О карме (она же камма)

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 30 июл 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    О карме много говорено, а тут я попытаюсь рассказать, что под этим понятием подразумевается в учении Будды. Сразу нужно оговориться, чем карма не является. Карма это НЕ "судьба" или "предопределение". Карма также НЕ является какими-то "астральными хвостами и дырами" в "энергетическом теле человека".

    Карма, так, как о ней говорил Будда, это устойчивые причинно-следственные схемы-паттерны-привычки в сознании. То есть - "когда происходит А, во мне возникает реакция Б". (само слово "карма" означает действие)

    Когда говорят, что такое-то действие порождает неблагую карму, это означает, что в результате этого действия в сознании возникает или укрепляется паттерн, ведущий к увеличению страдания. Наши реакции с высокой вероятностью приведут к неблагоприятным последствиям.

    Сознание человека всё насквозь пропитано кармой, всё, по сути, закристаллизовано паттернами. Это не обязательно неблагоприятные паттерны, у многих людей преобладают вполне благоприятные. И как правило жизнь такого человека складывается удачно. Почему? Потому что его реакции на обстоятельства, его отношение к жизни, его действия таковы, что они с высокой вероятностью ведут к благоприятным последствиям.

    И опять же - здесь нет ничего мистического. Представьте человека равно приветливого со всеми, честного, любящего, благородного, цельного. Как вы думаете, будут ли к нему благосклонны другие люди, часто ли он будет совершать роковые ошибки и т.д.? Из мелочей складывается наша жизнь, самые мелкие наши реакции, повторяясь многократно, составляют обстоятельства нашей жизни, весь её курс.

    Однако верно и то, что сознание среднего человека в значительной степени обусловлено неблагоприятными схемами. И схемы эти порождают новые схемы, ветвятся и разрастаются. Это привносит в нашу жизнь страдания, боль, внутреннее напряжение. И самый глубинный такой паттерн - это чувство "я".

    Что же делать? Всё вполне прозрачно:

    1. Нужно перестать порождать неблагоприятную карму - перестать создавать новые неблагоприятные схемы и укреплять старые. Без подпитки (а питаются они вниманием и действием), эти схемы постепенно слабеют и исчезают.

    2. Нужно нейтрализовать уже существующие неблагоприятные привычки сознания и заменить их на благоприятные.

    - и тут нам помогает Восьмеричный путь - практика нравственности, культивирование осознанности, 6R, Практика прощения, Метта-бхавана.
     
    Последнее редактирование: 30 июл 2016
    Типуполь нравится это.
  2. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    А прикованность внимания и предопределённость действия в свою очередь обуславливает и диктует чаще всего эмоциональная зацепленность, те самые помрачения ума, так? Каков первичный фактор, создающий обусловленность?
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ты правильно уловила суть. Просто Будда описывал эту цепочку обычно подробнее и это не что иное как Патиччасаммупада или на санскрите Пратитья Самутпада - цепь взаимозависимого воспроизведения бытия. Так вот, эта цепь не имеет корня и начала, она постоянно самовоспроизводится. Но открытие Будды состоит в том, что разорвать этот порочный круг можно, разрушив одно из звеньев, а именно страстное желание (танха/тришна).

    Это вообще говоря ключевой момент учения Будды. В этом смысле страстное желание можно назвать основой этой цепи. Тем более что оно так или иначе присутствует и в остальных звеньях цепи.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Теперь внимание вопрос: каким образом мы в практике ощущаем танху и нейтрализуем её? Есть варианты?
     
  5. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    В йоге, видимо, это абхиневеша, самый сильный аффект, одна из базовых клеш - страх смерти и жажда обладания, цепляние за жизнь. Если можно как-то провести аналогию. В учении Патанджали тоже говорится о том, что клеши ослабляются "путём инволюции" - посредством медитации.

