трафик Модерн

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 8 ноя 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Лирическое отступление. Мода.

    Фактически на модерн приходится две революции в дамских туалетах. Первая ок. 1890 уничтожила турнюр, вторая ок. 1910 создала знаменитый "русалочий силуэт", который и стал символом модерна.

    первый модный стиль

    1889
    4c3446e423f2458a0e1abe517a4633305d9da9167208841.jpg

    1890-е:
    1894г3a70fdd8500238e79bb4e89394a5aeb6.jpg
    (1894)

    98-99 г15b768130a8b54389c21328b82bb1378.jpg

    98-99гb6c8a06e73a7bb8b340411351f3a3cc1.jpg

    98-1900.jpg

    233c20e6633648adec0786552ed3d6f2.jpg


    1903-5

    1903-5 718b87b00e25986351a0bf05b5d7678e.jpg



    1903 072af5e4b664103e26cb027ad899f7f2.jpg


    1903 99c3713dfe94f9f755e68d20c3bd7d86.jpg


    1905 9ba1c91f36b5fd40b80baf36f4c5f245.jpg


    1905 5733fcadc598603c1b5ce5162ced4358.jpg

    1905 eb16f81a9b3da2667ba576307e69a59a.jpg

    1907
    1907 686b6d06b3a5188e2c6cd5745cb51dfc.jpg

    1908
    1908 f1058d28a80057a122c8f6a4848c113a.jpg

    1908г.jpg
     
    Последнее редактирование: 30 янв 2017
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    f8e1dbda9425.jpg e9cf0c387e453783e840380ca7a6d8135d9da9167209140.jpg


    f0a9f1b9edce783cb6237214b8853893.jpg

    1909

    1909 .jpg

    1909 eb3c99a01355d01104e6ac65bf7fed07.jpg

    1fd733a3e32fdc099c883ca0b8453133.jpg

    2b23f9be92628b048a14c422280be307.jpg

    2bf79798750230820684c4d51e37de41.jpg

    4ccabf0d3b15b524a27a647809a7a548.jpg

    2bcfbdfe2ba8e34ed2ef6ea2e798bc20.jpg

    9704e2a99cb5e3dbfac3da82d45a89a5.jpg

    10-е (второй модный стиль)


    1bb0a1b53d0bbe14444429bc5c5ccd1a.jpg


    a5e0a34a0201a9e59c96c86bfcda08e0.jpg

    0dbf9b40e6aaf6fec7d0ade9edf1f8c9.jpg

    2d81bcb1eabda6b742d0a8d88fa52629.jpg
     
    Последнее редактирование: 31 янв 2017
    list и La Mecha нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Один из секретов искусства модерна это электрическое освещение. Оно создавало совершенно новые эстетические эффекты. Платья и украшения при электическом свете выглядели совершенно иначе, чем при свечном и газовом , сочетание электричества и цветного стекла приводило дизайнеров в восторг.

    4a5af67426c23f5557911e71753d9f82.jpg

    6c586839d7cc33f062038580cd3c232c.jpg

    6fefc6538e83f9951ff6670e76a43eeb.jpg

    9c0bf2e40e2d9e5e2279a15a7570167a.jpg

    9f01331609f6.jpg

    12abf57b5d213602bbc4a993473f1586.jpg

    24cc03fabf661d1295cdcff0794ef0e8.jpg

    24ba6db136257a2e4c9858b87be37367.jpg

    033b0e0434c52533c598a378e478259d.jpg

    45afd2fe1acc07b7ee6e8e4caf6463c7.jpg

    62f6a1c8c2b7a7a883e3ba57c8686b96.jpg

    47e1a3dca96bb9d8508c3550a11c0406.jpg

    65f74859bfadb4d238ac5f3f63afb8b1.jpg

    89d7a26833157f4e053e532c88cc046d.jpg

    0851a9399f26a0e30fe1e1e3628e8be4.jpg
     
    Последнее редактирование: 31 янв 2017
    list и La Mecha нравится это.
  4. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Наряды, конечно, просто невыразимо прекрасны...
    Как много мы потеряли, как убого и скучно одеты теперь....
     
  5. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    [​IMG]
    Оденьте так любую женщину, с самой скромной внешностью - перемены облика, поведения, манер будут просто разительны!​
    Даже в том прискорбном случае, что большую часть жизни необходимость заставляет ее таскать на себе потертые джинсы и стоптанные туфли -балетки...​

    —— добавлено: 16 ноя 2013 в 22:10 ——
    Красивые времена и благородные эпохи - тоскливо, тоскливо мы теперь живем!
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    без корсета всё это носить невозможно. кто-нибудь теперь готов на такие подвиги? )
     
  7. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Я. (У меня такая штука есть
     
  8. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Серьезно - вполне нормально. По ощущению смахивает на некий усиленный колет.
     
  9. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Поскольку речь здесь идет о большом стиле, господствовавшем несколько десятилетий, позволю себе тоже упомянуть о модельере Надежде Ламановой, у которой одевались представительницы тогдашней российской аристократии.
    Это императрица Александра Федоровна, Бетти Врангель, Ирина Юсупова.
    А также Анна Павлова, Вера Холодная, Матильда Кшесинская
    Отсюда http://baldra-nikta.livejournal.com/9765.html

    Платье визитное из сукна бежевого цвета

    [​IMG]
    [​IMG]

    [​IMG]
    - [​IMG]

    Строгое визитное платье бежевого цвета -наиболее ранняя работа Ламановой из хранящихся в Эрмитаже. По своей конструкции, цветовому решению и характеру декора этот костюм является ярким воплощением моды середины 1890-х гг. Платье цельнокроеное, типа 'принцесс', сильно приталенное, закрытое, с воротником-стойкой из бархата в тон платья, с расклешенной, свободно расширяющейся книзу юбкой. Длинные рукава покроя «жиго» - очень густо собраны у плеча, узкие у кисти. Юбка расклешена, с двойной мягкой складкой по центру спинки, со шлейфом. О развитом чувстве формы и большом художественном вкусе мастера свидетельствует и характер орнаментального декора платья, решенного в виде гирлянд мелких цветов, исполненных тамбурным швом, как бы обвивающих вертикальные, идущие от плеча полосы, расшитые блестками. Полосы сужаются к талии и далее расширяются к подолу юбки, подчеркивая ее форму.
    Платье принадлежало императрице Александре Федоровне.
    Москва. Мастерская Н. Ламановой.


    Вторая половина 1890-х

    2 Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле


    [​IMG]

    [​IMG] [​IMG]


    [​IMG]

    Платье покроя «принцесс», приталенное, с большим декольте, рукав короткий - фонарик, в духе времени. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вышивкой бисером и блестками, по декольте и подолу - гирлянды искусственных цветов и бантов. Выполнено оно из бледно-розового атласа и шифона. В этой работе художник использует сопоставление фактур различных тканей - прием, которому суждено получить дальнейшее развитие в костюмах начала XX в. Шифон, положенный на атлас, смягчает блеск этой ткани, приглушая его, заставляет мерцать в зависимости от освещения, чем достигается особый декоративный эффект. Отделка платья - вышивка растительного узора из вьющихся стеблей с поникшими побегами - решена в стиле модерн, создавшем сложную систему линейного орнамента. В основу его положены мотивы стилизованных цветов и растений с характерной для стиля модерн графической гибкостью линий.
    Принадлежало императрице Александре Федоровне.
    Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х


    3 Платье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюля на белом атласном чехле


    [​IMG]

     
    Ондатр нравится это.
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Платье принадлежало императрице Александре Федоровне.
    Москва, мастерская Н. Ламановой. Петербург, мастерская А. Бризак (второй лиф). Начало XX в.

