1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну что, дочитал? Едем дальше.
    —— добавлено: 19 авг 2012 в 14:18 ——
    Звёзды и планеты.


    Соскользнув с Млечного пути, душа падает далее через планетные сферы:

    Макробий:
    [13] Следовательно, под действием этого первоначального бремени, душа, соскользнувшая с Зодиака и Млечного Пути к низлежащим сферам, пока скользит через них не только, как уже сказано, окутывается на каждой [сфере] приращением [accessu] светового тела91, но и производит присущие отдельной душе движения, которыми будет обладать в [дальнейшей земной] деятельности.

    [14] На сфере Сатурна она обретает рассуждение и понимание, которые называются λογιστικόν и θεωρετικον [рассудочным и умозрительным началами]; на сфере Юпитера — силу действовать, именуемую - πρακτικόν [деятельным началом]; на сфере Марса — пыл мужества, нарекаемый θυμικόν [яростным началом]; на сфере Солнца — способность чувствовать и мнить, которые зовутся άίσθητικόν и φανταστικόν [чувственным и имагинативным началами]; а движение желания, называемое επίσυμητικόν [вожделеющим началом], — на сфере Венеры; способность формулировать и толковать воспринятое, именуемую έρμηνευτκόν [истолковывающим началом], — на круге Меркурия, при вступлении же на Лунный шар [душа] развивает способность сеять тела и давать им рост — φυτικόν [растительное начало].

    Соответственно:

    «24. - Ты обучил меня всему, - сказал я, - как я и желал, о Ум; но просвети меня еще в том, каким образом происходит вознесение.

    - Сначала, - сказал Пэмандр, - разложение материального тела предоставляет его составляющие для преобразований; видимая форма исчезает, моральный характер (эго?) теряя свою силу, отдается демону, ощущения возвращаются к своим источникам и становятся их частью, снова смешиваясь с энергиями. Отвращение и вожделение возвращаются в бессловесную Природу.

    25. Далее Человек возносится через строение кругов, оставляя в первом из них (Луна) способность расти и уменьшаться; во втором (Меркурий) - лишается своей силы источник злобы и коварства; в третьем (Венера)- обессиливается наваждение похоти; в четвертом (Солнце) тщеславие власти; в пятом (Марс) безбожное высокомерие и дерзость; в шестом исчезает привязанность к богатству (Юпитер); в седьмом (Сатурн)- лукавая ложь.

    26. И, очищенный таким образом от всего, что произвела совокупность кругов, он входит в огдоадическую (восьмую) природу (т.е. сферу неподвижных звёзд), сохранив только свою собственную силу, и поет вместе с сущностями гимны во славу Отца. Все радуются его появлению, и, став похожим на них, он поет мелодичным голосом Сил, кои суть выше огдоадической природы и которые поют хвалы Богу. И тогда они (присутствующие души) по порядку поднимаются к Отцу, и доверяются Силам, и, став Силами, рождаются в Боге. Таково конечное Благо тех, кто владеет Знанием, - стать Богом». (Герметический корпус. Поймандр).
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ещё более радикально решает этот вопрос гностицизм, для которого боги мира сего (владыки планетных и звёздных сфер) злокозненные архонты, насилием и обманом удерживающие людей в своей власти. Задача души с помощью тайного знания прорваться за их пределы. Соответственно, гностические памятники дают подробные схемы космической ловушки.
    Правителем и создателем ложного мира выступает демиург (Протопатор, Иалдобаоф)
    В таких памятниках, как «Ипостась архонтов», «О возникновении мира», «Апокриф Иоанна», картина иерархии ещё не слишком усложнена. Демиург Иалдобаоф властвует над 12 архонтами (7 из них правят небесами и пять адом). Семь традиционное число планетных сфер.
    Согласно трактату о «Происхождении мира» один из архонтов – сыновей Иалдобаофа – Саваоф, узнал о существовании плеромы и перешёл на сторону света: «Из-за его света все Силы Хаоса позавидовали ему и, придя в смятение, затеяли великую битву в семи небесах. Тогда Пистис София, увидев битву, послала Саваофу из своего света семь архангелов. Они восхитили его на седьмое небо и стали перед ним как служители. Снова она послала ему еще трех архангелов. Она установила царство ему над всем, чтобы он стал над двенадцатью богами Хаоса. Когда же Саваоф получил место отдохновения за свое покаяние, Пистис дала ему свою дочь Зою с великой силой, чтобы она сообщила ему о тех всех, которые существуют в Огдоаде (высшем мире)7. Поскольку у него была власть, сначала он создал себе местопребывание. Оно великое, будучи весьма великолепным, в семь раз более всего, что существует на семи небесах. Перед своим местопребыванием он сотворил престол великий, (покоящийся) на колеснице,8 имеющей четыре лика, которую называют "Херувим"9. Херувим имеет восемь образов по четырем углам: образы львиные, и образы тельца, и образы человеческие, и образы орлиные. (…)12 На этом же престоле он сотворил еще ангелов в образе драконьем, называемых "Серафим", 13 которые постоянно воздают ему славу. После этого он сотворил Церковь ангельскую - тысячи и десятки тысяч, которым несть числа, - подобную Церкви, которая в Огдоаде14 и И Перворожденный, называемый "Израиль", то есть "Человек, видящий Бога", и другой, то есть Иисус Христос, подобный Спасителю, который в выси Огдоады, сидит справа от него на престоле великолепном. Слева от него на престоле сидит Дева Святого Духа15, славя его. И стоят перед ней семь дев, причем тридцать кифар в руках их, и арф, и труб, и они воздают славу ему. И все воинство ангелов воздают ему славу и благословляют его. Он же сидит на престоле в свете великого облака, покрывающего его, и нет никого с ним в облаке, кроме Софии Пистис, причем она поучает его о всех тех, которые находятся в Огдоаде, чтобы были сотворены подобия этих, чтобы царство продолжалось ему до скончания небес Хаоса и их Сил. Пистис София отделила его от Тьмы. Она призвала его по правую сторону от себя, Родоначальника (т.е. Иалдобаофа) же она поместила по левую сторону. С этого дня назвали правое "справедливостью", левое же назвали несправедливостью"».
    Между ними позднее возник ещё один мир. Его создал посланный из Плеромы Первочеловек «Адам Светлый». «Адам светлый, пожелав войти в свой свет, то есть в Огдоаду, не смог из-за Бедности, которая примешалась к его свету. Тогда он сотворил себе великий Эон и в этом Эоне он сотворил шесть Эонов и их миры, причем их было шесть, и они были лучше небес Хаоса и их миров в семь раз. Эти все Эоны и их миры находятся в Бесконечности, которая между Огдоадой и Хаосом, который под ней, относясь к миру, который принадлежит Бедности». Рай с Древом Познания и Древом Жизни был сотворён Справедливостью, вне круга Солнца и Луны. Мир видимых звёзд и светил (астрономическое небо) сотворила София – женская ипостась архонта нижнего неба.
    Итого:
    Огдоада (Плерома)
    6 эонов (миров) Бедности (Первочеловека)
    небо Саваофа
    7 небес хаоса
    Видимое (астрономическое) небо
    Земля
    Тартар

