Чингисхан

Тема в разделе "Кочевье", создана пользователем Ондатр, 25 ноя 2011.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    (статья опубликована в журнале Преподавание истории в школе"


    Александров М.М

    Чингисхан

    Чингисхан. Для европейца это имя звучит как символ варварства и насилия. Имя предводителя диких орд, обрушивающихся откуда-то из глубин Центральной Азии и сметающих всё на своём пути. Символ бессмысленной жестокости и разрушения, неведомой угрозы, нависшей над хрупкой цивилизацией.
    Родившись как бы неоткуда монгольская держава сразу перепутала все геополитические карты, взломала устоявшиеся границы регионов и цивилизаций, сокрушила казавшиеся незыблемыми империи. Её неостановимое шествие вызывало ужас и восхищение. Монгольская империя, монгольские завоевания, само имя монголов неотделимо в истории от имени Чингисхана.

    Монголы и татары.

    Родина монголоязычных народов Западная Манчжурия – страна, простирающаяся от верховьев Амура на севере до бассейна реки Шара-Мурэн на юге. Монголоязычны были народы сяньби, сыгравшие значительную роль в эпоху великого переселения народов и в истории китайской государственности. Живущий на юге Манчжурии монголоязычный народ кидане в X в. создал могущественную империю Ляо.
    Однако северные монголоязычные племена долины Амура ещё долго сохраняли родовой строй. В X-XI вв. они постепенно продвигаются на запад, занимая территорию современной Монголии. По-видимому, самым сильным и влиятельным среди них было племя татар. Их имя западные народы перенесли на всех кочевников Монголии, подобно тому, как и сейчас порой на Западе называют всех жителей стран СНГ «русскими». Среди этих племён было и племя монголов (мэн-гу). Из этого племени происходил Чингисхан, и позднее все сплотившиеся вокруг него племена также стали именоваться монголами. Однако многие соседние народы по привычке продолжали называть их татарами. Отсюда путаница в использовании этих этнонимов, приведшая к возникновению в отечественной историографии термина «монголо-татары». Кроме собственно монгол и татар, он включает кераитов, меркитов и другие более мелкие монголоязычные племена.
    Первое объединение северных монголоязычных племён, возглавляемое татарами, было покорено, после упорной борьбы, киданьской империей Ляо. В 1125 г. её сменила чжурчженьская империя Цзинь. Как наследница Ляо она претендовала и на власть над «монголо-татарскими» племенами. Во главе сопротивления чжурчженям встали мэн-гу (монголы), племя дольше других остававшееся на берегах Амура. Их объединение называлось «Хамаг монгол улус». В 1147 г. монгольский правитель (гурхан) Хабул-хан, одержав победу над чжурчженями, даже принял императорский титул. Величие монголов оказалось однако непрочным, уже около 1161 г. их держава распалась под натиском татар. Опираясь на татар, Цзинь формально установила в степи свою гегемонию.
    Правителем одного из владений, возникших при распаде «Хамаг монгол улуса», был отец Чингисхана Есугей. Его кочевья находились в бассейне рек Онон и Керулен (в районе нынешней российско-монгольской границы).

    Детство

    «Благодаря благородству (своей) личности и тонкости (внутренних) качеств, он выделился из всех тех народов, словно редкостная жемчужина из среды драгоценных камней, и вовлёк (их) в круг обладания и в длань верховного правления. Его великие потомки и знаменитый уруг (род, линидж) в шести сторонах (всех) семи поясов (мира) стали владетелями венца и престола владычества (над) вселенной (и) правителями счастливого государства». – Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т.1 , М.-Л., 1952 с. 64.

