1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия - Япония, попытка сопоставления. Эпоха "других имений"


    В 1949 году, в связи с продовольственными трудностями послевоенного периода, было принято постановление «О коллективном и индивидуальном огородничестве садоводстве и садоводстве рабочих и служащих», причём огородничество и садоводство, естественно, не декоративное, должно было вестись в обязательном порядке, иначе дачи отбирали.

    179.Дачный участок.jpg
    Дачный участок

    Оценив эффективность дач для решения продовольственных проблем, в 1954 году, уже не в связи с войнами, Совет Министров издал постановление, согласно которому райисполкомы получили право выделять землю для ведения хозяйства, пресловутые 6 соток, всем желающим. Правда, желающими, прежде всего, оказывались передовики производства и заслуженные люди. В шестидесятые годы раздача земель под «индивидуальное огородничество» была прекращена. Землю можно было получить, только став членом дачного кооператива, курировавшегося профсоюзами.
    Теперь участок под дачу снова мог иметь кто угодно, но участок этот нужно было купить, даже в садовом товариществе. Дача, как и в дореволюционные времена, стала частной собственностью, все ограничения на характер использования земли постепенно исчезли, и те, кто мог не задумываться о хлебе насущном, стали создавать сады для «отдохновения души» в любом понравившемся ему стиле, самостоятельно или с помощью какой-либо из возникших в огромном количестве ландшафтных фирм. Это могла быть не только дача, но и полноценная усадьба для постоянного проживания.
    В условиях «дикого капитализма» массовая застройка пригородов уничтожает природный ландшафт. Не говоря о гигантских садоводческих массивах, таких, как в поселении Мшинская Лужского района Ленинградской области, где на площади 2188 га находится более 22000 участков, это элитные коттеджные посёлки и частные усадьбы. Если садоводства располагаются, как правило, примерно в 100 км от города на непригодных для сельскохозяйственного освоения землях, то элитные дачи и коттеджи в обход всех законов посягают на территории исторических парков и заповедников.

    180.Садоводство Мшинское.jpg
    Садоводство Мшинское

    181.Элитный коттедж.jpg
    Элитный коттедж

    Тем не менее, именно эти элитные дачи и коттеджи, а порой и дачи в садовых товариществах способствовали возрождению декоративного садоводства в русле мейнстрима, о котором и идёт речь, после почти семидесятилетнего забвения. Одни предпочитают жить со всеми удобствами в «лесных дачах», сохранив на участке естественный лес, другие возводят огромные особняки.

    182.Лесная дача.jpg
    Лесная дача

    Но есть достойные дачи и в обычных садоводствах.

    184.Дача в садоводстве.JPG
    Дача в садоводстве

    185.Дача в садоводстве.jpg
    Дача в садоводстве

    186.Дача в садоводстве.jpg
    Дача в садоводстве

    Начиная с восьмидесятых годов XX века экономика Японии, удивлявшая и восхищавшая мир стремительным ростом в послевоенное время, пошла на спад, перешедший в депрессию. Это не могло не сказаться на покупательной способности населения, в том числе, в сфере недвижимости, что вынудило предпринимателей год от года снижать объём жилищного строительства, цены на жильё и землю. Тем не менее, эти цены остались столь высокими, что речь уже не шла о жилых усадьбах в несколько гектар. Всё, что мог позволить себе японец не только среднего, но и довольно высокого достатка – покупка или аренда дачи с небольшим садиком для летнего отдыха. Эти дачи назывались так же, как и усадьбы – бэссо, что буквально означает «другое именье». Однако увеличиваясь в числе, эти дачи всё больше теряли свои эстетические достоинства.
    Первые скромные дачки начали появляться в конце Сёва. Старые крупные усадьбы ещё существовали, но новые строились редко. Они уступили место небольшим дачам, порой просто стоящим среди леса, а порой выполненным вполне искусно.
    Дом среди леса был относительно дешёвым и простым вариантом. В большинстве таких домов была кухня, ванна, туалет, но не подведён водопровод, газ и нет канализации. В некоторых не было и электричества. Тот же, кто предпочитал более комфортные условия и имел средства для их обеспечения, приобретал участки с садом, сажал его сами или прибегал к услугам ландшафтных фирм.

    187.Лесная дача.jpg
    Лесная дача

    188.Пригородная дача.jpg
    Пригородная дача

    189.Пригородная дача.jpg
    Пригородная дача

    Несмотря на определённое опрощение садов, крупные усадьбы «эпохи бэссо», как называли период Тайсё (1912 – 1926), и дачи конца ХХ – начала XXI веков объединяет одно: западная культура, активно проникающая в японский контекст, не оказала существенного влияния на сады, воспринявшие лишь некоторые черты европейского садового искусства. К тому же в дачах эпохи Хэйсэй, начавшейся с 1989 года, чувствуется отход от стиля натурализма в сторону стилистики традиционного японского сада. Состоятельные владельцы усадеб имели возможность приглашать для создания садов именитых мастеров, умевших создать гармоничный архитектурный ансамбль в японско-европейском стиле ваёфу, но владельцы дач зачастую проектировали и сажали свои сады сами, и это не всегда получается удачно.
    Однако не следует понимать опрощение усадеб как опрощение японского садового искусства вообще. Проектированием больших садов при университетах, музеях, ресторанах, зданиях крупных фирм, созданием общественных парков занимались известные ландшафтные дизайнеры, руководствующиеся освящёнными веками принципами и методами японского искусства. Выполняли они и частные заказы. В качестве примера можно привести виллу «Дом воды и вишен» (Water/Cherry), спроектированную замечательным архитектором нашего времени Кума Кэнго (1954 - ) и считающуюся истинным шедевром архитектурного и ландшафтного искусства.
    Эта вилла, построенная в 2012 году на берегу Тихого океана неподалёку от Токио, воплощает в себе основную идею творчества Кума Кэнго – максимальное слияние строений с окружающей природой, идею, изначально заложенную в ландшафтном искусстве Японии. По словам Кэнго, «Характерной чертой японской архитектуры является прозрачность. Я стараюсь использовать лёгкие натуральные материалы, чтобы добиться этой прозрачности в новых условиях». (Bognar, B. Material Immaterial: The New Work of Kengo Kuma.).
    Водоёмы виллы – словно отзвук океанского простора. На двух берегах пруда разместились восемь лёгких, будто парящих над водой построек, соединённых открытой галереей. Трудно поверить, но всё это – на площади 765 кв.м.