    В Апокрифе Иоанна Певочеловек есть образ Незримого Духа, последний является Богом-Абсолютом, его творческая сила именуется Барбело, его образ Отец (Протопатор, первый человек), Сын отца – Христос. Они и 12 эонов Христа Аутогенна (Творца) (Включая Софию(Пистис) относятся к Плероме.

    С этими персонажами, но в другом качестве мы встретимся в трактатах «Пистис София» и «Книга Иеу», в описываемой там грандиозной, перенасыщеной иерархии. Все они оказываются вне Плеромы. В нижней части (вне Плеромы) эта иерархия такова: Правая сторона (во главе 6 эманаций «5-ти дерев»: Иеу, Мелхисидек, Страж покрова, 2 великих, Саваоф Великий Благой)
    Середина: (Дева Света, Иао Добрый, Малый Саваоф Добрый, 7 дев и т.д.

    6 правых эонов

    13-й эон : глава Великий Невидимый Праотец и Барбело 3 троесильных (вт.ч. Аутадес Дерзкий) 24 невидимых

    6 левых эонов во главе Саваоф Адамас, деспоты, архонт заключены в сфере Над ними 5 глав (планет, 360 деканов)

    Геймормена (судьба, 2 сфера)

    Сфейра

    Врата небосклона

    Тропы середины.

    Место воздуха.

    Хаос

    Тьма внешняя

    подробнее:
    Правая сторона: «Администрация» Плеромы в «мирах хаоса» осуществляющая возвращение («откачку») Света в Плерому. Возглавляющий её Иеу именуется «первым человеком». Скорее всего, соответствует Адаму Светлому (В Книге Иеу эти персонажи в Плероме) и «Бедности».

    Середина. (Смесь, Место праведности) Пребывание Саваофа Малого Благого и Девы Света (В Книге Иеу это Великий Благодетельный бог). Здесь же семь дев и др. Соответствует Саваофу трактата «О происхождении мира». Однако главный персонаж здесь Дева Света, осуществляющая окончательный загробный суд и направляющая душу на новое перевоплощение, а также дающая душе «силу» влекущую её к горнему:
    3.111.«Когда же время наказаний этой души в Судах Архонтов Середины исполнится, дух обманчивый вызволит душу изо всех Мест Архонтов Середины и возьмет ее к Свету Солнца, согласно повелению Первого Человека - Иеу, и он возьмет его к Судье (жен.), Деве Света. Она же проверяет эту душу и обнаруживает, что она - душа грешная, и она зароняет в нее свою Силу Света для ее (души) исправления, и для тела, и ради целостности восприятия, о Типах (всего) этого я поведаю вам в Эманации Всего. А Дева Света налагает Печать на сию душу и передает ее одному из Приемщиков (Паралемптаи) и заставляет (этого Приемщика) заронить ее в тело, достойное грехов, которые она совершила». 3.103.«И они не вознесут ее в Эоны, чтобы Архонты Эонов не смогли похитить ее, но они восставят ее на путь солнечного света, и принесут ее к Девственнице Света. Она испытает ее (душу) и найдет ее свободной от греха. И не позволит она им взять ее в Свет, ибо нет на ней Знака Царствия (Первой) Тайны. Но она опечатает ее Вышней Печатью и позволит им бросить ее в тело, в Эоны Праведности».

    Некоторые фразы «Пистис Софии» дают основания отождествлять Деву Света с Солнцем (Истинным Солнцем, в отличие от солнечного диска):
    2.86. «Но солнечный свет в его истинной Форме, находящийся в Месте Девственности Света, светит в десять тысяч раз сильнее, чем Двадцать Четыре Невидимых и (чем) Великий Невидимый Пред-Отец (Протопатор), а также (чем) Великий Троесильный Бог, как я уже говорил тебе в свое время».
    В пользу этого говрит и явно астрологическое описание: "Если Сфера вращается, и Кронос и Арес идут позади Девы Света, а Зевс и Афродита идут впереди Девы Света, причем пребывают они в своих собственных Эонах, то раздвигаются Покровы Девы Света. И она бывает радостна в то время, так как видит перед собой обе эти светлые звезды. А все души, которые она бросит в тот час в Круг Эонов Сферы для того, что они явились в мир, станут праведными и добрыми и отыщут на сей раз Таинства Света. Она отправляет их в другой раз, чтобы они нашли Таинства Света. Если же, наоборот, Арес и Кронос идут впереди Девы Света, а Зевс и Афродита позади нее, так что она не видит их, то все души, которые она бросит в это время в Творения Сферы, будут лживыми и гневными и не отыщут Таинств Света".
    Если фраза «пребывают в своих собственных эонах» относится к «обителям» соответсвующих планет, а Дева Света с Солнцем, подобное сочетание будет весьма редким. Но возможно также, что Середине соответствует «обитель» Солнца во Льве, тогда все остальные планетные обители действительно вытраиваются по сторонам от неё. Точнее речь здесь идёт об области Рака/Льва из которых первый соответствует Летнему Солнцестоянию к началу Н.Э. , а второй в предшествующую прецессионную эру (время зарождения вавилонской астрологии) Функция Девы Света, отправляющей души на новое воплощение, также соответствует Раку в представлении неоплатоников (см. выше).

    13 эон. Место пребывания Великого Невидимого бога (Отца, Протопатора), 3-х его троесильных, 24 эонов (12 парных). Пребывание Великого Девственного Духа (по Книге Иеу) и, видимо Барбело (В Книге Иеу, она 12 эоне). Судя по всему, рассматривается как ложная плерома, с целью дискредитации позиций Барбело-гнозиса. Астрономически, возможно, т.н. Верхний Зодиак. Центральный архетип тварного мира. Один из троесильных – Аутадес (Автад, Дерзкий) фактически исполняет роль Иалдобаофа предшествующих текстов, но здесь Иалдобаоф его порождение, один из властителей ада-хаоса).

