Реализм

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 17 авг 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Появление этой ветки диктуется наличием соседних, посвящённых символизму, классицизму, романтизму. Хотя понятие это очень спорное и размытое. Трактовки его весьма противоречивы и, порой, взаимоисключающи.
    В 19 в. реализм был во многом синонимом "натуральной школы".
    Для этого времени характерными признаками направления можно считать стремление изобразить мир "как он есть", "узнаваемость" и неприукрашенность натуры , предпочтение бытового жанра, портрета, родного пейзажа, и т.д.

    При желании, его историю можно начинать и много раньше.
     
    Glenn нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    итальянское Возрождение было очень реалистичным по сравнению с византийской иконописью, особенно "аскетической". Но, конечно, позднейшему реализму оно, в лучшем случае, дядюшка.

    Хотя вот как современник описывает леонардовскую Джоконду:
    "«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
    Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был." (Вазари)
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  3. Мила

    Мила Guest

    Реализм невозможен без понимания конструкции натуры, в изображении человека - хотя бы без любительского знакомства с анатомией. Не зря художников Возрождения тянуло копаться в трупах, они интуитивно двигались в нужном направлении. Твёрдое - выступающие кости и хрящи, к примеру, - следует писать и рисовать твёрдо, мягкое - мягко, под кожей должна течь кровь, плоть и растения должны настолько же пронизываться светом, как художник видит это в натуре. Это всё постигалось по-настоящему в эпоху Возрождения.
    Отличная живопись фаюмского и помпейского портрета, хороший свет, но череп человека читается ещё неуверенно.
    Художник долго скользил взглядом по натуре, не проникая глубже поверхности.
    Голландское Возрождение прониклось конструкцией, но не знало, как писать свет. Отличная форма, но это крашеное дерево (хотя я их люблю... но это неважно).
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Возникновение психологического портрета связаны, видимо, с подвижками в духовной жизни Европы (г.о. Северной), центр которых находился именно в Нидерландах. Это движение Нового благочестия - переориентация с внешнего обрядового благочестия на внутренний мир , самоанализ и мирскую праведность.

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2023
  5. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Хотелось бы немного уточнить. Основной акцент в реализме ставится на технической точности передачи натуры или же на психологическом стремлении найти и отметить не только красивое, но и некрасивое? Или и то, и другое?
    —— добавлено: 18 авг 2013 в 14:21 ——
    Здесь моему неискушенному взгляду тоже видится идеализация.
     
  6. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    А здесь - нарочитая де-идеализация. :)
     
  7. Мила

    Мила Guest

    Вася, живопись была заказная, и там, где ты видишь "идеализацию", заказчик видел правду жизни. Главное - впечатление зрителя, современника и заказчика, и для художника, постигающего в своей работе реальность, было желательно впечатление жизни как она есть. Он не рассчитывал на то, каково будет впечатление зрителя через несколько веков с нанешними эстетическими категорииями.
    Поэтому так спорны бывают разные деления на направления.
     
  8. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Согласен. Тогда хотелось бы понять, в чем именно с точки зрения современника заключалась неидеализированность "Портрета женщины" Кампена.
     
  9. Мила

    Мила Guest

    Я могу судить только о том, что портрет ценили - ведь он сохранился до настоящего времени. Судя по тому, что писал мастер, характер натурщика ему удавался, и, видимо, сходство было. Люди это любят.
    Писать ткани разных видов, их складки художников обучали особо, и это на картине тоже очень привлекательно для зрителя.

    А у меня вызывают улыбку руки на картинах немцев и голландцев. В них редко стремились к сходству с натурой. Заказывая портрет, человек всё же хотел обмануть и время, и природу. И если сходство лиц было востребовано, то все эти артистические узкие кисти и длинные пальчики выдавали недовольство природой, своей - у зрителя, природой вообще - у художника.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    современнику такие категории вообще были безразличны , это заморочка 19 в. ). В 15 в. и 16 в. такого понятия как реализм вообще не существовало. А сам этот портрет, вообще, один первых живописных портретов в европейском искусстве (после античности).
    Вопрос скорее в том, почему современники не возражали, что их так неидеализированно изображали ).


    А вот это напрасно ). Для современников эта картина выглядела в высшей степени аппетитно ). Голодное было время .
     
  11. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Тогда я наступил на все те же грабли осовремененного восприятия. )

    Мой дилетантский вопрос остается прежним - в чем она, эта неидеализированность. )
    Нмв дама изображена Кампеном с исключительно, я бы сказал, геометрически правильными чертами.

    Вообще, этот портрет (женщины Кампена) замечательный. Долго можно смотреть.
     
    Последнее редактирование модератором: 3 авг 2020
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ну тогда попытайся охарактеризовать эту тётку , глядя на портрет. )
     
  13. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Хочешь сказать, что он выдает нечто, что было принято скрывать? )
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    хочу сказать, что о на не выглядит ни идеальной красавицей, ни святой.
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Барокко

    Если до сих пор мы могли говорить только об истоках реализма, то начиная с конца 16 в. в. можем говорить уже о реализме, как одной из основных тенденций искусства барокко (наряду с другими, порой конкурирующими).
    Вообще в барокко легко найти и истоки классицизма (болонский академизм), и романтизма (страсть к игре со светомыи эффектами и склонность к экзальтации и всему необыкновенному), и символизма, разумеется (католическое религиозное искусство символично по сути). Но в пер. пол. 17 в. реализм был, пожалуй, мейнстримом в европейском изобразительном искусстве.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Основателем барочного реализма (точнее одной из его линий) считается Караваджо (1571-1610)
    помимо игры света и тени (тенебризм) он прославился необычайным натурализмом исполнения.

