1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В России меж тем существовала собственная версия чайной церемонии, немногим менее разработанная )
    Сложилась она к нач. 19 века (сам чай впервые был завезён в 1636 г.). До сер. 19 в. чаепитие было достоянием обеспеченных слоёв населения.
    Центральным элементом был самовар... ) и сложные манипуляции с ним )

    "Смеркалось; на столе, блистая,
    Шипел вечерний самовар,
    Китайский чайник нагревая;
    Под ним клубился легкий пар.
    Разлитый Ольгиной рукою,
    По чашкам темною струею
    Уже душистый чай бежал,
    И сливки мальчик подавал».

    сады в этой церемонии тоже играли не последнюю роль )
    "Обычно на улицах Замоскворечья было тихо — ни экипажей, ни пешеходов, ни городовых. За оградами зеленели сады — с огородами, фруктовыми деревьями, беседками, нередко с небольшими прудами. Дач купечество не любило и ездить на них стало довольно поздно, так как вообще не слишком любило передвижение, и в летнее время сад был основным местом пребывания всей семьи: здесь «сидели», пили бесконечные чаи, обедали, дремали после обеда. В жаркие ночи здесь нередко и ночевали — в легких закрытых беседках или просто на травке, расстелив перины и прикрыв лица от комаров кисеей."

    747517_900.jpg

    image.jpg

    kupchiha-za-chaem-kustodiev+.jpg

    159108_640.jpg

    роль чайного домика играла веранда )
    Эстетика , правда была иной, она олицетворяла изобилие и благодушие )
     
    list, Елена и La Mecha нравится это.
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Напомнило.

    " На террасе собралось все женское общество. Они и вообще любили сидеть там после обеда, но нынче там было еще и дело. Кроме шитья распашонок и вязанья свивальников, которым все были заняты, нынче там варилось варенье по новой для Агафьи Михайловны методе, без прибавления воды. Кити вводила эту новую методу, употреблявшуюся у них дома. Агафья Михайловна, которой прежде было поручено это дело, считая, что то, что делалось в доме Левиных, не могло быть дурно, все-таки налила воды в клубнику и землянику, утверждая, что это невозможно иначе; она была уличена в этом, и теперь варилась малина при всех, и Агафья Михайловна должна была быть приведена к убеждению, что и без воды варенье выйдет хорошо.Агафья Михайловна с разгоряченным и огорченным лицом, спутанными волосами и обнаженными по локоть худыми руками кругообразно покачивала тазик над жаровней и мрачно смотрела на малину, от всей души желая, чтоб она застыла и не проварилась. Княгиня, чувствуя, что на нее, как на главную советчицу по варке малины, должен быть направлен гнев Агафьи Михайловны, старалась сделать вид, что она занята другим и не интересуется малиной, говорила о постороннем, но искоса поглядывала на жаровню.— Я на дешевом товаре всегда платья девушкам покупаю сама, — говорила княгиня, продолжая начатый разговор...

    — Не снять ли теперь пенки, голубушка? — прибавила она, обращаясь к Агафье Михайловне.
    — Совсем тебе не нужно это делать самой, и жарко, — остановила она Кити.
    — Я сделаю, — сказала Долли и, встав, осторожно стала водить ложкой по пенящемуся сахару, изредка, чтоб отлепить от ложки приставшее к ней, постукивая ею по тарелке, покрытой уже разноцветными, желто-розовыми, с подтекающими кровяным сиропом, пенками.
    «Как они будут это лизать с чаем!» — думала она о своих детях, вспоминая, как она сама, бывши ребенком, удивлялась, что большие не едят самого лучшего — пенок.
    — Стива говорит, что гораздо лучше давать деньги, — продолжала между тем Долли начатый занимательный разговор о том, как лучше дарить людей, — но...— Как можно деньги! — в один голос заговорили княгиня и Кити.
    — Они ценят это.
    — Ну, я, например, в прошлом году купила нашей Матрене Семеновне не поплин, а вроде этого, — сказала княгиня.
    — Я помню, она в ваши именины в нем была.
    — Премиленький узор; так просто и благородно. Я сама хотела себе сделать, если бы у нее не было. Вроде как у Вареньки. Как мило и дешево.
    — Ну, теперь, кажется, готово, — сказала Долли, спуская сироп с ложки.
    — Когда крендельками, тогда готово. Еще поварите, Агафья Михайловна.
    — Эти мухи! — сердито сказала Агафья Михайловна. — Все то же будет, — прибавила она.
    — Ах, как он мил, не пугайте его! — неожиданно сказала Кити, глядя на воробья, который сел на перила и, перевернув стерженек малины, стал клевать его.
    — Да, но ты бы подальше от жаровни, — сказала мать..."
     
