Не знаешь, что ли? Найдутся! ) Ветка, между прочим, 1500 просмотров почти набрала. ) За довольно короткий срок.
Поддерживаю. В свою очередь, мне было бы интересно как-нибудь пройтись в разрезе по 500 году до н.э., посмотреть, что было в мире, когда в нём жил Будда.
Ну что ж. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. 2100 ДО Н.Э. Воспользовавшись машиной времени перенесёмся ещё на 550 лет назад. Скачок не такой уж большой, поэтому , например, этнические массивы изменились мало. Численность населения мира должна была быть ок. 48 млн. чел. При условии отсутствия массовой смертности из-за катаклизмов. А они имели место . Похоже, лет сто назад в землю врезался метеорит. не очень большой. Но климат залихорадило. 22 в. до н.э. это начало засушливой фазы (после того как на Китай обрушился потоп). Сильное усыхание произошло в Сахаре. к 2100 г. как кажется и черноморский степи становятся полупустыней, зато средняя полоса России была лесостепью. Взглянув на цивилизованный мир, мы увидим, что территориально он был больше , чем 500 лет спустя, но уровень централизации был гораздо более слабым. Мы видим мир "номовых государств" или "городов-государств", который простирался от Нила почти до Ганга, и до границ Европы. Среди них мы видим только несколько очагов централизации , распространяющих свой контроль на много городов. Это Гераклиопольское царство в части Верхнего Египта, империя Шумера и Аккада и абсоютно неясный уровень централизации в долине Инда (во всяком случае уровень стандартизации там был высок)
языковых массивов в цивилизованном мире было несколько. в Египте - египетский- афразийский, дальше были полосы кавказских языков и семитских. через северную Сирию-Ирак проходила зона , где они накладывались один на другой. (наступающей стороной были кавказцы - Анатолии и Закавказья). Дальше на восток от Хузестана до Инда, вероятно господствовали дравидские языки. В средней Азии население было очень пёстрым. Особые языки были в Западной Анатолии- Греции- Крите.
Приглядевшись мы заметим важное отличие. В 16 веке мы повсюду видим колесницы как главную ударную силу. Сейчас же мы обнаржим , что лошадей в цивилизованном мире просто нет (кроме Китая). Колесницы есть в Междуречье, но запрягают их куланами. Впрочем как раз ок. 2100 г. лошадь там впервые появилась (возможно это связано с просачиванием индоевропейцев-хеттов в Анатолию, а может лошади у тех просто сбежали). Аккадцы обозначили это новое животного как "горного осла"...
Что касается бронзы, она уже довольно прочно утвердилась в цивилизованном мире. За одним исключением. В Египте всё ещё был медный век.
Египту вообще было не до нововведений. Он переживал жесточайший в своей истории кризис - возможно изначально связанный с понижением уровня воды в Ниле. Его лихорадило от социальных конфликтов, переросших в гражданскую войну. Государственность была почти разрушена - точнее деградировала до номовой. Внешние связи прекратились. Главная египетская база в Сирии - Библ - была вынуждена искать новых партнёров на востоке. Распад пробовал остановить правитель Гераклеополя Хети 1, объявивший себя фараоном (условно 2134) - жестокими мерами ему это временно удалось, но память он оставил недобрую(Менфеон писал, что тот много зла причинил Египту, обезумел и быыл съеден крокодилом), Гераклеополь удержал только часть номов Верхнего Египта, а Южнее (условно 2100) возникло ещё параллельное царство с центром в Фивах. Правда результатом кризиса стало пробуждение мысли. В Египте появилась философская и публицистическая и художественная литература. Вот описание кризиса в Речениях Ипувера (на тему "погибла Египет") [
Повесть о красноречивом поселянине (точнее "жителе оазиса") http://middleeast.org.ua/history/hrest26.htm с массой бытовых подробностей. Где то в это же время пишется "Разговор Разочарованного со своим Ба" - пессимистическая повесть о смысле жизни.
фигурки из гробниц дают почти мульпликационный образ повседневной жизни Египта (мельницы в это время были исключительно в виде ручных зернотёрок)
поиски выходы из кризиса разумеется шли. Этот програмный текст фараон Гераклеополя (с 2120 г. ) Хети 3 написал для своего наследника Поучение Мерикара [ http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt01.htm
Т.е. раз кризис, то и расцвет был. Лет за 500 до того вроде бы главные пирамиды появились. А сфинкс еще раньше. М.б. сейчас кратко рассказать - откуда вообще этот Египет взялся? Чтобы потом не возвращаться.
