Серебряный век Японии

Тема в разделе "Японский сад", создана пользователем takedo, 30 окт 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Ну как же, нашлось, и много, только другие дела отвлекают. Ямамото Юдзо мне знаком, но что-то в нём не понравилось. Насчёт дамы пока воздержусь.
     
  2. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Итак, вернёмся к Ёкояма Тайкану. Художнику, безусловно, интересному, поражающему порой глубиной проникновения в образ. Принадлежа к школе Нихонга ("Японская живопись"), он старался модернизировать традиционную японскую живопись, не отказываясь от её национального колорита.
    Ёкояма Тайкан р
    одился в семье самурая клана Мито. Проявив со школы интерес к живописи, поступил в ученики к художнику Западной школы Ватанабэ Бундзабуро, у которого осваивал технику карандашного рисунка. В 1889 году поступил в Токийскую школу изящных искусств. После окончания школы переехал в Киото и занялся изучением буддийской живописи. В этот же период Тэйкан совместно с Хисида Сюнсо начал разработку нового стиля живописи, сочетающего в себе западно-европейские и национальные техники. В отличие от Японии, выставки его работ в Европе получили высокую оценку критики. Однако впоследствии художественная деятельность Тэйкана получила широкое признание и на родине.
    Дом Ёкояма Тэйкана, был построен в Токийском районе Икэнохата в 1919 году. Это было строение в традиционном стиле сукиядзукури с японским внешним садом и садом цубо

    план 2.jpg

    дом.jpg

    Сад при входе:

    сад при входе.jpg

    Сад у гэнкана:

    сад у гэнкана.jpg

    сад у гэнкана 2.jpg

    Сад при входе:

    сад при входе.jpg

    Сад у гэнкана:

    сад у гэнкана.jpg сад у гэнкана 2.jpg

    Сад цубо:

    сад цубо.jpg

    Главный сад:

    главный сад.jpg главный сад 2.jpg

    В 1945 году усадьба Тэйкана сгорела при воздушном налёте, и семья на девять лет перебралась на дачу (бэссо) в район Идзусан, г. Атами. В 1954 году был построен новый дом, в основу которого лёг архитектурный проект сгоревшего строения. Несколько непривычно для традиционного дома выглядят полностью застеклённые прозрачные сёдзи первого этажа, закрываемые шторами, но стекло к тому времени уже вошло в обиход, почти полностью заменив бумагу. С точки зрения утилитарной такая замена являлась безусловным прогрессом. Исчез основной недостаток сёдзи – боязнь дождя, а с ним и необходимость применения дополнительных укрытий. Кроме того, они, безусловно, стали прочнее. Более того, вполне в духе традиции появился новый вид сёдзи – юкимисёдзи (雪見障子) , «сёдзи для любования снегом», в которых стеклянной делалась только нижняя часть, позволяя любоваться снежным покровом сада.
    Однако в целом с появлением стекла традиционной эстетике был нанесён серьёзный удар. В японской традиции не было принято долго любоваться одним и тем же образом. Свитки в токонома время от времени снимались и заменялись новыми, чтобы восприятие не притуплялось. Ширмы переставлялись и обновлялись. То же происходило и в садах. Ведь бумага сёдзи была полупрозрачной, и пейзаж возникал перед взором только когда сёдзи раздвигались. В обычное же время он был скрыт для обзора из дома. При стеклянных сёдзи сад стоит перед взором всегда. Дневной свет беспрепятственно проникает в помещение и разрушает "эффект театра".

    застеклённые сёдзи.jpg

    Постройка дома осуществлялась под пристальным наблюдением Тэйкана, который сам составлял дизайн-проект и подбирал материал для строительства. В саду, выполненном в японском духе, имелись и камни, и фонари, и тёдзубати, и пруд

    пруд.jpg

    Создаётся впечатление, что как бы ни были увлечены деятели искусства Западом, это увлечение в большей или меньшей степени могло отразиться на доме. Сад же неизменно оставался японским. Тэйкан не пренебрёг даже атрибутами японского сада типа фонарей. Не говорит ли это о большей значимости для японцев сада по сравнению с архитектурой?
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 17 мар 2018
    Ондатр нравится это.
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    насколько я помню, он официально принадлежал к традиционной школе Кано.
     
