Если вкратце, то речь пойдёт о махаянских системах вроде 52 ступеней Пути Бодхисаттвы. В максимально сжатой форме Путь делится на пять путей. Два из них: самбхара-марга и прайога-марга связаны с работой в Камалоке. Два - в Рупалоке и Арупалоке. Пятый приводит непосредственно к состоянию Будды. Прошедший 4 пути становится реализованным Бодхисаттвой. Прошедший три пути обретает статус архата. Прошедший два - обретает просветление и становится анагамином - более не рождается в Камалоке (без специального намерения там родится). Поэтому имеет смысл рассмотреть эти два первых пути более подробно.
Первый путь - самбхара марга - связан с развитием бодхичитты. Т.е. практики метты связаны именно с ним. Он состоит из двух областей: Области Радости и Области Чистоты. Первая связана с глубоким изучением Дхармы. В результате прохождения этой области меняются ценностные ориентиры и обретается мудрость. Принимается сознательное решение об изменении жизни. Переход ко второй области связан с принятием обетов (здесь выделяются обеты мирянина, послушника, монаха, и обеты бодхисаттвы (на которые в махаяне , естественно, делается упор). На этой стадии практикующий уже последовательно придерживается восьмеричного пути, практикует саматху 9 степеней и випассану. первые 4 стадии это сосредоточение , 5-я общая гармонизация. 6-7 расслабление (7-я полное расслабление, самадхи). 9-я умиротворённость. Предметом випассаны является пустота всех объектов. Когда она воспринимается непосредственно , испытывается огромное облегчение , переходящее в блаженство. Это значит, что первый путь пройден.
Второй путь (точнее поприще ) ) связан с прохождением дхъян. он тоже состоит из двух областей: Освещающая область сочетается с практикой альтруистической деятельности. Достигается понимание относительной реальности сущности. Пройдена она когда достигается эффект "исчезновения быка" Озаряющая область характеризуется обретением праджни и достижением эффекта "исчезновения пастуха". Завершается она просветлением.
А в плане джхан как здесь параллели проводятся? Исчезновение быка это 7я, а исчезновение пастуха - 8я?
исчезновение пастуха это ниродха исчезновение быка это "исчезновение" тела. но в том смысле, что это происходит теперь сразу , легко и спонтанно.
Сакадагами получается находится где-то между сотапанной и тем, что ты назвал просветлением, то есть анагами? Есть для него какой-то четко определенный момент?
Интересно. Теперь такой вопрос: исчезновение тела ведь может быть разным? Например, если человек научился впадать в транс в котором не чувствует тела, некий такой галлюцинаторный опыт, то такой вариант исчезновением быка не считается?
1. В практиках метты имеет место феномен брахмавихар, которые развиваются в сторону равностности поэтапно, можно ли это как-то соотнести с джхановым путем и с 9-ю ступенями? 2. Огромное облегчение, переходящее в блаженство - это то, что в Суттаваде называется опытом Ниббаны или это ниродха? А интеллектуальное постижение этого уровня возможно?
начнём сначала уже Область Радости считается важным этапом. Её суть - интеллектуальное постижение учения, индоктринация. На этом этапе обретаются две стадии мудрости - первая связана с знанием слов Будды по конкретным вопросам, вторая с их пониманием на основе вникания и опытной проверки. Последняя означает готовность перехода к следующей области. последовательность шагов такая : пробуждение веры изучение и запоминание (правильное воззрение, первая мудрость - Шрута-майи-праджня) правильное усилие и правильная сосредоточенность в размышлении над учением , а также взращивании метты и каруны. Т.е. уже на этом уровне. практическое и неповерхностное понимание учения - это Чинта-майи-праджня. но это ещё интеллектуальный уровень. настоящим постижением является медитативное непосредственное понимание-видение - бхавана-майи, но оно возможно только во второй области. я не берусь говорить за Суттаваду. Интеллектуальное постижение возможно на любом уровне, до Нирваны исключительно ) но оно останется только "предварительной" праджней - первых двух уровней.
Опыт надмирной ниббаны невозможен без ниродхи. Но ниродха может быть настолько мимолётной, что пройдет полностью незамеченной.
Практика шаматхи и брахма-вихар, судя по всему, соотносится с джханами, но это своего рода предварительное знакомство. Дальше идёт освоение (а не просто ознакомление) джхан и доведение процесса до восьмой джханы и ниродхи. Восьмая уже за пределами брахма-вихар.
весь метод махаяны основан на единстве праджни и каруны. иначе будет перекос и конечная цель не будет достигнута, даже если будут успехи на каком то этапе. Поэтому да, без метты и каруны интеллектуально постичь Дхарму возможно. Но фундамент для дальнейшей практики сложен не будет. это достижения уровня сротапанны.
Нужно, видимо, уточнить (для стороннего читателя), что это - не полное окончательное просветление. Это то, что называется анагами. В тхераваде-суттаваде - плод анагами.
вторая стадия - Область чистоты. Это уже буддист-практик. Нужно учитывать, что в традиционном буддизме это почти всегда монах. Поэтому внимание здесь уделяется монашеской дисциплине. Но и обеты мирянина требуют определённого самоконтроля и дисциплины. Этически это прежде всего принцип "не причинить вреда и страдания" Пройденной в этом отношении стадия становится когда такой образ жизни становится естественным, не требующим серьёзных усилий, а мирские желания сами "стушёвываются". Собственно, это достигается когда наступает прорыв и в медитативной практике. Тело становится удобным в использовании, ум успокаивается и происходит первое масштабное прозрение - видение пустоты и осознание тотальной обусловленности всех состояний ума.