    Согласно Истории Юаньской династии (Юань ши) в год Лошади (1162 г.) жена Есугей-багатура Оэлун родила сына, получившего имя Темучжин. Другие пишут, что это случилось в год Свиньи (1155 г.). Хотя едва ли год рождения великого завоевателя удастся установить точно, но, по-видимому, первая дата всё же ближе к истине.
    Когда мальчику исполнилось 9 лет (по Рашид ад-дину – 13) отец сговорил за него Борте, дочь монгольского вождя Дай-сэчена, и в тот же год скончался. Согласно преданию, Есугея отравили татары.
    Государства у монголов не было. Власть была сильна только когда во главе стоял сильный и удачливый вождь. Под его руку стекались многие роды и племена. Но слабый, несправедливый, жадный, неудачливый правитель рисковал потерять всё. Пока Есугей был жив, он повелевал тысячами кибиток, ему было подвластно сильное монгольское племя тайчжиутов, но едва он умер, как его вдову с малолетними детьми сразу оставили почти все подданные.
    Жизнь семьи была не легка, временами даже приходилось питаться рыбой ( у монголов признак крайней бедности). Подростком Темучжин убил своего сводного брата Бектера, за что был схвачен по приказу нового вождя тайчжиутов Торгутая и забит в колодки. Вскоре, однако, ему удалось бежать.

    Собирание Улуса.

    Достигнув совершеннолетия Темучжин благодаря знатности, личным достоинствам и дипломатическим способностям вернул себе высокое положение в обществе. Он женился на Бортэ, стал названным сыном кераитского хана Тоорила (Тогрула) – побратима Есугея, его собственный побратим – Джамуха стал к этому времени предводителем монгольского племени джаджиратов. Когда (приблизительно в 1178 г.) на ставку Темучжина напали меркиты, пленив Бортэ, Тоорил, Джамуха и Темучжин совершили победоносный ответный набег. После этой победы статус Темучжина заметно вырос, к нему возвращаются многие роды, подчинявшиеся когда-то Есугею, стекаются удальцы.
    Джамуха и Темучжин, признавая верховенство Тоорила, становятся вождями большей части монгольского народа. Через несколько лет между побратимами произойдёт разрыв, дошедший до военного столкновения. Если верить «Сокровенному сказанию» победа в битве осталась за Джамухой. Однако Темучжин сохранил и затем даже расширил свой улус. Между 1180 и 1190 гг. он на курултае (съезде) своих сподвижников был провозглашён ханом и принимает имя Чингис-хан (что, возможно, означает – Океан-хан). В последующие годы он вместе с Тоорилом, выступает, по заданию Цзиньского правительства, против взбунтовавшихся татар и после победы получает от Цзинь звание сотника. Главный вождь –Тоорил получил тогда княжеский титул – ван, и именуется с этого времени Ван-ханом.
    Вероятно, в это время улус Чингисхана не слишком сильно отличался от улусов других монголо-татарских вождей. В задачи монгольского хана входила защита подданных, войны с соседями, делёж добычи, распределение пастбищ. Во внутренних конфликтах он выступал в роли верховного арбитра. В его ведении находились все внешние сношения, и важной обязанностью было обеспечить улусу покровительство сверхъестественных сил. За всё это подданные клялись своему хану в верности, участвовали в его военных мероприятиях, делились добычей и делали подношения скотом.
    Опорой хана служил его род – уруг (для Чингисхана это прежде всего его верные братья) и дружина – нукеры. На них были возложены все военные, административные и хозяйственные функции. Аппарат управления улуса Чингисхана насчитывал всего 26 человек: во главе его стояли старшие нойоны – Боорчу и Чжельме, 13 человек были военными командирами ( 4 лучника, 4 тяжёлых кавалериста – они выполняли и полицейские функции, 4 лёгких, отвечающих за разведку и связь, и командир авангарда – знаменитый в последствии Субэдей), 11 человек ведали хозяйством ставки ( двое были конюшими, двое ведали кухней, один выпасом овец, трое выпасом лошадей, один руководил переездами и следил за имуществом, один управлял слугами и рабами).
    Воины с семьями были распределены по 13 «тысячам» (военно-административным объединениям, выставляющим каждое около 1000 бойцов).
    Государством такой улус назвать нельзя. В последние десятилетия в науке, для обозначения подобных политических структур, используется понятие «вождество».

    Объединение Монголии.