    23conta.jpg

    63sleepi.jpg
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    север, освободившись в ходе Реформации от религиозной тематики, шёл путём развития уже ранее намеченной линией "снижения" сюжета . Развивается бытовой жанр, появляется натюрморт, реалистический пейзаж...


    Георг Флегель 1566-1638



    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Если северное Возрождение это открытие мира, то барокко это упоение открытым миром - великолепным, таинственным, ужасным, и новыми художественными возможностями.
    При всём внешнем реализме , язык барокко максимально аллегоричен. Если реалистическую картину 19 в. можно пересказать, то барочную - расшифровать.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Браувер 1606-38

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Голландия

    Эсайас ван де Вельде 1590-1630

    [​IMG]

    Ян ван Гойен 1596-1656
    [​IMG] [​IMG]

    Саломон ван Рёйсдал 1602-70

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Якоб ван Рёсдал 1628/29 -82

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Хальс 1580-1666

    цыганка
    [​IMG]




    Шут
    [​IMG]

    Вермеер 1632-75

    [​IMG]

    Виллим Хеда

    [​IMG]

    [​IMG]
    —— добавлено: Aug 19, 2013 8:19 AM ——
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2023
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Испания

    Веласкес 1599-1660

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2023
    La Mecha нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Любопытно, что этот золотой век европейской живописи занял всего около полувека.

    во второй половине 17 в. всё это буйство идёт на спад.
    классицизм выстраивает жёсткую иерархию жанров и отбирает те приёмы, которые признаёт универсальными и совершенными.
    Тому, что ещё недавно было мейнстримом отводится очень скромная ниша на правах "курьёза".

    Позднее же барокко превращает приём в игру ("барочный иллюзионизм")

    там в глубокой периферии наследники барочного реализма пережили весь 18 век.
    К концу этого периода старое искусство воспринималось уже как варварство, и было заново переоткрыто в 19 в.


    18 век

    Каналетто



    [​IMG]


    Ватто

    [​IMG]

    Шарден

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Фирсов
    image097.jpg

    Гойя
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    19 век. Второе пришествие.

    Из всего вышеизложенного, однако, никак не явствует, откуда в сер. 19 в. появились рассерженные (и довольно агрессивные) молодые люди, которых стали называть реалистами. Чтобы это стало понятно, придётся открыть отдельную ветку, посвящённую высокому жанру ).
    Академический, классицизирующий стиль существовал всё это время параллельно реалистическому. Он тоже шёл из Возрождения (но из итальянского).
    Отчасти разделял эти стили жанр. Высокий жанр - это мифологический/религиозный, исторический и отчасти светский.
    Пейзаж, натюрморт, быт относились к низкому жанру, где господствовали "реалисты". Одни и те же художники могли работать в разных жанрах. соблюдая их правила игры.
    Правда в Северной Европе (в пер. пол. 17 в. особенно) реалисты и богов с апостолами изображали как мужиком и баб, но затем академисты навели порядок и сами перешли в контрнаступление.
    уже во вт. пол. 17 в. они захватили пейзаж и натюрморт. Последний стал иллюзионистским и роскошным, первый - классическим. Классицисты были люди очень рациональные и везде искали оптимальное решение (правда, одно на все случаи жизни). Раз самое красивое место на земле это Италия, то её только и стоит рисовать. Причём установленные ими приёмы были таковы, что рисовать Италию, вполне стало возможно там, и не бывая ), или, во всяком случае, не высовывая носа из мастерской.
    В силу этого национальный пейзаж пер. пол. 19 в. уже стал андеграундом (хотя мягким).
    Реалистам оставался быт (не светский), но в 18 в. и эта ниша была захвачена сентименталистами. Все стали рисовать исключительно мило и красиво. Реализм стал чем-то малоприличным. Только глядя на бесконечные ряды классических и романтических картин, начинаешь понимать, почему реалисты взвыли...

    классический пейзаж выглядел вот так:

    Пуссен

    [​IMG]

    [​IMG]

    Лорен

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    кстати, пейзажные парки 18 века тоже создавались по этому образцу )

    Впрочем в эпоху позднего классицизма 19 в. реализм присутствовал в рамках направления "бидермайер", предметом его было точная передача деталей ландшафта или интерьера и анекдотические ситуации.

    Гурк
    1280px-Eduard_Gurk_-_Das_Kaiserhaus_in_Baden_bei_Wien_-_1833.jpg

    Риттер

    0_13691c_fb0c2583_orig.jpg

    Федотов
    f12.jpg
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Романтический пейзаж кон. 18 -пер. пол. 19 в. мог ориентироваться и развивать традиции голладнской живописи 17-го.

    Англия

    Томас Гейнсборо (1727-88)

    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]

    Джон Кром 1768-1821

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Констэбл 1776-1831



    [​IMG]
    a_view_on_the_stour_near_dedham-large.jpg
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2023
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей