На сопках Маньчжурии

Тема в разделе "Поднебесная", создана пользователем Ондатр, 27 сен 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Численность населения Бохай к моменту возникновения составляла ок. миллиона человек. Общее население Маньчжурии ок. 2,5 млн. (через 200 лет оно увеличится примерно до 3,5 млн. чел)
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    значительная часть этого населения приходится на хэншуйские (тунгусские) племена и вождества.
    наряду с многочисленным земледельческим населением, были роды оттеснённые в тайгу, и вынужденные перейти к охоте.
    Нельзя исключить и того, что с давлением Бохай связан исход эвенков, начавших свой великий северный поход на просторы Восточной Сибири.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Что касается киданей, то они представляли довольно аморфное объединение 8 племён, с выборным на три года верховным вождём, которое то враждовало с Китаем, то изъявляло покорность. Пока в нач. 10 в. к власти не пришёл энергичный и властолюбивый Елюй Амбагань.
    Дальше повторяется история сяньби. В несколько лет он превращает киданьский союз в степную империю, покорив на западе Монголию, на востоке тунгусов. И в 926 г. был завоёван Бохай. В 932 г. начинается успешное вторжение в Северный Китай. Завоевания там были не столь обширны (16 округов, включая Пекин и Ляодун) , но на фоне раздробленного Китая кидань превращается в региональную сверхдержаву.
    Оно принимает имя империя Ляо.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Ляо

    [​IMG]
    —— добавлено: Sep 29, 2013 9:29 PM ——
    население империи оценивается в 3,8 -4,8 млн.чел.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Ляо стала первой империей, созданной в регионе. Под её вдастью оказалась почти вся Маньжурия (исключая Приамурье) и соседние области. Корея, некоторые китайские царства 10 века признавали её своим сюзереном. (позднее империя Сун, объединившая Китая выплачивала ляо ежегодную дань в 100 тысяч лан серебром и 200 тысяч кусков шелковой материи).Из кочевой империи, Ляо очень быстро стала городской и бюрократической. Но надо сказать, что имперский уровень интеграции оказался несоразмерен социальной структуре региона - вся история Ляо это непрерывные подавления восстаний племён и вождеств, бунтовали и бохайцы.
    Вновь обнаружила себя и роковая для истори Маньчжурии особенность: государство достаточно сильное, для того чтобы объединить Маньчжурию, оказывалось достаточно сильным и для того, чтобы захватить часть Китая. после чего центр государственности неизбежно смещался именно туда - на густонаселённые китайские равнины.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    об административном устройстве Ляо http://samlib.ru/p/pribylow_a_g/lyao.shtml

    "Империя протянулась с юга на север на 5000 ли (2880 км) и с запада на восток - на 4000 ли (2304 км). На всей этой территории существовало более 200 областей, а в пяти местах было создано пять столиц:
    -- Столица Яньцзин (Пекин) - три финансовых ведомства;
    -- Западная Столица - управление начальника перевозок;
    -- Средняя Столица - счетно-финансовое ведомство;
    -- Верхняя Столица - управление по делам соли и железа;
    -- Восточная Столица - управление по делам денег и железа при финансовом ведомстве.

    Управления великих вассалов - шесть:
    -- Управление южного великого князя.
    -- Управление северного великого князя.
    -- Управление князя племени си.
    -- Область Хуалунфу.
    -- Область Синчжунфу.
    -- Управление князя племени иши.

    Департаменты денег и шелка - три:
    -- Район Пинчунь.
    -- Район Ляоси.
    -- Область Пинчжоу.

    Тридцать три области во главе с генерал-губернаторами:
    1.Фэншэн-чжоу, 2. Юньнэй, 3. Чанчунь, 4. Лунхуа, 5. Хайбэй, 6. Гуйдэй, 7. Юй, 8. Ин, 9. Шо, 10. Мянь, 11. Цянь, 12. Сянь, 13. Хо, 14. Ляо, 15. Сянь, 16. Шэнь, 17. Цзи, 18. Фу, 19. Цин, 20. Цзу, 21. Чуань, 22. Чэн, 23. Цай, 24. И, 25. И, 26. Кунь, 27. Пин, 28. Чэнь, 29. Син, 30. Тун, 31. Синь, 32. Жао, 33. Цзянь.

    Восемь областей во главе с инспекторами, командующими обороной областей и командующими отрядами самообороны областей:
    1.Уан, 2. Юн, 3. Тай, 4. Гао, 5. Ли, 6. Нинцзян, 7. Гуй, 8. Гуан.

    Свыше семидесяти областей во главе с правителями областей:
    1.Дэ, 2. Цянь, 3. Тань, 4. Хуэй, 5. Юй, 6. Ин, 7. Луань, 8. Шэн, 9. Вэнь, 10. Янь, 11. Гуйхуа, 12. Сун, 13. Сы, 14. Шань, 15. Удэ, 16. Тун, 17. Хань, 18. У, 19. Цзин, 20. Нинбянь, 21. Бинь, 22. Сян, 23. Синь, 24. Вэй, 25. Цзяншэн, 26. Янь, 27. Хай, 28. Лу, 29. Инь, 30. Ляоси, 31. Те, 32. Кай, 33. Бао, 34. Пинь, 35. Бэйань, 36. Янь, 37. Цзя, 38. Цзи, 39. Лянь, 40. Янь, 41. Худун, 42. Су, 43. Вэй, 44. Гу, 45. Сяньцзянь, 46. Вэнь, 47. Лянь, 48. Шэнь, 49. Ци, 50. Ань, 51. Юй, 52. Хэ, 53. Шуан, 54. Сун, 55. Чжо, 56. И, 57. Тань, 58. Шунь, 59. Цзи, 60. Юн, 61. Дун, 62. Дуншэн, 63. Цзин, 64. Сюй, 65. Чжао, 66. Кан, 67. Цзинь, 68. Лай, 69. Жу, 70. Юнь, 71. Пин.
    Поимо более десяти уездов в далеких пограничных землях Ляодуна, без указания областей, в которые они входили, упоминается о пяти пунктах: 1. Цзиньсу, 2. Хэцин, 3. Хэтун, 4. Ухуа, 5. Чжэнъу.

    Двадцать три области, вверенные киданьским чиновникам:
    1.Вэй, 2. Хао, 3. Хуань, 4. Вэй, 5. Цзин, 6. Вэнь, 7. Суй, 8. Хэ, 9. Чэн, 10. Цюань, 11. И, 12. Суйчан, 13. Юй, 14. Юань, 15. Фу, 16. Жун, 17. Тан, 18. Су, 19. Хэй, 20. Хэ, 21. Мао, 22. Ли, 23. Цзун.

    Система чиновников:
    Фамилии у киданей соответствуют их племенной принадлежности и (или) месту жительства. Фактически у них две "фамилии" в полном смысле этого слова - Елюй (императорский род) и Сяо (род из которого были императрицы).
    Все управление разделено на "северное" - киданьское и "южное" - китайское. Это управления важнейших секретных дел и управление главноначальствующего походными дворцами (ордами) на севере и управления важнейших секретных дел и управление главноначальствующего походными ставками на юге.
    Должность тииня соответствует начальнику приказа по делам императорского рода, илиби соответствует участвующему в политических делах, линья соответствует ученому из числа выдающихся литераторов (основатель государства Кара-Кидань (Си Ляо) Елюй Даши до гибели Ляо носил эту должность), илицзинь соответствует правителю области. Большинство чиновников при дворе и вне его назначаются по китайскому образцу, а среди помогающий им чиновников есть чанши, мугу, сынугу, дунугу, тунугу.
    Для управления войсками существуют управление командующего войсками, управление войск императорской гвардии кунхао, управление южного князя, управление северного князя, управление сиского князя, которые руководят войсками шигэ и войсками старших учителей восточного и западного управлений государственной канцелярии.
    Имеются также управления, контролируемые дядьями императора по женской линии, управление чангуня рода Яонянь (род, управлявший киданями до узурпации Елюя Амбаганя), южный и северный отряды пиши, генерал-губернаторы двадцати племен, войска пинбили, войска девяти кэ, пять генерал-губернаторов, управляющих китайцами, бохайцами, нюйчжэнями, старший учитель уе.
    Императрица и киданьские чиновники ходят в киданьских одеждах. Император и китайские чиновники ходят в китайских одеждах.

