1431

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 18 окт 2019.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
     
    Последнее редактирование: 24 окт 2019
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Гентский алтарь, освящен в 1432 г. :)

    0VanEyck_GhentAltar.jpg
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Сравнивая мир 1431 с 1309 (предшествующая ветка) мы обнаружим мир не столько более развитой, сколько боле усталый. В принципе, мы видим те же государства (хотя "мутировавшие"). Соотношение Запад-Восток принципиально не изменилось. По прежнему лидирует в политике и экономике Китай (только уже не монгольский, а снова ханьский - империя Мин), главный центр науки в Самарканде. Только границы цивилизаций вновь стали слабо проницаемыми. Глобальный мир сохранился на юге и востоке , объединяя Тихий и Индийский океаны. Но Мир Ислама снова стал жёстким барьером, изолировав Запад.
    В эту эпоху мы встретим гораздо меньше масштабных сдвигов и ярких умов, чем веком раньше. Ни наука, ни философия, ни мистика уже не были оживлены пламенем ожиданий и свершений. Это действительно "осень средневековья". Но зато цвело искусство, приобретая всё более рафинированные, утончённые и изысканные формы.
     
    Последнее редактирование: 18 окт 2019
    Glenn нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Последнее редактирование: 13 ноя 2019
    Glenn нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Относительно численности населения Европы 15 в. существуют большие разногласия. Более вероятно , что она была гораздо ниже чем в нач. 14 в. и период падения продолжался в Великой чумы до 1420 г. - по некоторым оценкам, до 55 млн. чел. Средняя продолжительность жизни была в районе 33 лёт. Мужчин было заметно больше, чем женщин.
    Несомненно стало намного холодней - пик похолодания пришёлся на 1433 г. Европу заметали снегопады, на юге участились заморозки, в зимний Париж порой забредали волки, летом часто шли дожди.
    Но падение численности населения в сочетании с ростом производительности труда привели к тому, что время было довольно сытое. Население (кроме крестьян) питалось б.ч. мясом (в скоромные дни по полкило в день - в Северной Европе) и рыбой (в посты, которые занимали почти полгода). Рыбо это обычно солёная селёдка, но в прудах разводили карпов , в реках ловили форель и осетров (копчёных осетров и стерлядь венецианцы и генуэзцы привозили из Орды), по-прежнему пили много спиртного. Сеньоры ели белый хлеб и фрукты, бедняки - чёрный, бобы, репу, лук и чеснок. Изысканной пищей считались фазаны и куропатки. Среди богачей увлечение гастрономией было повсеместным.
    Леса, сильно поредевшие столетием ранее, начали постепенно восстанавливаться, росло и число диких зверей - благо почти все леса теперь были охотничьими заповедниками.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В городах проживало ок. 10 % населения. Их было очень много, но население было невелико. Города в 5-10 000 считались большими. Больше 10 000 мегаполисами. К последним относились например великие ганзейские города (Данциг ок. 12 000, Гамбург 22 000), 14-15 000 жило в Бреслау - крупнейшем силезском городе, 14 000 в Антверпене, во Флоренции жило 37 000 чел, в Генте 70 000.
    Стотысячниками были Париж, Неаполь, Генуя и Венеция - в Венеции- крупнейшем городе Европы могло жить и до 150 000 ( в мире в целом стотысячниками было 15 городов и крупнейшим городом Земли был Пекин с 450 000-м населением).
    Самым урбанизированным районом были Фландрия и Брабант , где горожанами были чуть ли не две трети населения, существование их обеспечивавало высокоинтесивное сельское хозяйство (довольно интенсивным оно было и в прилегающих районах Англии и Франции). Не случайно именно Фландрия с Брабантом (во владении Бургундского герцогства) становятся главным центром искусства, музыки и законодателями мод Европы .
    Почти столь же процветающим (но более обширным) регионом была Италия (оценка ВВП на д.н. к нач 15 в. - 1725 долларов 1990 г.), Для Англии оценка - 1303 доллара, для территории современной Голландии - 1195).

    По регионам оценка населения на нач 15 в. примерно 11 млн. во Франции, 8 млн. в Италии, по 6 млн. в Испании и Германии. В 1431 оно должно было быть меньше.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Европа всё ещё воспринималась как единый Христианский мир благодаря единой католической Церкви, единобразной системе высшего образования (с многочисленными университетами) и в целом единой культуре.
    Но, в отличие от предшествующих эпох, единого центра здесь уже не было - в кризисе находились и папство, и империя, и французская корона. Весь центральный регион - Франция, Германия, Италия - находился во власти князей и великих вольных городов.
    Могущественны были скорее окраинные правители.
    Благодаря широкому распространению уний число королей было заметно меньше числа королевств. Всего в Европе было два императора (Римский и Византийский) и 12 королей -Португалии, Кастилии, Наварры, Арагона (Сицилии и Сардинии), Англии (и Франции), анти-король Франции в Руане, Шотландии, Неаполя, Скандинавии (Дании, Швеции и Норвегии), Польши, Боснии и Кипра.
    Римский император Сигизмунд владел коронами Германии, Арелата, Италии, Богемии и Венгрии - из которых реально правил только в последней.
    Господствующим строем в Европе была сословная монархия - рыцарство, духовенство, буржуазия избирали своих депутатов в сословные собрания, которые именно себя считали носителем власти в стране. князья (или магнаты) составляли верхнюю палату. Без согласия сословных органов король не мог ни собирать налоги, ни вводить законы, а зачастую, ни вступать на престол. Но в разных странах соотношение сил между сословиями отличалось.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Церковные дела

