типа классической корпоративной. где различные социальные и управленческие функции принадлежат нескольким обществам-корпорациям, а координация совету старейших жрецов. потом этот совет стал ещё выбирать "губернатора" для сношений с испанцами. А так управление построено по принципу поиска консенсуса. Хопи считают себя людьми-муравьями )
керамика хопи 19- пер. пол. 20 в. (большую роль в возрождении керамики сыграла Айрис Нампейо 1860-1942) 1820
бассейн Миссисипи Регион этот один из самых благоприятных на земле для жизни. И развитие культуры здесь началось значительно раньше развития производящего хозяйства. Первую группу курганов здешние охотники-собиратели возводят уже 3500-3000 до н.э. (Уотсон-Брейк). В 2500 г.до н.э. появляется керамика (Флорида и Джорджия). культура Поверти-Пойнт в штате Луизиана (17-7 вв. до н.э.) посвятила себя сооружению ритуального центра с курганами требующими для сооружения 3 миллиона человеко-часов. Само селение насчитывало 2000 жителей. И всё это без земледелия. культура эта оставила после себя немало странных артефактов с 1000 г. до н.э. керамика распространяется повсеместно с 100 г. до н.э. повсеместно начинают строить курганы в период Хоупвелл (200-500 н.э.) складывается широкая сеть торговых и религиозных контактов, появляются признаки стратификации, на юге появляются первые земледельцы. неолитическая революция происходит ок. 700 г. , но как раз в этот период торговля и строительства резко уменьшаются (500-1000). Надо полагать всё это следствие истощения природных ресурсов. Собственно Миссисипской культурой называют период с 900/1000 г. это группа сходных земледельческих культур, досигших расцвета в 1200-1400 гг. все они достигли уровня вождества ,с значительной стратификацией, монументальным строительством (курганов-пирамид), иерархией вождей, сакрализацией власти, профессиональным жречеством, жертвоприношениями. селения вырастают до протогородов, а Кахокия (штат Иллинойс) с 11-12 вв. может считаться настоящим городом (16 кв. км, 20000 жителей) (главный курган высотой в 28 метров) всего в городе было возведено 120 курганов политическая система - вероятно, великое вождество или священное царство. с сер. 13 в. можно говорить о единой религиозной системе (церемониальном комплексе) на всём пространстве Миссипской культуры.
артефакты из Кахокии (несомненно мезоамериканское влияние) культура была знакома с обработкой меди и свинца
Кризисные явления начали появляться уже в сер. 14 в. (вероятно, начало сказываться наступление малого ледникового периода) - в это время из Кахокии начинается отток населения. Вспыхивают войны. В 15 в. кризис постепенно распространяется на большинство центров . В 1539 г. регион посетила испанская экспедиция. Вслед за этим начались эпидемии. Население в течение следующего века сократилось на 80-90 %. Большинство вождеств исчезло. Последнее сохранялось ещё в нач. 17 в. у натчез, но к 1650 исчезло и оно. У испанцев сбежало несколько лошадей. Они выжили и размножились. Следствия были почти столь же впечатляющими - население Великих равнин, где во времена Миссипской культуры стало распространяться земледелие, приручило этих коней и перешло к кочевому образу жизни. Земледелие было забыто, началась великая охота на бизонов.
Интересно, что везде в Америке культура развивалась со значительным опережением технологии, в сравнении с остальными регионами мира. Это весьма интересный прецедент, если бы у него был шанс в полной мере развиться.
где ты видишь опережение технологии? скорее наоборот, с явным опережением стратификации и культовой практики. или ты имеешь в виду строительные технологии?
Вообще по уровню социальной организации и строительству Миссисипская культура соответствует Европе бронзового века.
Северо-Запад Речь пойдёт о культуре индейцев тихоокеанского побережья - тлинкитов, хайда, цимшиан, квакиутл. Общество это весьма примечательно. Оно не было знакомо с земледелием, но рыбные ресурсы были огромны. Жили оседло, были крупные селения до 1000 жителей. Оно было знакомо с металлургией, причём, тлинкиты обрабатывали как медь , так и железо. Оно создало высокостратифицированное общество - с наследной аристократией (высшей и низшей, заключающей брак в своём сословии , но не обязательно в своём селении), простолюдинами и рабами, с частной собственностью и "сокровищами" (включая священные деревья). Т.е. мы могли бы твёрдо говорить о вождествах, если власть этих вождей выходила за пределы одной общины. А она не выходила. Оно создало занятнейшее искусство - но из непрочных материалов и сыром климате артефакты исчезаеют за несколько десятилетий. Так что археологи, не будь этнографов, никаких следов этого искусства не нашли бы. В силу удалённости это общество очень долго сохраняло независимость, но контакты с европейцами с моря были довольно активны уже в 18 в. И эти европейцы регулярно встречали здесь японские джонки - потерпевшие крушение или случайно занесённые течением. (заметим, речь идёт о временах когда дальние морские плавания японцам были запрещены и океанских судов не строили). Сами местные индейцы строили большие пироги для морских плаваний. и наконец, это единственные индейские общества которые имели дело с русскими колонизаторами ) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%EE-%F2%EB%E8%ED%EA%E8%F2%F1%EA%E0%FF_%E2%EE%E9%ED%E0 аретфакты (б.ч. 19 века) (маски, шлемы, доспехи, трубки и т.д.) (трубка-паровоз)
Сразу вспоминается фильм "Мертвец", где в конце герой попадает как раз в такое племя, которое отправляет его в последний путь по Великому Зеркальному Мосту (океану).
тотемы те которые были в 19 в. уже сгнили, но новые по тому же образцу Достаточно занятную культуру создали также сиу в северо-американских степях . Но доколумбовой эту культуру назвать нельзя ) Она сложились как послеколумбовое общества конных охотников. Точно также уже в послеколумбовые времена начался расцвет общества арауканов в Южной Америке.