    ОРДЫ:
    Основой державы киданей являлась система орд (дворцов) или гвардий. Причем, гвардия почившего императора продолжала нести свою службу при его ставке. Всего имелось 13 орд (дворцов):
    -- Дворец Тай-цзу (Абаоцзи) (Хунъигун) или олудо (орда) Суань ("сердце и живот"), 7000 конных воинов, 8000 основных дворов и 7000 переселенных, орда в области Линьхуан, кладбище в 20 ли к югу от Цзучжоу, областей - 5: Цзинь, Цзу, Янь, Ци, Инь, уездов - 1: Фун, военных управлений - 4: в Южной и Западной столицах, в областях Фыншен и Пинчжоу, шиле - 2, вали - 4, моли - 4, дэли - 2;
    -- Даорец Тай-цзуна (Дэ-гуана) (Юнсигун) или олудо Гоанянь ("привести государство в порядок"), 5000 конных воинов, 3000 основных дворов и 7000 переселенных, орда у р. Югухэ, кладбище в 30 ли к югу от Хуайчжоу, областей - 4: Хуай, Цян, Кай, Лай, уездов - 2: Баохэ, Луаньхэ, военных управлений - 4: в Южной и Западной столицах, в областях Фыншен и Пинчжоу, шиле - 1, вали - 4, моли - 13, чжаса - 7;
    -- Дворец Ши-цзуна (Уюя) (Цзицингун) или олудо Елувань ("процветание"), 8000 конных воинов, 5000 основных дворов и 8000 переселенных, орда к востоку от р. Тухэ, кладбище к северу от дворца Чаннин, областей - 3: Кан, Сянь, И, уездов - 1: Шаньдун, военных управлений - 4, шиле - 1, вали - 8, моли - 10;
    -- Дворец вдовствующей императрицы Ин-тянь (Шулюй) (Чаннингун) или олудо Пусувань ("благоденствие"), 5000 конных воинов, 7000 основных дворов и 6000 переселенных, орда в области Гаочжоу, кладбище в 100 ли к востоку от Лунхуачжоу, областей - 4: Ляо, Икунь, Ляоси, Сянь, уездов - 3: Фынсянь, Гуйи, Динба, военных управлений - 4, шиле - 1, вали - 6, моли - 13;
    -- Дворец Му-цзуна (Мин-цзы) (Яньчангун) или олудо Долибэнь ("замирить"), 2000 конных воинов, 1000 основных дворов и 3000 переселенных, орда к югу от горы Цзюяли, кладбище к югу от столицы, областей - 2: Суй, Хань, военных управлений - 3: в Средней и Южной столицах, и в области Пинчжоу, шиле - 1, вали - 4, моли - 4;
    -- Дворец Цзин-цзуна (Туюя) (Чжанминьгун) или олудо Цзяньму ("передавать по наследству"), 10000 конных воинов, 8000 основных дворов и 10000переселенных, орда на р. Хэлухэ, кладбище к югу от Цзучжоу, областей - 4: Юн, Лунхуа, Цзяньшэн, Тун, уездов - 2: Синтан, Фусу, военных управлений - 4, шиле - 2, вали - 7, моли - 11;
    -- Дворец вдовствующей императрицы Чэн-тянь (Янь-янь) (Чундэгун) или олудо Гувэнь ("яшма"), 10000 конных воинов, 6000 основных дворов и 10000 переселенных, орда к востоку от р. Тухэ, кладбище Цзин-цзуна, областей - 4: Цянь, Чуань, Шуан, Гуйдэ, уездов - 1: Лу (Верхняя столица), военных управлений - 3: в Южной и Западной столицах, в области Фыншен, шиле - 3, вали - 7, моли - 11, чжаса - 5;
    -- Дворец Шэн-цзуна (Лун-сюя) (Синшэгун) или олудо Нюйгу ("золото"), 5000 конных воинов, 10000 основных дворов и 20000 переселенных, орда в Нюйхуньхочжи, кладбище в Наньане, в области Цинчжоу, областей - 5: Цин, Си, У (Верхняя столица), У (Восточная столица), Ба, военных управлений - 4, шиле - 4, вали - 6, моли - 9;
    -- Дворец Син-цзуна (Яньцингун) или олудо Водувань ("размножение"), 10000 конных воинов, 7000 основных дворов и 10000 переселенных,орда к западу от Гаочжоу, кладбище в области Цинчжоу в районе Верхней столицы, областей - 3: Жао, Чанчунь, Тай, военных управлений - 4, шиле - 2, вали - 6, моли - 6, дэли - 1;
    -- Дворец Дао-цзуна (Тайхэгун) или олудо Асы ("обширный"), 15000 конных воинов, 10000 основных дворов и 20000 переселенческих, орда на оз. Хаошуйлэ, кладбище в области Цинчжоу в районе Верхней столицы, шиле - 2, вали - 8, моли - 7;
    -- Дворец Тянь-цзо (Юнчангун) или олудо Алувань ("помогать"), 10000 конных воинов, 8000 основных дворов и 10000 переселенческих, шиле - 2, вали - 8, моли - 8;
    -- Дворец Сяо-вэня (Лун-цина) (Дуньмугун) или олудо Чишидэбэнь ("почитание родителей"), 5000 конных воинов, 3000 основных и 5000 переселенческих дворов, кладбище в 30 ли к юго-западу от Цзучжоу, областей - 3: Цзянь, Шэнь, Янь, военных управлений - 1: в Южной столице, шиле - 2, вали - 6, моли - 2, чжаса - 2;
    -- Дворец Елюй Лун-юня (Вэнь-чжун-ван-фу) или подворье князя Вэнь-чжуна, 10000 конных воинов, 5000 основных дворов и 8000 переселенных, кладбище Цянлин (схрамом), областей - 1, военных управлений - 6: в Верхней, Средней, Южной и Западной столицах, в областях Фыншен и Пинчжоу.
    Итого: выставлялось 102000 конных воинов, 74000 основных (киданьских) дворов и 131000 переселенных (инородческих).
    Из всех войск император лично отбирал 30000 лучших воинов и зачислял их в свою гвардию (орду), дачжан ("великая юрта"), состоящая из отрядов пиши. Три тысячи удальцов становились авангардом, а сотня самых отчаянных становилась отрядом дальней разведки ланьцзы (разделялся на пять групп по 20 человек и действовал впереди дозорных отрядов на 20 ли или 11,52 км). Гвардия императрицы насчитывала 20000 воинов и называлась шушань.
    Всего в ордах 152000 всадников.
    Отряды киданьской армии носили следующие названия: Теяоцзюнь - "отряд железных коршунов" (элита киданьской армии, конные латники), Лунцзюнь - "отряд драконов", Хуцзюнь - "отряд тигров", Хуцзюнь - "отряд соколов", Хушэньцзюнь - "отряд, охраняющий совершенномудрого" (конница), Хуцзецзюнь - "отряд, побеждающий, как тигры" (пехота).
    Вспомогательные войска: племена си и си выставляли по 1000 превосходной пехоты; бохайцы выставляли 10000 пехоты и конницы; племена дадань, юйцзюэли, шивэй, нюйчжэнь, дансян выставляли по 1000 всадников; племена тухунь, шато и округа области Ючжоу выставляли 30000 воинов из кочевников и китайцев. Итого вспомогательных войск: 47000 (50000) человек.
    Армия, основанная на десятичной системе, состояла из отрядов пиши по 500-700 человек, десять таких отрядов составляли дао (5-7000), а десять дао - один мянь (50-70000). В поход никогда не шло менее 100000 воинов.
    Все население в возрасте от 15 до 50 лет заносится в списки воинов.

    СИСТЕМА КОНТРОЛЯ НАД ПОГРАНИЧНЫМИ ВЛАДЕНИЯМИ:
    -- Шамофу (пустыня Гоби) - контроль над землями к северу от пустыни: западное управление главного воеводы-усмирителя; охрана из племени аовэй; управление военного инспектора на р. Люйцзюй; управление генерал-губернатора Даоталина; различные военные отряды для усмирения племен дадань, мэнгу, диле.
    -- Юньчжун - контроль над владением Си Ся: юго-западное управление воеводы-усмирителя; управление главнокомандующего войсками юго-западного направления; войска в городах Цзинсу и Хэцин; основан город Ухуачэн; управления южного и северного великих князей, управление князя племени иши и управление Шаньцзинь.
    -- Яньшань - защита от династии Сун: управление главноначальствующего в Яньцзине; управление главного командира конных и пеших войск в Яньцзине; управление главного командира отряда кунхао (один из гвардейских отрядов, укомплектованный лучшими наездниками); управление главного военного инспектора; управления сянвэней в Нюлань, Цзяньцзюньчжай и Шимыне; управления сянвэней южного и северного отрядов пиши; управление сянвэня "отважных воинов-пехотинцев".
    -- Район Верхней столицы - контроль над границей с племенем си: управления главных военных судей различных отрядов; управление князя племени си; управление великого тииня; управление великого дяди императора по материнской линии (из фамилии Сяо); управление великого чангуня; управления Уюаньсы, Лююаньсы, Тавэньсы.
    -- Ляодун - контроль над владением Гаоли: управление главнокомандующего пешими и конными войсками в Восточной столице; управления главных командиров четырех отрядов (из киданей, сисцев, бохайцев и китайцев); управление военного инспектора в Баочжу; управление сянвэня в Янхэ; управление Бяова.
    -- Чанчунь - усмирение нючжэней и шивэйцев: управление главнокомандующего пешими и конными войсками в области Хуанлун; управление сянвэня пеших и конных войск в области Сяньчжоу; управление главного военного инспектора северо-восточного направления.