  4. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Этого я не знал, но что-то от Кано в его работах есть.
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Данный тип сада, видимо надо охарактеризовать как англо-японский ). Больше всего в английском саду японцев прельстил газон.
     
  6. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    В этом нет ничего странного. Пустое пространство картины, пустое пространство засыпанной гравием площадки, пустое пространство газона. Меняется только способ выражения, но суть остаётся неизменной. Японцы начали экспериментировать с покрытой травой площадкой ещё до знакомства с европейцами, но дальше проб дело не пошло. Европа возродила это давно забытое старое.
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    скульптор Асакура Фумио 1883-1964

    [​IMG]
    работал б.ч. в западном неоклассическом стиле. Счатется, что благодаря его скульптурам японцы преодолели комплекс физической неполноценности.


    CIMG9008.JPG CIMG63711.jpg

    shimai01.jpg hasegwa640.jpg

    в 1907 г. он покупает здание под студию, и начиная с 1928 г. , скупив соседние участки , приступает к строительству усадьбы.
    Она включает жилой дом в японском стиле, студию-школу в авангардном стиле и сад.

    topics7feb2067fc4563f400cf77ed8a7ff93f.jpg

    img_0.jpg

    5afe3e9a8d86221518b7b07a57cae805.jpg

    P1000381.jpg image_34.jpg

    458209635_640.jpg

    P1000397.jpg

    4b569a5de919b0c47c93e466c5edaa78.jpg

    131108_main_ja.jpg

    block_10.jpg

    image_03.jpg




    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 24 ноя 2014
    list нравится это.
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    373441477_9727664006.jpg

    373448441_32f477df9f.jpg

    block_20.jpg

    P1000382.jpg

    сад на крыше студии

    b0218915_20341264.jpg P1000399.jpg
     
    list и plot нравится это.
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  11. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Усадьба Асакура Фумио - это очень интересно. Хотя бы потому, что там присутствует водный сад цубо. Случай весьма редкий. И ещё потому, что это, пожалуй, первый пример в Японии сада на крыше, вернее, во времена Фумио - огорода. Должен только заметить, что здание в авангардном стиле - не его работа.

    [​IMG]

    Он, действительно, спроектировал и построил студию в европейском стиле, но другую

    [​IMG]

    Её пирамидальная крыша со скульптурой видна на этом фото справа, пристроенная к главному дому. На плане (современном) она тоже справа. Слева - здание музея скульптуры (первое фото). На старом плане этого здания нет.
    Вот более развёрнутое описание этой замечательной усадьбы, островка покоя среди города.

