Возрождение усадеб. Стилистическое разнообразие и свобода творчества. Краткий обзор Реабилитация частной собственности в России конца ХХ века способствовала появлению частных усадеб, а с ними и усадебных садов. Стилистика этих садов весьма разнообразна, и уже не может быть сведена к привычным английскому, французскому, голландскому или японскому стилю в чистом виде, хотя интерес к этим стилям, безусловно, сохраняется. Разнообразие стилей допускает смешение их в одном саду, эклектику, в высших своих проявлениях превращающуюся из ругательного слова в самостоятельный стиль. Ситуация усугубляется волюнтаристскими пожеланиями заказчика и авторскими экспериментами ландшафтного дизайнера, если сад создаётся с помощью какой-либо дизайнерской фирмы. В поисках новых решений современные дизайнеры обратились к модернистским исканиям конца начала ХХ века, и немалую роль в этом сыграла живопись, в частности, кубизм, прекрасным примером чему служит сад виллы Ноэль во Франции. Сад, выполненный в духе картин Пита Мондриана, состоял из клумб-ящиков, шедших уступами один над другим по мере приближения к вершине треугольника-сада. Сад виллы Ноэль. Общий вид Сад виллы Ноэль. Вид из сада Сад виллы Ноэль. Фрагмент Этот «кубистский сад» был создан в 1927 году архитектором и ландшафтным дизайнером Габриэлем Гуэврикианом, завоевавшим гран-при на Международной Выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже 1925 года за небольшой «Сад воды и света». Этот сад представлял собой четырёхугольную конструкцию, в которой треугольные клумбы гераней и агератума соседствовали с треугольниками зеркального стекла и воды с маленькими фонтанчиками. Основной принцип таких работ – отказ от подражания природе. Как заметил немецкий архитектор и скульптор Готфрид Бём, говоря об основах абстрактного искусства после 1945 года, «Путь, по которому пошла история искусства, — это путь от подражания к изобретению действительности, от воспроизведения к творчеству» (Boehm G. Im Kreis der Wirklichkeit. Zu den Grundlagen abstracter Kunst nach 1945. — 1988. — S.41). Не миновало сады и кинетическое искусство, зародившееся также в 20-х годах ХХ века. Свидетельство тому – сад «Колеблющиеся волокна» японского архитектора Ватанабэ Макото в культурном центре «Макото Террас», построенном в 1995 году в провинции Гифу. Это удивительный образец воплощения эстетического восприятия природы, издревле свойственного японцам, с помощью современных материалов и технологий. В горной долине, продуваемой ветрами, на фоне вторящих изгибам гор искусственных холмов, из земли вырастают 150 тонких четырёхметровых прутиков из углеродистого волокна. Колеблемые ветром, они колышутся подобно стеблям травы и шелестят, задевая друг друга. Ночью же светодиоды на концах прутиков начинают светиться, создавая фантастический образ летающих светлячков. Кинетические сады принадлежат особой группе «арт-ландшафтов», к которой относятся также сады-артефакты, сады-инсталляции, сады с искусственными элементами. Не удивительно, что с ростом городов ландшафтным проектированием прилегающих к домам участков всё чаще стали заниматься сами архитекторы. Ещё одним стилем, пришедшим в сады из архитектуры, стал хай-тек, стиль модернизма 1970-х годов, предпочитавший минимализм, простоту форм и неординарность решений как в выборе материалов, так и в способах их применения, и уже с 1980-х годов здания в стиле хай-тек считались весьма престижными. Одним из первых значительных построек стиля хай-тек стал Центр Помпиду в Париже, возведённый в 1977 году. Центр Помпиду Сад в стиле хай-тек – светлый, но не кричаще яркий, построенный на контрастах и неожиданностях, вплоть до эпатажных. В нём приветствуется использование новейших материалов, стекла, металла, пластика, хорошо обработанного дерева и т. п. При всём этом как цветовое, так и композиционное решение сада должно быть лаконичным, а садовая мебель и аксессуары подчёркнуто геометричны. Растения могут быть как самыми обычными, так и экзотами, а также их сочетание и создание топиарных геометрических форм. Если всё это удастся гармонично сочетать на одном участке, не входя в противоречие с архитектурой жилых и хозяйственных построек – получится интересный, впечатляющий сад. Сад в стиле хай-тек Однако отдавая должное модернистским исканиям начала прошлого века и техническому прогрессу, мастера садов не забыли и о природе, причём о природе в её естественном виде, в том виде, в каком она существует в месте создания сада. В 2003 году ведущей темой международного садового фестиваля в замке Шомон-сюр-Луар стали «Сорняки», а на фестивале в Челси в том же году золотую медаль получил «Сад Лоран-Перье», проникнутый духом естественности. Там же был представлен «Сад в естественном стиле», название которого говорит само за себя. С этих пор номинация «природные сады» присутствует на всех выставках Челси. Сорные травы Сад в естественном стиле Такие сады в естественном стиле отличаются стремлением к использованию диких растений местной флоры, за что ратовал выдающийся теоретик и практик садового искусства Уильям Робинсон (1818 – 1935), оказавший огромное влияние на развитие садоводства. Свои сады он называл «дикими», Wild Garden, о чём упоминалось в главе «Эпоха модерна». Природный сад может представлять собой либо облагороженный участок естественного ландшафта, либо искусственно созданный сад в природном стиле, где воссоздан уголок «дикой природы». Для последних появился даже новый садовый термин – неодикость (neowilderness). В них нет газонов, только лужайки, а уход сведён к минимуму и запрещает использование химических средств защиты от вредителей и болезней, а также химических удобрений. В ассортимент используемых растений всё чаще входят злаковые, бобовые, зонтичные, а также папоротники, прекрасно растущие в тенистых местах. В то же время, используемые в таких экологических садах растения должны идеально соответствовать местным климатическим условиям и характеру почв, и размещаются эти растения с учётом законов ландшафтного искусства Природные сады наиболее близки к традиционным английским паркам, но несравненно меньше по размеру, поэтому акцент в них делается не на пейзажные виды, предназначенные для разглядывания издалека, а на красоту отдельных растений и их сочетаний. На русской же почве эти сады вызывают ностальгические ассоциации с ушедшим миром дворянских усадеб. Что же из всего этого разнообразия пришлось по душе российским дизайнерам и их заказчикам? Есть интересные решения и у них, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что материалы о работах наших преуспевающих ландшафтных дизайнеров со всех сторон обложены авторскими правами, и дать их связное, более-менее полное описание мне не представляется возможным.