1. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Do:zo yoroshiku o-negai shimasu! (добро пожаловать)
     
  2. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    С какого конца предложите за термин "метакультура" ухватиться, Ондатр-сан?
     
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Наверно начнём с той самой андреевской фразы:
    «Никисака – затомис Японской метакультуры, тяжело раненной дважды: буддизмом и европеизмом – и не могущей раскрыть своих потенций. Шинтоизм по существу есть поклонение Никисаке как японскому синклиту; богиня Аматерасу, в правильном понимании этого образа, есть не что иное, как Навна Японии. Процесс перемещения Никисаки в сакуалу трагически недостроенных в Энрофе метакультур происходит теперь. Роза Мира сможет существенно помочь укреплению этого затомиса: для него ещё вполне возможен возврат. Эмблематический образ: Цветущие вишни над водоёмом.»
     
  4. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Ну что ж, можно поимпровизировать.
    "Мапу - затомис Арауканской метакультуры, сильно пострадавший от влияния инков и европейцев, и потому не раскрывший своих потенций. Религия арауканов есть поклонение природе и предкам, представляющим синклит этой метакультуры. Богиня Луны Аучималген, в правильном понимании этого образа, есть не что иное как Навна Араукании. Процесс перемещения Мапу в сакуалу трагически недостроенных в Энрофе метакультур происходит и по сю пору. Роза мира может существенно помочь возрождению этого затомиса, которое ещё возможно. Эмблематический образ - горная гряда на жёлтом фоне, символизирующем пампу."
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Во всяком случае, то, что называют Японской цивилизацией, не тождественно Японской метакультуре по Андрееву. Вопрос в том, что же такое метакультура, может ли быть это понятие формализовано и несёт ли оно какой-либо дополнительный познавательный смысл по сравнению с уже имеющимися понятиями?
     
  6. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Большинство андреевских "метакультур" близки к "культурно-историчеким регионам".
    Помниться, беседовали мы с Хемулем о неизбежной "метакультурной эволюции" и качественном изменении затомисов. Мысль мою он тогда уловил.
    Метакультура Новой Гвинеи (по логике андреевского мифа без неё никак, несмотря на непонятливость создателя мифа) не может не отличаться качественно от метакультуры средневековой Европы, а та в свою очередь не может быть тождественна современному для Д.А. "Северо-Западу". О предельной условности метакультурно-затомисной дискретности писалось уже достаточно много.
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Хотелось бы конечно услышать и мнение родонистов.

    Вроде бы, большинство метакультур привязано к определённой религиозной системе. Причём степень достроенности/недостроенности зависит от "состояния" её "верхних этажей". (Хотя критерий выдерживается, прямо скажем, нечётко).
    С этой точки зрения, метакультура Новой Гвинеи будет необязательна.
     
  8. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Вроде бы не обязательно, хоть и отслеживается авторская тенденция. "Миф сверхнарода" - изряднейше "мифопоэтичен" для хоть какого-нибудь объективного определения. "Жюнфлейя" исповедует ту же религию, что и армяне с коптами. Про "негрскую метакультуру" вообще ... :crazy:
    Бедные папусы оставлены на съедение демонам? Или, будучи 100%-ными "детьми природы" вообще имеют только жалкие зачатки культуры, сравнимые с чем-то таким же у тюленей и кабанов? Связь-то с высшими мирами черз затомисы в этой конструкции идёт...
    Метакультура Новой Гвинеи не более и не менее обязательна чем "Асгард" или "Даффам".
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Затомису, как кажется, соответствует только более-менее развитой пантеон.
     
  10. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Развитый - это как?
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    развитой это иерархизированный и отрефлексированный

    Добавлено спустя 9 часов 54 минуты 30 секунд:

    Ну что ж, попробуем взглянуть что собой представляла японкая культура и прежде всего синто до буддизма.
    Складывание древне-японской нации происходит в период яёй: 4 в до н. э. (начало неолитической революции) - 3 в н.э. В это время на острова (прежде всего на Кюсю и юг Хонсю) переселяются различные группы с континента: австронезийцы из Юэ (ныне в Китае) и алтайцы из Кореи, плюс , возможно, небольшие группы китайцев). В сочетании с местными племенами (протоайнами и ранее переселившимися австронезийцами) они образуют этнический "рассол" ,ставший впоследствии (к 3-4 вв. н.э.) древними японцами.
    1 в.до н.э.- 1 в. н.э. В Японии (в основном на Кюсю) существуют: классические простые вождества (числом с сотню), поддерживающие ритуально-вассальные отношения с Китаем, ирригационое земледелие, скотоводство, бронзовая металлургия, наследная общинная аристократия, рабы (из пленных и семей преступников), укреплённые поселения и, видимо, древнейшие храмы, по архитектуре не отличающиеся от амбаров (они же, видимо, и "дворцы" жрецов-правителей, где скапливаются ритуальные и престижные ценности, сакральные символы власти - на Кюсю мечи, зеркала и наконечники копий, на Хонсю колокольчики).
    2-3 вв. н.э. существование крупного объединения Яматай на северном Кюсю, типа священного царства, контролировавшего до 30 вождеств. Соправительство священных цариц-шаманок и их братьев-администраторов. Сочетание матрилинейности и полигамии.
    сер. 3 в. создание объединения Ямато на Хонсю, с конца 3 в. власть там , судя по всему захватила группа кланов переселившихся с южного Кюсю. Эти события считаются основанием японского государства. Начало нового значительного притока переселенцев из Кореи и Китая.
    4 в. император Ямато Судзин подчиняет своей власти боьлшую часть страны. вводятся единые правила почитания богов, новая административная система (раннегосударственная, с аритократической бюрократией и служебной организацией). Аристократические кланы разных рангов и клиенты.
    В 5 в из Китая почти одновременно появляются и в 6 в. распространяются буддизм и письменность.

    В связи этим появляется необходимсть в сомоидентификации традиционных языческих верований (синто). В 7 в. основывыется главное государственное святилище в Исэ связаннное с культом Аматэресу как прородительницы императорского дома.
    В начале 8 в. создаются: 701 дзингикан - депертамент по делам религиозных церемоний и храмов, 712 хроника Кодзики ( http://eastlib.narod.ru/i/jap_1.htm ), а в 720 (на китайском) династийная история Нихон сёки, где были собраны и отредактированы синтоистские мифы. В 759 составлен сборник японских авторских и народных стихов и песен (частью ритуальных) Манъёсю.
    в 947 принят свод всех государственных синтоистких обрядов.

    Согласно синто: развёртывание мироздания из хаоса начинается с разделения неба и земли и последовательного появления семи поколений богов, из которых высшими выступает первая троица: "Когда впервые раскрылись Небо и Земля, имена богов, явившихся в Такама-но хара - Равнине Высокого Неба, были: Амэ-но-минака-нуси-но ками - Бог-Правитель Священного Центра Небес; за ним Така-ми-мусуби-но ками - Бог Высокого Священного Творения; за ним Камимусуби-но ками - Бог Божественного Творения. Эти три бога явились каждый сам по себе и не дали себя увидеть."
    Последний из них, в дальнейшем, совместно с более поздней Аматэресу, возглавляет небесных богов.
    Начиная с последней пары самопорождённых богов - Идзанаги и Идзанами - появляются многочисленые поколения рождённых ими богов и их потомков. (Среди их первых детей - 8 островов). Эти боги делятся на небесных и земных (а после смерти Идзанами ставшей владычицей страны мёртвых, появляются и подземные). Прямыми потомками всех этих богов были люди (прежде сего знатные кланы).
    Между "живым" и "неживым", людьми, животными и богами нет непроницаемых граней. Всё одушевлено и имеет моно (душу, духовную силу, энергию). Боги- ками это всё достойное почитания в силу своих исключительных качеств."Прежде свего под ками подразумеваются боги неба и земли, а также божественные духи, обитающие в гробницах, где почитают этих богов... К числу ками относятся также птицы, животные, деревья, растения, моря, горы и т.д. Всё, что является необычным, что обладает исключительными качествами и вызывает благоговение, называется ками. Исключительным является не только нечно особо уважаемое, хорошее и доблестное. Плохое и загадочное, также вызывает благоговение и называется ками" - (Мотоори Норинага Комментарий к Кодзики).
    Ками имеют две души : спокойную и буйную, и проявляются через "души" счатья и чудес.
    Ками делятся на 1.духов явлений природы и стихий, или человеческих качеств 2. духов-прародителей - покровителей кланов и родовых общин 3. духов хозяев местности. Однако конкретные ками могут являтся и во всех этих ипостасях. Они хранят единую душу природы, страны и родовые души. Успокоенные и удовлетворённые почитанием, они даруют жизненую силу, проявляющуюся как жизненные блага.
    Ками могут входить в материальные тела (камни, свщенные предметы и др.), которые становятся их "телом", и в тела медиумов-прорицателей ( в основном шаманок).
    Души умерших людей, пройдя долгий период очищения (через ритуальное почитание), также становятся ками. Но неупокоенные души (особенно умерших насильственной смертью, или ведомые обидой) смертельно опасны и вредоносны, и потому нуждаются в особом почитании и умилостивлении.
    Вместо понятий добра и зла в синто присутствует чистота и нечистота , осквернение и очищение. Особенно нечисто всё связанное о смертью, разложением, болезнью и грязью, червями, многоножками и т.д. С ритульной чистотой /нечистотой связано и сохраняющаяся до сих пор каста неприкасаемых (эта, буракумин) - традиционно занятых в "нечистых" профессиях. Очищения достигаются омовениями, ритуальными обрядами, аскетизмом ( в древности существовали кланы постящихся за вознаграждения для обеспечения успех какого-либо дела).
    Под влиянием буддизма позднее под чистотой стало пониматся также очищение сознания (через созерцание, восхождение в горы, занятия традиционными искусствами, добросовестный труд и др.), для встречи и соединения с ками.
    Получает распространение буддо-синтоистский синкрететизм рёбу-синто, сюгэндо и др)
    С 16 в. синтоизм осысливается через конфуцианские категории.
    В 19 в. возникает официальный синтоизм (культ императора и государства) и сектантский (обычно связанный с откровением какого-либо нового ками, объявлющего себя верховным богом, надстоящим над традиционным пантеоном .
     