    190.Дом воды и вишен.jpg
    Дом воды и вишен

    191.Дом воды и вишен.Галерея.jpg
    Дом воды и вишен. Галерея

    192.Дом воды и вишен.План.jpg
    Дом воды и вишен. План

    Дерево, стекло и японская бумага васи – основные материалы, использованные при строительстве. Металл применён только для покрытия крыш, для перил и опорных столбов, на которых эти крыши лежат. Внешние стены построек полостью остеклены, но если помещение нужно притенить, можно использовать вставные сёдзи, обтянутые бумагой.

    193.Дом воды и вишен.Сёдзи.jpg
    Дом воды и вишен. Сёдзи
     
    Последнее редактирование: 2 дек 2018
    La Mecha, Елена, Glenn и 2 другим нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия - Япония, попытка сопоставления. Эпоха "других имений". Продолжение

    Ещё одна деталь, вызывающая ассоциации с прошлым – кедровые рейки, используемые как в интерьере, так для облицовки участков наружных стен. Такие же рейки использованы в интерьере Императорской виллы Кацура в Киото, относящейся к XVII веку.

    194.Дом воды и вишен.Кедровые рейки.jpg
    Дом воды и вишен. Кедровые рейки

    195.Дом воды и вишен.Кедровые рейки 2.jpg
    Дом воды и вишен. Кедровые рейки

    На вилле, окружённой с трёх сторон лиственными деревьями, среди которых имеются вишни, и небольшой бамбуковой рощей, устроены три водоёма: большой пруд неправильной формы и два прямоугольных бассейна, предназначенных для купания. Это сочетание строгих геометрических форм построек и бассейнов с причудливыми изгибами берегов пруда делает виллу удивительно живописной. Эта живописность становится ещё более выразительной благодаря ручью, протекающему по участку, и прекрасно выполненной композиции у берега пруда.

    196.Дом воды и вишен.Бассейн.jpg
    Дом воды и вишен. Бассейн

    197.Дом воды и вишен.Пруд.jpg
    Дом воды и вишен. Пруд

    198.Дом воды и вишен.Ручей.jpg
    Дом воды и вишен. Ручей

    Вдоль побережья проложена дорожка и устроено две смотровых площадки, с которых открывается вид на океан.
     
    La Mecha, Елена, Glenn и ещё 1-му нравится это.
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    не пошла ) кризис наступил в 1992 г. а период с 1986 это "эпоха пузыря" которая характеризовалась быстрым ростом цен на недвижимость.
     
  4. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Да, Вы правы, исправлю. Не помню, с чего взял семидесятые.
     
  5. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Мечта. (вздыхает)
     
    list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    О, да! А метрах в двухстах - океан.
     
    La Mecha и list нравится это.
  7. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Это самое главное. :)
     
    takedo нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия - Япония, попытка сопоставления. Заключение

    Эта заметка не такая уж короткая, и без картинок. Так что захотевшим её прочитать придётся набраться мужества. Зато она последняя. Может быть ).
    Начиная сопоставлять историю садов России и Японии, прежде всего задаёшься вопросом, почему, собственно, славяне, по крайней мере, жившие не на самом юге славянского мира, так полюбили яблони, что сажали их в своих садах почти 700 лет, пренебрегая декоративными растениями? И почему плодовые деревья не стали хозяевами садов в Японии, где их начали разводить примерно на 15 веков раньше? Похоже, во всём «виновато» христианство. Ведь именно яблоневый сад распорядился посадить Ярослав Мудрый в 1051 году, хотя киевский климат предоставлял и другие возможности. Впрочем, с выбором яблонь Ярославом Мудрым всё понятно. Ведь именно яблоня в западной христианской традиции ассоциируется с Древом познания добра и зла, а в Греции, из которой были привезены яблони для сада, к тому времени выращивалось уже 36 сортов. В саду городища «На валах», появившемся ещё раньше киевского, яблонь не было. Там росли сливы, персики и ренклоды.

    В Японии тоже было дерево, обладавшее мощными магическими свойствами – персик, но даже оно, не говоря о других плодовых деревьях, издревле культивировавшихся в Японии, не стало монокультурой садов, как это произошло с яблоней на Руси. Может быть, дело в том, что персик не был для японцев родным. Он не рос в Японии, а был завезён из Китая. Правда, яблони для киевского сада тоже были привезены из Греции, но свои дикие яблони на Руси всё же росли. Может быть, это произошло от того, что в Японии культивируемых плодовых деревьев было несколько, и все они были по-своему хороши, может быть – из-за иной выстроенности приоритетов в сознании японцев, но скорее по всем этим причинам вместе взятым.
    Примечательно, что в самой древней из известных священных рощ, роще святилища Исэ, нет ни одного плодового дерева. Там растут Кипарисовик туполистный, Криптомерия японская, Пихта крепкая, Циклобаланопсис, Кастанопсис, Махил Тунберга, Коричник камфорный, Клейра японская. Всё это – вечнозелёные деревья, символизирующие бессмертие, как «молодильные яблоки» языческих поверий Руси. Не было плодовых деревьев и в священной роще другого древнего святилища – Дзё-но коси исэки, по мнению многих японских исследователей, ставшего основой для развития садов Японии. Впрочем, там росла Вишня мелкопильчатая, но плоды её несъедобны, и росла она в святилище благодаря своей красоте.