    Интересно, что абхиневеша поддерживается собственной силой. Как я понимаю, это сила инерции. Т.е. неосознанности.
    Осознанностью. Самосвидетельствованием.
    Через ощущение напряжения, сжатия.
    Соответственно нейтрализуем расслаблением, разжатием.
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    :good10:

    Слушайте меня хорошо и внимательно (с): танха ВСЕГДА ощущается как то самое тонкое напряжение в голове. И нейтрализуется она Правильным Усилием, то бишь с помощью 6R.

    Теперь можно видеть, насколько беспрецедентно важен метод 6R.
    В буддизме это более общее понятие. Тут дурную шутку играет перевод: страсть в русском языке это нечто сильное. Но здесь имеется в виду эмоциональная вовлечённость любого вида, оттенка, силы, даже самая тонкая.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вот что говорит на эту тему Бханте Вималарамси:
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Он говорит о щедрости как о мощном средстве изменить свою карму. Самая сильная щедрость это когда мы спасаем кого-то от смерти. Но надо понимать, что если мы, например, ведём себя с кем-то по-доброму это тоже щедрость. Мы улыбаемся и от этого человеку становится лучше - это тоже щедрость.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Касаемо кармы нужно понимать ещё одну вещь: обстоятельства нашей жизни есть вещественное выражение нашей кармы. Поэтому, внимание, согласно воззрениям буддизма, не имеет смысла сколько-нибудь акцентированно пытаться насильственно изменить обстоятельства жизни, ведь это лишь следствия. Нужно менять привычки ума, совершать кармически положительные действия и тогда постепенно и обстоятельства жизни начнут меняться, когда исчерпается инерция прошлых наших действий и привычек.

    Зависимость тут не однозначная, слишком много переменных, но она вполне определённая и отчётливая. Это не значит, что если мы попали в трудное положение, не нужно пытаться из него выбраться. Нет, конечно нужно сделать всё, что от нас зависит, но необходимо помнить, что если в результате этих усилий мы лишь делаем свой ум ещё более страстным и беспокойным, то мы тем самым усиливаем неблагую карму и это непременно скажется в будущем неблагоприятным образом. Поэтому наши усилия должны быть гармоничными, без излишнего напряжения, без беспокойства и огорчения других и т.д.
     
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Из комментариев Бханте Вималарамси к Анупада сутте:

    255
    00:27:37,160 --> 00:27:51,360
    Что касается вот этой "решимости", которую видел Сарипутта, эта решимость - это именно то, что имеется в виду когда говорят о свободной воле.

    256
    00:27:51,360 --> 00:27:55,360
    У вас есть выбор - применить 6R или нет.

    257
    00:27:55,360 --> 00:27:59,760
    Расслабиться и отпустить что-то - или нет.

    258
    00:27:59,760 --> 00:28:06,440
    Если вы за что-то цепляетесь - этот ваш выбор будет возвращаться

    259
    00:28:06,440 --> 00:28:12,000
    в виде того, что это явление будет повторяться снова и снова пока вы, наконец, не отпустите его.

    260
    00:28:12,400 --> 00:28:21,880
    Или - вы делаете выбор применить 6R и расслабиться и отпустить эту ложную идею о существовании личностного "я".

    261
    00:28:22,520 --> 00:28:28,240
    И тогда ваш ум становится всё более чист.

    262
    00:28:28,240 --> 00:28:34,080
    То есть у вас есть выбор, что делать с тем, что возникает в настоящий момент.

    263
    00:28:34,080 --> 00:28:39,080
    И то, что вы делаете, определяет то, что случится в будущем.

    264
    00:28:39,080 --> 00:28:44,600
    Это - карма. Именно так она и работает.

    265
    00:28:44,600 --> 00:28:51,240
    И карма это очень обыденная штука. Это не что-то такое впечатляющее.
     
    list нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Интересный момент с кармой заключается в том, что мы, человеки, обладаем своего рода врождённым "чувством кармы". Что это? Когда мы совершаем по-настоящему карма-положительный поступок, в нас появляется своего рода внутреннее поощрение. Чувство, что мы поступили ХОРОШО. И наоборот, когда мы делаем нечто, что повлечёт за собой необратимые кармические последствия, в нас появляется чувство катастрофы.