  12. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Сомневаюсь что Китай может быть примером для данного случая.
    Имерина и арауканы имели едва ли качествнно отличные представления. Да и новогвинейская "народная метафизика" держалась на той же основе.
     
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Даосизм и конфуцианство немного из другой оперы.
    Для сближения и привёл. Поскольку основа синтоизма весьма архаична. Однако
    отсутствует в Новой Гвинее и "крыша" системы в лице абстрактных небесных богов. (как там с этим обстояло дело у арауканов?)
     
  14. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    И вообще всё, что можо было бы приписать к понятию "китайская (в том числе и древне-) метакультура).
    Чисто политическая акция, по-сути. И в этом главная отличительная особенность метакультуры?
    Если брать шире (в качестве дополняющего примера такого рода беря, скажем, унификацию древнегреческой мифологиии) то всё равно видим эволюцию всего комплекса общественного сознания, с экономикой, социальными трансформациям, эволюцией различных элит и т.п. На одной галимой сюжетике (тем более с произвольными критериями "развитости") далеко не уедешь.
    Отсутствует только унифицированный пантеон, у отдельных племён "свои" боги, причём их мифология не изолирована, общеновогвнейские мифоструктуры и сюжеты выявляются достаточно легко, но ни один при этом не занимает монопольного положения. Почему такое состояние следует считать "неразвитым"? :dunno:
    Арауканы - интегрированный этнос, сформировавшийся в противостоянии Тиантинсуйю. Поэтому и пантеон там достаточно монолитен был, полагать надо. Скудные материалы вполне подтверждают.
     
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    не встречал
    я вроде бы немного о другом.
    а зачем ехать только на ней? Я полагаю в андреевской конструкции уровень социального развития (отражающийся в институционализации религиозной сферы) очень даже учитывался.
    В т.н. народной религии Китая сложившейся где-то в 13 -14 вв. пантеон очень даже разработан иерархизироан и формализован.

    Добавлено спустя 2 минуты 20 секунд:

    В вопросах об арауканах и папуасах просьба в дальнейшем развитии темы перейти к конкретике.

    Добавлено спустя 1 минуту 38 секунд:

    У меня есть предложение поиграть в андрееведов на сравнении метакультур японской и российской :)
     
  16. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Как-то этого не заметно вовсе. У древних кельтов было и социальное развитие позамысловтей германского, и пантеон едва ли менее интересный. И где ж в "Р.М." кельтский аналог "Асгарда"? :dunno: Далеко не единственый пример.
    Основная метафизическая структура мифа вполне совпадает с тангутской и едва ли сильно превосходит арауканскую по сложности образов. Влияние "литературной субкультуры", конечно, недооценивать не стоит, но также не стоит и преувеличивать.
    Какой именно? О четвероедином Генечене возглавляющем пантеон мапуче? Инфу через поисковик нарыть сложновато, но, полагаю, широта освещения на русском той или иной локальной мифологии не может служить критерием "метакультурности".
    Давай попробуем.
    Но тут, опять же, вопрос об объективности критериев "метакультурности" встают. На основании чего мы выделяем Россию из Европы и Японию из Дальнего Востока?

