В этой ветке речь пойдёт о Классицизме , как о "большом стиле" 1780-х - 1820-х гг. (закат эпохи приходится на 1830-е). В первой части мы попробуем проследить рождение стиля ( не классицизма как такового, а именно большого стиля, "тоналя времени"). Первые следы новых веяний можно проследить начиная с 1750-х гг. (исключая Британию разумеется ) ). В соседней ветке (Эпоха Эклектики) мы рассматривали феномен историзма. Так вот, классицизм вт. пол 18-пер. пол. 19 в. можно рассматривать как первый "нео-стиль", взявший за образец античное искусство. Причём не просто "идею" античности , как ранее, а именно античное искусство как таковое, научно исследованное. Начало стиля т.о. совпадает с началом европейского научного искусствоведения: раскопками в Гераклануме и монографиями Винкельмана, посвящёнными античному искусству (первая вышла в 1755 г.). т.е. это тот самый случай когда направление развития культуры было задано искусствоведами, а художники затем сознательно и последовательно воплотили их замысел. Классицизм стиль очень "тоталитарный" т.е. претендующий на целостность, всеохватность и воплощение идеала. Но даже в эпоху его полного господства (1790-е - 1810-е) в рамках большого стиля как всегда были "противонаправленные" течения. В данном случае это был романтизм (вбирающий в себя прото-символизм и реализм).
Просвещение и Классицизм. Так часто бывает, что философия и искусство не совпадают по времени. Влияние идей просветителей на эстетику и пафос Классицизма несомненно. Но к тому времени когда он восторжествовал большинство из них было уже в могиле. Они писали в эпоху Рококо, это сказывается прежде всего на их стиле и общей "лёгкости необыкновенной". В то время как то, что называют немецкой классической философией, действительно приходится на эпоху классицизма, но развивает скорее эстетику грядущей эпохи романтизма. Так получилось, что последним словом "старого мира" вершиной европейского домодерного новаторства стало всё-таки рококо, а классицизм (во Франции его называют на этом основании нео-классицизмом) открывает новую, "ретроспективную" эпоху (продлившуюся до нач. 20 в.). Торжество классицизма это эпоха революций, наполеоновской империи, реставрации (как неудачной попытки удержать расползающийся под руками мир) . Но начальная его стадия это всё же эпоха просвещённого абсолютизма, с её пафосом разумного переустройства общества. Классицизм как раз мыслился (и монархами и революционерами) как воплощение этой разумности.
Британия как всегда впереди. Ну или отстаёт ). Остров и континент действительно развивались асинхронно. Те эстетические принципе которые восторжествовали в Европе во вт. пол. 18 в. в Британии по-сути уже в пер. пол. 18 в. были традицией. Это британское палладианство, восходящее к классицизму 17 в, британское Просвещение (опять же уходящее корнями в 17 в), пейзажные (англо-китайские) парки, увлечение которыми на континенте совпало с эпохой классицизма, и даже зарождающийся романтизм. Стиль , которому суждено стать европейским классицизмом, это был по сути нео-палладианский стиль, значительно более точно воспроизводящий манеру венецианского архитектора чем предшествующий (полубарочный) период. Другим источников вдохновения были классические пейзажи Клода Лоррена. Абсолютной новаций стало то, что теперь они стали воспроизводиться не только в живописи, но и в виде пейзажных парков. Сама идея пейзажного (не-регулярного) парка была заимствована в Китае, в рамках эстетики рококо. Одним из первых англо-китайских садов стал парк Твикенхем (1719-23) Александра Попа. Значительнейшим мастером, который стал сочетать архитектурное нео-паладианство и масштабные пейзажные парки (в 1730-е гг.) был Уильям Кент (1684-1748). Он и стал отцом нового английского стиля, который вместе с Просвещением стал позднее распространяться в континентальной Европе, когда Британия стала законодателем интеллектуальной и художественной моды. вилла Чизик-хаус. 1725 г. - лорд Бёрлингтон и Уильям Кент - возможно первая нео-палладианская постройка. 1728 Роберт Моррис "Эссе в защиту древней архитектуры". первым масштабным парковым проектом Кента стали в 1730-е гг. сады Стоу.