    12 эонов. "Ибо существует Двенадцать Эонов; Саваоф, правит шестью, а Иабраоф, брат его, правит над другими шестью. И тогда Иабраоф уверовал в таинства Света со своими Архонтами, и он стал вершить таинства Света и оставил таинства совокупления. Саваоф, Адамас, наоборот, продолжал предаваться совокуплению со своими Архонтами. И когда Иеу, Отец моего Отца, увидел, что Иабраоф уверовал, он унес его со всеми Архонтами, которые уверовали с ним, взял его к себе из Сферы и привел его в Воздух, очищенный светом солнечным, между Местами тех, что от Середины, и между Местами Невидимого Бога. Он установил его там с Архонтами, уверовавшими в него. И он взял Саваофа, Адамаса, с его Архонтами, которые не стали вершить Тайны Света, но постоянно предавались тайнам совокупления, он повязал их внутри Сферы. Он повязал тысячу восемьсот Архонтов в каждом Эоне. Он установил над ними триста шестьдесят (Архонтов). Он установил пять других Великих Архонтов править над тремястами шестьюдесятью и над всеми связанными Архонтами, называющимися во всем мире человечества следующими именами: первый называется Хронос, второй - Арес, третий - Гермес, четвертый - Афродита, пятый - Зевс".
    Геймармена, где были связаны архонты Адамаса, это видимое звёзное небо и «управляющие» им планеты. Несмотря на это 12 эонов выступают как отдельный мир. Возможно, по тому же принципу , как разделяются Сфера башен (Кристаллическое небо, перводвигатель, область мистического Зодиака) и Сфера неподвижных звёзд (видимое небо) у средневековых авторов. Из Книги Иеу выясняется, что все 12 эонов расположены последовательно снизу вверх, и между правыми (верхними) и левыми (нижними) место называемое Малая середина. Можно предположить, что из 12 эонов – знаков Зодиака – левые будут соответствовать направлению нисхождения души (в неоплатонической системе), а правые – восхождения. Вершиной будет являться Середина в доме летнего солнцестояния. Центром круга будет 13-й эон. Имя Адамас правителя левых эонов означает «земля». (Хотя из текста создаётся впечатление, что все знаки зодиака соотносятся только с левыми эонами).

    Геймармена (Судьба, Вторая Сфера). Важный и подробно описываемый мир, отчасти пересекающийся с 12 эонами. Управляется пятью архонтами планет, солнечного и лунного диска (и видимо соответствует небесам архонтов более ранних сочинений). «Архонты Геймармены (Судьбы) – когда старая душа близка к тому, чтобы снизойти с их помощью – (так вот), Архонты Великой Геймармены (Судьбы), пребывающие в Местах Главы Эонов, которые суть то Место, что названо Местом Царства Адамаса и (это) то Место, которое пребывает в Присутствии Девственницы Света, (так вот) Архонты этого Места Главы (Эонов) дадут сей старой душе чашу забвения от Семени Зла, наполненного различными страстями и всяким забвением. И сразу же, когда сия душа выпьет из чаши сей, она забудет все Места, в которые шла, и все Наказания, в которые шла. А сия чаша воды забвения станет телом вне сей души, и оно станет подобно душе во всякой Форме, и оно станет напоминать ее, и именно оно названо Духом Обманчивым». (Напомним, что в неоплатонизме чаша забвения — Кратер Отца Либера – помещалась между Раком и Львом) Именно в этом мире из дыхания архонтов создаются новые души, и душа полностью «укомплектовывается» для воплощения (с ней соединяется Мойра – ведущая её к смерти – и Дух Обманчивый, склонящий к греху, дабы душа не вышла из под власти архонтов). Эта идея прошла через века. И в суфийском сочинении Сохраварди говорится о 12 цехах (знаках Зодиака), где куют «Кольчугу Давида» - человеческое тело.
    Завершается подготовка души в Сфейре (небесной сфере), где её разделяют на женскую и мужскую половинки. Обе сферы (Сфейра и Гемормена) подвластны левым архонтам (Адамаса) . Упоминаются «Врата Сфейры» и воды (небесные), «которые под Сфейрой».

    Тропы Середины (Место воздуха). Место обитания особенно злокозненных левых архонтов, склоняющих человек к греху и наказывающих его после смерти в своих адах. «4.139. Иисус продолжил речь и сказал: "Тотчас случилось после этого, (что) Отец моего Отца, то есть Иеу, пришел. Он взял триста шестьдесят других Архонтов у Архонтов Адамаса, не уверовавших в Тайну Света. Он связал их в этих Местах Воздуха, в которых мы сейчас находимся, ниже Сферы. Он установил пятерых других Великих Архонтов над ними, то есть тех, которые находятся на Тропе Середины. Первый Архонт на Тропе Середины называется Безумная (Параплекс), Архонт с женским обликом, волосы которой спадают к ногам ее, под властью которой двадцать пять управляющих Демонов (Архидаймониа), правящих над другими сонмами Демонов. А эти Демоны - те, что вселяются в людей и побуждают их к тому, чтобы гневаться, проклинать и клеветать, и они - те, что, исторгнув (их из себя), уносят души своим Тёмным Огнем и своими злобными наказаниями". (…) 140. (…) Он (Иисус) продолжал речь и сказал: "Второй Чин называется Ариуф - Эфиопка, то есть Женский Архонт. Она вся черная, при этом под ней находятся четырнадцать прочих Демонов, управляющих сонмами других Демонов. А те Демоны, что под Ариуф, Эфиопкой, входят в людей взбалмошных, до тех пор пока не спровоцируют ругани, и пока не случатся убийства, и пока не предадут они сердце их черствости и гневливости, чтобы начались убийства. (…) Он (Иисус) продолжил и сказал: "Третий чин называется Геката Трехликая, но есть двадцать семь других Демонов под ее властью, и они суть те, кто входят в людей и вынуждают их на лживые обеты и обман и любовь к тому, что не (принадлежит) им. (…) Он продолжил и молвил: "Четвертый Чин называется Паредрон Тифон, Сильный Архонт, под властью которого находятся тридцать два Демона, а они - те, кто входят в людей и пробуждают их вожделение и занятия блудом, прелюбодеяние, жить, постоянно занимаясь совокуплением. (…)"Пятый Чин, чей Архонт называется Яхтханабас, суть Сильный Архонт, под которым находятся сонмы прочих Демонов. Они суть те, кто входит в людей и вынуждают их, чтобы они "взирали на лица", являясь неправыми (по отношению) к праведникам и благоприятствуя грешникам, принимая подношения за "истинный суд" и губя его, забывая бедных и обездоленных». Их прямой аналог «духи поднебесные», «духи воздушные», осуществляющие «мытарства», злые духи Верхнего мира, обитатели ракшасалоки и пишачалоки. В христианстве обычно именно им приписываются контакты со всеми мистиками не ортодоксального исповедания или воззрения, и основание всех прочих религий.