    То есть общая площадь была более 6,5 млн. км^2. Не хило!
    Каждый конный воин киданьской армии должен был иметь три лошади, одного фуражира и одного человека, обслуживающего лагерь. Каждый имел латы из девяти предметов, чепрак, узду, железные или кожаные латы для коня в зависимости от силы животного, четыре лука 400 стрел, длинное и короткое копья, гудо, топор, алебарду, небольшой флаг, молоток, шило, нож, огниво, лохань для лошади, один доу (10,35 л) сухого пайка и мешок для него, крюк, войлочный зонт, 200 чи веревок. Фуражиры должны были быть в латах и иметь оружие.
    Естественно, все умножаем на три, так как и фуражиры, и обслуга являлась полноценными воинами. Кроме того, при армии имелся корпус из 10000 китайцев для земляных работ."
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    пять столиц Ляо

    [​IMG]
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    фактически создаётся отдельная администрация для китайских районов (южные канцелярии) использовавшие китайский язык, и северные канцелярии для Маньчжурии, где для делопроизводства специально была изобретена киданьская иероглифическая присьменность (собственно, даже две). Правительство стремилось недопустить излишей китаизации. особенно ревностным поборником киданьской традиции был двор императрицы. подданые были разделены на различные категории ( в т.ч. этнические), которе несли различные повинности.
    Наряду с шаманизмом получили распространение конфуцианство, даосизм, но государственной религией был буддизм. В конце 11 в. в государстве насчитывалось 360 000 монахов и монахинь.
    была переведёна и напечатана Типитака.
     
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]



    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    возможно этот свиток также относится к Ляо (Ху Жан)

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]



    Господствующим направлением буддизма в Ляо был Хуаянь-Чань, в традиции патриарха Цзунми, расссматривающих обе эти школы (Хуаянь и Чань) в единстве.
     
    La Mecha нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Племена и вождества монголоязычных шивэй и тунгусов, так и не были ассимилированы Ляо, составляя её беспокойную периферию. С верхнего Амура шивэй проникают на территорию Монголии, постепенно заселяя её. Карательный поход следовал за походом .но успехов становилось всё меньше.
    Смертельный удар Ляо однако нанесли не они, а тунгусы-чжурчжени.
    начавшее ся в 1114 г. очередное восстание, которое возглавил вождь Агуда, оказалось успешным.
    В 1115 г. Агуда провозгласил создание империи Цзинь (т.е. Золотой, Ляо - Стальное ), в 1116 г. взял восточную столицу.
    В 1125 г. Ляо пало.
    непокорившиеся кидане ушли на запад - в Джунгарию и Семиречье.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    воины Ляо

    [​IMG]


    Интересно, что там они без труда наголову разгромили громадную армию великого сельджукского султана, сильнейшую на всем Среднем и Ближнем Востоке.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Цзинь

    Слишком сложный этнически состав Маньчжурии не способствовал стабильности, тем более что народы её населяющие находились на смых разных уровнях развития, но равно отличались воинственностью. В силу асинхронности развития, они по очереди подходили к идее государственности и реализовавывали её, сокрушая государство - предшественника. Но от этого исторический процес в стране не утрачивал непрерывносоть, т.е. поступательное движение происходило по вполне классической схеме. От локального царства (Фуюй-Когурё- Бохай) к "территориальному царству" (слабоцентрализованной империи) - Ляо, и к классической империи - Цзинь.
    посделняя , победив, постаралась продемонстрировать свою цивилизованность : буддизм объявляется покровительствуемой религией, строится новая столица - Хуэнинфу, в районе современного Харбина (1124), создаётся чжурчженьская письменность (1119).

    В 1125-27 гг чжурчжени оввладели всем Северным Китаем. Мир с Сун, заключённый в 1141 г., закрепил все завоевания и обязал Южный Китай уплатой дани.

    [​IMG]

    [​IMG]

    сложнее оказалось справится с шивэй Верхнего Приамурья . В 1147 г. их предводитель Кабул-хан провозглашает себя имератором государства Хамаг-монгол-улус (возможно от "монго" - серебро). В нач. 1150-х гг. правда удалось временно решить и эту проблему (хотя власть Цзинь над монголами осталась во многом номинальной, постепенно они уходят на территорию Северной Монголии).
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Проблемы начались изнутри. Из 45 миллионного населения новой империи в Маньчжурии проживало ок. 4 млн.
    в 1149 военачальник Дигунай узурпировал власть, убив императора и перебив всё правящую династию.
    В 1153 г. он переносит столицу в Пекин (бывшую киданьскую южную столицу). Начинается стремительная китаизация - разрешено ношение китайской одежды, вводятся государственные экзамены и т.д.
    В 1157 г. начинается антибуддийская компания
    Маньчжурия оказывается на положение придатка Северного Китая.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    подробнее о чжурчженях можно почитать здесь
    http://rezerv.narod.ru/history/ussur-zhurbyt.htm
    http://rezerv.narod.ru/history/ussur-zhurselhoz.htm
    http://rezerv.narod.ru/history/ussur-zhurremeslo.htm
    http://rezerv.narod.ru/history/ussur-zhurnauka.htm
    http://rezerv.narod.ru/history/ussur-zhurobraz.htm
    http://rezerv.narod.ru/history/ussur-zhurgos.htm
    http://rezerv.narod.ru/history/ussur-zhurarmy.htm

    В. Шевченко http://www.proza.ru/2009/10/05/590:

    "Период подъема чжурчженями в X-XII веках явился завершением большого этапа развития этих народностей, консолидации всех близких по крови родовых групп в единую этническую общность, созданием государственности. Золотая империя чжурчженей – многонациональное государство, или этнополитическое образование, в котором сами чжурчжени
    составляли едва ли 10% общей численности населения.
    В 1125 году, известном нам как год смерти киевского князя Владимира Мономаха, были приведены к покорности соседние кидани и в этом же году была осаждена столица китайского государства Северная Сун,которая в 1126 году пала.
    Захватывая один населенный пункт за другим, Ч. дошли до Пекина, окружили и ворвались в город. Император явился в лагерь победителей и согласился отдать им все земли на север от Хуанхе.
    Чжурчжени потребовали огромную контрибуцию. В 1127 году они взяли в плен обоих императоров, захватили все дворцовое имущество, церемони-альную утварь и императорские регалии, посуду, драгоценности, карты им-перии, библиотеки, мастеров по золотой росписи, ювелиров, каменщиков и камнерезов и ушли к себе за Великую китайскую стену.
    При этом была занята огромную территорию – от бассейна реки Хуанхе на юге до Амура на севере, всю Маньжурию и Восточную Монголию.
    Все это было бы невозможным без современной и сильной армии, которая была превосходна оснащена наступательным оружием ближнего боя –палашами и кинжалами. Возродились боевые топоры, так как у противника появились шлемы, а топоры – лучшее оружие против них. Тяжелая конница вооружалась длинными копьями, к наконечнику которых крепились на штифтах ножи и крюки ( клевцы), которые могли легко заменяться в зави-симости от решения разных задач. У китайцев тоже на наконечниках копий крепились клевцы, но методом кузнечной сварки и их замена была трудо-емкой операцией. Трехлопастные наконечники стрел, имевших очень хоро-шие баллистические данные, но плохую пробиваемость начали выходить из обращения, плоские еще делались, но увеличивалась доля бронебойных сердечников. Панцири делились на тяжелые ( железные- чешуйчатые, а также пластинчато-наборные) и кожаные, представляющие собой куртку без рукавов, нагрудная часть которых усиливалась крупными железными пластинами и панцири из войлока. Появились шлемы полусферической и сфероконической формы и защитные маски на лицо, скорее всего для лучников на городской стене, так как узкие отверстия для глаз не позволяли использовать их в открытом бою.
    Для штурма городов широко применялись камнеметные машины различных типов, в которых использовались снаряды от 7 до 120 кг, они были колесными и после каждой атаки отвозились в лагерь.
    Это современное на то время вооружение могло появиться только при наличии хорошо развитых ремесел и даже зачатков промышленности. Конечно, до образования независимого государства и в первые годы становления большая часть поступления как оружия, так и железных земледельческих орудий шло за счет военных трофеев, зафиксирован факт захвата у киданей в 1114 году нескольких тысяч железных плугов, сох и мотыг. Но затем, развивая свои познания и воспользовавшись достижениями китайских и корейских мастеров было создано много металлургических и кузнечных предпри-ятий, данная отрасль была монополией государства. Чжурчженьский мета-лург имел в своем распоряжении доменные печи с принудительным дутьем и изложницами, наковальни, молоты и молотки различных размеров, клещи и зубила для рубки и ножницы для резки металла, бородки и напильники.
    Производился чугун, ковкий чугун и сталь. Используя метод кузнечной сварки изготовляли целую вещь из деталей. Из цветных металлов получали олово, свинец, медь, бронзу, серебро и золото. Производились такие опера-ции как литье, плавка, сварка, штамповка, волочение, паяние, золочение, серебрение и инкрустация. Был создан особый вращающийся круг с нане-сенным на него специальным абразивным порошком. Обрабатывался мрамор, сердолик, обсидиан и агат, халцедон и яшма, нефрит и горный хрусталь. Варили стекло.
    Чжурчжение познакомились со многими китайскими достижениями задолго до образования своей государственности и они оказались привлекательными и стали использоваться. Примером могут служить найденные при раскопках у поселка Хмельницкого Приморского края девять бронзовых полированных зеркал, которые являются очень тонкими художественными изделиями с реалистическими сюжетами. Была развита резьба по камню,до нас дошли фигурка «дремлющего зайца», вырезанная из горного хрусталя;полевая мышь, сделанная из черного аргиллита, как бы обдирает колосок, который держит в лапках.
    В империи Цзинь было хорошо развито и гончарное производство, из глины обжигался кроме обычного и декоративный, фигурный кирпич, черепица, расписная глазурованная посуда из керамики и фарфора. Славились печи Цзюнь-яо, глазурь густо покрывало всю поверхность изделия, придавая им лунно-белую или коричневую поверхность, ножки и дно обмазывалось зеленовато-коричневой глазурью и на днище вырезались иероглифы или цифры. Известна также бирюзовая, черная, красная глазурь. Изделия украшались цветными подглазурными резными изображениями лотоса или –хризантемы на белом фоне. Даже повседневная керамика подвергалась декоративной отделке – формовке, лощению, простейшей орнаментовке. В орнаментах на Севере, не попавшем под влияние китайского господствовал криволинейный растительный мотив – «маньжурская» астра, вьющая лоза, бегущая волна.
    Передовой была и обработка кожи, которая шла как на внутренний рынок, так сбывалась в Южной Сунн и Корее. Если сравнить современные процессы и операции кожевенного производства с находками эпохи чжур-чженей, то можно найти много общего.
    Если вначале чжурчжени могли ткать только грубые ткани из пеньки,льна и шерсти, то после переселения на земли Северной Сунн стали выпускать ткани из хлопока, а затем овладели искусством выращивания шелко-вичных коконов и их дальнейшей обработки, в том числе крашения. На шелке вышивались картины, где использовалось десятки оттенков разных
    цветов.
    Сельское хозяйство было многоплановым: животноводство – выпасное в северных и восточных районах и стойловое в центральных и южных; земледелие – выращивали рис, заливной и суходольный, просо, пшеницу и яч-мень, гречиху, крахмалистые бобы, сою, горох и фасоль, чумизу и гаолян.
    Разводили скот: лошадей, коров (быков), ослов, овец и верблюдов, свиней и собак; птицу – кур, уток и гусей. Для обработки полей из Кореи завезли быков, приученных к ярму. Скот стал эквивалентом обмена, он фигурировал среди пеней, калымов, свадебных подарков, жертвоприношений. О его количестве говорит такой факт – киданьский военноначальник Елюй-сянь-чжень разбив чжурчженей в 986 году захватил у них свыше 200 000 лошадей.
    Из овощей и зеленных культур выращивали: лук, чеснок, салатную капусту,баклажаны, редьку и различные сорта тыквы, которая шла и на изготовление фляг и баклаг. На юге – дыни и арбузы, абрикосы и сливы, грушевые и яблоневые культуры. Широко использовались и дикорастущие – водяной орех- чилим, амурский виноград, лотос, малина, лещина, маньжурский и кедровый орех, боярышник, морская капуста.
    С развитием земледелия и животноводства сократилась зависимость от охоты, рыбной ловли и собирательства. В пищу стали больше употреблять растительные и молочные продукты, основное место заняли зерновые, из которых стали получать крупу, муку, гнали водку. Правительству даже пришлось организовать борьбу с самогоноварением. При раскопках найден сложный дистиллятор, который позволял получать очищенный спирт- самогон. Чжурчжени пекли хлеб, булочки, пирожки, блины, делали лапшу и клецки, варили каши. Важное место заняли бобовые – особенно для приго-товления соусов. Употребляли и молочные продукты, которые в Китае не были широко распространены. Из молока делали масло, кумыс, сыр. Широкое распространение получил и уксус, который вместе с солью, вином, чаем был государственной монополией.
    Из лекарственных растений применялись – женьшень, аконит( его ис-пользовали как болеутоляющее и противовоспалительное средство), алые и белые пионы, пастушью сумку, гриб пахима ( при болезнях почек). Изготовлялись снадобья из мускуса кабарги, пантов пятнистого оленя и изюбря,добывали мед и воск.
    В северных и восточных районах империи большое значение имела охота и рыбная ловля, а также собирательство таежных дикоросов.
    Общественная структура многонационального государства была очень сложной. Страна делилась на 19 губерний, во главе с генерал- губернаторами. Как и в бохайском государстве у чжурчженей было пять столиц. Отличительной особенностью – была отдельная система управления для китайского населения и чжурчженей. Основу государственного аппарата составляли шесть министерств империи : общественных работ, юстиции, финансов,
    чинов, церемоний и военных дел. Создавались палаты и службы – например такие как главная медицинская палата или государственная астрономическая служба.
    Все в жизни было регламентировано. Чиновники министерства церемо-ний разработали модели одежды на все случаи жизни для чиновников, как гражданских, так и военных. В зависимости от ранга они должны были носить кафтан из редкого сорта шелка «ло» алинового,фиолетового или зеленого цвета , рыбу подвеску из серебра или золота, пояс и дошечку для записи приказаний.
    Была разработана летняя, зимняя и демисезонная одежда. В зимнее время носили ватные куртки и халаты, отороченные мехом, штаны на меху, чулки и варежки, шапки на из бараньих, заячьих шкур. В северных губерниях богатые одевали шубы из соболя, белки, енота или лисы; бедные – из овчи-ны, собачьих, конских или коровьих шкур.
    Простолюдинам запрещалось носить платье из тонкой тафты, узорчатого шелка, газа, а также драгоценности, украшать женские головные уборы жемчугом. Разрешалось использовать только полушелковую или полупеньковую ткань «ши», грубый бельевой шелк «чоу» и гладкий сатин без узоров, холст из льна и пеньки, серьмяги. Одежда крестьянина или емесленника состояла из шаровар на помочах, рубахи с длинными рукавами, стянутой манжетами на запястье. В праздник одевался халат с меховой оторочкой и украшенный бантами. В одежду воина входили : штаны; рубаха; род юбки; фартук, предохраняющий нижнюю часть туловища;куртка с широкими рукавами и панцирными пластинами на груди и спине,кожаное «жабо» и шлем.
    Обычно раньше носилась одежда белого цвета, то есть некрашеная. Затем стали красить в синий цвет, который сначала китайцы окрестили «варварским», а затем и сами стали его использовать в обычной одежде.
    Чжурчжении носили одежду с левым запахом, обувь изготовлялась из кожи, так называемого поршневого типа. Женщины заплетали волосы в коку и укладывали пучком. Мужчины высоко подбривали виски и теменную часть, волосы заплетали в косу, которая висела сзади. Китайских подданных заставляли носить одежду чжурчженей и могли даже казнить за непослуша-ние. Правда сложилась странное положение - китайское население одной части империи было обязано следовать моде завоевателей, когда в другой
    была сохранена национальная прическа и одежда. Это произошло примерно к 1150 году, когда к империи было присоединено вассальное царство Ци.
    В ходе усложнения общественной и духовной жизни многие старые обычаи видоизменялись, а новые – рождались с нею в результате контактов с бохайцами, киданями и особенно китайцами, частично дополнились обряды и церемонии. Например празднование дня рождения- раньше такого не существовало. Чжурчженьская пища и в меньшей мере деревянная посуда господствовала лишь в быту поселян, зато кан распространился по всему Китаю, как и обычай сервировать на нем, как на столе. Стрельба с коня признавалась как одно из характерных национальных качеств. В Китае нет возможности устраивать облавные охоты, все распахано, о чем сетовал сам император Ши- цзун. Привилегиями пользовался только император, члены его семьи и высшая знать, для них охота устраивалась в заповедниках. Раньше устраивались гульбища и все – знатные и не знатные, молодые и старые вместе сидели за общим столом и вместе пили из чанов. Пусть на китайских инструментах, но исполнялись чжурчженьские мелодии, танцоры одеты в китайское платье, но танцуют свои родные танцы. Мучные изделия и чай чередуются с жарким из мяса диких животных, вовсе не употребляемых в Китае. У киданей переняли игру в поло, так личному составу войск разре-шали три раза в месяц в эту игру, чтобы привыкали к военному делу.
    Чжурчжени стали играть в пешки и шахматы, так при раскопках в Приморье найдены бронзовые фишки шахмат с обозначениями – слон, пешка.
    Твердо известно, что чжурчжени праздновали канун Нового года и первый день Нового года, начало весны, праздник чистоты и ясности и праздник лета, буддисткий праздник поминовения, праздник поздней осени.
    Праздник чистоты и ясности приходится на один из 15-ти дней в конце 2-ой - начале 3-ей луны и знаменует начало сева. Наряду с молением духам предков в этот день совершается поклонение силам инь и ян ( праздник знаменуется победой последнего), а император – проводит первую борозду,после чего по всей стране начинается пахота и сев.
    Чжурчженьские семьи в период Цзинь постепенно превратились из «больших» в «малые». Переселение в Китай проводилась общинами или большими семьями. Но податной единицей в империи уже был двор, семья и это свидетельствовало о выделении семьи в основную ячейку общества. Общее положение мужа в семье – главенствующее, жены – почетное и полное достоинства. Из десяти самых тяжелых преступлений четыре касса-лись семейных отношений: 4) замысел или убийство родителей; 7) ругань в адрес родителей, отказ от их содержания;8-) продажа в рабство своих старших родичей, клевета жены на мужа; 10) кровосмешение.
    Чжурчженьские брачные отношения сохраняли свою особенность до самого конца существования империи, кодексом специально оговаривалось право на «левират», но вступление вдовы в брак могло произойти только после окончания трехлетнего траура. Не были запрещены браки между знатными и незнатными, хозяина и служанки, мужчины имеющего ученую степень на женщине простого звания. В целях устранения злоупотребления
    было запрещено чиновникам жениться на дочерях своих подчиненных. Сохранилась свобода выбора невесты. Молодые могли уйти жить в семью молодого человека и только после рождения ребенка приходили к родителям жены с угощениями и выпивкой.
    Религиозная жизнь в новой империи не была похожа на ту, в которой чжурчжени пребывали до XII века. Коренные китайское, бохайское и киданьское население сохраняло свои привычные верования, а к концу цзиньского владычества китайцы приняли широкое участие в создании новых даоских сект. Пришельцы принесли свои национальные верования, но не избежали влияний трех китайских учений – даосизма, буддизма и конфуцианства. Но на исконных землях чжурчжени твердо придерживались религии своих предков, шаманизм оставался их главной религией .
    Важнейшим культом считался дух Неба, за тем следовал культ полей, лесов и вод, особое место занимали духи предков. Умилоставление духов усопших, обращение к ним за помощью считалось обычным. В критических моментах могли приноситься и человеческие жертвы, так в 1128 году Ай-цзун отправил одного из своих приближенных принести жертву Чингиз-хану, тогда уже умершему, прося у монголов мира. В 1233 году потерпев пораже-ние при переправе через Хуанхе принес в жертву теням умерших двух младших братьев Улуньгу, перешедшего на сторону степняков.
    Конфуцианство было распространено лишь в чиновничье- бюрократи-ческой среде. Буддистских храмов в столице 36, буддисткие обряды соблюдали чжурчженьский император, высшие сановники и чиновники. При Си-цзуне в империи было до 30 000 буддистких монахов, а вот при Хай-ли-ване ( император Цзинь с 1149 по 1161 год) положение изменилось, он не любил буддистов и видел в монахах сторонников Си-цзуна. С 1157 года стали запрещать праздновать дни рождения Будды, запрет был отменен лишь в 1199 году. Пользовался влиянием и даосизм, но судя по источникам политика по отношению к даосизму была лишь менее жесткой, чем к буддизму. Ведь низовые ячейки объединяли активно недовольных режиму, так монах Фо Цзинь поднял восстание в 1169 году в Ляояне.
