О ступенях буддийской практики

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем Ондатр, 30 дек 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Если вкратце, то речь пойдёт о махаянских системах вроде 52 ступеней Пути Бодхисаттвы.

    В максимально сжатой форме Путь делится на пять путей. Два из них: самбхара-марга и прайога-марга связаны с работой в Камалоке. Два - в Рупалоке и Арупалоке. Пятый приводит непосредственно к состоянию Будды.
    Прошедший 4 пути становится реализованным Бодхисаттвой.
    Прошедший три пути обретает статус архата.
    Прошедший два - обретает просветление и становится анагамином - более не рождается в Камалоке (без специального намерения там родится).

    Поэтому имеет смысл рассмотреть эти два первых пути более подробно.
     
    Елена, Glenn и list нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Первый путь - самбхара марга - связан с развитием бодхичитты.
    Т.е. практики метты связаны именно с ним. Он состоит из двух областей: Области Радости и Области Чистоты.
    Первая связана с глубоким изучением Дхармы. В результате прохождения этой области меняются ценностные ориентиры и обретается мудрость.
    Принимается сознательное решение об изменении жизни.
    Переход ко второй области связан с принятием обетов (здесь выделяются обеты мирянина, послушника, монаха, и обеты бодхисаттвы (на которые в махаяне , естественно, делается упор). На этой стадии практикующий уже последовательно придерживается восьмеричного пути, практикует саматху 9 степеней и випассану.
    первые 4 стадии это сосредоточение , 5-я общая гармонизация. 6-7 расслабление (7-я полное расслабление, самадхи). 9-я умиротворённость. Предметом випассаны является пустота всех объектов. Когда она воспринимается непосредственно , испытывается огромное облегчение , переходящее в блаженство. Это значит, что первый путь пройден.
     
    plot и Glenn нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Второй путь (точнее поприще ) ) связан с прохождением дхъян.
    он тоже состоит из двух областей:
    Освещающая область сочетается с практикой альтруистической деятельности. Достигается понимание относительной реальности сущности.
    Пройдена она когда достигается эффект "исчезновения быка"
    Озаряющая область характеризуется обретением праджни и достижением эффекта "исчезновения пастуха". Завершается она просветлением.
     
    plot и Glenn нравится это.
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А в плане джхан как здесь параллели проводятся? Исчезновение быка это 7я, а исчезновение пастуха - 8я?
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    исчезновение пастуха это ниродха
    исчезновение быка это "исчезновение" тела.
    но в том смысле, что это происходит теперь сразу , легко и спонтанно.
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Т.е. 8я.
     
  7. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    То есть переходом в состояние анагами?
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    собственно с этого момента практикующий становится сротапанной
     
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Разделение на путь и плод есть?
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    в махаянской системе это не акцентировано.
     
  12. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Сакадагами получается находится где-то между сотапанной и тем, что ты назвал просветлением, то есть анагами? Есть для него какой-то четко определенный момент?
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    да. это переход из "освещающей области" в "озаряющую"
     
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Интересно.

    Теперь такой вопрос: исчезновение тела ведь может быть разным? Например, если человек научился впадать в транс в котором не чувствует тела, некий такой галлюцинаторный опыт, то такой вариант исчезновением быка не считается?
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    естественно, какой то один эффект без постижения, связанного с этой областью, не считается.
     
  16. Maksim

    Maksim Гость

    Сообщения:
    123
    Симпатии:
    11
    1. В практиках метты имеет место феномен брахмавихар, которые развиваются в сторону равностности поэтапно, можно ли это как-то соотнести с джхановым путем и с 9-ю ступенями?

    2. Огромное облегчение, переходящее в блаженство - это то, что в Суттаваде называется опытом Ниббаны или это ниродха? А интеллектуальное постижение этого уровня возможно?
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    начнём сначала
    уже Область Радости считается важным этапом.

    Её суть - интеллектуальное постижение учения, индоктринация. На этом этапе обретаются две стадии мудрости - первая связана с знанием слов Будды по конкретным вопросам, вторая с их пониманием на основе вникания и опытной проверки. Последняя означает готовность перехода к следующей области.
    последовательность шагов такая :
    пробуждение веры
    изучение и запоминание (правильное воззрение, первая мудрость - Шрута-майи-праджня)
    правильное усилие и правильная сосредоточенность в размышлении над учением , а также взращивании метты и каруны. Т.е. уже на этом уровне.
    практическое и неповерхностное понимание учения - это Чинта-майи-праджня.
    но это ещё интеллектуальный уровень. настоящим постижением является медитативное непосредственное понимание-видение - бхавана-майи, но оно возможно только во второй области.


    я не берусь говорить за Суттаваду.
    Интеллектуальное постижение возможно на любом уровне, до Нирваны исключительно ) но оно останется только "предварительной" праджней - первых двух уровней.
     
  18. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Опыт надмирной ниббаны невозможен без ниродхи. Но ниродха может быть настолько мимолётной, что пройдет полностью незамеченной.
     
  19. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Говорю от лица суттавады, конечно.
     
  20. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Практика шаматхи и брахма-вихар, судя по всему, соотносится с джханами, но это своего рода предварительное знакомство. Дальше идёт освоение (а не просто ознакомление) джхан и доведение процесса до восьмой джханы и ниродхи. Восьмая уже за пределами брахма-вихар.
     
  21. Maksim

    Maksim Гость

    Сообщения:
    123
    Симпатии:
    11
    Опыт пустотности тогда это какой этап в обсуждаемой классификации?
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    весь метод махаяны основан на единстве праджни и каруны. иначе будет перекос и конечная цель не будет достигнута, даже если будут успехи на каком то этапе.
    Поэтому да, без метты и каруны интеллектуально постичь Дхарму возможно. Но фундамент для дальнейшей практики сложен не будет.


    это достижения уровня сротапанны.
     
  23. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Нужно, видимо, уточнить (для стороннего читателя), что это - не полное окончательное просветление. Это то, что называется анагами. В тхераваде-суттаваде - плод анагами.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    вторая стадия - Область чистоты. Это уже буддист-практик. Нужно учитывать, что в традиционном буддизме это почти всегда монах.
    Поэтому внимание здесь уделяется монашеской дисциплине.
    Но и обеты мирянина требуют определённого самоконтроля и дисциплины. Этически это прежде всего принцип "не причинить вреда и страдания"
    Пройденной в этом отношении стадия становится когда такой образ жизни становится естественным, не требующим серьёзных усилий, а мирские желания сами "стушёвываются". Собственно, это достигается когда наступает прорыв и в медитативной практике.
    Тело становится удобным в использовании, ум успокаивается и происходит первое масштабное прозрение - видение пустоты и осознание тотальной обусловленности всех состояний ума.
     
    Последнее редактирование: 5 май 2018

Поделиться этой страницей