    Основой для развития декоративных садов в России стали небольшие внутренние сады и палисадники у келий внутри монастырей, примером чему служит сад митрополита Киево-Печерской лавры XVII века, но в Японии ситуация с «Райскими» и светскими садами складывалась иначе. Там светские монастырские сады развивались одновременно, взаимообогащая друг друга, из одного источника – древних языческих святилищ – сакральных пространств, воплощённых в сики и лесных святилищ ивасака. Монастырские сады служили сохранению традиций, а светские, усадебные, – их развитию. Не говоря о садах Асука (538 – 710), где бал правили, в основном, корейские мастера, одними из самых ранних усадебных садов были сады сёэн VIII века, такие, как Кюсэки-тэйэн (в другом чтении – Мияато-тэйэн) и Тоин-тэйэн.
    Но середина VI – конец VIII веков, периоды Асука и Нара, – лишь присказка, хоть и чудесная. Сказка начинается с блестящей эпохи Хэйан (794 – 1185), двухсотлетней «эпохи мира и спокойствия», золотого века японской культуры. В этот период возникает дворцовый стиль усадеб – синдэн-дзукури, с одной стороны, связанный с Китаем, с другой – унаследовавший начавшие складываться в предыдущие периоды садовые традиции. Именно в эту эпоху был написан первый трактат о создании садов – Сакутэйки.
    Однако культура Хэйан была культурой аристократов, чрезвычайно далёких от народа. Увлечённые искусствами, любовными похождениями и дворцовыми интригами, «облачные кавалеры» и «цветоподобные девы» не замечали, что за пределами столицы формируется новое сословие – самураи. В XII веке произошло крушение эпохи Хэйан и смена политического строя. По словам Конрада Н.И., «место изящного хэйанского аристократа занял грубый камакурский воин». Наступила эпоха Камакура (1185 – 1333), полная непрекращающихся междоусобных войн. В этот период в дзэнских садах начали создаваться сухие сады карэ-сансуй, более отвечающие суровому нраву воинов и не имеющие аналогов на Западе.
    Наконец борьба за власть, длившаяся 148 лет, закончилась победой самурайского рода Асикага. Страна была объединена, и наступило временное затишье. Начался период Муромати (1336 – 1573), во многом определивший дальнейшее развитие архитектуры и садового искусства Японии. В этот период сформировался стиль карэ-сансуй, появился новый тип сада, также незнакомый Западу – чайный сад, стилистику которого и канон чайной церемонии разработал Сэн-но Рикю (1522 – 1591). Примечательно, что в эти же времена, как воспоминание об ушедшей изысканной культуре Хэйан, появилась мода на цветники кадан, в словарном переводе – клумба. Тогда же был разработан сугубо японский стиль архитектурно-садового комплекса, создавшего образ классического японского сада на долгие века – сёин-дзукури.
    Среди этих столь важных для японской культуры перемен произошло маленькое, почти не замеченное никем событие: в 1543 году к острову Танэгасима у южной оконечности о. Кюсю бурей прибило лодку с португальцами. (По другим источникам это был парусник, на котором оказалось три португальца). Так произошла первая встреча японцев с «белыми варварами», положившая начало европейской экспансии. За 100 – 150 лет эта экспансия усилилась настолько, что время от начала периода Адзути-Момояма (1568/1573 – 1600/1603) до закрытия страны в 1641 году стали называть «христианским столетием». В этот период создавали свои творения знаменитые мастера чайных садов Фурута Орибэ (1543 – 1615) и Сэн-но Рикю, оба знакомые с христианским учением. Более того, Фурута Орибэ был связан семейными узами с принявшим христианство даймё Такаяма Уконом, что повлияло на его творчество, в котором ощущается усиление авторского начала. В частности, в создаваемых им садах впервые, хотя и весьма осторожно, стали применяться отёсанные камни.
    В 1600 году произошло последнее крупное междоусобное сражение – битва при Сэкигахара, окончившаяся полной победой Токугава Иэясу (1543 – 1616), в 1603 году получившего от императора титул сёгуна и положивший начало правлению рода Токугава, длившемуся 265 лет. Интересное совпадение: почти в это же самое время, всего на 10 лет позже, на Руси был коронован Михаил Фёдорович Романов, положивший начало царствованию рода Романовых.
    Закончилась, наконец, эпоха феодальной раздробленности и начался период Эдо (1603 – 1868), ознаменовавшийся расцветом всей японской культуры. Знаковой фигурой в искусстве садов того времени стал Кобори Энсю (1579–1647). Человек неудержимой энергии, наделённый выдающимися способностями, он начал смело вмешиваться в творчество природы, придавая камням и растениям правильные геометрические формы: шаров, кубов, призм и т.п.. Умело применяемые им принципы «геометрического дизайна» и «сопоставления естественного и искусственного» позволили сочетать друг с другом природные и геометрические объекты, не нарушая общей гармонии сада. Однако для этих исканий ещё не пришло время, и после смерти Энсю к ним, до поры – до времени, потеряли интерес. Не исключена возможность, что на его работы оказало влияние знакомство с садовым искусством Европы, где как раз в это время получил распространение стиль барокко с его топиарной техникой.

