Древняя Европа

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 19 янв 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Таким образом мы видим новый славянский мир. И этот мир в 6 в. обрушился на Римскую империю и 7 в. опрокинул её.
    В результате Римский мир сжался примерно до границ античной цивилизации в начале её истории.

    [​IMG]
    [​IMG]


    Тацит (1 в.)


    "Что касается правого побережья Свебского моря, то здесь им
    омываются земли, на которых живут племена эстиев, обычаи и облик
    которых такие же, как у свебов, а язык — ближе к британскому.
    Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего
    культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и
    оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость;
    употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды
    земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с
    присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на
    берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь,
    который сами они называют глезом. Но вопросом о природе его и как
    он возникает, они, будучи варварами, не задавались и ничего об
    этом не знают; ведь он долгое время лежал вместе со всем, что
    выбрасывает море, пока ему не дала имени страсть к роскоши. У них
    самих он никак не используется; собирают они его в естественном
    виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему
    изумлению, получают за него цену."

    "Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю (9), хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только не существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне."


    Прокопий Кесарийский (6 в.)
    "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем. и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, пли на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещания. если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, доходящие до половых органов, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден», "рассеянно", отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большой части берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе. "

    "Эти славяне, победители Асбада, опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли также приступом и приморский город но имени Топер, хотя в нем стоял военный гарнизон. Этот город был н фракийском побережье и от Византии отстоит на 12 дней пути. Взяли же они его следующим образом. Большая часть врагов спряталась перед укрепленном в труднопроходимых местах, а немногие, появившис около ворот, которые обращены на восток, беспокоили римлян, бывши на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делая вид для нападающих, что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам. Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но все же стали отражать, насколько они могли в данный момент, нападающих. Прежде всего они лили на штурмующих масло и смолу как только возможно кипящую и всем народом кидали в них камни, но они, правда, не очень долго отражали грозящую им опасность. Но потом варвары, пустив в них тучу стрел. принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силою взяли город. Мужчин до 15 000 они тотчас всех убили и ценности разграбили, детей же и женщин они обратили в рабство. Но сначала они не щадили ни возраста, ни пола, но как этот отряд, так и другие с того момента, как они ворвались в область римлян, они всех, не разбирая лет, убивали, так что вся земля Иллирии и Фракии была покрыта непогребенными телами. Они убивали попадавшихся им навстречу не мечами и не копьями или какими-нибудь обычными способами, но, вбивши крепко в землю колья и сделав их возможно острыми, они с великой силой насаживали на них этих несчастных, делая так, что острие этого кола входило между ягодицами, а затем под давлением (тела?) доходило до внутренностей человека. Вот как они считали нужным обращаться с ними. Иногда эти варвары, вкопав глубоко в землю четыре толстых кола, привязывали к ним руки и ноги пленных и затем непрерывно били их палками по голове. убивая их таким образом, как собак или как змей, или других каких-либо диких животных. Остальных же вместе с быками и мелким скотом, который они не могли гнать в отеческие пределы, заперев в сараях, они сжигали без всякого сожаления. Так сначала славяне уничтожали всех встречающихся им жителей. Теперь же они и из другого отряда, как бы упившись морем крови, стали с этого времени некоторых из попадавшихся им брать в плен, и поэтому все уходили домой, уводя с собой многие десятки тысяч пленных. "

    Иоанн Эфесский
    "На третьем году по смерти императора Юстина и правления державного Тиверия двинулся проклятый народ славян, который прошел через всю Элладу и по стране Фессалонике и по фракийским провинциям, взял много городов и крепостей, сжег, разграбил и подчинил себе страну, сел на ней властно и без страха, как в своей собственной. И вот в продолжение четырех лет и до тех пор. пока император был занят персидской войной и отправил все свои войска на Восток, вся страна была отдана на произвол славян; последние заняли ее и растеклись но ней на время, какое назначил бог. Они опустошают, жгут и грабят страну даже до внешних стен, так что захватили и все императорские табуны, много тысяч голов скота, и другие. И смотри ... - они живут, сидят и грабят в римских провинциях, без забот и страха, убивая и сжигая; они стали богаты, имеют золото и серебро, табуны коней и много оружия. Они научились вести войну лучше, чем римляне; [и все же они] люди простые, которые не осмеливались показаться из лесов и степей и не знали, что такое оружие, исключая двух или трех дротиков. "


    Маврикий (7в.)
    "Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пнще. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться во-свояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей? У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этою уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дольше оставаться в воде. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия или не воспользуется другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком продвигаются вперёд все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае
    обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто они бросают добычу как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными, придумываемыми ими способами с целью заманить противника.

    ....

    В общем они коварны и не держат своего слова относительно договоров; их легче подчинить, страхом, чем подарками. Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступить другому."

    Менандр
    "Эллада была опустошаема склавинами / Так обыкновенно называют славян древнейшие писатели - Прокопнй, Менандр и другие.А. М./; со всех сторон нависли над нею бедствия. Тиверий не имел достаточных сил противостоять и одной части неприятелей, тем менее всем вместе. Не быв в состоянии выслать к ним навстречу войско, потому что оно было обращено на войну восточную, отправил он посольство к князю аваров Ваяну, который в это время не был неприятелем римлян, но, напротив того, при самом вступлении Тиверия на престол хотел получить какую-нибудь прибыль от нашего государства. Итак, Тиверий склонил его воевать против склавинов, для того чтобы разоряющие римские области, отвлеченные собственными бедствиями, вернулись на свою родную землю и, желая помочь ей, перестали грабить римскую. Приняв от императора посольство, Ваян не отказался от сделанного ему предложения. Вследствие чего был отправлен в Пеонию Иоанн, управлению которого были вверены острова и иллирийские города. Прибыв в Пеонню, он перевез в римские области Ваяна и войско аваров на так наз. длинных судах. Говорят, что перевезено было в римскую землю около 60 000 всадников, покрытых латами. Проведя их оттуда через Иллирию, Иоанн прибыл в Скифскую область и опять перевез их через Истр на судах, способных плыть взад и вперед. Как скоро авары переправились на противоположный берег, они начали немедленно жечь селения склавинов, разорять их и опустошать поля. Никто из живших там варваров не осмелился вступить с ними в бой: все убежали в чащи, в густые леса. Впрочем, движение аваров против склавинов было следствием не только посольства кесаря или желания Ваяна изъявить ему благодарность за оказываемые ему ласки; оно происходило и по собственной вражде Ваяна к с к л а в и н а м. Ведь перед тем вождь аваров отправил посольство к Давриту и к важнейшим князьям склавинского народа, требуя, чтобы они покорились аварам и обязались платить дань. Даврит и старейшины склавинские отвечали: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи». Такой дерзкий ответ дали склавины; не менее хвастливо говорили и авары. Затем последовали ругательства и взаимные оскорбления, и, как свойственно варварам, жестокими и напыщенными словами они возжигали взаимный раздор. С к л а в и н ы, будучи не в силах обуздать свой гнев, умертвили посланников аварских. Об этом поступке узнал Ваян от чужих. Итак, он имел издавна причину жаловаться на с к л а в и н о в и питал тайную к ним вражду, да и досадовал на них за то, что не покорились ему и притом нанесли ему великое оскорбление. Он желал вместе с тем выразить благодарность кесарю и, сверх того, полагал, что склавинская земля изобилует деньгами, потому что издавна склавины грабили римлян... их же земля не была разорена никаким другим народом."


