Бидермайер.... Бюргерский, домашний, уютный. Добропорядочное немецкое семейство за завтраком, когда солнечные лучи ложатся мягкими полосами на белую скатерть, отражаясь в белизне фарфоровой посуды и серебре маленьких звонких ложек. Полосатые мебельные ткани приглушенно-красных и зелено-оливковых оттенков. Бумажные обои. И из окошка - вид на старую кирху и коричневые городские крыши. Реконструкция исторического костюма периода бидермайер
Брюллов К.П. —— добавлено: 23 дек 2012 в 00:07 —— Взгляд на природу из окошка, или с террасы собственного дома.
Я сомневаюсь в уместности цитаты, которую хочу привести. Ветка посвящена вполне определённым направлениям живописи, в моей же цитате - диалог наших современников, касающийся кинематографа. Однако участники диалога смогли выявить сам принцип взаимодействия художника-романтика с натурой. Поэтому это тоже интересно прочитать. "Корреспондент. Согласились бы вы, если бы ваши фильмы были определены как романтические? А. Тарковский. Нет, не согласился бы. Корреспондент. Но ведь мы находим в них такие постоянные мотивы, как поиски собственного «я», находим сакрализацию мира, поиски sacrum, мифы, наконец, веру в первозданную чистоту духовной культуры, которую художник должен отображать. По духу это все романтизм. А. Тарковский. Вы хорошо об этом сказали, но мне кажется, что так вы объяснили не романтизм, к которому это не имеет никакого отношения. Когда произносится слово романтизм, я пугаюсь. Потому что романтизм — это способ изображения действительности, это мировоззрение, при котором человек за реальным миром видит нечто большее, чем в нем находится. Когда вы говорите о чем-то святом, о каких-то поисках истины, для меня это... Корреспондент. Это не романтизм. А. Тарковский. Да, не романтизм, потому что я не преувеличиваю реальности. Для меня в ней заключается гораздо большее, чем то, что я нахожу, и гораздо больше глубокого и святого, чем я умею увидеть. Романтики верили в то, что жизнь не такая плоская, что в ней много глубины и много того, что мы называем эзотеричность, метафизика, потусторонность... Корреспондент. Духовность. А. Тарковский. Да, много того, что не улавливается при помощи познания. Они догадывались об этом и пытались это изобразить... Есть люди, видящие ауру человека. Они просто обладают некоторыми свойствами, развитыми у них в большей степени, чем у других. И они видят ауру! И могут лечить, потому что знают это. Я сейчас разговаривал в Берлине с таким человеком. С китайцем. Корреспондент. Это подтверждено экспериментально с кирлиановскими фотографиями. А. Тарковский. Да, это имеет к нему отношение. Он ауру просто глазами видит, он может сказать, что у вас, как вы себя чувствуете, какие у вас проблемы. Корреспондент. Я думаю, что он романтик. А. Тарковский. Да нет, он не романтик, он считает это реальностью. Романтик пытался бы эту ауру придумывать, потому что он догадывается, что она должна быть. А поэт ее видит. Вы можете сказать, что и среди романтиков были поэты. Конечно, я не спорю. Был Гофман, которого я просто обожаю. Корреспондент. Был Лермонтов. А. Тарковский. Был Лермонтов. Был Тютчев! Мистик глубочайший. Потрясающий поэт! Но разве можно их назвать романтиками? У романтиков предмет изображения приобретает форму какую-то приподнятую, преувеличенную, приукрашенную, облагороженную. Мне кажется, что жизнь настолько прекрасна, настолько глубока и настолько полна духовности, что ее не надо преображать. Это нам нужно заботиться о своем духовном воспитании, а не о том, чтобы каким-то образом приукрашивать жизнь. Вы понимаете, что я хочу сказать? Корреспондент. Да. А. Тарковский. И вот этот плащ романтический... это результат не веры в человеке, а в большей степени веры в собственное воображение. Корреспондент. Такой солипсизм. А. Тарковский. Да. Для меня это и есть романтизм. Во всяком случае, существенная его часть, которая мне совершенно противопоказана. В свое время очень хорошо сказал в отношении меня Довженко: в луже грязной он видит отраженные звезды. Этот образ мне понятен. А если мы будем видеть звездное небо и летящего в нем ангела, то это уже какая-то очищенная аллегорическая форма. Корреспондент. Стилизация. А. Тарковский. Совершенно верно, оторванная от жизни..."
Замок Гогенцоллерн все же самый поразительный, парящий в облаках... Действительно, романтический замок.
Романтики второй половины 19 в. воюют уже не с классицизмом. Их тошнит от реализма. Прозе жизни они противоставляют царство фантазии. В какой-то момень ониперенимают классическую эстафету - изобразить мир таким, каким им его хочется видеть. Мир настоящих чувств и настоящих людей, настоящих красок и настоящих приключений. Или мир таинственный и жуткий. Но только , ради бога, не вот это, с телеграфными линиями...
Это вечная битва остроконечников и тупоконечников - остро переживающие и имеющие воображение художники не признают действительность чувственно-тупых реалистов, натуралистов и пр., и наоборот. "Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения" (Оскар Уайльд). А "телеграфные линии", как часть ограниченной реальности, могут ввергнуть романтика и в депрессию. И, в общем-то, это битва против засилья предметности. Но какая же местами отвратительная живопись.