    Победы в степных войнах высоко подняли авторитет и влияние Ван-хана и Темучжина и заставили прочих вождей объединиться против них. В 1201 г. часть монголов, татары, меркиты, ойраты, найманы, собравшись на курултай, избрали своим главным ханом (гурханом) Джамуху. Отныне война за власть над всей Монголией велась между двумя коалициями. В 1202 г. Чингисхан наголову разгромил татар и вырезал всех мужчин и мальчиков «ростом выше тележного колеса». Напуганный Ван-хан соединился с Джамухой, но 1203 г. был разгромлен и погиб. Один за другим все враги Чингисхана были побеждены. В 1205 г. был пленён и казнён Джамуха. В 1206 г. на новом курултае Чингисхан был торжественно провозглашён общемонгольским ханом. Новое государство получило название «Еке монгол улус». По мнению некоторых учёных число подданных Чингисхана достигало теперь миллиона человек.
    Власть Чингисхана над «монголо-татарами» радикально отличалась от власти Джамухи. Видимо ещё в ходе борьбы с Ван-ханом, он приступил к реорганизации управления. Важнейшим актом стало создание Ясы – одновременно свода законов, воинского устава и важного идеологического документа.
    Для монгольской державы, провозгласившей своим принципом полную веротерпимость, Яса стало чем-то вроде священного писания, сплотив монголо-татарские племена в единый этнос.
    Военно-административное деление на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятки тысяч) было распространено на всех монголов, сменив племенное деление. (Это военно-десятичное деление не было каким-то принципиальным новшеством. Оно было известно монголоязычным народам и в древности (в частности жужанам). Их командиры обладали военной, административной и судебной властью. Они могли передать свой пост по наследству, но в случае провинности легко смещались. Воинам запрещалось покидать свои подразделения под страхом смерти. Помимо военной службы, они были обязаны снабжать всем необходимым вышестоящих командиров.
    Важным установлением стало создание привилегированной гвардии – кёшик, почтовой службы, канцелярии. Были назначены Хранитель Ясы («прокурор») и главный судья (он же ведал распределением людей по тысячам). По-видимому, к этому времени можно уже говорить о существовании монгольского государства.
    Главным плодом усилий Чингисхана стало создание самой совершенной в тогдашнем мире армии.

    Покорение Вселенной

    «Почти ...два века военную и политическую историю человечества определяла одна единственная сила. Монголы...завоевали или разорили практически все значительные регионы известного мира, за исключением Западной Европы. Произошло это благодаря уникальному военному и политическому гению неграмотного монгольского вождя Чингисхана, одного из величайшего военачальников человеческой истории» – Р.Э. и Т.Н. Дюпюи. Всемирная история войн. СПб.-М., 1997. Т.1, с. 678.