    Именно тогда, в конце XVII века, с воцарением Петра I барокко стал активно проникать и в Россию. О его победном шествии говорит, в частности, загородный двор Троице-Сергиевой лавры Корбуха середины XVIII века, являющийся одновременно примером перехода от монастырских садов к декоративным светским. Там были и цветники, и ровные ряды деревьев вдоль ограды, и партерный сад, и высокие боскеты с высаженными в них плодовыми деревьями, которые служили уже не только в гастрономических целях. Тем не менее, во второй половине XVIII века геометрический дизайн барокко стал активно вытесняться пейзажным стилем, основным принципом которого было следование природе. Перемены произошли, разумеется, не сразу. Был переходный период, когда в саду присутствовали оба стиля. Часто это приводило к диссонансу, но в лучших образцах всё выглядело весьма гармонично. Чрезвычайно интересен в этом отношении архитектурно-садовый ансамбль Собственной дачи Екатерины II в Ораниенбауме (1762—1774 гг.), названный её лейб-медиком «сумасшедшим проектом».
    В 1785 году Екатерина II расширила список льгот, данных дворянству двадцать лет назад указом Петра III «О вольности дворянства», освобождавшем дворян от обязательной службы и отдававшем поместья вместе с крестьянами в их полное распоряжение. Немудрено, что многие дворяне не преминули воспользоваться этим и отправились обихаживать свои родовые поместья, до которых у них до сих пор не доходили руки. Вскоре усадьба стала основным местом обитания помещиков-дворян и показателем их престижа. Все старались перещеголять соседей богатством хозяйства, красотой особняка и сада. Часто усадьбы предполагали приём высокопоставленных гостей, и их обустройство должно было обеспечивать проведение приёмов, носящих развлекательный характер. В этих садах можно было встретить самые неожиданные вещи, ограничиваемые только фантазией хозяина, как Катальная горка или карусель на Собственной даче Екатерины II. За каждым поворотом тщательно продуманных прогулочных маршрутов перед гостями открывались новые виды, вовлекая их в своеобразную игру образов и впечатлений. Раскинувшиеся на обширных пространствах, эти сады радовали взор своим великолепием, красочностью и разнообразием пейзажей.

    Удивительно, но примерно в это же время, в период Эдо, в Японии происходили процессы, которые можно описать теми же словами. Благодаря установлению мира в стране, даймё, как и российские дворяне, словно навёрстывая упущенное, начали соперничать в великолепии замков и садов. Эти сады создавались из расчёта визитов высокопоставленных персон, вплоть до императора. Предназначенные для приёмов, сады даймё предполагали церемонию обхода их гостями. Это были сады для прогулок. Другими словами, их обустройство должно было обеспечивать проведение пышных приёмов, носящих развлекательный характер. В садах даймё доводилось встретить самые неожиданные вещи. Например, в саду усадьбы клана Овари под г. Эдо имелись шутейные постройки, где сёгун мог лично развлекаться покупками, а то и играть роль продавца, отдыхая от управленческих проблем.
    Классическая форма прогулочного сада сформировалась в Японии ещё в конце XVI века. Своим очарованием они обязаны разнообразию и взаимообусловленностью пейзажей, разворачивающихся подобно горизонтальному свитку эмакимоно перед гуляющими по дорожкам восхищёнными гостями. Это могли быть виды, рождённые фантазией создателя сада, композиции из воды и камней, знаменитые пейзажи страны, воссозданные в миниатюре – всё, что не даёт притупиться эмоциональному восприятию.
    В конце периода Эдо, в 1853 году, в заливе Урага неподалёку от Эдо появились чёрные корабли американской военной флотилии коммодора Перри, присланные правительством США с целью расширения рынков сбыта для своей развивающейся экономики. Эти корабли были действительно чёрными, с бортами из просмолённых досок. К тому же два из них были паровыми и испускали страшный дым. Под угрозой 60 пушек эскадры Япония подписала договор об установлении дипломатических и торговых отношений с США. Вскоре за США последовали и другие страны. На этом закончился двухсотлетний мирный и относительно спокойный период самоизоляции страны, отгородившейся от внешнего мира в попытке идти по собственному пути. Постепенно в самурайской среде и в самом императорском дворе начало зреть недовольство политикой сёгуната по отношению к европейским державам. Возникла оппозиция, вступившая в открытую борьбу под лозунгом «Да здравствует Император, долой варваров». Оппозиция победила, и в 1868 году императору была возвращена реальная власть, носившая со времён Камакура чисто формальный характер. Это была своего рода революция наоборот, не свергнувшая императора, а вернувшая ему власть, Если для России революция 1917 года означала конец империи, то для Японии 1868-го года – её реставрацию, правда, в рамках конституционной монархии.
    В период Мэйдзи (1868 – 1912) во всех областях жизни страны происходили кардинальные перемены, которые не могли сказаться и на садах. Вначале людям было не до садов. Более того, излишнее увлечение западными идеями привело к тому, что многие стали относиться с равнодушием, а то и с пренебрежением к творениям прошлого. Но эйфория прошла, и пришло осознание того, что «отрекаться от старого мира», всё же не стоит. Как реакция на перестройку жизненного уклада, связанного с Реставрацией Мэйдзи, возникло движение за сохранение самобытности национальной культуры «кокусай ходзон» («за сохранение национальных особенностей»). В то же время, в русле европеизации появляются течения, обладающие японской спецификой, но построенные на идеях, воспринятых из Европы - натурализм, романтизм, символизм, футуризм, импрессионизм и другие. Как и в России рубежа XIX – XX веков, появлялись и исчезали, объединились и вновь расходились различные школы и направления во всех областях культуры. Из горнила этой борьбы вышли истинные Мастера, осознавшие необходимость и плодотворность гармоничного слияния эстетических норм Востока и Запада. Видный политический деятель того времени, 8-й премьер-министр Японии Окуба Сигэнобу (1838 – 1922) писал: «Я не думаю, что в будущем нашей стране предстоит окончательно европеизироваться. Мы будем продолжать развивать свою собственную цивилизацию, состоящую из смеси нашей и европейской. По мере того, как европейская цивилизация будет более и более проникать к нам, наша собственная будет развиваться вместе с ней и благодаря ей».
    В садовом искусстве одновременно с традиционными садами и пришедшими из Европы регулярными садами, широкое распространение получили сады в стиле натурализма сидзэн-тэйэн.
    Этот стиль предполагал минимальное вмешательство в природу. Если в усадьбе сохранялись участки естественного леса, то такое вмешательство, как правило, сводилось к прокладке дорожек и обустройству территорий, примыкающих к строениям. Причём обустройство это должно было не контрастировать со своим естественным окружением, а плавно переходить в него. Если естественного леса в усадьбе не сохранилось, то рукотворность нового сада должна была ощущаться как можно меньше. Хороший пример сидзэн-тэйэн – сад усадьбы известного киноактёра Окоти Дэндзиро, знакомого русскому зрителю по фильму Акира Куросавы «Гений дзюдо» (1943), где он играет мастера Яно Сёгоро, и по фильму «Идущие за хвостом тигра» (в роли Бэнкэя).