    4 Платье вечернее (лиф и юбка) из белого тюля и шифона на атласном чехле


    [​IMG]

    5 Платье вечернее (лиф и юбка) из желтого бархата и шифона

    [​IMG]
    [​IMG]

    Юбка расклешена, с мягкой встречной складкой по центру спинки, со шлейфом. Отделано инкрустацией белым машинным кружевом, имитирующим филейную вышивку, аппликацией из бархата и вышивкой синелью цветущих веток гортензии.
    Принадлежало императрице Александре Федоровне
    Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

    6 Платье вечернее (лиф и юбка) из бархата цвета морской волны
    [​IMG]
    [​IMG]
    Принадлежало императрице Александре Федоровне
    Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
     
  11. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    7 Платье парадное придворное из розового муара
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Платье богато декорировано вышивкой серебряной нитью и канителью растительного орнамента.
    Москва. Мастерская Н. Ламановой. Рубеж ХIХ-ХХ вв.

    8 Платье вечернее (лиф и юбка) из зеленого атласа и черного шифона
    [​IMG]
    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]

    В нем мастерски использованы ткани контрастных цветов и разных фактур. За счет мерцания зеленого атласа сквозь прозрачный черный шифон здесь достигается особый декоративный эффект - смягчается резкость тона зелени, и лишь низ юбки, не закрытый шифоном, является своего рода цветовым акцентом всей композиции костюма. Строгий, стройный силуэт со слегка завышенной талией явно свидетельствует о влиянии костюмов эпохи ампира, а украшающая платье вышивка золотисто-зеленым шелком и золотой нитью орнамента из цветов и листьев хризантем характерна для искусства стиля модерн - и по трактовке растительных форм, и по цветовому решению. Оригинально и решение юбки этого платья, драпированного по спирали. Плотно охватывающий бедра тюник, имитирующий шаль с кистями, переходит в небольшой остроугольный шлейф.

    Принадлежало В.В. Карахан - жене известного дипломата.

    Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
     
  12. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    9 Платье вечернее (лиф и юбка) из белого атласа и тюля
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Лиф открытый, с большим овальным декольте, мягкий, без косточек, с напуском у талии, на поясе, рукава короткие - кимоно. Юбка прямая, узкая, по спинке собрана, с тюником. Отделано вышивкой по тюлю шелком в тон ткани растительного орнамента в стиле модерн. То разреженная, с едва намеченным контуром, то с густым сплошным настилом глади, вышивка очень богата по фактуре и эффектно выделяется на фоне мерцающего сквозь тюль атласа.
    В платье сочетаются неоклассические веяния, характерные для х 1910-х гг., с элементами модерна и японскими мотивами.
    Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е

    10 Платье вечернее из плотного белого шелка и шифона
    [​IMG]
    Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
     
    list и Ондатр нравится это.
  13. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и черного машинного кружева
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1912-1913

    12 Платье вечернее черного машинного кружева с мелким растительным узором
    [​IMG]
    [​IMG]

    Лиф удлиненный, свободный, без косточек, немного притален, с фигурным декольте и воротником-стойкой, без рукавов, на лямках. Юбка слегка собрана по линии соединения с лифом, с небольшим шлейфом. Отделка - вышивка черным бисером по всему платью, вертикальные полосы, вышитые цветным бисером, и декоративная бисерная кисть, из того же бисера, спереди юбки. Судя по силуэту, декору и цветовому решению, платье явно создано под влиянием восточных балетных костюмов Л. Бакста и А. Бенуа.
    Москва. Мастерская Н. Ламановой. Конец 1910-х
    13 Платье вечернее из легкого черного шелкового крепа и атласа
    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]

    14 Платье вечернее (лиф и юбка) из белого кружева и черного тюля на черном шелковом чехле
    [​IMG]

    Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е

     
    Ондатр нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    f1208a3cfbdbbfaf9e9f2fc85bf71a71.jpg

    e5fabaf5a939dfc8da199890ca78311f.jpg

    ce853f5634c30f96aa5e011071d23365.jpg
    cb0ff915d6df5226da1a4a67eefde64f.jpg

    ad0adba744be86ce3fb393b3af5c0e7d.jpg


    b6c48d5ef3acb9a964012af04e907768.jpg a326dda4e21aeb04b550ee2317664328.jpg

    631082339f7ddcdb167e64224d25c5e1.jpg

    578a86dddecedb2c8d9b4e8c7d0f9ae8.jpg

    05640f5950fcfc498eb8c285ca9f5ab8.jpg

    a6911c67c1b7d2014d35b74c32b393a9.jpg

    a41504a5d66f8a8a1d5cabf57fb8cee1.jpg

    513440e7b3df94b75866b8123ca2e317.jpg

    adf50901afdabcb32a441dd1e1ff4d6a.jpg

    b4860c667d43d7c18a6195364c70c8a3.jpg
     
    Последнее редактирование: 31 янв 2017
    La Mecha нравится это.
  15. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Не знаю, кому как, а мне просто плакать хочется, от того, что все это - уже в прошлом. Этот блеск и изящество линий и форм.
     
    Последнее редактирование модератором: 15 ноя 2017
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Но без прислуги всё это было не одеть. да и с прислугой времени занимало не мало. а уж сколько врачи ругались на эти корсеты !
     
  17. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Цветы ведь растут для красоты и благоухания, а не для того, чтобы чьи-то лапы тупые их мяли. Так и женщины в таких нарядах!
     
  18. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ну и что! Все равно красиво и элегантно! И ничего такого ужасного в них нет!
    Все детали гнутся. Это же не испанский корсет 17 века!
     
  19. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Дамское белье также являло собой произведение искусство, оно и по сей день доносит до нас аромат прекрасной эпохи.

    [​IMG]

    Кофточка (батист) 1900 год

    [​IMG]
    Нижняя рубашка. Батист, 1900 год​
    [​IMG]
    Утренний халат. Крепдешин (!) До 1905 года​
    [​IMG]
    Утренний халат, крепдешин, 1904 год​
    [​IMG]
    Детали нижней юбки (шелк). 1905​
    [​IMG]
    Корсет 1910 год​
    [​IMG]
    Корсет со шнуровкой. 1908-1914 г.г.​
    [​IMG]
    Утренний халат (нижняя часть - шифон, верх -батист). ​
    [​IMG]
    Утренний халат. 1900 год​
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]

    1e60c5be3d12c52ef84afe1cb8425b725d9da9167209388.jpg

    8cbbf665d4dd0f851c328d028760c827.jpg

    76df1895351ec50bc97beb8ed958b6b45d9da9167209388.jpg 3fd84d9c345318009d6b3e782cd1c8d85d9da9167209388.jpg 81bf7a7a1eeeea76bebe9ac2b49ca2b5.jpg

    592f06ddca158424ebaa46c6eb89654f5d9da9167209390.jpg 900e3b2b987eb956ae34767d344386245d9da9167209390.jpg Bild17.JPG 120711230522.jpg

    c46b74d1ff9003f41be9d546cd32582b.jpg
     
    Последнее редактирование: 31 янв 2017
  21. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Моя бабушка, выучившаяся благодаря покровительству помещицы из рода Раевских (село Раевское (Богословка) на Белгородчине), всю жизнь проработавшая зоотехником, и не "злоупотреблявшая" духами, не раз упоминала о легендарном аромате эпохи " L' Origan Coty"...
    Этот запах впоследствии лег в основу духов "Красная Москва".
    Посмотрела в сети, ничего, кроме ссылок на известных литераторов, также упоминавших эти духи в своих произведениях, не нашла.
    А очень хотелось бы узнать, что это был за аромат такой, что даже крестьянская девушка помнила его всю жизнь, до старости, пронесла это воспоминание через страшную пору революций, войны, эвакуацию...
    [​IMG]
    Это все, что удалось найти.​


    Пердоне, вклинилась, это нынешняя т.н. "рыбка".
    [​IMG]
    :sunny::sunny::sunny:
    Классная вещица!
    [​IMG]
    Мода возвращается, такие формы часты последние годы, весьма популярны. )
    Вот только у дам ноги заметно подросли. :)
     
