Себастьян Вранкс (исп. Нидерланды)1573-1647. грань маньеризма и барокко Жак Калло. 1592/93-1635 . Лотарингия. (грань маньеризма и барокко)
Переходя к рассказу о традиции "регулярности" в эпоху Барокко (рационализме, классицизме, дирижизме и т.д.), необходимо отметить, что если это лекарство сейчас представляется нам слишком сильным, то и ведь и болезнь была очень запущена ). Полдень европейской культуры - это было время чрезмерное во всём. Все кошмары 16 века в пер. пол. 17 только усугубились - религиозные войны, массовые казни, охота на ведьм, инквизиция, к ним ещё вдобавок золотой век пиратства, Тридцатилетняя война, английская революция, расцвет работорговли, чудовищная преступность, орды наёмников (тех же бандитов, только официальных) - кормящихся за счёт населения ("валленштейновская саранча"). Нарастающее ощущение безумия мира. Пьеса Кальдерона с говорящим названием "Жизнь есть сон" довольно точно отражает мироощущение эпохи. И это был, таки, довольно кошмарный сон. Ну можно конечно ещё вспомнить "пир во время чумы" ) Так вот, рационалистическая линия это была отчаянная попытка найти твёрдую опору в этом слишком причудливом, обширном , но беспощадно достоверном и материальном мире )
регулярный сад. Со времён Возрождения это был кусочек разумности и стабильности. То что он был такой разранжированный ничуть не смущало, благо лес был в двух шагах ). ван дер Венне Речь идёт не о колдовских садах итальянского маньеризма и террасированных склонах римских вилл, разумеется, а о садах всей остальной Европы. Якоб Гриммер Питер Брейгель Младший Лукас Валькенборх Себастьян Вранкс Коллери Ян Брейгель На последних двух картинах можно видеть как во времена барокко сад разрастается, выходит за предела оградки и пытается создать целостный ансамбль с домом. Калло Веласкес
постепенно складывается устойчивая инфраструктура : с с фонтанами, земляными амфитеатрами, системой зелёных кабинетов со стенам из стриженного тисса, каждый из которых как залы кунсткамеры был собранием тех или иных редкостей и диковин.
В течение 17 в. складывается два типа регулярных садов: голландский и французский. Голландский обычно меньше, главную роль в нём играют цветы на фигурных клумбах (вспомним знаменитую тюльпаноманию). зимой вместо них узоры из разноцветной земли, стекла, кирпичной крошки. Дом в стороне от главной перспективы и скрыт близко растущими деревьями. Во французском (его создатель Ленотр) дом является центром композиции, цветы в горшках приносят и уносят. главное это масштабы и симметричность . высшм воплощением стал Версаль. в регулярном саду, в соответствии с принципом сформулированным Ф. Бэконом, "природа открывает свои свойства лучше всего, когда она стеснена" сама регулярность воспринималась как открытие свойств природы в её новом математическо-механистическом понимании.
Регулярный сад тесно связан с идеей регулярного государства. Последнее было скорее практикой , чем теорией .Оно воплощалось в эдиктах Ришелье (от сноса замков до запрета дуэлей), в дирижистской политике Фуке и Кольбера - когда государство взялось за экономику, дабы научить чему-то разумному купцов и фабрикантов, и в учреждении госпиталей (описанный в классической работе Фуко Общий госпиталь был открыт в 1656 г.). Это были интересные лечебно-тюремно-трудовые заведения, которые должны были изъять из общества всё неразумное, не контролирующее себя. Туда попадали сумасшедшие и венерики, проститутки и атеисты, моты и нищие. (в Германии и Англии это называлось исправительный дом) Фуко: "Для XVI в. Не-разум был некоей прямо грозящей опасностью, которая всегда могла — по крайней мере в принципе — нарушить связь субъективного восприятия и истины. Ход сомневающейся мысли у Декарта ясно показывает, что опасность уже преодолена и безумие располагается вне той неотъемлемо принадлежащей субъекту сферы, где он сохраняет все права на истину, — т. е. вне той сферы, какой является для классической мысли самый разум. Отныне безумие отправляется в ссылку. Если отдельный человеквсегда может оказаться безумным, то мысль как деятельность полновластного субъекта, ставящего своей целью разыскание истины, — мысль безумной быть не может. Между Монтенем и Декартом пролегла граница, которая вскоре окончательно закроет доступ к столь привычному для Возрождения опыту неразумного Разума и разумного Неразумия. Произошло нечто значительное — нечто, связанное с пришествием рацио." "Общий госпиталь не является медицинским учреждением. Это скорее некая полуюридическая структура, своего рода административная единица, которая существует в ряду прежних органов власти и способна сама, не прибегая к помощи суда, выносить решения и приговоры и сама же исполнять их. “Для целей сих будут в распоряжении управляющих: столбы, железные ошейники, камеры и подземные темницы в сказанном Общем госпитале и во всех местах, ему приданных, дабы они использовали их по своему усмотрению, и предписания, данные ими внутри сказанного Госпиталя, не подлежат обжалованию; что же до предписаний, каковые сделаны будут вне Госпиталя, то они и по форме своей и по содержанию должны исполняться неукоснительно, невзирая ни на какое сопротивление либо обжалование, воспоследовавшее или могущее воспоследовать, и не принимая оных во внимание, однако же меры защитительные либо обвинительные должны быть в соответствии с ними безотлагательно приняты в судебном порядке”12. Независимость и всесилие Общего госпиталя почти абсолютны, его суд не подлежит обжалованию, а решения выше любого права; это какая-то странная власть, созданная королем на грани закона, на стыке между правопорядком и правосудием, какая-то третья репрессивная сила"
