Серебряный век Японии

Тема в разделе "Японский сад", создана пользователем takedo, 30 окт 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Уважаемые любители японских садов! Я принадлежу к тем людям, у которых начинает сладко щемить в груди от одних слов "Серебряный век". Однако в японской истории есть период, называемый порой в русскоязычной литературе точно так же, "Серебряным веком" японской культуры, и не без оснований. Это совсем короткий период в 15 лет, период Тайсё. В эти 15 лет произошёл всплеск во всех областях японского искусства. Последнее время меня не оставляет мысль об исследовании периода Тайсё в аспекте "Серебряного века". Тему можно сформулировать, скажем, так: "Усадьбы деятелей искусства "серебряного века" Японии". Как повлияла атмосфера "романтического Тайсё" на эту сторону жизни выдающихся людей культуры, людей, которые во многом и создали эту атмосферу? Хотелось бы знать, заинтересует ли такая тема кого-нибудь, найдёт ли она отклик на страницах форума или лучше её не начинать?
     
  2. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Похоже, такая тема как раз в русле данного раздела форума. ) На мой взгляд, очень интересно. Правда, я лично буду выступать скорее в роли читателя, но и обсудить её здесь будет с кем.
     
  3. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Надеюсь. Ради обсуждения и вступил в ваши ряды.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Тема безусловно заинтересует. Мы здесь уже не раз касались культуры эры Тайсё как раз с точки зрения аналогий с европейским и русским модерном. И углубление темы будет всячески приветствоваться )
     
  5. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Ондатр, спасибо за отклик. Надеюсь, Вы тоже время от времени будете откладывать в сторону книгу, слезать с гамака и отпускать пару мудрых фраз в этом обсуждении. Кстати, не могли бы уточнить, в каком месте Вашей Хронологии говориться о Тайсё? Не хотелось бы повторяться.
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    А повторятся вы и так вряд ли будете - мы касались почти исключительно изобразительного искусства.
    В ветке Великому художнику японцев, галерея Тайсё в ветке Модерн , ветке Литература цитировался кое-кто из авторов этой эпохи, есть ветка Прогулки по старой Японии (Мэйдзи-Тайсё).
    В Хронологии разделы галереи посвящены более широкому периоду - пер. пол. 20 в.:
    http://forum.arimoya.info/threads/японская-культура-хронология.282/page-7#post-77493
    http://forum.arimoya.info/threads/японская-культура-хронология-2.3618/page-3#post-77750
    http://forum.arimoya.info/threads/японская-культура-хронология-введение.3619/#post-6696


    в ветке Модерн
    http://forum.arimoya.info/threads/Модерн.3099/page-14#post-66503
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    ну, а если на форуме два раза появится одна и та же картинка, ничего страшного в этом нет )
     
  9. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Спасибо за исчерпывающую информацию. Буду изучать.
     
  10. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  12. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Итак, Серебряный век… Принято считать, что это прекрасное название относится только к России, России страшного начала ХХ века. Проигранная Русско-японская война, Кровавое воскресенье, революционное брожение, Первая мировая война, революция 17-го года, Гражданская война. И среди всего этого, во всём этом – Серебряный век русской поэзии, после Золотого – пушкинского. Необычайный взлёт и преображение изобразительного искусства, театра, музыки, архитектуры.
    Что же Япония? Всё чаще в русскоязычной литературе стали говорить о Серебряном веке японской культуры. Удивительным образом он совпадает с Серебряным веком России не только хронологически, но и словно соперничает с ним по тяжести выпавших на долю страны испытаний. Японско-китайская война 1894 – 1895 годов, та же Русско-японская война, теперь уже Японско-русская, Первая мировая, рисовые бунты 1918 года, разрушительное землетрясение в Канто с тысячами погибших и почти стёртым с лица земли Токио. И конечно, открытие страны. В 1868 году, после более чем двухсотлетнего затворничества страна распахнула свои двери, и в них неудержимым потоком ворвалась Европа с её самоуверенным стремлением к миссионерству. Напор был столь велик, что «самурайские сердца» многих просвещённых деятелей японской культуры не выдержали. Раздались призывы к полному отказу от традиционных форм во всех областях искусства, в том числе и садового, следствием чего явилось, по началу, бездумное копирование Западных образцов.
    Как ответ на экспансию европейской эстетики возникло не менее мощное движение за сохранение самобытности японской культуры. Из горнила этой борьбы вышли истинные Мастера, осознавшие необходимость и плодотворность гармоничного слияния эстетических норм Востока и Запада. В садовом искусстве это были такие люди, как Огава Дзихэй, Сигэмори Мирэй, Иида Дзюки, творчество которых преобразило лицо японского сада, не затронув его глубинных основ.
    Однако наряду с шедеврами садового искусства, досконально изученными и хорошо известными во всём мире, существуют тысячи садов, не удостоенных внимания исследователей, по крайней мере, российских. Это жилые усадьбы, создававшиеся не высокими мастерами садов, а самими их хозяевами. Именно такие усадьбы, будучи элементом быта, наилучшим образом отражают настроения и вкусы своих владельцев и, как следствие, атмосферу эпохи. Тем более интересно, если владельцами этими являются деятели искусств, благодаря которым, собственно, и создавалась культура рассматриваемого периода.
    Такие усадьбы, по сути, мало чем отличающиеся от наших дач, и станут предметом рассмотрения в данной теме.
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2018
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    как вы хотите чтобы ветка называлась?
    Любых? ) Ну давайте начнём с Фудзисима Такедзи )
     
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Любопытен вопрос о хронологических границах.
    Думается, нижняя граница японского серебряного века должна проходить на позднее 1896 г. русского , видимо, - 1886.
     
  15. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    А я думал, что это и есть название :) . Оно мне не понравилось. Что, если назвать, как заявлено в первом посте: "Усадьбы деятелей искусств "Серебряного века" Японии"?
    Присылать можно любых, но не про всех может оказаться достаточно информации, или не у всех имелись частные владения, представляющие для нас интерес, то есть с садом. У некоторых вообще не было частных владений, и они арендовали жильё.
    Вопрос о хронологических границах, действительно, любопытен и довольно туманен, но не хочу сейчас об этом думать. Дадим пока нижней дате допуск плюс-минус 5 лет. С интересом почитаю обсуждение этого вопроса другими участниками форума.
     
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Очень длинное. Его не будет целиком видно на странице. М.б. просто "Серебряный век Японии"? Или "Серебряный век Японии. Усадьбы." или "Усадьбы серебряного века", (поскольку раз ветка в Японском саду и так понятно, что речь пойдёт о Японии :) )
     
  17. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Пока готовлю материал по Фудзисима Такэдзи, познакомьтесь, пожалуйста, с дачей одного из писателей, работавшего на излёте эпохи Мэйдзи.
    Человеку, не сведущему в изысках садового дизайна, но любящему природу, понравилось место, и он построил там дачу с садиком. Дачу в самом прямом, нашем смысле слова, только японскую. С традиционным японским домом и традиционным садом. Только человек это был не традиционный, что, безусловно, сказалось на его даче.
    Муро Сайсэй, поэт и прозаик, начал печататься как поэт хайкай в 1909 г. В его поэзии появляется стремление к изысканной простоте, свойственное Мацуо Басё, под влиянием которого он находился. Именно это стремление, видимо, послужило основой и для создания сада, сада мха. Изысканная простота и минимализм – лучшие определения для него. Это монохромный сад, созданный всего из трёх видов растений – мха, клёнов и двух – трёх папоротников http://yamamurayuki.blog.fc2.com/img/karuizawa5.jpg/ , http://karuizawa-an.com/archives/9071 . Правда, слева просматриваются какие-то стриженные кустики, но они не бросаются в глаза и выполняют подсобную функцию:
    http://pataponm.exblog.jp/iv/detail/index.asp?s=18589590&i=201207/12/88/b0134988_11512047.jpg . Справа видны некие кочки, в которых тоже можно заподозрить кусты, но это камни, полностью заросшие мхом. Только осенью сад вспыхивает алыми листьями клёнов, позднее молча опадающих на зелёный ковёр мха, превращая его в жёлто-оранжево красный
    Из элементов неживой природы – только тобииси. Никаких прочих атрибутов японского сада – фонарей, цукубаи и др. Признаться, ходить по таким дорожкам европейскому человеку не в кайф, тем более по левой, где нет даже тобииси, и после дождя приходится шлёпать по лужам. Но, японцам виднее.
    На этом фото в левом нижнем углу видна какая-то каменная штучка http://blog-imgs-46.fc2.com/k/o/k/kokeya/karuizawakoke1ss.jpg . То ли стилизованный фонарь, то ли стилизованный дзёдо, вроде гномиков, которых иногда сажают на наших дачах. А может, Сайсэй нашёл где-то каменный шарик, и просто положил его на камень у дорожки.
    Что касается двух домиков, имеющихся на участке, то они совершенно традиционны и прекрасно гармонируют со своим окружением. В домике слева – кабинет Муро Сайсэй http://www.i-turn.jp/wordpress/wp-content/uploads/2010/02/01-50-110-15.jpg . За этим столиком он, может быть, сидел, любуясь садом .
    Давайте "Серебряный век Японии"
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 17 мар 2018
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    половина ссылок у вас, к сожалению, не работает. или доступ ограничен или запрещён законодательством РФ )
     
  19. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Гм. А у меня всё открылось.
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  21. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  22. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Увы, по дому и саду Фудзисима Такедзи (藤島武二) нет ни визуальной, ни текстовой информации. О нём же, как о художнике, Вы наверняка знаете. На всякий случай хочется обратить внимание тех, кто читал про Такедзи не на японском, что название школы ёгака (yoga-ka, йога-ка, 洋画家), к которой он принадлежал, переводится как "школа западной живописи", "школа европейской живописи".
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Поэтому я предполагаю, что лучше плясать от усадеб, а не от персоналий )
     
  24. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Как Вы представляете себе эту пляску? Не совсем понимаю, что значит плясать от усадеб. Может быть, Вы имеете в виду, что в поисковой строке нужно искать не самого человека, а его усадьбу, набирая, скажем, "усадьба Токутоми Рока" (по японски)? Разумеется, так оно и делается.
     
    Последнее редактирование: 3 ноя 2014
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Ну зачем я буду вам советовать ? ) У вас ведь наверняка есть определённый план.
    Смысл же фразы в том, что если выстраивать ветку как повествование, можно сначала отбирать персоналии ключевые для серебряного века, а потом искать их усадьбы, а можно сначала выявить наиболее интересные усадьбы, а уже по этому критерию отбирать персоналии для ветки )
     

Поделиться этой страницей