Возник интересный вопрос касательно четырёх основ духовной силы или сверхъестественных способностей. Вот как это формулируется в суттах (с сайта тхеравада.ру (СН 51.1): Благословенный сказал]: «Монахи, эти четыре основы сверхъестественной силы, будучи развитыми и взращенными, ведут за пределы ближнего берега, к берегу дальнему. Какие четыре? 1) Вот, монахи, монах развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за желания и формирователей старания1. 2) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за усердия и формирователей старания. 3) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за ума и формирователей старания. 4) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за исследования и формирователей старания. Эти четыре основы сверхъестественной силы, будучи развитыми и взращенными, ведут за пределы ближнего берега, к берегу дальнему». ↑ 1 51.13 показывает, что иддхипада состоит из трёх основных компонентов – 1) сосредоточения (самадхи), 2) четырёх формирователей старания (падхана-санкхара), 3) частных факторов, ответственных за осуществление сосредоточения: желание (чанда), усердия (вирия), ум (читта), исследование (вимамса). Тогда как сосредоточение и старание присущи всем четырём иддхипадам, именно последний набор факторов делает иддхипады четырёхчастными.
Вообще, здесь об этом много сказано: http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/SN/samyutta-51.htm
Рвение или "чанда" им увязывается с радостным интересом. Усердие, энергия, "вирия" - энергия в практике, не-впадение в сонливость, неослабевающее старание. Ум, "читта" - чистота ума, достигаемая через 6Р. Исследование, "вимамса" - внимательное исследование переживаний. Таковы четыре качества, которые нужно поддерживать в практике.
Четыре основы иддхи (ЧОИ) обычно упоминаются в ряду с определенной последовательностью других элементов. Перед ними идут четыре гармоничных старания (условно - 6Р). При использовании 6 Р и какого-либо из четырёх факторов, перечисленных в ЧОИ, достигается нерассеянность ума. В свою очередь, 6Р прилагается к четырем опорам осознанности (тело, чувство, состояние ума и явлений ума).
Кирилл (Jataka) задал вопрос о том, не соотносятся ли ЧОИ с четырьмя архетипическим сторонами света ( http://vbuddisme.ru/wiki/Пять_будда-семейств ) Видимо, условно их соотнести можно. На практике, интеграция этих "четырех сторон" порождает новое качество сознания, "центральное". Видимо, такое ассоциирование это дело во многом индивидуальное. У меня вирия ассоциируется с югом, читта с севером, чанда с западом, а вимамса с востоком.
Вообще это же не что иное, как 4 из семи ФП: радость, энергия, исследование (три бодрящих) и собранность ума (которая как раз является центральной балансирующей). Остальные три - успокаивающие, т.к. применяются на более ранней стадии успокоения ума (или просто в случае его беспокойства, когда по определению невозможно достичь нужной степени собранности). Логично, на мой взгляд, что именно эти функции / качества ума нужны для конденсации и проявления иддхи: собранность, ясность ума в сочетании со сбалансированной направленной энергией - основа движущей силы.
Собранность ума (самадхи) относится к успокоительному ФП. Кроме того, 7ФП в том же списке указываются отдельно (позже). Балансирующий ФП это Сати, осознанность.
Да, твои рассуждения понятны и законны, так сказать. Для меня просто пока не очевидна необходимость и настоятельность именно такого набора. Всё же.
Кроме того, радость в 7ФП это не чанда. Чанда, собственно, это желание. Но не страстное. Радостный интерес.
Может это нечто вроде наоборот более ранней версии 7ФП, которая применяется на более ранних стадиях практики...
"Именно потому, что он развил и взрастил эти четыре основы сверхъестественной силы, Татхагата зовётся Арахантом, Полностью Просветлённым". - Исходя из этого никак не может быть это более ранней версией 7ФП. Скорее, это всё же другая - особая, самостоятельная - система, которую не нужно мешать с другими списками, несмотря на некую схожесть отдельных элементов. И сама структура её более сложна. Однако у меня нет поводов для сомнений относительно её, ведь если посмотреть на основу практики полётов, то в ней мы находим именно эти элементы. Мысль о соответствии направлениям интересная, хотя у меня чанда как раз ассоциируется с востоком (устремлённость, преданность - всё же черта восточных людей), а вимамса с западом. )
В суттах упоминается, что у разных людей различные основы иддхи участвуют в развитии сверхъестественных сил (иддхи) Комментарий к этой сутте - http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn51_13-candasamadhi-sutta-sv.htm
Да, и из этого можно вывести полезный практический инструментарий, сделав акцент на взращивание формирователя, наиболее свойственного тому или иному индивидууму в зависимости от "мифокосмологической предрасположенности". )
Это желание, джханы и 6 Р - всё вместе это основа иддхи, опирающаяся на желании. Это усердие, джханы и 6Р - .... на усердии. Этот ум (чистота ума?), джханы и 6Р - ... на уме. Это исследование, джханы и 6Р - ... на исследовании.
Если это так, то у каждого практикующего - какой-то один из этих четырёх подходов. Например, Сарипутта шёл через чистоту ума. А сам Будда - через исследование.
Это звучит очень логично. Основа иддхи как движущая сила в практике и у каждого она своя Татхагата развил из все скорее всего