Если Египет ещё искал выход из кризиса, то Шумеро-Аккадское царство его уже нашло и выходило к пику своего могущества. Название двойное потому что оно так и называлось Царство Шумера и Аккада. Формально Шумер был на юге, а Аккад на севере. Но де факто шумерский язык был языком высокой культуры и администрации, а аккадский разговорным для всего населения (но у него была и собственная письменность). Выход их кризиса произошёл не так давно. Начался он с народного восстания под руководством Утухенгаля - сына вялильщика рыбы. Оно имело характер национально-освободительного поскольку свергнутый и убитый царь был из варварского племени гутиев. Овладев властью в Уруке Утухунгель приянл титул императора "царя четырёх сторон света" и власть его была признан во всём Междуречье. Но начался конфликт между правителями -наместниками крупных городов - Ура и Лагаша - в связи с границами владений. В это время Утухенгаль погибает (по официальной версии утонул в канале в результате внезапной осыпи). правитель Ура - Ур-Намму объявляет себя царём , а затем наносит поражение Лагашу. (возможно Лагаш с население порядка 50 000 жителей был крупнейшим городом на земле). Ур-Намму и царствовал в Шумере и Аккаде в 2100 г. Он провёл ряд важнейших реформ, совершил поход до Средиземного моря (пригнав множество пленных), но галвное, предприянл громадные работы по постройке и починке ирригационных каналов - основе сельского хозяйства. На статуях его так и изображают - лично участвующим в строительных работах.
Строй государства созданного Ур-Намму Яник несомненно охарактеризует как социализм Оно характеризуется абсолютным доминированием в экономике госсектора (точнее объединённого государственно-храмового - религиозная организация была централизована и слита с государственной, высшим богом был признан Энлиль бог воздуха, громовник). Общинный сектор остался, но роли не играл, продажа земли и любое частное обогащение было запрещено. Общинники интересовали государство только как источник наёмной рабочей силы (не считая трудовой повинности месяц в году). Продавая себя или членов семей за долги они служили и источником пополнения числа частных рабов. А покупателями-кредиторами-рабовладельцами были государственные чиновники. Торговля велась прежде всего внешняя -государственная . Государственные торговые агенты - тимкары на ней неплохо обогащались и сами. рабов чиновники-жрецы использовали в личных хозяйствах - за большие заслуги им могли выдаваться служебные поместья (от 5 до 36 га). Но в случае хозяйственной необходимости их рабов могли мобилизовать на гос. работы. Но вообще большинство жило за счёт жалования. Чиновники это были прежде всего грамотные люди, владевшие шумерским. Ур-Намму придавал образованию особое значение , повсюду открывая школы. Куда брали всех способных детей, даже не происходивших из чиновной среды. Для образовательных целей была создана хрестоматия шумерской литературы - Ниппурский кодекс (благодаря которому мы с ней и знакомы). Го схозяйство было плановым и абсолютно централизованны, требующим огромного количества учётчиков и контролёров. Учитывалось всё. Каждый небольшой расход - начиная с одной курицы - требовал отчётности и подтверждения двумя печатями - чиновника и контролёра. На каждом поле тоже было два контролёра качества работ - один по продольным полосам, другой по поперечным. Работы осуществлялись централизованно - бригадами гурушей и рабынь - живших в казармах и находящихся на полном гос. обеспечении. На мужчину в день выдавался паёк в полтора литра ячменя (на женщину 0,75 л) и немного масла. Иногда давали шерсть на одежду, пиво, рыбу. Ремесленники тоже работали коллективно в общих мастерских, в случае необходимости их отправляли в "в помощь селу" (или на другие тяжёлые работы). наёмные работники получали в три раза больше, чем гуруши. Но им давали урок- чёткое производственное задание. Стада тоже были государственными и использовались для обеспечения жертвоприношений. Боги описывались как могущественные, но исключительно малоприятные существа, создавшие людей исключительно в качестве рабочей силы.
По библейской хронологии, кстати, описываемое сейчас время - это примерно эпоха строительства вавилонской башни.