елизавета Ивановна, урождённая Головина, не забывали и о благотворительности. Для обучения крестьянских детей Храповицкий строит и содержит на свои средства начальные (четырёхклассные) школы в деревнях Галанино, Ликино и Андреевское, две музыкальные школы, столярную мастерскую, оказывает нуждающимся материальную помощь для лечения и поступления в учебные заведения. В начале 1913 года в Ликино открывается больница со стационаром и врач которой еженедельно посещает фельдшерский пункт в Муромцево. (Там же). Сейчас красоты имения канули в лету. Сад превратился в лес, вплотную подступающий к руинам дворца. Каскад и круглый бассейн засыпаны и заросли травой, к ним всё ближе подходят дачные участки. Пруд жив, но ротонда на его берегу почти развалилась. От регулярного сада не осталось ничего. Театр разрушен полностью. Бывший сад Место круглого бассейна в конце каскада Ротонда После революции 1917 года Храповицкий, желая сохранить материальные ценности имения и избежать участи сотен русских усадеб, подвергшихся разграблению и уничтожению в годы лихолетья, произвёл полную опись имущества и добровольно передал его государству. Уезжая, он написал очерк о своём имении, которое завершил словами: «Вот таковым было мое поместье в сельце Муромцево, которое я и мои сподвижники – Тюрмер, Воронов, Герле, крестьяне и жители Муромцева и окрестных деревень всячески благоустраивали и облагораживали в надежде, что оно украсит собой уезд, а стало быть, и всю Россию, и тем самым послужит ее славе и процветанию во благо будущего Отечества. Я смею надеяться, что это удалось мне, а потомки сохранят и умножат начатое русским дворянином Владимиром Храповицким. И уходя, я хочу сказать вам, как, пожалуй, одни лишь русские говорят, расставаясь: - ПРОЩАЙТЕ!». (https://ru.wikipedia.org/wiki/Усадьба_Храповицкого_в_Муромцеве ). Однако он ошибся. В 1918 году имение было национализировано, и через два года из него были вывезены ценности и произведения искусства, разошедшиеся по разным музеям и гос. учреждениям Владимира, Гусь-хрустального, Судогды. После этого началось разграбление всего оставшегося и разрушение усадьбы «благодарными потомками», продолжающееся до сих пор. По словам, гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светланы Мельниковой, Министерство культуры одобрило инициативу передачи территории усадьбы Храповицкого в Муромцеве в оперативное пользование музею. Из-за застройки территории усадьбы, размер участка под музей значительно сократится. В музее-заповеднике считают, что целесообразно «осваивать» территорию по частям, так как от былой роскоши остались лишь руины. (http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/sudogda/m/53-1-0-1333 ). Руины дворца Руины конюшен Руины каретного двора Скотный двор
псевдорусском (т.е. стилистически тоже относящейся к историзму/эклектике). нео-русский это вариант модерна. приятная новость. ещё недавно там планировался частный коммерческий отель.
На переломе эпох. Усадьба барона фон Дервиза, Кирицы Сергей Павлович барон фон Дервиз (1863 – 1943), предприниматель и меценат, один из учредителей Русского торгово-промышленного банка, предводитель дворянства Спасского уезда (1900—1907) родился в Санкт-Петербурге, в семье действительного статского советника Павла Григорьевича барона фон Дервиза, также предпринимателя и мецената, занимавшегося строительством железных дорог. Детство он провёл в Ницце и Лугано, на виллах отца. Павел Григорьевич скончался в 1881 году от сердечного приступа на вокзале, встречая гроб с дочерью Варей, погибшей в возрасте 16 лет в результате падения с лошади. Вернувшись в Россию после смерти отца, Сергей поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет, проучившись там три года, два года на юридическом факультете, и один – на историко-филологическом. По достижении совершеннолетия фон Дервиз оказался владельцем огромного состояния, доставшегося от отца, и стал с такой