    Добавлено спустя 37 минут 12 секунд:

    Предлагаю поэтому сравнить культуры, без едва ли обязательных претензий на "мета-". ;)

    Добавлено спустя 13 минут 32 секунды:

    На что обращатся внимание при обобщающем сравнивании - это контрастное отличие в отношении к "творческому наследию". "Русская традиция" - избегать каких-либо изменений насколько возможно, когда ж не возможно уже - менять чем больше, тем "лучше", заимствую и принимая всё и с минимальной критичностью. В Японии же всё время идёт попытка "всё изменить ничего по сути не меняя", даже в пресловутый период изоляции от "морковноволосых чертей" в Японии достаточно интенсивно проходили всяческие реформы, в том числе и идеологические, японское неоконфуцианство, бывшее тогда основной официальной идеологией, в тот период развивалось весьма интенсивно.
    Причём попытки радикально изменить социальное устройство в России просто обязательно должны были сопровождаться демонстрацией силы (в лучшем случае демонстрацией :sad: ). Японцы, вроде как, гораздо менее требовательны в этом отношении. "Начальство сказало сделать - значит сделаем!" Как сделаем - это уже немного иной вопрос... :lol:
     
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Увы
    Ну так Сам уже выделил.
     
  18. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Так мало ли чего он там навыделял, если понятно как...
     
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    По истории есть вполне синхроны

    Например :) :
    Яматай (2-3 вв.) - Битицкая культура (8-9 вв.), консолидироанное вождество открытое заимствованиям, сакрализация власти, ритуальная диархия
    Восточный поход Дзимму (кон. 3 в.) - занятие Олегом Киева (кон. 9 в.)
    походы на Византию - походы в Корею
    Тмутаракань - Мимана
    Русская земля - равнина Ямато и племеные княжества и уделы окрест
    первоначально сложный этнический состав http://kosarev.press.md/Init-II.htm
    даждьбожьи внуки
    земные - небесные ками : Перун с пантеоном на горе, Велес в Подоле
    кофун (царские курганы с 4 в) - громадные курганы (Чёрная могила, Ладога и т.д.) 10 в.
    пантеон Владимира - унификация культа Судзином (4 в.)
    эксперементы с принятием буддизма ( 6 в.) - крещения 10 в. (русь один век таки выиграла :) )

    Добавлено спустя 4 минуты 35 секунд:

    Тяжело раненая христинаством, древнерусская метакультура просуществовала ещё не менее 3-4 веков ...8-)
     
  20. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    :clapping: :)
     
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    даже два
    военно-политическая структура Руси было военно-дружинная, Японии аристократическая. побеждённые элиты не истреблялись или изгонялись а втяивались в систему иерархии, вся система была более органично но и более наповоротлива и консервативна.
    Буддизм начинает просачиваться в 5 в. к этому времени относятся древнейшие найденные ритуальные предметы.
    Очевидно именно Японию называл Фусаном посетивший её в 498 монах-бактриец Хой Шень, "Хой Шэнь пришедший из царства Фусан в Цзин-чжеу, объявил следующее: «Фусан находится в 20.000 ли от царства Дахань на востоке. Сия страна лежит от Срединного государства прямо на восток. Там во множестве растет дерево фусан, от чего и название заимствовано. Листья дерева фусан походят на листья клена. Оно выходит из земли на подобие бамбукового ростка. 56 /51/ Жители употребляют его 57 [47] в пищу. Плод его походит на грушу, но красный. Из коры древесной ткут холсты, употребляемые на одеяние. (восточноазиатская шелковица) Домы строят из досок. Городов 58 нет. Есть письмена. 59 Бумага делается из коры фусана. Нет ни оружия, ни войны. Есть воловий рог весьма /52/ длинный; в него входит до 20-ти ху. 62 Находятся телеги, запрягаемые лошадью, волом, оленем. Жители держат оленей, так, как в Срединном государстве держат быков. Из молока их делают кумыс. Есть красные груши, которые могут целый год лежать без порчи. Много винограда. В сей стране нет железа, а есть медь; не дорожат золотом и серебром. На рынках нет ни пошлин, ни оценки. Брачные обряды вообще сходны с обрядами Срединного государства. В трауре по родителях семь дней ничего не едят; в трауре по деде и бабе пять дней не едят, [48] в трауре по братьях и сестрах, по дядьях и тетках три дни не едят. Ставят «покойников» как живых, 64 утром и вечером поклоняются им и возливают вино. Не надевают траурного платья. Наследник, по вступлении на престол, три года не занимается государственными делами. Прежде не имели буддайского закона.
    40 лет назад в Фусан пришли из царства Кипин (?) пять странствующих нищих монахов и принесли туда идолов и священные буддийские рукописи. Монахи распространили их среди жителей, которые впоследствии изменили свои обычаи".