    Ниже находятся инфернальные области Хаоса и Аменте (Преиподней), ещё ниже безгранично жуткий ад Тьмы Внешней: 4.130.«"Тьма Внешняя суть Великий Дракон, хвост которого в пасти его, и он вне целого мира, и он опоясывает весь этот мир. И в нем большое число Мест Судов, и у него Двенадцать Палат строгих наказаний, и по Архонту в каждой Палате, и лики Архонтов отличны друг от друга.(…) Вот эти Архонты сиих Двенадцати Палат находятся внутри Дракона Тьмы Внешней. (…)"Истинно говорю я тебе: огонь, который в Аменте (Аду), в девять раз жарче огня, который среди людей. А огонь, который в Наказаниях Великого Хаоса, в девять раз более свиреп, чем тот, что в Аменте (Аду). А Огонь, который в Судах Архонтов, которые на Тропе Середины, в девять раз более свиреп, чем огонь Наказаний, которые в Великом Хаосе. А огонь, который в Драконе Тьмы Внешней и всех Судах в нем в семьдесят раз более свиреп, чем огонь, который во всех Наказаниях Судов Архонтов, которые на Тропе Середины." 131. Спаситель ответил и сказал Марии: “Когда солнечный свет вне (мира сего), он покрывает Тьму Дракона. Но когда солнце ниже мира сего, (то) Тьма Дракона остается солнечным покровом. И Дыхание Тьмы входит в мир сей в форме тумана ночью, то есть когда солнце возвращает себе свои лучи. Ибо сей мир неспособен вынести Тьму Дракона в ее истинной форме, иначе он распадется и погибнет тотчас же.”» Таким образом, Солнце ночью опускается ниже Дракона.
     
    Светлана, Sielicki и Нафаня нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    "Дома". Соотношение планет со знаками Зодиака.

    [​IMG]
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Планетные сферы и боги.

    Выше мы видели, как планетные сферы соотносились со свойствами души. В соответствии с мифологической логикой они соотносились также с днями недели, стихиями и высшими богами пантеона — правителями соответствующих сфер.

    Например, согласно Макробию, стихийные соотношения следующие:

    сфера звёзд άπλανης – земля
    Сатурн – вода
    Юпитер – воздух
    Марс – огонь
    Солнце – огонь
    Венера – воздух
    Меркурий – вода
    Луна – земля (Эфирная земля)
    Огонь
    Воздух
    Вода
    Земля – Земля

    Земля здесь соответствует наиболее стабильным состояниям
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Планеты также соотносились с определёнными сторонами света, но какой-либо чёткой закономерности здесь не просматривается, хотя многие из планетных божеств были одновременно хранителями стран света..
    Однако просматривается функциональное тождетво большинства планетных богов (что, очевидно, связано с единой астрономической традицией).


    Планета — Греция — Вавилон —Индия — Иран ——— Китай

    Сатурн — Кронос — Нинурта — Брахма — Зерван — Х уанди + солнце
    Юпитер — Зевс — Мардук — Индра — Ормузд — Фуси, помошник громовник
    Марс — Арес — Нергал — Картикея — Веретрагна — Ян-ди +огонь
    Солнце — Гелиос — Шамаш — Агни — Митра
    Венера — Афродита— Иштар — Лакшми — Анахит — Шао-Хао
    Меркурий —Гермес[1]—Набу — Вишну — Тиштар — Чжуансюй + луна
    Луна — Селена — Син — Варуна — Луна


    Вавилон
    Сатурна (Нинурта), Ниниб, Нингирсу – бог-воин, бог растительности и плодородия
    Юпитера (Мардук), царь богов, сын Энки
    Марса (Нергал) несправедливые войны и эпидемии, страна тьмы
    Солнца (Утту/ Шамаш), суд, справедливость
    Венеры (Иннана/Иштар). коварная вероломная честолюбивая богиня любви
    Меркурия (Набу), мудрость и грамотность, науки и искусства, сын Мардука
    Луны (Син) отец солнца, старец, владыка времени


    Индия
    Сатурн (Шани) – Брахма прародитель богов[2]
    Юпитер (Гуру, учитель дэвов Брихаспати) – Индра царь богов
    Марс (Мангала) – Картикея (Сканда – бог войны)
    Меркурий (Будхи) – Вишну
    Венера (Шукра, учитель асуров) – Шачи (супруга Индры) либо Лакшми (богиня любви),
    Луна (Чандра, Сома) – Варуна
    Солнце (Сурья) – Агни (бог огня) или Шива

    Иран
    Сатурн (Кеван), использовался вавилонский научный термин. Но благодаря армянским текстам можно установить, что богом Сатурна был Зерван[3] - бог времени и прародитель богов.
    Юпитер (Ормазд – царь богов)
    Марс (Бахрам – бог войны Веретрагна)
    Венера (Анахид – богиня небесной реки Ардвисура-Анахита)
    Меркурий (Тир) – Тиштар (Сириус) – самая почитаемая звезда, владетель всех вод [4]
    Планеты называются здесь именами противостоящих им богов, поскольку сами сотворены Ахриманом и несут зло.