    В России идея натурализации садов, навеянная английскими пейзажными садами, родилась насколько раньше, чем в Японии, приняв, в сущности, те же формы. Горячим поборником стиля натурализма был садовод, один из основателей агрономии и помологии в России Андрей Тимофеевич Болотов (1738 – 1833). Он рекомендовал превращать в «увеселительные лесочки» принадлежащие усадьбе лесные массивы, создавать своего рода лесопарки. Причём при устройстве «увеселительных лесочков» дорожки в них надлежало прокладывать так, чтобы ими удобно было пользоваться, но для большей натуральности оставляя местами густые заросли. Если же такой возможности нет – планировать участок на основе существующего рельефа, растительности, водоёмов и прочих особенностей ландшафта, стараясь свести изменения к минимуму. Призывая не копировать западные образцы при создании таких «ландшафтных садов», Болотов не отрицал и необходимости заимствования всего подходящего для российских условий из западного опыта проектирования. Поскольку не каждый хозяин мог позволить себе обширные лесные угодья, которые можно было бы превратить в «увеселительные лесочки», ландшафтные сады в пейзажном стиле получили наибольшее распространение в России на долгие годы. При этом перед жилыми строениями, как правило, сохранялся курдонёр в регулярном стиле или просто регулярная композиция. В результате в России возникли как "цивилизованные" пейзажные парки, так и усадебные сады, переходящие от регулярных композиций у жилых построек к тенистым аллеям парка, а за ними - к лесным угодьям.

    Подобная ситуация с ландшафтными садами сложилась и в Японии, где они назывались сакутэй сики тэйэн, «рукотворные сады». Признанным мастером таких садов был Огава Дзихэй (1860–1933), создавший замечательные сады в усадьбе выдающегося мастера перегородчатой эмали Намикава Ясуюки, бизнесмена Фудзита Котаро, предпринимателя Охара Магосабуро, промышленника Нагао Кинъя, генерала Ямагата Аритомо и многих других. Правда, в «рукотворных садах», за редким исключением, не было регулярных композиций перед домом, поскольку японским садам была чужда симметрия, но всё равно имелись окультуренные зоны со стрижеными растениями, как в уже упоминавшейся усадьбе киноактёра Окоти Дэндзиро.
    В период Эдо политическое влияние в стране стало переходить от самурайских домов к торговым. Для усиления центральной власти и ослабления самурайских домов был издан ряд законов, один из которых, «Запреты самурайским родам» (1615 г.), превращал воинов-землевладельцев в безземельных городских чиновников. Жизнь воинов, севших за канцелярские столы, хорошо отображена в фильме Ёдзи Ямада «Сумрачный самурай».
    Кроме того, произошли изменения с правилами наследования собственности, согласно которым при передаче в наследство землевладения наследник должен был платить такой огромный налог, что получение наследства теряло для него всякий смысл. Позднее, в 1871 году были освобождены от феодальной зависимости крестьяне и введена купля-продажа земли. Быт старых самурайских усадеб уходил в прошлое. Чаще всего усадьбы, принадлежавшие самурайству и аристократии, не передавались наследникам, а отходили государству или просто продавались, и покупали их, как правило, набиравшие силу купцы, предприниматели и вышедшие в люди крестьяне. Со временем возможность приобретения или постройки загородных усадеб бэссо получили представители и других слоёв общества.

    Нечто подобное происходило и в России с отменой крепостного права в 1861 году, за десять лет до освобождения от феодальной зависимость крестьян в Японии. Большинство помещиков оказалось не в состоянии содержать свои имения без труда крепостных. Быт старых «дворянских гнёзд», как и самурайских усадеб, уходил в прошлое. Чаще всего усадьбы, принадлежавшие дворянству, продавались, и покупали их, как правило, набиравшие силу купцы и предприниматели, порой, выходцы из тех же крепостных. В результате реформ и дворяне, и самураи были вынуждены либо исчезнуть как сословие, либо приспособиться к изменившимся условиям существования. В результате самураи после 1615 года, когда был издан закон «Запреты самурайским родам», становились чиновниками или ронинами, а бывшие владельцы российских усадеб либо перестроили свои имения в производящие хозяйства, либо переселились в города, образовав впоследствии армию дачников.
    В начале ХХ века, полном неопределённости и неуверенности в завтрашнем дне, усадеб строилось мало, а дача, эта «временная обитель», убежище, в котором люди пытались укрыться от суеты городской жизни, вполне отвечала духу времени. Впрочем, эти «убежища» оказывались порой весьма благоустроенными, как, например, дачи известных купцов Елисеевых в Тойла в Эстляндской губернии или Белогорке под Петербургом, на берегу реки Оредеж. «Эпоха дач» во многом совпала с «эпохой модерна». В духе модерна были построены дачи Г. В. Барановского, великого князя Бориса Владимировича, И. Е. Репина, В. Д. Поленова и других.
    В 1917 году в России прекратилось строительство не только усадеб, но и дач. По стране прокатилась волна погромов. В газете «Новая жизнь», редактором которой был А. М. Горький, участник революционного движения с 1903 года Н. Н. Суханов писал: «Мужик начал действовать сам. Делят и запахивают земли, режут и угоняют скот, громят и жгут усадьбы, ломают и захватывают орудия, расхищают и уничтожают запасы, рубят леса и сады, чинят убийства и насилия. Это уже не „эксцессы“, как было в мае и в июне. Это — массовое явление, это — волны, которые вздымаются и растекаются по всей стране» (Суханов Н. Н. Записки о революции. Книга 6. Разложение демократии 1 сентября — 22 октября 1917 года).
    После гражданской войны, страшного голода начала 20-х и голодомора 30-х годов в стране начали создавать своеобразные садовые товарищества, «коллективные сады», где служащие низшего звена и рабочие могли получить в пользование участок земли 4 – 8 соток для выращивания овощей и фруктов. Ни о каких декоративных садах речь, разумеется, не шла. Люди просто хотели есть. В 30-е годы было разрешено учреждать первые дачно-строительные кооперативы, но даже на таких дачах не было и речи о каких-либо садах с продуманной композицией. Это были просто участки леса, вошедшие в состав выделенного под дачу участка. В лучшем случае, у дома устраивались какие-нибудь клумбочки.
    Однако не надо думать, что сады в этот период не создавались. Создавались, и не так уж мало. Это были общественные сады и парки. Правда, происходило это, в основном, в Москве и Петрограде - Ленинграде. Уже в 1920 году в Москве был разбит «Сквер памяти борцов революции», переименованный впоследствии в «Парк Декабрьского восстания», названный так в честь декабрьского восстания 1905 года. В том же 1920 году в Петрограде тоже был заложен «Сад в память жертв 9 января 1905 года» (ныне – «Сад 9 января»), отголосок модерна, пейзажный сад с прудами и участками регулярной планировки, разбивка и благоустройство которого были произведены только в 1924 – 1926 годах. В 1928 году в Москве открылся Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО), а в 1932 году ЦПКиО появился и в Ленинграде.