    Известный скульптор. Родился в семье сельского старосты. В 1903 г. Поступил в токийскую художественную школу. С 1910 года его работы уже признавались шедеврами. В 1921 г. Фумио назначен профессором Токийской школы изящных искусств. В 1924 г. Становится членом Императорской академии художеств, но через четыре года уходит в отставку и открывает частную «Школу скульптуры Асакура» (позднее – Музей скульптуры Асакура). К своему дому из дерева и бамбука в стиле сукиядзукари он пристраивает по собственному проекту студию в европейском стиле из бетона, причём делает это так, что разница между Востоком и Западом не бросается в глаза.
    Помимо всего прочего, Асакура Фумио был большим любителем природы. В 1940 году он выпустил книгу, в которой с глубоким знанием вопроса описывал методы разведения орхидей. Кроме того, он увлекался искусством бонсай и икэбаной.
    Особое своеобразие усадьбе Фумио придаёт сад в японском стиле с прудом посередине. Вернее, небольшой сад всего в 132 кв.м., основную часть которого занимает водоём, оставляя маленькие участки земли для растений. Водоём сравнительно глубокий, в центральной части – более метра, и в нём живут карпы. Классический сад цубо с водой в качестве «хозяина». В центре сада находится естественный источник, из которого бьёт чистая и прозрачная струя, благодаря чему происходит постоянное обновление воды.
    На втором месте «по главенству» стоят камни. Это не только тобииси, по которым можно перебраться через водоём, но и крупные окатанные валуны, играющие роль видовых камней. Известно трепетное отношение японцев к камням. При уходе за садом они поливаются наряду с растениями, что выявляет их фактуру. Здесь же влажными от воды камнями можно любоваться и без полива.
    И, наконец, растения, оживляющие всю композицию. Здесь посажены деревья сливы и камелии сазанквы, с декабря по январь усыпанные белыми цветами. Их сменяют красные гроздья лагерстремии индийской. Несколько кустарников, среди которых дейция городчатая, также цветущая белым, занимают средний ярус, а над водой склоняются перистые листья папоротника – циртомиума серповидного.
    Для непосвящённого зрителя это только чудесный садик с интересной композицией, полный эстетических достоинств. Но на самом деле он глубоко символичен и полон скрытого подтекста. Сохранились воспоминания современников о том, что Асакура Фумио планировал этот сад как место для самосозерцания. Стремившийся сохранить духовную чистоту, он видел символ этой чистоты в белизне цветов, а пять крупных камней, поднимающихся из воды, напоминали о пяти достоинствах, «пяти постоянствах» согласно конфуцианской терминологии, которые помогаю человеку достичь этой чистоты: человеколюбие, справедливость, верность обычаям предков, мудрость и искренность. Недаром этот сад называется «Водный сад пяти постоянств».
    Примечательно, что человек, занимавшийся светской скульптурой, искусством, отнюдь не свойственным традиционной японской культуре и возникшим под прямым европейским влиянием, создаёт усадьбу в чисто японском стиле, без намёка на Европу.
    В интернете имеется множество фотографий усадьбы Асакура Фумио. Чтобы увидеть их, достаточно скопировать в поисковую строку название сада 五典の水庭 или название Музея скульптуры Асакура 朝倉彫塑館.
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2018
    list и Ондатр нравится это.
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    тем не менее, насколько я понимаю, это здание с садом на крыше было возведено в усадьбе ещё при жизни скульптора.
     
  13. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Да, постройка здания началась в 1928 году и длилась 7 лет. Фумио , конечно, был в курсе строительства.
     
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ещё один человек из эры Тайсё
    Сига Наоя (1883-1971)

    Shiga_Naoya_1938.jpg
    крупный писатель (из тех, которые всё больше пишут о себе), аристократ "порвавший со своим кругом". Публиковался с 1908 г.

    Усадьба в Нара строится в 1928-29 гг.

    caption.jpg



    top_000.jpg

    cf149dc9a28ed2864b6aa81a6e50f237н.jpg


    334b4bc1cee1e63bdf5bd86a2b31d1e9.jpg

    3795500c891122165bcb628edba8804d.jpg

    IMG_2909.jpg

    shiganaoya_01.jpg
    5135254856_43ccb29753.jpg
     
    list нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Наоя Сига - хороший человек. Напишу про него.
     