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ну это уже варенная церемония...
     
  4. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Особенно умиляют разговоры дам. И их милые занятия.

    (Понятна моя интонация? ) :)
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    японской эпохе Момояма в общих чертах соответствует вт. пол. 17 в. в России. В это время Россия тоже подвергалась "облучению" западной барочной культуры, хотя и не перенимала её полностью, создавая своё яркое и "фольклорное" искусство, устойчивую бытовую традицию. общее ощущение раннеренессансное. Момояма тоже создала искусство яркое и презентативное, сооружаются многочисленные замки (в России большинство каменных сооружений и укреплений это 17 век).

    в России 17 в эпоха садов - "красных", прогулочных,выходящих отчасти за пределы утилитаризма. Прежде всего это относится к многочисленным "государевым" садам. Но устраиваются и многочисленные монастырские и частные (более утилитарные)
     
    takedo и list нравится это.
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    0_8fc58_2ad1a1dd_xxl.jpg
    цветы и птицы )
     
    takedo и list нравится это.
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Сады села Измайлова
    Imaylovo-na-staroy-gravyure.jpg

    из описи..

    «Виноградный сад, огорожен кругом заборы в столбы, а в заборе четверы ворота с калитками, крыты тесом, верхи у ворот шатровые. А по мере того саду шестнадцать десятин. А в саду яблони, вишни, груши, сливы, дули, малина, смородина, земляница, клубница и розныю всякие травы с цветами; десять кустов винограду, одиннадцать кустов орехов грецких. А среди саду три терема со всходы и с красными окнами, кругом их перила; около теремов пути, меж путей столбцы точеныя. Теремы, столбцы и грядки писаны красками...».
    06.jpg


    «Просянской сад, а в нем 142 яблони, да в нем же два чердака, один несовершен да переспективно писаны красками. Меж творил (парниками. — ) столбы и к ним прибиваны грядки, писаны красками. Меж столбов и меж грядок барбарис и крыжевник, малина и смородина. А творила обиваны тесом; а в сад тестеры ворота и в том числе двои ворота с вышками, крыты тесом; одне писаны красками, наверху три яблока золоченых; четверы ворота крыты шатрами тесом. Да в том же саду смотрильня да пруд... Сад, что на острову, не в доделке...»
    slide-95.jpg


    Итальянский сад
    0_6a6d5_a7c5d2e6_L.jpg

    в садах выращивались в основном плодовые деревья и кусты, цветы и ароматные травы, разводились и привлекались птицы.
    Конкретно русским приёмом было декоративное использование хлебных злаков - пшеницы, проса, ячменя, овса, в сочетании с льном, горохом, маком...
    сады были огорожены , украшены ярко раскрашенными решётками и чердаками (беседками)

    предназначались они уже г.о. для "прохлады" и прогулок. геометрические композиции и узорные цветники -явно западное влияние )
     
    takedo и list нравится это.
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    не очень как-то долюбливался запад )
     
    Ондатр нравится это.
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    план виллы Кацура. 17 в.
    120702-Moleskine_3D_KatsuraGdns.jpg
     
    takedo и list нравится это.
  10. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    здесь много хороших фото
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Шутейность (потешность, куриозность) была характерной чертой садов барокко.
    Но вообще процессы были любопытные : Россия полностью заимствовала садово-парковую систему европейского барокко (в голландском и французском вариантах в нач. 18 в., в то самое время когда в Англии под влиянием Китая возникает пейзажный парк (который добирается в Россию в 1760-х.)
    разница видна на планах
    plansmall.jpg

    kar_gatchina2.jpg
    (сравним последний с планом виллы Кацура)
    Стилистически переход был связан с рококо - который и представлен Собственной дачей в Ораниенбауме (и дворцом Петра 3 там же).
    325px-Генеральный_план_Собственной_дачи.jpg
    именно в садах рококо появляются пейзажные мотивы и они совершенно чётко отсылали к Китаю. Не случайно главная постройка Собственной дачи именуется Китайским дворцом, а в Царском селе, одновременно с пейзажными работами создаётся целый масштабный комплекс в стиле шинаузри:- Китайская деревня, Китайский театр, Китайский мостик, Китайская беседка, Большой каприз:

    0_15fe05_c6400e7e_XL.jpg
    IMG_2125.jpg

    5519561.jpg

    0ff0f3bc1fad9d7bf72ae54d78644a39.jpg 69099big.jpg Китайская_деревня,_Царское_Село.jpg Китайская_деревня_у_Подкапризовой_дороги.jpg

    DSC_0455.jpg ec0d899539fbd98aed9f2ea64885c594.jpg kks210090050l.jpg eka42.jpg

    chinese_theater_2.jpg
     
    Glenn и list нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Блестящий комментарий, спасибо! Термин "рококо" не использовал только затем, чтобы не утяжелять стиль изложения. Происходивший процесс ясен и без него. "Слабо упорядоченные элементы пейзажности в садовом искусстве стали впервые организовываться в определенный стиль в эпоху Рококо. Данная эпоха была очень кратковременной, и, по существу, стиль рококо был только разновидностью великого стиля барокко. Однако в садовом искусстве стиль рококо сыграл значительную историческую роль, явившись непосредственным предшественником стиля романтизма и как бы связующим элементом между регулярными садами барокко и садами романтизма. В садах рококо сохраняются еще элементы регулярности и уже явственно назревают «предчувствия» романтической иррегулярности." (Лихачёв Д. С. О садах)
    Гатчинский же парк, на мой взгляд - вершина пейзажного стиля в России. О нём нельзя было упоминать вскользь.
     
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Я думаю, ещё несколько слов надо сказать о барокко и классицизме в садовом искусстве. Здесь немало путаницы.
    Существует старая французская традиция противопоставления барокко и классицизма 17 века. Классицизм там это стиль Ленотра/Луи 14 (французский парк), а барокко это что то из эпохи Луи 13 . Соответственно рококо эти стиль Луи 15, а стиль Луи 16 это неоклассицизм.
    но в отношении других стран эта схема не срабатывает.
    В России барокко это стиль пер. пол. 18 в. а классицизм (без нео) - вт. пол 18- пер. пол. 19.
    Российское барокко это одновременное применение всех разновидностей стиля - это и северное классицизирующее барокко в сочетании с голландскими садами, и мотивы французского "классицизма" - в особенности в устройстве парков, и рокайльные и полурокайльные веяния.
    Но в любом случае это регулярный парк. и литература и в духе "барокко" и в духе "классицизма"
    А вот российский классицизм - соответствует французскому "нео-классицизму" и продолжает линию английского палладианства пер. пол 18в ., где оно сочеталось с пейзажными \английскими парками.
     
    takedo и list нравится это.
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Т.н. английские парки тоже проходят несколько этапов развития.
    Самый ранний связан с именем Кента - он максимально связан с классической традицией. В это традиции работал Камерон в Царском селе.
    Чемберс - это шинаузри. Про шинаузри в Царском селе и Ораниенбауме я уже писал выше.
    следующий этап связан с именем Ланселота Брауна - т.н. извилистый стиль - в России он максимально представлен как раз в Гатчине
    наконец завершающий этап это эпоха Рептона и создание натурального стиля (в России в этом ключе появлялись мысли у Болотова и Львова).
    Одновременно с рождением идеи натуральности и появилась и идей эклектики - прежде всего в виде отказа от брауновской непримиримости к садам предшественников.
    Поскольку усадьбы создавались веками и десятилетиями само собой естественно получалось, что там складывались сады разных стилей, накладываясь друг на друга. В кон. 18 в. это получило санкцию садового искусства:
    появляется идея нескольких парковых зон - ближайшая к дому - регулярная (в духе барокко), за ней идёт зона "с буколическими постройками" (в духе Кента), дальше зона с открытыми пространства и холёными деревьями (в духе Брауна) и наконец самые отдалённые части парка решаются как "натуральные" - с преобладанием слегка видоизменённого естественного ландшафта и местных пород (в духе Рептона).
    Практически архетипическим воплощением такого парка является Павловск (создавался в основном в 1780-х-1820-х)
     