    В целом Цзиньское правительство усвоило доктрину неделимости светской власти и стремилось лишить любые религиозные организации политического влияния. Посколько последователи конфуцианства поддерживали светскую власть, а даоссы не имели сильной организации, острие было направлено против буддистов: 1) запрещалось частное присвоение сана, чтобы избежать лжедуховенства; 2) экзамены на посвящение проводились по кано-
    ническим книгам ( для буддистов –сутрам лотоса, золотого сияния), ( для даосов – канонам Дао); 3)запрещалось строительство новых буддистких и даоских храмов, за посвящение в сан взималась плата и немалая.
    До середины XII века просвещение в Цзинь не обрело еще того значения,какое оно имело для Китая. С 1115 года и в течении ближайшего десятилетия чжурчженьские власти использовали любые способы, чтобы получить киданьских или китайских учителей и начетчиков. Еще в 1126 году из захваченного Кайфына чжурчжени вывезли всех китайских учителей, а известный преподователь Хун Хао провел в плену 19 лет и был учителем в знатной чжурчженьской семье в Пятиградье. Тяга к образованию поддерживалось интересом ко всему китайскому, который был непонятным и недоступным без знания китайского языка. Разумеется образование не ограничивалось одной языковой подготовкой, но занимало принципиально важное значение,особенно в первый период.
    Потребность в образованных людях, необходимых для назначения на чиновничьи посты заставило правительство заняться вопросом образования.В первые десятилетия Цзинь приходилось довольствоваться кадрами еще бывших ляоских или сунских чиновников и небольшим количеством чжурчженей, тем или иным образом получивших образование. Будучи не в силах на первых порах широко развернуть образование, правительство ограничивалось контролем над замещением вакантных должностей, которое проявилось в экзаменационной системе, введенной в 1127 году. Экзамены на чин проводились среди кандидатов, получивших самую разную подготовку ( в кидань-ском Ляо, Северной или Южной Сунн, в сохранившихся китайских школах самой империи), раздельно для северных и южных наборов. Северный набор
    проводился среди населения бывших киданьских владений в Китае, южный-среди бывших подданных династии Сун ( в северном и центральном Китае). Кандидаты-северяне сдавали на экзаменах « стихи и стансы», т.е поэзию с комментариями, южане – классическую китайскую литературу. «Стансы и стихи» считались неизмеримо более легкими для изучения и это ставило выходцев с Севера в привелегированное положение.
    Различие в наборах и программах имело смысл. Население Севера, в особенности служилое сословие считалось более лояльным к власти. Предпочтительное привлечение его на цзиньскую службу облегчалось не только экзаменационными программами, но и ситемой квот. Так северянам выделялось 200 ( потом -100) степеней цзиньши на каждый тур столичных экзаменов, южанам – 150, при огромном численном превосходстве жителей центрального Китая. Цзиньши – буквально « кандидат в чиновничью степень,необходимая для поступления на государственную службу». Формально к экзаменам допускались почти все желающие мужчины ( даже сыновья рабов), за исключением самих рабов, работников императорских мастерских,
    актеров, музыкантов, но не все абитуриенты могли получить нужную подготовку. Становление государственной системы образования связано с перехо-дом от политики « управления китайцами руками самих китайцев» к форми-рованию собственной администрации.
    Этот новый этап в просвещении начался в 1151 году открытием Государственного университета или, что ближе к смыслу термина – Университет государевых детей( Гоцзыцзянь). Два профессора руководили обучением и принимали экзамены. Два преподавателя и четыре ассистента непосред-ственно обучали учащихся. Спустя десятилетия под эгидой Государствен-ного университета стали создаваться высшие учебные заведения отдельно для китайцев и для чжурчженей. В 1166 году открылся государственный институт, или классический институт государевых детей ( гоцзы тайсюэ).
    Четыре профессора и столько же преподавателей составляли штат. Вначале Было 160 учеников, позднее 150 сыновей чиновников 5 ранга и выше ( всего было 8 рангов, восьмой – самый низший), и 250 абитуриентов с мест – всего около 400 человек. В 1169 году 100 самых лучших учащихся- чжурчженей были обучены учителем Вокэнь Хада. Этим заложили основу преподавательских и переводческих кадров. Студенты в основном штудировали древнекитайские классические книги и исторические сочинения, но в одной какой-то
    редакции и обязательно принятыми в Цзинь комментариями – за этим следили строго.
    Открылись училища и в главных городах губерний, в центрах пограничных и сторожевых округов. Они делились на китайские и чжурчженьские.Учащиеся жили там на полном пансионе. Чжурчженьские губернские училища были созданы в 1173 году, их было 16, в них попадали дети из хороших фамилий, склонные к учебе. В пограничных округах к 1189 году было соз-
    дано 39 училищ с 630 учениками. После их содания общее число учащихся во всех нестоличных училищах составило 2800 китайцев и 2200 чжурчженей.
    А со столичным институтом - 6-7 тысяч учащихся. Кроме высшего (столичного) и среднего ( в губерниях и округах) существовало и начальное, там обучали простой народ.
    В процессе обучения пользовались казенными книгами, отпечатанныхв университете. Известны учебники канонические ( 9 названий), исторические ( 15 названий), философские ( 3 названия). Для чжурчженьских учеников выпускались переводы этих книг. Но все же к 1202 году один чжурчжень-ский цзиньши приходился на пять китайских, хотя квота была один к трем.
    Книгопечатание в эпоху Цзинь сложилось не сразу, потребовалось какое-то время, чтобы новое государство пришло к выводу о необходимости собственных изданий на чжурчженьском и китайском языках и развернуло изда-тельское дело.
    Знакомство чжурчженей с рукописями и ксилофорами произошло еще в XI веке. Первыми были наверное конфуцианские сочинения, выменянные чжурчженьским племенем тели у киданей в 1012 году; буддисткие издания выпрошенные в Китае в 1019 году; календарь, полученный ими в 1030 году у корейцев – все это были книги, сознательно добываемые отовсюду, хотя
    перечень был довольно скудный. Чжурчжени понимали значение книг, но сами не умели их печатать. Но в 1126-1127 годах после капитуляции Кайфы-на они не только забрали фонды государственного университета, секретного книгохранилища Саньгунь, но и опустошили все книжные лавки. Были вывезены все доски для печатания, резчики досок и около 300 печатников. В страну конечно проникала южносунская, корейская и тангутская литература. Так в 1214-1215 годах, спасаясь от нашествия орд Чингиз-хана для вывоза книг,
    атласов, досок для печатания потребовалось 3000 повозок. Среди них уже было немало выпущенных издательствами Цзинь.
    В империи существовало по меньшей мере четыре центра книгоиздания –Яньцзинь ( Пекин), Кайфын, Пиньян и Нинцзин. При печатании использовались не только старые доски, но и заказывались новые у государственных и частных резчиков. Ведь для чжурчженьских школ, открывшихся по всей стране требовалось много книг на чжурчженьском языке. В 1169 году в Кайфыне было издано прекрасное издание « Чжэньгуань чжэньяо» - « О принципах управления в годы чжэньгуань» танского У Цзина. Это единственное китайское произведение, переведенное на несколько языков – тангутский, китайский, чжурчженьский и монгольский – видимо из-за актуальности темы. В 1190 году было приказано разыскать все утраченные книги, а в 1201 году осуществлен учет частных книжных собраний. Владельцы ценных и отсутствующих в государственных хранилищах изданий получили предписание – либо пожертвовать государству, либо одолжить для копирования. За выдачу фолианта для копирования полагалось по окончании работ владельцам книг выдавать награды в размере половины стоимости экземпляра. В основном печатали на бумаге из хлопка. Все же большинство книг издавалось на китайском языке, все философские, исторические и медицинские трактаты и только в классической литературе количество изданий на чжурчжень-
    ском языке приближалось к 25%, но тут надо учесть, что чжурчжени составляли лишь только 10% населения империи.
    В империи Цзинь население говорило на многих языках, но писало лишь на нескольких. На территории бывшего Ляо – на киданьском, на подвластных бывшей Сунн – на китайском. Даже в годы расцвета империи на чжурчженьском языке население, за исключением чиновников на цзиньской службе и чжурчженьских жен и наложниц, не говорило и тем более не писало. Стоит упомянуть телохранителей императора Ши-цзуна, которых он упрекал в пре-
    небрежении чжурчженьским языком.
    В следствии незначительного количества дошедших до нашего времени источников чжурчженьской письменности и гибели словаря чжурчженьского языка, составленного ими самими, имеется лишь смутное предствле-
    ние о фонетике этого языка, но на могильной стеле Елюй Люя про киданьский и чжурчженьский языки говорится: « Языки хотя и неодинаковы по своей внутренней сущности, но и резко не отличаются». Поэтому на экзаме-нах при приеме на работу в отдел государственной истории от переводчиков требовали знаний перевода киданьского языка на чжурчженьский , с китайского на киданьский и умения писать киданьским письмом. Языковых запре-тов не было, даже дела в суде велись на языке обвиняемого или затеявших тяжбу.
    Основная масса чжурчженьских иероглифов делится на фонограммы и идеограммы, а последние – на полные и неполные. Полная идеограмма – это понятие, данное одним знаком и произносится одним или несколькими способами, в большинстве это существительное. Неполное только в сочетании с другой идеограммой образует слово.
    Образование собственного государства, последовавшие вслед за этим расширение внешних связей и делопроизводства, создание системы контроля и повинностей настоятельно требовали введение государственного языка и письменности. Разумеется чжурчжени могли, как и другие соседи китайцев могли принять китайский или киданьский язык в качестве официального и письменного, сохранив чжурчженьский как разговорный. Но они справедливо считали, что переход на неродной язык в их условиях означает полную культурную капитуляцию и отказ от важнейших средств культурного воздействия на новых подданных. Но такая политика требовала новой письменнос-ти и чжурчжени оказались достаточно самобытным и зрелым народом для ее создания. Вот что рассказывают летописи о ее появлении: « сначала в государстве Цзинь не было письменности и когда при постепенном усилении оно вступило в отношения с другими дворами, в отношениях с ними упот-реблялись письмена ляоские. Государь Тай-цзу поручил вельможе Сииню создать письмена национальные и выработать для них правила. Он держась формы китайских иероглифов «кайшу» и следуя правилам письма Ляо, сообразно с наречием своего народа составил в 1119 году письмена чжур-чженьские « большие», когда он их показал императору, тот повелел обнародовать их в империи и подарил Сииню коня и платье. Позже, уже при Си-цзуне в 1138 году создали «малые» чжурчженьские письмена. Скорее всего «большие» чжурчженьские письмена насчитывали 3000 знаков, а «малые» несколько сотен. Использование китайской и киданьской пись-менности для создание собственной было нелегким делом, ведь эти языки принадлежат к разным языковым группам. За исходный прототип прини-мался один и тот китайский иероглиф, хотя киданьский и чжурчженьские языки непохожи. Так некоторые чжурчженьские знаки отличались от киданьских только одним из элементов- точкой или черточкой.
    Создание чжурчженями письменности было важным событием в жизни нового государства, оно продемонстрировало зрелость культуры и позволило превратить язык в государственный. Однако внедрение чжурчженьского языка и письменности не ликвидировало языковой пестроты и не могло сохранить монопольное положение за государственным языком, но он был самобытным и не был затоплен «китаизмами».
    Металлы более долговечны чем бумага, поэтому до нас дошли печати эпохи Цзинь. Квадратная рабочая площадка покрыта литыми рельефными знаками, все элементы каждого иероглифа расположены таким образом, что образуют девять горизонтальных линий ( или имеют от 6 до 10), поэтому их приходилось подвергать сильной деформации. Усложнение надписи пресле-довало цель исключить подделку, читать ее было трудно и поэтому на обрат-ной стороне вырезался четкий текст надписи. Чжурчжени познакомились с печатями задолго до создания своего государства. Отдельные вожди, всту-пая с киданьскими или корейскими властями в различные степени подчи-ненности получали от своих покровителей и печати, подтверждающие при-своенные должностные звания. В « Коре са » сообщается о чжурчженьских вождях, которые желая сменить покровителя просили сменить их киданьские печати на корейские. При захвате Кайфына были увезены все попавшие к ним сунские печати и всех их резчиков. Сначала применяли захваченные и полученные, но в 1156 году отделом церемоний закрепил стандартный раз-мер и материал для печати. Как правило все печати имели надписи на китай-ском языке, лишь на некоторых печатях моукэ ( военных поселений) приме-няются чжурчженьские надписи. До нас дошла печать печать моуке ( военное поселение, до трехсот дворов) Вомуай с реки Суйфун, протекающей в районе современного Уссурийска.
    Захват Северного Китая привел к ликвидации сунской системы государственных учреждений, в дальнейшем эти учреждения, в том числе академия Ханьлинь были восстановлены, но уже не достигали сунского или киданьского уровня. К категории государственных направлений в разной мере относились: история, натурфилософия, астрономия, служба времени, география, горное дело, медицина, фармакология, агротехника. Критерием причисления тех или иных дисциплин к категории государственных служит наличие в цзиньском аппарате специальных ведомств и палат.
    Философия в эпоху Цзинь оставалась уделом начетчиков китайцев, которые не создали крупных и известных сочинений. История развивалась чиновниками и историками, не состоявшими на службе. Государственные истории-кографы должны были прославлять правящие династии, вести архивную и протокольную службу. Математики выражали в своих трудах вместо современного выражения неизвестного через «Х» иероглифом « юань», что пере-водится как «источник». А в знаменитом труде Ли Чжи ( 1178-1265), выпущенном правда после падения Цзинь, считается, что земля сферической формы и знакомит мир с отрицательными величинами.
    Существовавшая государственная астрономическая служба включала в себя ряд отделов: обсерваторию – со штатом в 150 человек и отделы реги-страции, астрономии, хронологии, гадания по звездам, водяных часов. Чжурчжени составляли от 1/3 до половины аппарата. Велось наблюдение за Солнцем, Луной, Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном, за 28-ми созвездиями. В стране был введен 60-годичный цикл. Вся система держалась на лунно-солнечном календаре и текущих наблюдениях.
    Главная медицинская палата ведала обучением, административно-медицинской службой и придворными врачами. Медицинское обучение велось в университете. В училищах обучались общей медицине, хирургии и акунп-туре. Существовали специальные врачи по направлениям: 1) – болезни взрослых; 2)- детские болезни; 3) – простуда; 4) – акушерство и гинеколо-гические болезни; 5) – болезни глаз; 6) – болезни рта, зубов и горла; 7)- переломы и ранения;8-) – опухоли и язвы; 9) – иглотерапия и прижигания; 10)-внушение и заклинания.
    Окончившие училища сдавали экзамены по теории и практике. Обраща-лось внимание на полноту изучения человеческого тела, функций его органов, причин и характера болезней. При проведении практических занятий включались вопросы о действии лекарств и правилах составления рецептов. Лучшие принимались на государственную службу в качестве практи-
    ческих врачей, преподавателей, худшие – шли в частную практику. Кроме медикаментозного лечения практиковалось и лечение на термальных источниках.
    В империи Цзинь провозглашалось равенство населения перед законом,была введена всеобщая обязательная военная служба, земля находилась в государственной собственности и раздавалась в пользование с уплатой
    налогов и податей."
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    переселение значительной части чжурчженей в Китай заметно ослабляет собственно Маньчжурию.
    между тем:

    В 1206 г. курултай в степях восстаналивает монгольское государство - Еке Монгол Улус, в 1210 г. оно разрывает вассальные отношения с Цзинь.
    в 1212 г. монголы берут западную столицу.
    В 1215 г. чжурчженьский полководец Пусянь Ваньну отделил Маньчжурию от Цзинь, создав государство Дун Ся.
    [​IMG]
    В 1233 г. Маньчжурия была завоёвана и включена в состав Монгольской империи.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В составе Монгольской империи (по мотивам моей книжки Чингисиды в Северной Евразии http://forum.arimoya.info/threads/новая-книга.1370/)

    Для монголов территория Маньчжурии не была чужой землёй, скорее , древней родиной. Несомненный экономический и культурный спад , который в это время переживает Маньчжурия, во многом был связан ещё с событиями эпохи Цзинь. (например разрушение старой столицы в1173 г. и переселение значительной части населения, включая культурную элиту в Китай).
    Новацией стало значительное расширение территории Маньчжурии за счёт отдалённых таёжных районов.
    В составе монгольской империи Восточное Забайкалье (верховья Амура)было передано в удел старшему из братьев Чингис-хана – Джочи-Хасару и его потомкам. Хасар занимал пост командующего гвардией, который унаследовал его сын Еку. Наследники Хасара, согласно Рашид ад-дину: 1.Еку 2.Харкасун 3. Есунгу 4. Амакан 5.Шиктур (Шидур, Сингур, Сиктур).
    По присоединению Манчжурии (включая Южное Приморье и Приамурье), она была передана младшему из братьев Чингисхана — Темуге-отчигину, первоначальный центр владений которого располагался в устье Керулена. После смерти второго каана — Угедея, Темуге попытался овладеть престолом, за что и был казнён, однако удел остался за его потомками. Наследники Темуге: 1.Чжи-бу-гань (Джибу), 2.Тогочар (Такучар, Тачар) 3.Аджул, 4. Наян
    Помимо того было создано 2 тёмничества на юге в области Кайюань «между Кореей, Монголией и Восточным морем - Кайюань и Наньцзин.
    Покорение низовий Амура происходит позднее. Связано оно с активизацией центрального правительства в регионе после прихода к власти Хубилая. В 1261-63 гг. происходит ряд административных реорганизаций (видимо неудачных).
    В 1263 г. на Амуре в 100 км. от устья была основана «ставка командующего восточными походами» и построен буддийский храм[1] .
    Под 1264 г. Юань ши сообщает «Мы атаковали гуу, незадолго перед этим нам покорились цилеми[2]». Именем цилеми или шуй-дада назывались народы Нижнего Амура – страны Нургань, одним из народов цилеми, несомненно, были гиляки. Гуу — это айну острова Сахалин.
    Возможно к этому времени относится сообщение о 5 пяти тёмничествах «в начале правления династии Юань» на севере Маньчжурии (Халань): Таовэнь, Хулха, Одоли, Доолинь, Бокуцзян. «Все эти тёмничества имели под своим заведованием особые участки, находящиеся на юг и на север от Хунтунцзяна (Сунгари-Амур). Жители все принадлежали к шуй дада и ньючэйчженям (орочи и удэге). И все по древнему обычаю не имели оседлости, а занимались звериной ловлей; приставленные чиновники управляли народом сообразно с обычаями[3]».
    В 1266–67 в Маньчжурии создаётся 6 управлений по умиротворению (Дунзин, Ичжоу, Сюйпин, Халань, По-по (Цзюланьчунь), Кайюань (последняя объединила два прежних тумена на юге). В1272 г. в Кайюани была проведена перепись населения. На войну с Японией отсюда было мобилизовано 3000 воинов.
    Новая реорганизация была связана с опасностью перехода удельных правителей Шиктура и Наяна на сторону враждебного Хубилаю хана Хайду: В1286 г. было учреждено провинциальное управление «Дунцзина и прочих мест» (с 1287 «Ляояна и прочих мест») объединившее всю Маньчжурию , включая и удельные земли.
    В 1287–88 г. войска уделов были разгромлены, а сами они упразднены. (интересно , что Наян был христианином-несторинином)