  16. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Усадьба, принадлежавшая Наоя Сига 志賀直哉 (1883 – 1971), который родился в семье потомственных самураев - чудесное место, полное тепла и уюта.
    Писатель, драматург, член группы «Сиракаба» хорошо знакомый с Мусянокодзи Санэацу и Танидзаки Дзюнъитиро, Сига в 20 лет бросил учёбу в Токийском университете, решив посвятить себя литературе.
    С 1929 по 1938 год Наоя Сига жил с семьёй в г. Нара, в двухэтажном доме с садом, построенном в стиле сукиядзукури по его собственному проекту

    дом.jpg



    план дома 2.jpg

    Сад, подстать дому, в традиционном японском стиле. Чистоту картины нарушает, разве что, большой газон, но и он к тому времени стал уже привычным элементом японского сада.
    Ворота, выполненные в традиционном японском духе, открываются в тенистый сад перед гэнканом, через который в дом ведёт мощёная дорожка

    дорожка от входа.JPG

    дорожка от входа 2.jpg

    вход в дом.JPG

    Расположение зон сада выполнено в соответствии с планировкой помещений дома. Обычно гостиную принято было располагать с южной, освещаемой солнцем стороны. Однако Сига считал, что главное не гости, а семья, поэтому, прежде всего, нужно заботиться о хорошей освещённости и проветриваемости комнат детей и жены. Примечательно, что такой подход к расположению комнат, проблеме, казалось бы, совершенно бытовой, оказался непосредственно связан с гуманистическими идеями, витавшими в обществе эпохи Тайсё и активно подвигавшимися членами группы «Сиракаба», к которой принадлежал и Нагоя Сига, старавшийся строить жизнь в соответствии со своими идеалами.
    Поскольку предполагалось, что семья много времени будет проводить дома, комната жены, три детских комнаты и комната для учебных занятий находились рядом друг с другом в самом солнечном и проветриваемом юго-восточном углу дома. Чтобы детям было не больно падать при возне, на полы в их комнатах вместо татами были постелены пробковые маты. Они, к тому же, помогали сохранить тепло в комнатах даже зимой. В саду бал устроен маленький бассейн из кирпича, в котором дети купались летом,

    бассейн.jpg

    а просторный газон служил прекрасным местом для игр

    газон.jpg

    газон 2.jpg

    Следует признать, что традиционному японскому дому такой «западный» комфорт был вовсе не свойственен. В этом смысле и сад Сига во многом уже носит характерные черты бытового, удобного для жизни семьи европейского сада. А ведь японский сад не назовешь удобным, он никогда не носил прикладного характера. Это всегда был сад возвышенной красоты.
    Для взрослых же имелся солярий – просторная комната с широкими окнами на южной стороне и световым фонарём на крыше, чайная комната, сёдзи которой раскрывались в сад, дарящий прохладу

    вид из тясицу.JPG

    чайный сад.JPG

    чайный сад 2.jpg

    А из гостиной, находящейся на втором этаже, открывается чудесный заимствованный вид на вершину горы Вакакуса, встающей за лесом.

    гостиная.jpg

    заимствованный вид.jpg

    В северо–восточном углу усадбы вырыт небольшой пруд с островком,

    пруд.jpg


    и где-то там же, вдоль северной границы участка проходит дорожка, по которой любил прогуливаться Сига

    дорожка Сига.jpg

    Информация о растениях сада довольно скудна. Однако известно, что там цветут деревья Пиериса японского, плакучая японская вишня (Prunus pendula). Об остальных растениях можно составить некоторое представление по фотографиям.
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2018
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    интерьеры



    7fb30e2e02eb92007891e80d4966da20.jpg

    5134656373_044c93e720.jpg

    334b4bc1cee1e63bdf5bd86a2b31d1e9.jpg

    1280px-Naoya_Shiga_Old_House05s3200.jpg

    3892a9782edea19505eb293b75676da5.jpg

    c0120565_15212795.jpg

    138544944909250513225_DSCN4329.JPG

    5135254856_43ccb29753.jpg 5135255066_a0cb8093de.jpg

    9106980521_6c835544b1_b.jpg

    a3f8f9f8c6bf63afc4c0eec16f74a3fc.jpg

    c1e84ae3dcbde7b71abeb4f6f72395cd.jpg

    c43ca787a7627a2a85ca9e2d199932a3.jpg

    e20675b2804a53279cb6dcb06d3e5696.jpg

    ecf2e08c08d7729a17023aa98b239d9e.jpg
    не знаю, правда, было ли всё это уже при писателе.