    Феофилакт Самокатта

    "На другой день трое людей из племени с л а в я н, не имеющие никакого железного оружия или каких-либо военных приспособлений, были взяты в плен телохранителями императора; единственным их багажом были гусли, и ничего другого они не несли с собою. 11. Император стал их расспрашивать, какого они племени, где назначено судьбой им жить и по какой причине они вращаются в римских пределах. 12. Они отвечали, что по племени они - с л а в я н е, что живут на краю западного Океана, что каган разослал послов вплоть до этих племен, с тем чтобы собрать военную силу, и прислал почетные дары их племенным владыкам; 13. что они дары приняли, но в союзной помощи ему отказали, настойчиво указывая ему на то, что их затрудняет длина пути, что они, взятые сейчас в плен, отправлены к кагану, имея следующее основание для такого оправдания: прошло пятнадцать месяцев, как они идут этой дорогой; что каган, забыв все законы по отношению к послам, решил чинить им всякие затруднения при возвращении. 14. Они слыхали, говорили они, что римский народ и по богатству и по человеколюбию является, так сказать, наиславнейшим; поэтому они, обманув (кагана), выбрали удобный момент и направились во Фракию. 15. Гусли они носят потому, что не привыкли облекать свои тела в железное оружие: их страна не знает железа, н потому мирно и без мятежей проходит жизнь у них; что они играют на лирах потому, что не обучены трубить в трубы. Для тех, кому война является вещью неведомой, естественно, говорили они, более усиленно предаваться музыкальным упражнениям. 16. Выслушав их рассказы, император пришел в восхищение от их племени и самих этих варваров, попавших в его руки, он удостоил милостивого приема и угощения. Удивляясь величине их тел и красоте членов, он направил их в Гераклею. "


    Ибн Русте
    “...и между страной печенегов и славян расстояние в десять дней пути, в самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва.т (Ва.ит) (не расшифровано). Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них что-то вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся соты и мёд. Называется это у них улишдж, и из одного бочонка добывается до десяти кувшинов мёду. И они народ, пасущий свиней, как [мы] овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать больше или меньше мёда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладины верёвку, она становится на скамейку и конец [верёвки] завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из под неё, и она остаётся повисшей пока не задохнётся и не умрёт, после чего её бросают в огонь, где она и сгорает. И все они покланяются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зёрнами, поднимают к небу и говорят: “Господи, ты, который [до сих пор] снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии”.

    Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же их восьмиструнная. Их хмельной напиток из мёда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости оказанной ему богом. Рабочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого человека (князя). Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Место пребывания его находится в середине земли славян и упомянутый глава, которого они называют “главой глав” (ра’ис ар-руаса), зовётся у них свиет-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живёт, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в продолжение трёх дней проводят торг, покупают и продают. В их стране холод до того силён, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю.

    В такие погреба переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне до красна. Когда же камни раскалятся до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются они до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт себе по одному из её платьев в год, а если сын, то так же берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдаёт под надзор одного из правителей на окраинах своих владений”.


    Альфред Великий (9в.) о стране Эстиев
    "Она очень велика и там много городов и в каждом городе есть король, и там также очень много меду и рыбной ловли. Король и богатые люди пьют кобылье молоко, а бедные и рабы пьют мёд. И много войн бывает у них; и не употребляется пиво среди эстиев, но мёду там достаточно.

    И есть у эстиев обычай, что если там умрёт человек, он остаётся лежать внутри [дома] несожжённым у своих родственников и друзей в течение месяца, а, иногда, и двух; а короли и другие знатные люди — тем дольше, чем больше богатства, они имеют; и иногда они остаются несожжёнными в течение полугода и лежат поверх земли в своих домах. И всё время, пока тело находится внутри, там происходят пир и игра до того дня, пока они его не сожгут.

    Затем в тот самый день, когда они его решают вынести к костру, они делят его имущество, которое остаётся после пира и игр, на пять или шесть [частей], иногда больше, в зависимости от размера имущества. Из него наибольшую часть они кладут примерно на расстоянии одной мили от города, затем другую, потом третью, пока не будет положено всё в пределах мили; и наименьшая часть должна находиться ближе всего к городу, в котором лежит мёртвый человек. Затем собираются все мужчины, имеющие наиболее быстрых лошадей в стране, примерно на расстоянии пяти или шести миль от того имущества.

    Затем мчатся они все к имуществу; и тот человек, который имеет быстрейшую лошадь, приходит к первой и крупнейшей части, и так один за другим, пока всё не будет взято; и наименьшую долю берёт тот, кто достигает ближайшей к селению части имущества. И затем каждый едет своей дорогой с имуществом, и принадлежит оно им полностью; и потому там быстрые лошади чрезвычайно дороги. И когда его сокровища таким образом полностью розданы, тогда его выносят наружу и сжигают вместе с его оружием и одеждой"
     
    Последнее редактирование: 23 июл 2016
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Большинство земель, которые заняли славяне не были незаселёнными. Поэтому начинается активное культурное взаимодействие, при котором славяне отказываются от многих старых привычек.
    Быстрее всего это произошло на Балканах - в Греции и Югославии (в последнюю славяне переселяются достаточно поздно - в кон. 6- ( и г.о.) нач. 7 в. - и относительно мирно (частью как федераты).
    Здесь они часто селятся в домах оставшихся от прежних хозяев, иногда занимая целые оставленные города.
    Очень быстро они начинают строить дома по местному образцу ( в.т.ч. каменные), перенимают садоводство и виноделие, в 9 в. начинают мирно проникать в оставшиеся византийские города. На восточных Балканах и Среднем Дунае политогенез был связан с тюркскими кочевыми государствами.
    Эих регионах христианство начинает распространяться среди славян уже в 7 (сербы)-8 вв. (карантанцы), и торжествует в 9 в. Вождества начинают складываться рано (Австрия 7 в. Македония 8 в., Сербия и Хорватия 9 в..)
    Сербы, хорваты - этнонимы иранского происхождения , скорее всего принадлежали антам - людям уже с достаточно смешанной культурой.
    Но основную причину открыват современная генетика - среди балканского населения доля славянской гаплогрупы R1a значительно меньше четверти - славяне только принесли язык . (больше всего у словенцев - 37 % и хорватов 34 %, у боснийцев четверть).
    балканы 7 в. велестиноi_091.jpg (антские артефакты из Болгарии - 7 в.)



