1981 Джеймс Стирлинг . один из зачинателей постмодернизма 70-х (декор, нарушение монотонности, исторические реминисценции) 1982 Кевин Роуч. неомодернизм - зеркальная архитектура, элементы постмодернизма 1983 Бэй Юймин.США. по большей части - модернист, но известен несколькими нео-модернистскими постройками (пирамида Лувра)
1984 Ричард Майер . модернист 1985 Ханс Холляйн (постмодернизм). Австрия. Один из создателей постмодернизма (с 65 г.) (парк Вулкания) 1986Готфрид Бём (постмодернизм, деконструктивизм) 1987 Кэнзо Танге (изобретатель "метаболизма"первого постмодернистского стиля в нач. 60-х гг.) хай-тек
1988 Оскар Нимейер (последний классик модернизма-неоэкспрессионизма и предтеча биотека) Гордон Буншафт. 1909-90 .модернизм, отчасти зеркальная архитектура 1989 Фрэнк Гери. отец деконструктивизма
1990 Альдо Росси (классицизирующий постмодернизм) Роберт Вентури (больше теоретик , чем практик постмодернизма) Альваро Сиза (минимализм, отчасти деконструктивизм) Фумухико Маки (метаболизм) Посмотреть вложение 69519
1994 де Портзампарк ("умеренный постмодернизм", работа в сложившейся городской среде - т.н. средовая архитектура) 1995 Тадао Андо (минимализм. регионализм - максимальное развитие идеи средовой архитектуры) (ранчо) (церковь) (центр современного искусства на стрелке в Венеции - неотрадиционализм - включение в историческую застройку)
Ой, Вася, я забыла указать автора Церковь Халлгримскиркья / фото Stuck in Customs А, апокалиптическое - да, есть.
1996 Рафаэль Монео. постмодернизм разных направлений 1997 Сверре Фенн. регионализм, экологическая архитектура музей ледников 1998 Ренцо Пиано. один из создателей хайтека (здание калифорнийской академии наук) (деконструктивизм)
1999 Норман Фостер , постмодернизм, один из создателей хайтека 2000 Рем Колхас. минимализм, деконструктивизм. гиперархитекура
В начале 21 века премию получали как новаторы, творчество которых, как кажется, выходит за рамки постмодерна (условно, метамодернизм), так и ветераны-модернисты к числу первых отчасти относятся Херцог и де Мерон (2001) хотя среди их работ многие относятся к различным нео-модернистским и постмодернистским направлениям ко вторым: Глен Мёркат (органическая арх.) Йорн Утзон - предтеча постмодернизма
ну вообще её считают первой ласточкой т.н. гиперархитектуры. ) а так сама идея арки вполне соответствует постмодернизму.
2004 Заха Хадид. биотек/параметризм . новаторское направление 2005 Том Мейн (б.ч.деконструктивизм) Мендес де ля Роша (традиционный модернизм -брутализм) Ричард Роджерс (хай тек)
2008 Жан Нувель. разнообразные направления, частью возможно выходя за рамки постмодерна зеркальная архитектура минимализм постмодернизм, средовая архитектура вертикальное озеленение пост-авангард параметризм, эко-архитектура
Соуто де Моура. минимализм, регионализм. многие проекты можно отнести к модернизму Посмотреть вложение 69769 Посмотреть вложение 69770 Ван Шу . Регионализм
а критериев пока нет ). мы не знаем как будет развиваться дальше мировая культура, какие тенденции возобладают. Просто можно отслеживать , что появляется нового. мы видели основные тенденции и направления постмодерна. В общем и целом они были и есть логическим продолжением и развитием тенденций модернизма на сознательное разрушение основ традиционной эстетики, сознательное нарушение универсальных табу и запретов. Модернизм делал это напористо и агрессивно, постмодерн иронично, играючи. выше я говорил о 4 базовых направлениях в живописи постмодерна: неоавангардном, "популярном", "фантастическом" (пост-сюр) и "эклектическом. неоавангард в живописи и скульптуре/инсталяции это минимализм, концептуализм, не0-концептуализм, в архитектуре это минимализм, хай-тек, деконструктивизм. Он продолжает лобовую атаку на традиционную эстетику противопоставляя ей геометризм, техницизм, деконструкцию, деформацию, провокацию, эпатаж ,произвольность знака (означающего). Именно это направление доминирует на арт-рынке. поп это поп-арт, оп-арт, нео-поп, искусство взаимодействий, стрит-арт и т.д. и т.