    Последнее редактирование модератором: 2 апр 2018
  22. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: "Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни", составленный "по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо". В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом "языке веера".
    Эмоциональный фон: -- "Расположение, симпатия, любовь" - подать человеку веер верхним концом. -- "Презрение" - подать веер нижним концом (ручкой вперёд). -- "Сомнение" - закрывающийся веер. -- "Отрицание" - закрытый. -- "Скромность, неуверенность" - веер, раскрытый менее чем на четверть. -- "Одобрение" - раскрывающийся веер. -- "Безоговорочная всеобъемлющая любовь" - полностью раскрытый веер. -- "Волнение от известий" - резкие быстрые взмахи. -- "Ожидание" - похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони. -- "Нерешительность" - прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть. -- "Кокетство" - прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой. -- "Поощрение" - замедленное помахивание веером раскрытым на "S" (поощрение, "я готова, жду" - замедленные помахивания веером раскрытым на ?) -- "Благодарность" - раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы. -- "Невозможность" - полураскрытый, опущенный вниз веер.
    [​IMG]
    Веер с шиповником (начало 20 века)

    Веер, изготовленный лондонской фирмой Bellini. Кость, металлизированная сетка, блёстки. Веер хранится в коробочке из парчи, украшенной вышивкой. 1900 год.

    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
     
  23. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Веер, изготовленный американской компанией BIGALOW, KENNARD & Co. Черепаховая кость, перья страуса "Припорошенные снегом". 1900 год.
    [​IMG][​IMG][​IMG]
    Веер из перламутра с перьями страуса. 1900-е года.
    [​IMG][​IMG][​IMG]

    Цветовое значение: -- Белый - невинность; -- Чёрный с белым - нарушенный мир; -- Чёрный - печаль; -- Розовый с голубым - любовь и верность; -- Красный - радость, счастье; -- Вышитый золотом - богатство; -- Жёлтый - отказ; -- Шитый серебром - скромность; -- Зелёный - надежда; -- Убранный блёстками - твёрдость и доверие. -- Голубой - постоянство, верность; -- Коричневый - недолговременное счастье;
    ОТСЮДАhttp://www.liveinternet.ru/users/karol-li/post144306238/ http://elsa555.livejournal.com/1468.html
     
  24. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Веер из черепаховой кости с перьями страуса. Украшен золотой монограммой. 1910 год.
    [​IMG][​IMG][​IMG]

    Веер из целлюлозы с перьями страуса. 1915 год.
    [​IMG][​IMG][​IMG]
     
  25. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Немного о быте эпохи, бытовые зарисовки с ресурса http://sv-scena.ru/athenaeum/milyj-staryj-peterburg-vospom

    Из книги "
    Милый старый Петербург. Воспоминания о быте старого Петербурга начала XX века.

    Великий четверг​
    За три дня до Пасхи был Великий четверг. В этот четверг вечером в храмах читались двенадцать Евангелий[165]. Присутствовавшие в храмах слушали их с зажженными свечами. По окончании богослужения, все молящиеся старались донести огонек до дома. И вот можно было наблюдать на всех улицах, где были храмы, вереницы людей, идущих с огоньками, тщательно оберегая их от дуновения ветра. Любопытное зрелище!

    [Пасха]

