Стало быть ампир и рококо сопровождают Просвещение? Но, как-то непохоже. Да и крылатых коняшек жалко...
Есть Просвещение в узком смысле слова - в 18 в. Есть в более широком "Проекст Просвещение" - как основа Модерна (18 - 20 вв.). Просвещение 18 в. было современно и рококо и классицизму Луи 16-го. (выражение идеи нашло в большей степени во втором) Гофман с позиций романтизма пародирует Просвещённый абсолютизм второй половины 18 в.. В ампире идеалы просвещения нашли высшее выражение, но как стиль он сформировался только в самом конце 18- начале 19 в. (уже после смерти философов-"просветителей"). А название получил в связи с коронацией Наполеона в 1804 г.
Если художники классицизма твёрдо следовали единым канонам, то художников романтизма, напротив, отличала ярко выраженная индивидуальность. Первые художники, которые выражали романтическое мироощущение настолько своеобразны, что не вписываются ни в какой рад, а их творчество с выраженными визионерскими чертами в дальнейшем вдохновляло символистов. Фюсли Филипп Отто Рунге Утро
На магистральном же направлении развития романтизма в живописи ( не таком экстравагантном с точки зрения современников) мы можем условно наметить три линии: немецкую., английскую и французскую. (леди Гамильтон) художник Джон Хопнер
Про это подробно в ветке Когда исчезает Дао. Но принцип в том, что "гуманность"/просвещение - рационально-целенаправлены. Они вмешиваются в жизнь "организма" с целью изменения его по определённому сценарию и приведения к определённому образцу. Как хирургическая операция или интенсивный курс терапии. А Дао это естественное здоровье. Проблема в том, что романтики видели этот идеал (здоровье-дао), но не понимали как он достигается и за счёт чего поддерживается.
Как кампания по массовому удалению у детей аппендиксов. Мол, устраняем опасность аппендицита в будущем. А так - не нужный отросток. Лишний. А на деле оказалось хуже, чем если бы не удаляли.
Чем же они отличаются? И все же некоторые представленные картины сильно символические, холодные, рациональные, что ли, а истинные романтики как-то теплее (К.Д. Фридрих, например, Э. Делакруа (вообще горячо) - или нет? А кто романтики в России? Мне кажется, Айвазовский, несмотря на академичность. Еще - Поленов (не весь), Серов... Хотя это уже искусство с приметами модерна.
Первые Кипренский и Орловский. в поэзии Жуковский. Кипренский Новое поколение романтиков - с 1810-х гг. уже открыто бросает вызов эстетике классицизма, предлагая альтернативный проект европейской культуры. Появляются новые архитектурный стили в духе историзма, в 20-е меняется мода. Романтические авторы становятся властителями умов - прежде всего английские романтики - проза Вальтера Скотта, Байрон, Шелли, Китс, в Германии гейдельбергские романтики, Гофман, Гауф, и др. Развивается музыкальный романтизм, которому предстоит господствовать весь 19 век.. Франция Французский романтизм самый поздний, но и самый влиятельный (Франция вообще была центром европейской художественной культуры). Он же самый близкий к классицизму - изменение было больше в настроении - от уравновешенности, к буре эмоций, и отходе от некоторых чисто художественных догматов классицизма (в композиции , в гамме и т.д.). Но и эти не столь уж значительные изменения вызвали бурю негодования и яростный протест со стороны господствовавшей школы Давида. Програмное произведение новой школы вот Жерико - Плот Медузы (1819 г.) Затем главным представителем школы был Делакруа. Позднее он же стал зачинателем такого важного направления романтизма как Ориентализм Фанатики Танжера Ближний Восток, Магриб вообще стал для романтиков "землёй обетованной". В основе такого романтизма - акцент на всё исключительное, противостоящее пошлой обыденности современной цивилизации. Поль Деларош Луи Антуан Бари Посмотреть вложение 60719 Горация Верне
Английская школа была особенно сильна в пейзаже. Смело шла на эксперимент и новацию (предвосхитив реализм и импрессионизм). из основоположников : Джон Роберт Козенс (1752-97) Томас Гёртин (1775-1802) Джон Констебл(1776-1837) (он и же дедушка реализма)
И она же самая ранняя Александр Козенс 1717-86 Уильям Дэниэлл 1769-1837 Джон Селл Котман 1782-1842 Уильям Тёрнер
Правильно ли я понимаю, что романтизм - это реакция на начавшуюся в развитых странах урбанизацию, доминирование техногенных ландшафтов, бедных формами и цветами, и появление в произведениях искусства насыщенных, живых образов природы - что-то вроде компенсации? Ну и в социально-психологическом плане: рационализация общественного уклада, сопровождаемая возрастающей специализацией, создает бедность эмоционального плана, что компенсаторно восполняется развитием представления о герое, как яркой личности, живущей по своим собственным правилам.
Ну, вообще-то, романтизм возник и достиг расцвета раньше, чем урбанизация (с техногенными ландшафтами) стала сколько-нибудь масштабной. Реакция была скорее на зарегламентированные социум и культуру.
В 1830-е романтизм начинает брать верх не только в музыке, литературе. садоводстве, но и архитектуре. живописи, отчасти в скульптуре, и в начале 40-х почти одерживает победу. Этому как ни странно способствовали продолжающиеся раскопки в Помпеях, которые показали что античное искусство не было едино и неподвижно и тоже было подвержено влияниям веяний и стилей. В европейском искусстве восторжествовал историзм (эклектика), в котором классическое наследие было представлено довольно скромным неогреком. В новом смешении стилей романтизм с его неоготикой был на коне, но довольно быстро стал сам восприниматься как банальность, а средневековые сюжеты стали обычным сюжетом для академической живописи (см. салонное искусство). В этот период восстанавливаются многие старинные замки и резиденции, строятся по их подобию новые. (сейчас такие восстановленные интерьеры обычно уже воспринимаются как подлинные. напр. Грановитая палата) Лисмор Англия, реконструкция 1822-50 Браунфельс , перестроен для придания ему более "средневекового", чем у средневекового оригинала облика Мариенбург 1858-60 Гогецоллерн Франция 1864
Было и романтическое направление связанное с бидермайером. Это новая версия сентиментализма. Старина воспринимается как "доброе старое время", забавное и добродушное. Рихтер Шпицвег