    Греция[5]
    Сатурн – Кронос, отец богов истолковывался и как Хронос – бог времени
    Юпитер – Зевс, громовник, царь богов
    Марс – Арес, бог войны (сам италийский Марс был богом войны и земледелия)
    Венера – Афродита , богиня любви
    Меркурий – Гермес, бог тайных знаний, психопомп

    Германцы

    (судя по названиям дней недели)

    Марс – Тюр, бог-воин
    Меркурий – Один, в т.ч. и бог тайных знаний
    Венера – Фрейя, богиня любви и красоты
    Юпитер – Тор , громовник
    Сатурну мифологического аналога видимо не нашлось


    Последовательность небесных сфер также близка между собой и восходит ещё к египетской астрономии разделившей планеты на верхние и нижние. Сатурн, Юпитер и Марс распологались выше эклиптики и были посвящены Гору, Венера и Меркурий ниже, и Меркурий был планетой Сета.
    Последовательность планетных сфер от Сатурна (наверху) до Луны внизу была окончательно установлена Птолемеем. В Индии она несколько отличалась снизу шли: Солнце, Луна, звёзды, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн, Большая Медведица, Полярная звезда.
    Учение о планетных сферах как определённых небесах появилось судя по всему в Вавилоне[6], но развитие получило только в античной и последующих западных традициях.

    [1] Иногда Аполлон
    [2] Были ещё две «планеты» соответствующие точкам пересечения лунной и солнечной орбит: Раху - Дурга.
    Кету – Ганапати (Ганеша). Дурга и Ганеша - супруга и сын Шивы, првящие демоническими силами.

    [3] Ван-дер-Варден Рождение астрономии . М., 1991 С. 203

    [4] «Так как он опять одобрил сотворение мира на земле. Семь полководцев планет явились семи полководцам звезд: так, планета Тир (Меркурий) (явилась) Тиштару, планета Бахрам (Марс)— Хафторингу, планета Ормазд (Юпитер)— Вананду, планета Анахид (Венера) — Садвесу, планета Кеван (Сатурн) - Полярной звезде, Гозихр (небесный змей, возм. созвездие дракона) и разбойничья хвостатая (комета) Мушпери — солнцу, луне и звездам. Солнце прицепило Мушпери к своей колеснице с тем <условием>, чтобы она могла причинить меньше вреда(…) Бундахишн гл.5

    [5] Не прижившийся эллинистический вариант : Сатурн – Немесида, Юпитер – Осирис, Марс – Геракл, Венера – Исида, Меркурий – Апполон.
    [6] Ступени зиккурата были окрашены в цвета: нижняя – чёрный, следующие в белый, пурпурный, синий, алый, серебряный и золотой. Возможное соответствие: чёрный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамащ)
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Кстати, можно ли в связи с этим проследить корни астрологии? Ведь изначально человек, рождаясь под определённой планетой, по сути как бы рождался под определённым богом.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Да, конечно. Равно как и связь планетных сфер с преобладающими свойствами души.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Т.о. мы видим:
    7 планетных сфер
    12 (13) знаков солнечного Зодиака и 28 лунного
    4 стороны света, на которые делится звёздное небо.

    Все они, так или иначе, соотносятся с пантеоном (хотя «астральное» небо в традиции может отличаться от «астрономического», принадлежащего физическому миру).

    7 планетных небес в теистических системах управляются 7 архангелами (в исламе соотносятся и с 7-ю пророками). С ними в какой-то степени соотносятся и 7 высших мироправителей (архангелов, архонтов, амеша спента), прямо с планетными сферами не связанных.

    Наиболее значимы/рубежны здесь 1-я сфера — Луна (в Индии она вторая), и 8-я — звёздная.
    С Луны соотносилась «эфирная земля», вознесённая над 4-я стихиями, о которой писал Платон:

    «– Далее, я уверился, что Земля очень велика и что мы, обитающие от Фасиса до Геракловых Столпов занимаем лишь малую ее частицу; мы теснимся вокруг нашего моря, словно муравьи или лягушки вокруг болота, и многие другие народы живут во многих иных местах, сходных с нашими. Да, ибо повсюду по Земле есть множество впадин, различных по виду и по величине, куда стеклись вода, туман и воздух. Но сама Земля покоится чистая в чистом небе со звездами — большинство рассуждающих об этом обычно называют это небо эфиром. Осадки с него стекают постоянно во впадины Земли в виде тумана, воды и воздуха.

    А мы, обитающие в её впадинах, об этом и не догадываемся, но думаем, будто живем на самой поверхности Земли, все равно как если бы кто, обитая на дне моря, воображал, будто живет на поверхности, и, видя сквозь воду Солнце и звезды, море считал бы небом. Из-за медлительности своей и слабости он никогда бы не достиг поверхности, никогда бы не вынырнул и не поднял голову над водой, чтобы увидеть, насколько чище и прекраснее здесь, у нас, чем в его краях, и даже не услыхал бы об этом ни от кого другого, кто это видел.

    В таком же точно положении находимся и мы: мы живем в одной из земных впадин, а думаем, будто находимся на поверхности, и воздух зовем небом в уверенности, что в этом небе движутся звезды».

    «– Итак, друг, рассказывают прежде всего, что та Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч, сшитый из двенадцати кусков кожи и пестро расписанный разными цветами. Краски, которыми пользуются наши живописцы, могут служить образчиками этих цветов, но там вся Земля играет такими красками, и даже куда более яркими и чистыми. В одном месте она пурпурная и дивно прекрасная, в другом золотистая, в третьем белая – белее снега и алебастра; и остальные цвета, из которых она складывается, такие же, только там их больше числом и они прекраснее всего, что мы видим здесь. И даже самые ее впадины, хоть и наполненные водою и воздухом, окрашены по-своему и ярко блещут пестротою красок, так что лик её представляется единым, целостным и вместе нескончаемо разнообразным.

    Вот какова она, и, подобные ей самой, вырастают на ней деревья и цветы, созревают плоды, и горы сложены по ее подобию, и камни — они гладкие, прозрачные и красивого цвета. Их обломки — это те самые камешки, которые так ценим мы здесь: наши сердолики, и яшмы, и смарагды, и все прочие подобного рода. А там любой камень такой или еще лучше. Причиною этому то, что тамошние камни чисты, неизъедены и неиспорчены — в отличие от наших, которые разъедает гниль и соль из осадков, стекающих в наши впадины: они приносят уродства и болезни камням и почве, животным и растениям.

    Всеми этими красотами изукрашена та Земля, а еще — золотом, и серебром, и прочими дорогими металлами. Они лежат на виду, разбросанные повсюду в изобилии, и счастливы те, кому открыто это зрелище.