    В Польше-Чехословакии процессы шли более неспешно, но в том же направлении:
    от кремации к труположению
    от полуземлянок к наземным (срубным или столбовым) постройкам
    от лепной керамики к гончарной
    В 8 в. начинают строиться городища , что знаменовало становление устойчивой системы малых племён со своими центрами-убежищами.
    иерархия могла быть (в Польше) и более сложной: родовая община - жупа с городищем и вечем (вецом) - малое племя (до 50 общин) - большое племя (на Балканах - славиния). Все с выборными князьями и лучшими мужами.
    В 9 в. городища становятся городками с подградьями и элитарные (дружинные) погребения. Происходит становление вождества.



    Но в это же время происходит и христианизация (Чехословакия 9, Польша 10 в.) с автоматическим заимствование м "высокой культуры". В результате своя языческая , видимо, просто не успела сформироваться и созреть. Не возник пантеон - у каждого племени был свой племенной бог. Не возникло жречество.
    Поэтому поклоникам славянской древности пришлось в 19- 20 вв. всю славянскую языческую литературу и традицию сочинить почти с ноля (в виде разнообразных апокрифов от Краледворской рукописи до Велесовой книги).

    идолы

    5век0450_Anthropomorpher_Pfahlgott_Altfriesack_anagoria.JPG 39956215.jpg

    1313362895_2968568.jpg st300_14.jpg Zbruchskiy-idol-3.jpg
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    зыческая традиция в наиболее полном виде дошла из особых "реликтовых" регионов. Для кельтов это была Ирландия, для германцев - Исландия. У славян такой регион мог бы сформироваться на побережье Балтики.
    Началу становления здесь особой традиции положила миграция из Силезии - области где славяне вступили в контакт с кельтским населением. Миграция эта на север в 7 веке положила на средней Эльбе начало торуньской культуры - с её укреплёнными городками и гончарной посудой, а в низовьях аналогичной Фельдебергской культура внлетов-лютичей. Интересно что эти пришлые славяне не смешивались с прежними , а явно враждовали.
    Лютичи изготовляли горшки на гончарном круге, строили большие укреплённые поселения на 600-1000 человек и наземными домами, имели профессиональных жрецов и строили большие деревянные храмы по кельтскому образцу
    1024px-WalRhad.jpg
    i_071.jpg


    были большие культовые центры-оракулы в Ретре и Арконе

    Ретра
    [​IMG]

    „Их город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства. Здесь выстроен большой храм для богов. Главный из них — Редегаст. Идол его сделан из золота, ложе из пурпура. В этом городе девять ворот, и со всех сторон он окружен глубоким озером. Для перехода служит деревянный мост, но путь по нему открыт только для приносящих жертвы и испрашивающих ответы“…» (Адам Бременский)

    (Титмар Мерзебургский)
    «Есть в округе редариев (одно из западнославянских племен) некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот; со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и свято почитаемый местными жителями. Двое из этих ворот открыты для всех входящих; третьи же, обращённые на восток и самые маленькие, открывают дорогу к лежащему неподалёку морю, весьма страшному на вид. В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич; все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины.

    24. Для тщательной заботы о святилище местными жителями назначены особые служители. Когда они собираются там, чтобы принести жертву идолам или смягчить их гнев, те сидят, тогда как остальные стоят рядом; тайно перешептываясь друг с другом, они с трепетом копают землю, и, бросив жребий, узнают истину в делах, вызывающих сомнение. Окончив это, они покрывают жребий зелёным дёрном, и, воткнув в землю крест-накрест 2 остроконечных копья, со смиренным послушанием проводят сквозь них коня, который считается наибольшим среди прочих и потому почитается, как священный; несмотря на брошенный уже жребий, наблюдаемый ими ранее, через это, якобы божественное животное они вторично проводят гадание. И если в обоих случаях выпадает одинаковый знак, задуманное приводится в исполнение; если же нет, опечаленный народ отказывается от затеи. Старинное, опутанное различными суевериями, предание свидетельствует, что когда им угрожает страшная опасность длительного мятежа, из названного моря выходит огромный вепрь с белыми, блестящими от пены, клыками, и с радостью валяясь в грязи, являет себя многим.

    25. (18.) Сколько округов в тех краях, столько там и храмов, в каждом из которых почитается неверными идол того или иного демона. Причём вышеупомянутый город занимает среди них особое положение. Отправляясь на войну, они прощаются с ним, а с успехом вернувшись, чтят его положенными дарами; путём жребия и коня, как я уже говорил, они старательно выясняют, что служители должны принести в жертву богам. Особо сильный гнев их смягчается кровью животных и людей. Всеми ими, называемыми общим именем лютичей, не управляет какой-то один правитель. Решение необходимого дела обсуждается в общем собрании, после чего все должны дать согласие на приведение его в исполнение. Если же кто-нибудь из селян противится принятому решению, его бьют палками; а если он и вне собрания открыто оказывает ему сопротивление, его наказывают или сожжением и полным разграблением всего его добра, или уплатой соответствующей его рангу суммы денег в их присутствии. Сами неверные и непостоянные, от других они требуют великой и нерушимой верности. Мир они заключают, сбривая часть волос, посредством травы и пожатия рук. Однако за деньги их легко можно заставить его нарушить».

    В 8 в (и особенно в 9в) появляется ряд торговых городов в земле лютичей, руян, поморян игравших заметную роль в балтийской торговле. в них проижвало и немало скандинавов.
    Там были большие усадьбы с множеством построек и даже собственными причалами. Некоторые тяготели к республиканскому устройству.
    Самым большим был Рерик - центр ободритов (23 га)


    Этот мир мир долго хранил верность язычеству. И пал под ударами завоевателей в 11 - 12 в. (Аркона в 1168 г.)
    Хранилищем традиций славянского язычества он не стал по причине последующей активной германизации.
     
    Последнее редактирование: 9 фев 2015
    La Mecha нравится это.
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    То есть велика все-таки вероятность того, что Рюрик со варяги был не столько скандинавом, сколько несколько германизировавшимся западным славянином и именно поэтому был принят местными почти как свой (язык и культура те же, боги те же и т.д.)?
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Про Рюрика вопрос сложный. Дело в том. что Нестор чётко перечисляет русь среди германских народов.
    Русью назывались руги (от которых Рюген). Рюген одно из немногих мест где славяне однозначно встретили германское население . В 10 в. когда строится Аркона это был славянский остров. Но был ли они таким в 9 в.?
    Т.е. смешение германцев и славян там происходило, но и Греции и Румынии и в Албании смешение славян с аборигенами тоже происходило. Т.е. не факт что до определённого момента (м.б. как раз ухода Рюрика "со всей русью" на восток) перевес был на стороне славян , а не аборигенов. Кроме того вик Ральсвик на Рюгене имёл и скандинавское население, был частью "викингового мира".
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ибрагим ибн Йа'куб. Рассказ о путешествии (960-70-е гг.)





    "[О славянах (Сакâлиб). Славяне - из потомков Мâзâна, сына Яфетова, и жилища их от севера пока не доходят до запада.]

    Говорит иудей Ибрахим ибн Йа'куб: земли славян простираются от Сирийского (т.е. Средиземного) моря до Океана на севере. Народы из внутренних (северных) областей овладели, однако, их частью и живут до сегодняшнего дня между ними. Они образуют много различных племен /1/. В былые времена они были объединены королем, которого они называли Mаха /2/. Он был из племени, которое называется Велинбаба /3/, а к этому племени относятся у них с уважением. Затем среди них начался раздор, их объединение распалось; их племена образовали партии, и в каждом племени к власти пришел свой король. В настоящее время у них имеется 4 короля - король болгар /4/; Буислав /5/, король из Праги /6/, Богемии /7/ и Кракова /8/; Мешекко /9/, король севера; и Накун /10/ на крайнем западе. Страна Накуна граничит на западе с Саксонией /11/ и частично с Мерманами /12/. Его [Накуна] страна обильна дешевыми лошадьми, так что их оттуда экспортируют. Они полностью снаряжены оружием, а именно панцирями, шлемами и мечами.

    От замка к границе (?) - 10 миль, до моста - 50 миль. Это деревянный мост, длина которого составляет 1 милю, и от этого моста до замка Накуна около 40 миль. Замок называется Град /13/, т.е. большой замок. К югу от Града находится замок, который построен на пресноводном озере. Вот каким образом строят славяне большинство своих замков. Они идут к лугам, богатым водой и густым кустарником, размечают там круглое или четырехугольное место, соответствующее проектируемой форме и размеру замка, копают вокруг землю и насыпают выкопанную землю (в виде вала), причем ее укрепляют досками и столбами наподобие бастионов /14/. И так (делается) до тех пор, пока стена не достигает планируемой высоты. Также определяют место, на котором хотят иметь ворота замка. Входят внутрь и выходят наружу по деревянному мосту. Расстояние от замка Град до Океана составляет 11 миль. (Вражеские) армии только с большим трудом проникают в страну Накуна, так как вся страна состоит из лугов, чащоб и болот.

    Что касается страны Буислава, то она простирается в длину от города Праги вплоть до города Кракова на 3 недели пути и граничит на этом протяжении со страной турков /15/. Город Прага построен из камней и извести. Она является самым большим торговым местом тех земель. В него прибывают из города Кракова русы и славяне с товарами. Точно так же приезжают к ним из земель турков мусульмане, евреи и турки с товарами и ходовой монетой. Вывозят от них рабов, олово и различные меха. Их страна является лучшей из земель севера и самой богатой в отношении пропитания. За пфенниг /16/ продают им столько пшеницы, что мужчине ее достаточно на месяц. Продают у них за пфенниг фуража из ячменя, достаточного для верхового животного на 40 ночей. За пфеннинг у них продают 10 куриц. В городе Праге изготавливают седла, уздечки и толстые щиты, которые употребляются в их землях. Также изготавливают в земле Богемии платочки тончайшей работы /17/, подобные паутине, непригодные к практическому применению. Их цена у них велика: 10 платков за 1 пфеннинг /18/. Они торгуют и рассчитываются ими между собой. Они владеют целыми сундуками из них. Эти - их состояние. На них покупают самые ценные вещи: пшеница, рабы, лошади, золото, серебро и прочие вещи. Странно, что жители Богемии смуглы и темноволосы; белокурый тип представлен у них мало.

    Путь от Мадифурга /19/ до страны Буисла[ва] и оттуда до крепости Кальбе /20/ [составляет] 10 миль. А оттуда до Нуб Град /21/ 2 мили. Эта крепость построена из камней и раствора /22/. Она лежит также на реке Салава /23/, и в нее падает река Боде /24/. От крепости Ниенбург /25/ 30 миль до соляных копей евреев, а они лежат также на Салаве. Оттуда до крепости Бурдшин /26/, расположенной на реке Мулдаве /27/, и оттуда до опушки леса 25 миль. Этот лес простирается на 40 миль от своего начала до конца и покрывает непроходимые горы. Там есть деревянный мост над болотом длиной около 2 миль. После окончания леса вступают в город Брага /28/.

    Что касается страны Мешекко, то она является самой протяженной из их (славян) стран, богата зерном, мясом, медом и рыбой. Он взимает в чеканенной монете налоги, которые обеспечивают содержание его людей. Каждый месяц каждый получает из них (налогов) определенную сумму. Он имеет 3000 латников /29/, а это такие бойцы, что их сотня стоит 10 тысяч прочих. Он дает людям одежду, коней, оружие и все, в чем они нуждаются. Если у одного из них родится ребенок, то не зависимо от того, является ли он мужского или женского пола, король приказывает сразу выделить содержание. Когда же ребенок достигает половой зрелости, то, если он мужского пола, король находит ему жену, и уплачивает отцу девушки брачный дар /30/. Если же это девушка, тот король выдает ее замуж и дает брачный дар ее отцу. Свадебный дар у славян большой, и их обычай в этом отношении аналогичен берберскому. Если у мужчины родятся 2 или 3 дочери, то они - причина его богатства; если, однако, родятся ему сыновья, то он беднеет. С Мешекко граничат на востоке русы, а на севере - брусы /31/. Брусы живут у Мирового Океана и имеют особый язык. Они не понимают языки соседних народов. Они известны своей смелостью. Если на них идет (вражеское) войско, то у них никто не ждет, пока к нему присоединится товарищ, но идет на врага, не заботясь ни о чем, и сражается мечом до тех пор, пока не погибнет. Названные русы нападают на них на кораблях с запада.

    На запад от Руси лежит город женщин. Они владеют землями и рабами. Они зачинают детей от своих слуг. Если женщина производит на свет мальчика, то она его убивает. Они ездят верхом на лошадях, сами ведут войны, обладают храбростью и смелостью. Говорит Ибрагим ибн Йа'куб, израилит: сообщение об этом городе - правда, потому что Хуто /32/, король Рума, сообщил мне об этом.

    На западе от этого города живет славянское племя, которое называется народом Убаба /33/. Это племя живет в болотистой местности на северо-запад от страны Мешекко. Они имеют у Океана большой город, который имеет 12 ворот и порт /34/, и используют для него подъемные блоки, расположенные в ряд /35/. Они воюют с Мешекко, и их военная сила велика. Они не имеют короля и у них нельзя управлять одному лицу, но правителями над ними являются самые старые люди.

    Что касается короля болгар, то Ибрагим ибн Йа'куб говорит: я не был в его стране, но я видел его посланников в городе Мазинбург /36/, в то время, когда они прибыли к королю Хуто. Они носятся тесную одежду и опоясываются длинными поясами, на которых висят золотые и серебряные шары. Их король обладает большой властью, носит корону на голове, имеет секретарей, реестры и управляющих округов, приказывает и запрещает на основании государственных учреждений и институтов, как этого требует долг королей и знати. Они обладают знаниями языков и переводят евангелие на славянский язык /37/, так как они - христиане. Ибрагим ибн Йа'куб говорит: христианство принял (король) болгар только на земле страны Рум, когда он осаждал город Константинополь до тех пор, пока их (румийцев) король не вышел с дружбой к нему и не умилостивил его обильными дарами. И ко всему, чем он его старался удовлетворить, относилось то, что он выдал за него свою дочь, а она уговорила его (мужа) креститься. Автор (ал-Бекри) говорит: итак, сообщение Ибрагима утверждает, что переход в христианство (короля болгар) состоялся после 300 года хиджры; но другие говорят, что те из них, кто приняли христианство, сделали это во времена короля Басилиоса. Они остаются христианами до сегодняшнего дня.

    Ибрагим продолжает: Константинополь лежит к югу от болгар, далее на востоке и севере их соседями являются печенеги, и на западе от него (Константинополя) находится озеро Бенадшиа /38/. Это залив, который выходит из Сирийского (Средиземного) моря между Большой страной /39/ и Константинополем, так что он тянется вдоль Большой страны, побережья Рума и побережья Албркрийи /40/ и кончается у Анфурланы /41/. Все эти области образуют один полуостров, который окружают Сирийское море с юга и залив (собственно: рукав) Бенадшиа с восточной и северной стороны. Остается доступным проход (по суше) на западе. Славяне населяют оба берега этого залива, начиная от его выхода на западе в Сирийское море. Однако, на востоке от них живут болгары, а на западе - другие славяне. Те, которые живут на запад от него (залива), являются самыми смелыми. Жители той местности зовут их на помощь и остерегаются их нападения /42/. Их страны представляют собой высокие, труднопроходимые горы.

    В общем, славяне смелы и воинственны, и, если бы они не раскололись на множество разобщенных групп и подразделений, то никакой народ на земле не устоял бы перед их натиском. Они населяют те страны, которые наиболее плодородны и наиболее обильны в средствах пропитания. Они занимаются с большим усердием земледелием и приобретением пропитания и превосходят в этом все народы севера. Их товары идут по земле и морю в Русь и Константинополь. Большинство племен севера говорят по-славянски, так как они смешались со славянами, как племена Ултршкин /43/, Анклий(ин) /44/, печенеги /45/, Рус /46/ и хазары. Голод возникает во всех северных странах не вследствие отсутствия дождей и затяжной засухи, а лишь вследствие изобилия дождей и продолжительной влажности. Недостаток осадков не является у них пагубным явлением; так что никто, кого это касается, не боится такой ситуации из-за влажности их земель и сильного холода. Они сеют в два сезона, в середине лета и весной, и собирают два урожая; больше всего они сеют просо /47/. Холод является у них полезным для здоровья, даже если он силен, однако жара пагубна. Они не могут путешествовать в земли лангобардов, так как гибнут там из-за чрезмерной жары. Они хорошо чувствуют только тогда, когда их смесь /48/ застыла; если она, однако, тает и кипит, тело засыхает, и вследствие этого происходит смерть. Вообще среди них распространены две болезни; едва ли хоть один от них остается нетронутым ими. Эти две сыпные болезни - краснуха /49/ и геморрой. Они избегают поедания цыплят, так как, по их утверждению, это вредит им и способствует краснухе. Напротив, они едят говядину и гусятину, и это идет им на пользу. Они носят свободную одежду, узки только манжеты их рукавов. Их короли не дают взглянуть на своих женщин и чрезвычайно их ревнуют; иногда у них мужчина имеет 20 и даже более женщин. Большинство деревьев в их долинах - это яблоки, груши и персики. Имеется там странная птица, которая зеленая сверху и повторяет все звуки людей и животных, которые она слышит. Иногда ее ловят и устраивают на нее охоту. По-славянски она называется "сба" /50/. Там имеется также дикая курица, которая называется по славянски "тетра" /51/. У нее вкусное мясо, а ее ток с верхушки дерева слышен на фарсанг и даже дальше. Имеются две разновидности: черная и пестрая, более красивая, чем павлины.

    Они имеют различные разновидности струнных и духовых инструментов. У них есть духовой инструмент, длина которого составляет больше 2 локтей, и струнный инструмент, который обтянут 8 струнами и внутренняя сторона которого плоская и не согнутая.

    Их напитки и вина представляют собой мед.

    Ал-Масуди говорит: славяне делятся на множество племен. К их племенам принадлежат ас-Сраба /52/ (сорбы); Дулаба /53/ (дулебы); Намджин /54/ - это племя у них самое храброе и воинственное; племя, именуемое Сербами /55/, его у них боятся; племя, именуемое Мизаза /56/; Хайрасан /57/; Сасин /58/ и Хшабин /59/. Из этих племен некоторые обратились в христианскую религию, а именно в якобитскую секту. Однако некоторые не имеют книги откровений, не следуют никаким религиозным законом и являются язычниками. Племя короля принадлежит к последним.

    Племя, о котором мы говорили, то, что называется сербами, сжигает себя в огне, если их вождь умирает. Также они сжигают своих верховых животных. Они имеют обычаи, похожие на обычаи индийцев, хотя последние живут на востоке и расположены далеко от запада. При сжигании трупа они находятся в веселом, праздничном настроении и указывают в качестве причины своей радости то, что их господин (бог) сжалился над ним (мертвым). Жены умершего разрезают себе ножами руки и лица. И если одна из них утверждает, что она любит его, то она вешает веревку, поднимается к ней с помощью скамейки вверх и обматывает себе крепко шею веревкой. После этого скамейка из-под нее убирается, и она (женщина) остается висеть, барахтаясь, до тех пор, пока не умрет. После этого ее сжигают, и она соединяется со своим супругом.

    Их женщины, если они однажды сочетались браком, совсем не совершают измен. Напротив, если девушка любит мужчину, она отправляется к нему и удовлетворяет свою страсть. Если, однако, мужчина берет женщину и обнаруживает, что она девственница, то он говорит ей: "Было бы в тебе хорошее, тогда мужчины желали бы тебя, и ты выбрала бы себе того, который взял бы твою девственность". Он ее прогоняет и избавляется от нее.

    Земли славян очень холодные; и холоднее всего у них тогда, когда ночи лунные и дни ясные. Тогда становится очень холодно, и мороз становится сильным, земля - твердой как камень, все напитки замерзают, колодцы и ключи покрываются словно гипсом, так что они становятся, в конце концов, как каменные. Если люди сморкаются, то их бороды покрываются кусочками льда, которые подобны стеклу. Они их обламывают до тех пор, пока они не согреются у огня или не придут под крышу. Если, однако, ночь темна и день пасмурный, тогда лед тает, а холод ослабевает. В это время гибнут корабли, а их пассажиры погибают, так как на них высвобождаются изо льда рек этих стран глыбы, подобные "твердо установившимся" /60/ горам. Иногда, однако, удается молодому и проворному мужчине ухватиться за такую льдину и спастись на ней.

    Бань они не имеют. Они делают только деревянную будку и затыкают ее щели чем-то, растущим на их деревьях, похожим на мох, которым обрастают корабли /61/, и называемым ими "мух" /62/. Он также заменяет смолу для их кораблей. Они строят в углу (будки) печь /63/ из камней и оставляют наверху, напротив нее (печи), отверстие, чтобы дым мог выходить. Как только становится тепло, они закрывают это отверстие и запирают дверь будки. Внутри имеется резервуар с водой; они льют теперь эту воду на раскаленную печь, так что поднимается пар. Каждый из них в руке держит связку сухой травы /64/, ею он обмахивает себя воздухом. Тогда раскрываются их (тел) поры, излишнее из их тел выходит наружу и устремляется из них потоком; и не остается ни на одном от них ни чесотки, ни язвы. Они называют эту будку "изба" /65/.

    Их короли путешествуют в больших, катящихся и высоких повозках на 4 колесах и 4 прочных жердях, прямоугольных, на которые подвешивают на крепких цепях паланкин, покрытый парчой, так что сидящие внутри не испытывают сотрясения повозки. Такие повозки они подготавливают также для больных и раненых.

    Славяне ведут войны с Румом, франками, лангобардами и другими народами, и военное счастье чередуется между ними."

    Примечания

    1 Adschnâs (Н)

    2 Mâchâ (Н); Мâхâ (РК)

    3 Welînbâbâ (Н)

    4 Ал-Блгâрин, исправлена из ал-Блкâвîн Константиноп. рукописи. В копии Шефера с этой рукописи - ал-Блкâдîн (РК)

    5 Bûîslâw (Н), Бвîслâв, вар. Брîслâв (РК)

    6 Frâga (Н)

    7 Бвîми (РК)

    8 Крâкв (РК)

    9 Mescheqqo (Н), Мшк (РК)

    10 Nâqûn (Н); в Константиноп. рукоп. Nâqûr (РК), исправление на основании данных немецких источников, писавших об ободритском князе Накуне. Последнее упоминание о Накуне датируется 967 г.

    11 С.к.с.н (М)

    12 Mermân, норманны = датчане (Н); м.р.ман (М)

    13 Grâd (Н); в Констант. рукоп. ́Azzân, издатель перестановкой диакритических точек получил Grân. Предположительно - искаженное славянское Grâd (РК); г.рад (М)

    14 Tawâbî (Н)

    15 В данном случае венгры

    16 Так в (Н). В Константиноп. рукоп. mrkt-ский mithkal. Mithkal имеет ближайшее значение веса (РК). Вероятно, речь идет о монетах или о монетах, разрубленных на куски и используемых на вес

    17 munaidi-lât (Н)

    18 В Константиноп. рукоп. qnschâr (РК)

    19 Mâdîfurg (Н); Мâрзбг (РК); в рукописях Маз.н Б.р.г или Мази Б.р.г, который первые исследователей чаще всего отождествляли с Мерзебургом, но сейчас предпочитают Магдебург (М).

    20 В Константиноп. рукоп. сомнит.чтение Флйвй (РК)

    21 Nûb Grâd, Ниенбург (Н); в Константиноп. рукоп. Йрб΄азâб(т), которое в копии Шефера исправлено на Йрб΄грâб(т) (РК)

    22 Sârûdsch (Н)

    23 Соврем. Заале (Н); в Константиноп. рукоп. Слâве (РК)

    24 В Константиноп. рукоп. Нвда (РК)

    25 В Константиноп. рукоп. Нвб΄рâд (РК)

    26 Bûrdschîn, Вюрцен (Н); в Константиноп. рукоп. Нврнхйн (РК)

    27 Muldâwa, Мулде (Н)

    28 Brâga, Прага

    29 В Константиноп. рукописи Дзрâ΄. Можно предположить искаженное славянское слово или описку, исправление которой дает слово "латник" (РК)

    30 Nihle (Н)

    31 Brûs, Пруссия (Н)

    32 Hûto, Оттон (Н)

    33 Ûbâba (Н); графич.конъектура дает Ул.таба, т.е. Veletabi (велеты), название лютичей в немецких хрониках (М)

    34 Есть предположение, что Йа'куб в данном случае смешал лютичей и поморян, и речь идет о Волине (М)

    35 Reihen Klobenholz (Н). Перевод (РК) на основании исправленного издателем текста: "И они там имеют отличные портовые постановления".

    36 Mâzinburg (Н)

    37 Ал-лисан ас-саклаби, подразумевается церковнославянский язык (М)

    38 Benâdschia, Венеция (Н); Бнâджия, в Константиноп. рукоп. Бнâхия (РК)

    39 В данном случае Италия, хотя это понятие арабы применяли обычно для Европейского материка (РК)

    40 Albrqrîja (Н)

    41 Anfurlâna (Н); Анфрлâна, Аквилея (РК)

    42 Под наиболее сильными славянами, вероятно, подразумеваются хорваты (М)

    43 Ultrschkîn (Н); ал-Тршкîн (РК); Т.д.шкин, Ф.Вестберг сближает это слово с названием Тудушкин (производная от theudisci), которое евреи дали немцам

    44 Anqlij(în) (Н); Анклий (РК); ал-΄н.к.лин, т.е. искаженное ал-унк.рин, угры. Unguri, венгры (М)

    45 Баджâнâкиа (РК)

    46 Rûs (Н)

    47 Duchn (Н)

    48 Имеется в виду смесь четырех первоэлементов, которая, по средневековым представлениям, обеспечивала жизнедеятельность человеческого организма (РК)

    49 В переводе Розена - рожа (РК).

    50 Sbâ (Н); сбâ (РК); с.ба, т.е. шпак (скворец) (М)

    51 Tetrâ (Н) ; ттрâ (РК); т.т.ра, т.е. тетеря (М)

    52 as-Srâba (Н); Сбрâба (РК)

    53 Dulâba (Н)

    54 Nâmdschin (Н); Нâмджîн (РК)

    55 Срнîн, читать Србîн (РК)

    56 Mizâza (Н); Мизâзâ (РК)

    57 Hairawâs (Н); Хайравâс, читать Хрвâтîн (РК)

    58 Sâsin (Н); Сâсîн (РК)

    59 Hschâbin, кашубы (Н); Хшâбîн (РК)

    60 Эпитет горы из Корана (РК)

    61 Tuhlub (Н); Розен перевел как "зеленоваты водяной мох" (РК)

    62 Much (Н); ΄удж (РК); в рукописи - ΄.дж, искаженное от м.х (М)

    63 Kânûn (Н)

    64 haschîsch (Н)

    65 Izbâ (Н); ал-атббâ (РК); в рукописи ал-΄ат.ба, неверно написанное слово ал-΄ис.тба, истба, баня (М) (отсюда http://idrisi.narod.ru/ibrag_sch.htm)
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Здесь видно, что русы живут на западе, что они не славяне и что они говорят на языке славян.
     
  8. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Все так перепутано...
    Есть у меня подружка, она очень русской себя считает. Ей снился сон (много лет назад) - огромный укрепленный город, с крпостными стенами, святилищами, статуи богов там всяких. Во сне четко звучало название - Руян. Руянская стена.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Гельмгольд



    "Старое предание вспоминает, что Людовик, сын Карла, пожаловал некогда землю руян св. Виту в Корвейе, потому что сам был основателем этого монастыря. Вышедшие оттуда проповедники, как рассказывают, обратили народ руян, или ран, в веру и заложили там храм в честь мученика св. Вита, которого почитает эта земля. После того же как раны, они же руяны, с изменением обстоятельств отклонились от света истины, среди них возникло заблуждение, худшее, чем раньше, ибо св. Вита, которого мы признаем слугой божьим, раны начали почитать, как бога, поставили в честь его громадного идола и служили творению больше, чем творцу. И с тех пор это заблуждение у ран настолько утвердилось, что Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный в ответах. Поэтому и в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов. Король же находится у них в меньшем по сравнению с жрецом почете. Ибо тот тщательно разведывает ответы [божества] и толкует узнаваемое в гаданиях. Он от указаний гадания, а король и народ от его указаний зависят. Среди различных жертв жрец имеет обыкновение приносить иногда в жертву и людей-христиан, уверяя, что такого рода кровь доставляет особенное наслаждение богам…»

    Епископу Иоанну, старцу, схваченному с другими христианами в Магнополе, то есть в Микилинбурге, жизнь, была сохранена для торжества [язычников]. За свою приверженность Христу он был [сначала] избит палками, потом его водили на поругание по всем славянским городам, а когда невозможно было заставить его отречься от имени Христова, варвары отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копье, принесли ее в жертву богу своему Редегасту в знак победы. Все это происходило в столице славян, Ретре, в четвертые иды ноября…

    После того как умер Кнут, по прозвищу Лавард, король бодричей, ему наследовали Прибислав и Никлот, разделив государство на две части и управляя: один землей вагров и полабов, другой землей бодричей. Это были два мрачных чудовища, очень враждебно относившихся к христианам. И в эти дни во всей славянской земле господствовало усердное поклонение идолам и заблуждения разных суеверий. Ибо помимо рощ и божков, которыми изобиловали поля и селения, первыми и главными были Прове, бог альденбургской земли, Жива, богиня полабон, и Редегаст, бог земли бодричей. Им предназначены были жрецы и приносились жертвы, и для них совершались многочисленные религиозные обряды. Когда жрец, по указанию гаданий, объявляет празднества в честь богов, собираются мужи и женщины с детьми и приносят богам своим жертвы волами и овцами, а многие и людьми – христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам. После умерщвления жертвенного животного жрец отведывает его крови, чтобы стать более ревностным в получении божественных прорицаний. Ибо боги, как многие полагают, легче вызываются посредством крови. Совершив, согласно обычаю, жертвоприношения, народ предается пиршествам и веселью.

    Есть у славян удивительное заблуждение. А именно: во время пиров и возлияний они пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога они насвоем языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть черным богом. Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли райской, так как он – самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека – христианина, какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на жертвоприношения Святовиту. С удивительным почтением относятся славяне к своему божеству, ибо они не легко приносят клятвы и не терпят, чтобы достоинство его храма нарушалось даже во время неприятельских нашествий…

    Пробыв у князя эту ночь и еще следующие день и ночь, мы отправились дальше по Славии в гости к одному могущественному человеку, имя которого было Тешемир, ибо он приглашал нас к себе. И случилось, что по дороге пришли мы в рощу, единственную в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь среди очень старых деревьев мы увидали священные дубы, посвященные богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и с жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывалось в приюте.

    Славяне питают к своим святыням такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны. Клятву они с большой неохотой приносят, боясь навлечь на себя гнев богов, ибо клятва у славян равносильна ее нарушению. У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и рощи, как Прове, бог альденбургской земли, – они не имеют никаких идолов. Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они (другие боги), повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов.

    Когда мы пришли в эту рощу и в это место безбожия, епископ стал увещевать нас, чтобы мы смело приступали к уничтожению рощи. Сам же, сойдя с коня, сбил шестом лицевые украшения с ворот. И, войдя во дворик, мы разрушили всю его ограду и свалили ее в одну кучу вокруг священных деревьев, и, подкинув огонь, устроили костер из множества бревен, однако не без страха, как бы на нас не обрушилось возмущение жителей. Но господь покровительствовал нам…

    И повелел граф народу славянскому, чтобы он приносил своих покойников для погребения во двор церкви, и по праздникам сходился бы в церковь слушать слово божье. А слово божье, согласно порученному ему посланничеству, излагал им пастырь божий Бруно, имея проповеди, составленные на славянском языке, которые произносил понятно для народа. И с этого времени славяне воздерживались приносить клятвы у деревьев, источников и камней, а застигнутых на каких-либо преступлениях приводили к своему священнику, чтобы тот испытывал их железом или лемехами…

    И преуспело дело короля Дании, и могучей рукой занял он землю руян, и они дали ему в выкуп за себя столько, сколько король назначил. И велел король вытащить этот древний идол Святовита, который почитается всем народом славянским, и приказал накинуть ему на шею веревку и тащить его посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросить в огонь. И разрушил король святилище его со всеми предметами почитания и разграбил его богатую казну. И повелел, чтобы они отступили от заблуждений своих, в которых рождены были, и приобщились к почитанию истинного бога. И отпустил средства на постройку церквей…

    ."
     
    Последнее редактирование: 9 фев 2015
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Вот ей бы эти сведения почитать, так же - и главе ее семейства.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Саксон Грамматик

    "«Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою... В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две – к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая – налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, а фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой... Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием... Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица... Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской»."
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    идолы с Вятки (12-13 вв.)

    6141_origin.jpg

    збручский идол (с 4 лицами)
    [​IMG]

    святилище в Арконе

    [​IMG]
     
  13. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Т.е. Рюрик скорее всего был славянизированным германцем?
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    скажем так - балтийская русь это начинающие славянизироваться германцы
    само имя Рёрек было в ходу у скандинавов
     
    Последнее редактирование: 9 фев 2015
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    кстати, язык новгородцев должен был быть гораздо ближе к языкам именно прибалтийских славян, чем к полянско-киевскому, например. поэтому переводчик не требовался )
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Попробуем реконструровать главные архетипические фигуры славянских богов.
    Древнерусские источники помогут здесь гораздо лучше, чем балто-славянские. Здесь мы имеем по крайней мере один оформленный пантеон (кон. 10 в.)

    "И пакы нача княжити Володимеръ в Киевѣ, и постави на холмѣ внѣ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу сребрену, а усъ златъ, и Хоръса и Дажьба и Стриба, Сеимарекла, Мокошь."