    в 1414-18 собор в Констанце
    1024px-Richental_Konzilssitzung_Muenster.jpg
    под председательством римского короля (титул который носил глава империи до коронации в Риме) Сигизмунда Люксембурга
    Kunsthistorisches_Museum_Emperor_Sigismund_23062013_1.jpg
    положил конец Великой схизме - низложив трёх одновременно правящих пап и избрав одного - нового - Мартина V - Оддоне Колонна (светского кардинала, которому срочно пришлось дать все посвящения начиная с сана дьякона)
    1200px-Papa_Martino_V.jpg
    одновременно собор провозгласил примат соборной власти над папской - что должно было положить начало новой эпохи в истории Римской Церкви и постановил, что соборы теперь будут собираться регулярно. Но папа Мартин имел на этот счёт другое мнение.
    в 1423 когда епископы съехались на собор в Павию, папе удалось отменить его под предлогом эпидемии, сорвал он и намеченный собор в Сиене. Однако в 1431 собор всё-таки собрался - в Базеле (в феврале этого года папа умер).

    У Мартина было много других дел - в 1420 он вступает в Рим, три года потребовалось чтобы выкупить город у неополитанской королевы и кондотьера Браччо де Монтоне.
     
    Последнее редактирование: 20 окт 2019
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Весёлый город Рим

    К 1420 г. Рим представлял собой довольно хаотичное зрелище громадного разрушенного античного мегаполиса, утратившего всякую планировку. Все сколько -нибудь целые древнеримские здания были перестроены в городские замки, принадлежащие знатным семействам, и в церкви (в городе их было 348). Остальные руины служили каменоломнями, часто там же выжигали из античных обломков известь.
    Город делился на 13 кварталов, каждый из которых был самоуправляемым, имел свою милицию, знамя и амбиции. Весь город ощетинился башнями - знатные кланы соперничали за власть и вели постоянные стычки, набирая вооружённые шайки. Бандитизм процветал - наверно Рим был самым криминальным местом в Европе - благо туда стекались бесчисленные паломники, которых можно было "пощипать".
    Мартин сам был римлянином и главой могущественного клана Колонна - который и стал его опорой. Папа поселился во дворце Колонна, раздал родне все значимые должности и бенефеции и 150 000 дукатов (525 кг. золота). Так он смог утсновить контроль над городом и государством, осуществив окончательный перевод всех структур курии в Рим и Авиньона. В 1425 он создал полицию для контроля над городскими улицами и отлучил от Церкви работорговцев, продававших христиан в рабство в Африку (и вообще запретил христианам торговать христианами).
    В относительное спокойствие знать занялась ремонтом и расширением своих замков-дворцов. Население с энутузиазмом восприняло возобновившейся приток паломников - началось массовое строительство гостиниц и приютов (последние устраивал землячества), в 1425 отпраздновали юбилейный год, каждой год справлялись карнавалы и утраивались многочисленные торжественные шествия. Но главным развлечением были римские бега - с корридами, бегами отдельно лошадей, ослов и мулов, мужчин во возрастным категориям - особым успехом пользовались забеги голых стариков, ловля свиней , спускаемых с горок на санях и юмористические шествиях евреев. Во всё этом принимал активное участие папский двор и кардиналы. Квартальные чемпионы входили в коммунальную элиту.
    Папский двор это 5-6 000 человек. Ядром его была администрация курии - единственная в Европе полноценная бюрократическая структура, она осуществляла управление всей Церковью. Главных ведомств было три: канцелярия - около сотни самых образованных и квалифицированных специалистов с гуманистическим образованием, ведавшая церковными кадрами и связями, финансовая палата во главе с камерарием и казначеем - налоговый орган собиравшие папские доходы по всей Европе облагавший разными поборами духовенство и все церковные учреждения, и церковный суд.
    "Апостольские клерки" были мощной корпорацией и отличались злонравием - вели весьма светский образ жизни и славились злоязычием. Папский секретарь Поджо Браччолини задавал здесь тон - он прослужил в курии 50 лет. Известный гуманист, отыскавший немало античных сочинений, острослов, автор сборника анекдотов (преимущественно эротических), имел 14 внебрачных детей от разных женщин (на старости лет его всё-таки заставили жениться - на 18 летней девушке, с которой он прижил ещё шестерых) .