    При определённом усердии мы можем совершенно заглушить в себе это чувство, да. Различение "добра" и "зла" при этом в нас отключается. Видимо это то самое этическое чувство, тот самый "закон, прописанный на скрижалях сердца", о котором говорят христиане. Как я понимаю, этим чувством мы обязаны тому факту, что наша природа в основе своей уже просветлённая. Что это значит? Это значит, что для того, чтобы не быть просветлённым существом, нам нужно специально стараться, напрягаться - это напряжение - тургор - и есть страстное желание, и в конечном итоге дуккха и принцип сансарности. Соответственно где-то очень глубоко почти каждый человек - если он не совсем уж законченый отморозок - непременно чувствует беду, когда совершает нечто кармически тяжёлое и наоборот.

    По мере практики это чувство в нас обостряется, позволяя ощущать кармический потенциал каждого нашего действия, каждого состояния, каждого движения ума. Это, собственно, и есть практическое познание Взаимозависимого Происхождения. Первая стадия пробуждения - сотапанна - характеризуется в том числе тем, что этот человек становится неспособен нарушить заповедь, если, конечно, не приходится выбирать из двух зол. Почему это так? Потому что такой человек просто начинает видеть кармический потенциал своих действий на качественно более глубоком уровне чем до того.
     
  12. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Миры адов и карма
    (Из ответов Ринчена Тензина Ринпоче на вопросы учеников)


    Ученик: Может ли быть такое, что сознание опускается до состояния ада, не умирая и не проходя бардо?
    Ринпоче: Спасибо, это очень хороший вопрос. Да, несмотря на то, что мы здесь вроде бы все находимся в мире людей, у нас у всех человеческое тело, некоторые люди при этом находятся как в аду или как в мире претов (голодных духов), мире богов и так далее. Может быть такое, что с человеком произошел несчастный случай, и из-за тяжелых травм он потерял какие-то основные функции тела, например, не может нормально принимать пищу. Такие люди испытывают постоянную боль и мучения. И вроде бы человек находится в человеческом теле, но уже при жизни он как в аду. Его ум в аду.

    Ученик: Если ады — это иллюзия ума, кармический отпечаток, то как можно в аду родиться?
    (Переводчик: Здесь имеют место трудности перевода. Дело в том, что в тибетском языке один и тот же глагол переводится как «рождаться», «возникать», «развиваться», у него очень широкий диапазон значений. Это не такое же слово, как русское слово «рождаться».)
    Ринпоче: У нас возникают видения адских миров, видения страданий, боли в уме. Это и называется «родиться в аду». Почему мы используем слово «рождение»? Когда человек спит и видит сон, то все, что он там видит, с его точки зрения реально — ему кажется, что там реальная земля, реальные деревья, реальные дома, вокруг настоящие люди. Но потом он просыпается и говорит: «А, это был сон, все это нереально». Видения адских миров по своим проявлениям подобны сну с той лишь разницей, что нет возможности от них проснуться. Поэтому можно сказать, что это рождение в аду.

    Ученик: Убийство человека и убийство животного — одинаковые по силе злодеяния или разные? Спасение от смерти человека и спасение животного — одинаковая или разная добродетель?
    Ринпоче: Человеческое тело, если оно обладает восемью свободами и десятью достояниями, о которых мы говорили ранее, является драгоценным человеческим телом, подходящим для практики. Таким образом, человеческое рождение и рождение животного — это принципиально разные рождения. Получить человеческое тело можно только в результате накопления большого количества заслуг, получить тело животного гораздо проще. Сравните, сколько на планете людей и сколько животных. Рождение человека подходит для того, чтобы практиковать, следовать учению, поэтому убить человека — это намного большее злодеяние. То же самое и со спасением.