скоростью сводить его на нет, что над ним была возобновлена опека. Правда продлилась она всего год и была отменена Александром III. В 1888 году С. П. Дервиз занял место председателя правления Рязано-Козловской железной дороги и через два года поселился в Санкт-Петербурге, на Английской набережной, д. № 34, а ещё через два года сдал экстерном экзамены на юридическом факультете Московского университета. Ко времени своего отъезда из России в 1908 году, С. П. Дервиз владел двумя домами в Санкт-Петербурге, одним – в Москве, на Садово-Черногрязской улице, д. № 6, именьями Сторожилово Пронского уеза, Кирицы Спасского уезда, Карповка Сапожковского уезда, а также именьями в Киевской и Оренбугской губерниях. Ещё отец С. П. Дервиза начал собирать коллекцию живописи, в которую входили произведения И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, К. Е. Маковского и других русских, а также западноевропейских художников. С. П. Дервиз пополнил её, заказывая картины членам Общества поощрения художников, почётным членом которого являлся. Часть коллекции фарфора Дервизов вошла в собрание музея-усадьбы Кусково. Для строительства усадьбы в Кирицах фон Дервиз пригласил ещё не слишком известного Фёдора Осиповича Шехтеля. Это была первая крупная работа будущего знаменитого архитектора. В основе роскошного дворца усадьбы положен псевдоготический стиль, но с примесью элементов классического, мавританского стилей, раннего барокко, что производит явное впечатление эклектики. Хотя со стороны двора дворец выглядел гораздо скромнее. В том же духе выполнены и другие постройки усадьбы, образующие единый архитектурный ансамбль. Дворец Дворец со стороны двора Сразу от парадной лестниц дворца начинается склон с комплексом парковых сооружений, включающих в себя подпорные стенки, лестницы, пандус, беседку, грот, бассейн с фонтаном. Интересно, что этот небольшой комплекс как бы повторяет контуры дворцового фасада с его асимметрией, создаваемой флигелями дворца, беседкой и пандусом - комплекса. В свою очередь, контуры комплекса повторяются рисунком дорожек ландшафтной композиции, к которой спускается его лестница, что хорошо видно из плана. 1 - главный дом; 2 - хозяйственный флигель; 3 - конюшня с каретным сараем; 4 - конный завод; 5 - постройка при конном заводе; 6 - место оранжереи; 7 - место теплицы; 8 - место парника; 9 - хозяйственные постройки и дома служащих; 10 – колодец; 11 – беседка; 12 - комплекс парковых сооружений (лестницы, пандус, подпорные стенки, бассейн с фонтаном, верхний грот); 13 - нижний грот; 14 – бассейны; 15 – въездные ворота; 16 - ограда усадьбы; 17 - арочный мост; 18 - место подвесного чугунного моста; 19 - хозяйственный двор; 20 - нижний парк (пейзажный); 21 - верхний парк (регулярный); 22 - липовые аллеи; 23 - аллея из голубых елей; 24 - сосновая аллея Беседка Видимо из-за того, что парадный фасад дворца обращён в сторону склона, въезд в усадьбу устроен с боковой дороги, откуда дорожка ведёт мимо конюшни и хозяйственного флигеля во двор особняка. Прямо напротив ворот, через дорогу – конный завод. Ни изображений, ни описаний верхнего сада не сохранилось. Въездные ворота Хозяйственный флигель Конный завод После событий 1905 – 1907 годов С. П. фон Дервиз распродал свою недвижимость и покинул с семьёй Россию. После ущерба, нанесённого имению в 1905 году, фон Дервиз установил там охрану, а после его отъезда владельцем имения до 1917 года стал князь К.А. Горчаков. От разгрома усадьбу спасло только то, что сразу после революции её занимали различные государственные учреждения. В 1918 году в ней было размещено сельскохозяйственное училище, в 1934 году в усадьбе открылся дом отдыха, а затем - санаторий для детей с внелёгочными формами туберкулёза. Странное совпадение – именно от этой болезни умерли брат и сестра Сергея Павловича. В настоящее время на территории бывшей усадьбы располагаются два санатория – детский «Кирицы» и взрослый «Лесной».