    Оценивая деятельность Чингисхана, многие историки различают прогрессивный период его деятельности – объединение Монголии, имевшее следствием прекращение междоусобных войн, складывание единого монгольского этноса, и реакционный – разрушительные и кровопролитные завоевания, приведшие в конечном итоге к истощению сил самого монгольского народа. Но в действительности едва ли один можно отделить от другого. Созданная Чингисханом система организации народа-войска могла существовать только в условиях непрерывной войны.
    Сверхзадачей любой кочевой державы является обеспечение эффективной эксплуатации соседних земледельческих обществ, благодаря чему в частности поддерживается низкий уровень эксплуатации внутри самого кочевого социума. Без этой подпитки извне он не в состоянии сколько-нибудь продолжительное время поддерживать высокий уровень политической организации.
    В вину Чингисхану можно поставить лишь то, что созданная им военная машина оказалась чересчур эффективной, и масштаб завоеваний превысил всё ранее известное мировой истории.
    В области международной политики Чингисхан заимствовал в Цзинь идею империи, в отношениях с которой все прочие государства априори рассматривались как потенциальные вассалы. Власть над миром считалась дарованной монголам Богом. Отказ повиноваться влёк войну.
    Все военные компании Чингисхана можно разделить на три группы: степные войны, война с Цзинь, война с Хорезмом.
    Степные войны выступают как прямое продолжение войны за объединение Монголии. Держава Чингисхана мыслилась им как наследница былых кочевых империй, господствовавших в монгольских степях – тюркского, уйгурского, жужаньского каганатов. От них был унаследованы титул «каган» (хаган, каан), деление державы и войска на два крыла и идея степного единства. Под властью этих степных империй находились и оазисы нынешнего Синьцзяна, обеспечивавшие кочевникам контроль над Шёлковым путём и поставки зерна.
    К войнам данной категории можно отнести подчинение сибирских народов (1207, 1218), столкновения с кипчаками (с 1207 г.) и войну с найманами. (походы 1204, 1208, 1218 гг.) В ходе этой последней войны были завоёваны земли нынешних Синьцзяна и Киргизии, добровольно подчинились уйгуры и карлуки.
    Упорную борьбу вёл Чингисхан против тангутского государства Си-Ся (в нынешней провинции Ганьсу), занимавшего ближайшие к Монголии земледельческие районы. Туда были направлены походы 1205, 1207-8, 1209-10, 1217-18. Окончательно тангутское государство было уничтожено только в 1227 г.
    Важнейшей войной Чингисхана была война с Цзинь. Противостояние с хозяевами северного Китая было основой политики всех кочевых объединений, существовавших на территории Монголии. Предвидя «северную опасность», чжурчжени, начиная с середины XII в., каждые три года направляли в Монголию походы с целью «сокращения совершеннолетних» – т.е. истребления взрослого населения. Ими был казнён предок Чингисхана хан Амбагай. Теперь, по мнению монголов, пришло время расплаты. Порвав в 1210 г. вассальные отношения с Цзинь, в 1211 Чингисхан выступил в поход. Начавшись, война продолжалась до последних дней Чингисхана и была завершена уже его сыновьями. При жизни завоевателя от Цзинь отложилась и присягнула монголам Манчжурия и были завоёваны приграничные районы Китая.
    Самая известная из компаний Чингисхана была предпринята против государства Хорезмшахов в 1219-25 гг. и завершилась завоеванием Средней Азии. Эта война была во многом спровоцирована самим хорезмшахом Мухаммедом, вырезавшим монгольский караван, в котором находился посол. Этой акцией сверхвоинственная хорезмийская держава ответила на мирные предложения Чингисхана.
    В ходе этой войны в 1221-23 гг. тумены Джебе и Субэдея совершили свой беспримерный разведывательный поход на запад, разгромив по дороге Закавказье, перейдя горными тропами Кавказ и нанеся поражения последовательно аланам, половцам и русским (последним на Калке).

    Чингисхан как полководец.

    Историки расходятся в оценке военных талантов Чингисхана. Одни считают его одним из 4-х величайших полководцев в истории человечества, другие приписывают победы талантам его военачальников. Одно несомненно, созданная Чингисханом армия была непобедима независимо от того стоял ли во главе её сам великий хан или кто-то из его сподвижников. Его стратегия и тактика ошеломляла противника своей неожиданностью. К её основным принципам можно отнести следующие:
    Война, даже перемежающаяся перемириями, ведётся вплоть до полного уничтожения или капитуляции противника.
    В отличии от обычных набегов кочевников, предпринимаемых с целью грабежа, конечной целью Чингисхана всегда являлось полное завоевание вражеской территории.
    Подчинившиеся на условиях признания вассальной зависимости государства ставятся под жёсткий монгольский контроль. Широко распространённый в средние века номинальный вассалитет изредка допускается только на первых порах.
    К основам военной стратегии Чингисхана следует отнести также принцип удержания стратегической инициативы, максимальную подвижность и маневренность соединений. Почти во всех войнах монголы действовали против численно превосходящего противника, но в месте нанесения главного удара всегда добивались значительного численного перевеса. Удары всегда наносились сразу в нескольких направлениях. Благодаря этим приёмам у противника складывалось впечатление, что он атакован несметными полчищами.
    Подобная эффективность достигалась сочетанием железной дисциплины с поощрением инициативы, развитие навыков взаимодействия и взаимопомощи. В тренировке войск широко использовались загонные охоты, когда отряды охотников, двигаясь с разных направлений, постепенно сжимают кольцо. Тот же метод применялся и на войне.
    Стоит отметить также:
    Широкое привлечение в армию инородцев, любых формирований, готовых сражаться на стороне монголов (К примеру на Калке в рядах монголов оказались русские бродники).
    Постоянное изучение боевого опыта и внедрение новшеств. Наиболее яркий пример– использование достижений китайской инженерной мысли, широкое использование осадных и различных метательных орудий, не исключено, что и огнестрельных. Умение монголов брать города, в том числе хорошо укреплённые, имело для их противников роковые последствия : обычная тактика, применяемая против кочевников, – ввести войска в крепости и отсидеться, и в Средней Азии, и на Руси оказалась фатальной.
    Максимальное использование неожиданности, включая практику зимних походов в северных широтах. Способность вести боевые действия практически в любой природной среде (невыносимым для монголов оказался только климат индийских пустынь).
    Использование для войны местных ресурсов, путём беспощадного организованного грабежа. (ресурсы, с которыми монголы начинали войну, были очень невелики( в частности, постоянно испытывался дефицит железа, например, в подчинённой позднее Болгарии, в качестве дани изымались все железные предметы). Мастеров и специалистов монголы также находили среди местного населения.
    Широкое использование стратегической и тактической разведки и методов психологической войны. Использование национальных конфликтов. Использование дипломатии для обмана и дезориентации противника.
    Террор. Средневековые войны вообще отличались жестокостью, и ужас вызывало не столько обращение монголов к методу террора, а систематичность его применения. Массовое уничтожение населения на занятой территории должно было подорвать ресурсы сопротивления и парализовать ужасом оставшихся в живых.
    Система эффективной оккупации. На подчинённой территории разрушались все крепости, вводилось регулярное налогообложение, Управление поручалась местным феодалам (для них в ранее централизованных областях зачастую искусственно создавались княжества), которые ставились под жёсткий контроль монгольских «комиссаров»-даругачи. Последние, как и другие представители монгольской администрации, в большинстве своём также не были этническими монголами. Таким образом покорённые страны становились базой для дальнейших завоеваний.
    Множество великих империи разрушились при жизни или вскоре после смерти их основателя. Беспощадная система, созданная Чингисханом, доказав свою эффективность, пережила его на несколько десятилетий.