    После смерти Мартина конклав избрал папой 48-летнего венецианца Евгения 4 (племянника папы Григория 12), обязав его не назначать новых кардиналов, не решать никаких важных вопросов и не распоряжаться финансами без конклава. Став папой он немедленно расторг это соглашение. Затем был нанесён удар по роду Колонна и его сторонникам - ок. 200 человек были казнены или уморены тюрьмах. Он укрепил заново замок св. Ангела (мавзолей Адриана) и закупил артиллерию. В 1432 в руки римской коммуны перешёл Колизей (который до этого оспаривали два знатных рода). Опорой папы стал род Орсини - соперники Колонна (правда борьба не закончилась - в 1433 папа олучает колонна от Церкви, в 1434 Колонна поднимают восстание - и папа был вынужден бежать из города спрятавшись на дне лодки, прикрытый досками)

    При Евгении в курии появляются новые перспективные юноши - в частности в 32 Леон Батиста Альберти - один из самых прославленных впоследствии гуманистов.
    Уже в юности Альберти поражал всех гениальными способностями - он был знаменитым силачом и гимнастом, мастером дальней ходьбы, верховой езды и красноречия, сочинял музыку, к 24 годам он изучил право и занялся физикой и математикой, параллельно осваивая разными ремёслами, живописью и лепкой, изобрёл что-то вроде "волшебного фонаря" и параллельно написал несколько комедий.



    Не получив места в курии, стал профессором в Павии Лоренцо Валла (его подсидел Брачоллини, опасаясь соперничества юного дарования), с тех пор Валла стал постоянным оппонентом папства. В это время знаменитый гуманист только начинал свою карьеру, но в 1431 уже написал сочинение "Любовные наслаждения", где осмеял девственность, верность , благонравие, скромность и потребовал общности женщин и свободной любви. (много лет спустя Валла все же получит место секретаря курии)
     
    Последнее редактирование: 27 окт 2019
    NikoPilgrim нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Собор

    Между тем в Базеле в 1431 г. открылся церковный Собор. Первым делом был вновь провозглашён принцип первенства власти Собора над властью папы и отменил большую часть папских поборов. Папа Евгений через своих прибывших на Собор "клерков" тут же его оспорил и решил вообще не признавать законность собрания, что никак не повлияло на его ход. Сюда собрались лучшие умы. Епископ Любека Иоганн Шеле предлагает лишить папу всех доходов, кроме поступающих от Папской области - по его расчётам от неё можно получить 500000 дукатов в год - если не разбазаривать и не раздавать бенефеции папской родне. Также он считает что папа не имеет никакого права вмешиваться в замещеине выборных церковных должностей - еписков и аббатов.Он призывает князей Империи к единству и проповедует теорию "двух мечей" - о том, что Церковь должна поддерживать императорские решения, отлучая смутьянов.

    Сигизмунд, которого этот вопрос касался более всего, как и папа, на Соборе отсутствовал. Он не собирался ссорится со Святым Престолом. В 1431 г. он наконец , на 21-м году правления, решил совершить коронационный поход в Италию. В 1433 он пребудет в Рим и будет коронован императорской короной. По этому поводу были устроены большие празднества - оформление его было поручено Донателло.

    В 1433 в Базель прибыл Николай Кузанец -там он пишет трактат о католическом согласии, также в духе примата Собора. Это ещё один молодой и в будущем знаменитый гуманист. Вот его достаточно показательная для интеллектуалов эпохи биография:

    "Николай Кузанский родился в 1401 году в селении Куза на берегу Мозеля, в Южной Германии, в Трирской епархии. Отец философа Иоганн Кребс был рыбаком и виноградарем. Достоверных сведений о детских годах Николая нет. Известно лишь, что подростком он бежал из родного дома и нашел прибежище у графа Теодориха фон Мандершейда, который впоследствии в течение многих лет покровительствовал Николаю. Предполагают, что на первых порах граф отдал способного подростка в школу «братьев общей жизни» в голландском городе Девентер, где впоследствии обучался Эразм Роттердамский.

    Это светское, но, по характеру своему, близкое к мистическому монашеству сообщество, возникшее в Нидерландах во второй половине 14 века на основе религиозного движения "нового благочестия", ставило своей целью нравственное преобразование общества путем воспитания глубоко личной религиозности. Господствующей внешней обрядности и тонкостям схоластического богословия "братья" противопоставляли стремление к совершенствованию путем "подражания Христу" в Его земной жизни и человеческим добродетелям. Мистицизм "братьев общей жизни" способствовал тому, что будущему философу удалось избежать рационализма схоластики. В школе обучали «семи свободным искусствам», занимались комментированием богословских и философских книг, изучением латинского и греческого языков.
    Вернувшись в Германию, Николай поступил в Гейдельбергский университет, а в 1417 году он прибыл в Падую, известную своими древними традициями в области религиозной философии. Падуя в 15 веке была одним из самых значительных центров образования и культуры. Николай поступил в школу церковного права, однако его интересы не ограничивались юриспруденцией. Именно в Падуе начинается его увлечение проблемами естествознания, математикой, медициной, астрономией, географией. В 1423 году Николай получает звание доктора канонического права, а в следующем году он посещает Рим, где знакомится с гуманистом Поджио Браччолини, в то время канцлером Римской сеньории.
    Вернувшись на родину, Николай решает посвятить себя богословской деятельности. В течение года он изучает богословие в Кельне, где значительным влиянием пользовались следовавшие неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого. Получив сан священника, Николай в 1420 году поступает секретарем к папскому легату в Германии кардиналу Орсини. Через некоторое время он становится настоятелем церкви святого Флорина в Кобленце....Реформаторские замыслы Николая Кузанского касались не только Церкви, но и государства. В этом же трактате он провозгласил идею народной воли, выдвинутую еще Оккамом. Николай считал, что народная воля божественна и естественна и имеет равное значение для Церкви и государства. Любой законный властитель, будь то папа или король, есть лишь носитель общей воли. Однако в ходе работы собора Николай перешел на сторону папы Евгения Четвертого, решив, что собор бессилен осуществить предложенные им реформы."