Чтобы сформулировать идею которой был одержим Пётр 1 достаточно именно этого слова : "регулярность" ("регулярство") )
Одной из форм регулярности становится церемониал. Сейчас трудно понять до какой степени они занимал людей 17 века. Лидировала здесь Испания, а во вт. пол. века подтянулась и Франция, создав новый этикет- образец для всеобщего подражания. Французский "экстравертный" парк (в отличие от голландского, более "интровертного") это именно площадка для церемониального действа, гигантская декорация. Кстати, театральные декораторы работали в таких парках напрямую: в голландских, где не было настоящих бесконечных перспектив, их могли рисовать на задниках )
Регулярное познание В действительности существовало несколько проектов. Одним из них была, например, "вторая схоластика", крупнейший представитель которой Суарес (с 1590-х гг.). В рамках этого проекта было Тридентское решение об учреждении семинирий в каждой епархии и последующее создание сети иезуитских коллегиумов. "Розенкрейцерский проект" (нач. 17 в.) ставил две ключевые задачи - целенаправленное собирание знания (ещё не различая научное и оккультное) и его применение на благо человечества для исправления мира перед страшным судом. Первая задача перекликалась с Новой Атлантидой Френсиса Бэкона, автора первой после Аристотеля рациональной классификации научного знания. Важнейшем было то, что новое знание было опытным (и индуктивным). Одним из следствие этого проекта (весьма барочным по форме) стало массонство и иллюминатство. а также учреждение научных обществ- академий наук (Лондон. 1660). Автором третьего проект , видимо, может считать Галлилей. Это был собственно проект науки как метематизированного эксперементального естествознания. именно он закреплял за математикой статус абсолютной истины, стутусно неотличимой от божественного всезнания. Декарт, Спиноза стремились придать тот же статус математической достоверности знанию философскому, опираясь на "естественный свет разума" - т.е. интеллектуальную интуицию. Наконец вершины это направление достигло в работах Ньютона. Итогом стала т.н. ньютоновско-картезианская парадигма европейской мысли, рассматривающая вселенную как гигантский механизм , запущенный Богом, и точно описываемый с помощью ограниченного количества формул. Вот по этой причине, закон, порядок и точные формулы гармонии рассматривались как закон самой природы, а регулярные парки и вообще принцип регулярности, соответственно, как максимальное их выражение. (да, если кто читал "Сеть Индры" и запутался, то под "программой М2" там понимается именно этот процесс )
Регулярное искусство ("классицизм") Идея, что как законы мироздания могут быть описаны с помощью точных формул, так же и законы гармонии и красоты, начала прочно входить в умы. Система академий художеств этому способствовала. Важнейшим из таких учреждения стала "Академия вступивших на истинный путь". Болонья, основана в 1585 г. братьями Карраччи. Поэтому ранний классицизм в живописи именуется ещё болонским академизмом. В сер. -вт. пол. 17 в. во Франции были сформулированы и правила литературного классицизма, явно противопоставленные барокко (три единства, жёсткие границы жанров, ясность композиции, однозначность смысла и т.д)
Аннибале Карраччи 1560-1609. Папская область (по правде говоря, в работах самих братьев маньеризм ещё ощущается изрядно) Гвидо Рени 1575-1642. Папская область. (в некоторых работых близок к караваджизму) Доменикино 1581-1641 Рим, Неаполь
Пуссен 1594-1665. Франция, Рим. (триумф Вакха) (похищение сабинянок) (потоп) Лоррен 1600-82. Лотарингия, Рим. (похищение Европы) Лоран де ла Гир 1606-56. Франция
Вот этот портрет девушки мне в детстве (было лет 5-6) мне казался образцом красоты. : Всегда думала, что Пуссен-Лоррен - это классицизм.
английское палладианство Иниго Джонс (1573-1652) (открывает направление знаменитый Банкетинг-хаус 1619-25) (Уилтон-хаус) (1635) проект дворца в Уайтхолле Кристофер Рен 1632-1723 библиотека Тринити-колледжа (госпиталь в Гринвиче) Тельмен. дворец Чатсуорт. 1681 Уильям Брюс (Шотландия). дворец Хоптоун
Голландский классицизм (он же северное барокко ) ). С 1620-х гг. ван Кампен павильон Маурицхейс . 1635 дврец Хёйс-тен-бос. 1645 дворец штатгальтера в Гааге амстердамская ратуша. 1655 другие воспитательный дом библиотека арсенал адмиралтейства дворцы кон. 17 в. (Амеронген) (Хет-лоо)
Кстати, вы никогда не жалели, что в 17 веке не было фотографии? ) Беркхейде (1638-98) это всё Амстердам и Харлем
французский классицизм или стиль Луи 14 (вт. пол. 17 в.) Версаль (картинки отсюда http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post345762504/) оранжерея конный двор фонтан Аполон фонтан Нептун Большой Трианон
ещё Версаль Жубер, Коттель (боги в версальских садах) Лувр дом инвалидов арка Сен Дени Шарль Лебрен Пьер Миньяр Жирардон Пюже Кусту