    Уничтожение удела потомков Темуге и война с Японией вызвали новую активизацию Юань на Амуре — снова сообщается о покорении цилеми и гуу. Приамурье вошло в область (лу) Хэлань-Шуй-дада. П. Кафаров сообщает, что «При монголах страна эта была местом ссылки и называлась Нургань. Но что земледелия там не было, видно из того, что продовольствие для гарнизонов и ссыльных доставлялось туда из Южной Маньчжурии; для того устроены были станции на собаках[4]».88
    «Юань ши», (гл. 59, стр. 442.) сообщает «кречеты (хайдун-цины) прилетают из-за моря и достигают Нургани. Местные жители ловят их сетками и представляют в качестве туземной дани».
    В1297 г. на Амуре было учреждено два тёмничества (указ об этом был повторен в 1355).
    Видимо тогда же были основаны военные поселения на реках Туманган (Туманная) и Суйфун (Раздольная) в Приморье. (Всего сообщается о трёх военных поселениях основанных в 1292-95 гг. В качестве военных поселенцев в основном выступали чжурчжени и мань (аборигены Южного Китая)[5]). В местности Чалагань и Лалинь, входившие в состав округа Таовэнь, было переселено 300 семейств маней и 190 семейств чжурчженей. Около «тысячи семейств из нового монгольского войска поселены в запустелой стране Хасхань». Еще одно поселение было образовано в окрестностях Чжаочжоу, куда было переселено 220 семейств наин-булгачи (слово «булгачи» означает «соболевщики», т. е. охотники за соболями), «80 семейств шуй-дада и 300 семейств покорившихся чжурчженьских солдат[6]».