    Через несколько лет мы увидим его в Риме, в числе апостольских клерков.
    В своей работе Кузанец впервые ставит под сомнение реальность "Константинова дара" - по которому якобы папы получила во владению Западную Римскую империю. Окончательно то, что это фальшивка докажет Валла.

    В целом можно сказать, что и конклав 1431 и Базельский собор пытались преобразовать Церковь в вольном духе сословной монархии.

    Вторым главным вопросом , которым пришлось заняться Собору это был вопрос о гуситах.
     
    Последнее редактирование: 20 окт 2019
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Гуситы

    В 14 веке вопрос о борьбе с ересями как-то отходит на второй план - хотя так и не были добиты вальденсы, а в Боснии продолжали процветать катары-богомилы.
    Но в нач. 15 в., в связи с кризисом в Церкви еретическое движение разворачивается с новой силой, но теперь это была ересь профессоров )
    Начало ей положил профессор Уиклиф в Англии (умер своей смертью в 1384 г.), в Англии его последователи были довольно быстро разгромлены, но идеи перекинулись на континент. Их проповедовали в Пражском университете Ян Гус и Иероним Пражский - которые были сожжены в 1415-16 гг. - их учение было осуждено Констанцским собором. Однако это не успокоило страсти - в Чехии заполыхало. Туда прибыл и ученик Уиклифа Питер Пэйн.
    Основная идея был а собственно о том, что Церковь это не клир и не иерархия - а собрание всех душ определённых Богом к спасению, и глава её не папа, а Христос. Между мирянами и священнослужителями нет принципиального отличия, а учение должно основываться только на Библии. Священники же совершающие смертные грехи оказываются вне Церкви.
    Поэтому Гус начал причащать мирян вином и разрешил им читать Библию, одновременно осудив торговлю индульгенциями.
    В 1421 на сторону гуситов перешёл Пражский архиепископ, одновременно Сигизмунд (давший Гусу охранную грамоту, а потом предавший его) был низложен сословиями с Чешского престола - власть перешла к выборному правительству из пяти панов, пяти рыцарей, восьми горожан и двух "таборитов" ( радикальных гуситов , создавших собственную армию).
    Чтобы понять масштабы скандала, надо сказать, что Чехия (Богемия) была одной из самых развитых и богатых стран Европы и доменом царствующего дома Люксембургов - многие десятилетия Прага была императорской резиденцией.
    Лишившись Чехии Сигизмунд в Германии оставался только графом Люксембурга (да и то больше номинально) и мог теперь рассчитывать только на свои венгерские владения.
    Ситуция напоминала также ту которая привела в альбигойским войнам - и теперь против еретического государства был объявлен крестовый поход - все в течение 10 лет их состоялось пять. Вот только результаты были иными, гуситы оказались непобедимыми. Под руководством вождя таборитов Яна Жижки была создана пешая армия нового типа, способная противостоять рыцарской коннице - её вёл дух религиозного фанатизма (гимн "кто вы божьи воины - таборитский)

    Он ввёл первый устав, разделение войска на основные и вспомогательные (занятые фуражировкой), полевую артиллерию и знаменитые "таборы" - сцеплённые цепями повозки - передвижные стены. После смерти Жижки войска возглавил священник Прокоп Голый.
    Отбивая крестоносцев гуситы (табориты и "сироты") перешли в наступление - начав набеги на соседние страны. Они разрушали церкви, монастыри и замки, не трогая особо простонародье, вели проповедь, грабили и уходили , получив контрибуцию. Идеи гусизма стали распространяться по соседним странам. В городах под знамёнами гиситов грабили и изгоняли патрициат. Военную поддержку гуситам предоставила Литва.
    Основной формулой были "четыре пражские статьи": свобода проповеди, причащение мирян вином, лишение Церкви имущества, светское и беспощадное наказание за смертные грехи. Тех кто этим довольствовался называли чашниками, табориты и сироты придерживались более радикальных воззрений.
    в 1428 гуситы совершили успешный поход в Силезию, в 29-30 двинулись пятью колоннами в Австрию и Германию - разграбив Тюрингию и Саксонию и дойдя до Нюрнберга - князья просили мира и заплатили контрибуцию в 32 000 дукатов.
    в 1431 был собран самый масштабный крестовый поход под командование легата Чезарини - он провалился особенно позорно - всё войско панически бежало при первом появлении гуситов. Собравшийся в Базеле собор изъяви готовность в диалогу.
    В 1432 гуситы дошли до Берлина, в 1433 до Балтийского моря , через владения Тевтонского ордена - фактически это была уже профессиональная армия, живущая грабежом (сама Чехия была изрядно разорена, при этом некоторые её районы так и остались католическими).
    В 1433 гуситская делегация во главе с Прокопом Голым прибыла в Базель - хотя прения ни к чему не привели, де факто собор признал относительную легитимность пражских статей.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Гуманизм и Новое благочестие

