Сначала хотел бы уточнить насчет пяти скандх. вики Я много раз читал про них в книжках и энциклопедиях, но вопросы все равно остаются. Например - ведана, это исключительно ощущения порядка "приятно - неприятно - нейтрально" или что-то еще? Санджня - это дифференцированные ощущения от разных органов чувств, включая их интеллектуальную обработку или без таковой? Самскара - такое хранилище волевых импульсов, правильно? Виджняна - поток моментальных вспышек осознавания? Чем она отличается от сантаны?
Еще хотелось бы прояснить дихотомию нама-рупа, тут тоже нет особой ясности. Определение (Олег подкинул) оставило вопросы. В частности интересно, как соотносится нама со скандхами кроме рупы, в частности, с санджней и виджняной.
т.е. категоризация эмпир. объекта Разве распознание объекта, идентификация или категоризация возможны без дифференцирования признаков? Т.е. санджня, получается, сопоставляет феномену некий фрагмент картины мира данного человека.
Прошу Максима поправить если что. Рупа, насколько я понимаю, соответствует непосредственному физическому восприятию. В наиболее чистом виде проявление дхарм этой скандхи проявляется у человека в состоянии "овоща": глаз реагирует на свет, рука дёргается от укола, но не более того.
Нама это самое первичное непосредственное различение феноменов ещё до их эмоциональной оценки "приятно-неприятно-нейтрально". В наиболее чистом виде проявляется у новорождённого, который просто воспринимает мир, следит за рукой, но не проявляет реакции "приятно-неприятно". Как только проявляет - это уже включается следующая скандха, ведана. То есть младенец, скажем, отличает синее от белого, но ещё не понимает что синее это синее, а белое это белое. А вот когда ребёнок начинает это понимать, то это значит что включилась санджня.
Другими словами, синтезу вроде как обычно предшествует анализ. Если это чисто автоматическая реакция... так ли это? Мне казалось, для рупы тоже нужно сознание. А как мы тогда убедимся, что феномены различаются?
Из определения выше я про то, что курсивом Раз это различение феноменов, то интересно узнать, КАК они различаются. ) На основании чего. пардон, тут у меня странно ) поясню, если даже рупа невозможна без контекста "психики", то и нама наверно вряд ли... такая логика.
Осмысление это уже довольно высокая функция сознания. В широком смысле можно сказать, например, что сознание=восприятие. То есть наличие функции получения сигнала и реакции на него. В этом смысле у человека в состоянии "овоща" есть сознание, но отсутствует самосознание и вообще какое-либо осмысление опыта. То есть в этом смысле психический континнуум у него есть. Просто он в значительной степени редуцирован. На основании прошитых в "железо" программ. ) Примерно как видеокамера с датчиком движения или, скажем, функцией определения лица.
Программы тоже различают на основании признаков. Получается, речь о двух альтернативных путях распознания феноменов по признакам - "железо" и санджня?
Ну они не сказать что альтернативные. Санджня это скорее надстройка, следующий уровень распознавания. Причём между ними ещё ведана.
Распознавание феноменов. ) И еще вопрос. Если у нас идет нама, потом ведана, потом санджня, почему нама не фигурирует как скандха? )
Смотря что понимать под распознаванием. Потому что нама и рупа идут настолько неразрывно вместе, что их трудно различить, да и большого практического смысла нет.
Ну вот это и хотелось бы узнать. В частности, если "ребенок следит за рукой", то он выделил ее среди других феноменов. А различение вроде как возможно только на основании дифференциальных признаков (пусть на уровне "железа"). Если есть другие механизмы, можно их тут обсудить. )
Если под распознаванием понимать понятийное узнавание, то нама-рупа это не распознавание. А если нет, то таки да. ) Насчёт дифференциальных признаков - ну, видимо, некие признаки есть. Не понятийного плана.
Не понятийного плана... разве что в смысле, что не осознаваемые. А так признаки, они и есть признаки. )
Что меня еще немного напрягает: Не знаю, насколько компонент "без эмоций" присутствует в других определениях, запал он мне в память именно из этого. ) Просто в западном смысле "приятно - неприятно", т.е. выражение удовольствия - неудовольствия, - это тоже эмоции (элементарные?), как я понимаю. Прошу поправить, если что.
Вась. Давай сначала. Рупа скандхи это органы чувств и воспринимаемые ими объекты причём именно в том контексте, что они воспринимаются. Воспринимаются они не как "это нечто", а с самого начала определённым образом. Т.е. различиение по линии громкое-тихое и красное-белое происходит уже на этом уровне.