п. его цель это разрушение флёра элитарности искусства, через сознательный кич, интерактивность, максимальное вовлечение зрителя, который становится обязательным участником, без которого произведение не закончено или просто не существует. это искусство процессуально, контекстуально, иронично, и тоже провакативно. "эклектический" постмодерн - постмодернизм, пост-стили, фото и гипер-реализм - разрушает /деконструирует классику (а равно модернизм, получивший статус классики) более тонко. Его методы ирония, цитирование (разрушающая концепцию уникальности произведения), анахронизм, сочетание несочетаемого. Он элитарен (оценить шутку может только знаток), но тщательно маскируется по демократическую увлекательность, "прикольность" и даже "красивость" "помпезность". И в конце концов многие восприняли его игру всерьёз. Так появился гламур ) "фантастический" постмодерн: виженери- фэнтези - психоделик арт, магический и фантастический реализм . заняты конструированием "иной реальности", "альтернативных миров" развиваясь на основе традиционно "низких" жанров: фантастики, сказки, былички, теперь - компьютерной игры. В какой то степени с этим направлением связана "нео-экспрессионистская" архитектура, которая уже несомненно становится "высоким жанром". Здесь проследить конец прежней парадигмы нелегко, поскольку есть подозрения, что следующий за постмодерном большой стиль начнёт развитие именно отсюда. Поэтому можно только фиксировать появление здесь радикальных новаций ,связанных с развитием новых технологий. Ещё одно перспективное направление это "экологическая архитектура", тоже своего рода "альтернативная реальность" по отношению к урбанистической среде. О конце же постмодерна заставляет говорить скорее ощущение некоторой исчерпанности его языка и отсюда разговоры о грядущем пост-пост -модерне. Но главное пожалуй то , что постмодерн исчерпал свою оппозиционность существующей культурной реальности и сам стал восприниматься как "язык власти", орудие глобальных элит. Это явный симптом назревшей необходимости "смены декораций". Направления о которых я выразил сомнение в их "постмодерности" стильны и серьёзны и более склоны снова конструировать реальность или отзываться реальности, чем деконструировать её.
Итак, что же там впереди? ). Имеет смысл исходить из того, что те тенденции которые придут на смены постмодерну в культуре уже присутствуют. Вопрос только в том, какие из них получат развитие. Неизвестно как этот новый стиль будет называться, надеюсь варварское пост-пост-модерн не приживётся ). я бы предпочёл говорить о нео-модерне. У меня есть подозрение, что эта культурная эпоха вернётся к поискам стильности и изысканности в ущерб рациональности форм, и в этом отношении будет своего рода новым ар-нуво или рококо, но уже не на эстетической базе барокко или эклектики, а на базе постмодернизма. биотек-доступные материалы Сигеру Бан - архитектура из картона Отто Фрай - предтеча биотека - тентовые и мембранные конструкции
Из тех современных направлений, которые имеют потенциал к развитию во первых обозначим экологизм и традиционализм, в компании с нео-сентиментализмом, новой искренностью и т.д. Суть экологизма в том чтобы зрительно минимализировать присутствие человека в природе, параллельно минимализировав приносимый природе вред от человеческой цивилизованной жизнедеятельности. Традиционализм также трепетно относится к сложившейся антропогенной (в частности урбанистической ) среде. Развивается осознание высокой ценности исторического ландшафта.В то же время авангардные минималистические проекты могут хорошо коррелировать и с традиционализмом (Япония, Латинская Америка) и с экологизмом. Параллельно развиваются и "футуристические" экологические проекты зелёных зон и парков -оранжерей и домов - самообеспечивающихся модулей.
далее эстетский футуризм Захи Хадид, Сантьяго Калатравы и т.д. (нелинейная архитектура: параметризм, биотек и т.п.) с его сверхсложной геометрией текучестью форм действительно имеет шанс стать "архитектурой будущего" , как вариант " 3-д цивилизации", в которой компютерные модели и эстетика игр будет определять формирующийся облик реального мира. Одной из тенденций может стать продолжающаяся "глокализация" - формирование локальных и субкультурных миров в узлах глобальной коммуникационной сети. Особенностью ряда современных направлений (например стрит-арта) является тотальная мифологизация и одухотворение среды. Вполне возможно, что приближение культуры к системе образов архетипической реальности и субкультурное "соучастие" в них станет тоже станет заметным трендом. Во всяком случае ряд направлений современного искусства вполне тянут на эту роль (например нео-концептуализм на искусство ракшасов.... ) другие явно создают "инопланетную" среду ) но , поживём-увидим )