    Эти два основных течения мысли были не столь радикальны как гусизм и, с точки зрения культуры, более плодотворны.
    Главным центром Нового благочестия были Северные Нидерланды - самый яркий представитель в описываемое время - Фома Кемпийский, автор знаменитой книги "О подражании Христу".
    Сторонники Нового благочестия проповедовали мирскую праведность, создавали братства общей жизни (с общим имуществом, но без монашеских обетов), устраивали школы, библиотеки, скриптории. Некоторые были практикующими мистиками. Очень тихие и отрешённые люди.
    http://www.catholic-vnov.ru/lib/fomk0.htm

    Главным центром гуманизма была Италия, и с некоторыми его представителями мы уже знакомились. Впрочем не меньшее значение имел и греческий гуманизм - центром которого была Мистра (столица Морейского деспотата).
    Гуманисты искали истину и моральные образцы, не в Библии, а обращаясь к античному наследию. Собственно изыскания в области классической словесности и были их основным занятием. Колюччо Салютати (ум. в 1406) была разработана программа нового образования, основанного не на семи свободных искусствах,а на филологии, поэтике, истории, педагогике и прежде всего этике. В 15 в. появились и первые "гуманистические" школы основанные на этой программе. Учениками Салютати были и папский секретарь Поджо и флорентийский канцлер Леонардо Бруни - автор Истории Флоренции, где отстаивал идеалы демократии, равенства перед законом, принципа спрведливости и необходимость воспитания гражданственности (на античных образцах прежде всего). Но больше всего Бруни был прославлен своими переводами с греческого. Собственно открытие Эллады и было в это время главным гуманистическим трендом. потому столь значим был и глава гуманистического кружка Мистры - Гемист Плифон, организовавший научное издание трудов Платона, и отстаивающий его первенство перед философией Аристотеля. Пожалуй именно Плифон может считаться самым значимым философом Европы этой эпохи и отцом своеобразного гуманистического нео-язычества.

    В целом и новое благочестие и гуманизм выражали неудовлетворённость интеллектуалов существующей моделью религиозности и культуры в рамках иерархической Церкви. Но взгляды были обращены в прошлое ("что-то мы потеряли, что-то забыли"), а вовсе не были ориентированы на радикальное переустройство общества. Они оказали несомненное влияние на становление нового искусства (арс нова) в его итальянском и нидерландском вариантах. Но в целом за пределами узкого круга сторонников влияние этих идей было ничтожно. И народ и элита жили совсем другими ценностями.
     
    Последнее редактирование: 23 окт 2019
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    интернациональная готика ок. 1431

    Trinity_1430.jpg

    Strasbourg,_Musée_de_l’Oeuvre_Notre-Dame_30.JPG

    Le_Doute_de_Joseph герм.jpg

    Kölner_Maler_um_1430_001.jpg

    800px-Bicci_di_Lorenzo_-_The_Angel_and_the_Virgin_of_Annunciation_-_WGA2151.jpg

    800px-Jaume_Cirera_-_Altarpiece_of_Saint_Michael_and_Saint_Peter_-_Google_Art_Project.jpg

    800px-Meister_Francke_004.jpg

    DiStefano3.jpeg Dornheim_Bachkirche_-_Großer_Flügelaltar_2_Dorothea,_Jakob._Barbara.jpg
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Демонстративное общество

    Если попытаться вкратце сформулировать ощущение культуры этого времени, то главным будет его стремление к демонстрации. Европейское средневековье не знало полутонов и оттенков. Вот контрасты, да. Фанатичное благочестие стремительно переходило в божбу и откровенное богохульство, страстная вера в в полное неверие ("весьма я прогневил Господа, ибо не верю не вечную жизнь , не воскресение, ни Бога и не а в ангелов и не поверю до гробовой доски"), аскетизм в дичайший разврат (целибат в это время стал фикцией, а женские монастыри, по уверениям современников, больше напоминал бордели) и дикое стяжательство, слезливая чувствительность в упоение жестокостью, культ формы и гедонизм в покаяние и преследующие мысли о смерти, разложении, суде и вечных муках, благородство и милосердие в высокомерие и деспотизм. И каждое из них должно быть не только проявлен в крайней степени, но и ещё и должно получить законченную эстетическую форму, быть зрелищным. нищие должны были продемонстрировать свои болезни и уродство (часто фальшивые) со всей наглядностью. Богатство имело смысл чтобы им упиваться , золотую посуду выставляли в окна во время процессий, блюда на пиру проносили открытми по площади, чтобы народ мог на них поглазеть, казни были продуманными поучительными спектаклями с тщательной проработкой сценария. Каждая профессия, каждый статус , должны были быть подчёркнуты. Если двор был в трауре то все ходили в чёрном, ездили на черных конях и запрягали чёрные кареты. Если король каялся ,то велел возить себя в тачке для мусора.
    Каждый абстрактный символ явлен наглядно до полной антропоморфности. Всё служило аллегорией указывающие на что-то ещё и разница между означающим и означаемым порой стиралась до неразличимости.
    и всё должно было быть эстетичным (даже если это была антиэстетика)
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Мастер Франке (Германия)