    Приближение праздника Пасхи чувствовалось уже с пятницы. В город завозилось много продуктов, необходимых для приготовления пасхального стола. У хозяек было много заботы. Рынки и магазины были полны. В пятницу вечером все хозяйки были прикованы к плите: пекли куличи, варили пасху и творожной массой заполняли форму (песочницу), запекали окорока, варили и красили яйца. Заготовки велись в таких масштабах, что хозяйкам одним справиться было трудно и тогда к этому делу привлекались все члены семьи. Мужчины были заняты заготовкой вина и водки. Одним словом, никто сложа руки не сидел, всем хватало дела.
    Праздник Пасхи начинался с субботы на воскресенье богослужением, которое называлось Пасхальная утреня. С одиннадцати часов вечера толпы народа шли по улицам к храмам. Особенно большие тучи народа направлялись к таким большим храмам, как Исаакиевский, Казанский, Троицкий соборы и Александро-Невская лавра. На улицах была праздничная иллюминация. Надо сказать, что эта иллюминация имела очень жалкий вид. Между тротуарами и мостовой на высоте двух метров была протянута проволока, на которой на расстоянии от полутора до двух метров висели шестигранные фонарики с цветными стеклами.
    Исключительно эффектное зрелище можно было наблюдать на площади Исаакиевского собора. Урны по углам крыши Исаакиевского собора, которые поддерживаются коленопреклоненными ангелами, заполнялись чем-то горючим и к началу богослужения зажигались[167]. Языки пламени освещали площадь. Площади придавался праздничный, торжественный вид. Ко всему этому надо добавить, что огромная толпа народа стояла на площади перед собором, так как собор всех не вмещал, с зажженными свечами.
    По окончании богослужения вся эта масса людей возвращалась из храмов домой, причем каждый старался донести до дома огонек зажженной свечи. Это шествие с огоньками тоже представляло из себя довольно интересное зрелище.
    По возвращении домой все члены семьи христосовались (троекратно целовались). Затем садились за стол и начиналось разговение, то есть употребление скоромной пищи после семинедельного поста.
    Из чего же состоял пасхальный стол? Чтобы получить полное представление об этом столе, надо подробно перечислить его традиционное содержание.
    Первое, что привлекало внимание и возбуждало аппетит после долгого поста, был свиной окорок на большом блюде. Часть срезанной шкурки обнажала и жир, и розовое мясо. Ножка окорока украшалась большим бумажным хвостом — нарезанными тонкими ленточками и завитыми на концах, отчего хвост выглядел очень пушистым. Люди побогаче жарили еще телячий окорок, подавая его также на блюде и украшая таким же хвостом. Затем — кулич и пасха. Куличи пеклись круглые, из сдобного теста и в таком количестве, чтобы хватило на всю пасхальную неделю, а то и дольше. Куличи были воздушные, но больше круглые и заварные. Разные специи и духи делали куличи очень вкусными. Для выпечки куличей были специальные формы из жести, различные по конфигурации и размеру. Творог, смешанный с маслом, сахаром, заправленный разными духами, специями, изюмом, варился в большой кастрюле, затем помещался в форму, состоящею из четырех деревянных дощечек, которые связывались бечевкой. Форма пасхи была пирамидальная. Между формой и творожной массой была марлевая прокладка, которая облегчала перемещение пасхи из формы на тарелку. Пасхи делались и шоколадные. Кулич и пасха украшались бумажным цветком[168].
    Большое внимание уделялось окраске яиц. Для этой цели применялись разные способы: красящая бумага (под мрамор), разные красители и даже луковая шелуха. Яйца красили в разные цвета, но преобладал красный. Однако этим дело не ограничивалось. Были любители, которые разрисовывали яйца акварелью, причем это в некоторых случаях была такая художественная работа, что нельзя было оторвать глаз, любуясь яйцом. Такие яйца обычно дарили особо любимым, дорогим или уважаемым людям на память. Такой подарок, как правило, не клали в вазу вместе с другими крашеными яйцами, а находили им более выгодное и почетное место.
    За несколько недель до Пасхи в вазу, предназначенную для крашеных яиц, клали землю и сажали овес. К Пасхе овес прорастал и получалась ярко-зеленая трава. Вот в эту свеженькую травку и клали крашеные яйца.
    Так выглядел пасхальный стол. Я уже не говорю о вине, о рыбной гастрономии и прочей закуске, которые дополняли пасхальный стол. Конечно, по достатку семьи был и стол. То, что было доступно одному, то не было доступно другому. Однако даже люди с малым достатком, хоть чем-нибудь, хоть как-нибудь, все же старались отметить праздник и делали все в пределах сил и возможностей. Такова уж сила традиции.