    Чингисхан как личность.

    «Небо отвергло Китай за его чрезмерную гордость и роскошь. Я же, обитая в северных степях, не имею в себе распутных наклонностей; люблю простоту и чистоту нравов; отвергаю роскошь и следую умеренности; у меня одно платье, одна пища; я в тех же лохмотьях и то же ем, что коровьи и конские пастухи; я смотрю на народ, как на детей; забочусь о талантливых, как о братьях; мы в начинаниях согласны, взаимная любовь у нас издавна; в обучение тем (туменов)я напереди других; в ратных боях не думаю о заде. В семь лет я совершил великое дело и во всех странах света утвердил единодержавие».–Послание Чингисхана даосу Чан Чуню.
    Си Ю Цзи, или Описание путешествия на запад даоского монаха Чан Чуня./ В кн. Пустыня Тартари. М., 1995


    Личность завоевателя, как и большинства средневековых деятелей, с трудом проступает для нас из мглы веков. Источники рисуют нам образ, жестокого и чрезвычайно эффективного политика, использующего для достижения своих целей весь набор доступных ему средств, уверенного в своей божественной миссии харизматического вождя, со своими чёткими представлениями о правде и справедливости.
    Определённую характеристику Чингисхана как личности, дают его билики (изречения) высказанные по разным поводам:
    «Если великие люди (государства), бахадуры и эмиры, которые будут при многих детях государя, что появятся на свет после сего, не будут крепко держаться закона, то дело государства потрясётся и прервётся, будут страстно искать Чингис-хана, но не найдут (его).

    Каждый кто в состоянии содержать в порядке свой дом, в состоянии содержать в порядке и (целое) владение; каждый кто может так как это положено, выстроить к бою 10 человек, достоин того чтобы ему дали тысячу или тумен: он сможет выстроить их к бою.

    Каждый, кто может очистить (от зла) своё внутреннее, может очистить от воров (целое) владение.

    Можно в любом месте повторить любое слово, в оценке которого согласны три мудреца, в противном случае на него полагаться нельзя. Сравнивай и своё слово и слово любого со словом мудрых; если оно будет им соответствовать, то может быть сказано, в противном случае (его) не надо произносить!

    Добрым можно назвать только такого коня, который хорошо идёт и откормленный и в полтеле, и одинаково идёт будучи истощённым. Коня же который хорошо идёт (только) в одном из этих состояний, добрым назвать нельзя!

    Среди (мирного) населения будьте смирны как малый телёнок, а во время войны кидайтесь в бой как голодный ястреб, бросающийся на дичину.

