На kykolnik.livejournal.com наткнулся на чрезвычайно интересную подборку Татьяны Яблонской по годам. Мне кажется это прекрасная иллюстрация истории развития советского искусства сер. - вт. пол. 20 в. Итак: 1947 (перед началом борьбы с формализмом) 1949 (после начала компании) (сталинская премия) 1950 1954 (Утро. - самая знаменитая картина. Яник знает ) 1957 1960 1964 1966 1967 1969
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Здесь мы уже видим зрелого мастера не соц.- а просто импрессионизма (и его новой инкарнации в российской живописи рубежа 20-21 веков ).
Блистательная иллюстрация! Я этого имени и не помнил, но картину "Утро", разумеется, прекрасно знаю. Этой Татьяне Яблонской вчера исполнилось бы 97 лет! На kykolnik.livejournal.com я еще нашел абалденно актуальную картину. Возможно ей место в ветке про Майдан Называется "Освобождение Киева"! Всё это бабушка написала в 88 лет! Это год ее смерти.(((
Я помню, когда мы, молодые художники, тщательно обнюхивали репродукции её картин, старый живописец с искренним изумлением отметил, что Яблонская - уникальная в своём роде советская художница, потому что в течение жизни она периодически совершенно переделывает себя, до основания. Впрочем, он связывал это с её личной жизнью. Но не так уж часто это случается, в самом деле. В этом смысле она подлинная модернистка.
Ленинградская школа (объединяла художников старшего поколения (как раз самого соцреалистического пришедших к импрессионизму и символизму в кон. 50-х гг.) Александр Коровяков 1912-93 Андрей Мыльников 1919-2012 Посмотреть вложение 67712
Николай Галахов Александра Токарева Майя Копытцева Марина Козловская Елена Скуинь Николай Пименов Борис Шаманов фактически Ленинградская школа продлила традицию модерна в 60-70-е. Свою роль вероятно играла и масштабная послевоенная реставраторская деятельность в Ленинграде, Пскове и Новгороде и общий поворот к культурным традициям, преемственности в 60-е. Лениградскую школу представляли как уже говорилось г.о. немолодые художники. Для молодых мейнстримом был суровый стиль /неореализм/новая вещественность или 2-й авангард (нонконформизм).
Эдвард Выржиковский. р. 1928. Ленинградская школа Злата Бызова (ленинградская школа) Владимир Гаврилов 1923 г.р.
В кон. 60---нач. 80-х гг. - когда работало поколение рождённое в 30-е гг. - ситуация была иной. На "левом", нонконформистском крыле развиваются постмодернистские тенденции (московский концептуализм - соц арт), но к концу 70-х его основные лидеры оказываются в эмиграции. на "правом", "реалистическом" идёт переход от энтузиазма покорения природы и строительства коммунизма к внутренней эмиграции, поискам корней, уходу в природу . Доминируют сезанизм и примитивизм. Но чуть ли не мейнстримом становится лирический провинциальный пейзаж. И здесь традиция, которую донесла Лениградская школа, вновь оказались востребована. Советское искусство в это время оказалась как никогда далеко от мировых процессов. Но в 80-е они сами пошли на сближение )
Лидия Давиденкова Современное российское искусство конечно выходит за заявленные рамки, но тема модерна /импрессионизма в нём по-прежнему присутствует. Причём это не чисто постмодернистская игра, а именно продолжение традиции уходящее в позднесоветский период. Надо сказать,что "хождение в народ" (провинцию-природу-историю) семидесятников не прошло бесследно. Для некоторых художников погружение в эпоху "золотого века" (эпоху царской России) стало творческим кредо. Например уже в 70-е в ювелирном деле возникло понятие "фабержизм". А сейчас с полным правом можно говорить о стиде "реставрационизм", основанном на детальном копировании тврческого почерка старых мастеров (в иконописи, архитектуре , да и не только ). Отсюда, кстати, огромное количество качественных подделок на российском арт-рынке. Иногда такой "подделкой"/подражанием являются целые направления в искусстве. Например современная церковная архитектура прямое воспроизведение нео-русского стиля. (Надовражкино. Это качественный, нетиражированный образец) Другие например воспроизводят творческую манеру мастеров "Союза русских художников2 нач. 20 в. Сергей Смирнов Но есть и немало оригинальных художников следующих скорее духу, чем букве искусства модерна. Сергей Титунов