    Добавлено спустя 11 минут 53 секунды:

    первоначально буддизма придерживались только выходцы из Кореи и Китая (в в это время отттуда шёл постоянный приток мигрантов). В середине 6 в. ван Пэкче (Корея) всячески расхвалил будизм в своём послании японскому императору. Поддержку новому учению оказал влиятельный клан Сога. Но аналогом святого Владимира может считаться регент империи в конце 6-нач. 7 в. принц Сётоку Тайси. За время его правления было постороено более 40 буддийских храмов. Культурный шок испытанный японцами от знакомства с новой цивилизацией и масштабы культурной революции вполне сравнимы с прозошедшим в конце 10- нач. 11 в. на Руси.
    Сразу переход от вот этого

    [​IMG]

    к вот этому

    [​IMG]

    Добавлено спустя 2 минуты 6 секунд:

    Принц написал знаменитую в японской истории "конституцию 17 статей" которая по жанру правда ближе к Поучению Мономаха чем Правде Ярослава
    http://www.osh.ru/pedia/history/justice/japan/setoku.shtml

    Добавлено спустя 9 минут 55 секунд:

    Но естественно, никаким гонениям или ограничениям традиционные верования не подвергались.
    Эпохе Ярослава Мудрого ( пер. пол. 11 в.) будут соответствовать реформы Тайка (сер.-вт. пол 7 в. При Ярославе Киев становится настоящим городом в несколько десятков гектар, в Японии в конце 7 в. строится первый город - столица Фудзивара (размеров которой и её приемницы Нары правда древний Киев никогда не достигал). В обоих странах создаются школы (в Японии даже придворная академия), происходит централизация управления (в Японии более радикальная - система провинций, гос. контроль над землепользованием, система бюрократии).

    Добавлено спустя 11 минут 53 секунды:

    Последний поход на Цареград при Ярославе и ппоследний значительный поход в Корею в 662-63 гг. завершаются неудачно.
     
  22. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Однако при этом уже тогда густонаселённая и бедная природным сырьём Япония заняла совсем иную роль в дальневосточном "метаполитическом раскладе" чем Русь, поставлявшая на соседние рынки меха, мёд и рабов. Рабство было весьма распространно и в ранней истории Японии, но про широкий экспорт рабов оттуда мне слышать не доводилось.
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Как кажется, оттуда вообще был очень слабый экспорт.
    Различие было в выборе стратегии. Для Японии была более характерна "корпоративная": разделение власти, упор на производство обычных основных продуктов труда, стандартизация, коллективные ритуалы. Для Руси "сетевая" : когда богатство приобретается путём внешнего обмена, с упором на небольшое количество особо ценных товаров , престижное потребление, локальные идеологические системы (до принятия христианства). По сути это была военно-торговая организация существующая за счёт циркулирования престижных ценностей оплачиавемых поставками рабов и наёмников.