    Что касается гостей, то Сига Наоя был вполне гостеприимным человеком ) в доме все эти годы функционировал литературный салон.
     
    La Mecha и list нравится это.
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    shiganaoya_6.jpg
    [​IMG]


    s-P1309445E88CB6E5AEA4E4B8ADE5BAAD.jpg

    Naoya_Shiga_Old_House01s3872.jpg

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    list нравится это.
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ещё одна персона:
    Кавабата Рюси (Рюко) (1885-1966)- художник нихонга

    m_Kawabata_Ryushi.jpg
    был близок эстетике модерна


    5f72af52f998e9b5d7119e0919046300.jpg
    1-2-03-tokita.jpg

    image7939_1.jpg


    5.jpg

    15.jpg

    125.jpg

    Yume.jpg

    cont_2164_1.jpg

    img_6.jpg


    skawabata_0001.jpg


    20141004213459ab1п.jpg
    tumblr_meuh14bT1Q1rgela0o3_500.jpg

    07d631eea7c075d2575a13710499e0e2.jpg

    o0480064312311248070.jpg
     
    list, La Mecha и Glenn нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Да, интересный художник. Мы о нём неприменно расскажем.
     
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Свою усадьбу , как я понял, он начал строить в 1920 г.
    В 1945 г. в неё попала бомба. Дом сгорел. Уцелел павильон, возведённый в 1938 г.
    В саду на месте воронки устроили пруд.

    3af4f605c66e80ea022000c17d1d1ce0.jpg

    Посмотреть вложение 13407

    c0248462_18461511.jpg

    img_1.jpg

    img_4.jpg

    img_6п.jpg

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2014
    list и La Mecha нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Так и было. Но сад, как пишут, сохранён в прежнем виде.
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Вообще, Кавабата был очень темпераментный человек )
    Сначала он решил посвятить себя поэзии, потом увлёкся западной живописью, и в 1913 г. отправился в США. Там он в Бостонском музее познакомился с японским искусством и был потрясён. В результате, вернувшись в Японию в 14 г. стал художником нихонга.
    В 28 создал собственное выставочное объединение (более либеральное)
    Кажется, в 30-е занимал какой-то руководящий художественный пост в Маньчжоу-го.
    Во время войны ушёл во внутреннюю эмиграцию.
    В 50 г., похоронив жену и сына , отправился в 6-летнее паломничество по святым местам.
    Считался одним из трёх столпов послевоенной нихонга.
     
    La Mecha нравится это.
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Можно вспомнить ещё трёх членов Сирикаба - это братья Арисима: Такэо (самый известный), Икума и Хидэо.
    Среди владельцев усадеб члены этого общества попадаются столь часто, поскольку эти толстовцы были людьми весьма состоятельными, происходили из знатных родов, и вместе учились в школе пэров.

    Арисима Хидэо (1888-1983) получил известность как писатель под псевдонимом Сатоми Тон.
    23007001022.jpg

    Усадьбу в западном (колониальном) стиле он строит в 1926 г.
    26887852а.jpg

    А в 1929 дополняет её японским флигелем.

    17813301.jpg


    дом
    26887887.jpg

    8cc4f8a942672aa0cf7042d94e2c0808.jpg 54fc928734990a7db247ee3dc93caa0a.jpg
    26887860.jpg


    26887866.jpg


    Посмотреть вложение 13423

    26887882.jpg

    26887884.jpg

    26887880.jpg

    e0101172_143668.jpg

    西御門サローネ02.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2014
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    dsc00951_2.jpg
    DSC06646.jpg

    e0101172_1525073.jpg

    e0101172_15203114.jpg



    флигель

    b0177323_23373724.jpg

    26887889.jpg

    26887869.jpg

    26887873.jpg

    e0101172_15395637.jpg

    e0101172_1540976.jpg

    26887875.jpg
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей