Во многом это мифы Из викии "В 1930-е годы два французских этнографа, Грио и Детерлен, посетили территорию догонов и позднее опубликовали собранный ими там обширный фольклорный материал. Помимо прочего, они сообщили, что некий старейшина племени по имени Оготемелли знает о существовании спутников Юпитера, кольца Сатурна, невидимой звезды Сириус B и многое другое. Эта сенсационная информация была массово растиражирована сторонниками гипотезы палеоконтакта как доказательство посещения Земли инопланетянами, использовали её в своей пропаганде и африканские националисты. Однако этнографы, посетившие догонов в более позднее время, эту информацию не подтвердили. Термин сиги толо, который, по мнению Грио, относится к Сириусу, на самом деле обозначает любое светило, включая Венеру и Солнце. За 11 лет исследования племени этнографы не обнаружили никаких следов «тайных знаний», хотя беседовали также и с собеседниками Грио. Большинство специалистов сейчас считает, что автором мифа был сам Грио." https://ru.wikipedia.org/wiki/Догоны
Это стадиально (а по характеристикам с большой натяжкой). Но есть гораздо более близкая цивилизация - равномасштабная, практически идеально синхронная и схожая по многим характеристикам с западносуданской. Это Русь .
Я понимаю, звучит странно Тем не менее. И восточноевропейские леса и сахельские саванны по степени "неудобства" для жизни и развития цивилизации оказались на одном уровне. В обоих случаях мы обнаруживаем один и тот же феномен - замедленность культурно-политического развития, в сравнении с "технологической продвинутостью" частичный переход к земледелию и скотоводству, керамика: Сахель - 6 тыс. до н.э. (связан с миграцией), Восточноевропейские леса - 5 тыс. до н.э. (связан с миграцией) начало медно-бронзового века: Сахель - 2 тыс. до н.э., Вост.евр. - сер. 3 тыс до н.э. (Днепро-Донецкая культ.) железный век и там и там с нач 1 тыс. до н.э. (в Сахеле, возможно, чуть раньше) первые элитарные захоронения - Сахель - сер. 1 тыс. до н.э. Вост. евр. - сер 2 тыс. до н.э. (абашевская культура) протогорода и протогосударства и там и там 8 в. н.э. настоящие города - 11 в. принятие мировой религии - 10-11 в. И там и там в становлении цивилизации основную роль сыграли торговые пути. Вывозили : Судан - золото и рабов, Русь - меха и рабов. Т.е. редкое сырьё с дальней окраины обменивались на престижные товары лидирующей цивилизации (Византии и Магриба соответственно). Огромные территории, городки, сетевые стратегии, полюдье, обширные полиэтничные государства. Принятие религии из цивилизационного центра, при долгом сохранении двоеверия.
Если идти дальше, то вполне удобно соотносить: Гану с русским каганатом- Киевской Русью, Мали с ВКЛ, а Сонгай с Московией. В последнем случае уровень социальной организации в 16 в. окажется примерно на одном уровне и даже занятие марокканцами Гао и Тимбукту, будет всего на несколько лет занятия поляками Москвы. Поэтому имеет смысл отметить основные различия. Этническое разнообразие Восточноевропейской равнины было всё же заметно ниже , чем в Сахеле. Возникшая несколькими веками ранее кириллица дала заметный культрный выигрыш - чтобы учиться читать. не обязательно было знать греческий. Язычество в Сахеле оказалось на порядок сильнее славянского, а комплекс священного царя (однозначно фиксируемый во времена Русского каганата) оказался пришлыми варяжскими лидерами для легитимации востребованным в гораздо меньшей степени. Если суданский ислам демонстрировал чудеса веротерпимости, то про православие этого не скажешь, и к 15 веку язычество на Руси оказалось в основном изведено. Так же как исчезло большинство малых этносов. И в Судане и на Руси феодализм развивался прежде всего посредством служебной организации, но в Судане она базировалась на клановой системе, в то время как у славян род оказался крайне слабым, а развитие сословной организации замедленным. Кастовой системы суданского типа не возникло. Ну и наконец, огнестрельное оружие появилось в Московии уже в 14 в. Что весьма способствовало победе Минина-Пожарского ) Гографический фактор также играл роль - это близость Западной Европы: если половецкая степь и море отрезало от Византии немногим меньше, чем Сахара, то Польша с Венгрией были под боком.
А как насчет хаусанских городов - государств. Если верить источникам в некоторых из этих городов были сформированы "советы министров" и была многоуровневая чиновничья среда. Можно ли их сравнить к примеру со средневековыми германскими городами - государствами?
В общем, раннегосударственный строй сформировался там только к 15 в. В некоторых (как Кано) действитльно существовала чиновная номенклатура в несколько десятков должностей-рангов. Но именно это вызывает сомнение в наличии развитой бюрократии - эта иерархия не унифицирована. Вероятно и границы полномочий были размыты. С германскими имперскими городами хаусанские сравнивать сложно. Поскольку германские были олигархическими республиками, а хаусанские абсолютными монархиями.
Гвинейское побережье (Верхняя Гвинея) Эта лесная зона была освоена негроидами из Судана ещё на заре истории (5-2 тыс. до н.э.). Первоначально гвинейские и суданские культуры очевидно были весьма схожи, но потом всё более расходятся. Этому способствовал как другой тип хозяйствования (подсечно-огневое земледелие), так и значительно большая изолция Гвинеи от мировой цивилизации (до кон. 15 в.). Если в Сахеле господствовали сетевые стратегии, то в Верхней Гвинее - копоративные. Возникновение государства здесь связано не с дальней торговлей престижными товарами, а с давлением возрастающего населения. Скорее всего, уже к 9 в. здесь жило до 15 млн. человек, а к нач. 15 в. возможно 22 млн. - это заметно больше , чем в Египтеи Магрибе вместе взятых - самая населённая область Африки. Типом государственности здесь были не "империи", а города -государства. Главный цивилизационный центр регона очень невелик - это побережье Нигерии к западу о Нигера - область народа йоруба в основном. Развитие культуры здесь обгоняло степень политического развития. Упомянутая культа Игбо-Укву (9 в.) имела структуру племени, или максимум сложного вождества. "элитарным искусством" в регионе стала бронзовая металлургия.
В 15 веке от Ифе отпочковался ряд уделов, ставших значительными городами -государствами , главные: Бенин и Ойо.
В городах-государствах йоруба была профессиональная армия и гвардия (женская), система налогообложения и учёта населения, назначаемые градоначальники и пожизненные наместничества -кормления, государственный совет ограничивающий власть священного царя. Но письменности не было. Везде в гвинейских странах (а ранее и в Судане) были чрезвычайно влиятельны тайные общества /охотничьи союзы. За пределами государств и вождеств они лежали в основе социальной организации. Языческие культы были развиты и достаточно централизованы ( в совете была должность верховного жреца). Как и везде в Западной Африке чрезывачайно высокий статус имела жена царя. Бенин (15-18 в.)
А вот это вот изображены португальцы. В кон. 15 в. они обосновались на Гвинейском побережье, построив форт Эльмина и до сер. 17 в. фактически оставались единственными европейскими партнёрами здешних государств. Как покупатели золота, слоновой кости и рабов они стали серьёзной альтернативой северной торговле (всегда довольно вялой). Бенин. Европейская гравюра 1686 г.
Довольно быстро выяснилось, что основной товар который в этом регионе интересует европейцев это рабы. На первом этапе кон. 15- нач. 16. в - это был только один из товаров, и рабов ввозили в Европу. На втором (с 1510), спрос резко возрастает - начинается ввоз рабов в испанские колонии (после истребления населения Антильских островов), а потом (сер. 16 в.) в португальскую Бразилию. Это были королевские монополии. В Африку ввозились ткани, бусы, скобяные товары и огнестрельное оружие. Культурное влияние европейцев было минимальным. с 1620-х начинается третий этап - когда в игру вступают Англия, Франция, Голланадия (и в некоторой степени Дания). Масштабы работорговли резко возрастают. Сколько всего было вывезено людей неизвестно, но речь идёт о миллионах. высший расцвет трансатлантической работорговли приходится на 18 век. Уже в 17 в. работорговля начала оказывать трансформирующее воздействие на гвинейские общества - сначала она ускорила политогенез у более отсталых этносов - между ними начались войны для захвата рабов, появились новые протогосударства - Дагомея, конфедерация ашанти и др. В 18 в. войны и работорговля втянули и старые государства йоруба. В это время возникает гегемония ("империя") Ойо. Практически весь товарный сектор экономики и политические структуры переключились на поставки живого товара. Население стало быстро сокращаться. К концу 18 в. возрастает сепаратизм, местные вожди -налаживали прямымые контакты с европейцами. Наконец, с нач. 19 в. всегосударства региона вступают в глубокий кризис вызванный запретом Англией работорговли (1807 г.) и наступлением мусульман-фульбе с севера. В результате работорговли африканцы невольно становятся участниками колонизации Америки, и местами (Бразилия, Антилы) составили там большинство населения. Так вот в основу чёрной культуры Америки (рабы были из разных мест) лёг именно упрощённый вариант гвинейской культуры, а упрощённый и трансформированный вариант гвинейской религии стал религией вуду (сантерия).
А что же было взамен традиционной письменности? Быть может некий способ завязывания узелков как у инков или руническая вышивка как у некоторых тюркоязычных народов. А может просто передача основных сведений из уст в уста в рамках жреческих традиций. А насколько это актуально сейчас?
для учёта населения - мешки с ракушками , например ) а так да, устная передача. была должность "историка" при дворе. памятные события и лица умерших правителей сохранялись в виде барельефов и статуй. ну сейчас официально традиционных верований придерживается 10% населения тем не менее , эти общества существуют. но конечно надо понимать, что это не масоны и не триады, а культовые организации прежде всего.