    Тем временем в Японии продолжали строиться усадьбы. Период Тайсё (1912 – 1926) даже назвали «эпохой усадеб», бэссо дзидай, настолько активно в этот период строились «другие имения», как буквально переводится бэссо. Стиль модерн, слегка затронув архитектуру, в садах остался незамеченным.
    В период Сёва (1926 – 1989) всё стилистическое разнообразие японских садов свелось в усадьбах, по существу, к одному стилю – стилю натурализма, представляющему собой некое смешение японского природного и английского пейзажного садов. На эту эпоху приходится милитаризация Японии, развязывание японско-китайской войны, поражение во Второй мировой войне, но и послевоенный бурный рост экономики, названный «японским экономическим чудом», пошедшим на спад в восьмидесятых годах.

    В России особого экономического чуда не случилось. В связи с продовольственными трудностями послевоенного периода в 1949 году было принято постановление «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих», причём огородничество и садоводство, естественно, не декоративное, должно было вестись в обязательном порядке, иначе дачи отбирали. Оценив эффективность дач для решения продовольственных проблем, в 1954 году, уже не в связи с войнами, Совет Министров издал постановление, согласно которому райисполкомы получили право выделять землю для ведения хозяйства, пресловутые 6 соток, всем желающим. Правда, желающими, прежде всего, оказывались передовики производства и заслуженные люди. В шестидесятые годы раздача земель под «индивидуальное огородничество» была прекращена. Землю можно было получить, только став членом дачного кооператива, курировавшегося профсоюзами.

    Пришло время дач и в Японию. После спада экономики восьмидесятых годов, перешедшего в депрессию, всё, что мог позволить себе японец не только среднего, но и довольно высокого достатка – покупка или аренда дачи с небольшим садиком для летнего отдыха. Увеличиваясь в числе, эти дачи всё больше теряли свои эстетические достоинства. Одни, относительно дешёвые и простые, представляли собой просто домик, построенный среди леса, другие выглядели вполне прилично.
    Тем не менее, не следует понимать опрощение усадеб как опрощение японского садового искусства вообще. Проектированием больших садов при университетах, музеях, ресторанах, зданиях крупных фирм, созданием общественных парков занимались известные ландшафтные дизайнеры, руководствующиеся освящёнными веками принципами и методами японского искусства. Выполняли они и частные заказы.

    В России всё изменилось в 90-е годы, с крутым разворотом экономики к капитализму, от которого страна отвернулась в 1917 году, заплатив за это миллионами жизней. Теперь участок под дачу снова мог иметь кто угодно, но участок этот нужно было купить, даже в садовом товариществе. Дача, как и в дореволюционные времена, стала частной собственностью, все ограничения на характер использования земли постепенно исчезли, и те, кто мог не задумываться о хлебе насущном, стали создавать сады для «отдохновения души» в любом понравившемся ему стиле, самостоятельно или с помощью какой-либо из возникших в огромном количестве ландшафтных фирм. Это могла быть не только дача в садоводстве, но и полноценная усадьба для постоянного проживания. Но если садоводства располагаются, как правило, примерно в 100 км от города на непригодных для сельскохозяйственного освоения землях, то элитные дачи и коттеджи в обход всех законов стали посягать на территории исторических парков и заповедников. Тем не менее, именно эти элитные дачи и коттеджи, а порой и дачи в садовых товариществах способствовали возрождению декоративного садоводства в русле мейнстрима, о котором и идёт речь, после почти семидесятилетнего забвения.

    Сопоставляя историю развития садов России и Японии, порой удивляешься, насколько схожи были пути, по которым шли они, то отставая, то опережая друг друга. Может быть, не так уж далека от нас эта далёкая Япония?
     
    Последнее редактирование: 9 дек 2018
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    когда то давно в ветке про японскую метакультуры я предпринял попытку сопоставления исторического пути двух стран )

     
    La Mecha и list нравится это.
  10. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Очень надеюсь, что не последняя.
    Takedo, вы пишете удивительно - просто, ясно и с "эффектом присутствия": в ходе чтения погружаешься в описываемые реальности почти наяву. Спасибо, что делитесь с нами этим миром. Не спешите затворять его, он неисчераем. )

    Получился замечательно гармоничный контрапункт.
     