    Meister_Francke_-_Birth_of_Jesus_-_WGA14321.jpg

    Meister_Francke_-_Adoration_of_the_Magi_-_WGA14322.jpg

    800px-Meister_Francke_008.jpg


    800px-Meister_Francke_009.jpg


    800px-1430_Meister_Francke_Die_Grablegung_anagoria.jpg

    800px-Meister_Francke_005.jpg 1430_Meister_Francke_Christi_Auferstehung_anagoria.JPG

    800px-Meister_Francke_007.jpg

    800px-Meister_Francke_011.jpg

    Христианство пронизывало быт, евангельские истории служили неисчерпаемым кладезем аллегорий и весьма эмоциональных медитаций и особенно проповедей. Проповеди покаяния, образы страшного суда, крестных мук и ада вызывали потоки слёз и буйное раскаяние с сжиганием предметов роскоши и игральных костей. Правда ненадолго. Количество праздников, процессий, обрядов и суеверий были бесконечно и все они сплетались во что-то эклектичное и почти нерасчленимое. Культ Христа и Девы дополнялся культом святых мучеников с их очень земными связями, обязанностями и странностями - например каждый мученик насылал особые формы болезни.

    Ужас вечных мук (описываемых страстно и подробно) способствовал приобретению индульгенций.
    Таксы за грехи были уничтожены в 16 в, но кое-какие дошли (правда за достоверность не поручусь).
    Так убивший жену получал отпущение за два дуката, священника за 4, епископа за 9. отравление простого человека обходилось в полтора дуката, нарушение обета в 9 дукатов, прелюбодеяние совершённое монахом оценивалось в 8 дукатов, а монахиней в 9, а вот скотоложество стоило 12 дукатов. (худшим из грехов было мужеложество)
     
    Последнее редактирование: 24 окт 2019
    Яник нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Пожалуй самый возвышенный идеал эпохи это всё же рыцарь, а не священник (последний был слишком дискредитирован). В рыцарстве сливались все мыслимые достоинства - благородство, верность, сострадание, жертвенность, верность, куртазность, аскетизм и великолепие. Правда полностью соответствовать им могли только вымышленные персонажи. но им можно было подражать и в них играть.
    Эт было время необычайного умножения рыцарских орденов - учреждаемых при каждом дворе. Как правило они были не слишком долговечны. Самым блестящим считался учреждённый Сигизмундом Орден Дракона, самым старым и почтенным английский Орден Подвязки, а самым перспективным был учреждённый в 1430 бургундский орден Золотого Руна (ведь именно бургундский двор считался самым прекрасным, величественным и организованным во всей Европе).
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Oswald_von_Wolkenstein_2.jpg
    (кавалер ордена Дракона)

    Паоло Учелло
    Paolo_Uccello_-_St_George_slaying_the_dragon_-_Google_Art_Project.jpg

    Рогир ван дер Вейден

    Saint_George_and_the_Dragon_Rogier.jpg

    Ван Эйк

    ван эйкgent228.jpg
     
    Последнее редактирование: 24 окт 2019
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Эстетика богатства

    Как я уже сказал, богатство в эту эпоху было нужно, чтобы его демонстрировать. С 1420-х был самый настоящий бум элитарного потребления. Перестраиваются замки, возводятся городские дворцы-отели повышенной роскоши, причём не только знатью , но и богатыми буржуа.
    Громадное внимание уделяется костюмам, причёскам, косметике, манерам, разбиваются сады, устраиваются балы и празднества. Моду задавали бургундцы - появляются платья с декольте, рогатые чепцы (вызывающие нарекания проповедников), обтягивающие одежды, мужчины носят комзолы едва достающие до бёдер и балахоны-уплянды ниспадающие до земли даже на всаднике. парадные одежды всех цветов украшают сотни драгоценных камней. Щиты, сёдла, сбруя, флаги, кареты превращаются в произведения искусства. Корабли покрывают резьбой, золотят мачты и расшивают паруса маргаритками. считает правильным повсюду следовать в сопровождении музыкантов или ставить их играть под окнами. Кулинария безумствует - подаются десятки блюд (не только с множеством пряностей, но и политые благовониями). на обеденных столах устраиваются композиции из множества фигур и громоздится золотая и серебряная посуда, оркестр играет внутри огромного пирога. в моде механизмы приводящие в движения скульптуры - например механических лошадей в натуральную величину.
    манеры предполагают постоянное состязание в учтивости - вежливые споры о том, кто первым должен пройти или сесть тянулись чуть ли не часами.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    800px-Anjou_paris.jpg

    800px-Isabeau_de_Baviere1.jpg

    800px-Jean_Froissart,_Chroniques,_154v,_12148_btv1b8438605hf336,_crop.jpg

    800px-John_the_Good_king_of_Fra_ordering_the_arrest_of_Charles_the_Bad_king_of_Navarre.jpg