    Воскресенье. Утро. Первый день Пасхи. Петербуржцы просыпались под веселый перезвон колоколов. Этот перезвон создавал праздничное, приподнятое настроение. Если принять во внимание, что в Петербурге было свыше шестисот церквей (от больших соборов до маленьких домовых при разных учреждениях), то нетрудно себе представить, какой это был концерт. Русский народ любил этот перезвон. Да и было что любить. Ведь в отливе колоколов мы не имели себе равных в мире. Что же касается звонарей, то среди них были такие виртуозы, что их работа доходила до предела музыкального творчества. Недаром такую работу называли малиновым звоном. В этот праздник на колокольни церквей пускали всех, кто хотел принять участие в благовесте. Дав звонарю пятачок «на чай», человек получал язык самого большого колокола, который и водил на веревке из стороны в сторону. А звонарь наигрывал трели на средних и маленьких колоколах. От мальчишек звонарям не было отбоя. Но отказа никому не было — дело прибыльное, пятачок не помешает.

    Если ночью семья разговлялась за большим обеденным столом, то с утра вся эта пасхальная трапеза устраивалась на небольшом столике в переднем углу столовой, или комнаты, если небольшая семья занимала одну комнату. Этот столик предназначался для визитеров. Визиты начинались в первом часу. Однако, еще до появления визитеров, часов с одиннадцати утра, приходили поздравлять с праздником старший дворник, младшие дворники, швейцар (если квартира была по парадной лестнице), почтальон, трубочист. Старший дворник приходил отдельно от младших, этого требовало его положение. Ведь старший дворник был по существу управляющим домом. На нем лежали все хозяйственно-административные обязанности. Если хозяева квартиры были люди попроще, они сами выходили принимать поздравления и вручали «праздничные». Хозяева же поважнее передавали «праздничные» через прислугу. Старшего дворника иногда даже приглашали к столу, угощали рюмкой водки. Остальную же братию наделяли только «праздничными».
    Визиты были разные. С визитами приходили подчиненные поздравлять начальство. К этой категории, в первую очередь, надо отнести чиновников. Невысокое начальство принимало визитеров на квартире, угощало. Высокое, важное начальство таких визитеров вообще не принимало, а они оставляли свою подпись в журнале, который находился в вестибюле парадной лестницы, у швейцара. Отдавали визиты купцам приказчики. К другой категории визитеров принадлежали родственники и знакомые.
    Чтобы обеспечить себе транспорт на весь путь визитов, обычно нанимали извозчика, который и обслуживал седока с первого до последнего визита.
    Из детских игр, связанных с праздником Пасхи, следует отметить катание яиц (деревянных) с горки (наклонная дощечка с желобком).
    Любопытно упомянуть еще о том, что подарки на Пасху делались в больших деревянных яйцах. В такое яйцо можно было поместить целую коробку с шоколадом или с парфюмерией. Большое красное яйцо перевязывалось цветной ленточкой. Такой подарок имел очень привлекательный вид.
    На второй или третий день Пасхи петербуржцы посещали кладбище, где были похоронены ближайшие родственники. На кладбище везли пасхальные яйца. Освободив яйцо от скорлупы, его крошили и посыпали им могилу. Для птиц это был настоящий праздник."
    [​IMG]
    Начало 20 века. Пасхальное яйцо "Цветы"


    [​IMG]
    Пасхальное яйцо "Христов Воскресе" начало 20 века​
    [​IMG]
    Яйцо пасхальное - стекло, цветная эмаль. Нач. 20 века.​
    [​IMG]
    Пасхальное яйцо "Синица"​
    [​IMG]
    Яйцо пасхальное. Стекло, гравировка. Нач. 20 века​
    [​IMG]
    Яйцо пасхальное. Начало 20 века.​
    [​IMG]
    Яйцо-часы. Фирма К. Фаберже, мастер Перхин М. 1899.​
    [​IMG]
    Яйцо " Яхта "Штандарт". Фирма Фаберже, 1909​
    [​IMG]
    Яйцо "Созвездие Цесаревича" 1917 год (не закончено).​
     

Поделиться этой страницей