  11. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Очень интересный материал, спасибо. Надо сказать, сравнительный анализ России и Японии заинтересовал не только нас. Поинтересуйтесь соответствующими статьями в ежегодниках "Япония" за 2015, 2016 годы, если, конечно, Вы их не читали. К сожалению, эти ежегодники в формате pdf в пост не вставляются. Могу дать только названия статей
    Саркисов К. О., Панов А. Н. Россия и Япония: Особенности
    исторического развития в XVI – XVIII веках 289
    Панов А. Н. Эпоха реформ в России и Японии
    (середина XIX века – начало XX века) 304
    Саркисов К. О. Сравнительный анализ идентичностей России и Японии (1905–1917 гг.) 298
    Саркисов К. О. Сравнительный анализ идентичностей России и Японии (1917–1945 гг.) 310
    Стрельцов Д. В. Идентичности России и Японии в послевоенный период (1945–1991 гг.) 337
    Чугров С. В. Идентичности России и Японии в постбиполярный период (1991–2015 гг.) 353
     
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    list,
    Спасибо! Вы преувеличивате, но я стараюсь :)
     
  13. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Ничуть. Лично для меня было бы большим счастьем листать и перелистывать вашу книгу, где было бы собрано как можно больше материала. С картинками. )
     
    takedo и La Mecha нравится это.
  14. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Большое спасибо! Надеюсь, что Вы вдохновитесь и на развертку темы про Английские сады.
    :)
    Все очень интересно и информативно.
     
    list нравится это.
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Священные рощи

    Да, начинать историю надо именно с них. Священные (заповедные) рощи святилищ синто имеют прямые аналоги в европейском язычестве (как индоевропейском, так и угро-фниском). Только в Европе христианами они страстно изничтожались. Но тем не менее они уцелели у марийцев. И, в христианизированном виде, на русском севере - в Карелии, в Каргополье (http://kenozerjelive.ru/saintfor.htm) и др.
    Такие священные рощи представляют собой небольшой участок леса (как правило хвойного) оставленного вблизи селения среди обработанных земель. Там не только не рубили деревья , но даже веток не ломали. Сохранились следы обрядовых практик - проходили гулянья, купания в источнике или реке у рощи по определённым дням. Не всегда, но часто, там стоит часовня.

    Культурный ландшафт Кенозерья. Фото К. Кокошкина.jpg

    206069_original.jpg

    20-2.jpg

    8f885150d9b569d311fb460cad644b13.jpg

    11.svyashchennaya_roshcha.jpg

    3.jpg

    0_c23f1_fb06801a_XL.jpg

    19805064_les.JPG

    253626_original (1).jpg
    kenozero_2.jpg
     
    Последнее редактирование: 8 дек 2018
    La Mecha и list нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Замечательные места! Много лет назад я прошёл с палаткой по реке Свирь от Ладожского до Онежского озера. Светлые воспоминания.

    Подпорожский р-н д.Гимрики.jpg
    Подпорожский район. Гимерки

    Подп. р-н д.Гимрики 2.jpg
    Гимерки

    Подп. р-н д.Посад.jpg
    Посад

    Что же касается священных рощ как источника садов, то об этом можно говорить только применительно к Японии. На Руси все рощи, кроме далёких северных, до которых не дошли руки, были вырублены, и создателям культурных садов "плясать" было не от чего. Конечно, в сознании людей понятие о священных деревьях, священных рощах жило, но священство это было перенесено на сады за стенами православных монастырей, откуда и началось развитие садового искусства России. Как говорит В. Д. Чёрный в книге "Русские средневековые сады": "Какай-либо зависимости садов от языческих урочищ не отмечено ни одним из авторов" (стр. 30).
     
    La Mecha и list нравится это.
  17. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Значит, это предыстория, которую тоже нельзя не учитывать. То, что на Руси осталось за кадром и послужило, так сказать, затактом, в Японии стало отправной точкой развития. Мне кажется, этот тоже очень интересный культурно-исторический момент. В Японии течение шло зримо, на поверхности, а в России оно стало подземным - но, как Вы сами говорите, в сознании людей эти священные рощи живы, отдавали себе они отчёт в этом или не вполне. И это стало источником питания пусть не формирования, но восприятия садов.
     
  18. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Да, конечно, все мы вышли из леса, даже японцы, и трепетное отношение к нему живо у кого в сознании, у кого в подсознании. Увы, этих "кого" становится всё меньше. По данным Рослесхоза, каждый год в России сгорает , в основном, по вине людей примерно в 4 раза больше, чем вырубается, даже с учётом браконьерства.
     
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В Японии тоже священная роща осталась священной рощей. Частью культурного ландшафта. На Руси эти рощи изначально были не только на севере, они сохранялись как части городского ландшафта. например на плане Чернигова отмечалась среди лугов , оргарждённая святая роща в 16 га, за валами были рощи Берёзки, Еловщина - места гуляний.
    На местах языческих святилищ вырастали монастыри, и изредка там воспроизводились такие святые рощи. Например кедровая роща Толгского монастыря (кон. 16 в.)
    204_0143214b.jpg

    Киевская Русь и нарско-хэйанская Япония производят впечатление очень разных обществ. Причины как в общем уровне развития (с точки зрения феодализации и централизации Япония была впереди) , так и в силу различия стран - источников заимствований.
    Хэйан с его бюрократией, столичностью, светской аристократией, двором- источником культуры, гораздо больше напоминает российский 18-й век )
    Нара и Хэйан это культура одного города надстроенного над всей страной (как Москва и Питербург). Он выстроен по чёткому регулярному плану, с парками в отведённых местах
    1200px-Daidairi_of_Heiankyo.jpg

    Это город построенный на равнине в горной стране. Природа символически воссоздаётся в садах дворца и аристократических усадеб. Городские усадьбы не являются хозяйственными - они административно представительские, жилые, складские в конце концов )
    хозяйственная жизнь протекает в сёэне - сельских владениях, куда владелец и не заглядывает. сад изначально создаётся как эстетический объект. Да он образ рая - но рая по-китайски - обители небожителей - высшего проявления-средоточия природных сил - воплощающихся в изогнутых линия, камнях -горах, водах - прудах - мини-океане. Деревьях и цветах связанных с сезонами и вызывающих литературные ассоциации. Интересно что литература Нара гораздо более богата "ботанически", литература Хэйан это тщательно отобранный ограниченный ряд растений-символов. Сад это картина разворачивающаяся из дома. С большим прудом и несколькими тщательно отобранными деревьями.