    800px-Madness_of_Charles_VI.jpg

    1024px-Le_Bal_des_Ardents.jpg

    Jan_z_Montfortu.gif

    Jousting_Buckingham+Bretagne.jpg

    Joust_John_Holland_Reginald_de_Roye.jpg

    Thomas_of_Woodstock.jpg

    Richard2funeral.jpg
     
    Яник нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Эстетика бедности

    Толпы агрессивных нищих и калек уже давно вызывали раздражение, их пытались отогнать от церкви или хотя бы удержать на хорах и в притворе. Нищенствующие монахи в фольклоре неизменно выступают как как проходимцы и развратники. Но сами бедностьи попрошайничество были культурой санкционированы. Бродили многочисленные паломники, прокажённые , сумасшедшие.
    в 15 веке появились цыгане . судя по всему это был один гениальный проект - в 1411 они впервые появляются в Чехии (потом во Франции цыган называли богемцами - богемой), в 1414 в Германии, в 1417 в Трансильвании и в Молдавии, в 1419 во Франции, в 1422 в Италии, в 1424 в Арагоне. Большой поход начался в 1417 г. под руководством "короля" Синдела и трёх "герцогов"- воевод. У них была грамота венгерского магната Миклоша Гара, заверенная Сигизмундом, в 1422 появляется уже папская охранная грамота. в 1427 табор достигает Парижа:

    «…В воскресенье во второй половине августа, то есть 17 августа названного 1427 года явилось в Париж двенадцать кающихся грешников, как они сами себя назвали — герцог, граф, и ещё десять человек, все верхом; они сказали, что они добрые христиане из Малого Египта… …После того, как Папа услышал их исповедь, он возложил на них епитимью, и, по размышлении, велел семь лет странствовать по свету, не укладываясь спать в кровати; а чтобы они имели хоть какие-то средства, он повелел всем епископам и аббатам выдавать им разовые выплаты по десять ливров; ещё дал он письма к прелатам церкви со своим благословением. С тем они и отбыли. Вот уже пять лет они разъезжали по свету прежде чем добрались до Парижа.

    Так пришли вышеупомянутые двенадцать 17 августа 1427 года; а в день святого Иоанна Крестителя прибыли незнатные люди, которым не позволено было войти в Париж, и они расположились возле капеллы Сен-Дени. Всего их было, включая женщин и детей около сотни или ста двадцати — а когда они вышли со своей родины их было тысяча или двенадцать сотен, но остальные умерли по пути, и среди них король с королевой. Те же, кто выжил, уповали на обещание Святого Отца, что он даст им во владение плодородную землю, но для этого надо с чистым сердцем завершить свои странствия. …Пока они стояли в Сен-Дени, из Парижа и его окрестностей стекались люди, чтобы поглазеть на них. Воистину их дети были умны настолько, насколько это может быть. У большинства, или почти у всех оба уха были проколоты, и в каждом ухе было серебряное кольцо, а то и два, и они говорили, что на их родине это знак благородного происхождения.

    …Мужчины были очень смуглые, у них были вьющиеся волосы; женщины были страшенные и чернющие, на их лицах были следы татуировок, чёрные волосы свисали как лошадиные хвосты. Их одежда состояла лишь из ветхого покрывала, сделанного из очень грубой ткани и завязанного через плечо при помощи тесьмы или верёвок, под ним только и было, что убогая сорочка. Короче, это были беднейшие создания, которые когда-либо на человеческой памяти пребывали во Франции. И всё же, несмотря на их бедность, среди них были чародейки, которые, глядя на ладонь, говорили, что случилось, или только должно случиться; они внесли раздор в некоторые семьи, говоря мужу: «Твоя жена наставила тебе рога», или говоря жене: «Твой муж тебе изменяет». Кроме того, что было ещё хуже, пока они занимались пророчествами и тому подобным, у народа, то ли из-за происков дьявола, то ли благодаря их ловкости и навыкам, опустошались кошельки. По правде сказать, я сам три или четыре раза ходил поговорить с ними, и у меня не пропало даже мелкой монеты; не приходилось мне также видеть, чтобы они изучали чью-то ладонь. Однако народ судачил об этом повсюду, и когда молва докатилась до Парижского епископа, он отправился туда, захватив с собой францисканского монаха по прозвищу Якоби Небольшой, который по епископской просьбе прочитал прекрасную проповедь, грозя отлучением от церкви всем, кто поверит им и даст ладонь для гадания. Так пришлось им убраться. И ушли они в сентябре, в день Пресвятой Богоматери, и направились в сторону Пунтуаза.»

    План прекрасно работал - цыганам подавали, снабжали продовольствием, "воевод" принимали в замках - мужчины обычно передвигались верхом и были хорошо одеты, женщины, напротив, одеты в лохмотья. Египтяне - паломники всем были интересны. особенно в первый раз, вот во второй уже много меньше ) тем не менее. В 1430 цыгане впервые достигли Англии, а в 1433 Дании. В ряде стран за цыганским таборами признавалось самоуправление, и учреждались смешанные суды из цыган и местных для разрешения конфликтов.
    156854_originalе.jpg 156426_original.jpg 155988_original.jpg
     
    Последнее редактирование: 25 окт 2019
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Мечта о Востоке