    Дальше вплоть до 17 в. идёт различные поучения против язычников с перечислением тех же (с варициями) богов .
    Они дополняют центральный пантеон фигурами Сварога, Велеса, Траяна , Рода и Рожаницы .
    Перун, Велес, Сварожец известны по всему славянскому миру. (Дабог, Траян упоминаются в балканских сказках.
    Семаргл и Хорс имеют иранское происхождение и видимо специфичны для Киевской Руси.

    Мокошь - основной архетипический образ Богини на востоке славянског мира, на западе возможно это Жива.
    (христианизированный вариант Параскева Пятница).

    группа Рода. Рожаница может выступать как в единственном числе , так и во множественном - рожаницы. В последнем случае они явно соотносятся с кельтскими matres - матерями. Сам Род это тот, кто создаёт новых людей : "то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети… Всем бо есть творец бог, а не Род»". Вероятно, он первопредок людского рода. Вторая его испостась весьма удивительна: "геена, огонь неугасимый" (Срезневский). из этого следует, что он бог подземного загробного мира.
    И, наконец, регулярно Рожиница отождествляется с Артемидой , а Род с "Артемидом" (то бишь Аполлоном).
    Последнее отождествление выглядит особенно удивительно, если бы не один нюанс , который объясняет пчему выбраны именно эти боги: Аполлон и Артемида близнецы. Все эти характеристику однозначно указывают на искомый персонаж - это Яма(Йама ) и Ями - близнецы первопредки , правители загробного мира.

    вторая группа хорошо изучена, благодарся балтским аналогам: это Перун и Велес.
    Перун - громовник, высший бог. Громовника почитали в этом качестве и первые славяне на Балканах. Он связан с войной, победой, знаменами, орлом. дубом, гарантией договоров.
    На картинках выше видно, что иконография балто-славянского Святовита была широко распространена на Руси, при том , что бога с таким именем не знали. Теоретически, здесь его роль играл именно Перун.
    Велес -скотий бог. упоминался в договорах наряду с Перуном. У балтов это главный противник Перуна.
    Он бог богатства, животных, "дед" Бояна - т.е. поэтов, змей, чёрт. Фигура тоже легко узнаваемая (германский Один, кельтский Луг, индийский Шива).
    У славяно-балтов. он же вероятно Чернобог (правитель тёмных сил, от которых он же может уберечь).
     
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    другая дуальная группа индоевропейской мифологии это Митра- Варуна.
    в нашем пантеоне подобную устойчивую группу образуют Дажьбог и Стрибог.

    Про Стрибога известно, что он дед ветров. Стрыйковские его характеризует как бога неба и ветров.
    Реконструкции связанные его вероятной христианизированной параллелью- св. Касьяном указыват на явно мрачный "варунический " персонаж (напр. http://www.satanbaal.org/forum/viewtopic.php?p=90278).
    Этимология вероятно связана со словой стрый -старый, старейший в роду.

    Даждьбог напротив явно митраистический персонаж. Он солярный бог (наряду с Хорсом. последний видимо непосредственно солнце). По этимологии связан с даянием, благом. В славянском варианте Хронографии Малалы Даждьбог - сын Сварога (последний там отождествляется с богом огня Гефестом, сп. также инд. сварга - Небо). На этом основании он отождествляется со Сварожичем - Радогастом. сварожцем именуется также огонь. Внуками Даждьбога называются русские князья.

    так что в четырёхстоорнней модели они скорее всего займут следующии позиции:

    .............Велес
    Стрибог - Перун
    ........Даждьбог
     
    La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    У восточных славян местного населения, общение с которым привнесло бы новации, не было. Источником новых идей стало славянское население возвращающегося со ставшего очень неспокойным Дуная (процесс шёл в 7-10 вв. (наиболее активно в 8-9), степняки на юго-востоке ( с нач. 8 в.) и скандинавы на северо-западе (с кон. 8 в.).
    8 век характеризуется массовым строительством маленьких городищ-убежищ и активизацией международной работорговли . В это время происходит становление вождества на Левобережье.
    В 9 в.вождестская организация начинает складыватся на Правобережье. На севере развивается тип торгово-ремесленного населения с полиэтничным составом. В сер. 9.в появляется новая элитарная модель захоронения - с кремацией, урной и курганом над ней, а также скандинавское сожжение в ладье. Это появилась русь - полиэтничный военно-торговый слой с преобладанием славянизирующихся германцев.
    10 в. время утврждения вождестской организации на всей территории и становление политии Русь. В это же время получает распространение гончарная керамика и постепенно распространяется христианство ( кон. века официально принято). Перед этим язычество достигло сравнительно высокой степени развития: с кон. 9 в. упоминаются волхвы (жречество было у черноморской руси), во вт. пол. 10 появляются крупные святилища, складывается пантеон. В пер. трети 11 в. язычество ещё господствует у большей части населения.

    10 новгорx_ec667493.jpg ставачаны украинаx_f8626c5e.jpg
     
    Последнее редактирование: 10 фев 2015
    La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В 9-11 вв. у славян происходит переход к раннему государству.

    Что же касается Римского мира, то после ударов со стороны славян и арабов в 7 нач. 8 в. он, резко сократившись, вступает в эпоху глубинных трансформаций. иконоборчество 8 в. означало разрыв с античной традицией.
    Однако античность воскресает среди франков на западе.
    И вот тогда на них обрушивается удар викингов из реликтового германского мира Скандинавии.
    Последний контрольный выстрел сделали представители ещё более далекой европейской периферии - угры .
     
    La Mecha нравится это.
  20. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.092
    Симпатии:
    299
    Получается германцы и славяне братья, как русские и украинцы. Поэтому так часто воюют между собой.
     
  21. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Скорее, видимо, примерно как русские и татары. )
     
  22. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.092
    Симпатии:
    299
    Татары не арийцы, а славяне и германцы арийцы.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Как русские и чехи )
     
  24. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Все время присутствует противостояние упорядоченного цивилизованного пространства Римского и романизированного стихийным силам истории - "варварским"народам с их начинающейся формироваться государственностью, культурой и пр.
    Как весьма отдаленные последствия римской экспансии. Противостояние Хаоса и Космоса.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    IстаригардYLzPDcaobc.jpg славянские артефакты

    6-7 средн днепрYvVyuhLCy6M.jpg

    моравия 8-9 вв.

    8 в моравияxF22hQtsYM0.jpg 9 в моравия7n5VJwKqbjE.jpg 9 в моравияbZBezXO3_SA.jpg 9 в моравияkni-ZNZq-yo.jpg 8 ссловакияTkvzvaJnzKw.jpg

    9 в моравияOTlhaMm_YiY.jpg 9 в прагаAGAz_UQzwVg.jpg (Чехия 9 в)

    польша 10 вd4emRyq9JnA.jpg (Польша 10 в.)

    балтийские славяне

    10-11 брпнденбургFr-2M-gnMC4.jpg 11-12 обдритыpCjGF4itCr8.jpg


    волин8tBFvakELXY.jpg старK3eYfJbpa_0.jpg волинx_3a22cbdf.jpg
     

Поделиться этой страницей