Э, нет, батенька, предметность - да не та. Это воплощённая магия, та пища, которой нельзя наесться. Впрочем, можно смотреть на это с противоположной позиции: что правда, что неправда - всё одно)
нет: "неправда это и есть художественная правда, а вашу мещанскую правду мы в гробу видели ) Наелись уже" )
А что в это время поделывали классицисты? В середине 19 в. они эволюционировали от сухой и скучной академической живописи к нарядной и развлекательной салонной. Масса новых "археологических" деталей. Никаких условных обобщений. О нет, это уже не мир суровой героики. Это вполне изящная и гедонистическая древность. Иногда упадочная. Но уже решительно ни к чему не зовущая. Франциско Айец. Италия. 1791-1882 (Фамарь) Энгр Кабанель видными классицистами считались Шассерио Бугро не всегда сохранявшие верность стилю Если в нач. 19 в. можно говорить о романтизме периода классицизма, то в сер. 19 - о классицизме эпохи историзма. Среди исторических стилей присутствует и классический "нео-грек".
Появляется гибрид классицизма и романтизма известный как "историческая живопись", сочетавший классический пафос и многообразие в т.ч. средневековых сюжетов. Он становится официальным академическим искусством. В 1860-е гг. появляются нео-классические тенденции в искусстве в которых сказывается усталость от эклетики - поэзия Парнаса во Франции, немецкий нео-идеализм. Ансельм фон Фейербах (1829-80), ориентировался на высокое возрождение (в отличие от модного пре-рафаэлизма) Адольф фон Гильдебрандт (1847-1921)
Я назвала романтическую предметность так, как её ощущаю, забыв, что цитировала тут Тарковского: Что ж, романтизм привлекал художников и зрителей, не удовлетворённых степенью возвышенности в реальности, а классицизм воплощал удовлетворённость и наполненность, но и романтизм, и классицизм - это ещё и красивость, общая для них. Только красивость романтизма разворачивает зрителя от объекта в манящие дали, а красивость классицизма заставляет зрителя целиком сосредоточить внимание на объекте.
Ориентализм Очень популярная в 19 в. ветвь романтизма. Здесь сплетается и романтика дальних странствий, и имперская романтика с её "миссией белого человека" и романтика "примитивной" культуры , не испорченной европейской цивилизацией. Но в немалой степени он сближается и салонной исторической живописью. Шарль Фрер 1814-88
Для США роль Востока играл Дикий Запад Ремингтон фактически здесь жанр развивается уже в рамках неоромантизма
Неоромантизм Это романтическое движение, набравшее силу примерно с 1870-х гг.(Точнее с кон. 70-х. Его лидером был Стивенсон, ещё раньше началось творчество Жюля Верна, а предтечей был Майн Рид), и достигшее расцвета к нач. 20 в. В ряде стран представлено как Национальный романтизм . Для неоромантиков оппонентами были не реалисты, а "декаденты" и стилевая космополитическая эклектика. Началось это как "движение искусств и ремёсел" (российские аналоги - абрамцевский и талашкинский кружки), стремившееся передать не этнографически точные образы и не фольклорные сюжеты, но дух. Национальный дух, средневековый, дух старинного мастерства. В ряде стран это было движение национального возрождения - в регионах до того глубоко периферийных. Вообще, это было по замыслу движение к глубинам, истокам, почве. Третьим истоком стал культ воли, силы, "земли и крови", "воли к власти", "философии жизни". Волей к власти стала и имперская экспансия (Киплинг) и научно-технический поиск (Жюль Верн) и дух приключения (Стивенсон) (детектив, фантастика, приключенческая "юношеская" литература всё это оттуда родом). Это было отторжение всего "декадентсткого" , вялого, томного, нежизнеспособного, ну и конечно массового, пошлого, буржуазного, мелочно-эгоистического. Забавная история приключилась с пьесой Ибсена Пер Гюнт. Вообще-то произведение писалось как пародия на современно эгоистичного человечка (в нацонально-романтических тогах). В итоге появилась опера - манифест национального романтизма. Сам неоромантизм, вместе с нелюбимым им декадентством, вливается в единый стиль - Модерн (Ар Нуво). (хотя только отчасти) Говард Пайл. США 1853-1911
http://forum.arimoya.info/threads/Бретань-Иной-мир-французских-живописцев.2334/ http://forum.arimoya.info/threads/Хуго-Симберг.1725/
В рамках модерна (ар нуво) национал-романтизм Рерих К Пер Гюгту Врубель Щусев Памятник "Битва народов"
и радость/мощь бытия и акмеистический напор это тоже стадия неоромантизма Эдельфельт Малявин Рылов Юон Здесь телеграфные провода и заводские трубы уже никому не претили, а напротив воспринимались как часть гимна человеческой мощи.
Неоклассицизм Явление неоклассицизма было также неизбежно, как и неоромантизма, это теоретически вытекало из популярного тогда учения Ницше об аполлоническом и дионисийском. Но сам классицизм мог интерпретироваться очень по-разному: 1.В 70-80-е появляются ностальгирующая мода на местные ретро-стили, укладывающаяся в логику национального романтизма: в Германии на бидермайер, в Англии на "стиль королевы Анны" нач. 18 в. В США это бы "американский ренессанс" с культом местного провинциального классицизма. Для романтической трактовки характерна ностальгия по утраченной гармонии, чистоте стиля, внутренней цельности. 2.Символистская трактовка классицизма: собственно, символизм зарождается во-многом в рамках классической традиции (см. соотв. ветку). Мир античности трактуется здесь как мир символического инобытия, принципиально недостижимого иного или мира архетипов. 3.наконец для третьего, рационалистического прочтения, классицизм это рациональность, простота, функциональность (выразительные архитектурные формы несут абсолютно ясную конструктивную функцию), унификация. Причём как нео-романтизм не поглощается целиком модерном и в случае классицизма есть классицизирующий модерн и есть нео-классицизм противостоящий модерну.