    Успеху цыганского похода несомненно способствовала их "восточная легенда" о "Малом Египте". Утрата связей в Востоком вновь превращала его во что-то заманчивое и легендарное, ещё недавно приносившее сказочные прибыли, тоску о невыполененной крестоносной задаче и утраченном Гробе Господнем. Идея нового крестового похода постоянно витала золотистой дымкой над европейским дворами, вдохновляя правда не столько на действия, сколько на мечты. Время от времени кто-то высказывал намерение взять крест, но вот только доделать дела...даже английский король Генрих 5, победитель французов при Азенкуре, на смертном одре (1422) клялся , что собирался , покорив Францию, сразу же двинуться на сарацинов. Реальным крестоносцем в молодости был император Сигизмунд - тогда он едва спасся, потеряв всё войско. И в целом было ясно , что в военном отношении Восток сильнее Запада, на рубеже веков это подтвердилось при Никополе (1396), на Ворксле (1399), в Смирне (1402). И ситуация не изменилась - в 1430 турки взяли Солунь у венецианцев.
    Купцы стремились удержать хотя бы подходы к желанной стране - для ганзейцев таким ключом был Новгород, для генуэзцев - Кафа, для венецианцев Тана, для католической Церкви - армяно-католическая епархия Нахичевани.
    Армяне вообще лучше всех подходили на роль посредников в делах с Востоком - их западная база находилась в Польше.
    Тем же немногим европейским путешественникам, которым удалось в эту эпоху удалось посетить восточные страны, приходилось принимать ислам
     
  22. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.754
    Симпатии:
    833
    Это про что?
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    про армянскую диаспору в Галиции и Подолии
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Евреи

    Конечно свободно могли перемещаться между культурными мирами и евреи, но их экономический вес был в это время слишком невелик.
    Основная масса евреев жила в Средиземноморском бассейне - в Испании, Италии, Магрибе.
    Положение по разным странам отличалось довольно сильно. свободу и самоуправление они имели в Португалии, практически не было притеснений в Италии (особенно в Папской области), где евреи свободно жили среди христианского населения - суперделовым итальянцам они были не конкуренты. Известно, что в 1430 еврейских ростовщиков пригласили во Флоренцию, чтобы снизить процент - евреи брали по 20% годовых, а местные банкиры - 33%.
    в Испании евреи находились под постоянным давление - их пытались обратить в христианство. самое масштабное событие - диспут в Тортосе 1413-14 гг. продолжавшийся больше года. Это поддерживало в определённой степени иудейскую богословскую мысль, почти зачахшую в других странах. Но направление мысли было скорее антилиберальное - основанное на критике Маймонида (Шем Тоб, Иосиф Альбо - последний считал что в иудаизме всего три догмата - существование Бога, истинность Торы и воздаяние). Немало евреев крестилось и получило равноправие и возможность для карьеры, при этом часто в тайно продолжая сохранять приверженность иудаизму (возвращение в веру отцов им запрещалось) - их называли мараны.
    В Англии и Франции проживание евреев было запрещено, в Германии они жили строго в гетто. Свободу евреи имели в Польше (особенно в Галиции, там они даже имели поместья), но там антиеврейские настроения заметно усилились - против иудеев была настроена Церковь - например в 1399 сожгли 13 раввинов, обвинив их в том, что они прокалывали иголками облатки (и оттуда обильно текла кровь). Впрочем в Австрии при расследовании аналогичного преступления было сожжено в 1420 г. 270 евреев, а остальные изгнаны.

    Новой зоной еврейской колонизации стало Великое княжество Литовское - там еврейским общинам было обещано полное самоуправление.
     
    Последнее редактирование: 26 окт 2019
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    колдуны и инквизиция

    Впрочем были и исключения. в 1426 охранную грамоту на себя, семью и своё богатство получил чернокнижник Абрахам Вормский - придворный чародей императора Сигизмунда. в молодости он совершил многолетнее путешествие на Восток - в поисках магической мудрости. он посетил Чехию, Австрию, Венгрию, Грецию, Константинополь, Палестину, Синай, Египет и вернулся через Италию и Францию

    Биография Абрахама имеет множество соответствий с биографией легендарного Христиана Розенкрейца - возможно он послужил его праобразом, а может быть это был тот юноша-христианин которого Абрахам встретил на Синае )

    Вообще шансов попасть на костёр было больше у мага-неудачника. Так поступал например с незадачливыми чародеями в нач. 15 в. брат французского короля герцог Луи Орлеанский - успешных же колдунов он холил и лелеял - его двор был средоточием всякого чернокнижия.
    Интересно, что колдун вызывавший демона для маршала Жиля де Ре (казненного в 1440 маньяка замучившего 150 детей, правда всегда благочестиво заказывавшего за их души поминальную мессу) отделался церковным покаянием.
    Вера в ведьм и сатанинские козни была повсеместна, но до массовых преследований дело доходило редко. (в 30-40-е известны ведовские процессы в Савойе-Пьемонте- Дофинэ). Хотя инвизиционные трибуналы существовали и совершенствовались. Охотились они больше на вальденсов. Элементы инквизиционного процесса проникали и в светское законодательство. В священных же трибуналах процедура полностью сложилась уже в кон. 14 века. Инквизиционный процесс не требовал общественного обвинителя - дело возбуждал сам судья и он же вёл расследование, собирая доказательства, и только потом давай приказ об аресте. имена свидетелей обвиняемому не сообщались, царицей доказательств было признание, а методом ведения дела - пытка. Громкие процессы, впрочем, велись гласно и масштабно.
     
    Последнее редактирование: 26 окт 2019

Поделиться этой страницей