    Источником по истории Приамурья в монгольский период служат, помимо данных династической истории Юань Ши, дошедшие в цитатах сообщения юаньского географического описания Кайюань синь чжи.
    Там упоминаются, как платящие подати, тунгусские народы кэму, цилеми, цихэйми, ньючэйчжень, пешеенчжэнь, цзилэны, гуу[7]. (кэму очевидно обитали на среднем амуре и в низовьях Сунгари, ниже жили цилеми, потом цихэйми, и в устье цзилими (гиляки). Ньючэчжень это северные чжурчжени (орочи и удэгэ)
    С цилеми взималась дань мехами и соколами.
    Самым северным из этих народов были пешеенчжэнь, живущие «к югу от моря, к западу от реки».
    Пешеенчжэнь (дикари северных гор) платили дань мехами калана, шкурами морских львов, моржовой костью, китовыми плавниками[8]. Очевидно, это указывает на охоту на морского зверя как основное занятие этого народа. Отмечается, что климат в их земле очень холодный и сырой, жители строят подземные жилища, ездят на собаках. Это один из родов цилеми.
    В принципе, подобные обычаи могут быть отнесены к тем же гилякам. Высказывалось мнение об ороченах. Местом обитания северных дикарей обычно считается южное побережье Охотского моря и прилегающие с запада хребты. Высказывались и более экзотические гипотезы. Так упоминание моржовой кости вроде бы указывает на Камчатку, обычаи ительменов также сходны с описанными. Однако имеющихся данных для такого отождествления явно недостаточно.
    Кайюань синь чжи сообщает:
    ««В Цзяньчжоу существуют обычаи, несколько напоминающие старые обычаи в Кайюане. Река Наовэньцзян (Сунгари) течёт из Хайси к Амуру. Этот район называют „дикие чжурчжэни“. Люди обычно занимаются земледелием. Собираются, чтобы выразить уважение друг к другу. Каждый приносит очищенное спиртное в рыбном пузыре. Сидя на земле, поют и выпивают. Если возникает какая-то ссора, сразу хватаются за лук и стрелы и стреляют друг в друга… Цзилеми (гиляки) разделены на четыре племени. Характером мягки, но жестоки, жадны и хитры. Ловят рыбу для пропитания. Носят простые некроеные одежды. Летом используют [для одежды] рыбью кожу, зимой используют собачьи шкуры. Не знают пяти злаков и шести домашних животных. Только очень много собак. Используют их для вспашки земли и питания. Мертвецов потрошат и сжигают, а прах помещают на верхушках деревьев. Цзилеми живут в 3000 с лишним вёрст от Нургани. Одно малое племя называют „дикие чжурчжэни“. Характером тверды, но жадные. Татуируют лица и носят волосы пучком. Шапки убраны красными лентами. Края одежд украшены цветными орнаментами. Носят только штаны, без исподнего. Шапки женщин увешаны жемчугом. Одежды обшиты бубенчиками. Кормятся охотой в горах. Если жарко, то живут на природе. Если холодно, то селятся в закрытом помещении… Цзилеми [имеют] мало мужчин и много женщин. Как только рождается девочка, заранее назначают помолвку с подношением собаки. Выходит замуж в 10 лет. Питаются только грубой пищей[9]»»
    В южной части Маньчжурии проживали чжурчжени и монголы-урянхайцы.


    [1] Головачев В. Ц., «Тырские стелы и храм „Юн Нин“ в свете китайско-чжурчжэньских отношений XIV—XV вв.» Этно-Журнал, 2008-11-14.
    [2]Цит. по Wada – Wada S. The natives of the Lower reaches of the Amur River as Represented in Chinese Records / Memoirs of the Research departament of Toyo Bunko. 1938. №10 — С.65.
    [3] Цит. по: Васильев В.П. Сведенья о маньчжурах во времена династий Юань и Мин. Спб., 1863.
    [4] В. Панов. Тырские памятники, стр. 2-3.
    [5] Васильев В.П. Сведенья о маньчжурах во времена династий Юань и Мин. — СПб., 1863 — С. 20.
    [6]Панов. Ук. соч. С. 2–3.
    [7] Wada S. The natives of the Lower reaches of the Amur River as Represented in Chinese Records / Memoirs of the Research departament of Toyo Bunko. 1938. №10 — С. 55.

    [8] Wada S. The natives of the Lower reaches of the Amur River as Represented in Chinese Records / Memoirs of the Research departament of Toyo Bunko. 1938. №10 — С.73–80.
    [9] Sei W. The Natives of the Lower Reaches of the Amur River as Represented in Chinese Records // MRDTB. 1938. № 10. P. 41–102 + 1 pl.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Монгольская власть сохранялась в Маньчжурии до 1387 г. Уже в условиях гибели юаньской империи, в здесь продолжал править наместник Нагачу, но в конце концов и он был разгромлен войсками новой китайской династии Мин.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Под властью Мин

    Обратное движение маятника, начиная с сер. 12 в. вело Маньжурию в направлении От цивилизации. Теперь настал черёд демонтажа государственных институтов.
    период кон. 14 - первой трети 15 вв. был важным переходным этапом.
    Начался он с отторжения от Маньчжурии южных (самых развитых) районов Китаем (Ляодун и Ляоси) в 1370-71 гг. и Кореей (Цзичжоу) - 1360 подчинена, в 1390 установлена корейская администрация.
    Параллельно, после падения власти монголов (Юань) цивилизованные чжурчжени под давлением более диких сородичей-удигэ отходят из центральной Маньчжурии на юг.
    Формально и вся остальная Маньчжурия была в 1387 г. включена в состав Мин (Китая), что было оформлено созданием соответствующего управления.
    В 1404 г. после прибытия ко двору нескольких вождей из северной Маньчжурии, там был создан "караул" Нургань, в 1409\11 г. он был преобразован в военно -административное управление "главное командование". В 1410 чиновник Ишиха во главе тысячного отряда пустился в амурскую экспедицию и 1411 г. спустился до устья. Ко двору была отправлена делегация местных вождей , а на тырской скале в 1413 г., вновь,как во времена Юань возведён храм и поставлены стелы с записями об экспедиции.
    Параллельно создаётся новая разветвлённая административная структура из вэев (военных округов). первыми в 1389 г. были созданы 3 вэя из монголов-урянхайцев) и "постов" - со. в вэй теоретически входило 5600 человек военнообязанного населения. в со - 1120 человек.
    во главе главного командования (главное выездное командное управление) был поставлен "татарин" Кан Ван, всего на местах был создан 381 со и вэй.
    начальники получали инструкции, форменную одежду, печати, и должны были обеспечить ежегодную поставку дани. на реках была создана флотилия для регулярного патрулирования. Между устьем Амура и Ляонином была создана система из 45 почтовых станций.
    Но только вся эта разветвлённая бюрократическая система была имитацией.
    начальство главного командования Нургань большей частью находилось в Ляонине, выезжая только в инспекционные поездки. начальниками вэев и со были назначены местные чжурчженьские вожди и уцелевшие монгольские чиновники, фактически тоже ставшие наследными вождями. власть их фактичеки была наследственной. дань (соболями, жемчугом, женшенем) действительно регулярно поставлялась, но в обмен давались равноценные или превосходящие по стоимости подарки престижными китайскими товарами.
    в 1435 г. было решено прекратить финансирование Нургани, после чего все поездки и экспедиции на север прекратились.
    Т.о. де факто в это время происходит замаскированный переход от государственного управления назад к вождествам.
    После 1435 г. (или во всяком случае с сер. 15 в.) система китайского владычества окончательно становится декоративной. т.е. держится теперь на инициативе самых чжурчженьских вождей - если они прибывали с "данью" и обращались с просьбами о пожаловании титула регулярно, то считались окультуренными, если от случая к случаю, или вообще никогда , то "дикими". Временами эти "чиновники" со своими дружинами нападали на китайские и корейские границы.
    Собственно китайская территория в Южной Маньчжурии (Ляонин) была обнесена своеобразным деревянным продолжением Великой Стены, получивший название Ивовый частокол.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    вместо городов и дворцов укреплённые городки, вместо буддизма шаманизм, чжурчженьская письменность постепенно исчезает (иногда используется монгольская). контраст с 10 веком существенный )

    [​IMG]

    земледелие правда сохраняется, но по окраинам большее значение приобретает скотоводство и промыслы.

    население в эту эпоху делится на несколько групп.: запад (лесостепь) - монголы-кочевники (3 вэя), юг китайские и корейские владения, где сохраняется и значительное чжурчженьское население ("окультуренное"). Северне, вдоль корейской границы (совпадающей с нынешней) чжурчжени Цзяньчжоу, самые раздробленные и максимально связанные с Китаем.
    севернее, в центральной Маньчжурии, по Сунгари, до Муданьцзяна на востоке, в районе нынешнего Харбина, чжурчжени Хулунь (Хайси) - в 16 веке 4 довольно сильных княжества, образующих конфедерацию во главе с монгольской династией княжества Ехэ.
    В Приморье - "дикие" чжурчжени "восточного моря)
    [​IMG]

    [​IMG], 5 основных объединений. заняты в основном скотоводством и промыслами.

    В Приамурье многочисленные земледельческо-охотничьи племена цилеми и удэгэ (последние тоже относились к "диким чжурчженям"). в отношения с Китаем после 1435 г. не вступали.
     

Поделиться этой страницей