    Среди многих живых существ, которые ее населяют, есть и люди: одни живут в глубине суши, другие — по краю воздуха, как мы селимся по берегу моря; третьи — на островах, омываемых воздухом, невдалеке от материка. Короче говоря, что для нас и для нужд нашей жизни вода, море, то для них воздух, а что для нас воздух, для них – эфир. Зной и прохлада так у них сочетаются, что эти люди никогда не болеют и живут дольше нашего. И зрением, и слухом, и разумом, и всем остальным они отличаются от нас настолько же, несколько воздух отличен чистотою от воды или эфир – от воздуха. Есть у них и храмы, и священные рощи богов, и боги действительно обитают в этих святилищах и через знамения, вещания, видения общаются с людьми. И люди видят Солнце, и Луну, и звезды такими, каковы они на самом деле. И спутник всего этого – полное блаженство».
    (Федон)

    Непсосредственно в лунной орбитой граничили западный и северный континенты. Поэтому луна светило «Левого мира», с ней соотносился загробный мир и она же мать – создательница плоти земных существ, всякого роста и уменьшения. Тёмная луна (луна затмения, ущербная луна) — зловещее божество, правительница демонических сил.

    ***

    Небо «неподвижных» звёзд — рубеж, отделяющий нас от «мира идей» — вечных прообразов. Такими праобразами для стран городов, людей, всего сущего были сами созвездия, и звёзды же были блаженными душами или их обителью. (В теистических системах они располагались «над» звёздным небом).
    Деление на знаки Зодиака выражается, например, в описании 28 небес даосизма (над которыми 4 «неба землепашцев»), в пантеонах из 12 богов (у греков, римлян, индийцев, германцев, 12 эонов архонтов у гностиков).

    Вот, например, описание 12 небесных дворцов в Эдде (Речи Гримнира):







    Трудхейме[1] будет
    Тор[2] обитать
    до кончины богов.

    5
    Идалир[3] - имя
    месту, где Улль[4]
    палаты построил.
    Некогда Альвхейм[5]
    был Фрейром[6] получен
    от богов на зубок.

    6
    Третий есть двор,
    серебром он украшен
    богами благими;
    Валаскьяльв[7] двор тот,
    он асом воздвигнут
    в древнее время.

    7
    Четвертый - то
    Сёкквабекк[8],
    плещут над ним
    холодные волны;
    там Один и Сага[9]
    пьют каждый день
    из чаш златокованых.

    8
    Гладсхейм[10] - то пятый,
    там золотом пышно
    Вальгалла блещет;
    там Хрофт[11] собирает
    воинов храбрых,
    убитых в бою.

    9
    Легко отгадать,
    где Одина дом,
    посмотрев на палаты:
    стропила там - копья,
    а кровля - щиты
    и доспехи на скамьях.

    10
    Легко отгадать,
    где Одина дом,
    посмотрев на палаты:
    волк там на запад
    от двери висит,
    парит орел сверху.

    11
    Трюмхейм[12] - шестой,
    где некогда Тьяци
    турс обитал;
    там Скади[13] жилище,
    светлой богини,
    в доме отцовом.

    12
    Седьмой- это Брейдаблик[14],
    Бальдр[15] там себе
    построил палаты;
    на этой земле
    злодейств никаких
    не бывало от века.

    13
    Восьмой- то Химинбьёрг[16],
    Хеймдалль[17], как слышно,
    там правит в палате:
    там страж богов
    сладостный мед
    в довольстве вкушает.

    14
    Фолькванг[18] - девятый,
    там Фрейя[19] решает,
    где сядут герои;
    поровну воинов,
    в битвах погибших,
    с Одином делит.

    15
    Глитнир[20] столбами
    из золота убран,
    покрыт серебром;
    Форсети[21] там
    живет много дней
    и ладит дела.

    16
    И Ноатун[22] тоже -
    Ньёрд[23] себе там
    построил палаты;
    людей повелитель,
    лишенный пороков,
    владеет святилищем.

    17
    Видара[24] край
    покрыли кусты
    и высокие травы;
    там на коне
    герой обещает
    отмстить за отца».


    Фактически, видимо, 13 –м является Альвхейм – владение Фрейра.

    Высшие миры также имеют (условно) определённую астрономическую прописку:
    Так в Индии существовало аллегорическое описание животного Шушумара, по бокам которого расположены 28 зодиакальных созвездий, у основание хвоста — Большая Медведица (хвост Шушумары вверху, а голова внизу), далее вверх по хвосту: миры Индры (в буддизме Траянистринса), Агни, Ямы (в буддизме небо Яма), Праджапати и венчает всё (кончик хвоста) Полюс мира (Дхрувалока, Полярная звезда) — вершина Мирового яйца.

    [1] Жилище силы
    [2] Бог-громовник
    [3] Долины тисов
    [4] «Улль - имя сына Сив, пасынка Тора. Он так хорошо стреляет из лука и ходит на лыжах, что никому не под силу с ним состязаться. Он к тому же прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством. Его хорошо призывать в единоборстве».- Младшая Эдда -М.Э.
    [5] Страна альвов (эльфов)
    [6] «Нет аса славнее Фрейра, ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей».М.Э.
    [7] Башня колдуна. Там стоит престол Одина
    [8] Погружённая скамья (затонувший зал)
    [9] Олицетворённая сага (история, рассказ), провидица
    [10] Жилище радости
    [11] Один
    [12] Жилище шума
    [13] Богиня охоты, жена Ньёрда. Родом из ётунов (великанов)
    [14] Широкий блеск
    [15] "Второй сын Одина - это Бальдр. О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и его все прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Есть растение, столь белоснежное, что равняют его с ресницами Бальдра, из всех растений оно самое белое. Теперь ты можешь вообразить, насколько светлы и прекрасны волосы его и тело. Он самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Но написано ему на роду, что не исполнится ни один из его приговоров» - М.Э..
    [16] Небесные горы
    [17] «Есть ас по имени Хеймдалль, его называют белым асом. Он велик и священен. Он сын девяти дев, и все они сестры. Еще зовут его Круторогий и Златозубый. Его зубы были из золота. Конь его зовется Золотая Челка. Он живет в месте под названием Химинбьёрг, у самого моста Биврёст. Он страж богов и обитает у края небес, чтобы охранять мост от горных великанов. Ему нужно меньше сна, чем птице. Как ночью, так и днем видит он на сотни поприщ. И слышит он, как растет трава на земле, и шерсть на овце, и все, что можно услышать. Есть у него рог, что зовется Гьяллархорн, и когда трубит он, слышно по всем мирам».-М.Э.
    [18] Поле войска
    [19] «Фрейя же - славнейшая из богинь. (…) Палаты ее - Сессрумнир, велики они и прекрасны. А ездит она на двух кошках, впряженных в колесницу. Она всех благосклоннее к людским мольбам, и по ее имени знатных жен величают госпожами. Ей очень по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви".» - М.Э.
    [20] Блестящий
    [21] «Форсети 91 - так зовут сына Бальдра и Наины, дочери Цепа. Он владетель небесных палат, что зовутся Глитнир. И все, кто приходит к нему с тяжбой, возвращаются в мире и согласии. Нет равного судилищу Форсети ни у богов, ни у людей».- М.Э.
    [22] Корабельный двор
    [23] «Имя третьего аса - Ньёрд. Он живет на небе, в том месте, что зовется Ноатун.79 Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского меря и рыбу. Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом. Он родился в Стране Ванов,80 но ваны отдали его богам как заложника, а от асов взамен взяли Хёнира» - М.Э..
    [24] «Есть ас по имени Видар, молчаливый ас. У него есть толстый башмак. Видар силен почти как Тор, и на него уповают боги во всех несчастьях». Сын Одина. Он уцелеет после гибели богов.
     