    Ученик: Когда человек тяжело страдает в результате болезни, не лучше ли для него умереть и прекратить это?
    Ринпоче: Это ошибка, мы не должны так думать. Даже если человек сильно страдает, у него все еще есть человеческое тело, а куда он отправится после смерти, какое следующее рождение обретет — никто не знает. Его могут ждать гораздо более тяжелые страдания впереди. Поэтому даже в таких случаях не надо желать ему смерти. Такие мысли у нас от нашего невежества.

    Ученик: В каких случаях попадают в холодные, а в каких — в горячие ады?
    Ринпоче: Из-за омрачающей эмоции гнева, ненависти, в основном попадают в горячие ады. Из-за страстной привязанности и невежества — в холодные ады. Говорится, что ненависть подобна огню. Когда мы гневаемся, сердимся, то у нас лицо краснеет, нас трясет, жар поднимается. При других омрачениях так обычно не происходит.

    Ученик: Если все-таки так случилось, что произошло рождение в одном из нижних миров, можно ли что-то с этим сделать или остается только страдать?
    Ринпоче: Пока у нас есть человеческое тело, мы можем практиковать дхарму. Попадая в нижние миры, мы теряем эту возможность. У существ этих миров нет никакой возможности практиковать, остается лишь терпеть и все.
    В жизнеописании одного известного учителя традиций Бон и Ньингма Ригдзина Гудена есть такой случай. Когда он был ребенком примерно 12-13 лет, он однажды потерял сознание и не приходил в себя довольно долго, целую неделю. В это время у него появились видения всех шести уделов сансары, в том числе он увидел и испытал страдания адских существ. И когда он оказался в одном из адов, он вспомнил о том, что учителя говорили, что эти страдания — всего-навсего видения, что по сути своей они пустотны, что это заблуждение ума. И когда он вспомнил это наставление, видение тут же рассеялось, и он оказался в человеческом теле на вершине горы. Точно так же, если мы попадем в ады, и если вдруг там получится вспомнить, что все эти проявления нереальны, то тогда адское существование тут же прекратится.
     
    Ондатр нравится это.
  13. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Добавлю к этому ещё одну историю:

    "В ту пору, когда Миларепа находился в затворничестве, он как-то раз вернулся к себе в пещеру и натолкнулся там на ватагу устрашающих бесов с глазами огромными, как блюдца. Они напоказ выставляли свою мощь, сотрясая землю, и всячески старались нагнать на него ужас. Чего только не перепробовал Миларепа, чтобы их разогнать. Обращал молитвы к своему учителю Марпе, медитировал о своём, грозил бесам, пускался на хитрости... А бесы только еще больше глумились над ним: «По нему видно, что он утратил свою невозмутимость. Задели-таки мы его за живое!»

    Наконец Миларепа подумал: «Марпа Лоцзава учил меня, что всё явленное - это проекции Ума, а природа Ума - пуста и светла. Считать бесов чем-то внешне существующим и стараться прогнать их - это уже иллюзия».

    И он осознал, что природа Ума никак не может быть поколеблена никакими его проявлениями. Что она пребудет неизменной даже при встрече с тьмою ужаснейших демонов, являющихся выражением привязанности к объектам и двойственности Ума. Тогда он превозмог свои страхи, принял присутствие демонов и породил по отношению к ним подлинное сострадание.

    Он подумал: «Если этим демонам нужно моё тело, я отдаю его им. Жизнь быстротечна, и будет хорошо, если я смогу сего дня свершить благое подношение».

    Этот настрой, исполненный глубокого сострадания и постижения Пустоты, усмирил демонов, и их главарь, наконец, обратился к Миларепе:

    - Мы думали, что ты нас боишься, и поэтому надеялись тебе навредить, но если бы мысль о демонах никогда не появилась в твоём Уме, бояться тебе было бы совершенно нечего.

    И они тут же исчезли".
     

Поделиться этой страницей