    takedo и list нравится это.
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Дальше идут парки эпохи историзма
    Первый этап здесь это романтические парки. Самый первый чисто романтический парк это Монрепо , заложенный бароном Николаи в 1798 г.
    в основном же эти парки создавались в России в 1830-х-40-х гг (Александрия в Петергофе, Александровский парк (новая часть) в Царском селе, Воронцовский в Алупке и др. Для них характерны "готические" постройки, "оссианические" мотивы, смена настроений по мере движения. Парк самоценен, дворец только часть декорации. Наличие настощих исторических построек и легенд и достопримечательностей приветствуется, если нет - они создаются искусственно.
    Второй этап это в основном вт. пол. 19 в. Выше такие парки были обозначены как эклектические. Они действительно, как правило, органично сочетают регулярные и пейзажные участки, но довольно редко последовательно эклектичны - т.е. включают сознательно разностильные образцы садового искусства. Скорее основной характеристикой этой стадии является изменение древесного состава парков и общая "ботаническая" тенденция - на место лип и дубов приходят клёны, сосны, ели, пихты, лиственницы, цветущие кустарники, берёзы. Из них же формируются аллеи. Максимальное влияние придаётся посадкам экзотов - речь идёт о сотнях видов в одном парке, вроде веймутовой сосны или гингко. Большое влияние уделяется и цветникам с экзотическими цветами, оранжерейным растениям. В тоже время парки очень плавно вписываются в окружающий ландшафт, переходя в леса и поля. Появляются длинные видовые прогулочные дороги уводящие очень далеко вдоль берегов рек или по склонам. Часты экономические плодовые сады с обсадкой "кварталов " и аллеями из других древесных пород.
     
    Последнее редактирование: 10 дек 2018
    list нравится это.
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Парки модерна (первые кон. 19 в., в основном - нач. 20) имеют много общего с парками эклектики - увлечение экзотами, сочетание пейзажных и регулярных участков. Но как правило эти сады глубоко "интровертны": основным является не вид на дом, а вид из дома. сам дом редко доминирует - он скорее отступает в тишь парка, воспринимается фрагментарно: каждый фасад своеобразен и замкнут на определённую парковую композицию. сад вновь становится продолжением дома - он и перетекают друг в друга через декор, большие окна, веранды, небольшие партеры и зелёные кабинеты. так же перетекают парковые участки - дробясь на интимные микропейзажи. дальние виды нередко открываются только с некоторых фиксированных точек . зелень деревьев рассматривается вблизи , подступая к дому - подбираются изысканные сочетания разнообразных деревьев по цветовой гамме листвы, рисунку веток. вблизи дома план миниатюрно регулярен - здесь большие выпуклые клумбы, фонтан, одна-две скульптуры. множество цветов и цветущих кустарников (розовые, сиреневые аллеи, обсадка спиреей и тд), огромное внимание уделяется ароматам, вечернему, утреннему, ночному освещению.
    очень часто дом стоит над крутым заросшим склоном и главной осью парка и центром композиции является лестница, соединяющая узкие крутые террасы. используются каменные подпорные стены, предпочтение отдаётся дикому камню. Пруды такие же- закрытые зеленью, уединённые, с водяными цветами. Рукотворность и цветовое богатство регулярных участков подчёркнуто противостоит дикости окружающих пейзажных массивов - часто хвойных. Дорожки плетутся прихотливым узором "лепестка цветка", на их пересечениях высаживаются купы наиболее значимых, знаковых деревьев. Закрытость сада вдруг открывается далёкими видами - на море, большую реку, лежащую внизу равнину.
     
    Последнее редактирование: 10 дек 2018
    takedo и list нравится это.
  17. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Красота, Максим...

    Наверно, модерновый российский парк наиболее близок японскому принципу устройства и развёртки сада, самому взгляду на сад.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    полагаю, что да )
     
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Теперь об общественных садах )
    В России первым был открыт для посещения чистой публикой один-два раза в неделю Летний сад в Петербурге, в нач. 19 в. - Царицинский парк в Москве, но всё равно это были дворцовые парки. Первые городские парки появляются во вт. пол 18 в. в западных губерниях - замлях Речи Посполитой.
    В 1812 закладывается мемориальный Кремлёвский (Александровский) сад в Москве - который изначально был задуман как общественный (открыт в 1821 г.). выглядел он вот так
    0_1aa1db_ade047d0_orig.jpg
    в 1818 император Александр в указе выражает пожелание чтобы общественные парки были утроены во всех губернских городах. и к 1830 г. его желание начинает осуществляться.
    В Москве же первый крупный общественный парк - Петровский - был устроен в 1827 г.
    0_152569_a6dc9a36_XXXL.jpg
    0_6a6d3_71ab4083_L.jpg