    Murasaki_Shikibu_Nikki_Emaki_Fujita_Art_Museum_2ndpaint.JPG People_asking_for_Myoren_forgiveness.jpg

    NEZAME_MONOGATARI1_handscrollр.jpg Nezame_Monogatari_Emaki_3Lв.jpg

    1280px-Obusuma_Saburo_emaki_-_part_15.jpg Obusuma_Saburo_emaki_-_part_2.jpg

    сады чистой земли во многом близки садам аристократических вилл.


    В случае Руси мы видим многочисленные городки , устроенные в возвышенных местах равнинной страны ) Система управления децентрализована.
    Город -тоже. Мы видим иррегулярные центрические планы, учитывающие красоту (красноту) местности, византийские градостроительные указания о не заслонении живописного вида соседям. приспособление к неровному рельефу. и самое главное - не сплошную застройку - оставляющая в городе значительные зелёные пространства - с лугами, рощами, прудами, гульбищами. с дальними видами. сад здесь не является микрокосмом. но он присутствует- как "огород" и "виноградье". Огород поскольку сады огорожены от скота, виноградье - потому что плодовые (и на юге с реальным виноградом). Фруктовые деревья - с юга дар Византии (среди добычи руси в дальних южных походах наряду с тканями и вином, фигурируют фрукты). поэтому и яблони - по климату. Позднее на юге преобладали вишни, выращивались и ореховые деревья. княжеские - "красные" сады упоминаются в летописях наряду с монастырскими в 12-13 вв. Княжеские усадьбы тоже могли носить имя рая.
    сама богатая усадьбы чисто внешне могла вызывать ассоциации с японской ) : "«
    Но конечно главным отличием было то что и княжеский и монастырский сад-рай был прежде всего утилитарным хозяйственным объектом - с плодовыми деревьями, овощами, парниками, ягодами, рыбными садками - как часть прежде всего хозяйственного комплекса которым было и княжеское село и монастырь.
     
    Последнее редактирование: 8 дек 2018
    La Mecha, takedo и list нравится это.
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Чернигов

    4det1_0.jpg

    Киев (17 в.)
    17010_640.jpg

    Москва 17 в
    002.jpg
     
    La Mecha и list нравится это.
  21. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Вах- вах !!!! :) :)
    Любимые места!!! :) :)
     
  22. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ой, ребята, кто хоть раз побывал на Порженском озере , в Порженском погосте, среди глухих лесов затерянном, поросшем иван-чаем и духмяными колдовскими травами, да на Шишкиной, в Немяте, в Тыр-наволоке, никогда этих мест не забудет. Эта другая Русь, не та фиговая, подхалимажно-улусная, к которой мы привыкли, которую описывают учебники истории - это другая, иная Земля, иные пространства культуры и традиции ! Дух другой.
     
    list нравится это.
  23. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Были мы в Шишкиной священной роще, в Кенозерье, где берендеевы лишайники спускаютсяя до самой земли с еловых лап, почти вползали в крошечную часовенку св. Параскевы Пятницы, весь алтарь которой увешан платками и лентами, перевит. И где пояс иконный тянется вдоль стены, а у иных церквей - не купол, а , воистину, Небеса...
    И вот в Шишкиной тоже часовня стоит... и ели, и сосны....старые, а над озером закат догорает, и вода стеклянная, и лодки спят - не шелохнутся.

    Вот еще Порженское с сайта.
    [​IMG]

    Мы туда по Кенозеру на моторке, потом - по Порженскому на весельных лодках, а на обратном пути застигла нас совершенно БЕЛАЯ ГРОЗА, С БЕЛЫМ ЖЕ ДОЖДЕМ, ПРОЛИВНЫМ ЛИВНЕМ, все белое было кругом. Места там волшебные. На сайте посмотрела, много новых гостевых домов выстроили, с удобствами даже, что для окрестной природы не очень-то хорошо.
     
    Последнее редактирование модератором: 8 дек 2018
    Ондатр и list нравится это.
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Общая тенденция 13-сер. 16 в.в. в Японии это нарастание эстетской аскетичности. максимальное развитие получившей к 16 веку. Сухие сады, сады камней, монохромная живопись, саби-ваби... Взгляд из усадьбы с нарядными дамами перемещается в бесконечные туманные пространства гор и вод, арбитрами изящества становятся дзенские монахи...
    Ну Руси аналогичных процессов в культуре, естественно, не происходило. Но общая аскетическая тенденция несомненна. Здесь тоже центрами культуры становятся монастыри, архитектура - простой и суровой - без узорочий . От городов искатели духовности устремляются в далёкие пустыни, подальше от людей. Где природа это и есть божий сад, не требующий иного...
     
    La Mecha, takedo и list нравится это.
  25. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    В Толге же , Ярославской, людей в рощу не пускают, в церковь - пожалуйста, и то - опасно, а в рощу - нет. )
    В главной же церкви - где проживает Богоматерь Толгская - перед иконой дежурит злобная старица, которая учит прихожан из города, как подходить, класть поклоны и креститься, а Пленница в окладе на все это безобразие глядит с глубокой печалью, глаза у нее грустные- грустные. Вот, думает, наверное, уже и Сына Моего вам отдала, а вы все такие же тупые да злобные.
     
    Ондатр нравится это.

Поделиться этой страницей