    Хорошие качества мужа познаются по хорошим качествам жены. Если жена дурна и неразумна, беспутна и непорядлива, то муж по ней познаётся!

    Нет бахадура, подобного Есунбаю, и нет человека подобного ему по дарованиям! Но так как он не страдает от тягот похода и не ведает голода и жажды, то считает всех прочих людей, нукеров и ратников, находящихся с ним, подобными себе в (способности) переносить тяготы (походов), они же не в силах (их переносить). По этой причине он не годен быть начальником.

    Когда человек пьющий вино или водку напьётся, он становится слеп, – ничего не в состоянии видеть; он становится глух – не слышит когда его зовут; он становится нем, – когда с ним говорят не в состоянии ответить. Когда он напьётся то похож на человека при смерти : если он захочет сесть прямо, то не будет в состоянии (этого сделать , точно так как оцепенел бы и обалдел человек которого хватили по голове.
    Если уж совсем нет средства против питья, то человеку можно напиться три раза в месяц. Как только он перейдёт за три раза, – совершит (наказуемый ) поступок. Если же в течении месяца он напьётся только дважды, – это лучше, а если один раз, – ещё похвальнее, если же он совсем не будет пить, что может быть лучше этого?! Но где же найти такого человека, который (совсем) бы не пил, а если уж такой найдётся , то он должен быть ценим!


    Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить всё, что тот имеет; заставить его замужних женщин плакать и обливаться слезами, ( в том, чтобы) сесть на его хорошего хода с гладкими крупами меринов, (в том, чтобы) превратить животы его прекраснолицых супруг в ночное платье для сна и подстилку, смотреть на их разноцветные ланиты и целовать их, а их сладкие губы цвета грудной ягоды сосать!

    Чингисхан в памяти потомков.

    В 1227 г. во время похода на Си-Ся Чингисхан скончался, ещё при жизни назначив приемника и распределив владения между сыновьями. Место его непосредственного захоронения было тайным, и памятником ему, местом почитания его духа, стал Великий заповедник, на территории которого он был погребён. Его божественный дух почитался как небесный покровитель империи и его Золотого рода. Оставленная им Яса рассматривалась как воплощение высшего Закона. На века на большей части Евразии принадлежность к дому Чингисхана было доказательством права на власть. Те, кто не был прямым потомком Чингисхана, доказывали это право, женясь на женщинах из Чингисова рода, и становясь тем самым «гургенами» – «зятьями».
    Знаменитый правитель и астроном Улугбек, сам будучи гургеном, держал при себе подставного хана – Чингисида. Противники упрекали его за то, что шариату он предпочитал Ясу. Ещё в начале XVI в. своим гургенством доказывал права на престол, в переписке с узбеками, Исмаил – основатель Сефевидского государства (Ирана).В середине XVIII в., взяв Дели, Надир-шах не решился поднять руку на Великого Могола, как представителя «славного гургенского рода». В России времён Михаила Фёдоровича Чингисиды «честью» были выше бояр – Рюриковичей и Гедеминовичей. Естественно, что для средневековых историков, связанных с чингисидской традицией, личность Чингисхана была священна. Как величайший государственный деятель почитается Чингисхан и в современной Монголии.
    Совсем иначе выглядит Чингисхан для российской исторической традиции. В советской историографии именно монгольские завоевания рассматривались как причина экономического упадка и отставания Азии и Руси по сравнению с Западной Европой.
    В Китае, наряду с национально китайской оценкой, видящей в монголах злобных варваров, существует и иная, имперская. Основатель изгнавшей монголов из Китая династии Мин, Чжу Юаньчжан оценил роль Чингисхана с точки зрения конфуцианской теории – Небо избрало праведного человека из монголов и вручило ему мандат на управление Поднебесной, потом добродетель его потомков иссякла, и Небо передало мандат ему – Чжу Юаньчжану. К этой позиции близка и современная китайская историография, склонная рассматривать Чингисхана как китайского императора из национальных меньшинств, а его империю, как предшественника современного Китая.
    И как бы то ни было личность Чингисхана и его деяния по-прежнему возбуждают интерес историков и будоражат воображение потомков.
     
    Последнее редактирование: 6 окт 2017

Поделиться этой страницей