Вот, чисто для затравки разговора. Хотелось бы обсудить возможные связи езидизма с зараостризмом, возможную историю отдельных мифологических сюжетов, параллели с бон-по и т.п. Тема, полагаю, достаточно любопытна.
Ну, доставалось то им немало. На протяжении всей их истории. Подозреваю, что ещё от ортодоксальных зараострийцев.
О связи бона с зараостризмом поминают часто (хотя с конкретикой я знаком слабовато). Есть вроде версия и о том, что основой бона стало "учение магов" изгнанных из Ирана ортодоксальными зараострийцами. У меня выползла догадка, что предки этнических курдов в Загросе (или их часть) тоже приняли "еретический вариант" примерно из тех же мотивов, что и германцы отдававшие предпочтение арианству. Ну а дальше "исходный религиозный субстрат" состоящий из сочетания зурванизма с местными культами подвергся интенсивному влиянию со стороны суфийского Ислама в Иране и Ваджраяны в Тибете, причём достаточно синхронно. Вот такая вот телега.
С боном конкретика да, слабоватая, даже если и познакомишься ). Довольно сложный комплекс на местной шаманистской основе. Кузнецов возводил Бон скорее не к ереси,а к прото-маздаизму. Большой вопрос и то, была ли вообще зороастрийская ортодоксия до Сасанидов. —— добавлено: 11 апр 2012 в 17:10 —— Я думаю, корни йезидизма надо искать в гностической волне прошедшей по всему Ближнему Востоку. Малаки-Тауз связан с зороастрийским Ахриманом по минимуму (если вообще связан)
А проникновение иранских культов в Тибет до этого было ли? Гностическая волна шла по "среднему классу", не шибко, но образованному обывателю-горожанину. Курды были слишком "архаичны" чтоб на них это всерьёз сказалось. Манихейство - это уже дело иное, но, как мне думается, основа езидства подревнее. Теперь, после реформы Ади ...
Кузнецов. помнится, датировал их более ранним временем. "гностическую волны" я употребил в широком смысле, охватывая целый спектр от манихейства до кабалы. а что было до?
Видимо что-то значительно менее монистичное. —— добавлено: 11 апр 2012 в 18:31 —— Думается, езидский (или "праезидский") культ сформировался раньше появления манихейства. Образ ангела-павлина выглядит довольно архаичным. —— добавлено: 11 апр 2012 в 18:48 —— У него тут достаточно ... "специфичный" способ обоснования.
Иезекииль и Иоанн не были последовательно апофатичны как суфии. Суфийские притчи и сказания ни на что кроме дидактичности не претендуют, тогда как образ Малаки-Тауза однозначно культовую форму имеет. И есть ли его прямые аналоги в самом раннем суфийском фольклоре, до Ади? Тут скорее обратное влияние предположить уместней, думается, "неучёный" фольклор суфии использовали не реже чем "учёный".
Кстати, наткнулся по ходу, если кому надо: http://rudocs.exdat.com/docs/index-423264.html?page=9 http://www.scribd.com/doc/106582032/Kuznetsov-Bon-i-Mazdaizm-Compressed