    Sielicki нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Четыре бога-хранителя сторон света довольно устойчивый архетип, присущий многим мифологическим системам

    Мезоамерика
    Восток Мишкоатль – облачный змей, отец богов, бог Полярной звезды и Млечного пути. варианты: Тлалок – бог грозы, владыка рая; Шипе-Тотек (Красный Тескатлипока или Камаштли)
    Юг Шипе-Тотек – аграрно-весенний кровожадный бог. Варианты: Уицилопочтли (Синий Тескатлипока, «Колибри-левша») – молодой бог войны и охоты; Чальчихтликуэ богиня – богиня пресных вод. цвет желтый, Макуильшочитль (бог любви, весны и цветов).
    В центре Тонакатекутли – древний бог-творец
    Западе – Кецалькоатль (Белый Тескатлипока), пернатый змей, бог вод и ветров, планета Венера, цвет белый.
    Севере – Черный Тескатлипока (собственно Тескатлипока) – коварный и изменчивый бог трансформаций, вариант – Миктлантекутли – бог мёртвых, владыка нижней преисподни, зима.


    Китай
    Восток Тай-Хао (Фуси), змеевидный первопредок. Дракон, весна, дерево. Помошник – бог грозы .Юпитер
    Юг – Ян-ди, первый земледелец, птица, лето, огонь, Марс.
    Центр – Хуан-ди, жёлтый император, гора Куньлунь, земля, Сатурн, Солнце.
    Запад – Шао-Хао, древний правитель водной бездны. Тигр, осень, металл, Венера, цвет белый.
    Север – Чжуань-сюй, Черепаха, зима, вода, Сатурн, Луна. Цвет чёрный.


    Индия[1]
    Восток Индра – царь богов и бог грозы. Планета Юпитер, северная полярная область небесной сферы.
    Юг Яма – бог смерти, южная полярная область
    Центр Брахма – древний бог творец, планета Сатурн
    Запад Варуна – бог вод и владыка океана (и средней сферы небес (эклиптики)
    Север Кубера – бог богатств и повелитель демонов (якшей и ракшасов)


    Буддизм
    Дхритараштра – хранитель востока, подчинённые ему боги охраняют отдельные страны и города.
    Вирудхака – хранитель юга, называемого небом роста (растений, животных и т.д.), ему подчинены гоблины (мелкие пакостные духи) – кумбханды.
    Вирупакша – хранитель Запада, неба метаморфоз (трансформаций), правитель змеев-нагов – обитателей вод (земных, подземных и атмосферных), отвечает за атмосферу и погоду.
    Вайшравана (Кубера) – хранитель севера, бог богатств и повелитель якшей и ракшасов, охраняет людей от здовредных влияний.

    Правители стран света были и Вавилоне[2]:
    Восток Энлиль, владыка воздуха, царь богов, правитель северного полушария неба.
    Юг Эа – владыка вод, правитель южного полушария небесной сферы
    Запад Ану – отец богов, правитель средней части небосвода (экватора[3])
    Север – Нинурта – бог-воин, Адад – бог грозы

    [1] Были и хранители промежуточных стран света:

    Вайю северо-запад Кубера север Иша (Шива, Сома) северо-восток

    Варуна запад Брахма центр Индра восток

    Найрити юго-запад Яма юг Агни юго-восток

    [2] «...образ (?) Южного ветра, стоявшего перед Эа.., образ (?) Восточного ветра, стоявшего перед Энлилем.., образ (?) Северного ветра, стоявшего перед Ададом и Нинуртой.., образ (?) Западного ветра, стоявшего перед Ану... »

    [3] Примерно от 17 градуса северной широты до 17 градусов южной Ван-дер-Варден Рождение астрономии . М., 1991 С. 84
     
    Sielicki нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В связи с этим , я думаю, понятно, различие между эфирной и астральной материей у Даниила Андреева?
     
  11. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В рамках этой системы образов.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Данная система образом, это скорее система координат, с которой так или иначе соотносится значительная часть оккультной терминологии.
     
  13. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я просто к тому, что это скорее соответствие одних образов другим. Параллели.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Уточни. В смысле, не пересекающиеся? )
     
  15. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В смысле наоборот - пересечения :) .
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Просто Андреев , давая собственную интепретацию архетипической реальности, всё равно пользовался данной системой координат (не буквально). Причём сознательно.
     
  17. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    То есть, есть такие данные?
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Есть такие выводы. При анализе текста )
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    [Прошу прощения за то, что удалила вопрос, не дождавшись ответа. Мила]

    Думаю, надо понимать в контексте соотношения визионерства, культуры и мистической традиции. Чрезвычайно трудно найти визионера, который был бы "чистым лиистом" и сам не соотносил так или инче свой опыт с той или иной традицией как со шкалой. Андреев был человек весьма культурный, и в тексте он периодически "проговаривается"используя определённую терминологию.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Здесь сочетаются одновременно андреевские образы Лилит и Воглеа.
    В гурджиевской мифологии Луна подобна кастанедовскому Орлу. "Мы подобны овцам Луны; она чистит их, кормит и стрижет, сохраняя для своих целей; а когда проголодается, она убивает их в огромном количестве. Вся органическая жизнь работает на Луну.", пищей Луны является вся органическая жизнь на Земле.