    в Японии в 1841 г., по приказу даймё Токугава Нариаки, был завершён парк Кайраку-эн, изначально задуманный как открытый для публики. (восстановлен после войны)

    maxresdefault.jpg

    60d66e83ef1330bd82f6a0a34901a1ce.jpg F-154754S13018H341-1.jpg

    kairakuen_01.jpg
    btaj185qn80.jpg

    map_sansaku200712.gif
    ( Кобунтай это домик самого князя)
     
    list нравится это.
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В 1840-х гг.в Москве происходит благоустройство Сокольнической рощи - там создаётся лучевая планировка просек (традиционный план в прежних царских зверинцах (охотничьих парках) - позднее используемых для верховых прогулок.
    Теперь именно сокольники становятся местом массовых гуляний - масштабы далеко превосходили Петровский парк. Иным был и стиль - явный натурализм )
    nick1-2.jpg
    в 1878 Сокольники были выкуплены городской думой и превращены официально в парк. в 1883 в центре Круга была сооружена ротонда (сцена), в 1896 созданы пруды в Олеьней роще
    Shema-parka-Sokolniki-iz-karty-Moskva-Festivalnaya-1985-god.jpg

    соколhistory-bg-1.jpg

    сокол0_145dd4_fc6a3a32_XXXL.jpg сокольники 4e4713a163a1ed5557115bdff9e86aff.jpg

    сокольники 1.jpg

    сокол0_145d96_a298b501_XXXL.jpg

    сокол0_145d97_79f371ce_XXXL.jpg

    сокол0_145d9b_8eeee5e4_XXXL.jpg

    сокол 0_145da2_d83d759d_XXXL.jpg

    сокол0_145da8_f0587bc4_XXXL.jpg сокол0_145d95_43a1880b_XXXL.jpg сокол0_145d9d_6f7cb814_XXXL.jpg сокол ипподром0_145da7_b0f68671_XXXL.jpg сокол кофейня0_148254_ae382344_XXXL.jpg
     
    list нравится это.
  21. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    О, какой замечательно устроенный лес! И прекрасные снимки.
    А сейчас это место в каком состоянии?
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    в каком то таком

    8fb248c892a413e6b06fa3ccabac9d96.png парк сокольники_2.JPG 81_big.jpg
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В 1873 г. император Мейдзи приказывает создать пять первых общественных парков в Токио (решение в духе прогресса, разумеется)

    парк Асакуса (на храмовой территории)
    asakusa-fountain2-300.jpg asakusa-park-blossom-300.jpg asakusa-park-snow300.jpg асакусаSC15083.jpg

    парк Фукагава
    Fukagawa Parkscan0004.jpg

    Fukagawa-Park-Kids-old-postcard.jpg fukugawa-park-300.jpg fukugawa-park-pond-300.jpg

    парк Асукаяма

    асукаяма 40403192405_d2e64f8d5c_b.jpg асукаяма 41301109082_0c8792cd9d_b.jpg

    парк Сиба
    shiba-park-blossoms-pond-300.jpg

    Shiba Park,scan00083.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 дек 2018
    list нравится это.
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    парк Уэно

    Ueno ParkSC84523.jpg уэно yedogawa-canal-boat-bridge-blossoms.jpg уеноscan0017.jpg уеноscan00412.jpg
    ueno-park-1910.jpg

    Ueno Parkthumb1024_101_20150608_Day07_Tokyo.jpg ueno-park-tokyo.jpg

    Ueno-Park-Autumn.jpg




    Ueno Parktachikawa-72991.jpg

    Ueno Parkshutterstock_405603244.jpg

    Ueno Park1_cc2IO7JXIJJ1f_EqYTGjeg.jpeg
     
    Последнее редактирование: 12 дек 2018
    list нравится это.
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1880 заложен парк в Нара. Это уже полноценный английский парк в 502 га, соединивший между собой древние храмовые комплексы и сады
    Naramap3.jpg

    38069670724_124465959e_b.jpg

    aflo_AXHA009116.jpg Nara-Park-01.jpg nara-park-autumn.jpg

    P1940303 (800x534).jpg

    pic_nara19.jpg

    pixta_20736060_M.jpg

    Nara.Park.original.34415.jpg

    muroimg03.jpg

    600x600tour-tripnara-park-1598-849-20180414-2.jpg K2901.jpg


    Nara-Park-Gardens-680x1020.jpg
     
    list нравится это.

Поделиться этой страницей