    Добавлено спустя 9 минут 43 секунды:

    соответствия можно продолжить и дальше:
    Эпохе Нара и раннему Хэйану 8 в. будет соотвествовать эпоха от Ярославичей до Мономаха.(вт. пол 11 нач 12 вв.)
    кодификация законов : Правда Ярославичей - Кодекс Тайхо
    летописи с обработкой древних легенд : Повесть временных лет - Кодзики и тд.
    завершение периода ученчиства и создания собственного стиля в искусстве
    борьбе Мономаха с половцами будут соответствоавть усилия по покорения айну на севере Хонсю (также непрервно досаждавших японцам набегами) в конце 8 -начале 9 вв.
    Власть центра достаточно прочна, хотя умножение и повышение запросов элиты уже вызывает опасность перенапряжения
     
  24. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Правящая элита Руси при этом (думаю, это достаточно характерно) имела гораздо менее интенсивные связи с "кадровым субстратом", "чернью". Вплоть до постоянного поддержания субэтнических отличий (которые начали целенаправленно преодолеваться разве что только в 19-ом веке).
    Схожее положение, думаю, могло б и при "корпоративной" стратегии сложиться, за счёт фиксации страт до кастового состояния, однако необходимого для этого длительного периода стагнирующей стабильности Япония не получила.
    Так?
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Здесь для ответа надо учитывать конкретную эпоху, поскольку обе модели, особенно древнерусская были достаточно нестабильными.
    Например, к 12 в. связи элиты с "чернью" на Руси были значительно интенсивнее чем в Японии, где правящая столичная элита уже в 9-10 вв. радикально "оторвалась от народа" (Хэйан). Этот дисбаланс был устранён революцией провинциальных элит в 12 в.
    Внизу признаки формирования кастовых групп присутствуют (особенно в периоды Асука-Нара), однако не получили завершения. Свою роль видимо сыграли ориентация правительства на уравнительные китайские и буддийские образцы и отпадение нужды в развитой служебной организации представленной в виде протокастовых корпораций бэ, в связи с развитием феодальной вотчины сёэн в 9 в.
    На Руси в 11 в. наиболе яркие черты "сетевой" стратегии сглаживаютсяв связи с упадком международной торговли и большой распашкой. Напротив связь элиты с населением растёт (особенно в 12 в. ) , в связи с её провинциализацией в процесе нарастания "раздроблености".

    Добавлено спустя 41 минуту 41 секунду:

    На следующем этапе расхождение моделей существенно увеличивается. хотя некоторые общие черты остаются.
    Происходит стабилизиций внешних границ и относительнная этно-лингвистическая унификация.
    Принятая элитой мировая религия начинает проникать вниз и оказывать влияние на поведенческие образцы.
    Под воздействием буддизма в эпоху Хэйян в частности была отменена смертная казнь, резко сокращается животноводство. Наряду со столичными появляются "великие монастыри" в горах. (9 в.). На Руси признак христианизации населения (захоронения, имена, идентичность) и загородние монастыри относятся к вт. пол. 13 -14 вв
    Сокрашаются связи с "духовной митрополией" - Япония кон. 9 в. Русь - нач. 13 в.
    Наряду с рассцветом религиозного искусства развиается светская литература на родном языке (Япония 10 -нач. 11 вв. Русь со вт. пол. 12 в)
    Развивается модель "обелённой" вотчины : Япония 9 в, Русь вт. пол 11-12 в., которая становитя доминирующей: Япония 11-12 вв. Русь 14-15 вв.
    Однако политическая "феодализация" происходила на Руси несравненно быстрее чем экономическая. Уровень бюрократизации, контроля власти над экономикой, её мобилизационные возможности были в Японии нача. 9 в. несравненно больше чем на Руси нач. 12 в. Поэтому проблема размножения правящего рода в Японии решался возрастанием числа должностей , пониженем статуса и перемещением в провинциальные вотчины. На Руси единственной возможностью оказалось дробление государственной территории. "Великие дома" - Ольговичи, Давидовичи и т.д. обособились и установили контроль над провинциями в 12 в. значительно раньше чем Тара и Минамото (к 12 в.), соответственно решающая битва за столицу происходит на Руси и в Японии синхронно (сер. 12 в). Однако в Японии роду Ёритомо Минамото удаётся превратить Камакуру в общеяпонский центр, что не удаётся Андрею Боголюбскому во Владимире.

    Добавлено спустя 4 минуты 43 секунды:

    Различается и урбанистическая модель - хэйянская Япония страна моногорода - громадной столицы с полумиллионным населением с сакральным центром в Наре и сельскими поселениями. Русь 12-13 вв. страна городов со множественными центрами. немногим усупающими столице, и в размерах и в культурном значении, с весьма активными вечевыми общинами. Но городов подобных Хэйяну не существовало.
    В Японии появление культурных центров за пределами столичной области относится только к концу 11. в.
     

Поделиться этой страницей