На переломе эпох. Усадьба Уваровых, Поречье Граф Сергей Семёнович Уваров (1786 – 1855) родился в Москве, в семье командира Гренадерского лейб-гвардии полка Семёна Фёдоровича Уварова и Дарьи Ивановны Головиной. Сергей Семёнович Уваров Начальное образование С.С. Уваров получил в доме своего дяди, князя А. Б. Куракина. Начав службу в 1801 году в коллегии иностранных дел, к 1818 году он стал президентом Императорской академии наук, а в 1833 году, оставаясь посту президента Академии, был назначен Министром народного просвещения. В молодости он входил в литературное общество «Арзамас» (1815 – 1818), боровшееся с архаическими литературными вкусами и придерживавшееся либеральных взглядов. Однако ко времени вступления на пост Министра народного просвещения взгляды его переменились. В докладе императору по поводу вступлении в должность Уваров писал: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность.» С юности увлёкшись классической античностью и археологией, он опубликовал в 1817 году работу «Essay on the Eleusinian Mysteries», а в 1820 – «О греческой антропологии», принёсшие ему европейскую известность. Помимо этой деятельности, связанной с культурой и образованием, в начале двадцатых годов Уваров являлся директором департамента мануфактур и внутренней торговли. В семью Уваровых именье Поречье Московской губернии перешло в качестве наследства дочери графа А. К. Разумовского Екатериной Алексеевне, которая в 1818 году сочеталась браком с графом Сергеем Семёновичем Уваровым. Усадьба расположена на холме, спускающемся к реке Иноче. Пространство перед главным корпусом усадьбы организовано в регулярном стиле. Главный дом с боковыми флигелями, соединёнными с ним галереями, образуют курдонер, замкнутый оградой с чугунными воротами. К главному дому ведёт длинная прямая аллея, пересекающаяся под прямым углом с другой такой же аллеей и проходящая дальше к воротам через цветочный партер, ограниченный справа и слева ещё двумя короткими аллеями. Аллея, идущая по центральной оси, другим концом спускалась к реке, а подъездной была поперечная аллея. Но на этом регулярность заканчивается. Вся остальная территория усадьбы занята пейзажным парком с большим прудом и извилистыми дорожками. Пруд находился между церковью и домом, там где на плане изображена продолговатая поляна. Преобразования в усадьбе начались в 1830 году, когда по проекту известного архитектора Доменико Жилярди там был возведён двухэтажный особняк в классическом стиле с восьмиколонным портиком ионического ордера со световым фонарём над центральным залом, где был устроен «Порецкий музеум». В нём хранились коллекции антики, живописи, скульптуры, бронзы. В 1855 году Сергей Семёнович Уваров скончался, и владение усадьбой перешло к его сыну, Алексею Сергеевичу, известному археологу, учёному, одного из основателей Исторического музея в Москве. Его стараниями «Порецкий музеум» пополнился новой археологической коллекцией и собранием рукописных книг. Места стало не хватать, и в 1870 году главный дом был надстроен третьим этажом, превратившим его в эклектичную постройку. Эклектичность усугублялась новым крыльцом и южным фасадом в духе античной Италии с поддерживающими балконы атлантами, кентаврами, украшавшими портик с балконом над парковым входом и двумя кариатидами. Главный дом до перестройки Реставрация Кардинальные изменения претерпел и английский парк, заложенный в 1814 году садоводом Раше. Для его переустройства в 1853 году был приглашён Карл Францевич Тюрмер. Его стараниями был создан, фактически, один из первых в России рукотворных лесов из более 90 видов местных и экзотических деревьев и кустарников. Для разведения этих экзотических растений в 1870 году к уже имевшейся оранжерее была пристроена огромная новая, рассчитанная на несколько тысяч растений. В самом лесопарке и в оранжереях Тюрмер проводил работы по интродукции, акклиматизации и селекции декоративных растений. Как писал в 1882 году журнал «Сельское хозяйство и лесоводство», «среди лесохозяев и лесничих громкою и справедливою известностью, благодаря тому, что представляет собою единственный в Московской губернии и весьма редкий в России вообще пример рационального лесного хозяйства» (цит. по http://www.uvarovka.ru/history.html?id=21 ). После смерти Алексея Сергеевича Уварова в 1884 году хозяином имения стал его сын Фёдор Алексеевич, с которым Тюрмер «не сошёлся характерами», и в 1892 году был вынужден оставить службу в Поречье. В том же году он был приглашён в усадьбу графа Храповицкого Муромцево, где занял должность старшего управляющего лесным хозяйством (см. заметку «Усадьба Храповицкого, Муромцево»). В 1917 году графине Прасковье Сергеевне Уваровой, жене Алексея Сергеевича, удалось вывезти все музейные ценности, хранившиеся в усадьбе, и передать их в дар Московскому историческому музею. Туда же была передана в 1918 году и библиотека, насчитывавшая около ста тысяч томов. В восточном флигеле усадьбы был организован сырозавод, а в 1922 году в усадьбе был открыт детдом. Благодаря подвижнической работе графских садовников, оставшихся жить в усадьбе, до октября 1941 года сохранялся парк и редчайшая коллекция оранжерейных растений. Во время войны село было оккупировано гитлеровскими войсками, но в январе 1942 года освобождено, и в усадьбе открылась школа. В 1960 году усадьба Поречье была объявлена памятником культуры XIX века республиканского значения, а в 1968 году передана для восстановления и использования под дом отдыха Министерству электронной промышленности СССР. Здесь был открыт дом отдыха и пионерский лагерь. Ныне усадьбу занимает закрытый ведомственный санаторий.