Янов здесь как всегда не причём ), тема эта разработана давно и подробно. Собственно, автором гипотезы об особой роли иосифлянства в становлении деспотии является князь Курбский ) . И нельзя сказать, что она плохо аргументирована ) Если тема интересна можно будет проследить основные этапы взаимотношений церкви и светской власти.
1. этап - конец 10 - конец 11 вв. - русская церковь была всецело проектом власти и предметом взаимоотношений с Византией. В середине 11 в. начинаются имунные пожалования земель церкви. 2. этап - сер. 12 в. - сер. 13 в. значительное участие вечевых городов в церковных вопросах - выборы епископов. Источник доходов : церковные десятины и сёла (епископские, монастырские, соборных церквей).
Первый период был временем утверждения церковной организации и (по крайней мере, формально) крещения всего населения. Сведения о сопротивлении крещению его жестоком подавлении при Владимире Св. относятся к Новгороду. Но более всего затянулось утверждение христианства в Залесской земле (ядро нынешней России). Идол Велеса был уничтожен в Ростове только в первой половине 12 в.
На втором этапе церковь вписывается в систему сложившихся на Руси политических институтов занимая довольно влиятельное, но в целом второстепенное положение. Политический строй Руси слишком сильно отличался от византийского, и выработанное православием учение о власти в целом оказались не востребовано обществом. Епископство по сути оказываются одной из городских магистратур. (Хотя в Новгороде , например, это была магистратура номер один - архиепископ имел собственный полк и в налоги с громадных территорий). Христианизировано было в большей степени городское население, но и там существовала нецерковная светская культура с элементами язычества. Миссионерская деятельность сильно ослабла, и ограничивалась некоторыми подчинёнными угро-финнскими племенами. В главном центре православия - Киеве существовал доминиканский монастырь. Изредка впрочем случались процессы о ереси , обусловленные , впрочем, больше соперничеством среди иерархии. Таким был процесс против св. Авраамия Смоленского, обвинённого в чтении глубинных книг, но оправданного светским судом и потому отделавшегося ссылкой и запрещением.
3 этап - сер. 13 - сер. 15 вв. Важнейшим процессом в описываемый период является реальная христианизация населения, отразившаяся в погребальном обряде (исчезновение курганов и украшений в захоронениях), расцвете русской святости в XIV в.[2], уменьшении числа языческих княжеских имён, появлении мотива защиты веры в политической борьбе. Можно предположить, что именно в условиях кризиса безопасности и активного проникновения агрессивных иноверцев окончательно складывается новая русско-православная идентичность, отличающая своих от не своих по принципу вероисповедания. После прекращения в середине XIII в. существования Киевской Руси, церковь (Русская митрополия) остаётся единственной силой распространяющей своё влияние на все русские земли. С начала XIV в., когда центр митрополии был фактически перенесён из разорённого Киева во Владимир, а затем в Москву, начинается борьба за создание отдельной западнорусской (Галицкой, Литовской, Киевской) митрополии. Неудача этих попыток на протяжении XIV– первой половины XV вв. (пунктирность существования западнорусской митрополии[1]), несомненно, в немалой степени способствовали принятию языческой Литвой католичества и сохранению поликонфессионального характера ВКЛ. В тоже время, «союз алтаря и трона» в Москве способствует сакрализации власти. Предлагаемая церковью модель «православного царства», сакрального и принципиально не договорного, оказывается востребованной, на века утвердив принцип безоговорочного «вручения себя» государевой власти.[2] [1] Киевская митрополия 1358-62, 1376-89, Галицская 1303-47, 1371-94, Новогрудская 1317–29, 1353–61, 1415-20 [2] Сама идея «царства» была неразрывно связана с церковью. Эпитет «царь» риторически употреблялся к великим князьям в качестве покровителей церкви (Горский А.А. Представления о «царе» и «царстве» средневековой Руси (до середины 16 в.). // Царь и царство в русском общественном сознании — М., 1999.) в т.ч. к Борису Тверскому, Витовту, но был востребован в полной мере во второй половине XV в. именно московскими князьями. Согласно реконструкции К.А. Соловьёва, реальный поворот к церковному обоснованию государственной власти происходит в Москве на рубеже XIV–XV вв. (Соловьёв К.А. Властители и судьи. Легитимация государственной власти в Древней и Средневековой Руси. IX – первая половина XV в. — М. 1999. — С. 211). Принятие данной модели в конечном итоге означало и однозначный выбор в лотмановской оппозиции договор/вручение себя. Первая, восходящая к язычеству модель предполагает взаимность обязательств и эквивалентность обмена, договор, знаковость как высшую ценность, эффектность этикет, а вторая – односторонность обязательств, безусловность дара, безусловную ценность и святость власти и её монополию на символ, – модель, воспроизводящая отношение православного к Богу и церкви. (Лотман Ю.А. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры // Избранные статьи. — Т. 3. Таллинн, 1993.)
Этап этот отнюдь не был безоблачным. два митрополита была отправлены князьями в заточение, а один сожжён на костре. ситуацию при которой авторитет церкви был бы над государственным сюзеринитетом русской митрополии сохранить не удалось, что и зафиксировал окончательный раздел московской и киевской кафедр в 1458 г..
4. этап. сер. 15 -кон. 16 вв. важнейшие события, положившие начало этому этапу: Флорентийская уния 1439 (объединение православной и католической церквей) - принятая митрополитом, но отвергнутая московским великим князем и гибель Византии в 1453 г. В результате первого события Московская митрополия вышла из под власти Константинополя и митрополит фактически стал назначаться великим князем. В результате второго нарастает сознание, что Россия последнее на земле православное государство - оплот истинной веры. 5 этап. кон.16-кон. 17 в. "симфония", создание патриаршества. в отношениях с царём патриарх выступает как второй человек в стране, который порой встаёт почти наравных (как великий государь - Филарет, Никон). падение Никона прекращает эти претензии со стороны церкви. Реформа и совместная борьба с расколом. 6. этап - синодальный, Церковь - государственное ведомство.
обсуждение зондервега отделил http://forum.arimoya.info/threads/Российская-деспотия-и-особый-путь.2023/