Ричард Уилсон (1714-82). Начао писать классические пейзажи когда в 1750-57 путешествовал по Италии. (здесь ещё чувствует стилистика рококо) парковые виды Портрет после 1740. Аллан Рамзи (1713-84) в целом же рококо в живописи сохраняло свои позиции до нач. 19 в. Параллельно в Британии в литературе развиваются сентименталистские настроения (тоже не выходившие за рамки рокайльной эстетики) - Ричардсон ("Памела" 1740) и др. В 40-е получает распространение меланхолическая "кладбищенская поэзия" (Юнг и др.) Теоретик классицизма Моррис в 1744 г. начинает перестройку замка Инверари, сохраняя средневековую стилистику постройки. В рамках рококо между разными "древностями" не возникало противоречия. И начавшаяся в Европе англомания переносила на континент весь этот вроде бы разнородный комплекс в совокупности.
На континенте. Первые веяния. 1734 "Философские письма" Вольтера, противопоставляющие английские порядки устаревшим континентальным. 1738 начало раскопок в Геракулануме. 1748 "О духе законов" Монтескье. 40 -е епрвые гравюры римских памятников Пиранези в Мангейме группа рокайльных музыкантов при местном дворе изобретает четырёхчастную симфонию - легшую в дальнейшем в основу музыки классицизма. Зарождение стиля (1750-е- 70-е). 1755 г. - Винкельмен издаёт трактат "Размышления о следовании художественным образцам Греции" Габриель планирует застройку Площади Людовика 15 (закончена в 1764) Суффло начинает работать на церковью св. Женевьевы (завершена в 1790) Менгс - "Афинская школа" 1756 Пиранези начинает работу над серией гравюр "Римские древности" 1760 раскопки в Помпеях возглавил Ла Вега - фактически с этого времени начинается изучение города а не добыча памятников для королевского собрания. 1761 Менгс - фреска "Парнас" первые сочинения Гайдна и Моцарта 1762 Глюк ставит первую "реформированную" оперу "Орфей и Эвридика" Строительство Малого Трианона в Версале. 1764 Винкельман - История искусств. после 65 г. первые пейзажные парки на континенте (Эрменновиль, Гатчина, Вёрлиц) стиль начал складываться когда совпали несколько тенденций: просвещение обратило внимание континента на Британию - английский парк и палладианская архитектура стали восприниматься как символ вольности противостоящий "деспотии" регулярного сада. Раскопки Помпей и Геракланума открыли подлинную античность и научные работы Винкельмана сформулировали основные принципы античного искусства. Рокайльная мода с радостью готова были принять новые варианты изящной игры : в "греков", в "средневековье", в благородную простоту и изящество. Для осуществления масштабных градостроительных проектов в большей степени подходила регулярная классицистическая доктрина, чем рокайльная капризность.
По соседству с рококо. Ранний классицизм. Британия. Ланселот "Кейпебилити"Браун (1715-83) Знаменитый парковый мастер - создатель и преобразователь не менее сотни парковых ансамблей в Англии (и беспощадный разрушитель регулярных садов) Сады Бленхейма (с 1764 г. 850 га) Роберт Адам. с 1761 главный королевский архитектор. прославился прежде всего как создатель интерьеров. в 1762 г. создал фирму специализирующуюся на изготовлении мебели и всех деталей дизайна для работ архитектора. (до континента все эти новации доходят позднее и ассоциируются со зрелым классицизмом) ("Адамов стиль")
Мраморный дворец. Петербург. (в россии первые классически постройки начали возводить с 1761 г., но заканчивали крупные здания уже в 80-х) Антон (Рафаэль) Менгс (1728-79. г.о.Испания) - ведущий европейский художник раннего классицизма. С него начинает классицистический культ Рафаэля как совершенного живописца всех времён.
Романтическая альтернатива. Романтизм (точнее Предромантизм) родился практически одновременно с классицизмом. Как его тень. Параллельно преимущественному вниманию к античности и возрождению (поставленном на научную основу) появилось увлечение "варварским" - древним и буйным - но почти чисто фантазийным. В рамках единого рокайльного контекста они ещё не противостояли друг другу. Одни и те же архитекторы сооружали и классические и романтические постройки. Пейзажный парк своей романтической иррегулярностью дополнял строгую регулярность дворцового классического ансамбля. Да и сами "средневековые" постройки были по планировке вполне палладианскими, только облачёнными в условно-старинные одежды. Британия 1744 начало восстановления замка Аргайлов "под средневековье" 1750 Уолпол начинает перстройку своей усадьбы в средневековом духе. в 1756 пишет первый "готический роман" "замок Отранто" 1755 первые публикации текстов Эдды вызывают "северную манию" Но ещё большее впечатление на читающую публики произвели опубликованные в 1760/63 гг. "Песни Оссиана" - выданные автором (Макферсоном) за подлинный кельтский эпос. 1757 Чемберс в книге "Образцы китайских построек..." даёт концепцию романтических парков ("Чарующих" и "Ужасающих") в 1765 выходит сборник английских баллад (Перси) Адам наряду с палладианскими дворцами начинает сооружать и замки с признаками романской архитектуры (которая тогда считалась древне-саксонской) замок Калзин (1777-92) снаружи и внутри живопись Джозефа Райта из Дерби(1735-97) на континенте еще в 1750-е прусский король Фридрих строит в своём рокайльном дворце возводит "готические" ворота. (1754-1755 Нуэнские ворота) В 1762 г. Гаман пишет свои "Крестовые походы филолога", начавшие литературное движение "Бури и натиска" в Германии (1767-85) с его антирациональным пафосом. Близким "штюрмерам" были, впрочем, идеи Руссо. В 1770-е в России начинают возводиться дворцовые и церковные постройки в "готическом стиле" - вообще чисто фантазийном. (Царицыно) (Петровский путевой дворец)
Высокий классицизм (в районе 1785-1805 гг.) Классицизм, оттесняя рококо, становится большим стилем , с чёткой эстетической программой, не признающей компромиссов. Охватывает не только живопись. скульптуру и архитектуру, но и музыку, прикладное искусство, моду. В литературе "веймарский классицизм" Гёте и Шиллера. Антонио Канова (1757-1822)
Жак Луи Давид (1748-1825) (Сафо и Фаон) (смерть Сократа) (клятва Горациев) Пьер Поль Прюдон (1758-1823)
апартаменты Людовика 16 в Версале Николя Леду (работал с 70-х) (музыкальный павильон) театр (заставы) Королевский дворец в Лазенках (Польша. 1784-95)
Самым масштабных архитектурным проектом классицизма был, пожалуй, всё же екатериниский план реконструкции губернских и уездных городов, изменивший облик целой страны. Поэтому размущу картинки не столичные, а вполне себе провинциальные. Калуга
Гёте Кубок Как-то раз чеканный полный кубок Я сжимал обеими руками, Жадно пил вино, чтоб сладкой влагой Все залить печали и тревоги. Тут вошел Амур и, увидавши, Как сижу я, улыбнулся скромно, Словно про себя глупца жалея. "Друг, я знаю, есть сосуд прекрасней, – Стоит он, чтоб утопить в нем душу, Что ты посулишь мне, коль тебе я Дам его, другим нектаром полный?" Слово он сдержал и, сердце Лиды Нежностью наполнив, подарил мне Ту, о ком я тосковал так долго! Когда я твое сжимаю тело, Когда с верных губ, не отрываясь, Пью бальзам любви, давно хранимый, – Так я говорю себе, счастливый: "Из богов никто, кроме Амура, Вылепить такой сосуд не в силах! Форм таких не выковать Вулкану Молотом разумным и послушным. Пусть Лиэй по склонам густолистым Самых опытных отправит фавнов Выжимать отборнейшие гроздья, Пусть следит за таинством броженья – Слаще не иметь ему напитка!" Ноябрьская песня Стрелку! Но не тому, кто сед, Кто правит солнца бег, Скрывает мглой небесный свет И шлет нам первый снег,- Но мальчику восторг певца! Почтим того хвалой, Кто ранит нежные сердца Волшебною стрелой. Он согревает мрак ночей Порою зимних вьюг, Дарит нам преданных друзей И сладостных подруг. Да вознесем его к звездам, Чтоб вечно меж светил Он, светлый, улыбаясь нам, Всходил и заходил. Питомец муз Лугами, чащей леса Иду, лихой повеса. Пою средь бела дня. И песне в лад сверкает, Кружится и мелькает Земля вокруг меня. Дождаться бы мгновенья Весеннего цветенья И птичьей кутерьмы. А коль наступят стужи, Я буду петь не хуже О радостях зимы. Спою сто песен кряду Во славу снегопаду, Узорам на окне. Я знаю — день настанет: Опять земля воспрянет, И снова быть весне. Где молодость и шутки, Готов не спать я сутки И петь в любом краю. Угрюмая девица И та развеселится Под музыку мою. Без устали беспечно Блуждаю бесконечно Я, музой окрылен. Влечет меня дорога. Но как побыть немного Мне с той, в кого влюблен.
Но вообще, именно в этот период, господствуя в искусстве, классицизм терпит почти полное поражение в философии и литературе от сентиментализма и романтизма. Литературные стили в 18 веке весьма размыты. Рококо, классицизм, сентиментализм, романтизм это скорее жанры, к которым в разный период или в разных целях могут прибегать одни и те же авторы. Литература классицизма в чистом виде это литература барочного классицизма 17 века. В 18 в. это скорее специальный стиль для "высокого жанра" (В России, правда, сам этот барочный классицизм в литературе стали осваивать только в 1730-е гг и развивался до Державина включительно) В философском плане новому классицизму соответствует идеология Просвещения (начиная с Локка и Ньютона) и, но сами просветители с лёгкостью переходили с одного литературного стиля на другой. В основном это поколение по естественным причинам сходит со сцены к 1780-м. Литература рококо, как считается, развивается с 1690-х "Искусство рококо - создание светского, в высшей степени цивилизованного общества. "Метафизичнсти" барокко здесь нет места, рококо чуждо стремление ставить и разрешать "вечные" вопросы, оно стремится говорить о серьезном легко, непринужденно, изящно и остроумно, вырабатывает особый галантный стиль жизни, сочетающий утонченную культуру мысли, чувства и поведения. Литература рококо понимает себя как игру, приносящую радость и наслаждение, что не снимает ни остроты поднимаемых ею проблем - прежде всего проблем частного, интимного существования человека (но рококо свойственно и сведение всего существенного в человеческой жизни к интимному и частному), ни их актуальности, но рождает особую, неповторимую манеру их воплощения. Характерные черты этой манеры - игривость, мягкость, легкость, остроумие, скептицизм, изящество, интимность, искусство намека, тонкая гривуазность. Основной интерес литературы рококо направлен на постижение интимной психологии частного человека, на историю естественно-скандальных "заблуждений сердца и ума". В литературе рококо существует своя система жанров - это "легкая поэзия", включающая и малые лирические формы, и галантно-эротические, часто с оттенком сатиры, поэмы, прозаические и стихотворные волшебные сказки, фантастические повести, комедии масок, социально-психологические романы."(Пахсарьян). Литературные произведения в этом стиле создавались ещё в 1790-е (также как в живописи последние художники рококо работали примерно до 1804) - Луве де Кувре, Казанова,Парни, Шодерло де Лакло, в нач. 19 в. м.б. Батюшков в России. Сентиментализм как заметное явление появляется в английской литературе с 1740 г. - с Ричардсона (хотя элементы появляются с 1720-х). В чём-то он близок рококо, но исходит из того что по своей незамутнённой естественной природе человек существо нравственное и движение чувства/сердца вернее выводит в область морального чем рассудок. На континенте в 1761 выходит "Юлия" Руссо, с 1774 "Страдания молодого Вертера" Гёте, в 1792 "Бедная Лиза " Карамзина. Меланхолический чувствительный настрой сентиментализма отразился в парках кон. 18- нач. 19 в.Живопись сентиментализма (б.ч.портреная), до кон. 18 в. в целом тяготеет к рококо, а с нач. 19 в. к романтизму
В литературе романтизма выделяют предромантизм (1750-80-е) - готический роман, оссианизм, Буря и натиск. В общем как маргинальная линия эпохи рококо. Романтизм эпохи зрелого классицизма весьма серьёзен и связан с глубокими теоретическими разработками, создающими альтернативную "классической" картину мира. Отчёт можно вести с 1785 г. когда начинает выходить многотомный труд Гердера «Идеи к философии истории человечества» . В отличие от классицистической идеи вечного идеала, романтики предлагают идею развития и смены культур. В 1790-е появляются поздние работы Канта и ранние Шеллинга, Фихте и Гегеля. в кон. 18 - нач. 19 крупные теоретические о развитии культуры работы Шлегеля, Шатобриана. мадам де Сталь Областью господства романтиков становится поэзия (в Германии Йенский кружок 1796-1801) Работают художники-оригиналы с яркой индивидуальной манерой не вписывающийся в мейнстрим (т.с. прото-символисты - Фюсли (1781), Блейк (художник и поэт. 1788), Гойя (1789), Рунге (1803). Создаются всё более романтические парки ( один из самых ярких примеров оссианического парка - Монрепо в Выборге начиная с 1790-х гг.). Центром ранне-романтического искусства кон. 18 в. была Британия (усадьба Бекфорда 1795-1813 - самое яркое проявление условно-готического стиля той эпохи) широкое распространение получает романтический портрет Генри Реборн Джон Хопнер Томас Гёртин. пейзаж (первая выставка 1794)
Ампир. (поздний классицизм, примерно 1802/5 -30/36 г.г ) Франция Интерьеры Фонтенбло (и др. императорских резиденций) (трон)