Этой темы я уже касался в ветке Импрессионизм, но можно рассмотреть подробнее. Поскольку речь пойдёт не только о наследии русского импрессионизма, но и модерна в целом. Передо мной на столе лежит 2,5-килограмовый том "Мастера советского изобразительного искусства" 1951 г. издания. Чтение прелюбопытное ) Все мастера расположены по трём иерархическим ступенькам: первыми идут народные художники СССР - А.М. Герасимов и Иогансон, потом народные художники РСФСР и БССР: Бакшеев, Бялыницкий-Бируля, С.В. Герасимов, Грабарь, Кончаловский, Лансере, Мешков, Юон, Яковлев. Потом все остальные - заслуженные и лауреаты. Я полагаю, источник для характеристики соц.реализма весьма надёжный. На этот том я и собираюсь опираться.)
Сначала о генеалогии. Официальным образцом для подражания и вершиной мирового искусства теоретики соц. реализма считали реализм 19 века. Конкретно искусство передвижников. Это не удивительно, поскольку первое объдинение соц.реалистов АХРР (Ассоциация художников революционной России) возникло в 1922 г. именно на базе Товарщества передвижных художественных выставок. И последний глава передвижников Радимов стал первым председателем АХРР. Ассоциация противопоставляла себя весьма влиятельному тогда авангардизму. И очень быстро в её ряды влились ведущие предствителя модерна, из числа оставшихся в России, а также участники Бубнового валета. Все те, для кого авангардизм был слишком радикален. Надо сказать, что и сами поздние передвижники к тому времени проделали изрядный дрейф в направлении импрессионизма. Бакшеев Василий Мешков Радимов
Итак, соцреалист №1 Александр Герасимов, первый президент АХ, лауреат 4-х сталинских премий. Родился в 1881 г., ученик Коровина и Серова. автопортрет с семьёй (очень говорящий держали его вот за такие вот картины
Борис Иогансон. художник №2. второй президент АХ, герой соц. труда, 2 сталинские премии. Родился в 1893 г.
Имхо неточно сформулировано. "Социалистический реализм" - вполне сложившийся термин и за ним стоит вполне понятно что. Можно было бы написать , напр., - "социалистический реализм" является по сути "поздним вариантом импрессионизма". Имхо никто никого не обманывал. Одно из определений социалистического реализма - приятные начальству вещи в понятной начальству форме. И вообще в СССР в любом термине вместо слова "социалистический" можно было просто подставлять частицу "не". "Социалистический реализм"= "не реализм". "Социалистическая законность", "Социалистическое соревнование", "Социалистическая экономика", "Социалистическая демократия".
В 1950 г. звание народного художника получил Константин Юон (р. 1875 г.) - участник выставок Мира Искусства смайлики видел? это у меня такой чёрный юмор. Социалистическим реализмом как таковым у данных художников был набор из нескольких програмно-заказных работ . А остальное как-бы по умолчанию.
Игорь Грабарь (р. 1871), классик русского импрессионизма (народный СССР с 1956) И эти люди запрещали нам ковырять в носу!
Евгений Евгеньевич Лансере (р. 1875). племянник Бенуа. брат Серебряковой. Участник Мира Искусства Посмотреть вложение 72971
Что же касается Василия Николаевича Яковлева (1893 г. р.)... То конечно представителем модерна он не был ) (Но к салонному историзму и неоклассицизму отношение имел.) (1946 г. ) ) а вот прародителем современного российского академизма, наверняка )
Дальше мы остановимся только на тех, кто дослужился в дальнейшем до звания народного художника СССР. Здесь просматривается "закон поколения". Т.е. конечно ясно , что названные выше художники - "сталинская элита" в основном 1870-80-х гг. рождения (кроме Иогансона и Яковлева) - художники полностью сформировавшиеся ещё до революции, мастера искусства эпохи модерна. Но посмотрим на художников 1892-1903 гг. рождения. ( 92-93 получили художественное образование до революции)
Юрий Пименов (1903 г.р.) (народный 1970) Для Пименова импрессионизм был шагом назад от весьма авангардной ОСТовской манеры.
Несмотря на то, что названные художники отличаются друг от друга очень заметно, во всех случаях практически несомненно доминирующее влияние эстетики модерна. Посмотрим теперь на более массовую продукцию, ту которую и составляла хребет соц. реализма. В целом мы увидим (если отрешимся от идеологического содержания), что чисто стилистически она продолжала линию конечно не импрессионизма, "импрессионизирующего" реализма нач. 20 века, развившегося под заметным влиянием Андерса Цорна, чьи картины были представлены на "Скандинавской выставке" Мира Искусства 1897 г. Самым заметным российским художником, практически наметившим основное русло, где то между модерном реализмом и примитивизмом, был Кустодиев. стиль этот выглядел примерно так: Бобровский Бычков Вещилов Юон Чепцов Дальше начинается постепенный в той или иной форме компромисный отход к более консервативным формам например в 26 Чепцов рисовал уже так а в 45 г. вот так вот Юон 21 г. вот 25 вот 28 полностью к 19 в. он конечно не приходит, но как-то выцветает.
кто то стоял на старом например Куликов 1902 1903 1911 1929 1937 потому что в общем то этот стиль доминировал и в "идейно-выдержанных" картинах Греков Герасимов
Чтобы от модерна-символизма-импрессионизма вернуться в 19 век, надо было сделать следующий шаг. И художники родившиеся после 1904 г. этот шаг сделали. Собственно их стиль и может претендовать на звание реализма, можно считать , что это был официально утверждённый мейнстрим после 1932 г. (роспуск АХРР , создание решением ЦК Союзов Художников) - 1934 (выхода в свет сборника "О социалистическом реализме". На переходе стоит творчество Василия Ефанова (р. 1900, народный художник РСФСР с 51 г.) , у которого некоторое влияние импрессионизма ещё ощущается.
Даже у Налбандяна порой что-то такое проскальзывает Яков Ромас (р.1902) в 19 век вступает уже бестрепетно Надо сказать, что в конце сталинского правления делались официальные попытки организованно избавится от влияния модерна. Это известные постановления ЦК и Политбюро о формализме в искусстве 46-48 гг. Никакого другого "формализма" в это время в искусстве уже не оставалось. один из главных формалистов - "злобствующий эстет" Лев Аронов 1909-72 и за компанию Владимир Васильев (р. 1895) Посмотреть вложение 127566 И Валентина Диффинэ-Кристи (р. 1918) Архетипический соц.реализм, ныне называемый "Большим стилем" для сравнения представлять надо? Или и так все помнят?
Вдруг Ондатр пропустит этот трогательный шедевр последнего автора... И вот еще добавлю - не знаю - не нарушит ли гармонию Одатровой галереи Художник Д.К. Мочальский - ОнивиделиСталина. Когда я был мал, то открыточка с этой репродукцией у меня над детским столиком висела. Не родители мне повесили - я сам выбрал и канцелярскими кнопками к стене... Хороший у меня был вкус в 4 года? Как сам захочешь. Мне всё интересно. Ведь начиная с Мочальского всё на моих глазах было. Рядом с Мочальским у меня еще висела классика Решетникова "Опять двойка" и "Прибыл на каникулы!" А вообще продолжение будет? Про шестидесятников-семидесятников? Про "вы, что, господа, пидарасы?" и про бульдозерные выставки?