    Луна - рубеж, с которого начинается воскресение к вечности и она же богиня подлунного мира, наиболее наглядный образ Богини (наряду с планетой Венерой). Отсюда ярко выраженная амбивалентность Луны как архетипа.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Небольшой очерк в этой связи:

    4 лика богини.

    Мать.

    Таинственная богиня вод, морей, потоков, главной священной реки. Великая мать богов и всего сущего. Обычно супруга и дочь бога-творца. Царица богов. Мудрая и грозная, обычно она достаточно автономна от своего супруга, и сама выбирает себе партнёров. С главным «мужским» богом–громовержцем обычно враждует, даже если оказывается его супругой (Гера). Это великая богиня плодородия и деторождения, семьи, брака, домашнего очага. Покровительница героев, дарующая победу одним и преследующая других. Покровительница земледелия, искусств, наук и ремёсел. Обычно светлая, благая, она имеет и тёмную ипостась (Рея-Кибела), связанную с оргиастическми культами и самооскоплением. Животное – корова.
    Асират, Ардвисура-Анахита, Бригита, Тефнут-Хатор- Исида., Парвати, Фригг, Гера-Деметра-Рея. Умай и т.д.
    Мистериальные культы (Деметры, Исиды, Кибелы).

    Дева-воительница.

    Чаще всего богиня Луны (Артемида, Диана, Геката, Коттравей). Яростная и необузданная богиня-охотница, владычица лесов и зверей. Богиня-убийца, часто теряющая контроль над собой (и, соответственно, целительница). Представляют её обычно крупные хищники: тигрица, львица, медведица, и сопровождают свирепые псы и жуткая свита. Птицы – ворона, сова. Богиня возмездия, беспощадно карающая отступления от законов богов (особенно проявления непочтительности к высшим силам). Любительница кровавых жертв. Богиня войны. Она призывается богами как последнее средство в борьбе с демоническими противниками. Она непобедимая воительница, истребительница демонов, обычно союзная громовержцу. Мужа часто не имеет, и вообще девственница.
    Особенно жуток её ночной образ Чёрной богини – владычицы призраков и кошмаров, колдовства и чародейства. Здесь происходит и сближение с образом подземной богини (Беллона). Свиту богини (Геката, Кали-Дурга-Коттравей) составляют призраки, злые духи, колдуньи и ведьмы (йогини и дакини). (Лхамо)
    Кроме упомянутых Анат, Сехмет-Нейт, Немезида, отчасти Афина (переходный с богиней матерью.)
    Викка и др. ведовство. Шактизм.

    Богиня любви (Блудница).

    Планета Венера. Обворожительная и опасная богиня телесной красоты и плотской любви. Способствует деторождению и плодородию, хотя сама обычно бездетна. Коварная и изменчивая богиня войны и раздора, покровительница проституток и гомосексуалистов. Часто изменяет своим мужьям, использует чары и обольщение как оружие против противников.
    Распространён сюжет о нисхождении богини в подземное царство (порой имеет место похищение, порой добровольный уход (бегство с подземным богом) ). И главным содержанием сюжета становится её освобождение оттуда и возвращение красоты в мир.
    В определённой степени связана с морем (Афродита, Иннана).
    Инанна, Иштар, Астарта, Астхик, Аушра, Ушас, Афродита, Венера, Шавушка, Фрейя.
    Приворотная, любовная, косметическая магия.

    Подземная богиня (Старуха)

    Хозяйка мрачного и безотрадного загробного мира. Бесплодная земля. Её холодные и скудные владения размещаются обычно на севере или западе, под землёй. Она мать и повелительница чудовищ, злых духов, несущих стихийные бедствия, болезни и эпидемии. Старуха-людоедка, в наиболее архаичных традициях пожирающая души умерших. Она крадёт солнце, луну, культурные блага, которые надо выручать, добывать у неё. Иногда, хтоническая богиня судьбы, рока, прядущая нить жизни. Богиня инициации (через смерть). Страшная, неодолимая ведьма-воительница. Мать чертей.
    Эрешкигаль, Манат, Си Ван Му (ранняя), Хосэдем, Гильтене, Хозяйка Похьюлы, Мара-Марена, Хель, Лилит в сниженном виде, разного рода персонажи, типа Бабы Яги.

    Богиня


    Все эти лики ещё легче, чем у мужских персонажей, перетекают друг в друга, и сквозь них довольно отчётливо начинает проступать облик Богини. Являющейся в наименее «стратифицированном» облике в образах Кибелы, Минервы, Руды, Аллат, Мокоши и др.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Дальнейший рассказ об архетипах, связанных с богами, сторонами света, их правителями и т.д., требующий более высокого уровня теоретического обобщения, я, по некоторым соображениям, смогу продолжить только в закрытой ветке, для тех, кому это нужно. Желающие, прошу, могут здесь записаться, или написать мне в личку.
     
  23. KBH

    KBH Гость

    Сообщения:
    232
    Симпатии:
    7
    Ага. А если учесть, что по Андрееву "в созвездии Ориона" находится макробрамфатура, победившая силы зла; да ещё у ле Гуин в её "Хейнском цикле" передовая цивилизация Хейна находится тоже "в созвездии Ориона"...
     
  24. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    А вот встретилась любопытная (и как ты её не упомянул?!) чисто драконовская китайская версия:

    "После появления учения о взаимосвязи цветов и пяти элементов (начало 4 века до н. э.) владения Луна [наиболее могущественного дракона, олицетворения всей земли и единения земли и неба] увеличились, но он не смог успевать везде, из-за этого Лун разделился на 5 братьев.

    Они проживали в 5 звездных дворцах, которые имели название согласно сторонам света:
    • Сюань-у – северный дворец
    • Цин-лун – восточный дворец
    • Бай-ху – дворец западный
    • Чжу-цяо – дворец южный
    • Тай-и – серединный.
    Во дворцах соответственно проживали драконы всех 5 цветов, они и защищали весь мир:
    • черных драконов звали Сюаньлун;
    • зеленых — Цинлун;
    • красных – Чилун;
    • белых — Байлун;
    • желтых, отвечающих за землю и ее центр – Хуанлун".
    http://azialand.ru/kitajskie-drakony/
     
    Елена, La Mecha и Ондатр нравится это.

Поделиться этой страницей